Сочинение природа в лирике фета (в творчестве)

Тема природы в лирике А.А. Фета

«У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления… Поэзия его состоит из ряда картин природы… из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой.

Область его не велика, но в ней он полный властелин…» — писал о поэте А. В. Дружинин.И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки…

Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень.

Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда («Под липой»).Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие.

Обратите внимание

Вот «природы тайный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».

В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,Плаксивый чибис прокричал,Цепь снеговую туч отсталыхСегодня первый гром прорвал.

(«Еще, еще! Ах, сердце слышит» )

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде — все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,Одинокая жизнь не мила,Сердце ноет, слабеют колени…В каждый гвоздик душистой сирени,Распевая, вползает пчела.

(«Пчелы» )

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришьДо ланит восходящую кровь,И душою подкупленной веришь,Что, как мир, бесконечна любовь.

( «Весенние мысли» )

Одновременно весенние стихотворения Фета — это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало,Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

       ( «Я пришел к тебе с приветом» )

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью.Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,О чем не ведая еще,И в первый раз благоухаетЕе блестящее плечо.

            ( «Первый ландыш» )

Весна у поэта — это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же — с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,Выходи — снежок хрустит;Пристяжная озябаетИ на месте не стоит.

              ( «Ночь светла» )

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,Тропинки нет по всей степи раздольной.Да, так и есть: над дальнею горойУзнал я церковь с ветхой колокольней.Как мерзлый путник в снеговой пыли,Она торчит в безоблачной дали.Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.Все понял я: земля давно остылаИ вымерла…

         ( «Никогда» )

Важно

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,Под пологом снегов как смерть однообразной…Леса под шапками иль в инее седом,Да речку звонкую под темно-синим льдом.

          («Я русский, я люблю молчанье дали мразной» )

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов — в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы.

Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям.

Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета — это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

Источник: http://lit-helper.com/p_Tema_prirodi_v_lirike_A_A__Feta

Сочинение: Любовь и природа в лирике А. А. Фета

Слова священные, слова времен былых,

Когда они еще знакомо нам звучали…

А. А. Фет

Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа «гласит его устами». Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его строки, причем в них нет особенной таинственности и искусственности.

За внешней простотой и обыденностью открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть его творений — любовь и гармонию. Слияние лирического «я» с внешним миром порой абсолютное. Автор раскрывается в произведении, вливая нам в Душу глубокое восприятие окружающего мира.

На двойном стекле узоры

Начертил мороз, Шумный день свои дозоры

И гостей унес; Смолкнул яркий говор сплетней,

Скучный голос дня: Благодатней и приветней

Все кругом меня.

Природа, любовь, поэзия — эти понятия родственны, они выражают сущность бытия. Человек счастлив, если живет в гармонии с окружающим миром и самим собой. Это состояние передает своей поэзии А. А. Фет.

Чувство умиротворенности в природе переливается в его душу и затем возвращается прекрасными стихами.

Природа обогащает поэта красотой, силой и величием, а он дарит ей божественные звуки своей волшебной лиры.

Стихи Фета музыкальны, они напевны и лиричны изначально, не потому ли многие из них стали прекрасными романсам

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный, — .

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Любовь и природа, они сродни друг другу, и когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота.

Совет

Это прекрасно ощутил Фет и передал в своем творчестве Пусть говорят: «безыдейном и аполитичном», но поэзия должна быть величественной, обогащать душу человека прекрасными звуками, учить его жить в гармонии с миром, а эту «задачу» лирика Афанасия Афанасьевича выполняет великолепно.

Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, смотреть на окружающих его добрыми и мудрыми глазами художника, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера.

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

В стихотворениях А. А. Фета очень часто звучат обращения, призывы выйти в этот большой и прекрасный мир, увидеть его красоту и прелесть, удивиться и обрадоваться Божьему творению.

Полно спать: тебе две розы

Я принес с рассветом дня.

Сквозь серебряные слезы

Ярче нега их огня.

Вешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листы…

И роняют тихо слезы

Ароматные цветы.

Поэзия Фета активна, так как зовет от неги и безделья шагнуть в эту большую и светлую жизнь, узнать любовь и красоту, почувствовать гармонию окружающего во всей прелести и многообразии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99526

Сочинение: Образы природы в лирике Фета

Взгляды на искусство Фета долгое время истолковывались однобоко.

Фета считали «жрецом чистого искусства», однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь – но только песня знает», – может быть понято как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Фет был необычайно чуток к тому, что происходит вокруг него, но не в мире людей, а в мире, в который неизбежно включен каждый человек. Природа – центр его созерцания.

Назначение поэта – быть соединительным звеном между разорванными частями мира и человеческими душами:

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!..

Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Увидев красоту мира, поэт пытается ее сохранить в своих стихах. Связь между природой и любовью так ясна потому, что выразить свои чувства и впечатления можно, только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и существовать они будут всегда.

Выражая свои впечатления, Фет в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку. Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души.

Природа и люди – составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья «останутся холодной красой пугать иные поколенья» («Сосны», 1854 г.

), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее:

Не верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Практически в каждом стихотворении Фета видна четкая параллель между движениями души и трепетом природы вокруг:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает:

В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста —

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

(1862 г.)

Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) – это одновременно меланхолическое состояние души, тоска. Но в природе заложен механизм обновления: обязательно придет весна, потому и «душа опять помолодеет». А искусство – это и есть тот «родной край», где никогда не бывает зимы, где «цветут весна и красота».

Читайте также:  Сочинения по рассказам пришвина

Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников XX века.

Обратите внимание

Так же, как выдающихся русских живописцев рубежа веков – Левитана, Куинджи, Поленова – интересовала «одухотворенная» природа, воплощающая движения человеческой души, так и у последователей Фета, символистов, природа служит обозначением душевных стремлений.

Таким образом, лирика Фета предвосхитила мощное течение в искусстве серебряного века.



Источник: http://vsekratko.ru/sochinenie/new/sochinenie_obrazy_prirody_v_lirike_feta_fe.html

Сочинение на тему «Русская природа в лирике Фета»

Среди всех шедевров русской литературы поэзия Афанасия Афанасьевича Фета занимает свое достойное место. На многие прекрасные, лирические стихи Фета было написано не менее прекрасная музыка. И теперь они известны как знаменитые романсы.

Поэту не были интересны никакие политические аспекты, поэтому он никогда не касался их в своём творчестве. Фету был присущ особый и неповторимый дар передавать свои ощущения красоты через тончайшую лирику.

Свое особое место в его лирике занимает русская природа.

Искусство служило Афанасию Афанасьевичу укрытием от повседневной рутины. Свои стихотворения он всегда посвящал любви и красоте окружающей среды. Он был твёрдо уверен в том, что настоящее искусство ни в коем случае не должно соприкасаться с общественной деятельностью.

Он считал что задачи искусства состоит в том, чтобы доставлять людям только эстетическое удовлетворение, а не призывать их к какому-либо противостоянию или борьбе. Именно поэтому Фет отдал предпочтение в своем творчестве теме прекрасной и в восхитительной русской природе.

Красоту родной природы лирик изображал с особым вдохновением и эмоциональностью. Если проводить сравнение с творчеством Некрасова, то у Фета тема природы никогда не была связана с трудом крестьян. У Афанасия Афанасьевича природа живет своей жизнью и одно только ее существование уже вызывают чувство восторга и упоения.

Фет любил природу во всех ее проявлениях, всю ее изменчивость в разные времена года. И изображал все эти временные проявления в своих произведениях. Но чаще всего среди его творения можно встретить те, в которых описаны весенние образы природы.

Также особенностью творчества Фета является то, что он не старался изобразить какие-либо картины или явления природы, впечатляющие ярким и фееричным эффектом.

Важно

Он описывал, казалось бы, привычные и обычные вещи, но они были настолько пронизаны радостью жизни, чтоб погружали читателя в какой-то необыкновенный мир волшебных красок и чудесных звуков. Фет обладал способностью создавать ощутимые образы природы, украшая их впечатляющими деталями, обогащая их звуками и наполняя ароматами.

До этого никому не удавалось так тщательно детализировать картину природы, как делал это Афанасий Афанасьевич. Близость природы с человеком у поэта ассоциируется с близостью человека и Вселенной. Благодаря этому впечатлению, его произведения обретают характер некой космической направленности.

Стиль описания природы Афанасия Фета близок к импрессионистскому, Удивительно то, как поэт тонко чувствовал, видел и воспринимал, казалось бы обычные вещи и явления в природе, насколько он очеловечивал природу.

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/po-proizvedeniyu/sochinenie-na-temu-russkaja-priroda-v-lirike-feta.html

Сочинение природа в творчестве фета

Среди всего разнообразия стихотворений о природе, созданных русскими поэтами, особое внимание уделяется произведениям Афанасия Фета и Фёдора Тютчева. Лирика этих авторов отличается яркими образами, чётко выраженной эмоциональной окраской.

Такой эффект возникает благодаря ряду приёмов, которые используют оба поэта. И основной из них — олицетворение природы. И Фет, и Тютчев наделяют окружающий мир способностью видеть, дышать, совершать человеческие поступки:«Лазурь небесная смеётся» (Ф.И. Тютчев), «Цветы глядят с тоской влюбленной» (А.А. Фет).

Порой окружающий мир даже разговаривает с нами, как в стихотворении Фета «Бабочка», написанном в форме монолога этого насекомого. Порхающий мотылёк похож на ветреную красавицу, сознающую свою прелесть.

Поэты не только наделяют природные явления человеческими качествами, но даже персонифицируют их. Ярким примером этому стоит назвать стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Здесь абстрактные времена года становятся вполне конкретными персонажами, которые выполняют какие-то действия, проявляют эмоции. Подобный приём можно встретить также в стихотворении «Чародейкою зимою».

Там персонажи лишь обозначены, как будто ненароком подсмотрен эпизод волшебной истории.

А. Фет в своих стихах не только демонстрирует умение подобрать точный образ, но и мастерски играет с формой. Так, в произведении «Шёпот, робкое дыханье» эффект движения создаётся без единого глагола.

Поэт нанизывает быстро меняющиеся образы на канву повествования, отчего возникает эффект мерцания лунной ночи. Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом», состоящее из шестнадцати строк, является лишь одним предложением.

Совет

Благодаря незавершённым интонациям автор усиливает эмоциональный подъём, радость наступившего утра.

Лирика А. Фета и Ф. Тютчева о природе по праву считается эталоном классического стихосложения.

Сочинение » Фет » Природа в творчестве А. Фета и Ф. Тютчева

Русская литература познала немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте. Как справедливо заметил Н.М. Любимов, «мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».

В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

«Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Струй дрожащего стекла!»

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»!

Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…9raquo; с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом – бессонная ночь, «мгла и жар постели».

Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение «Шепот, робкое дыханье» переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь – музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А «Чудная картина…9raquo; дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.

Обратите внимание

Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.

Казалось бы, простое детское стихотворение:

«Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет во дворе»

Но насколько ритмично, ярко передано нам настроение зимнего вечера. Звонкие согласные задают четкий ритм четверостишию, и вот в нашем воображении предстает картина: теплая комната, маленький мальчик, уснувший за игрой, уютное мурлыканье кота… а за окном – метель, холодно…

Ассоциативность – фирменный стиль Фета. Автор не выстраивает перед нами четкой логической цепочки, а рисует хоровод образов:

Выплыл месяц вешний.

Цвет садовый дышит

Так и льнет, целуя

Тайно и нескромно.

И тебе не грустно?

И тебе не томно?»

Не совсем понятно, почему должно быть грустно в такую тихую, томную ночь. И даже дочитав стихотворение до конца, нас не покидает ощущение некоторой недосказанности, как будто мы не узнали что-то очень важное. И нам остается только догадываться, фантазировать, мечтать.

Особое место в природной лирике А. Фета занимает тема весны. С приходом весны все вокруг меняется: природа будто просыпается после долгого сна, сбрасывает оковы зимы.

И такое же пробуждение, обновление происходит и в душе лирического героя Фета. Но вместе с радостью душу наполняет непонятная тоска, грусть, смятение.

И Фет стал первым поэтом, показавшим сложные, противоречивые чувства героя, смену его настроений, влияние природы на его душевное состояние.

Интересно стихотворение «Еще весны душистой нега…9raquo;, в котором автор показывает самое начало весны, когда природа еще только – только начинает пробуждаться. Снег еще лежит, дороги скованы льдом, а солнце пригревает только в полдень. Но душа уже живет в предвкушении тепла, света, любви.

Читая «Весенние мысли», остается только восхищаться, насколько виртуозно Афанасий Фет владеет словом:

«Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед»

«Расторгающие лед берега» – и мы уже слышим треск ломающегося льда, видим бурлящие речные потоки и даже ощущаем терпкий, острый, волнующий запах, которым наполнен только мартовский ветер.

В стихотворениях о весне как нельзя более явно прослеживается неразрывная связь между природой и человеком. Практически все стихотворения, которые, казалось бы, написаны о природе, рассказывают и о любовных переживаниях. Фет часто раскрывает душу лирического героя через образы природы, поэтому можно говорить о символизме его стихов.

Важно

Афанасий Фет, воспевая красоту природы, показал и красоту душ человеческих. Его стихи, искренние, глубокие, чувственные до сих пор находят отклик в сердцах читателей.

30 января, 2017 – 17:17

Это просто прекрасно. Весь

Добавить комментарий

Мы в Фейсбуке

“Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/4674/

Сочинение по лирике Тютчева и Фета | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям.

Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Совет

Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

У Тютчева нет «мертвой природы» — она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в 364
постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Читайте также:  Анализ произведения быкова его батальон

Это время суток переживается поэтом как «час тоски невыразимой». Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: «Все во мне и я во всем». Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее — уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью.

Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, «ряд волшебных изменений», а в отдалении — точную картину.

Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений.

Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира — мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Обратите внимание

Тютчев — поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы.

И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира.

Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении «Весенние воды» ручьи «бегут и блещут и гласят».

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с запредельным» («О чем вы воешь, ветр ночной?»).

В более позднем стихотворении «Тени сизые смесились…» это желание проступает еще более явно:

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Важно

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад…» (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов — глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!» это реализуется в словесных повторах («страстной ночи», «страсти глубина»). Для Тютчева минуты любви — «чудные мгновенья», которые превносят в жизнь смысл («В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна…»).

У этого поэта жизнь сравнивается с «временем золотым», когда «жизнь заговорила вновь» («К. В.», 1870). Для лирического героя Тютчева любовь — дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении «Я очи знал, — о, эти очи!» важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями («Шепот, робкое дыханье…»).
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна — любовь, что нет любви иной».

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: «ты одна -вся жизнь», «ты одна- любовь». Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

Совет

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени («Я очи знал, — о, эти очи!», «Я встретил вас- и все былое…»). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении «К. Б.» трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение «О, как убийственно мы любим!» (1851), вошедшее в «Денисьевский цикл». Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести «поединок роковой двух сердец»:

Трагизм наполняет и стихотворение «Последняя любовь» (1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!».

И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…» В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: «Ты и блаженство, и безнадежность».

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение «На заре ты ее не буди» все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: «И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон».

Появление эпитетов, таких, как «утомительный сон», указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: «Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».

Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Обратите внимание

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество.

В стихотворении философского характера «Два голоса» (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И «хоть бой и неравен, борьба безнадежна», важен сам поединок.

Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: «Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!». Тем же настроением проникнуто стихотворение «Цицерон» (1830).

В стихотворении «ЗПегШит» (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: «Лишь жить в себе самом умей — есть целый мир в душе твоей».

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую» (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим».

Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон «неведомым, родным»). «Цветущие берега» и «жизнь иная» — описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение.

Рационально этот мир непознаваем, потому что он «неведом»; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с «неведомым».

Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию — важнейшая черта истинного поэта.

Важно

В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи.

Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического «я», сменяется задачей воссоздания атмосферы.

Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-po-lirike-tyutcheva-i-feta/

Тема природы в лирике А. А. Фета

“У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления… Поэзия его состоит из ряда картин природы… из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой.

Область его не велика, но в ней он полный властелин…” – писал о поэте А. В. Дружинин.

И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: “сонливое, скупое утро севера” и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки…

Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных

Совет

деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: “синеют неба своды”, тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика.

Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда (“Под липой”). Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие.

Вот “природы тайный соглядатай” следит за полетом ласточки над “вечереющим прудом”, вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в “гвоздик душистой сирени”.

В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних

стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы: Уж травка светит с кочек талых, Плаксивый чибис прокричал, Цепь снеговую туч отсталых Сегодня первый гром прорвал.

(“Еще, еще! Ах, сердце слышит” )

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.

Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни.

Читайте также:  Образ и характеристика аглаи епанчиной в романе идиот достоевского сочинение

Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу: Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени… В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела.

(“Пчелы” )

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье: Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь, И душою подкупленной веришь, Что, как мир, бесконечна любовь.

( “Весенние мысли” )

Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало, Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой.

( “Я пришел к тебе с приветом” )

Обратите внимание

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой “весенней полон жаждой”, душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней: Так дева в первый раз вздыхает, О чем не ведая еще, И в первый раз благоухает Ее блестящее плечо.

( “Первый ландыш” )

Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. “Очарованная сном”, “нема и холодна”, она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из “стужи мертвых грез”.

Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же – с безмолвием лунной ночи.

В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж: Ночь светла, мороз сияет, Выходи – снежок хрустит; Пристяжная озябает И на месте не стоит.

( “Ночь светла” )

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в “траурный” наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа.

Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы: Селенье спит под снежной пеленой, Тропинки нет по всей степи раздольной. Да, так и есть: над дальнею горой Узнал я церковь с ветхой колокольней. Как мерзлый путник в снеговой пыли, Она торчит в безоблачной дали.

Ни зимних птиц, ни мошек на снегу. Все понял я: земля давно остыла И вымерла…

( “Никогда” )

Важно

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной, Под пологом снегов как смерть однообразной… Леса под шапками иль в инее седом, Да речку звонкую под темно-синим льдом.

(“Я русский, я люблю молчанье дали мразной” )

Важно

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы.

Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям.

Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это “сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу”.

Источник: https://ege-essay.ru/tema-prirody-v-lirike-a-a-feta/

Природа в лирике Фета сочинение

Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный поэт 19-го века. Его мелодичные стихи давно были положены на музыку и известны нам как романсы. Он писал ради красоты и не касался своим возвышенным слогом политики. Русская природа в лирике Фета стала чуть ли не главным предметом изображения. Именно этой чудесной стороне творчества великого поэта посвящена данная статья.

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.

Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничалс журналом “Современник”, но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Искусство ради искусства, или чистое искусство, – именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни.

Искусство должно приносить только эстетическое удовольствие, а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна.

Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга – лишь в красоте, и это самое главное.

Совет

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А. А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: “Какая ночь! Все звезды. Тепло и кротко смотрят в душу вновь…”

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое “Я” поэта оказывается наедине с миром и космосом: “Земля… Безвестно уносилась прочь, и я. Один в лицо увидел ночь”.

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: “Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону”. В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается весенних образов. Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: “. сердце слышит. И все, что движется и дышит, задышит новою весной”.

Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни.

Обратите внимание

Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: “Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…” (из стихотворения “Пчелы”).

Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Образы зимней природы в стихотворениях Фета зачастую бывают связаны с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в “траурные” наряды и т. п. Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти, одиночестве.

Как никогда печален и грустен в этих произведениях Фет. Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в мрачные тона: “Земля давно остыла и вымерла”.

Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.

Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.

Источник: http://schoolessay.ru/priroda-v-lirike-feta-sochinenie/

Природа в творчестве А.А. Фета

    Фет – один из лучших русских поэтов–пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта.

    Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орёл, жаворонок. Зато в лирике этого поэта появляются образы чибиса, кулика, черныша, стрижа. Каждая птица показана у Фета во всем своеобразии:

    И слышу я, в изложине росистой

    Вполголоса скрипят коростели…

    Фета без тени сомнения можно назвать великим певцом русской природы. В его пейзажной лирике она предстаёт перед читателем в самых ярких красках:

    Я пришёл к тебе с приветом,

    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой…

Важно

    Отличительной чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника.

Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведённое предметом.

Сам Фет так говорил об этом: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»:

    Куда не обращаю взор,

    Кругом синеет мрачный бор
    И день права свои утратил.
    В глухой дали стучит топор,
    Вблизи стучит вертлявый дятел.

    Природа у Фета всегда спокойна, прозрачна, тиха, она словно бы замерла, но всё это не делает её мёртвой. Она богата звуками и красками:

    Что за звук в полумраке вечернем?

    Бог весть! – То кулик простонал или сыч.
    Расставанье в нём есть, и страданье в нём есть,
    И далёкий неведомый клич,
    Точно грёзы больные бессонных ночей
    В этом плачущем звуке слиты…

    При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа лишь средством его выражения. Кроме того, мне кажется, что пейзаж у данного поэта очеловечен, как ни у кого другого. У Фета роза странно улыбается, звёзды молятся, берёзы ждут, пруд грезит. Автор словно превращает мир в одно целое, объединённое настроением поэта:

    Тёплый ветер тихо веет,

    Жизнью свежей дышит степь
    И курганов зеленеет
    Убегающая цепь.

    Со временем в стихах Фета появляется всё больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всём:

    Целый день спят ночные цветы,

    Но лишь солнце за рощу зайдёт,
    Раскрываются тихо листы,
    И я слышу, как сердце цветёт.

    Таким образом, стихи А.А. Фета о природе проникнуты светлым чувством. Лирический герой его поэзии сливается с природой, становится частью её. Его жизнь уже не мыслима вне этой удивительной красоты.

    По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки каждому человеку.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/fet-a-a/9360-priroda-v-tvorchestve-a-a-feta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector