Мертвые души смысл названия поэмы гоголя

Смысл названия поэмы Мёртвые души Гоголя сочинение

Гоголь в название произведения вложил всю идею поэмы. Если прочесть текст, то можно понять смысл названия, т.е. Чичиков, покупал души. Но на самом деле, автор вложил в название совсем другую идею. Существует даже мнение, что автор хотел создать свою поэму в трёх томах, как и Данте “Божественная комедия”.

В первом томе своего произведения Гоголь хотел показать жуткую обстановку в России, т.е. сравнить жизнь людей с адом. А во втором и третьем – воссоздать духовный рост жителей России.

Гоголь считал себя проповедником. Также считал то, что создавая обстановку возражения страны в своих произведениях, он помогал своей стороне, бороться с кризисом. Это можно утвердить эпизодом из поэмы, движением коляски вперёд и находившихся вокруг неё черепа, которые представляют души живых людей. Этот отрывок из текста изображен на титульном листе произведения.

В поэме мир делится две составляющие:

  1.  Реальный мир, где главным героем является Чичиков.
  2. Мир идеальности – главным является сам писатель.

К реальному миру Гоголь отнес прокурора, Собакевича, Ноздрева и Манилова. На протяжении всей поэмы у них характеры не изменяются. Вот например Ноздрев. Его поведение было, как и у восемнадцати летнего юнца. Гоголь постоянно показывает их черствый характер и бездушность.

В начале поэмы описано про жизни жителей, как она кипит, но если разобраться, то это всего лишь ненужная суета. Для людей, описанных в поэме, душа является признаком жизни человека.

Название произведения является символом жизни городка N. Автор пытается показать всем, что Россия, могучая страна, находится в кризисе, так как у людей окаменевшие души. Это подчеркивается тем, что в идеальном мире имеется только одна живая душа, самого писателя. Только он может заметить всю мерзость жизни в городе.

Кратко, сочинение рассуждение

Мёртвые души смысл названия поэмы  Гоголя

Гоголь был глубоко верующим человеком. И с годами его религиозность только усиливалась. Некоторые его письма к родным и знакомым просто невозможно читать человеку, далекому от религии, – сплошные нравоучительные проповеди, длинные и скучные наставления. Что делать, это тоже Гоголь. По крайней мере, в художественных произведениях своих он гораздо свободнее в отношении к миру и людям.

Почему вспомнилось про религиозность Гоголя. Давая своей главной и последней (как потом выяснится) книге подобный заголовок, он не мог не предполагать, что возникнут проблемы с прохождением книги через цензурное ведомство. Так оно и произошло. Странно, что Гоголь удивился и был опечален.

Рассказывают, что цензор, увидевший заголовок, уже сразу отреагировал чрезвычайно эмоционально. Он поднял руки к небу и произнес: «Не допускаю! Души бессмертны!» Пришлось писателю идти на компромисс.

Обратите внимание

Когда в 1842-м году первый том все-таки увидел свет, но на обложке было «двойное» название – «Похождения Чичикова, или Мертвые души». «Опасная» первая часть заголовка была убрана на второй план. А само название получилось в духе жанра авантюрного или «плутовского» романа.

Но писателю было важно донести свои мысли до читательской аудитории, поэтому он пошел на такой компромисс с цензурой.

Разумеется, в его творческую «лабораторию» мы заглянуть не можем. Что-то известно из переписки Гоголя, но далеко не всё. И все-таки известно, что Гоголь не с потолка взял историю со скупкой мертвых крестьянских душ «приобретателем» и «подлецом» Чичиковым. Такая история имело место в реальной жизни.

О ней первым узнал Пушкин, после чего хотел даже сам написать произведение об этом. Однако дальше плана, оставшегося в черновой рукописи, дело не пошло. А вот Гоголь, которому Пушкин рассказал эту историю, заинтересовался и проникся глубже.

Так и началась работа над «Мертвыми душами», продолжавшаяся в течении семнадцати лет, до самой смерти писателя.

И все-таки интересно – кто же подразумевается под «мертвыми душами»? Судя по всему, это помещики из первого тома. Да, они живы физически, но духовно почти все мертвы. У них ни целей, ни интересов.

Так Гоголь и предполагал – показать в начале людей духовно нищих и убогих, где «один пошлее другого», а затем высветить общую картину. Этому служат т.н. лирические отступления. Особенно последнее из них – о Руси, которая сравнивается с «птицей-тройкой».

Вот только мешает до конца поверить авторскому пафосу то обстоятельство, что эта тройка, которой управляет кучер Селифан, уносится в бесконечность, а сидит-то в ней не кто иной, как Чичиков. И как это вяжется с грандиозным образом Руси? Слабо вяжется.

Важно

Может, Гоголь рассчитывал привести своего «героя» к раскаянию? Тогда многое становится понятно.

Когда Чичиков фантазирует над списками умерших крестьян, то у него разыгрывается фантазия. Мертвые словно меняются местами с живыми. Крестьяне словно восстают из мертвых. Потрясающая картина! Так что у названия книги двойной смысл.

Кратко, сочинение рассуждение

Смысл названия поэмы Мёртвые души Гоголя

  • Сочинение по картине Ракши Проводы ополчения 8 классНа картине Юрия Ракшина «Проводы ополчения» на переднем плане изображены страдающие женщины и старики. Видно, что они напуганы и боятся неизбежного столкновения их мужей и сынов. Молодая беременная женщина в богатом убранстве стоит.
  • Проблематика романа Герой нашего времени сочинениеПроблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.
  • Сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова (Достоевский) 10 классРоман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показывает читателю всю сущность человеческой души и совести, так как в нем мы прослеживаем и переживаем судьбу одного молодого человека, который по своей алчности и глупости,
  • Добро и зло в романе Мастер и Маргарита сочинениеРоман Михаила Афанасьевича Булгакова – это фантастически красивый роман, те, кто его хоть раз читал, перечитывают потом не один раз. Великий роман «Мастер и Маргарита» – является одним из самых известнейших романов во всём мире.
  • Символика пьесы Гроза Островского сочинениеВ этом знаменитом произведении автор применял образы – символы, которые заметно обогатили его. Символы пронизывают все произведение. Начать же рассмотрение символики все драмы следует с названия. Что означает слово «Гроза», и какой несет в себе символ.
  • Сочинение-рассуждение Нравственный выбор 9 класс ОГЭ 15.3В жизни любого человека почти ежедневно происходит ситуация, когда он должен сделать тот или иной выбор и от этого выбора зависит дальнейшее развитие ситуации. А правильно ли сделан выбор или нет, это уже вопрос другой.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/smysl-nazvaniya-poemy-myortvye-dushi-gogolya

Ответы@Mail.Ru: В чём смысл названия поэмы “Мёртвые души”???

Смысл названия поэмы отражается в галерее помещиков, галерее «мертвых душ» , вызывающих отвращение и осознание безнадежного тупика, в котором оказался дворянский слой общества российского государства.

Все люди в поэме они по своему мертвы внутренне, духовно. У одних было прошлое и Гоголь надеется на их исправление, воскрешение. А у других не было прошлого им не воскреснуть вновь.. .

тем они и мертвые

Понятие « мертвая душа » в поэме имеет несколько значений, Чичиков скупает «мертвые души» , чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Но с понятием «мертвая душа» неразрывно связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова и обычна, и фантастична.

Обычна, так как покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по определению Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук» . Но разница между живыми и мертвыми оказывается условной, все дело только в странности товара. Как говорит Коробочка, «никогда еще не случалось продавать.. . покойников.

Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую» . Таким образом, фантастичность события переносится с авантюры Чичикова на реальную действительность, где человек становится товаром, где бумага подменяет людей. Постепенно трансформируется и содержание понятия «мертвая душа» .

Абакум Дыров, Степан Пробка, каретник- Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души» : они показаны как люди яркие, самобытные. Этого нельзя сказать об их живых хозяевах — которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.

Но «мертвые души» — не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели» , страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыне сердца» . В Манилова и Соба-кевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое» .

«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане» . Не случайно портрет кансдого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл.

Совет

В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? » Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке.

А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа» , потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа» , лишь когда он стал «одно только бездушное тело» . Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада.

Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» — мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.

С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. С понятием “мертвая душа” связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно.

Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, “остался один не осязаемый чувствами звук”. Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. “Никогда еще не случалось продавать.. . покойников.

Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую”, — говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей. Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”.

Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова.

Но “мертвые души” — не только помещики и чиновники: это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если “ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому” разрастется в нем, заставляя его “позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое”.

“Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане”. Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл.

В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а “углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? ” Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым. Для “идеального” мира душа бессмертна, ибо она — воплощение божественного начала в человеке.

Обратите внимание

А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал “одно только бездушное тело”. Этот мир безумен — он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав “Мертвые души” поэмой.

чиновник покупал мертвых кретьян по дешёвке . А когда приезжало начальство он показывал им тела и говорил, что они умерли недавно. А деньги забирал себе. Короче он был Бизнесменом

Чичиков покупал уже умерших крестьян как живых – то есть считался как бы богатым помещиком – владельцем многих крепостных…

Согласен со всеми ответчиками которые написали до меня. От себя лишь добавлю что поэма “Мертвые души” настолько гениальна изложена Гоголем, что она актуально и через столетия, наверное еще столько же проживет.. . Почему то постоянно вспоминаю эту поэму при любых выборах в разных странах и задаю себе вопрос – интересно а сколько мертвых душ участвовала на этих выборах)))

Идеальный мир “Мертвых душ”, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров.

Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека. Таким образом, в первом томе “Мертвых душ” Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности.

Читайте также:  Анализ комедии ревизор гоголя

Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год. Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы.

Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения. Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги.

Важно

Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать. Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.

Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души».

Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово. Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.

Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель. Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл.

Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки. Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению.

Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц. А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения. Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием.

Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре. Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич.

Совет

Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее. Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.

Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения. И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины. Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных во

Суть басни такова – он думал, что он покупал мертвые души, не думал что он сам в душе тоже как бы мертвый, потому что совесть его умерла и общество в котором он кружился внутри духовно мертвые как бы. Можно было бы назвать ЖИВЫЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ .

Смысл названия поэмы отражается в галерее помещиков, галерее «мертвых душ» , вызывающих отвращение и осознание безнадежного тупика, в котором оказался дворянский слой общества российского государства.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/52469706

Смысл названия поэмы «Мертвые души» | Литерагуру

(369 слов)

Смысл названия поэмы не так прост, как кажется на первый взгляд. Произведение многослойно: первый исходит из фабулы книги, второй — из содержания и характеров героев, а третий уже отражает концепцию книги, которую Гоголь хотел воплотить в жизнь вторым и третьим томом, но, как мы знаем, не успел или не смог.

Сам автор писал: «Огромно и велико мое творение, и не скоро конец его»,- что целесообразно считать желанием писателя создать по-настоящему всеобъемлющую эпопею. Само собой, на одном томе все не должно было закончиться, а потому и название произведения свидетельствует не только о содержании и сюжете поэмы, но и об определенной задумке автора.

Если делать анализ самой книги, то смысл названия «Мертвых душ» определить достаточно просто. Павел Иванович Чичиков затеял грандиозную аферу и ездит по деревням в поисках умерших крестьян, которые до сих пор числятся по переписи живыми. Вот и появляется первое упоминание мертвых душ в поэме.

Но дальше автор знакомит нас с целой галереей порочных помещиков, где «один пошлее другого», и проницательный читатель видит, что истинные мертвые души — это Маниловы, Ноздревы, Коробочки, Собакевичи и Плюшкины. Те, кто не просто числятся живыми, а живут на этой земле, но внутри давно уже мертвы.

Таким образом, у этой книги образуется двойное дно, где смысл поэмы не так однозначен.

Но если оторваться от самой книги и посмотреть на отношение Гоголя к своему произведению, понять, что не высказал он в первом томе и что хотел сказать в последующих, то понимание смысла названия расширяется еще больше.

Считается, что писатель хотел создать трилогию на манер «Божественной комедии» Данте, где первый том был сообразен его «Аду», в котором скопилось самое грязное и низменное, что есть в человеческой душе. «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»,- так можно охарактеризовать его.

Обратите внимание

Второй и третий тома должны были стать «Чистилищем» и «Раем» соответственно, где Чичиков, скорее всего, прошел бы нравственное очищение и увидел людей достойных, «живых душ», на которых и держится наша страна.

Не менее обоснованна и теория Дмитрия Быкова, в которой он нашел параллели между «Мертвыми душами» и Гомеровской «Одиссеей». В обоих случаях видно, что это поэма о странствиях и нравственном поиске героя, который только в самом начале своего пути.

А где его конечная точка, не знал, наверное, и сам Николай Васильевич, иначе бы закончил начатую им эпопею.

Источник: https://LiteraGuru.ru/smysl-nazvaniya-poemy-mertvye-dushi/

Смысл названия поэмы «Мертвые души»

Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности — и общества в целом, и отдельной личности.

В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя, смеясь над человеческими пороками, Гоголь стремился избежать мертвенности души. Эта же тема звучит в комедии «Ревизор».

По версии Гоголя, «сборный город» N — аллегория души, где пагубные страсти — его неправедные горожане.

Смысл названия поэмы «Мертвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мертвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать. Что же губит этих чиновников и помещиков? По мнению Гоголя, «приобретение — вина всего», поэтому именно тема копейки появляется всюду в произведении, где речь идет о мертвых душах.

Отец завещал Чичикову: «…больше всего береги и копи копейку…» Впоследствии, следуя этому совету, Чичиков из обыкновенного мальчика превратился в дельца и ловкача, у которого в душе не осталось почти ничего святого. Видимо, поэтому Д. С. Мережковский назвал Чичикова «странствующим рыцарем денег».

Аналогично тому, как школьник Павлуша зашивал в мешочки по пяти рублей, Коробочка набирала «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода).

Гоголь словами Чичикова называет Коробочку «дубиноголовой имея в виду, по всей видимости, не только то, что она недалекая женщина, но и то, что она черства душой и сердцем. У Коробочки, как и у Чичикова, осталась только страсть к накоплению. Эта же черта, только в гипертрофированном виде, есть и у Плюшкина.

Важно

Он каждый день ходил по своей деревне, подбирал все, что попадалось ему на пути, и складывал в кучу в углу комнаты.

Именно об этом герое Гоголь написал: «И до такой ничтожности, гадости мог снизойти человек!» Если сравнивать кучу Плюшкина и дорожную шкатулку Чичикова, то можно прийти к выводу, что это аналогичные вещи, с той лишь разницей, что Чичиков располагает все предметы: мыльницу, бритвы, песочницы, чернильницы, перья, сургучи, билеты визитные, театральные и другие, бумаги, деньги — согласно плану.

С темой денег, а следовательно; и с темой мертвенности души тесно связана сюжетная вставка – «Повесть о капитане Копейкине», который потерял на войне руку и ногу, не мог больше себя обеспечивать и обратился к властям с просьбой о пансионе. Однако его просьба не была удовлетворена. Бедность, голод заставили Копейкина настаивать.

Генерал только сурово и неодобрительно взглянул, и у Копейкина «души уж нет — уж она ушла в пятки». Следовательно, если Гоголь употребил это выражение, то он подразумевал, что Копейкин — живой духовно человек.

Таким образом, Гоголь поставил перед читателем проблему зависимости нравственно чистых людей от приобретателей и от денег вообще.

Итак, мертвыми душами в поэме можно назвать и Чичикова, и Коробочку, и Плюшкина.

Кто такие тогда «весьма обходительный и учтивый» помещик Манилов, «несколько неуклюжий на вид» Собакевич и «исторический» человек Ноздрев? Можно ли сказать, что они живут полноценной жизнью? Конечно же нет.

Притворно и приторно-сладкий в обращении с окружающими Манилов, крепкий хозяин Собакевич и кутила Ноздрев одну из сторон своей жизни (соответственно: подчинение всего пустой манерности, псевдохозяйственности и игре) превратили в доминирующую и чуть ли не единственную.

Нравственной жизни ни у кого из них нет, они тоже мертвы духовно.

Однако Чичиков и Плюшкин, в отличие от других помещиков, показаны в развитии, но в развитии обратном, то есть в деградации, и, по замыслу Гоголя, должны были возродиться во втором томе произведения.

Интересно заметить, что у Данте в «Божественной комедии» грешники попадали сначала в ад, потом в чистилище, а затем уже в рай. Именно этот путь могли проделать Чичиков и Плюшкин.

Совет

Некоторые исследователи считают, что та последовательность, согласно которой Чичиков попадал к помещикам, сходна с девятью кругами ада Данте, где тяжесть грехов увеличивается от первого круга к девятому, собственно от Манилова к Плюшкину. С этим утверждением можно не согласиться, однако вполне возможно предположить, что каждый помещик — это своего рода грех, о тяжести которого может судить только Господь.

Мотив земного суда и законности также присутствует в поэме и всегда проявляется рядом с темой копейки, которая губит души: законность аферы Чичикова (но не по Божьим заповедям); невозможность для капитана Копейкина по земному суду получить положенное ему по принципам гуманизма пенсионное обеспечение; Коробочка, продав Чичикову мертвых крестьян, тут же поехала в город узнать, не продешевила ли она и законна ли эта сделка. Можно сделать вывод, что человек, нарушающий закон Божий, стремясь приобрести как можно больше благ неумолимо теряет человеческий облик, становясь мертвым духовно.

В целом «Мертвые души» — произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы — оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в ХI главе «Мертвых душ».

Писатель утверждал, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждое звание, каждая должность требует богатырства. Почему? Да потому, что они, места эти, опозорены взяточниками и бюрократами. У русского народа, «полного творящих способностей души», богатырская миссия.

Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществим, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.

Однако Гоголь верит в то, что если открыть глаза народу на его упущение, на мертвые души, то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию.

В поэме есть и живые духовно, данные в развитии персонажи. Это умершие, но при жизни имевшие духовную жизнь крестьяне: Федотов, Петр Савельев Неуважай-Корыто, Степан Пробка — «тот богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита и Андрей Волокита, Попов, Абакум Фыров и другие.

Читайте также:  Сочинение прокурор в поэме мертвые души гоголя образ и характеристика

Для Гоголя также важна живая душа писателя, который не льстит людям, а отважился сказать им правду. Такой писатель, пророк отвержен обществом. Он пытается «глаголом жечь сердца людей», как пророк Пушкина, но люди его не принимают, как не принимали пророка Лермонтова.

Обратите внимание

Интересно заметить, что, в отличие от посланников Божьих, пророк Гоголя говорит о будущем с оптимизмом, верит в лучшее, надеется, что благодаря живым духовно людям Русь возродится.

Почему же тогда был сожжен второй том «Мертвых душ», где писатель хотел показать лучшие помышления русского народа, все благородство его породы? Это Гоголь объяснил в «Выбранных местах из переписки с друзьями» тем, что II часть поэмы привела бы к пустой гордости и хвастовству и была бы на руку губителям всего человеческого в человеке.

«Мертвые души» можно считать исповедальным произведением, так как Н. В. Гоголь замечал недостатки не только в окружающих, но и в себе. Писатель говорил о том, что героев поэмы он наделил «сверх их собственной гадости моей собственной дрянью». Гоголь верил, что его произведение заставит читателей задуматься о своей душе: жива она или нет.

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gogol/178-smyslnazvaniyamertvyedushi.html

Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

“Мертвые души” – это заглавие носит в

Себе что-то наводящее ужас.

А. И. Герцен

Во времена выхода поэмы название “Мертвые души” казалось странным, звучало непонятно. Ведь душа человека бессмертна и вдруг – “мертвые души”. Само это словосочетание до Гоголя в литературе не употреблялось, хотя случаи скупки и залога документов на умерших крестьян были известны.

Но, кроме наименования числившихся в “ревизских сказках”, но ушедших из жизни крепостных, название имело еще и другой, символический, страшный смысл.

Кого же писатель считал “мертвыми душами”? В первую очередь – многочисленных российских помещиков, чьи имения посещает Чичиков и чьи портреты – от Манилова до Плюшкина – Гоголь рисует в жанре острой сатиры. Каждый из них выражает то отжившее и реакционное, что мешает экономическому и культурному развитию России.

Это бесплодная мечтательность и легкомыслие (Манилов), жульничество и разгул (Ноздрев), тупость и убожество (Коробочка), бесплодная, бессмысленная скупость (Плюшкин), мрачная тяжеловесность (Собакевич). Никто из них не мог оправдать надежд Гоголя на обновление русской жизни.

Все они кажутся отжившими, омертвевшими вместе со своими вкусами, суждениями, предрассудками.

“Мертвые души” – это и погрязшие в воровстве и взяточничестве чиновники, которых Гоголь в самом начале повествования сравнивает с паразитирующими мухами: “Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде…” Их жены заняты нарядами, балами и сплетнями, они создают общественное мнение и вершат судьбы людей – и мстят всему, что кажется живым и способным мыслить и чувствовать,

А как же сам Павел Иванович Чичиков? Невзирая на мелкую подлость натуры, он все же вызывает у нас некоторую симпатию – своей предприимчивостью, деловитостью, а главное – способностью увлекаться, искренне восхищаться хоть чем-то (молодостью и свежестью губернаторской дочери, например): “Видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов”. Недаром иногда его реакция на увиденное полностью совпадает с авторской. И крах его аферы вызывает у нас даже некоторое огорчение.

А что же, собственно, народ? Наиболее детально Гоголь знакомит нас с людьми услужающими – Селифаном и Петрушкой. Это, конечно, не “мертвые души”, их можно назвать “спящими”, ибо им еще очень далеко до осознания собственного положения.

Важно

Понятие “мертвые души” – это и покупка мертвых душ, и мертвенность как признак живых персонажей. Омертвение человеческой души и вместе с тем ее грядущее, горячо желаемое автором возрождение стали основной идеей поэмы.

Смысл заглавия при этом служил завязкой сюжета, двигающей силой развития действия “Мертвых душ”. Драматическая и мучительная история продолжения поэмы свидетельствует о попытках Гоголя найти в России и показать читателям “живые души”. Эти попытки не увенчались успехом.

Но великое творение мастера по-прежнему служит предостережением против косности, жестокости, омертвения человеческого духа.

Источник: http://www.sochuroki.com/smysl-nazvaniya-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В поэме «Мертвые души» великий русский пи­сатель Н. В. Гоголь мастерски изобразил множество самых разнообразных характеров.

Центральное ме­сто в поэме занимают главы, повествующие о раз­ных типах помещиков-крепостников в тогдашней Рос­сии.

Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читате­ля к мысли о том, что именно эти «хозяева жизни» и являются «мертвыми душами».

Гоголь дает описание помещиков в определен­ном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Об­разы помещиков проходят перед нами один за дру­гим, и с каждым новым персонажем все больше вид­на потеря человеком всего человеческого.

То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже по­лучает свое реальное воплощение. «Мертвые души» – это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губитель­ную силу крепостного права.

Галерея помещиков в поэме открывается обра­зом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин не ка­жется ужасным персонажем, «мертвой душой». На­оборот, «на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности…» Немного слащавый, «сахарный», очень любезный и чрезвы­чайно приятный мужчина, особенно на фоне осталь­ных героев поэмы.

Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». В самом доме Манилова поражает ка­кое-то чувство отсутствия хозяина.

Совет

Рядом с краси­вой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не за­нимается имением. Он может только приятно улы­баться и расточать любезности. Единственный ре­зультат его «работы»- «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень краси­выми рядами».

Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя.

Так незлой, любезный человек предстает перед нами как «мертвая душа», не поте­рявшая, однако, еще какие-то человеческие черты. Такой же пародией на человеке кажется Коро­бочка, которую автор называет «дубинноголовой». На фоне крепкого хозяйства показана тупая, неве­жественная барыня.

Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичико­ва. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится «продешевить» при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.

Иной образ «живого мертвеца» олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь – бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: «Эх, Чичиков, ну что тебе стоило при­ехать.

Право, свинтус ты за это, скотовод этакий…» Гоголь иронически называет Ноздрева «историчес­ким человеком», подчеркивая его типичность: «Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю». В отличном состоянии у него только псарня.

Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.

Разложение помещичьего класса проявляется и в образе Собакевича, владельца хорошего имения. Этот «кулак» – новая ступень морального падения человека. «Казалось, в этом теле совсем не было души…,»- пишет Гоголь- Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение.

Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакеви­ча со средней величины медведем. Этот человеко­ненавистник – законченный реакционер, гонитель на­уки, просвещения.

И все же не Собакевич является пределом дег­радации помещиков в поэме. «Венцом» всему ока­зывается Плюшкин, «прореха на человечестве», «мертвая душа». Духовная гибель человека показа­на в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюшкина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян.

Господский дом кажется «дрях­лым инвалидом», читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом-фоне возни­кает странная фигура: не то мужик, не то баба, в «нео­пределенном платье, похожем на женский капот». Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность уби­ла даже понимание ценности вещей.

У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые «мрут, как мухи» или ударяются в бега. «И до такой ничтожнос­ти, мелочности, гадости мог снизойти человек!» – восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином.

Обратите внимание

Крепостное право убило в нем человека, превратило в «живой труп», не вызывающий ничего, кроме отвращения.

Так Гоголь показывает деградацию поместного дворянства в своей поэме. От Манилова до Плюш­кина прослеживает автор ступени моральной гибели человека-паразита. Ведь помещики живут за счет своих крепостных, забывая об общественных инте­ресах. Именно это хотел подчеркнуть Гоголь, созда­вая галерею образов помещиков. Вот они и являют­ся духовными мертвецами.

Прошло уже более ста лет с момента создания поэмы, но и по сей день мы восторгаемся мастер­ством Гоголя-сатирика, так правдиво и вместе с тем художественно изобразившего российскую действи­тельность 1-й- половины XX века.

Источник: http://sochinenya.ru/nvgogol/11-dushi/52-smysl

Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души 2

Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Автор: Гоголь Н.В.

В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.

Но на самом деле в названии заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома “Мертвых душ”.

Существует мнение, что Гоголь задумал создать “Мертвые души” по аналогии с “Божественной комедией” Данте, которая состоит из трех частей: “Ада”, “Чистилища”, “Рая”. Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В.

Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать “ад” современной жизни, во втором и третьем томах — духовный подъем России.

В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании “Мертвых душ” Н. В. Гоголь сам рисовал титульный лист.

Он нарисовал коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг — черепа, которые символизируют мертвые души живых людей.

Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.

Мир “Мертвых душ” разделяется на два мира: мир реальный, где главное действующее лицо — Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой — сам Н. В. Гоголь.

Важно

Манилов, Собакевич, Ноздрев, прокурор — вот типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, “Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать”. Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев.

У Собакевича “совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности”. У всех чиновников в городе такие же застывшие души без малейшего развития.

Н. В. Гоголь описывает чиновников со злой иронией.

Сначала мы видим, что жизнь в городе кипит, но на самом деле это просто бессмысленная суета. В реальном мире поэмы мертвая душа — это обычное явление. Для этих людей душа — это лишь то, что отличает живого человека от мертвого. После смерти прокурора все догадались о том, что у него “была точно душа”, лишь когда от него осталось “одно только бездушное тело”.

Название поэмы является символом жизни уездного города N. а уездный город К, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.

В идеальном же мире существует живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города.

В одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении. Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Н. В.

Гоголь противопоставляет реальным крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.

В реальном мире “Мертвых душ” есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это — Чичиков и Плюшкин.

Образ Плюшкина отличается от образов остальных жителей города. В поэме Гоголь выделяет главу с Плюшкиным, она расположена ровно посередине. Глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. Это и показывает, что глава действительно важна. Можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана.

Совет

Когда Чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: Чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. Но глава с Плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. Только у одного жителя города, у Плюшкина, показана история его жизни, т. е.

Читайте также:  Образ и характеристика алексея берестова в барышне-крестьянке пушкина сочинение

перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. История Плюшкина — это трагедия его жизни. Постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. Но умерла ли его душа до конца? При упоминании имени его товарища на лице Плюшкина “скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства”.

Это значит, что в Плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. Живыми у Плюшкина были и глаза. В шестой главе содержится подробное описание сада Плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. Сад — это своеобразная метафора души Плюшкина. Только у Плюшкина в имении находятся две церкви.

Из всех помещиков только Плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда Чичикова. Все это позволяет нам сделать вывод, что душа Плюшкина не совсем закаменела.

Вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является Чичиков. Его зовут Павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. Так и Чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. И уже в первом томе на это есть намек. Гоголь доверяет Чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян.

Идеальный мир “Мертвых душ”, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека.

Таким образом, в первом томе “Мертвых душ” Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности. Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

Источник: https://botanim.ru/content/smyisl-nazvaniya-poemyi-n-v-gogolya-mertvyie-dushi-312.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год.

Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы.

Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения.

    Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги.

Обратите внимание

Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать.

Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.

    Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души».

Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово.

Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.

    Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель.

Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл.

Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки.

    Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению.

Важно

Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц.

А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения.

    Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием. Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре.     Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич. Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее.     Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.     Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения. И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.     Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей», берущая взятки, бездельничающая и наживающаяся на нуждах просителей. Никаких умственных интересов у чиновников не проявляется. Гоголь иронически замечает по поводу интересов этих людей: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал…»     Интересно, что, служа бездушным господам, и крепостные начинают терять себя, свою душу. Примером являются и черноногая девка Коробочки, и слуга Чичикова – кучер Селифан, и крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй.     Важно заметить, что главным в человеке Гоголь считал душу. Именно душа является божественным началом в каждом из нас. Душу можно потерять, можно продать, можно проиграть…Тогда человек становится мертвым, независимо от жизни его тела. Человек с «мертвой» душой не приносит никакой пользы ни окружающим его людям, ни своему отечеству. Больше того, он может вредить, губить, уничтожать, ведь он ничего не чувствует. Но, по мысли Гоголя, душа может возродиться.

    Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», автор, по-моему, имел в виду прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни. Такие люди бесполезны и даже опасны. Душа – это божественная часть человеческой натуры. Поэтому, по мнению Гоголя, за нее нужно бороться.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gogol-n-v/mertvye-dushi/3138-v-chem-smysl-nazvaniya-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi

Смысл названия поэмы «Мертвые души»

Название «Мертвые души» столь многозначно, что породило тьму читательских догадок, научных споров и специальных исследований.

Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И.

Буслаев рассказал в своих воспоминаниях, что, когда он «в первый раз услышал загадочное название книги, то сначала вообразил себе, что это какой-нибудь фантастический роман или повесть вроде «Вия». Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.

Гоголя «Мертвые души» – литературный комментарий – М., «Просвещение», 1964 . – с. 21. Действительно, название было необычно: душа человека считалась бессмертной, и вдруг мертвые души!

«Мертвые души», – писал А. И. Герцен, – это заглавие носит в себе что-то наводящее ужас». Герцен А.И., т. II, с. 220. Впечатление от названия усиливалось тем, что само это выражение не употреблялось до Гоголя в литературе и вообще было мало известно. Даже знатоки русского языка, например профессор Московского университета М. П. Погодин, не знали его.

Он с негодованием писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, убылые, прибылые». Письмо хранится в Отделе рукописей библиотеки им. В.И. Ленина в Москве. Погодин, собиратель старинных рукописей, знаток исторических документов и русского языка, писал Гоголю с полным знанием дела.

Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе. М. И.

Михельсон во много раз переиздававшемся в конце XIX века собрании крылатых выражений русского языка приводит словосочетание «мертвые души» и делает ссылку только на поэму Гоголя! Других примеров Михельсон не нашел в громадном литературном и словарном материале, просмотренном им.

Каковы бы ни были истоки, основные смыслы названия можно найти только в самой поэме; здесь и вообще каждое общеизвестное слово приобретает свой, чисто гоголевский оттенок.

Совет

Есть прямой и очевидный смысл названия, вытекающий из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», дал ему, по признанию Гоголя, Пушкин: он рассказал историю о том, как хитрый делец скупал у помещиков мертвые души, т. е. умерших крестьян.

Дело в том, что с Петровского времени в России каждые 12 – 18 лет проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, поскольку за крестьянина мужского пола помещик обязан был платить правительству «подушную» подать. По итогам ревизии составлялись «ревизские сказки» (списки).

Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, в списках он все равно числился и за него помещик платил подать – до составления новых списков.

Вот этих-то умерших, но числящихся живыми пройдоха-делец и задумал скупить по дешевке. Какая же тут была выгода? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете, т. е. получить за каждую «мертвую душу» деньги.

Самая высокая цена, которую пришлось уплатить Чичикову за «мертвую душу» Собакевичу, – два с полтиной. А в Опекунском совете он мог получить за каждую «душу» 200 рублей, т. е. в 80 раз больше.

Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался лишь один неосязаемый чувствами звук».

Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Итак, первый, наиболее очевидный смысл названия: «мертвая душа» – это умерший, но существующий в бумажном, бюрократическом «обличье» крестьянин, ставший предметом спекуляции.

Обратите внимание

Часть из этих «душ» имеет в поэме свои имена, характеры, о них рассказываются разные истории, так что они, если даже и сообщается, как приключилась с ними смерть, оживают на наших глазах и выглядят, пожалуй, живее иных «действующих лиц».

«Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме.

Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного…

Каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные…

А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!» Гоголь Н.В. Мертвые души – М.,«Эксмо»,2010 г. – т.1,гл.5,с. 29.

Во-вторых, Гоголь подразумевал под «мертвыми душами» помещиков-крепостников, угнетавших крестьян и мешавших экономическому и культурному развитию страны.

Но «мертвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое

Неслучайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл.

В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?».

Так, Герцен записал в дневнике в 1842 году: «…не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Герцен А.И., т. II, с. 220. Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Важно

Художественную ткань поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир автор показывает, воссоздавая современную ему действительность.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке.

А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому, что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника.

Заглавие, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первом листе рукописи, представленном в цензуру, цензор А.В. Никитенко приписал: «Похождения Чичикова, или… Мертвые души». Так и называлась около ста лет поэма Гоголя.

Эта хитрая приписка приглушала социальное значение поэмы, отвлекала читателей от мыслей о страшном названии «Мертвые души», подчеркивала значение спекуляций Чичикова. А.В.

Никитенко снижал своеобразное, небывалое название, данное Гоголем, до уровня названий многочисленных романов сентиментального, романтического, охранительного направлений, завлекавших читателей удивительными, витиеватыми названиями.

Наивная уловка цензора не снизила значения гениального творения Гоголя. В настоящее время поэма Гоголя печатается под заглавием, данным автором, – «Мертвые души».

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/7265

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector