Характеристика и образ василия шеина в рассказе куприна гранатовый браслет сочинение

Василий Львович Шеин в повести “Гранатовый браслет” Куприна: характеристика мужа Веры Николаевны

Князь Василий Львович Шеин (актер О. Басилашвили в фильме”Гранатовый браслет” 1965 г.)

Князь Василий Львович Шеин является одним из второстепенных героев повести “Гранатовый браслет” Куприна.
Князь Василий Львович Шеин – это муж Веры Николаевны Шеиной, главной героини повести.
Полное имя героя – Василий Львович Шеин: “…Князь Василий Львович…” “…Князь Шеин…”

Внешность Василий Львовича:

“…Василий Львович сидел у ломберного стола и, низко наклонив свою стриженую большую светловолосую голову…”

Князь Василий Шеин – предводитель дворянства в своей губернии:

“…жена предводителя дворянства…” “…Это – князь Василий Львович Шеин, губернский предводитель дворянства…”

Князь Василий Шеин занимает видное положение в обществе, но при этом находится на грани разорения:

“…Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д. Княгиня Вера всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения…”

Князь Василий – хороший человек:

“…Право же, я его люблю. Он хороший парень…” (слова генерала Аносова)

Князь Василий – мягкий человек:

“…Ты слишком мягок…”

Князь Василий – чуткий, жалостливый человек. Он жалеет Желткова, который безответно влюблен в его жену:

“…И опять с больной, нервной чуткостью это понял князь Шеин…” “…разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, – чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. – Подумав, князь сказал: – Мне жалко этого человека…”

Князь Василий – непоколебимо спокойный человек:

“…Со своим непоколебимым спокойствием он показывал, например: «Историю любовных похождений храброго генерала Аносова в Турции, Болгарии и других странах»..”

Василий Львович умеет интересно рассказывать истории:

“…За обедом всех потешал князь Василий Львович. У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто‑нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьезным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха…”

Василий Львович любит рисовать юмористические рисунки:

“…Князь Василий Львович, сидя за большим круглым столом, показывал своей сестре, Аносову и шурину домашний юмористический альбом с собственноручными рисунками…” “…Альбом служил как бы дополнением, иллюстрацией к сатирическим рассказам князя Василия…”

Вера и Василий Шеины женаты около 6 лет:

“…начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества…” (Желтков начал преследовать Веру 8 лет назад, за 2 года до ее свадьбы, а значит, Вера замужем уже около 6 лет.)

У Веры и Василия нет детей:

“…Что касается Веры – та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему‑то они у нее не рождались…”

Вера считает свой брак с Василием счастливым:

“…Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?..”

Князь Василий – заботливый муж:

“…Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее…”

У князя Василия есть сестра – вдова Людмила Львовна:

“…Князь Василий Львович привез с собою вдовую сестру Людмилу Львовну…”Это была цитатная характеристика князя Василия Львовича Шеина в повести “Гранатовый браслет” Куприна, описание характера персонажа и его отношений с женой Верой Николаевной Шеиной.

Смотрите: Все материалы по повести “Гранатовый браслет”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/vasilij-lvovich-shein-granatovyj-braslet.html

Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Роль символических образов в рассказе А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому.

Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала нынешнего.

“Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья”эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

https://www.youtube.com/watch?v=ZkhkHGu3hpM

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал “Гранатовый браслет” прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.

В рассказе “Гранатовый браслет” Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черному моря” начала рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение.

Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле.

” Где эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Обратите внимание

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “…

Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах.

” Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, “святой” любви.

Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г.С.Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

Ему принадлежат пророческие слова: “…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины.” Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение.

Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям.

За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, гранатовый браслет.

Он ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти… И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убъет себя.

” Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна княгиня.

Важно

Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “…Ваш до смерти и после смерти покорный слуга.” К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство.

“И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”.

Читайте также:  Сочинения по творчеству некрасова

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумашествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца.

Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам.

” И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека гранатовый браслет…

Источник: http://MirZnanii.com/a/353765/rol-simvolicheskikh-obrazov-v-rasskaze-ai-kuprina-granatovyy-braslet

Готовые школьные сочинения

Сен 23 2015

Роль символических образов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн (1870—1938) был чело­веком удивительной судьбы. Он обладал редким талан­том неистощимого жизнелюбия, в самых тяжелых обстоятельствах он умел быть счастливым.

Неуемная жаж­да жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому, огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делают ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познавший в жизни, он сумел свой жизненный опыт заставить служить своему твор­честву.

Куприн прославился как беллетрист и литературный критик. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч.

ру он представил в своих произ­ведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца XIX — начала XX века. «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья», — эти слова из очерка Куприна можно было бы взять эпиг­рафом ко всему его творчеству.

Великий жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев Куприн пишет о любви.

Пожалуй, самой поэтичной вещью Куп­рина стал «Гранатовый браслет» — рассказ о неразделен­ной великой любви, любви, «которая повторяется толь­ко один раз в тысячу лет».

В этом рассказе писатель поведал историю о том, как мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувству­ющий человек, Желтков, влюбляется в светскую даму, Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворян­ства, влюбляется безнадежно, безответно, беззаветно: Но Куприн не заостряет своего внимания на «неравен­стве состояний».

Совет

Основная тема рассказа иная — «пока­зать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви», как писал сам Куп­рин. Желтков любит княжну Веру Николаевну той лю­бовью, которая «заключает весь смысл жизни, всю все­ленную».

Это прекрасно понимают и муж Веры Нико­лаевны, признаваясь, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души», и сама Вера Николаев­на, когда кладет у изголовья мертвого Желткова красный цветок — символ вечной любви. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая жен­щина, прошла мимо нее».

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн создал не­сколько символических образов, несущих на себе весь идейный смысл, на которых зиждется весь фундамент повествования. Первым таким символом можно считать начало рассказа: «В середине августа, перед рождени­ем молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря».

Описание пасмурной, сырой, очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в луч­шую сторону, имеет огромное значение для характери­стики главной героини рассказа Веры Николаевны Шейной.

Куприн описывает ее как независимую, цар­ственно спокойную, холодную красавицу: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах».

Вера Николаевна, благо­родная, удивительная женщина, символизирует челове­ка, достойного настоящей, «святой» любви. Немалое значение отводит Куприн «тучному, высо­кому, серебряному старцу» — генералу Аносову.

Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного молодого человека более серьезно.

Своими размышлениями о любви гене­рал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Васи­лием Львовичем.

Обратите внимание

Ему принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пере­секла именно такая любовь, о которой грезят женщи­ны и на которую больше не способны мужчины».

Гене­рал Аносов символизирует мудрое, старшее поколение, и автором ему доверено сделать очень важный, имею­щий огромное значение в этом рассказе вывод: в при­роде истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям.

За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного приме­ра, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне. Причиной скорой развязки истории, длившейся бо­лее восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне.

В роли этого подарка выступил новый сим­вол той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет.

Он ценен Желткову, сделавшему столь щедрый подарок, тем, что его носила его «покойная матушка»; кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти…

И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот че­ловек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княги­ня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует брас­лет, не подчиняется никаким законам и правилам.

Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков Только хмелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна княгиня.

Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его пре­красное чувство: «…Ваш до смерти и после смерти по­корный слуга».

Важно

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает бес­ покойство.

«И все ее мысли были прикованы к тому не­ ведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княги­ ня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все па свои места. Он любит.

Любит безна­дежно, страстно и идет в своей любви до конца, прини­мая свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам».

Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!

» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека — гранатовый браслет… В произведениях Куприна о любви, написанных на сюжеты жизненные, реальные, почти никогда не бывает «счастливых концов». В рассказе «Гранатовый браслет» Желтков кончает самоубийством, — такова, по мнению Куприна, логика жизни. Но сама любовь, придя однажды, совершает чудеса.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Роль символических образов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/rol-simvolicheskix-obrazov-v-rasskaze-a-i-kuprina-granatovyj-braslet/

Символические образы в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была присуща огромная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку и как писателю.

Многое узнал он в жизни и сумел свои жизненные опыты заставить служить своему творчеству. Автор замечательных повестей Куприн был признанным мастером короткого рассказа. В них дана широкая, разнообразная картина российской жизни конца XIX — начала XX века. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы.

Мечта о счастье, о прекрасном любви — эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел их и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, тонким пониманием психологии своих героев, он писал о любви.

Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» — прекрасное повествование о неразделенной большой любви, любви «которое повторяется только один раз в тысячу лет».

В этом рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые воплощают в себе весь идейный смысл рассказа. «В середине августа, перед рождением молодого, вдруг наступили отвратительные погоды, которые так свойственны северо побережью Черного моря» — начало рассказа можно назвать первым символом.

Читайте также:  Философские мотивы лирики пушкина сочинение по творчеству

Описание мрачной, сырой, плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеин, жену предводителя дворянства, а под погодой — вся ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совершенно неожиданно переменилась.

Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле ». Это изменение и есть то самое возвышенное и роковой любви, о котором идет речь в рассказе. Следующим символом стоит назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно-спокойную, холодную красавицу.

Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойную нынешней, «святой» любви. Немалую роль отводит Куприн «гладком, высоком, серебряном старцу» — генералу Аносов. Именно ему предстоит задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно.

Соображения генерала о любви способствуют тому, что его внучка смогла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.

Генералу принадлежат пророческие слова о том, что, может быть, его жизненный путь пересекла такая любовь, о которой марять женщины и на которую больше не способны мужчины. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение.

Совет

Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редкая и доступна только некоторым и только достойным ее людям. За всю свою жизнь сам Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенное любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки любовной истории, которая длилась более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет.

Он ценный Желткову тем, что его носила его «покойная мать», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному перевода он имеет свойство сообщать дар предвидения его женщинам, носящим, и охраняет от насильственной смерти. И Вера Николаевна действительно неожиданно предсказывает, что этот человек убьет себя.

Куприн сравнивает пять камней браслета с «пятью красными, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь». Любовь, символизирующий браслет, не подчиняется никаким земным законам и правилам.

Она может идти вопреки всем устоям общества: Желтков — всего лишь мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, осознавая только то, что ничто, даже смерть, не сможет погасить его прекрасное чувство: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, истинное значение браслета-символа Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «Все ее мысли были неизбежно прикованы к той неизвестного человека, которого она никогда не видела и вряд ли увидит».

Княгиня снова и снова вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейший для нее вопросом: что это было: любовь или безумие?

Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он воспринимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье.

И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, идет с большой любовью в сердце, неся ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое».

И остается ей только символ этой прекрасной любви прекрасного человека — гранатовый браслет …

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2592

“Гранатовый браслет”: анализ произведения Куприна

Одно из самых известных в русской литературе произведений о трагической любви, в котором Куприн исследует “любовь-трагедию”, показывает ее истоки и роль этого чувства в жизни человека, причём исследование это проводится на социально-психологическом фоне, который во многом определяет всё происходящее с героями, но не может до конца объяснить феномен любви как чувства, находящегося, по мнению писателя, за гранью понятных рассудку причинно-следственных связей, зависящего от некой высшей воли.

Творческая история рассказа “Гранатовый браслет”, анализ которого мы проведем, широко известна: его герои не выдуманы, у каждого из них есть прототипы, а сама “история с браслетом” и в самом деле произошла в семье видного чиновника князя Д.Н.

Любимова (члена Государственного совета), жене которого Людмиле Ивановне был преподнесён метким телеграфным чиновником П. П. Желтковым вульгарный “гранатовый браслет”; подарок этот был оскорбителен, дарителя легко установили и после беседы с мужем и братом Людмилы Ивановны (в рассказе – Николай Николаевич) он навсегда исчез из её жизни.

Обратите внимание

Всё это так, но ведь историю эту Куприн услышал ещё в 1902-м году, а рассказ был написан в 1910-м… Очевидно, писателю понадобилось время для того, чтобы первые впечатления от услышанного воплотились в художественные образы, чтобы история из жизни (довольно смешная в изложении Д.Н. Любимова…

) превратилась в подлинно трагическую историю возвышенной любви, “о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

Сюжет рассказа “Гранатовый браслет” прост: в день своих именин Вера Николаевна Шеина, “жена предводителя дворянства”, получает в подарок гранатовый браслет, посланный её давним, еще с девичьих лет, поклонником, сообщает об этом мужу, а тот, под влиянием ее брата, отправляется к таинственному “Г. С. Ж.

“, требуют от него прекратить преследование замужней женщины, которая принадлежит к высшему обществу, он просит разрешения позвонить Вере Николаевне, после чего обещает оставить ее в покое – и на следующий день она узнает о том, что он застрелился. Как видим, внешне история почти повторяет жизнь, только в жизни, к счастью, финал не был таким трагическим.

Однако психологически все намного сложнее, Куприн не описал, а творчески переработал случай из жизни.

Прежде всего, необходимо остановиться на конфликте рассказа “Гранатовый браслет”.

Здесь мы видим конфликт внешний – между миром “высшего общества”, к которому принадлежит героиня, и миром мелких чиновников, им “не положено” испытывать каких-либо чувств по отношению к таким женщинам, как Вера Николаевна – а Желтков давно, самоотверженно, можно даже сказать, самоотречённо любит её.

Здесь же истоки и внутреннего конфликта: любовь, оказывается, может стать для человека смыслом жизни, тем, ради чего он живёт и чему служит, а всё остальное – “по-Желткову” – всего лишь ненужные для человека вещи, отвлекающие его от главного в его жизни предназначения – служить любимому человеку.

Нетрудно заметить, что и внешний, и внутренний конфликты произведения становятся главным способом раскрытия характеров действующих лиц, которые проявляют себя в том, как они относятся к любви, как они понимают природу этого чувства и его место в жизни каждого человека.

Вероятно, своё понимание того, что же такое любовь, автор выражает в словах генерала Аносова, сказанных им на дне рождения Веры Николаевны: “Любовь должна быть трагедией.

Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.

Важно

Авторская позиция в моральном плане, действительно, бескомпромиссна, и в рассказе “Гранатовый браслет” Куприн исследует, почему же такая любовь (а ведь она существует в жизни, автор убеждает читателя в этом!) оказывается обречённой.

Для понимания происходящих в рассказе событий нужно уяснить, какие отношения связывают Веру Николаевну и Василия Львовича Шеиных. В самом начале повествования автор говорит об этом: “Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, искренней дружбы…

” Это очень важно: герои знают, что такое настоящая любовь, вот только в их жизни случилось так, что их чувство переродилось в дружбу, которая, наверное, тоже необходима в отношениях супругов, но ведь не вместо любви же?..

Но тот, кто сам испытал чувство любви, может понять другого человека, того, кто любит – в отличие от людей, так и не знавших в жизни, что же это такое – настоящая любовь, поэтому так необычно ведёт себя князь Василий Львович, жене которого пришло такое компрометирующее, если не сказать оскорбительное (именно так воспринимает его брат Веры, Николай Николаевич Тугановский, настоявший на визите к Желткову) поздравление.

На сцене именин, после которой и произошёл разговор супругов Шеиных и Николая Николаевича, следует остановиться подробнее потому, что она очень важна для понимания той роли, которую, как полагает автор, играет любовь в жизни человека.

Ведь на именинах княгини Веры собрались вполне благополучные люди, у которых вроде бы “всё хорошо” в жизни, но почему же они так увлечённо говорят об этом чувстве – о любви? Может, потому, что любовь супругов Шеиных превратилась в “дружбу”, Анна Николаевна своего “мужа… терпеть не могла, но родила от него двух детей – мальчика и девочку…

Читайте также:  Образ и характеристика аксиньи астаховой в романе тихий дон шолохова сочинение

“? Потому, что любой человек, что бы он ни говорил о любви, втайне верит в неё и ждёт, что и в его жизни будет это светлое чувство, изменяющее жизнь?..

Интересен композиционный прием, который использует Куприн, создавая образ Желткова: этот герой появляется почти что в самом конце рассказа, появляется как бы на мгновение (разговор с гостями), для того, чтобы исчезнуть навсегда, но его появление подготовлено и историей с подарком, и рассказом о его отношении к княгине Вере, поэтому читателю кажется, что он знает этого героя уже давно. И всё-таки реальный Желтков оказывается совсем непохожим на “героя-влюбленного”, каким, возможно, его рисовало воображение читателя: “Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”. Сначала он чувствует себя очень неловко, но это именно что неловкость, он не боится своих высоких гостей, а окончательно он успокаивается тогда, когда Николаи Николаевич начинает ему угрожать. Это происходит потому, что он чувствует себя защищенным своей любовью, ее, любовь, у него невозможно отнять, это чувство, определяющее его жизнь, и оно останется с ним до конца этой жизни.

После того, как Желтков получает у князя Шеина разрешение и идёт звонить Вере Николаевне, Николай Николаевич укоряет родственника за его нерешительность, на что Василий Львович отвечает: “И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, – чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя… Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать”. Для Николая Николаевича происходящее – “Это декадентство”, но Василий Львович, знающий, что такое любовь, чувствует совсем иначе, и сердце его оказывается более точным в понимании того, что происходит… Не случайно же Желтков в разговоре обращался только к князю Василию, и высшая мудрость их беседы была в том, что оба говорили на языке любви…

Желтков ушёл из жизни, но перед смертью он отправил письмо женщине, ради покоя которой он с радостью решился на этот шаг.

Совет

В этом письме он объясняет, что именно с ним произошло: “Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно меня за что-то вознаградить”.

Вот он и дал ответ на вопрос, который мучил княгиню Веру: “И что это было: любовь или сумасшествие?”. Очень убедительный, неопровержимый ответ, потому что дан он был так, как поступил Желтков, цена этого ответа – жизнь человека…

О том, что Желтков по-настоящему любит княгиню Веру, говорит, помимо всего прочего, и то, что даже своей смертью он сделал её счастливой. Тем, что простил ее – хотя в чем же ее-то вина?..

В том, “что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”? Но разве, если это случилось, не было ли так суждено свыше, как была послана его трагическая любовь Желткову? Может быть, настоящая любовь, как и говорил генерал Аносов, всегда трагична – и именно это определяет ее подлинность?

Трагический финал рассказа “Гранатовый браслет” не оставляет ощущения безнадежности – несмотря ни на что! Ведь, если в мире существует настоящая любовь, значит, она делает людей счастливыми, что бы при этом ни пришлось им пережить? Желтков умер счастливым, потому что мог сделать что-то для любимой женщины, можно ли его судить за это? Вера Николаевна счастлива потому, что “он меня простил теперь. Всё хорошо”. Насколько эта трагическая судьба героев “человечнее” жизни без любви, насколько они, страдавшие и страдающие, духовно выше и по-человечески счастливее тех, кто не знал в своей жизни подлинного чувства! Поистине, рассказ Куприна – это гимн любви, без которая и делает жизнь жизнью…

Нельзя не сказать о потрясающей художественной детали, которая является центральной метафорой рассказа. В описании браслета есть такие строки: “Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину”.

Этот “странный маленький зеленый камешек” – тоже гранат, только это редкий гранат необычного цвета, распознать который может далеко не каждый, тем более – на фоне “прекрасных гранатов-кабошонов”. Точно так же, как и любовь Желткова – это самое настоящее, только очень редко встречающееся, чувство, которое так же трудно распознать, как и гранат в маленьком зеленом камешке.

Но от того, что люди не способны понять того, что открывается их взору, гранат не перестаёт быть гранатом, а любовь не перестаёт быть любовью… Они-то есть, они существуют, и не их вина, что люди просто не готовы к встрече с ними…

Обратите внимание

Наверное, это и есть один из главных уроков трагической истории, рассказанной Куприным: нужно очень бережно относиться к себе, к людям, к своим и чужим чувствам, чтобы, когда “бог вознаградит” человека любовью, увидеть, понять и сберечь это великое чувство.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/kuprin_a_i/granatovyj_braslet_analiz_proizvedenija_kuprina/22-1-0-1705

Сочинение по рассказу “Гранатовый браслет” (А.И. Куприна) на тему: “Любовь как высшая ценность в рассказе А.И. Куприна. Пробуждение души Веры Шеиной”

 {module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

СОЧИНЕНИЕ ПО РАССКАЗУ “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” (А.И. КУПРИНА)

Тема: “Любовь как высшая ценность в рассказе А.И. Куприна. Пробуждение души Веры Шеиной”.

  “Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных – это Купринский “Гранатовый браслет” – писал К.Г. Паустовский. Любовь в рассказе “Гранатовый браслет” – это бесценный дар, возвышающий человека.

В основе этого произведения лежит реальное событие. В жизни все закончилось иначе: влюбленный принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. История Желткова – ответ на вопрос, что такое истинная любовь.

/сочинение (“Гранатовый браслет”) /

  Желтков, однажды встретив княгиню Веру Шеину, полюбил всем сердцем. Любовь маленького человека, небогатого чиновника, длится восемь лет. Он держится в стороне от Веры, не желая причинить ей страдания своей навязчивостью.

  Княгиня живет совершенно иной жизнью, в которой нет места влюбленному Желткову. Более того, знаки внимания с его стороны сердят Веру Николаевну. И она не желает, чтобы поток этих писем продолжался. Княгиня не заинтересована в своем неизвестном поклоннике, ей хорошо и без него. В Вере Николаевне мы видим человека, достойного настоящей любви.

  / сочинение / Гранатовый браслет /

  Жизнь ее течет размеренно, по заведенному сценарию. Но генерал Аносов вносит свою лепту в изменения в душе Веры. Генерал, представитель мудрого старшего поколения, подводит Веру к тому, чтобы она увидела свою жизнь с мужем с разных сторон.

Аносов говорит об истинной, святой любви, в которую верит, хотя он и не встречал ее. Свою уверенность он передает Вере Николаевне.

Желтков нарушает однообразное существование Веры, ее душа просыпается, с каждым письмом ее душевное напряжение растет.

  / сочинение / Гранатовый браслет /

  Дар любви – единственное, во имя чего живет Желтков. Смерть – единственный способ выполнить просьбу Веры “прекратить эту историю”. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Муж Веры, Василий Львович, – может быть, единственный, кто понял Желткова.

Важно

  Прощание с умершим – поворотный момент: Вера понимает, что ее “жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь” и эта любовь прошла мимо нее.

В звуках бетховенской сонаты №2 Largo Appasionato, которую завещал ей послушать Желтков, Вера переживает его жизнь, слышит то, что перенес он, любя ее безответно и светло. В ней просыпаются духовные силы, наступает просветление.

Под страстные звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, испытывает чувство глубокой благодарности к человеку, который выше всего в своей жизни, даже выше самой жизни, поставил любовь к ней.

 {module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Источник: http://samopodgotovka.com/index.php/literatura/33-kratkoe-soderzhanie-literaturnykh-proizvedenij-11-klass/321-sochinenie-po-rasskazu-granatovyj-braslet-a-i-kuprina-na-temu-lyubov-kak-vysshaya-tsennost-v-rasskaze-a-i-kuprina-probuzhdenie-dushi-very-sheinoj.html

Ссылка на основную публикацию