Образ и характеристика попа в поэме кому на руси жить хорошо некрасова

Поп в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: образ, характеристика, описание

Поп и мужики.Иллюстрация В. Нагаева

Поп является одним из ярких персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо», описание жизни героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы
Все материалы по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы, семеро крестьян, встречают на своем пути попа и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. Священник рассказывает мужикам о своей нелегкой жизни.Поп (священник) служит в сельской церкви:  «…Навстречу едет поп…» «…Священник поднял голову…»

Поп руководит большим приходом, то есть храмом, куда приходят местные жители:

«…Приход у нас большой…»

О внешности попа в поэме почти ничего не известно:

«…поп широкой шляпою / В лицо себе помахивал…»

«…Сняв шляпу, пастырь крестится…»

«…Лицо попово строгое / Явилось на бугре…»

У попа трудная, неспокойная жизнь: «…Дороги наши трудные…» «…Теперь подумайте. / Каков попу покой?..»

Поп вынужден приходить к людям в любое время суток и в любую погоду. Священника зовут в самых разных ситуациях (смерть, рождение ребенка, венчание и т.д.):

«…В жнитво и в сенокос, / В глухую ночь осеннюю, / Зимой, в морозы лютые, / И в половодье вешнее — / Иди куда зовут!..»

У попа болит душа за людей, которым он помогает:

«…Идешь безотговорочно. / И пусть бы только косточки / Ломалися одни, — / Нет! всякий раз намается, / Переболит душа…»

Поп не остается равнодушным к страданиям своих прихожан. Он каждый раз переживает, когда видит умирающего человека или сироту:

«…Не верьте, православные, / Привычке есть предел: / Нет сердца, выносящего / Без некоего трепета / Предсмертное хрипение, / Надгробное рыдание, / Сиротскую печаль!..»

Поп особенно сочувствует крестьянам, которые теряют кормильца: 

«…Случается, к недужному / Придешь: не умирающий, / Страшна семья крестьянская / В тот час, как ей приходится / Кормильца потерять!..»

Поп поддерживает своих прихожан, как может: «…Напутствуешь усопшего / И поддержать в оставшихся / По мере сил стараешься / Дух бодр!..»

Поп не получает должного почета и уважения от крестьян. Священник жалуется на то, что крестьяне в целом относятся к попам пренебрежительно:

«…Теперь посмотрим, братия, / Каков попу почет?..» «…Скажите, православные, / Кого вы называете / Породой жеребячьею?..»

Поп знает примету о том, что встретить попа — это якобы дурной знак. Попу обидно, что люди так относятся к священникам:

«…С кем встречи вы боитеся, / Идя путем-дорогою?..»

Попу неприятно, что крестьяне сочиняют непристойные песни и сказки о священниках:

«…О ком слагаете / Вы сказки балагурные, / И песни непристойные, / И всякую хулу?..»

Поп знает, что крестьяне шутят («чествуют») над женами и дочерьми священников, над семинаристами (будущими священниками). Попу это неприятно:

«…Мать-попадью степенную, / Попову дочь безвинную, / Семинариста всякого — / Как чествуете вы?..»Последнее время поп мало зарабатывает потому, что богатые помещики больше не живут в деревнях и не дарят подарки священникам: «…Перевелись помещики, / В усадьбах не живут они / И умирать на старости / Уже не едут к нам…» «…Никто теперь подрясника / Попу не подарит!..»

Поп мало зарабатывает также и потому, что его прихожане являются бедными крестьянами, с которых нечего взять:

«…Живи с одних крестьян Крестьянин сам нуждается, / И рад бы дать, да нечего…»

Поп понимает, что крестьяне отдают ему последние деньги за его службу:

«…А тут к тебе / Старуха, мать покойника, / Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой. / Душа переворотится, / Как звякнут в этой рученьке / Два медных пятака!..»

Поп несет свой крест с терпением:

«…Православные! / Роптать на Бога грех, / Несу мой крест с терпением…»

Поп — совестливый человек. Он не вымогает деньги у бедных крестьян и не старается поживится за их счет:

«…Деревни наши бедные, / А в них крестьяне хворые < …> С таких трудов копейками / Живиться тяжело!..»

Поп вынужден брать деньги у крестьян за свою работу, чтобы самому не умереть с голоду:
«…Не брать – так нечем жить. / Да слово утешения / Замрет на языке, / И словно как обиженный / Уйдешь домой…»

Это был цитатный образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, описание его жизни и службы в приходе.

Смотрите: Все материалы по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/pop-pojema-Komu-na-Rusi-zhit-horosho-Nekrasov.html

Характеристика Попа (Кому на Рус жить хорошо)

Реальный мир персонажей поэмы привлекает читателя. Странники ищут счастливых среди тех, кто находится рядом с ними. Одними из таких людей являются священнослужители. Образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» схож с действительностью, но есть в тексте и созвучие с известными сказочными персонажами.

Первый встречный

Из семи спорящих мнение, что счастлив поп, принадлежит Луке. Имя мужика означает свет. Имя Лука дают людям, которые видят во всех положительное начало. Лука вселяет веру в божественное предназначение человека.

Почему автор решил показать попа первым? Ответ можно искать в реальной жизни крестьянина. Рождение, смерть, праздники на Руси начинались с попов. Они сопровождали все главные события жизни человека любого сословия.

Попы отвечали за связь земного с небесным, реального с потусторонним, материального с духовным.

Жизнь попа

Сельская церковь – место службы персонажа поэмы. Автор не приводит в описании индивидуальных черт внешности. Поп типичен и практически безлик. Единственный эпитет – строгое лицо. Заработок священнослужителя – доходы от крестьян. Он мало чем отличается от нищих: побирается, прося за свой труд.

Поп не требует платы, ему дают каждый столько, сколько может. Понимает персонаж, что деревни нищают, и его жизнь становится трудней. Ему хочется счастья для мужика. «Наживаться» на богатых проще. Поп объясняет странникам, почему он берет у крестьян: это плата за работу, средства для пропитания своих членов семьи.

Если брать плату только словами благодарности, семья попа пойдет по миру. Тяжело совестливым священнослужителям брать пятаки из костлявых рук больных и нищих. Мозолистые руки дающих сами просят о помощи. Богатые купцы и помещики перебираются в города, оставляя деревни под присмотр своих слуг, управляющих.

Жизнь и манера поведения священнослужителей часто становилась предметом насмешек. Поп знает об этом. В песнях, сказках, частушках высмеивается не только сам поп, но и его жена, дочь, дети. Не всегда это справедливо, но слава о них бежит впереди. Даже приметы в народе не радуют священника: «С кем встречи вы боитеся».

Дурной знак, если на пути появляется священник. Нет почета в народе к служителям веры в Бога, потеряли они уважение к себе.

Положительные черты характера героя

Странники встретили попа, которого нельзя однозначно назвать отрицательным персонажем. Искренне он рассказывает ходокам, что нельзя быть равнодушным к людскому горю. Смерть не может ни расстроить. Переживает поп, видя сирот, вдов.

Привычка не вырабатывается:«Нет сердца, выносящего … предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль…».Душа переболит, ломается, но не черствеет.

Терпение. Священники чаще получают приход по наследству.

Они с младенческих лет привыкают к жизни в Вере, не ропщут на Бога.

Умение выслушать и поддержать. Священник находит слова для крестьянок, теряющих кормильца, для матери, хоронящей детей, для больных и убогих.

Смелость. Поп должен прийти к умирающему или больному в любое время суток. Он идет в дождь, ветер, снег. Приходится идти ночью, через лес. Нет у попов сопровождающих, есть только вера.

Отрицательные черты священнослужителей

Среди поповского сословия встречаются разные характеры. В большинстве они отрицательны, поэтому и относится к ним народ с таким пренебрежением. Живут попы за счет чужого труда. Они как купцы берут в дом слуг, заставляют их работать на свою семью.

Какие черты наиболее типичны для священников:

  • цинизм;
  • тунеядство;
  • стяжательство;
  • жадность;
  • грубость;
  • обжорство.

Такими, в основном, были высшие церковные круги. Странники встретили обыкновенного сельского служителя церкви. Рассказ его о счастье автор сравнивает с исповедью, судом над жизнью своих. Больно понимать, что живешь на слезах и боли мужика. Странно, но понятно, что нет в рассказе денег, которые получил поп на крещении младенцев, венчании. Рождение чаще проходит на жатве, во время работы, некогда звать священника. А свадьбы в поэме еще несчастнее.

Встречается на страницах поэмы еще один поп – Иван. Он герой рассказа Матрены. Из его слов можно понять, что нечем заплатить народу за ритуалы священные:

«… за свадебку, за исповедь должают по годам».Иван равнодушен, жесток и циничен. Он шутит над горем матери, не видит греха в истязании тела малыша на глазах у страдающей женщины. Он пьет с властями, ругает нищий приход. Нет сочувствия в попе Иване.

Что же для попа счастье? Доверие людей к религии, покорность, смирение. Но все это уходит в далекое прошлое. Изменилась жизнь. Народная бедность, исчезновение класса помещиков подорвали поповское благополучие.

Чувства священника противоположны. Ему жалко мужика, но где брать деньги. Сочувствием к народному горю сыт не будешь. Сословие попов разнородно.

Не все сострадали, большинство лицемерно и жестоко обирали крестьян, верящих в необходимость религиозных ритуалов.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1465-harakteristika-popa-komu-na-rus-zhit-horosho.html

Образ и характеристика Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.

О внешности попа читатель знает немного: лишь огромная шляпа, которую он снимает, когда крестится и строгое лицо. Про свою жизнь он рассказывает охотно и с тяжестью, потому что жизнь у него очень трудная. Он заведует большой церковью, куда приходят много крестьян, чтобы молиться и просить у попа помощи божьей.

Кроме церкви попа ещё вызывают и на дом, причём независимо от погодных условий и времени суток, он работает и ночью, и днём. Священник тяжело переживает невзгоды людей, которые к нему обращаются, он перенимает их боль и на свою душу, искренне сочувствует и страдает оттого, что он иногда не в состоянии помочь.

Особенно тяжко ему даётся бывать на похоронах кормильца семьи, потому что целая семья осталась без средств на проживание.

Обратите внимание

Из-за того, что богатые помещики уехали из города и вряд ли вернуться, церковь переживает не лучшие времена, поп получает совсем мало денег, но и то, что он получает, очень совестливо и даже постыдно для него. Он рад был бы работать бесплатно, но ему нужно за что-то жить, потому и берет он деньги из рук даже бедных крестьян.

Но больше всего угнетает священника то, что крестьяне плохо относятся к попам, шутят про их дочерей и жён, слагают поговорки из разряда «Встретишь попа — это не к добру». Помимо прочего, крестьяне сочиняют пошлые и издевательские песни про попов и всячески смеются над ними.

Поп очень терпеливо, мужественно и стоически относится к своей жизни, он понимает, что крест, который он несёт, тяжелый, но он будет его нести, пока не умрёт, потому что он раб божий, помогающий крестьянам, в этом его предназначение.

Очень жаль, что в нынешней жизни таких людей мало, все почему-то привыкли жаловаться на жизнь, забывая, что где-то далеко есть страны, где жизнь людей в десятки раз хуже. Я считаю, что к каждой трудности в жизни необходимо относится с полной боевой готовностью, пытаться всячески преодолеть трудность и возвыситься над ней, как это делает священник из поэмы.

Почему попу живется хорошо и почему плохо?

Сочинение про Попа (Кому на Руси жить хорошо)

Вопросом о счастливой жизни и о людях, которым «жить на Руси хорошо» задавалось поколениями разных лет. Герои некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» в разные исторические эпохи понимались по разному. Произведение, написанное еще в девятнадцатом веке , остается актуальным и в наши дни.

Человек стремится быть независимым от обстоятельств, которые его окружают. Для каждого понятие «хорошей жизни» свое. Для одних «жить хорошо»- иметь неограниченное количество денег, для других – счастье близких людей, для третьих- мирное небо над головой.

И пусть счастье у каждого свое, но оно не возможно без любви.

Любви к близкому, своей семье, месту, где родился.

Кто помогает обычным крестьянам из некрасовской поэмы, ищущим счастье, ответить на вопрос о хорошей жизни на Руси, да те, кто непосредственно живет рядом с ним.

Одним из таких людей является поп. Автор не считает необходимым описывать его внешность, поскольку это не главное для восприятия его понимания счастья.

Именно священника встречают первого на своем пути семеро крестьян. Это довольно символично. В те далекие времена сельского попа считали духовным отцом каждого родившегося малыша, человеком, благословляющего на добрые дела, провожатым в царствие небесное умирающего.

Из поэмы понятно, что священнослужитель –сельский поп, имеющий довольно большой приход. Крестьяне убеждены , что именно ему всех лучше живется на Руси хорошо. Из повествования самого попа оказывается, что они сильно заблуждаются.

Служба священника тяжела, при любой погоде он должен идти к человеку, который просит его о помощи: «Иди куда зовут!». Он переживает за людей, старается помочь им словом божьим.

Важно

При этом должного уважения к нему нет. Люди смеются над ним, стараются обойти его стороной (примета плохая), поэтому живется ему очень нелегко.

Доход его напрямую зависит от прихожан, в основном таких же бедных крестьян. Сколько дадут, на то и живет. Нет у него в семье большого достатка, как и у самих крестьян, которые к нему обратились. Но не может он не брать денег с бедных, сам тогда с голоду умрет. Богатых же в его приходе нет, помещики по городам разъехались.

Священник, который не раз слышал исповедь других людей, в поэме как бы сам исповедуется, только не перед Богом, а перед простыми русскими мужиками.

Читайте также:  Образ и характеристика григория мелехова в романе тихий дон шолохова сочинение

Возможно, не случайно поэтом была задумана исповедь попа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — последнее произведение Н.А.Некрасова. Писал он ее уже сильно больным человеком, отлично понимающим, что дни его сочтены и болезнь не отступит. Своей поэмой он подводит итог своим духовным исканиям. Для поэта счастье- это служение своему народу, свобода от цензуры, процветание России.

← Образ и характеристика Дарьи в рассказе Мороз, красный нос ← Образ и характеристика Прокла Мороз, красный нос↑ НекрасовОболт-Оболдуев в поэме Кому на Руси жить хорошо → Характеристика Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо →

  • Анализ рассказа Мама куда-то ушла РаспутинаВалентин Григорьевич Распутин является известным русским писателем. Родился в 1937 году и испытал на себе все невзгоды военного и послевоенного времени. Несмотря на все трудности, Валентин Григорьевич
  • Всегда ли мечта становится реальностью? Итоговое сочинениеДля того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять, что такое мечта, и, что такое реальность. Существуют ли границы между двумя этими понятиями, либо они неразрывно связаны друг с другом.
  • Анализ эпизода Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка ПушкинСобытия крестьянской войны 1773-1775 годов долгое время волновали умы образованных людей. А.С. Пушкин живо интересовался народным движением и национальным самосознанием
  • Сочинение Анализ пьесы На дне ГорькогоГорький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.
  • Сочинение на тему ИнтернетСовременная жизнь уже с трудом представляется нам без интернета. С помощью него люди узнают новости, находят полезную информацию, общаются, создают бизнес, изучают что-то новое

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obraz-i-harakteristika-popa-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образ Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо характеристика героя Некрасова сочинение

Произведение Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” является прекрасным примером того, как следует прописывать образы в произведении, дабы произвести на читателя максимальный нужный вам эффект.

Некрасов прекрасный писатель, который в своём произведении смог передать все те мысли, что хотел, не отходя от повествования произведения.

Стоит выделить персонажа Попа в произведении “Кому на Руси жить хорошо”.

Поп – обычный священнослужитель в церкви, в котором нет практически ничего внешне примечательного, но, однако характером и внутренним миром он весьма и весьма отличается от своих коллег по цеху.  А отличается он следующими чертами.

Характером он довольно уникальный персонаж, так как не входит в контраст с остальными персонажами, явно выделяясь на их фоне, что даёт читателю возможность анализировать его отдельно от всех остальных представленных в произведении персонажей.

Он достаточно самостоятелен, мыслить широко и открыто, не загоняя себя в рамки, хоть и является представителем религии, для которых, кстати, свободомыслие совсем не свойственно, что делает Попа весьма отличительным персонажем только по данной причине.

Также он достаточно смелый и добрый человек, готовый помочь кому угодно и когда угодно, кто бы это ни был, он всегда придет на помощь человеку, если этот человек нуждается в помощи.

Весь характер Попа строится на желании помогать окружающим, делать для них добро, однако, так как он является человеком религии, то, соответственно, религиозные каноны играют для него  также немаловажную роль. Он яростно защищает идеалы православия, никому, не позволяя пошатнуть его веру.

Он считает, что каноны православия являются единственно верной религией, которую стоит принимать на веру, так как она корректирует поведение человека в нужную государству сторону, в сторону подчинения, однако он даже не против данного факта, а напротив активно поддерживает данную политику, так как считает, что Русь развалится без содействия православия и без того, во что можно будет верить.

Я считаю, что именно данную мысль пытался донести до нас Некрасов через образ Попа в своём произведении «Кому на Руси жить хорошо».

Сочинение Поп в произведении Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым после отмены крепостного права. Её вся суть состоит в том, что крепостные, мечтавшие жить свободно, теперь не знают, что им делать. Для помещиков такая реформа подобна смерти.

Например, одного из персонажей, князя Утятина, обманывают, что крепостное право не отменили, потому что если он узнает правду, то его хватит удар. Некрасов в этой поэме изображает отношения разных людей к данной реформе.

Писатель хочет выяснить в своем произведении кому же на Руси жить хорошо? Для этого он ввёл персонажей крестьян, которые ходят и расспрашивают у различных людей их мнения.

Совет

Так крестьяне встретили попа, и спросили, счастлив ли поп. Он ответил, что не имеет ни богатств, ни покоя, ни чести. А в этом, по мнению попа, и заключалась счастье.

Поп говорит о том, что крестьяне счастливы не бывают: либо не урожайность, либо довольно много урожая, но обязательно приключится какая-нибудь другая беда. Также Поп выражает своё несчастье в том, что у него нет покоя.

Что ему приходится идти в любое время, как позовут, то на похороны человека, то на рождение младенцев, и болит у него душа за страдания человеческие. Да и образование священнослужителям получить довольно-таки тяжело.

Образ Попа достаточно многообразен. Например, сначала он представляется нам как человек, которому приходится эксплуатировать крестьян, забирать последнее. С другой стороны, ему жаль крестьян, ему небезразлично мнение народа.

Именно Поп затронул тему о девушках крестьянках, которые работают не покладая рук. Но как же относится простое сословие к попу? К духовному сословия крестьяне всегда относились неуважительно.

Поп рассказывает, как иронизирует народ над поповским богатством, что крестьяне пускают сплетни о взятках от помещиков и сбор с народа последних грошей. Как-то старуха дала ему последние медные пятаки и поп взял их, так как если он не возьмёт, то ему не на что будет жить.

Но также он понимает, что старуха и сама нуждалась в них. Сам поп служит в сельской местности, руководит большим храмом.

С образа попа мы видим жизнь всего духовенства и интеллигенции того времени. Им не помогает государство, над ними насмехается народ, хоть и зовёт священников в любое угодное для крестьян время. С отменой крепостного права, все богатые помещики, подававшие на жизнь, разбрелись по разным сторонам. А на подаяния крестьян им живётся тяжко.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-popa-v-poehme-komu-na-rusi-zhit-horosho

«Кому на Руси жить хорошо»: «Поп» (анализ главы)

Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать

Как им — легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Ясно: «Какое счастье тут?»

И картина холодной весны с бедными всходами на полях, и печальный вид русских деревень, и фон с участием нищего, исстрадавшегося народа — все навевает странникам и читателю тревожные мысли о народной судьбе, тем подготовляя внутренне ко встрече с первым «счастливцем» — попом. Поповское счастье в представлении Луки рисуется так:

Попы живут по-княжески…

Малина — не житье!

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

и т.д.

И когда мужики спрашивают попа, сладка ли жизнь поповская, и когда соглашаются с попом, что обязательными условиями счастья являются «покой, богатство, честь», кажется, что исповедь поповская пойдет по пути, намеченному колоритной зарисовкой Луки. Но Некрасов придает движению основной мысли поэмы неожиданный поворот. Поп очень серьезно отнесся к вопросу крестьян. Прежде чем поведать им «правду-истину», он «потупился, задумался» и начал говорить совсем не о «каше с маслицем».

В главе «Поп» проблема счастья раскрывается в плане не только социальном («Сладка ли жизнь поповская?»), но и нравственно-психологическом («Ты как — вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?»). Отвечая на второй вопрос, поп в своей исповеди вынужден говорить о том, в чем он видит истинное счастье человека. Повествование в связи с рассказом попа обретает высокий учительный пафос.

Мужикам-правдоискателям встретился не сановный пастырь, а обыкновенный сельский поп. Низшее сельское духовенство в 60-е годы составляло самый многочисленный слой русской интеллигенции. Как правило, сельские попы хорошо знали быт простого народа.

Обратите внимание

Конечно, это низшее духовенство не было однородным: были здесь и циники, и забулдыги, и стяжатели, но были и такие, кому оказывались близки нужды мужиков, понятны их чаяния. Встречались среди сельского духовенства люди, оппозиционно настроенные по отношению к высшим церковным кругам, к гражданским властям.

Не нужно забывать, что значительная часть демократической интеллигенции 60-х годов вышла из среды сельского духовенства.

Образ встреченного странниками попа не лишен своеобразного трагизма. Это тип человека, характерный для 60-х годов, эпохи исторического разлома, когда ощущение катастрофичности современной жизни либо толкало честных и мыслящих людей господствующей среды на путь борьбы, либо загоняло в тупик пессимизма и безысходности.

Нарисованный Некрасовым поп — один из тех гуманных и нравственных людей, которые живут напряженной духовной жизнью, с тревогой и болью наблюдают всеобщее неблагополучие, мучительно и правдиво стремясь определить свое место в жизни. Для такого человека счастье невозможно без душевного покоя, удовлетворения собой, своей жизнью.

Покоя же в жизни «доведываемого» попа нет не только потому, что

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир,

Не избирают времени

и поп в любое время должен идти, куда зовут. Гораздо тяжелей физической усталости моральные муки: «намается, переболит душа» смотреть на человеческие страдания, на горе нищей, осиротевшей, потерявшей кормильца семьи. С болью вспоминает поп те минуты, когда

Старуха, мать покойника,

Глядь, тянется с костлявою

Мозолистой рукой.

Душа переворотится,

Как звякнут в этой рученьке

Два медных пятака!

Рисуя перед слушателями потрясающую картину народной нищеты и страданий, поп не только отрицает возможность лично своего счастья в обстановке всенародного горя, но внушает мысль, которую, пользуясь более поздней поэтической формулой Некрасова, можно выразить словами:

Счастье умов благородных

Видеть довольство вокруг.

Поп первой главы не безразличен к народной судьбе, не безразличен он и к мнению народному. Каков же в народе попу почет?

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

…О ком слагаете

Вы сказки балагурные

И песни непристойные,

И всякую хулу?..

Эти прямые вопросы попа странникам раскрывают встречающееся в крестьянской среде неуважительное отношение к духовному сословию. И хотя мужикам-правдоискателям неловко перед стоящим рядом попом за столь обидное для него мнение народное (странники «кряхтят, переминаются», «потупились, молчат»), они не отрицают распространенности этого мнения.

Известная обоснованность враждебно-иронического отношения народа к духовенству доказывается рассказом попа об источниках поповского «богачества». Откуда оно? Взятки, подачки от помещиков, но основной источник поповского дохода — собирание последних грошей с народа («Живи с одних крестьян»).

Поп понимает, что «крестьянин сам нуждается», что

С таких трудов копейками

Живиться тяжело.

Важно

Он не может забыть эти медные пятаки, звякнувшее в старушечьей руке, но даже он, честный и совестливый, берет их, эти трудовые гроши, потому что «не брать, так нечем жить».

Рассказ-исповедь попа построена как суд его над жизнью того сословия, к которому он сам принадлежит, суд над жизнью своей «духовной братии», над своей собственной жизнью, ибо собирание народных грошей для него — источник вечной боли.

В результате беседы с попом мужики-правдоискатели начинают понимать, что «не хлебом единым жив человек», что для счастья мало «каши с маслицем», если она у тебя одного, что честному человеку жить захребетником — тяжко, а те, кто живет чужим трудом, кривдой, — достойны лишь осуждения и презрения. Счастье на неправде — не счастье — таков вывод странников.

Ну, вот тебе хваленое,

Поповское житье —

набрасываются они «с отборной крепкой руганью / На бедного Луку».

Сознание внутренней правоты своей жизни есть обязательное условие счастья человека — учит поэт читателя-современника.

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»). СПб: «Наука» РАН, 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/komu_na_rusi_zhit_khorosho_pop_analiz_glavy/76-1-0-691

Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Изображение образа России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Оригинальный стих поэмы.

2. Нищенская жизнь деревни.

4. Глава «Последыш» и ее значение.

5. Призыв не смиряться с эксплуатацией, вера в будущее народа.

Н. А. Некрасов как поэт не повторим и не забываем, богатства его творчества невозможно недооценить. Его темы и стиль как будто вышли из народной жизни. Его поэзия, сказовая, песенная, — то величавая, то страстная, боевая, но всегда народная.

https://www.youtube.com/watch?v=GoTRp1LZ2v8

Высший образец его творчества — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поэма целиком и полностью пронизана фольклорными образами, эпитетами, метафорами. Некрасов даже пользуется образной системой былинного склада.

Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма прост: семеро мужиков из соседних деревень захотели узнать ответ на вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?»; есть ли где-нибудь на их родной земле губерния, где обходятся без избиений крестьян, где нет рабского унизительного труда.

В поэме мы видим картины из жизни всех социальных слоев: от богачей до бедняков, от помещиков до крестьян.

Некрасов описал сложное время в жизни России, происходило нарастание народного недовольства своей участью.

В 1861 году было отменено крепостное право, но «свобода» эта оказалась ложной, крестьяне не получили ни земли, ни воли. Рабство осталось, одни формы эксплуатации сменились другими. «Трещит крестьянский пуп», — писал Некрасов.

Судьба России и крестьянства очень волнует семерых му-жиков-правдоискателей. Они хотят найти счастье, поэтому и пустились в путь по России со своей сказочной скатертью-самобранкой.

Читайте также:  Сочинение на тему берегите природу 6, 8 класс

Долгий предстоит им путь. Множество людей встретят они на нем.

Это и хлебопашцы-крестьяне, и поп, и помещик, и гвардейцы, попадаются им и дворовые люди, и солдаты, и питерские мастеровые, и барин-разночинец, собирающий фольклор.

Совет

И все они повествуют о себе, о своей жизни. Очень постепенно, страница за страницей раскрывается в поэме тема народного горя-несчастия, убогого существования деревни.

Редко кто из встреченных людей признается странников в своем счастье. Так, сельский поп не находит себя счастливым. Он сам полностью зависит от благосостояния своей паствы, от крестьянского урожая или неурожая. Совестливый поп знает, что доходы крестьян таковы, что ему тошно брать даже воздаяние за требу — на душе тяжело, руки дрожат: «С таких трудов копейками живиться тяжело».

Другой поп плачется «начальнику»: У нас народ — все голь да пьянь. За свадебку, за исповедь. Должают по годам. Несут гроши последние В кабак! А благочинному Одни грехи тащат!

Помещики тоже, оказывается, недовольны «великой реформой царя-освободителя». Раньше им жилось счастливо, вольготно. А теперь осиротела земля после того, как старые устои сельской жизни оказались разрушенными:

Поля — не доработаны, Посевы — не досеяны, Порядку пет следа! О матушка! О родина! Не о себе печалимся.

Тебя, родная, жаль.

Другой помещик, «последыш» князь Утятин, вообще не поверил, что наступили новые порядки и крепостные уже свободны, и его сыновья утоворили мужиков сохранить все крепостные отношения до его смерти.

Глава «Последыш» по смысловой значимости и художественной реалистичности является одной из самых лучших в поэме. Фигура помещика-самодура и образы крестьян — подставного бурмистра Клима Лавина, Власа, бунтаря Ага-па Петрова, лакея Ипата и других — чрезвычайно выразительны и колоритны.

Богатый вельможа, князь Утятин, по-старому командует крестьянами, изображает строгого властителя, хотя крестьяне и земля ему уже не принадлежат.

Обратите внимание

Но трагедия здесь не в самом помещике Утятине, а в людском отношении к «представлению».

Почти все крестьяне, задобренные посулами наследников князя, сами соглашаются скрывать правду до смерти старика и, по существу, продолжают мириться со старой помещичьей неволей.

Князь Утятин, старый самодур, отдает одно приказание за другим, одно другого нелепее и глупее. Эта игра заходит далеко, для всех началась безобразная и нелепая двойная жизнь.

Старые порядки вроде бы отменены, а на самом деле они существуют и дряхлый князь по-прежне-му грозен и привередлив, он не понимает своего нелепого положения. Но ужасно, что с ним мирятся теперь свободные люди.

Более того, убедившись в непоколебимости прежних отношений, князь стал еще капризнее и вреднее.

Его мужики не успели осознать, что свободны, как снова оказались в кабале. Изжитые деспотические порядки возрождаются вновь, но воспринимаются они уже как фарс. Мужики втихаря смеются над барином, издеваются над ним, но не смеют перечить и кланяются барину по-прежне-му, льстят ему и угодничают перед ним.

Но не все примирились с двойной жизнью при помещике Утятине. Нашлись и те, кто не захотел играть в унизительную игру.

Aгап Петров не вынес глумлений Последыша и балагурства бурмистра, взбунтовался, обругал угодничавших перед князем «подонками» и рассказал правду. Агапа приговорили к наказанию розгами, хотя, конечно, его никто бить не собирался.

Важно

Но не выдержал он унижения, его человеческое достоинство было оскорблено. Он умер, не дождавшись «экзекуции».

В поэме предстает целая галерея образов крестьян — прощелыг и праведников, бунтарей и страстотерпцев, рабов и разбойников.

Это и Яким Нагой, и Ермила Гирин, и Саве-лий-богатырь, и Кудеяр, и «холоп примерный» Яков верный, и, наконец, Матрена Тимофеевна Корчагина, сильная русская женщина.

Некрасов много писал о героической жизни русской женщины, жены и матери, о ее самоотверженности и самоотречении. Доли ее «вряд ли труднее сыскать». Но, несмотря на все, Матрена Тимофеевна выдержала, не сломалась, не опустила рук.

Лишь на одну черту русского народа негодует Некрасов. Это его долготерпивость, покорность. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» — говорит поэт к бурлаку в стихотворении «На Волге».

Во многих произведениях, в том числе и в поэме «Ком)' на Руси жить хорошо», присутствует призыв к народу прекратить издевательства над собой, восстать и обрести счастье. «Пир-на-весь мир», глава из последней части поэмы, по мнению критиков, — это уже почти прямой призыв к революции. В доказательство этому заявлению служат следующие строки из поэмы:

Рать поднимается — Неисчислимая, Сила в ней скажется — Несокрушимая!

Вся гениальная поэма Некрасова — точное, правдивое изображение не только всех слоев русского общества, но и чаяний простого народа. Некрасов стремился к народности образов, языка, структуры поэмы. Ведь сама матушка Русь — «…и убогая, и обильная, и забитая, и всесильная» — главный герой поэта.

Источник: http://historylib.net/izobrazhenie-obraza-rossii-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»: характеристика героев

Меню статьи:

Знаменитая поэма Н. А. Некрасова описывает ситуацию неопределенности, которая характеризует этап истории после того, как было отменено крепостное право.

Лейтмотив произведения – счастье, ведь именно его ищут персонажи поэмы, ведя на эту тему беседы, в которых и раскрываются варианты ответа на вопрос: кому же живется хорошо и что такое счастье?

Любопытно, что писатель так и не смог закончить свое масштабное произведение – тяжелая болезнь сразила его раньше, чем он реализовал свою идею. На самом же деле, многие литературные критики относят этот текст к жанру романа, аргументируя свою позицию его объемами и глобальностью авторской задумки.

О героях поэмы-романа

Как и во многих других текстах, герои этого произведения тоже разделены на две группы: это герои главные и, соответственно, второстепенные.

Семь мужиков-крестьян

Среди главных персонажей мы могли бы назвать семь мужиков-крестьян: это Роман, Лука, Демьян, Пров, Пахов и, наконец, браться Иван и Митродор Губины. Именно они, по сюжету поэмы, отправились на поиски человека, который бы мог сказать, что он живет свободно и хорошо, то есть – что он счастлив.

Здесь следует сделать ремарку: автор явно связывает два явления или даже два чувства – это свобода (вольная жизнь) и счастье. Эта позиция имеет свою логику, так как о время отмены крепостного права многие крестьяне не знали, что им делать и как им управлять обретенной свободой.

Известны случаи, когда бывшие крепостные плакали и бросались в ноги своему барину, чтобы тот не оставлял их.

Любопытно, что крестьяне часто воспринимали помещика как отца, который заботиться о них, и нуждались, таким образом, в его отеческих советах и распоряжениях, без которых они не понимали, как им контролировать свою жизнь самостоятельно и, кроме того, нести за нее ответственность.

Н. А. Некрасов выписывает простых русских крестьян, которые привыкли к работе, неприхотливы и пытаются найти ответы на вопросы, которые в связи с новыми обстоятельствами жизни возникли перед ними. Среди этих мужиков нельзя выделить отдельных личностей: крестьяне не являются изолированными друг друга, сливаясь словно в единый и целостный образ.

Какие черты отличают этих крестьян? Это временнообязанные бывшие крепостные, простые бедные люди, необразованные, которые обходятся в своей жизни минимумом (например, в поэме есть слова «умылись, освежились»). Несмотря на отсутствие образования, эти герои вызывают к себе уважение и почтение.

Совет

Все они имеют семьи и порой выказывают свою к ним привязанность. Их отличают также добродушие, мужественность и привычка к труду. Они упрямы и любят спорить.

Вместе с такими чертами, как задорный и буйный характер, некоторая драчливость, существуют и совестливость, и скромность, ну и, конечно, вера.

Персонажи второго плана

Что касается второстепенных фигур, Матрену Корчагину, Савелия Богатыря, Якима Нагого, Ермилу Гирина, князя Утятина, Ипата, Оболта-Оболдуева, попа, а также Гришу Добросклонова.

Матрена Корчагина

Матрена Тимофеевна становится одной из первых, по мнению мужиков, «счастливых» людей. Однако, присмотревшись, мы можем понять, что она очень далеко от счастья.

В ее жизни было множество грустных событий: тяжкий крестьянский труд, смерть ребенка, плохое отношение со стороны мужа и его семьи. Ее родители тоже погибли очень рано.

Таким образом, ее судьба полна горя и несчастий, которые женщине удается стойко сносить.

Матрена описана автором как крепкая, полная силы женщина, ей не чужд труд, она умеет самостоятельно содержать свое хозяйство. Ей приписываются такие черты, как ум, искренность, упорство, сила духа, свободолюбие, дерзость, резвость, честность и, конечно, терпение.

Савелий

Недаром он назван в поэме Богатырем. Его внешность, и правда, выказывает в нем настоящего богатыря. Его судьба также нелегка: 40 лет жизни он потерял, пребывая в ссылке. Он был осужден на каторжные работы, потому что выступал в защиту прав народа, противясь несправедливостям власти.

https://www.youtube.com/watch?v=9EfcOwgjO-E

Он – родственник Матрены, и его личность вырисовывается мужикам в процессе ее рассказа. Перед Матреной Савелий сильно виноват: недосмотрел за ее сыном и того съели свиньи. Впоследствии за этот поступок Богатырь себя сильно корит, что толкает его на уход в монастырь – в надежде замолить свои грехи. Как и положено богатырю, Савелий прожил очень долгую жизнь.

Справедливость, честность и доброта – это три нравственных столпа, на которых держится личность Савелия.

Яким

Это тоже «счастливый», по мнению мужиком, человек. Крестьянин, простой и трудолюбивый, Яким, однако, тонко чувствует мир.

Для него характерно восприятие красоты и прекрасного: например, мужиков удивляет, что он коллекционирует картинки и украшает ими свой дом. Однажды Якима настигла беда – пожар.

И тогда, первое, что он спас из огня, было именно картинками. Но тяга к прекрасному не лишает Якима смелости и решительности.

Ермила

Ермил Ильич Гирин, пожалуй, пользуется наибольшим уважением среди крестьян. Он ставит свои интересы на второе место после интересов общества. Справедливый и честный, Ермил лишь один нарушил свои принципы, спасая своего родственника от удела стать солдатом.

Известно, что солдатчина в то время отличалась крайней жестокостью, антигуманнностью, и сгубила немало жизней: если не истребив человека физически, то сломав его морально. Но даже в этом поступке Ермил признался, скрывать его от своих соотечественников он не стал.

Отсюда происходят корни того доверия, которое испытывает к нему народ.

Обратите внимание

Он тоже принадлежит к разряду «мужиков». Нетрудно заметить, что все мужики в поэме Н. А. Некрасова отличаются простотой, решительностью, бойким характером и добротой. Между тем, Ермил является еще и грамотным человеком. Он гордый и сообразительный, надежный, а также не по годам мудрый. Ему также не чужды честность, правдивость, справедливость и совестливость.

Но счастье Гирина тоже тленно, потому что, поддержав однажды бунтующих крестьян, он попадает в тюремные стены.

Князь Утятин

Этот персонаж – пример радикальной ретроградности. Потомственный аристократ, помещик, владеющий значительным состоянием и вельможа преклонных лет все еще живет в рамках старой культурной парадигмы: его логике неподвластна мысль, что крепостного права больше не существует.

Злобный, страдающий умственными расстройствами, он ненавидит реформу с такой силой, что даже заболевает – у него случается инсульт. В итоге, он выживает из ума настолько, что его наследники в страхе остаться без гроша из наследства князя решают потакать его самодурству, подговаривая крестьян поддержать их в этой не слишком моральной затее.

За эту игру крестьяне по договору получали луга, принадлежавшие помещику. Между тем, до самой смерти князь остается деспотом и тираном.

Утятин не отличается строгой нравственностью: кроме законных сыновей, у него также есть три дочери, рожденных вне брака. Он спесивый, властный, загордившийся дворянин. Для его образа характерно высокомерие и жестокость, суровость и грубость в обращении с крестьянами, которых он рассматривает исключительно как рабов.

Путешествуя, мужики встречают и князя Утятина, вспоминая, как князь издевался над теми, когда они были детьми или крепостными.

Оболт-Оболдуев

Ретроградность и тоска по старым, дореформенным, временам отличает и этого героя. Он – дворянин и привык к выгодам крепостного права. После реформы он больше не может жить так, как раньше – используя других. Потому он страдает и рассказывает мужикам о своей нелегкой и «несчастной» жизни.

Оболт-Оболдуев гордится своим высоким происхождением, он не отличается привычкой к труду, и, прожив 40 лет в селе, совершенно не понимает толку в сельском хозяйстве.

Как и князь Утятин, он видел в крестьянах лишь свою собственность и привык жить, словно в раю. После реформы, впрочем, он все равно не может отказаться от большого штата слуг и лакеев.

Он очень любил охоту, но теперь излишняя роскошь ему не по карману.

Ипат

Ипат тоже является персонажем ретроградным. После реформы он не может приспособиться к новым условиям, а потому так и продолжает верно служить своему помещику.

Поп

Можно заметить, что автор старается выписать образы представителей всех сословий. И вот – очередь доходит до духовенства. Но и здесь не нужно обманываться: от реформы 1861 года попы тоже имеют определенные выгоды.

Поп хочет, чтобы жизнь крестьян улучшилась, чтобы они стали материально более обеспеченными. Но это объясняется тем, что доход церковники получают из карманов своих прихожан, а это значит, что чем лучше живет паства, тем лучше живут и сами попы.

Важно

Впрочем, поп вовсе не скрывает своей осведомленности о негативном отношении к духовенству со стороны крестьян.

Но жизнь попа нелегка. Он, как говорится, «всегда на работе», ведь его обязанность приходить к человеку в любое время, погоду и сезон. У него трудная и полная беспокойств жизнь. Несмотря на выгоды для себя от реформы, поп искренне волнуется за тех, кому помогает. Он расстраивается при виде смерти и страданий.

Но какие бы положительные черты не отличали попа, в целом народ относится к нему пренебрежительно и не слишком его уважает. О попах слагают непристойные песни, а встретить попа – это дурной знак.

Читайте также:  Образ и характеристика зурина в романе капитанская дочка пушкина

Совесть и терпение в принятии своей судьбы – вот то, что действительно характерно для этого персонажа.

Гриша

Григорий Добросклонов демонстрирует нам то, что может ожидать молодое в будущем, он – образ положительного отношения к происходящему и веры в общественный прогресс.

Он ведет происхождение из семьи таких же простых крестьян-бедняков, как и мужики. Это умный и скромный мальчик, который проходит обучение в духовной семинарии. Между тем, он уже успел познать многие тяготы жизни: он знает, что такое голод и холод, что значит жить в суровых условиях.

Главное – это надежда, которая живет в душе этого 15-летнего юноши. Он искренне хочет, чтобы жизнь народа наладилась, а чтобы подбодрить своих односельчан, он слагает для них особенные песни.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horoshlo-geroi.html

Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  Скачать сочинение

    В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):     Какой-то барин кругленький,     Усатенький, пузатенький,     С сигарочкой во рту…

    Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человека.     В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.

         Мы, барщинные, выросли     Под рылом у помещика, —          говорят крестьяне, и одного словечка «рыло» достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.     Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:     Коптил я небо Божие,     Носил ливрею царскую,     Сорил казну народную     И думал век так жить.

..     С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе «Последыш». Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян.

В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:     Нос клювом, как у ястреба.

    Усы седые, длинные     И — разные глаза:     Один здоровый — светится,     А левый — мутный, пасмурный,     Как оловянный грош!     Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение.

    Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — «неправедных судей», купцов, подрядчиков.     К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:          Живи с одних крестьян,     Сбирай мирские гривенки…

         Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:          У нас народ — все голь да пьянь.      За свадебку, за исповедь     Должают по годам.          В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:     Русь не шелохнется,     Русь — как убитая!      А загорелась в ней

    Искра сокрытая…

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Смотрите также по произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00091101184864130112

Герои «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А.Некрасов): характеристика персонажей :

Над своей поэмой Н. А. Некрасов работал в течение долгого времени – начиная с 1860-х годов и вплоть до конца своей жизни.

При жизни отдельные главы произведения были опубликованы, однако полностью оно увидело свет только в 1920-м году, когда К. И. Чуковский решил выпустить полное собрание сочинений поэта.

Во многом произведение «Кому на Руси жить хорошо» построено на элементах русского народного творчества, язык поэмы близок к тому, который был понятен крестьянам того времени.

Основные персонажи

Несмотря на то что Некрасов планировал в своей поэме осветить жизнь всех сословий, основные герои «Кому на Руси жить хорошо» — это все же крестьяне.

Поэт рисует их жизнь в мрачных тонах, в особенности, сочувствуя женщинам. Самыми яркими образами произведения являются Ермила Гирин, Яким Нагой, Савелий, Матрена Тимофеевна, Клим Лавин.

При этом перед глазами читателя предстает не один лишь мир крестьянства, хотя на нем и сделан основной акцент.

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания описать кратко героев «Кому на Руси жить хорошо» и их характеристики. Для получения хорошей оценки обязательно нужно упомянуть не только о крестьянах, но и о помещиках.

Это князь Утятин со своей семьей, Оболт-Оболдуев, великодушная губернаторша, управляющий-немец. Для произведения в целом характерно эпическое единство всех действующих героев.

Однако вместе с этим поэт представил и немало личностей, индивидуализированных образов.

Ермила Гирин

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо», по мнению тех, кто с ним знаком – счастливый человек. Окружающие люди его ценят, а помещик проявляет уважение. Ермила занимается общественно полезным делом – содержит мельницу. На ней он работает, не обманывая простых крестьян. Гирин пользуется доверием у всех.

Это проявляется, к примеру, в ситуации сбора денег на сиротскую мельницу. Ермила оказывается в городе без денег, а мельница выставлена на продажу. Если он не успеет вернуться за деньгами, то она достанется Алтынникову – от этого никому не поздоровится. Тогда Гирин решает обратиться к народу. И люди объединяются для того, чтобы сделать хорошее дело.

Они верят в то, что их деньги пойдут на добро.

Этот герой «Кому на Руси жить хорошо» был писарем и помогал обучиться грамоте тем, кто ее не знает. Однако странники не сочли Ермилу счастливым, ведь он не выдержал самого трудного испытания – властью. Вместо своего родного брата Гирин попадает в солдаты. Ермила раскаивается в содеянном. Его уже нельзя считать счастливым.

Яким Нагой

Одним из главных героев «Кому на Руси жить хорошо» является Яким Нагой. Сам себя он определяет так – «до смерти работает, до полусмерти пьет». История Нагого проста и в то же время очень трагична.

Когда-то он жил в Петербурге, однако попал в тюрьму, потерял имение. После этого ему пришлось поселиться в деревне и приняться за изматывающую работу. В произведении ему доверено защищать сам народ.

Духовные потребности человека неистребимы

Во время пожара Яким теряет большую часть нажитого, так как принимается спасать картинки, которые приобрел для своего сына. Однако и в своем новом жилище Нагой принимается за старое, покупает другие картинки.

Почему он решает спасти эти вещи, на первый взгляд, являющиеся простыми безделушками? Человек старается сохранить то, что ему дороже всего. И эти картинки оказываются для Якима дороже денег, нажитых адским трудом.

Совет

Жизнь героев «Кому на Руси жить хорошо» — это непрекращающаяся работа, результаты которой попадают в чужие руки. Но душа человека не может довольствоваться таким существованием, в котором есть место только для бесконечного каторжного труда. Дух Нагого требует чего-то высокого, а эти картинки, как ни странно, являются символом духовности.

Бесконечные невзгоды только укрепляют его жизненную позицию. В III главе он произносит монолог, в котором детально описывает свою жизнь – это каторжный труд, результаты которого оказываются в руках трех дольщиков, бедствия и беспросветная нищета. И этими бедствиями он оправдывает свое пьянство. Оно было единственной радостью для крестьян, единственным занятием у которых был тяжкий труд.

Место женщины в произведении поэта

Значительное место в произведении Некрасова занимают и женщины. Их долю поэт считал самой трудной – ведь именно на плечи русских крестьянок ложился долг воспитания детей, сохранения домашнего очага и любви в суровых русских условиях. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» герои (точнее, героини) несут самый тяжелый крест.

Наиболее детально их образы описаны в главе под названием «Пьяная ночь». Здесь можно столкнуться с непростой судьбой женщин, работающих прислугой в городах. Читатель встречает Дарьюшку, которая исхудала от непосильной работы, женщин, у которых обстановка в доме хуже, чем в аду – где зять постоянно берется за нож, «того гляди, убьет».

Матрена Корчагина

Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж – это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки.

С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой – несгибаемую волю Матрены Корчагиной.

Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».

Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил.

Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло – супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому.

Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.

Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль – не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.

Счастлива ли героиня?

Поэт подчеркивает беспомощность героини и словами Савелия велит ей терпеть, ведь «нам правду не найти». И эти слова становятся описанием всей жизни Матрены, которой пришлось пережить и потери, и горе, и обиды от помещиков. Только один раз ей удается «отыскать правду» — «вымолить» супруга от несправедливой солдатчины у помещицы Елены Александровны.

Возможно, именно поэтому Матрену стали звать «счастливой». А быть может и потому, что она, в отличие от некоторых других героев «Кому на Руси жить хорошо», не сломалась, несмотря ни на какие невзгоды. По мнению поэта, доля женщины является самой тяжелой.

Ведь ей приходится страдать и от бесправия в семье, и волноваться за жизнь близких людей, и выполнять непосильную работу.

Гриша Добросклонов

Это один из главных героев «Кому на Руси жить хорошо». Родился он в семье бедного дьяка, который к тому же был ленивым. Мать его являла собой тот образ женщины, который был детально описан в главе под названием «Крестьянка». Гриша сумел понять свое место в жизни уже в юном возрасте.

Этому способствовала трудовая закалка, голодное детство, великодушный характер, жизнестойкость и упорство. Гриша стал борцом за права всех униженных, он стоял за интересы крестьян. На первом месте у него находились не личные потребности, а общественные ценности.

Основные черты героя – это неприхотливость, высокая работоспособность, умение сострадать, образованность и острый ум.

Кто может обрести счастье на Руси

На протяжении всего произведения поэт пытается ответить на вопрос о счастье героев «Кому на Руси жить хорошо». Возможно, именно Гриша Добросклонов – самый счастливый персонаж. Ведь когда человек делает доброе дело, у него появляется приятное ощущение собственной ценности.

Здесь же герой спасает целый народ. С самого детства Гриша видит несчастных и притесненных людей. Некрасов считал способность к состраданию источником патриотизма. У поэта человек, который сострадает народу, поднимает революцию – это Гриша Добросклонов.

В его словах отражена надежда на то, что Русь не погибнет.

Помещики

Среди героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», как было указано, есть и немало помещиков. Один из них – Оболт-Оболдуев. Когда крестьяне спрашивают его о том, счастлив ли он, в ответ он лишь смеется.

Затем с некоторым сожалением вспоминает ушедшие годы, которые были полны достатка. Однако реформа 1861 года отменила крепостное право, хотя и не была доведена до конца.

Обратите внимание

Но даже изменения, которые произошли в общественной жизни, не могут заставить помещика трудиться и почитать результаты труда других людей.

Под стать ему еще один герой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – Утятин. Он всю жизнь «чудил и дурил», а когда нагрянула общественная реформа, то его хватил удар. Его дети, чтобы получить наследство, вместе с крестьянами разыгрывают настоящий спектакль. Ему внушают, что он не останется ни с чем, а на Руси до сих пор господствует крепостничество.

Дед Савелий

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» была бы неполной без описания образа деда Савелия. Читатель знакомится с ним уже тогда, когда тот прожил долгую и тяжелую жизнь. В старости Савелий живет вместе с семьей сына, он приходится свекром Матрены. Стоит отметить, что старик недолюбливает свою семью. Ведь домочадцы обладают не лучшими характеристиками.

Даже в родном кругу Савелия называют «клейменым, каторжным». Но он не обижается на это и дает достойный ответ: «Клейменый, да не раб». Таков характер этого героя «Кому на Руси жить хорошо».

Краткое описание характера Савелия можно дополнить и тем фактом, что он не прочь иногда подшутить над членами своего семейства.

Главное, что отмечается при знакомстве с этим персонажем – это его отличие от остальных, как от сына, так и от других обитателей дома.

Источник: https://www.syl.ru/article/350444/geroi-komu-na-rusi-jit-horosho-n-a-nekrasov-harakteristika-personajey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector