Композиция романа пушкина евгений онегин

Композиция — Роман «Евгений Онегин» — А. С. Пушкин — Из литературы первой половины XIX века — Сочинение по русской литературе — Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник

«Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа».

В произведении выделяются две сюжетные линии. Первая — это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая — взаимоотношения Онегина и Ленского.

Роман состоит из восьми глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем — «молодым повесой» Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице.

Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии — знакомство Онегина с Ленским. Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он видит Татьяну.

Обратите внимание

Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая «страстью нежной», видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события — смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны.

Именно там Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить», что привело к дуэли и смерти Ленского. Шестая глава — это кульминация и развязка второй сюжетной линии.

Что же касается первой сюжетной линии, то Татьяну увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным.

Теперь она уже светская дама, «законодательница зал», занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо.

Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии.

Следует отметить важную композиционную особенность романа — открытость финала. Автор оставляет Онегина в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда.

Основной принцип композиционной организации романа — это симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча — письмо — объяснение.

При этом Татьяна и Онегин меняются местами. Параллельны же следующие ситуации: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах.

Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны.

Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа. Обычно роль автора ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции.

Важно

Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его «добрый мой приятель», затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли.

Как правило, авторские лирические отступления в «Евгении Онегине» связаны с сюжетом романа, но есть и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам.

Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью. Часто лирические отступления содержат обращения к читателю,, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.



Источник: https://scribble.su/ege/universal/88.html

Композиция романа Евгений Онегин

В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя какие-то новые детали. 

Основная особенность композиции

Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа.

Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций.

И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но она отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению. 

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями столичный франт, который может часами собираться на бал, светские вечера и в театр.

Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.

Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой. 

Перемены отображаются и в Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Задумчивость, мечтательность и книги – ее главные спутники.

В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, строя произведение на контрастах.

 

Композиция

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

  • Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
  • Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
  • Четвертая глава – основное действие.
  • Пятая глава – основное действие.
  • Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. 

Природа в романе

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Встречается пейзаж всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны. 

Открытая концовка

Поэт оставляет незавершенным роман, приводя читателя к загадкам и рассуждениям: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

Источник: https://evgenij-onegin.ru/issledovaniya-romana/kompozitsiya-romana-evgenij-onegin/

Сюжет и композиция романа Пушкина «Евгений Онегин»

Композиция – построение целого из отдельных частей. В любом литературном произведении предполагается экспозиция произведения, то есть описание места действия, знакомство с героями, завязка сюжета, его кульминация и развязка.

В соответствии со строгими литературными канонами написан и роман в стихах «Евгений Онегин». В романе 8 глав. Глава первая намечает экспозицию. Начинается она размышлениями главного героя – Евгения Онегина, который находится в пути к деревне своего дяди.

Дорога долгая, и автор позволяет себе лирические отступления, помогающие читателю понять, в какое время происходят события данного романа. Таким образом, намечается время и место действия.

Совет

Одновременно Пушкин знакомит нас со своим героем, рассказывает о его воспитании, интересах, характере.

Вторая глава продолжает экспозицию, она знакомит читателей с другими героями описанной Пушкиным истории – семейством Лариных, Владимиром Ленским, которым предстоит стать главными действующими лицами сего произведения.

В 3-й главе происходит завязка сюжета. Онегин, успевший подружиться с молодым помещиком и завидным женихом — Владимиром Ленским, сначала напрашивается, а потом и приезжает в гости к Лариным. Здесь его замечает старшая дочь Лариных, Татьяна, которая влюбляется в него. В этой же, третьей главе она пишет Онегину письмо. Сюжет начинает развиваться.

В четвертой главе происходит объяснение Онегина с Татьяной, в котором Евгений, по сути, отверг нежные чувства провинциальной девочки. Татьяна предается грусти, Владимир Ленский, напротив, счастлив с Ольгой.

Так наступает зима, подходят святки. Приближается кульминация романа – ее самый напряженный момент. Предваряет кульминацию сон Татьяны. Он как бы готовит читателя к предстоящим в романе событиям: празднику именин, ссоре Ленского с Онегиным и дуэли, на которой Ленский был убит.

Онегин понимал, что все можно было исправить, что он был неправ в отношении  Ленскому. Пусть Ленский проявляет горячность, он молод, и ему простительно. Но он, Онегин ведь старше и мудрее. Все можно было бы исправить, но…

И вот это самое общественно мнение не позволило Онегину сделать шаг к примирению.

Онегин выстрелил первым. Казалось, что он даже не целился. Или оказался более опытным стрелком? Как бы там ни было, Ленский погиб, не успев сделать своего выстрела.

За кульминацией следует развязка сюжета. И надо заметить, что развязка весьма напряженная, особенно последние стихи, где описана встреча Онегина и Татьяны наедине. Впрочем, мы забегаем вперед.

Глава седьмая рассказывает о сестрах Лариных, о том, что стало с ними после гибели Ленского. Ольга вскоре вышла замуж за улана и уехала с ним к месту его службы. Татьяна осталась одна.

Она несколько раз посещала имение Онегина, где с разрешения ключницы пользовалась его библиотекой, читала книги с его пометками.

И это времяпрепровождение в усадьбе Онегина позволило ей понять душу любимого ею человека.

Обратите внимание

Тем временем родственники и соседи были озабочены тем, что Татьяна засиделась в девушках, а ей пора было выходить замуж. На семейном совете решили везти ее в Москву на ярмарку невест.

Последняя 8-я глава повествует о встрече Татьяны, ставшей супругой пожилого князя, приближенного ко двору, генерала царской армии, и Онегина. В этой же главе рассказывается о любви Онегина к Татьяне. Роман заканчивается разговором Татьяны с Онегиным, во время которого молодая светская дама преподнесла Онегину урок.

Роман заканчивается звоном шпор вернувшегося князя. В этом звоне слышится готовность хозяина дома в любой момент защитить честь своего имени, и любимой супруги.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/syuzhet-i-kompozitsiya-romana-evgenij-onegin.html

Композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабула и особенности произведения

Роман «Евгений Онегин» является центральным произведением в творчестве великого русского поэта Александра Пушкина.В этой статье представлен анализ композиции романа «Евгений Онегин» Пушкина, фабулы и особенностей произведения.

Смотрите: Все материалы по «Евгению Онегину»

(из книги Д. Благого «Мастерство Пушкина»)

«С нарочито неясными, намеренно затуманенными финалами мы сталкиваемся уже в южных поэмах Пушкина. Однако самым ярким примером этого рода является финал «Евгения Онегина»… Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный для жанра романа… немало смущал не только критиков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина. …многие друзья поэта убеждали его продолжить свое произведение… …по каким бы причинам поэт ни остановил свой роман там, где он его остановил, он полностью оформил его как целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм. О том, что роман Пушкина в настоящем виде представляет собой вполне целостное и художественно законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура. О четкости и стройности композиции пушкинского романа в стихах наиболее наглядное представление дает то оглавление — план всего романа, — которое набросал себе Пушкин на следующий же день после того, как он дописал последние его строки. Привожу этот план…:

Часть первая. Предисловие.

I песнь — Хандра II песнь — Поэт III песнь — Барышня

Часть вторая 

IV песнь — Деревня

V песнь — Именины

VI песнь — Поединок

Часть третья

VII песнь — Москва VIII песнь — Странствие*

IX песнь — Большой свет<\p>

(*глава о путешествии Онегина, не вошедшая в окончательную версию романа)

Весь роман делится на три части, каждая из которых складывается в свою очередь из трех «песен» — глав.

Продуманно и стройно располагается фабульно-сюжетный материал и в каждой из трех частей. Первая часть представляет собой своего рода экспозицию: в каждой из трех глав — «песен», составляющий первую часть, дается развернутый образ-характеристика каждого из трех главных героев романа — Онегина, Ленского, Татьяны.

Первая глава почти полностью посвящена Онегину. Центральное место во второй главе отдано Ленскому… Это подчеркивается и пушкинским названием главы в плане: «Поэт».

Вполне соответствует содержанию третьей главы пушкинское название: «Барышня». …третья глава почти целиком отдана Татьяне, образ которой в описании ее влюбленности в Онегина, в ночном разговоре с няней, в письме к Онегину и т.д.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа тапер куприна

раскрывается с такой же полнотой, как в первой главе образ Онегина. 

Как видим, не посвящено специальной главы Ольге, и это совершенно закономерно, поскольку в романе она играет второстепенную роль.

Основные образы романа…

носят столь обобщенный, типизированный характер, что это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения… на отношениях между собой всего лишь четырех лиц — двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные лица, входящие в роман в качестве…

участников (…мать и няня Татьяны, Зарецкий, генерал — муж Татьяны), имеют чисто эпизодическое значение.

Оба молодых героя не только подчеркнуто контрастны, но и прямо противоположны друг другу… Обе молодые героини также противоположны друг другу и по наружности и по характеру…

<\p>

Важно

Столь же симметрично (обратной симметрией) построены взаимоотношения межлу четырьмя основными персонажами. Татьяна глубоко полюбила Онегина, который остался к ней равнодушен; Ленский глубоко полюбил Ольгу, которая…

относится к нему не слишком глубоко…

Эта симметричная фабульная схема могла бы выглядеть в качестве таковой просто как не слишком хитрый литературный прием. Но у Пушкина — и в этом смысл ее — она наполняется большим жизненным содержанием.

Пылкий, восторженный романтик и охлажденный, просвещенный и разочарованный скептик-байронист — именно эти два типа отношения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени — периода подготовки восстания декабристов.

Столь же характерен… образ Татьяны.

Финальная формула, которая определяет ее жизненный путь — быть «век верной» своему супружескому долгу, — несомненно, руководила и женами декабристов, последовавшими за своими мужьями на каторгу в Сибирь. 

Более всеобщий характер носит образ заурядной во всех отношениях Ольги. Включение в роман этого образа, несомненно, продиктовано не только стремлением к указанной фабульной симметрии. Образ Ольги оттеняет собой, делает более рельефным контрастный ей образ старшей сестры — Татьяны.

Мало того, образ Ольги является одним из ключей и к пониманию образа Ленского. Ведь то, что Ленский полюбил, возвел в свой романтический идеал пустое ничтожество — Ольгу… лучше всего характеризует оторванность от реальной действительности, беспочвенность этого романтика.

Итак, в первой части романа (в первых трех главах) читателю даны образы всех главных героев и показаны те взаимоотношения, которые между ними устанавливаются: дружба между Онегиным и Ленским, влюбленность Ленского в Ольгу, Татьяны — в Онегина.

Если первая часть дает экспозицию и в основном относительно статична, вторая часть романа (…главы — с четвертой по шестую) живописует те столкновения, конфликты, которые возникают между главными героями…

Эта вторая — центральная — часть, в которой почти равномерно участвуют все три главных героя, наиболее динамична, наиболее драматична… из всех трех: «проповедь» Онегина Татьяне… сон Татьяны; ссора по ничтожному поводу… дуэль и кровавая развязка — убийство Ленского Онегиным.

В конце шестой главы поэт… ставит ряд вопросов: Последовательным ответом на все эти вопросы и является третья, заключительная часть романа, три последние главы: седьмая — девятая. Эта третья часть в смысле своего построения носит как бы синтетический характер — в ней совмещены и экспозиция и конфликт.

Совет

Ленского не стало; в начале седьмой главы из романа уходит и Ольга… В романе остаются только два самых главных героя: Онегин — Татьяна. Соответственно этому и строится третья часть. Седьмая и восьмая главы носят характер как бы новой экспозиции.

Седьмая — посвящена одной Татьяне; Онегина в ней нет.

В главе показано, как под влиянием знакомства с кругом чтения Онегина расширяется… кругозор Татьяны, развивается дальше ее характер.<\p>

Восьмая глава, наоборот, полностью посвящена Онегину; Татьяны в ней нет.

К сожалению, глава эта, как известно дошла до нас только частично, но, судя по всему, назначение ее было совершенно аналогично: показать, как под влиянием убийства Ленского и в особенности впечатлений от «странствий» по Руси и, самое главное, знакомства с общественно-политической действительностью, картинами произвола, угнетения и насилий… развивается в свою очередь характер Онегина, появляется возможность его нравственного возрождения.

В последней, девятой главе, изменившиеся — каждый на свой лад — герой и героиня снова сталкиваются друг с другом, и происходит финальная развязка их так и не состоявшегося романа.

Анализ оглавления-плана «Евгения Онегина» показывает, как недальновидны были те критики, которые не сумели заметить органической целостности и единства стихотворного романа Пушкина.

Такой анализ наглядно обнаруживает, как стройно и крепко в композиционном отношении был задуман, слажен и осуществлен Пушкиным его… труд.

Правда, по обстоятельствам, от поэта не зависевшим, он не смог в полной мере реализовать в том окончательном виде… математически точную композиционную структуру, фиксированную в рассмотренном нами плане-оглавлении. Из главы о «странствиях» Онегина (восьмая глава) Пушкин… был вынужден изъять слишком резкие в политическом отношении места и даже… уничтожить их.

Это идейно снизило всю главу. Между тем мы знаем, что… первенствующее значение для него всегда сохраняла идея, мысль содержание. Поэтому поэт предпочел лучше пойти на нарушение композиционной стройности произведения, чем сохранить в его составе идейно обедненную, обесцвеченную… главу.

Восьмая глава была им вовсе изъята; девятая тем самым стала восьмой, и весь роман складывался теперь уже не из девяти, как это было… а только из восьми глав. …при этом нарушалась последовательно проведенное через весь роман тройственное членение каждой из частей……поэт постарался… до известной степени компенсировать себя и в композиционном отношении.

Описание равнодушия Онегина к жизни и ее наслаждениям, преждевременной старости его души и составляет основное содержание первой главы романа. Наоборот, любовь Онегина к Татьяне возвращает ему его утраченную молодость, свежесть чувств… вызывает новый прилив жизненной энергии, жизненных интересов. Это композиционно подсказывается рядом…

Обратите внимание

параллелей между последней и первой главой: с Онегиным во многом повторяется то, о чем рассказывалось в первой главе. В последней главе, после… появления… в свете, он снова… уединяется в своем кабинете. Онегин снова жадно набрасывается на чтение, на книги…

О непритворности, серьезности вспыхнувшей в Онегине страсти к Татьяне свидетельствует даже резко изменившийся внешний его облик: …основная любовная фабула романа — отношения между Онегиным и Татьяной. Новая, вторая встреча между ними строится на тех же основных опорных моментах — письмо и ответное объяснение — «урок». Письмом… и ответным уроком…

отношения между Онегиным и Татьяной начинаются; письмом… и ответным «уроком»… эти отношения заканчиваются. Но… они при новой встрече как бы меняются местами: теперь уже не Татьяна шлет влюбленное письмо к Онегину — «страстное посланье» шлет Онегин к Татьяне; уже не он ей, а, наоборот, она ему дает ответный «урок».

Причем параллельность этих…

опорных моментов подчеркивается рядом композиционных приемов. Оба письма одинаково выделены из общей ткани романа… оба «урока» не только облечены в монологическую форму… но даже почти полностью уравновешены по своим размерам («урок» Онегина — …68 стихов; «урок» Татьяны — 77 стихов.)<\p>

Зеркально-перевернутая симметрия двух писем и двух «уроков» усиливается и намеренными текстуальными совпадениями. 

Письмо Татьяны начинается:
Письмо Онегина начинается:
Вся эта соразмерность частей, вся эти параллели и переклички не только сообщают архитектурную точность композиционному рисунку романа; они выполняют собой и совершенно определенную художественно-выразительную функцию: с особенной четкостью…

показывая те коренные перемены, которые произошли в положении героя и героини по отношению друг к другу… …композиционное оформление [«Евгения Онегина»]…

безусловно свидетельствует: независимо от того, хотел или не хотел, мог или не мог продолжить Пушкин свой роман, последний и в настоящем своем виде представляет собой произведение, полностью художественно законченное. В заключение одна дополнительная и весьма характерная… для композиционного мастерства Пушкина деталь.

Важно

Сперва, в том виде, в каком роман был завершен Пушкиным в 1830 году… письма Онегина к Татьяне в нем не было. Оно было добавлено Пушкиным лишь тогда, когда под давлением цензурно-политических условий поэт вынужден был нарушить…

стройность целого, начать перестраивать роман из девяти глав в восемь (письмо Онегина написано в самом конце этой работы…). Введение письма Онегина… несомненно, в какой-то мере компенсировало это вынужденное нарушение.»

(Д. Благой «Мастерство Пушкина», 1955 г.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/kompozicija-romana-evgenij-onegin-pushkina-fabula-osobennosti.html

Композиция романа «Евгений Онегин» | Инфошкола

23 Октябрь 2017       админ      Главная страница » контакты      Просмотров:   1184

Композиционный замысел автора отчетливо проступает в сочетании образов романа.

Разочарованный столичный денди Онегин и мечтательная «уездная барышня» Татьяна, скептик Онегин и романтик Ленский, — такая антитеза характеров неизбежно влекла за собой столкновение героев и трагизм развязки.

Столкновение характеров осложняется в романе глубочайшим конфликтом героев с действительностью.

Ленский погибает, Онегин не находит счастья в жизни, Татьяна остаетcя с разбитым сердцем. Так глубина идейного замысла автора нашла себе воплощение в сочетании образов романа.

Бытовой фон, сюжет и сочетание образов — это тематическая композиция романа. Что касается архитектоники романа, то она чрезвычайно своеобразна.

Особенность композиционной структуры «Евгения Онегина» заключается в том, что это «свободный роман», «собранье пестрых глав», по определению самого Пушкина.

Композиционная «свобода» и гибкость романа «Евгений Онегин» выразились в многочисленных отступлениях от эпической линии повествования.

Повествовательный материал занимает только около трети романа. Канва повествования все время прерывается различными отступлениями: лирическими высказываниями автора, описаниями природы, картинами быта, характеристиками героев — то индивидуальными, то групповыми.

Среди этих отступлений, обычно тесно переплетающихся с канвой повествования, особенно большое место (более четверти текста романа) занимают так называемые лирические отступления.

К ним принадлежат 27, значительных по объему, высказываний автора и около 50 мелких замечаний и вставок, выраженных часто одной-двумя фразами (Там некогда гулял и я, но вреден север для меня»; «Привычка свыше нам дана — замена счастию она»; «Читатель ждет уж рифмы розы; на, вот возьми ее скорей!» и др.).

Совет

Тематика крупных лирических отступлений в романе очень разнообразна. Сюда относятся:

  1. Рассуждения о творчестве, в которых выражаются: взгляды автора на различные литературные направления и жанры. Вот, например, пародия Пушкина на классицизм:

Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкрив. Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь:

Хоть поздно, а вступленье есть.

Вот ироническая характеристика романтизма:

Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я; да что нам в том?)

Вот характеристика музы поэта, изображаемой в образе Татьяны:

И вот она в саду моем Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках.

  1. Воспоминания автора о прошлом, например о театральных встречах и впечатлениях, о женщинах, которых он любил и т.п. Мечты поэта о будущем. Замечания о своих настроениях.

    Взгляды поэта на любовь, проблемы морали и т.п.

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» очень важна. Они, во-первых, непосредственно включают автора в поток изображаемых событий. Пушкин выступает в романе не просто как рассказчик, а как участник событий, пишущий свою собственную биографию.

Мы узнаем из романа и о лицейских годах поэта («В те дни, когда в садах Пицея»), и о его ссылке («Но вреден север для меня»), и о планах бегства за границу («Придет ли час моей свободы?»), и о любви его к деревенской жизни («Я был рожден для жизни мирной»), и т.п. Все эти автобиографические реплики поэта подкупают своей искренностью и откровенностью.

Другое значение авторских отступлений в романе заключается в том, что они дают превосходный лирический комментарий автора к событиям. В них чувствуется живая общественная мысль поэта, слышится биение его сердца.

Это итог его жизненного опыта, плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Наконец, многочисленные лирические отступления в романе придают повествованию характер непринужденной беседы автора с читателем.

Реалистически-бытовой фон романа очень оживляют превосходные описания природы. Мы находим в произведении пейзаж всех времен года: зимы, осени, весны, лета. Особенность пушкинского пейзажа заключается в выразительности и точности его красок. Особенно хорошо дана в романе русская зима с ее глубокими снегами, с ее «деревьями в зимнем серебре».

Особенностью архитектоники романа являются пропущенные строфы. Чем объяснить отсутствие этих строф? В большинстве случаев они обозначают пропуск таких деталей («переходных мест») в изложении событий, отсутствие которых не могло повлиять на ясность характеристик и повествовательной линии романа.

Читайте также:  Анализ рассказа рудин тургенева

Так, в строфах первой главы опущено описание душевного процесса, который привел Онегина к бегству от светского общества. В других случаях римские цифры обозначают строфы, которые были в первом издании, но выпущены самим поэтом во втором издании романа.

Обратите внимание

Оценивая роман «Евгений Онегин» со стороны формы как «произведение в высшей степени художественное», Белинский указал, что смелость «писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа в прозе … была несомненным свидетельством гениальности поэта».

Источник: https://info-shkola.ru/kompoziciya-romana-evgenij-onegin/

Композиция романа Александра Пушкина “Евгений Онегин” на Сёзнайке.ру

Роман Пушкина “Евгений Онегин” издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет. Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как “набор пестрых глав” и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили об отсутствии цельности в романе. Но Пушкин и сам говорил об особенностях своего произведения:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Автор уже в первой главе признается, что писал ее без плана и найденные в ней противоречия исправить не желает. Но, с другой стороны, роман является целостным произведением, отличающимся своей стройностью, четкостью и законченностью.

Сюжет “Евгения Онегина” необыкновенно прост, если не сказать банален. В романе представлены всего две сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский, то есть любовная и личная. В романе отсутствует традиционная развязка – герой не приведен автором ни к смерти, ни к свадьбе, он покинут в злую для него минуту.

Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для него важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. Известный критик В.Г.

Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться. Д. Благой же понимал значение открытого финала как один из законов поэзии Пушкина.

Он видел в нем значимое умолчание – один из приемов поэта, при котором пустота, наделена большим смыслом и не имеет слов для выражения. Как бы то ни было, мы понимаем, что открытый финал использовался Пушкиным специально, и это не недостаток, а подтверждение таланта поэта.

Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе.

Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”.

Важно

Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, композиционной ролью которого является развязка личной сюжетной линии и определение развития любовной интриги.

При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Прием кольцевой композиции раскрывает перед читателем кризис души Онегина. Он смотрит на жизнь глазами Татьяны – “смиренной девочки”. Ее переживания, которые тогда казались ему смешными, теперь являлись предметом его жизни. Эти переклички показывают изменения, происходящие в характере Онегина.

В первой главе Евгений впервые появляется в свете, затем покидает его и образовавшееся свободное время не занимает ни сочинительством, ни чтением. В последней главе читатель вновь замечает Онегина в высшем свете. Но свое затворничество он способен с большим толком разнообразить чтением и творчеством.

Евгений научился читать “духовными глазами” “меж печатными строками”, “чуть не сделался поэтом”.

Также возвращение в прошлое позволяет нам сопоставить два образа Татьяны: как деревенской девушки и как светской дамы. Читатель наблюдает внутреннюю эволюцию жизненных позиций героини, ее взросление, способность контролировать свои эмоции, быть сдержаннее. Но в то же время это обличает несостоятельность ее образа. Татьяна, как и прежде, оказывается не в силах понять Онегина.

В прошлом она измеряла возлюбленного по рамкам сентиментального героя, затем героя романов Байрона, пытаясь воспринимать Онегина через литературные стандарты. Но он не Чайльд Гарольд, и не он являлся ей во снах. Онегин не подходил ни на одну из этих ролей.

Так и сейчас Татьяна не способна поверить в искренность его чувств, осознать их значимость как попытки установиться и реализоваться в этом мире.

Совет

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим. Эти внесюжетные разговоры автора с читателем и его размышления на различные темы довлеют над сюжетом и даже иногда обуславливают его дальнейшее развитие.

Таким образом, очень часто мы имеем дело не столько с сюжетом, сколько с его обыгрыванием.

Роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании, что становится одной из важнейших тем, затрагиваемых в произведении.

Также лирические отступления делают возможным использование в романе инверсии. Автору важно был изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоятельства предметом изображения.

Становится ясно, что в построении композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются две тенденции: необычная свобода повествования, пестрый характер, непринужденность развития сюжета и нечто удивительно гармоничное, делающее роман цельным и законченным.

Эти две тенденции обусловлены тем, что Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности и в то же время установить дистанцию с литературными канонами, то есть, в целом, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9355-kompoziciya-romana-aleksandra-pushkina-evgeniy-onegin

Композиция романа Пушкина “Евгений Онегин”

“Евгений Онегин” лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными.

Действие романа начинается весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Онегиным – главным героем романа, с помощью которого показана жизнь светского Петербурга. Таким образом, 1 глава – это развернутая экспозиция.

Роман начинается внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление о “молодом повесе”, “наследнике всех своих родных”, типичном молодом человеке того времени, представителе дворянской интеллигенции.

Онегин, узнав, что дядя при смерти, покидает Петербург и едет к нему в деревню, но дядю “нашел уж на столе”. Во второй главегерой – сельский житель. В ту же пору в свою деревню “помещик новый прискакал” – Владимир Ленский. Молодые люди подружились.

Обратите внимание

Так во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся по принципу несовпадения характеров, мироощущений:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Онегин и Ленский много времени проводят вместе, но вечерами Владимир уезжает к Лариным, куда и приглашает друга, где Онегин знакомится с Татьяной. Она сразу понимает: он тот, кто ей снился. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где признается в своем чувстве. Происходит завязка первой сюжетной линии – любовной.

Письмо Татьяны тронуло Онегина, но при встрече он говорит, что “не создан для блаженства” семейного счастья, не хочет делать ее несчастной, а также советует: “Учитесь властвовать собой; не всякий вас, как я, поймет”. Так начинается IV глава, в которой происходит развитие действия, где автор описывает взаимоотношения Ленского и Ольги, а также творчество молодого поэта.

Влюбленные стараются как можно больше времени проводить вместе: сидят в саду, “гуляют утренней порой”. Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи в альбом, “его перо любовью дышит”.

Проходит время и наступает пора крещенских вечеров, когда “служанки со всего двора про барышень своих гадали”. Татьяна же “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”.

Той ночью Татьяна собиралась ворожить, но ей стало страшно, и она ложится спать, “и снится чудный сон Татьяне”: она идет по снеговой поляне, доходит до ручья, ей страшно перейти, вдруг из сугроба появляется медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей и следует за ней, затем уносит ее в “шалаш убогой”. Очнувшись, Ларина видит в щель “чудовищ разных за столом”.

Во главе сидит Онегин, кладет Татьяну на шаткую скамью, вдруг входят Ольга с Ленским. Друзья спорят, “хватает длинный нож” Евгений, “вмиг повержен Ленский”. Татьяна просыпается. Так она во сне увидела не только пародию на гостей, которые будут присутствовать у нее на именинах, но и увидела предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина.

Татьяну продолжает тревожить странное сновидение, но дом полон гостей, съехавшихся на ее именины. Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но “девы томной заметя трепетный порыв”, решил он другу отомстить – весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов.

Важно

Дуэль – кульминация второй сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть – развязка линии дружбы. Тяжело переживая смерть друга, Онегин отправляется в путешествие, описанное в IX главе, не включенной в роман по настоянию цензоров.

Проходит некоторое время, и Ольга выходит замуж за проезжего улана и уезжает из родной деревни. Татьяна же, оставшись одна, бродит по окрестностям и, в конце концов, попадает в дом Онегина.

Она осматривает его жилище, читает книги с его пометами и постепенно понимает сущность своего возлюбленного. Он открывается ей в истинном свете. Ведь он играл роль разочарованного героя. В это время в доме Лариных собрались соседи и решают, что делать с Татьяной.

Все дружно приходят к выводу, что надо ей в Москву. Узнав о своем скором отъезде, героиня прощается с родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает деревню и ее пейзажи. Итак, Ларины едут в Москву.

Татьяне все непривычно, ее душа рвется в деревню, но ее выдают замуж, и она покоряется своей судьбе. Конец VII главы посвящен Москве и описанию жизни московского общества.

VIII глава романа начинается с петербургского бала, на котором происходит встреча Татьяны с Онегиным. Поняв, что влюблен, он пишет ей письма – это кульминация первой сюжетной линии.

Не получив ответа на три письма, Евгений едет к ней и видит на ее лице лишь гнев. Он отказывается от светской жизни и, запирается в своем доме. Лишь весной он снова посещает Татьяну.

Происходит объяснение, она признается, что все еще любит его, но “я другому отдана и буду век ему верна”. Это развязка любовной линии романа.

Совет

Но финал романа остается открытым. Автор дает читателю возможность самому додумать конец.

Мы видим, что в основе композиции – путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной, Ольгой и Ленским.

После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает из родных мест, а Татьяну везут на “ярмарку невест” в Москву.

Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной.

Таким образом, композиция романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось там же пятью годами позже.

Композиция романа обладает еще одной особенностью – симметрией, центром которой явился сон Татьяны в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует еще один прием – прием “зеркала”. Пушкин использовал его при описании встреч Татьяны и Онегина.

При первом знакомстве с Онегиным Татьяна поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни. После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге, где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо.

Татьяна говорит ему: “Сегодня очередь моя”, имея в виду отповедь. Так герои меняются местами.

Также можно отметить и противопоставление героев: Онегин – ТатьяТна, Ленский – Ольга, Татьяна – Ольга, Онегин – Ленский, а также сопоставление: Татьяна – Ленский.

Лирическая сторона романа связана с образом автора, который вырисовывается в многочисленных лирических отступлениях, столь широко представленных в романе.

Читайте также:  Сочинение по картине март левитана 4, 5 классы описание

Большое количество лирических отступлений содержит описание природы, которая показывает движение времени в романе. По отношению к природе герои противопоставляются, например Татьяна и Онегин.

Обратите внимание

Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством раскрытия характера героев, помогают понять их душевное состояние.

Таким образом, композиция романа “Евгений Онегин” необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Композиция романа Пушкина “Евгений Онегин”« “Остап и Андрий” сочинениеПериод жизни и творчества Пушкина »

Источник: http://schoolessay.ru/kompoziciya-romana-pushkina-evgenij-onegin/

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин»

Несмотря на заглавие, подразумевающее, что речь пойдет главным образом о Онегине, Пушкин, едва представив своего героя («С героем моего романа…

/ Позвольте познакомить вас: / Онегин, добрый мой приятель…»), тут же о нем забывает и принимается беседовать с читателем: …

на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.

Подобный прием будет повторяться в течение романа очень часто: автор постоянно сбивается то на воспоминания о «днях веселий и желаний», то на грустное размышление об уходящей молодости («Но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана…»), то на рассуждение о превратностях творческого процесса: …

Ко мне забредшего соседа, Поймав нежданно за полу, Душу трагедией в углу, Или (но это кроме шуток), Тоской и рифмами томим, Бродя над озером моим, Пугаю стадо диких уток… Онегина то забывают на балу — а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: «Я помню море пред грозою…

«, то Пушкин в «минуту злую» для Онегина прощается с читателем, оставляя героя в петербургском доме Татьяны. К сюжету Онегина, заданному первой строфой романа (размышления Онегина на пути к дядюшке), уже во второй строфе добавляется сюжет автора.

Сложным взаимодействием двух сюжетов — сюжета автора и сюжета героев (или, по словам исследователя романа С. Г. Бочарова, «романа автора» и «романа героев») — и определяется своеобразие художественной структуры повествования в романе.

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы…

Онегин, с одной стороны, и «добрый приятель» автора, реальный человек, а с другой стороны — «герой романа», плод авторского воображения, и Пушкин постоянно будет переключаться между этими двумя ипостасями своего героя.

Важно

Вместе с Онегиным-приятелем автор намеревается отправиться за границу («Онегин был готов со мною / Увидеть чуждые страны…

«), — а Онегина как персонажа романа автор вправе оставить в парковой аллее для объяснения с Татьяной (заключительные строки третьей главы) и при этом хулигански заметить: Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь.

Пушкин весьма воль обращается как с героем, так и со временной линией повествования: первых семь глав зеркально отражаются в одной восьмой, заключительной.

История Онегина и Татьяны повторяется с точностью до наоборот: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, а «проповедь» Онегина — «уроком», который теперь, в свою очередь, дает герою Татьяна.

Менее очевидной, но более психологической параллелью является сон Татьяны — едва ли не единственная в романе развернутая картина психологического состояния героини — и бал по случаю ее именин.

Связь, во-первых, сюжетная: ссора Онегина и Ленского, гибель последнего; а во-вторых, предметная детализация, общая для кошмарного сна и праздничной яви, заставляет ассоциативно связывать «уродов с того света» и веселых гостей Лариных: Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! (Сон Татьяны) В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога… (Именины) И вот уже беззаботные и ни о чем не подозревающие гости Лариных — «толстый Пустяков», «уездный франтик Петушков», «обжора» Флянов — благодаря сюжетной рифме предстают перед читателем в гротескном свете.

И даже мирная картина с храпящими Пустяковыми, Гвоздиными, Простаковыми и мосье Трике «в фуфайке, в старом колпаке» может вызвать невольное воспоминание о ночном видении Татьяны: Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке… Пушкин постоянно намечает возможные, уже ожидаемые читателем сюжетные повороты («Читатель ждет уж рифмы «роза»?

На, возьми ее скорей!») – но не следует им: ситуация, показанная во второй главе, вполне благополучна: Ленский влюблен в Ольгу — и любим (как ему кажется). Появление Онегина в доме Лариных истолковано всеми соседями однозначно — «…

свадьба слажена совсем, / Но остановлена затем, / Что модных колец не достали», перед героями не стоит никаких препятствий (традиционная романная схема подразумевает именно преодоление препятствий, будь то несогласие родителей или вмешательство «третьего лишнего»), — но «счастье», которое «было так близко, так возможно», не приходит: Ленский погибает, Онегин отправляется в путешествие, Ольга выходит замуж за улана и навсегда исчезает со страниц романа, Татьяну увозят в Москву на «ярмарку невест». Отказ от напрашивающихся линий сюжетного развития наиболее явно продемонстрирован автором на примере романной судьбы Ленского.

Совет

Имеется два варианта возможного будущего своего героя: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… — или А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел… Расстался б с музами, женился, В деревне счастлив и рогат Носил бы стеганый халат…

Но об обоих вариантах автор начинает говорить тогда, когда Ленский уже мертв и ни один из вариантов судьбы героя заведомо не может быть реализован! Не меняет ситуации и финальная встреча Татьяны и Онегина в Петербурге: Пушкин демонстративно отказывается от каких бы то ни было сюжетных эффектов: объяснение Онегина и Татьяны заканчивается под «шпор внезапный звон» появившегося в комнате мужа героини — и мелодраматическая сцена, казалось бы, неизбежна. Однако именно в эту решительную минуту автор оставляет героев и прощается с читателями.

Не случайно современные Пушкину литературные критики отказывали роману в целостности и единстве: Н. Полевой рассматривал «Евгения Онегина» как «рудник для эпиграфов, а не органическое существо», а Н. Надеждин считал, что это не роман вообще: «Евгений Онегин» не был и не назначался быть в самом деле романом…

Он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения».

Да и сам Пушкин на первый взгляд давал основания для такой оценки своего романа, словно специально указывая на явные композиционные промахи: …

Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав… А где, бишь, мой рассказ несвязный?..

И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. Разница, однако, состояла в том, что критики не увидели в «Евгении Онегине» романа, а автор видел в нем роман нового типа.

Принципиально новые законы художественного построения текста были сформулированы Пушкиным и в одном из писем к А. Бестужеву: «Роман требует болтовни».

Обратите внимание

Болтовня — сознательное стремление создать текст, который мог бы восприниматься как импровизационный рассказ; стремление добиться эффекта непринужденного диалога с читателем — и разрушить условно-литературное повествование о столь же условных литературных персонажах.

Не случайно Пушкин представляет своего героя в романе дважды: в первой главе (вторая строфа) и в седьмой (заключительная строфа). Сопоставим эти фрагменты: Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель… Пою приятеля младого И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! Свободный и непринужденный разговор с читателем — тем более с читателем посвященным — сменяется пародийным взыванием к эпической музе («Не дай блуждать мне вкось и вкривь») в запоздалом «вступлении» к роману, о котором автор «вспомнил» только к предпоследней главе.

Тем самым классицистская жесткая регламентация темы и структуры произведения, строгость композиционных правил, заданность авторской художественной установки и обязательность высокого пафоса иронически опровергаются и утверждаются права свободного от любой регламентации рассказа. Причем «свободного» настолько, что автору иной раз приходится себе напоминать, кто его герой и что с ним происходит, «чтоб не забыть, о ком пою».

«Забалтываясь донельзя» (цитата из письма Пушкина к Дельвигу, в котором он рассказывает о плане своего романа), автор тем самым получает возможность сказать обо всем — об элегиях и одах, о яблочной наливке и брусничной воде, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и безымянном немецком булочнике, о своем «брате двоюродном Буянове» и Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города, и еще о многом, многом другом. Пестрота описаний и разностильность повествования не противоречат внутреннему единству «Евгения Онегина» — лирическим центром романа является автор. Лирические отступления, по замечательному выражению С. Г. Бочарова, не отступают от дела, а обступают его со всех сторон. Пушкин максимально эффективно использует повествовательные возможности четырехстопного ямба: ямб — гибкий, легко варьирующийся и интонационно очень близкий к разговорной речи размер, он передает динамику живой речи. Той же цели служит и онегинская строфа — принципиально новый тип строфы, созданный Пушкиным именно для романа: онегинская строфа включает в себя 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными — мужские).

Смысловая структура онегинской строфы – тезис, его развитие, кульминация, концовка — передает сам ход движения мысли. Пушкин сам указывает на эти недостатки: …Хоть поздно, а вступленье есть. Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу.

Пора мне сделаться умней, В делах и в слоге поправляться, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать. При этом о необходимость избавляться от отступлений говорится в очередном лирическом отступлении, а противоречия становятся одном из важнейших конструктивных принципов романа.

Заявление автора «я думал уж о форме плана» — явное противоречие авторскому определению романа как «рассказа несвязного», а признание в конце восьмой главы «даль свободного романа…

/ Еще не ясно различал»; «лета шалунью рифму гонят» так же явно не соответствует очень жесткой и нигде не нарушаемой системе рифмовки. Противоречие всплывает и на сюжетном уровне: в третьей главе, например, автор утверждает, что письмо Татьяны хранится у него — «Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу…

«, а в восьмой главе — что у Онегина: «Та, от которой он хранит / Письмо, где сердце говорит…» Указав на «разность между Онегиным» и собой, автор тут же добавляет: Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас…

Важно

Вследствие того, что автор привлекает внимание читателя к «технологической» стороне повествования (разрывам во времени, пунктирному движению сюжета, введению в повествование планов и черновиков этого же романа), на первый план выходит металитературное значение романа: рассказывая о «приятеле», Пушкин все время напоминает читателю о «литературности» всего произведения («Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон», «Прямым Онегин Чильд Гарольдом / Вдался в задумчивую лень») – истинная история романа «Евгений Онегин» — не Татьяны и Онегина, а создание романа.

Создатель же романа сам, следовательно, становится его персонажем – единственным, биография которого лишь намечена, в отличие, например, от Онегина, Татьяны или даже второстепенного героя Зарецкого: «жизнеописанию» каждого из этих персонажей отводится специальная часть повествования. Хронология пушкинской судьбы не линейна: в первой главе упоминается южная ссылка начала 1820-х гг. («Но вреден север для меня»), в шестой — ушедшая молодость: Ужель мне скоро тридцать лет?

Но так и быть: простимся дружно, О юность легкая моя!.. — а восьмой годы отрочества — Лицей и заключительный лицейский экзамен: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил…

Источник: http://www.nitpa.org/syuzhet-i-kompoziciya-romana-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector