Сочинение казбич в романе герой нашего времени лермонтова

Печорин и горцы в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» на Сёзнайке.ру

Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен.

При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса, – доведено в «Герое нашего времени» до высочайшей степени совершенства.

Второстепенно действующие лица в романе имеют и вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы, что соответствует реалистическим принципам изображения.

Обратите внимание

Тем не менее в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма. Таковы, в частности, образы горцев в повести «Бэлла».

Они не похожи на романтических героев, но в них есть, как утверждал Аполлон Григорьев, что‑то от «дико бушующих страстей „Аммалат‑Бека“ и „Муллы‑Нура“.

В первоначальной характеристике Казбича, которую ему дает Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он, знаете, был не то чтоб мирной, не то чтоб немирной.

Подозрений на него было много, хотя он ни в какой шалости не был замешан».

И затем упоминается о таком будничном занятии Казбича, как продажа баранов, хотя вскользь замечается, что торговаться он не любил, говорится о неказистом наряде, хотя и обращается внимание на его пристрастие к богатому оружию и своему коню.

В дальнейшем образ Казбича получает свое раскрытие в острых сюжетных ситуациях, демонстрирующих его действенную, волевую, дико‑порывистую натуру.

Но и эти внутренние качества Лермонтов всем ходом повествования обосновывает в значительной мере реалистически, вскрывая их связь с обычаями и правилами, господствующими в реальной жизни горцев. Как заметила Е.

Михайлова, в них он «вкладывал какой то отблеск своей мечты о человеке сильном, свободном и цельном».

Отношения между Печориным и Казбичем, включенные в «большой диалог» лермонтовского романа, не только сопоставляют героев, но и противопоставляют их.

Важно

Для «естественного человека» и «азиата» Казбича главная ценность – лошадь, его любимец Карагез, в отместку за похищение которого он похищает, а затем убивает Бэллу. Предмет страсти, любви у Печорина – женщина, человек.

По сути к моменту похищения Беллы Казбичем Печорин ее не любил: «я за нее жизнь отдам, но мне с ней скучно…», тем не менее он ограждал ее достоинство от посягательства хищного и мстительного человека, каким был Казбич.

Достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэлла была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны. Но, полюбив Печорина и отдавшись ему, она обесчестила свой род. Бэлла, Казбич, Азамат – это не только разновидности естественного человека, но и сложные, противоречивые характеры.

Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие качества, глубину чувств, силу страстей, Лермонтов показывает и присущую им социально‑видовую ограниченность, обусловленную неразрывностью их жизни, их гармонии, со средой которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев, традиций, а не на развитом самосознании, и в этом одна из причин хрупкости и недолговечности этой гармонии в столкновении с «цивилизацией».

Печорин как человек «цивилизованный» конечно же серьезнейшим образом отличается от «естественного человека», живущего в каждом из горцев, с которыми ему приходится общаться.

Однако в том‑то и многосложность этого характера, что человек конкретно‑исторический и общеисторический, родовой причудливо уживается в нем с человеком естественно природным.

Поэтому «дикарь» Казбич в какой то мере является двойником дикаря, живущего в подсознательных глубинах Печорина

В «Бэлле» Печорин находится в самом тесном соприкосновении с такими «естественными людьми» – горцами.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8848-pechorin-i-gorci-v-romane-mihaila-lermontova-geroy-nashego-vremeni

Печорин и горцы в романе Лермонтова«Герой нашего времени»

В литературе каждого народа есть книги, которым, по выражению В. Белинского, «суждено никогда не стареть». Одним из таких вечно молодых произведений русской классической литературы является роман М.Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени». Написанный в конце 30-х годов позапрошлого столетия, роман затрагивал самые острые и существенные вопросы общественной жизни и отразил русскую действительность того времени.

Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе в первой половине XIX века. Лермонтов хорошо знал природу Кавказа и воинственный быт горских народов. Впервые он приехал на Северный Кавказ в пятилетнем возрасте вместе с бабушкой, куда она привезла его, чтобы поправить здоровье.

Совет

Затем Лермонтов вновь оказался на Кавказе в 1837 году. Он жил в Пятигорске, побывалв Тифлисе. Новый приезд на Кавказ был связан с участием Лермонтова в военных действиях в рядах Тенгинского пехотного полка. И, наконец, последний приезд на Кавказ в 1841 году, закончившийся дуэлью и смертью великого поэта.

Хорошее знакомство с природой страны, обычаями и преданиями ее народов позволило Лермонтову создать целый ряд произведений, где звучит кавказская тематика: поэма «Исмаил-Бей», стихотворение «Мцыри», поэма «Демон», роман «Герой нашего времени».

Для Лермонтова Кавказ был «жилищем вольности простой», «суровым краем свободы».

В романе «Герой нашего времени» реалистически изображены природа Кавказа, быт и характеры горцев. Величественные горы, вершины, покрытые снегом, глубокие ущелья, куда страшно заглянуть, быстрые горные реки, реалистические детали воинственного быта, обычаев горцев все это предстает перед нами на страницах романа.

В романе Лермонтова правдиво обрисованы и жестокие нравы, с древности бытовавшие в горных селениях, и даны верные описания сурового образа жизни горцев, их бедности: «Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери.

Ощупью вошел я и наткнулся на корову… у огня сидели две старухи, множество детей и один сухощавый грузин, все в лохмотьях…» Такую картину увидел Печорин, когда вошел в грузинскую хижину. Горцы на страницах романа предстают в описании Максима Максимыча и Печорина. Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча.

Он же рассказывает нам о Казбиче и Азамате, о нравах и обычаях горцев. На этих рассказах лежит, однако, печать известной ограниченности понятий Максима Максимыча. Для него «черкесы» (так тогда называли всех жителей гор) — «головорезы» и «отчаянные башки». И все же Максим Максимыч не может не одобрить, например, того, что горцы чрезвычайно гостеприимны.

Как ни старается Максим Максимыч «унизить» Казбича (к «рожа у него разбойничья», и его Карагез — «уж такая разбойничья лошадь»), но из этих рассказов о Казбиче встает образ сильного, смелого джигита, для которого «молодецкая воля» — самое дорогое в жизни. Рисуя характер Казбича, Лермонтов дает его портрет в реалистическом плане.

За обыденной внешностью чувствуется сила: «маленький, сухой, широкоплечий», «бешмет в заплатах, а оружие в серебре», угадывается незаурядный характер. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию.

Обратите внимание

Казбич — человек решительных и молниеносных действий, не способный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня: убивает отца Азамата и Бэлу. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды.

Казбич — цельная, верная себе натура, между его сознанием и поступками нет разрыва, это не испорченный противоречиями цивилизации естественный человек, а сложившийся в соответствии с простыми и ясными внушениями самой природы. Переживания его полны страстной воли, привязанности его неподкупны.

Брат Бэлы — Азамат хочет во всем походить на Казбича. Но он слишком молод и неуравновешен, вспыльчив и обидчив. Желание завладеть конем Казбича совершенно его ослепило.

Однако нелегко было ему решиться ответить согласием на предложение Печорина — в обмен на Карагеза украсть сестру. «Бледный как смерть», он шепотом отвечает Печорину: «Согласен». Азамат — также «дитя природы».

Он отличается той же цельностью натуры, яркой активностью и тем же кругом понятий, что и Казбич.

Важное место в романе занимает Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Образ Бэлы пленительный, полный дикой грации и женского обаяния.

В ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина.

Когда же она полюбила Печорина, то готова на все ради любимого. Любовь Бэлы — чувство глубокое и преданное. Ей чужды всяческая фальшь, притворство, тонкие расчеты и замысловатые ухищрения. Любовь на короткое время приносит ей счастье, но в конце концов завершается гибелью героини.

Читайте также:  История создания поэмы василий теркин твардовского (прототипы и история написани)

В этот круг горской жизни судьба забрасывает Печорина. Во многом он близок этим «детям природы» — упорство воли, беспокойная активность натуры. Для Печорина обстановка Кавказа — возможность проявить тягу к приключениям, избавиться от пустоты и бесцельности существования. Его привлекает жизнь горцев.

Важно

В охоте, войне, любви «дикарки» Бэлы он жаждет найти вновь утраченный вкус к жизни. Печорин вторгается в жизнь горцев как деятельное, но губительное начало. По его вине гибнет Бэла, умирает отец Бэлы, пропадает без вести Азамат, Казбич превращается в воинствующего врага, участвует во всех перестрелках с русскими.

В грустной истории Бэлы Лермонтов вскрывает эгоизм Печорина. Как бы сильно ни был Печорин увлечен Бэлой, и как ни мало он не был виноват в том, что ему стало с ней скучно, ясно одно: живого, чувствующего человека он превратил в орудие своих эгоистических целей и страстей.

Объясняя случившееся с ним Максиму Максимычу, он говорит: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…»

Таким образом, уже в «Бэле» Лермонтов намечает контур «героя времени», установив, что основой его характера может быть «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Причиной этого является противоречие между сознанием, целями, стремлениями и жизненной практикой.

В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки.

Чувствуя в душе «силы необъятные», он не сумел угадать свое высокое назначение и растратил душевные силы на пустые поступки, почему и «утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/pechorin-i-gorcy-v-romane-lermontovageroj-nashego-vremeni.html

Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

| Печать |

Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен.

При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, — то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса, — доведено в «Герое нашего времени» до высочайшей степени совершенства.

Второстепенно действующие лица в романе имеют и вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы, что соответствует реалистическим принципам изображения.

Совет

Тем не менее в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма. Таковы, в частности, образы горцев в повести «Бэлла».

Они не похожи на романтических героев, но в них есть, как утверждал Аполлон Григорьев, что то от «дико бушующих страстей «Аммалат-Бека» и «Муллы-Нура».

В первоначальной характеристике Казбича, которую ему дает Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он, знаете, был не то чтоб мирной, не то чтоб немирной.

Подозрений на него было много, хотя он ни в какой шалости не был замешан».

И затем упоминается о таком будничном занятии Казбича, как продажа баранов, хотя вскользь замечается, что торговаться он не любил, говорится о неказистом наряде, хотя и обращается внимание на его пристрастие к богатому оружию и своему коню.

В дальнейшем образ Казбича получает свое раскрытие в острых сюжетных ситуациях, демонстрирующих его действенную, волевую, дико-порывистую натуру.

Но и эти внутренние качества Лермонтов всем ходом повествования обосновывает в значительной мере реалистически, вскрывая их связь с обычаями и правилами, господствующими в реальной жизни горцев. Как заметила Е.

Михайлова, в них он «вкладывал какой то отблеск своей мечты о человеке сильном, свободном и цельном».

Отношения между Печориным и Казбичем, включенные в «большой диалог» лермонтовского романа, не только сопоставляют героев, но и противопоставляют их.

Обратите внимание

Для «естественного человека» и «азиата» Казбича главная ценность — лошадь, его любимец Карагез, в отместку за похищение которого он похищает, а затем убивает Бэллу. Предмет страсти, любви у Печорина — женщина, человек.

По сути к моменту похищения Беллы Казбичем Печорин ее не любил: «я за нее жизнь отдам, но мне с ней скучно…», тем не менее он ограждал ее достоинство от посягательства хищного и мстительного человека, каким был Казбич.

Достоинствами девушки на Кавказе считались красота, умение хорошо работать, плясать, петь. Автор пишет, что Бэлла была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны. Но, полюбив Печорина и отдавшись ему, она обесчестила свой род. Бэлла, Казбич, Азамат — это не только разновидности естественного человека, но и сложные, противоречивые характеры.

Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие качества, глубину чувств, силу страстей, Лермонтов показывает и присущую им социально-видовую ограниченность, обусловленную неразрывностью их жизни, их гармонии, со средой которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев, традиций, а не на развитом самосознании, и в этом одна из причин хрупкости и недолговечности этой гармонии в столкновении с «цивилизацией».

Печорин как человек «цивилизованный» конечно же серьезнейшим образом отличается от «естественного человека», живущего в каждом из горцев, с которыми ему приходится общаться.

Однако в том-то и многосложность этого характера, что человек конкретно-исторический и общеисторический, родовой причудливо уживается в нем с человеком естественно природным.

Поэтому «дикарь» Казбич в какой то мере является двойником дикаря, живущего в подсознательных глубинах Печорина

В «Бэлле» Печорин находится в самом тесном соприкосновении с такими «естественными людьми» — горцами.

Похожие сочинения: Лермонтов и Печорин. Автор и герой Образ Печорина (по роману Лермонтова «Герой нашего времени») Пейзаж в лирике Лермонтова Еще сочинения: Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» Рекомендуем:

Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»

Источник: http://www.school-essays.info/pechorin-i-gorcy-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинения по литературе: Печорин и горцы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» — это «история души человеческой», как определил характер своего произведения сам автор.

Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист». Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Повести объединены образом Печорина.

Этот герой занимает центральное место и вокруг него сгруппированы все основные персонажи. События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова.

В стихотворениях и поэмах он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев, но то были романтические зарисовки. В «Герое нашего времени» и природа Кавказа, и быт, и характеры горцев изображены реалистическим.

Важно

Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме «Мцыри»). Скупо и точно автор рисует картины повседневного быта, полные суровой правды. Реальная действительность – основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы.

Рисуя характер Казбича, Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты.

Но за этой обыденной внешностью чувствуется сила («маленький, сухой, широкоплечий»), воинственность («бешмет в заплатах, а оружие в серебре»), указывается незаурядный характер. Казбич – цельная натура.

Гордый, настойчивый, упрямый, равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию.

Казбич – человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло. Он жестоко мстит за украденного коня. Но Казбич не романтический злодей.

В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды. Максима Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав».

Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов.

Можно смело предположить, что Азамат – это будущий Казбич. В портрете Бэлы автор обращает особое внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила чувств. Бэла способна любить страстно и самозабвенно.

Совет

Ее любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам. Она хочет, чтобы за ней признали право свободного выбора.

Читайте также:  Сочинение на тему евгений онегин - лишний человек 9 класс

Раскрывая силу чувств, глубину переживаний Бэлы, Лермонтов не заставляет героиню произносить странные монологи и высказывать сокровенные мысли, что свойственно романтическим героям.

О борьбе противоречивых чувств, о смене настроений Бэлы читатели догадываются, наблюдая за ее поступками и вслушиваясь в ее скупые реплики.

Горцы в изображении Лермонтова – сильные, смелые и гордые люди. В этих образах в какой-то степени отразилась мечта автора о человеке, личные интересы которого не противоречат общественному укладу жизни.

В столкновении с горцами раскрываются «странности» характера Печорина, который во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр.

Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград его сильной воле.

Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны.

В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает на путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.

Обратите внимание

Печорин изображен Лермонтовым как лицо, несущее страдания другим и в то же время как лицо страдающее. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

Но прекрасные задатки Печорина погибли, и виноваты в этом социальные условия, в которых воспитывался и жил герой. Судьба человека исключительного, не нашедшего себе применения, гибнущего в расцвете сил и таланта, его душевный мир, трагедия его одиночества предстают под пером Лермонтова как явления времени.

Источник: http://historylib.net/pechorin-i-gorcy-v-romane-m-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Любовь в романе «Герой нашего времени» – факты для сочинения по теме произведения Лермонтова » Сочинение на EraInfo.ru

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра.

Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.

В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости.

Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма.

В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Печорин – Мери – Грушницкий

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин.

Важно

Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль.

Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Печорин – Вера – муж Веры

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

Печорин – Ундина – Янко

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

Совет

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы.

По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства.

Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Источник: http://erainfo.ru/lyubov-v-romane-geroj-nashego-vremeni-fakty-dlya-sochineniya-po-teme-proizvedeniya-lermontova/

Горцы и «водяное общество» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» (школьное сочинение)

Лермонтов был хорошо знаком с Кавказом. 1837 году он, как им сообщалось в письме к знакомому, «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов».

Кавказские впечатления подарили ему огромный материал и легли в основу очень многих произведений Лермонтова. Надо сказать, что в них поэт всегда с симпатией рисовал свободолюбивый дух горцев, будь то «Мцыри» или «Валерик», окрашенный человеческой кровью.

В горцах поэта привлекали не только их смелость, независимость характера. Он в них находил и другие положительные черты.

В «Герое нашего времени» Лермонтов противопоставляет естественную, природную данность горцев и искусственность «водяного общества».

«Водяное общество» — это собирательный образ местного и столичного дворянства. Отдельных представителей его в романе много, и каждой сестре Лермонтов раздает по серьге.

Печорин, alter ego автора, с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть представителей «водяного общества» друг к другу, склонность к сплетням, интригам, взаимному недоброжелательству. Вот, например, антипод главного героя – Грушницкий. Он словно не человек, а марионетка.

Его поза рассчитана на то, чтобы произвести эффект на дам, в первую очередь – вскружить голову юной княжне Мери. Склонность к авантюрности у него доведена до гипертрофии. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту, как ему кажется, он ищет романтических обстоятельств, а на деле он теряется, когда они возникают.

Обратите внимание

Он легко подпадает под чужое (при том дурное) влияние. Его участие в дуэли трудно назвать каким-то словом (как назвать мерзавца, который «храбро» идет на дуэль стреляться с человеком, у которого пистолет не заряжен?) И в то же время он не может отказаться от такой дуэли, потому что слишком самолюбив.

Читайте также:  Тема судьбы в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

Последние его слова перед гибелью ведь тоже являются криком дьявольского самолюбия подонка, которого разоблачили.

Слишком самолюбив и Казбич. Но на этом параллель между ним и Грушницким заканчивается. Казбич и в самом деле сорви голова. Он очень храбрый. Он умный. Но он и доверчив, как ребенок. Пользуясь этим, и лишил Печорин Казбича его любимого Карагеза.

Конечно, Печорин не входит в «водяное общество», но в случае с Казбичем он поступил бесчестно, как настоящие лицемеры, окружавшие его на водах. Иными словами, горцы противопоставлены не только «водяному обществу», но «цивилизованному» обществу вообще.

Вот, например, вполне отрицательный персонаж драгунский капитан с его любимой присказкой: «Судьба – индейка, а жизнь – копейка». Разумеется, в копейку он оценивает не свою, а чужую жизнь.

Чем же отличается от этого гадкого персонажа благостный Максим Максимыч, который предлагает в награду рубль, если убьют горца (Казбича)? То есть, Максим Максимыч тоже из числа «цивилизованных», а потому для него чужая жизнь тоже копейка.

Из «цивилизованных» свободен от их хищнических повадок только доктор Вернер. Но это особенный для Лермонтова герой. Вернер близок к декабристом, а для Лермонтова декабристы чуть ли не святые.

Интересно, что доктор Вернер сказал бы своему другу Печорину на то, что он подвигнул юнца выкрасть родную сестру и отдать ее в распоряжение постороннего мужчины? Неужто он похвалил бы Печорина за этот авантюрный поступок?

Важно

Несколько иначе обстоит дело с женскими образами. И Вера, и княжна Мери очаровательны. Не зря ведь Печорин был влюблен в Веру, не зря ведь он чуть не сделал предложение Мери, да вспомнил о цыганке, которая нагадала, что он умрет от своей жены.

Мери увлеченная натура. Она умна, остроумна, что не так часто встречается среди девушек. Но главное – она наивная и чистая. Она может быть преданной подругой.

Точно такими же прекрасными чертами наделена и горянка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой, искренностью. Ведь не случайно Печорин полюбил ее.

Как она естественна, как она прекрасна в своем чувстве к Печорину! Но ясно, что если бы она не погибла, то все равно «цивилизованный» Печорин не сделал бы ее хозяйкой своего петербургского дома.

Люди гор и марионетки «водяного общества» несовместимы. Эту романтическую идею Лермонтов перенес в свой реалистический роман, который от этого не стал менее реалистичным. И горцы, и «водяное общество» — детище одного и того же художника, который о тех и других знал не понаслышке.

Репетитор по русскому языку

Источник: http://www.pycckoeslovo.ru/2008-05-11-21-53-42/274—l-r—-l—r—.html

Сочинение Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман «Герой нашего времени» — первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В центре произведения – «история души человеческой». Лермонтов исследует мысли, порывы, причины и последствия поступков такой сложной личности, как Печорин.

В каждой главе автор показывает различные стороны психической жизни героя, рассматривает проявление его инстинктов, страстей, воли, духа, разума. Остальные действующие лица оттеняют характер Печорина – по контрасту и по сходству – и иллюстрируют его размышления о людях. В «Бэле» показаны горцы – люди страсти в чистом виде.

Азамат, Казбич – действенные, волевые, решительные, порывистые натуры.

Печорин имеет много общего с этими персонажами. У горцев Азамата и Казбича наследственная традиционная страсть к лошадям. «В первый раз, как я увидел твоего коня… в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело… Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! – сказал Азамат дрожащим голосом».

Так порабощен своим желанием иметь чудесного коня пятнадцатилетний мальчик. Взрослый горец переживает такие же сильные чувства. Вот как он рассказывает о погоне казаков за его Карагезом, в то время как сам он был вынужден притаиться на дне оврага: «… я слышал, как они бросились ловить моего коня.

Совет

Сердце мое облилось кровью…» Потерю любимого коня Казбич воспринимает как трагедию: он «… повалился на бок и зарыдал, как ребенок… » Максим Максимыч, потрясенный силой страданий горца, сочувственно рассказывает, как Казбич «… никого не замечал… лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь?.. » Как и «дети природы», Печорин тоже способен страстно увлечься. Он действительно полюбил Бэлу, а после ее смерти «был долго нездоров».

Главного героя с горцами сближает то, что ради удовлетворения своих прихотей они идут на все, проявляя при этом не только отчаянную смелость, решимость, но и дерзость, жестокость, коварство. И Печорин, и горцы – похитители.

Григорий Александрович помогает Азамату украсть коня, а Азамат содействует похищению Бэлы. Казбич, убивая Бэлу, мстит обоим и за коня, и за девушку. В Печорине живут те же инстинкты, что и у горцев.

Он не боится опасностей, риска, упрямо добивается поставленной цели, не может отступать от своих желаний. Печорин говорит о Бэле: «Дьявол, а не женщина!..

Только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…» Препятствия только распаляют Печорина.

Он, как азартный игрок, делает последнюю ставку в игре с Бэлой: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай… » Максим Максимыч, тайно наблюдавший эту сцену, видел, как Печорин дрожал, и понимал, что он непременно осуществит задуманное.

А когда Казбич на глазах у офицеров мчался на коне с похищенной Бэлой в седле, «Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца». Итак, в Печорине живет и джигит, и охотник.

Не случайно автор отмечает, что Печорин был вынослив, как горец, и «ходил на кабана один на один».

Обратите внимание

Смысл сопоставления главного героя с Азаматом и Казбичем в том, что дикие нравы горцев в какой-то степени можно оправдать силой обычаев, традицией, наследственностью, особенностями темперамента.

Печорина же нужно осудить за то, что он охотится не только на кабана, но и на человеческие сердца. Главный герой – человек, умеющий играть на чувствах людей. Он научился использовать окружающих для удовлетворения своих капризов. Печорин не имеет никаких нравственных ограничений.

В среде простых людей Печорин показан как разрушитель. Именно он толкает на путь преступлений Казбича и Азамата. Своей игрой на недостатках людей главный герой увеличивает зло: Азамат убегает из дома, побоявшись мести Казбича.

Отец Бэлы теряет покой после исчезновения сына и дочери, а затем погибает от руки все того же Казбича. Автор представляет нам чеченца как убийцу. Однако все его кровавые дела предопределены действиями Печорина. Я думаю, что даже в физической смерти Бэлы больше виноват Печорин.

Именно из-за его поспешного выстрела Максим Максимычу не удалось захватить Казбича, и тот ударил Бэлу кинжалом.

Печорин сам никого не убивает, но страшнее то, что это убийца интеллектуальный. Герой грубо вторгается в чужую жизнь и приносит людям несчастья. Не случайно глава романа названа именем горянки.

Образ Бэлы – один из самых ярких и трагических женских образов романа. Это глубокая, цельная натура. В Бэле есть то, чего не хватает Печорину.

Она обрела смысл жизни в любви, а Печорин так и не понял своего предназначения.

Страсть Печорина – инстинктивное влечение, а порывы сердца девушки глубоко человечны и разумны. Верность в чувствах и постоянство Бэлы выгодно отличают ее от Печорина, который не способен на самозабвенную любовь. И дело даже не в том, что между героями существует социальная и интеллектуальная пропасть.

Важно

Лермонтов показывает, как морально искалечен «герой нашего времени», ведь он сам признается: «я любил для себя, для собственного удовольствия…» Я думаю, что автор осуждает крайний индивидуализм и эгоизм своего героя.

Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Однако за ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца

Источник: http://www.testsoch.info/sochinenie-pechorin-i-gorcy-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию