Анализ поэмы полтава пушкина 7 класс

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок «Анализ отрывка поэмы «Полтава» А.С.Пушкина»

Урок литературы в 7-м классе

Анализ отрывка поэмы «Полтава» А.С.Пушкина

Полтавская битва была не просто сраженье,замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существованиецелого народа, за будущность целого государства.

В.Г. Белинский

Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе «маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с поэмой А. С. Пушкина «Полтава».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

· коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности.

Методические прием: аналитическая беседа, чтение произведений, ролевая игра.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Вступительное слово учителя.

Обратите внимание

Полтавская битва, взятие Белогорской крепости, предательство Мазепы, бегство Гришки Отрепьева, метания Годунова, противоречивость Пугачёва — всё это лишь песчинки в истории Отечества Российского.

Но если это так, то почему мы о них знаем? Почему помним? Думаю, что не последнюю роль в этой памяти сыграло перо Пушкина.

Не только «прелестью стиха», но и своим жгучим стремлением быть любезным народу за пробуждение добрых чувств поэт обессмертил время, ведь ему очень хотелось, чтобы мы ощущали ту же духовную жажду, что и он сам, чтобы мы оценили её как самое дорогое, чем может быть славен человек.

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал А.С.Пушкин. Именно поэтому он, как и многие другие писатели, обращается к истории России в целом ряде своих произведений. В центре сегодняшнего нашего урока одно из них — поэма «Полтава». Ребята, откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока. 

Сегодня мы познакомимся с историей создания поэмы А. С. Пушкина «Полтава», повторим знания о Петре и его сподвижниках, о ходе Северной войны, попытаемся понять сложность содержания поэмы и попробуем увидеть прелесть Пушкинского гения в ней. 

IV. Изучение нового материала.

Учитель: У нас на уроке присутствуют историки, литературоведы, текстологи и искусствоведы.

Давайте послушаем, что интересного они могут нам рассказать про А.С.Пушкина и личность Петра I.

1) А. С. Пушкин всегда интересовался историей. Он писал: «История народа принадлежит поэту». Современность для Пушкина всегда связана с прошлым.

«Видел я трёх царей», — писал Пушкин в одном из писем жене. В нем он вспоминал Николая I, Александра I, Павла I. Пушкин встречался со многими замечательными людьми, которые вписали свои имена на страницы Российской истории.

Важно

2) Сама же история рода Пушкиных из XVIII и XIX веков уходила в глубь столетий. Поэта, всегда гордившегося своим шестисотлетним дворянством, волновали семейные легенды. Он знал о том, что его предок Ратша служил «мышцей бранной» Александру Невскому, что Пушкины, военачальники, наместники, послы, участвовали в государственной жизни России.

1) Особенный его интерес вызывали предки — бунтари: Гаврила Пушкин, дерзнувший низвергать законного царя Бориса Годунова, Фёдор Пушкин, покусившийся на жизнь Петра I и казнённый императором. «Род Пушкиных мятежный» — по линии отца.

2) Мать же поэта была внучкой негра Ганнибала, ставшего в России сподвижником Петра I.

Учитель: И легенды, и жизнь, кипевшие вокруг, подсказывали пушкинской музе исторические темы, к которым он обратился ещё лицеистом. Первый его поэтический триумф — стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», написанное им в 15 лет.

Текстологи

Страшись, о рать иноплеменных!России двинулись сыны, Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,Сердца их мщеньем зажжены. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!Ты в каждом ратнике узришь богатыря,Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья 

За Русь, за святость алтаря.

Учитель: Вспоминал Пушкин в этом стихотворении и победоносные сражения русских воинов XVIII века. Мысль Пушкина — поэта обращалась не только к русской, но и всемирной истории.

Литературоведы:

1) Исторические интересы Пушкина пробуждались под влиянием искусства. Так, например, памятник Петру I работы французского скульптора Фальконе стал героем поэмы «Медный всадник».

А «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина принадлежит особая роль в формировании исторических и нравственных воззрений Пушкина. «Древняя Россия, казалась, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом», — писал он. Влияние «Истории государства Российского» чувствуется на многих произведениях поэта: трагедии «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка» и др.

Совет

2) Интерес Пушкина к личности Петра I и его эпохе возник в начале 20-х годов XIX в. Известны написанные им в 1822 г. заметки по русской истории XVIII в. В них Пушкин показывает Петра I, «северного исполина», «гения». В стихотворении «Стансы» (1826г) он создаёт портрет Петра I, который должен был стать для Николая I, только что вступившего на престол, образцом для подражания.

Текстологи

Стансы

В надежде славы и добра 

Гляжу вперёд я без боязни:

Начало славных дней Петра

 
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлёк сердца, 

Но нравы укротил наукой,

И был от буйного стрельца

 
Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой 
Он смело сеял просвещенье, 

Не презирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник, 
Он всеобъемлющей душой 
На троне вечный был работник.

2)  Личность Петра привлекала Пушкина своей неоднозначностью. Ведь он был и «мореплавателем, и плотником», и вместе с тем, жестоко расправился со стрельцами, отправил на казнь собственного сына. Петру I посвящены такие произведения поэта, как «Арап Петра Великого», «Стансы», «Медный всадник». Пушкин погиб, не закончив свой исторический труд «История Петра 1».

Учитель: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны,» — писал А.С. Пушкин.

Исторический комментарий (видео) 6 мин.

Учитель: Ребята, давайте запишем, что такое поэма.

ПОЭМА- Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Как вы понимаете сочетание «лиро-эпический жанр»?

Лиро-эпический жанр- жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение — сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме.

V. Работа с текстом художественного произведения.

Дома вы должны были прочитать поэму «Полтава» и проработать отрывок «Полтавский бой». Какие слова оказали вам незнакомы, новы?

Лексическая работа:

Ретив (ретивый) (в словаре!)

1. Усердный, старательный, прилежный. Ретивый работник. Мужик ретивый был работник. Крылов. Ретиво (нареч.) работать. || Бойкий, живой. Что ты ржешь, мой конь ретивый? Пушкин. Вот ретивая песнь несется вдалеке. Вяземский.

2. в знач. сущ. ретивое, ого, мн. нет, ср. Сердце (нар.-поэт.). Забилось ретивое.

Гацевать (в словаре!)

  1. красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне или на чем-либо, имитирующем скакуна 
  2. перен., о коне: вытанцовывать, делать пируэты, высоко выбрасывать вверх передние ноги 
  3. перен. нетерпеливо перетаптываться, пританцовывать перен., разг. красоваться, передвигаться, красуясь, стараться произвести впечатление 

БА́ЛОВЕНЬ (в словаре!)

1. Человек, к-рого балуют, к-рому во всём потворствуют (разг.).Этот ребёнок общий б. Б. судьбы (перен.: о том, кому во всём сопутствует удача).

ВЗОР. То же, что взгляд (в 1 и 2 знач.). Устремить в. куда-н. Обратить в. на кого-н. Ласковый в.

СУЛИТ

Поэт очень точно описал битву.

Скажите, пожалуйста, а чем отличается пушкинское описание боя от того, которое вы можете прочитать в учебнике по истории, то есть от научного?

Обратимся к 1-ой части отрывка.

  • Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»

Работа со словарем (в словаре!)

РОК — Устар. срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. 
Роковой — срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба решает участь  либо важное событие.

Судьба — совокупность событий и обстоятельств, влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила  (рок– судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны. Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника: «Уходит…

», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

  • Почему шведы названы «сыны любимые победы»?
  • Объясните слова: «Как пахарь, битва отдыхает». (Наступает затишье перед боем, солдаты готовятся к главному сражению, как пахарь, отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки; «голодный рев» – требование жертв.)
  • Как вы поняли выражение: «Тесним мы шведов рать за ратью, темнеет слава их знамён»?
  • Какие строчки, подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

Прочитаем вторую часть отрывка.

  • Какое впечатление производит на читателя образ Петра?
  • Какие художественные средства помогают Пушкину передать величие и мощь Петра, вызвать восхищение и гордость за него?
  • Как вы понимаете слово «лик»? 

Словарная работа (в словаре!)
ЛИК
Лик — внешний вид, образ человека
Лик — образ святого в православии
Лик — то же, что икона
Лик — изображение лица святого на иконе
Лик — имя ряда мифологических персонажей

Лик святости — разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами
Лик святых или лик ангелов — сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих
Лики (множественное число) — радостные крики, пение, ликование.

  • Почему Пушкин употребил это слово вместо современного «лицо»?

Обратимся к  3-й части отрывка.

  • Какие слова выбирает поэт, чтобы показать состояние царя, подчеркнуть его энергию, жажду действия?

Прочтём 4-ую часть.

  • Как появляется Карл на поле боя?
  • С помощью каких эпитетов рисует Пушкин шведского короля?
  • О каких чертах характера говорит этот портрет?
  • Сравните, как два полководца обращаются к войскам, призывая солдат к бою.
  • Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра падают на погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

Учитель: Уроки истории, особенно военной истории, — это всегда очень горькие уроки, потому что за ними — смерть. И, тем не менее, Полтавская битва в изображении Пушкина — дань величайшего торжества Петра и той молодой России, которая «в боренья силы напрягая, мужала с гением Петра». Полтавский бой подтвердил правильность реформаторской деятельности царя.

Русский критик В.Г. Белинский сказал: «Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности военных сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства». Наверное, поэтому Полтавская битва интересовала и художников. Слово искусствоведам.

Искусствоведы рассказывают о произведениях искусства, на которых изображена Полтавская битва: мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавский баталия» (стр.98) , репродукция картины В.А. Серова «Петр I в Полтавском бою» — и описывают их.

Читайте также:  Анализ произведения тургенева малиновая вода

VI. Рефлексия

Обратите внимание

Учитель: Ребята, скажите, что нового вы узнали из урока? Достигли ли вы тех целей, которые ставили себе в начале урока?

Оценки

VII. Заключительное слово учителя

А.С. Пушкин — часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, «России определено было высокое предназначение».

Творчество Пушкина «продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее», т.е. к нам.

Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», и следовать его совету — узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных 
Земли родной минувшую судьбу.

VII. Домашнее задание

1. Выучить отрывок «И грянул бой…» наизусть

2. Составить цитатный план поэмы

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/13/urok-analiz-otryvka-poemy-poltava-a-s-pushkina

Урок литературы в 7 классе Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава» Презентацию составила учитель русского языка и литературы Т.А.Чернавская. — презентация

1 Урок литературы в 7 классе Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава» Презентацию составила учитель русского языка и литературы Т.А.Чернавская<\p>

2 Известен большой интерес А.С.Пушкина к истории России, особенно к петровскому времени. Полтавскую битву поэт считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага…» А. С. Пушкин запечатлел в поэме великий исторический момент в судьбе России, поэтически воссоздав картину Полтавского сражения. И сколько бы не прошло времени с тех пор, читатель, открывая новые пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы.<\p>

3 Поэма «Полтава» 1828 год<\p>

4 Кочубей Мазепа<\p>

5 Влюбленная Мария Безумная Мария<\p>

6 «Горит восток зарёю новой…» Это мысль о возрождении былого могущества родины, предчувствие победы…<\p>

7 Полтавская битва<\p>

8<\p>

9 1. «Горит восток зарею новой…»Это мысль о возрождении былого могущества родины, предчувствие победы… 2. «Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен…» Метафора, которая передает уверенность поэта в победе русской армии 3. «Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!…» Звучный – радостный, полон надежды 4. «Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки…» Он хотел увидеть неорганизованную армию, слабую и духом и физически, но…<\p>

10 5. «И грянул бой. Полтавский бой!..»Слышен звук, громкий, неистовый – русские солдаты будут биться на смерть. 6. «Ура! Мы ломим; гнутся шведы: О славный час! О славный вид! Еще напор – и враг бежит!..» Метафора «Мы» – поэт не отделяет себя от участников сражения, слышны его патриотические чувства. Колет, рубит, режет, бежит и.т.д.Динамика создается сменой событий, нагнетанием глаголов Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… Сочетание определенных звуков – и мы слышим звуки боя.<\p>

11 Петр I Карл XII<\p>

12 «И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой… За ним вослед неслись толпой…» «… бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился…»<\p>

13 Петр IКарл XII Необыкновенен, грозен для врага «Бледен, недвижим» Это порыв, стремление Немощь короля символизирует закат его государства Воплощает в себе динамическую силу и энергию молодого государства Беспомощен, слаб, «слабым манием руки на русских двинул он полки» Участвует в бою Не принимает участия в бою. Сопоставление Петра I и Карла XII<\p>

14 «Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его»<\p>

15 Бегство Карла XII и Мазепы<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1190723

Конспект урока литературы. «Пушкин. Полтава». 7 класс

Конспект урока по литературе.

Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Полтава». Мастерство поэта в изображении полтавской битвы, прославление мужества и отваги полтавских воинов.

Задачи:

Образовательная: познакомить с отрывками из поэмы, с историей создания поэмы, показать интерес Пушкина к истории России, сравнить образы правителей,.

Развивающая:развитие монологической речи, внимания, воображения, логики.

Воспитательная: воспитание любви к Родине, патриотизма,  формирование мужских черт характера.

Этапы

Содержание

Примечания

Орг. момент

— Здравствуйте.

Актуализация знаний

— Ребята, я вам сейчас прочитаю синквейн (это стихотворная форма, которая состоит из пяти строк), а вы подумайте и ответьте о ком он.

— Русский величайший.

  Сочинял, влюблялся, погиб.

  Сказки знает каждый ребенок.

  Гений.

— Итак, кого вы узнали в строках этого синквейна?

Сообщение темы урока

— Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с его произведением – поэмой «Полтава».

Изучение нового материала

— А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня.
— Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины.

— Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым    героем. Став царем (1696 г.

), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азов­ских походов (1695-1696 гг.

) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

— Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.

— Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, кото­рый долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовлен­ными войсками противника.

В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.
-Сегодня мы познакомимся с поэмой А.С. Пушкина “Полтава”.
— Кто скажет, что такое поэма? (это большое стихотворное произведение на историческую или 

героическую тему).

— Верно.

— П

оэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году. — Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.

— Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея.

В третьей — описывается Полтавская баталия).

— В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.

— Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава).

— Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, «в несколько дней», закончил свою вторую по величине (после «Руслана и Людмилы») поэму.

Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М.Юзефовича: «Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах.

Важно

Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки.

Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части».

— Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.

Анализ произведения

— Дома вы прочитали поэму «Полтава».

— Какие эмоции вызвала у вас поэта? Что вы ощущали во время чтения? Какие ощущения были после прочтения?

— Действующие лица:

  • Мазепа — украинский гетман.
  • Мария Кочубей — дочь В. Л. Кочубея.
  • В. Л. Кочубей — генеральный судья.
  • Любовь — жена его.
  • Петр Великий — русский царь.
  • Карл XII — шведский король.

— Сегодня на уроке мы с вами будем работать с двумя отрывками из поэмы «Полтава» , сделаем вывод, какими качествами раньше обладали воины и каким должен быть настоящий царь.

— Перед вами лежит отрывок из поэмы «Полтава», в котором описан полтавский бой.

— Я вам его прочитаю, а вы внимательно слушайте и постарайтесь представить происходящее событие.

Горит восток зарею новой

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

   Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се — равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

   И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

Заним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова —

В пременах жребия земного

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны;

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный

Полудержавный властелин.

   И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

   И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

— Итак, какая картина предстала перед вами?

— Какие эмоции она у вас вызывает?

— Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?

План:

1.     Начало боя.

2.     Появление Петра.

3.     Передышка в бою.

4.     Образ Петра и Карла.

5.     Битва  в разгаре.

6.     Победа.

7.     Пир Петра.

Начало боя.

— Как рисует Пушкин начало боя?

( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)

— Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).

— «Дым багровый кругами всходит к небесам».  Почему дым багровый?

— Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

— Почему поле брани называют роковым? От какого слова?

( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

— Кто такой « бог браней»?

— «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать)

( У древних римлян Марс  — бог войны.)

— Кому этот Бог покровительствует?

( В данном сражении он покровительствует русским).

 — Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

— Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.

— Как поэт передает ощущение топота множества ног?

— Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).

— Что такое звукопись?

(это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. («»…Чуть слышно, бесшумно шуршат )

 — Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

-Какое впечатление на вас производит Появление Петра?

( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)

— Как  поэт добивается этого эффекта?

(Поэт использует слова, которые уже устарели 

«лик, глас»)

— Как они называются? (архаизмы)

—  «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).

— Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

 Он прекрасен.

— Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)

— Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)

— С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?  ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

— А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).

Началась передышка в бою.

— С чем сравнивается образ битвы?

( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  — дело народное, трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).

Образы Петра и Карла.

— Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):

Петр I

Карл XII

— Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) 

— А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

— Какой прием использует автор? (антитеза — противопоставление)

— А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)

— А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).

— Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?

— С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить  Карла, увидеть его безнадежность).

— Как вы понимаете выражение:

«смущенный взор изобразил необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье»?

— Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).

— А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения) .

— А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).

Описание разгара битвы.

— Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)

— Заполните таблицу:

Глаголы

Существительные

Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность  боя.

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

Выбрать существительные, описывающие бой

— Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»?

— Возьмите листы с другим текстом.

— Послушайте и представьте картину.

Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим; гнутся шведы. О славный час! о славный вид! Ещё напор – и враг бежит: И следом конница пустилась, Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает

Описание победы.

— Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего?

( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

— Почему автор сравнивает падших с саранчой?

— Какие чувства испытывает Петр?

 Описание пира.

— За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).

— Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

Итог урока.

— Итак, с отрывками из какого произведения мы познакомились сегодня на уроке?

— Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись?

— А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером)

— А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества?

— Вы бы пошли защищать Родину?

— Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью».

— Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

Домашнее задание.

Выучить отрывок «… И грянул бой»

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_literatury._quotpushkin._poltavaquot._7_klass-31572.htm

Скачать материал

Уроки 15–16 А. С. ПУШКИН. ПОЭМА «ПОЛТАВА». ОБРАЗЫ ПОЭМЫ

02.02.2012 37977 3306

Уроки 15–16 А. С. Пушкин. поэма «полтава». образы поэмы

Цели: показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Методические приемы:  аналитическая  беседа,  чтение  произведений.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ учащегося о Г. Р. Державине, чтение стихотворений поэта.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Александр сергеевич пушкин
(1799–1837)

«У  каждого  возраста  свой  Пушкин»,  –  писал  С. Я. Маршак.  Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг  мыслей  и  переживаний  юного  поэта,  познакомит  с  пушкиным-лицеистом.

2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий царскосельского парка.

Учитель. Именно тогда, в лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».

3. Работа над поэмой «Полтава».

1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.

), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене.

В результате Азовских походов (1695–1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700–1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

2) Рассматривание репродукций.

Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.

3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.

– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье… служить… начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут.

Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую  атаку  «нависли  хладные  штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое» (рок – судьба).

От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.

Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит …», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки «голодный рев» – требование жертв.)

– Как  автор  рисует  начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли,  рубят,  «бросая  груду  тел  на  груду» – новых  погибших  на  уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость  боя  и  его  стремительность  усиливаются  употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

– Каким  мы  видим  Петра  I,  Карла  XII?  Как  автор  относится  к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен – необыкновенен, грозен для врага.

Совет

Глаголы передают волнение – «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» – сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца.

Даже верный конь гордится седоком.

Карл,  накануне  вечером  осматривая  издалека  лагерь  русских,  на-ткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу.

Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке… несомый верными слугами».

  «Слабым  манием  руки» – неуверенное,  слабое  движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно  – воодушевить свои войска.)

– Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает… вождей чужих…»? (Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла XII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») – великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждая, учили его воевать!)

Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» А. С. Пушкина.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/220-1-0-3162

«Полтава» как ни одна из предшествующих поэм Пушкина вызвала огромный интерес, сразу же после своего появления было опубликовано много критических статей.

Известно, что и сам поэт, до этого никогда не принимавший участия в дис­куссиях о своих произведениях, активно обсуждал новую по­эму. Он определил ее как произведение «совсем оригиналь­ное».

Вероятно, именно эта оригинальность и стала причиной споров вокруг «Полтавы».

Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая со­временников, заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пуш­кина.

Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с од­ной стороны, и с периодом господства нового, весьма своео­бычного литературного вида — романтической поэмы, с дру­гой стороны. «Полтава», как замечает Н.

Измайлов, «сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю, и языку явля­ется, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина».

Таким образом, интересным и важным оказывает­ся рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лириче­ского начал.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Композиция поэмы объединила повествование об истори­ческих событиях и историю отношения семьи Кочубея и гет­мана Мазепы.

Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвя­щении произведения Марии Волконской, имя которой заме­нено на Матрена, и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью:

Тебе — но голос музы темной Коснется ль уха твоего? Поймешь ли ты душою скромной Стремленья сердца моего?.. Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей, Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей.

В создании художественных образов участвуют постоян­ные эпитеты, через которые выражается авторское отношение к героям.

Обратите внимание

Кочубей — «старый», «богат и горд», «богат и сла­вен», «старец непреклонный», «несчастный»(3 раза), «безвин­ный»(2 раза); Мазепа «стар», «коварный», «старик»(2 раза), «злой старик», «гетман скрытный», «злодей»(3 раза), «Иуда», «старец»(4 раза), «мрачен», «тихой и угрюмый», «изменник», «ученик царя», «святой невинности губитель», «любовник жестокий»; Мария «младая», «робкая», «пугливая», «бедная дева», «краса черкасских дочерей», «дева робкая»; Петр «ге­ний», «прекрасен», «могущ и радостен» и т.д. Одновременно вместе с образами прошлого в текст входят автобиографиче­ски важные размышления о ссылке и о палаче. Они отражают пребывание Пушкина в Михайловском, когда он и познако­мился с потрясшими его поэмами «Войнаровский» Рылеева и «Мазепа» Байрона, со стихами о Кочубее и его обольщенной дочери. Кроме того, в поэму органично включены раздумья поэта о своенравии и о славе, придавшие «Полтаве» субъек- тивно-лирическое звучание. Приведем примеры отдельных отрывков из поэмы. Вот как мы узнаем о негодовании Мазе­пы: Но как он вздрогнул, как воспрянул, / Когда пред ним вне­запно грянул / У падший гром!.. Вот как описана украинская ночь: Тиха украинская ночь / Прозрачно небо, звезды бле­щут… Становится очевидным, что на первый план выходит личность поэта, и мы не иначе, как через нее, все принимаем и понимаем. Все приведенные цитаты свидетельствуют о лири­ческой активности позиции поэта в качестве субъективно на­строенного повествователя. Между тем внешний мир: усадьба Кочубея, место казни, участие в событиях Мазепы, ожидание битвы и само Полтавское сражение — представлены объек­тивно, изобразительно подробно, описательно:

Богат и славен Кочубей Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора Окружены его садами. И много у него добра

Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Пестреют шапки. Копья блещут. Бьют в бубны. Скачут сердюки. В строях ровняются полки. Толпы кипят. Сердца трепещут. …И вот,

Идут они, взошли. На плаху, Крестясь, ложится Кочубей. Как будто в гробе тьмы людей Молчат. Топор блеснул с размаху И отскочила голова… Свершилась казнь. Народ беспечный Идет, рассыпавшись, домой И про свои заботы вечны Уже толкует меж собой.

Здесь детали создают эпическую картину мира и истори­ческие образы участников событий. Автор-повествователь при этом как бы остается сторонним наблюдателем, стремящимся к объективности и точности. Между тем данная эпическая объективность дополняется психологической характеристикой героев и самого автора:

Не столь послушно, не слегка Не столь мгновенными страстями Пылает сердце старика, Окаменелое годами. Упорно, медленно оно В огне страстей раскалено…

В эпически объективное описание казни то и дело вторга­ются эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры, в том числе и олицетворения, наполняющие повествование лириче­ским звучанием:

На нем гуляет, веселится Палач и алчно жертвы ждет, То в руки белые берет, Играючи, топор тяжелый, То шутит с чернию веселой .

Важно

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) при­обретает двойное звучание, так как авторская оценка, автор­ские эмоции занимают в нем значительное место.

Эпический повествователь время от времени превращается в доверитель­ного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей.

В портрете Марии харак­теристики «преступница», «своенравная, гордая», «ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отча­янный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в ее судьбе.

Монологи и диалоги героев составляют значительную часть произведения: вторая глава практически целиком состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью. Автор то оставляет их без комментариев, то дает собственную характеристику внут­реннего состояния персонажей и окружающей обстановки.

Мазепа, размышляя над доносом Кочубея: «В горести при­творной / К царю возносит глас покорный» ; в разговоре с Ма­рией он « мрачен, ум его смущен жестокими мечтами», «с невниманьем / Он хладно потупляет взор». Эпитеты притвор­но, хладный, сонный, мрачный, жестокий в данном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойст­венную лирическому роду.

Лиризмом проникнуто описание состояния Кочубея («печальный», «с сокрушением сердеч­ным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает», «безвинный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодуш­ный, / Как агнец , жребию послушный»).

Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором участвуют в создании у читателя определенного настроения, которое меняется в за­висимости от отношения к тому или иному персонажу или со­бытию. Пушкин сохраняет на протяжении всего произведения активное использование метафор. Именно образ Мазепы в по­эме отличает «разработанность, психологическая насыщен­ность».

Он противопоставлен Петру. В эпическом плане быв­шие победы Мазепы не представлены, зато победа Петра описана во всех деталях. И Мазепа, и Петр пируют в «Полта­ве», но Мазепа «равнодушно», а Петр «гордый, ясный, полон славы», потому и «пир его прекрасен». Именно посвященные Петру стихи наполнены «совершенством выражения», отли­чающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие эпитетов и сравнений, которое уже отмечалось в портрете Марии, харак­терно и для создания образа Петра. В создании же конкретно- исторического образа петровской победы использованы эпи­ческие детали и подробности.

Совет

Сведение же в одном произведении исторической темы, изображения событий прошлого и современного взгляда на них находит выражение в сочетании эпического и лирическо­го начал, как это и происходит в «Полтаве» Пушкина.

Вопросы по докладу:

1)     Как была воспринята поэма «Полтава» современниками А.С. Пушкина?

2)    Когда была написана поэма А.С. Пушкина «Полтава»?

3)        Какие два начала соединяются в пушкинской поэме «Полтава»?

4)     Что в поэме «Полтава» относится к эпическому повест­вованию?

5)        Почему можно говорить об особом лиризме поэмы А.С. Пушкина «Полтава»?

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-7-klass/4459-khudozhestvennye-osobennosti-poemy-a-s-pushkina-poltava

Анализ поэмы Пушкина «Полтава»

Свою вторую по величине поэму написал в рекордно короткие сроки Пушкин. «Полтава» была задумана еще весной 1828 года, но работа над ней как-то не пошла, и Александр Сергеевич отложил это произведение до осени.

Именно тогда к писателю пришло вдохновение, и он сочинил поэму за несколько дней. Пушкин писал целыми днями, отвлекаясь только, чтобы утолить голод, стихи снились ему даже ночью.

Поэт впопыхах записывал все, что приходило ему в голову, иногда даже прозой, а потом корректировал.

Своим новаторским произведением в свое время отличился Пушкин. «Полтава» не была понята ни современниками, ни будущими поколениями критиков.

Существует очень много разных мнений о том, что именно поэт хотел показать в своей поэме.

При поверхностном взгляде на работу можно понять, что Александр Сергеевич из Петра сделал героя, а изМазепы – злодея и предателя, то есть все точно так, как и было принято во времена Пушкина.

Многие исследователи творчества поэта не могут согласиться с такой трактовкой, зная отношение Александра Сергеевича к Петру, трудно представить, что он по собственной воле мог его восхвалять.

Обратите внимание

В XIX веке нельзя было свободно оглашать свои мысли, поэтому возвышать Петра и клеймить Мазепу поэт предоставил неизвестному рассказчику, а авторский почерк прослеживается в «Примечаниях», из которых становится ясно, на чьей же стороне выступает А. С. Пушкин.

Поэма «Полтава» и сегодня вызывает много споров у литераторов.

Александру Сергеевичу удалось в «Полтаве» раскрыть три темы. Первая тема касается судьбы России и всего русского народа, отношения с другими европейскими государствами.

Пушкин еще не забыл о памятном сражении с Наполеоном, поэтому с патриотизмом и гордостью за Отчизну воссоздал борьбу между Петром и Карлом XII.

Хоть враг был могуч, а победа далась тяжко, но все же русский народ смог выстоять, показать внутреннюю силу и справиться с нашествием, отстоять свою территорию.

Многонациональность государства также показал в своем произведении Пушкин. «Полтава» характеризует писателя как государственного мыслителя, который размышляет над сплоченностью разных наций в пределах одной страны.

В качестве примера Александр Сергеевич берет Украину, которую Мазепа с помощью вражеских войск хочет оторвать от России. Тему частного человека, попавшего в колесо истории, также осветил Пушкин.

«Полтава» показала не только борьбу за территорию на уровне правителей, но и судьбу простых людей, ставших участниками страшных событий.

Александр Сергеевич большое значение придавал достоверности описания исторических событий.

Поэма сопровождается примечаниями, а также списком исторических документов, указывающих на правдивость событий, которые описал в своем произведении Пушкин.

«Полтава» (отрывок «Полтавский бой» является самым ярким, запоминающимся и патриотичным) написана в приподнятом настроении, некоторыми своими чертами поэма напоминает стиль украинских дум, народных песен или исторических сказаний.

(1

Источник: http://schoolessay.ru/analiz-poemy-pushkina-poltava/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector