Характеристика и образ руслана в поэме пушкина руслан и людмила сочинение

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила»: краткий анализ :

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» важна тем, что этот персонаж занимает центральное место в произведении.

Именно его подвиги ради спасения невесты являются двигателем сюжета, и даже многочисленные отступления и дополнительные линии служат раскрытию главной темы.

При анализе образа персонажа следует помнить, что автор вдохновлялся при написании своего сочинения древнерусскими былинами, поэтому его главный герой – это витязь, который спасает не только свою возлюбленную от злого колдуна, но и родной город от нападения кочевников.

Образ персонажа

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» должна начинаться с описания его внешности. Этот витязь имел прекрасные белокурые волосы, которые, по замыслу автора, символизировали его душевную чистоту и благородство. Он носил яркие блестящие латы как храбрый, всегда готовый к бою человек.

В начале произведения автор акцентирует внимание на его любви к своей невесте. На свадебном пиру он всецело поглощен мыслью о ней, поэтому не обращает внимания на зависть соперников. Пушкин рисует образ героя на контрасте с ними: Рогдай – злой и мстительный, Ратмир – хитрый и переменчивый, Фарлаф – подлый и низкий. Эти качества ярче оттеняют честность и прямоту главного героя.

Путешествие

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» включает анализ поведения персонажа во время его поисков своей невесты, которую украл злой волшебник Черномор.

В пути он раскрывается читателю с новой стороны. Так, именно ему доверяет Финн свою страшную тайну, поскольку видит в нем честного и порядочного воина.

Обратите внимание

Молодой витязь сумел противостоять гигантской фантастической голове, перед которой до сих пор никто не смог остаться целым и невредимым.

Наконец, он один из всех четверых претендентов на руку княжны сумел добраться до того места, где она была спрятана колдуном.

Поединки

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» важна для понимания всего произведения в целом, так как именно вокруг его образа автор построил все основные сюжетные линии. Особенно важна сцена боя с Рогдаем.

Именно в ней поэт мастерски сыграл на контрасте, показав подлость противника главного героя, который хотел исподтишка его убить. Не менее важен эпизод с его противостоянием голове. Эта сцена ценна не только тем, что в ней Пушкин показал твердость, мужество и упорство своего героя, но и его великодушие к побежденному противнику.

Он победил страшного врага, однако в последний момент сжалился над ним, за что получил меч, помогший ему победить злого карлика.

Бой с Черномором и финал

Характеристика героев поэмы «Руслан и Людмила» позволяет лучше понять замысел автора, который в своем произведении подражал стихам Жуковского и древним рыцарским европейским романам.

Последний жанр предполагал в качестве кульминации финальный поединок главного персонажа со злодеем. Так же поступил и Пушкин. Сражение молодого витязя с Черномором – это наиболее напряженный момент в поэме.

Злой волшебник несколько дней и ночей носил Руслана, пока тот не отрубил ему бороду, в которой заключалась его сила.

Однако поэт не остановился на этом и, следуя традициям древнерусских сказок, ввел дополнительный сюжетный ход уже после того, как основная история подошла к концу. Спящего витязя настиг трусливый Фарлаф и пронзил его во сне, похитил Людмилу и вместе с ней вернулся в город, который уже осаждали кочевники.

Однако витязь был спасен своими друзьями; он избавился от своих ран, приехал в столицу и отбил неприятелей, после чего женился на своей невесте.

Итак, краткая характеристика поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что ее сюжет очень тесно перекликается с произведениями древнерусской литературы, а также некоторыми историческими событиями.

Источник: https://www.syl.ru/article/282257/new_harakteristika-ruslana-iz-poemyi-ruslan-i-lyudmila-kratkiy-analiz

Сочинение: Добро и зло в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» — Сочинение

Добро и зло в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Пролог к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» оставляет у читателя ощущение таинственности, чуда:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

Эти известные строки, предваряющие поэму, го­товят нас к сказочным событиям. В целом всю поэму можно сравнить со сказкой, ведь в ней происходят раз­личные чудеса, и добро побеждает зло. Но Пушкин вносит в традиционные сказочные сюжеты и свои об­разы, может быть, поведанные ему любимой няней Ариной Родионовной. Кажется, мы слышим голос ав­тора, рассказывающего эту сказку:

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

…Чем кончу длинный мой рассказ?

Ты угадаешь, друг мой милый!

На страницах поэмы мы встречаемся с волшебни­ком Черномором, злой колдуньей Наиной, коварны­ми Фарлафом и Рогдаем. Все они хотят разлучить глав­ных героев поэмы — Руслана и Людмилу.

Но отважный князь Руслан и прекрасная Людмила не сдаются. Как в народных сказках, добрым героям помогают чудеса и встречи со старцем Финном и го­ворящей головой. Кроме того, в поэме есть и «сказоч­ные» предметы: волшебный «грозный меч», мёртвая и живая вода, «заветное кольцо», шапка-невидимка.

Рассказывая о нелёгком пути Руслана и Людмилы к счастью, Пушкин учит нас верить в добро, любовь, справедливость, которые и торжествуют в конце поэмы.

Герои стойко преодолевают все препятствия: обман и предательство, гнев великого князя Владимира и злые козни соперников Руслана. В этом им помогают не только мудрые советы Финна и чудеса, но и личные качества.

Важно

Пушкин наделил Руслана и Людмилу добро­той, храбростью, верностью и умением любить.

Описывая Людмилу, он показывает её красоту:

…Лазурный, пышный сарафан Одел Людмилы стройный стан;

Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые Фатой…

Пушкин передаёт её печаль и тоску по Руслану. Но Людмила сумела дождаться своего возлюбленного, об­хитрив Черномора.

Больше всего испытаний выдерживает Руслан. Он бесстрашно сражается и своей силой и умом побеж­дает всех соперников. Пушкин восхищается его муже­ством:

…Зима приблизилась — Руслан Свой путь отважно продолжает На дальний север; с каждым днём Преграды новые встречает…

Поэма поражает своей красотой и мелодичностью. Яркие эпитеты и устаревшие слова, которые исполь­зует автор, придают ей неповторимое звучание.

Этим произведением Пушкин учит нас верить в любовь и быть смелыми. Ведь благодаря таким каче­ствам героев добро победило, а зло было наказано.

Слова, которые Финн сказал Руслану, можно на­звать основной мыслью этого произведения:

…Но зла промчится быстрый миг:

На время рок тебя постиг.

С надеждой, верою весёлой Иди на всё, не унывай…

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-dobro-i-zlo-v-poeme-pushkina-ruslan-i-lyudmila/

Сочинение, анализ поэмы-сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

«Руслан и Людмила» 1818-1820

Пушкин Александр Сергеевич >>>

После празднования свадьбы Руслана (красивый покоритель печенегов) и Людмилы (красивая принцесса), которые проживают в период средневековья на славянских землях, волшебным образом неизвестные силы похищают Людмилу.

Отец Людмилы князь Владимир, возмущенный тем, что Руслан не защитил свою жену, обещает отдать свою дочь замуж за любого человека, который может спасти ее. Три из бывших ухажеров царевны, вместе с Русланом, намерены найти ее и вернуть ее к отцу.

Впоследствии Руслан путешествует по миру, он узнает, что его возлюбленная была похищена колдовским карликом Черномором, и что она в настоящее время в плену на вершине горы замка злодея.

Александр Пушкин в своей сказочной поэме Руслан и Людмила, показал своим читателям настолько успешное управление событиями в претворении в жизнь некоторый заколдованный и мифический мир, который способен вызвать острые чувства, как чуда, так и героизма. Это, в результате вызывает у читателей истинное наслаждение.

Сказка-поэма рассказывает, как правило, хорошо разработанные и оживленные жестокие битвы, магические инциденты и увлекательные подробности.

Совет

В различные моменты поэмы Руслан, таким образом, сражается со своими врагами, едет через жуткие сверхъестественные леса, битва с Черномором в которой он, цепляясь за бороду гнома, вместе с магом летит по небу, и многое другое.

Все эти инциденты так увлекательны и так хороши, что читатель обязательно прочувствует, храбрость Руслана и подлость своих соперников, и частое сопротивления Людмилы к ее похитителю.

Эти разнообразные приключения, более того, наполняются мощным фольклорным чувством, что придает им бессмертие легенд.

Вместо того чтобы просто воспроизвести странные вещи происходящие в обычном мире, Пушкин все пишет в новом волшебном мире, где события структурированы в соответствии с логикой мифов, где персонажи говорят стихами, и где нас окружают подвиги и магия, которая пронизывают все происходящее вокруг.

Пушкин выстроил красивый сказочный рассказ, который завораживающе проникает воображение читателя. Что он сам по себе способен перенестись с обыденного мира, в котором он проживает в повседневную мифическую страну, которая существует только на страничках поэмы.

В его сказочной стране, которая окружена магическими лесами с корявыми деревьями и садами, его фантастическими светящимися дворцами и темными пещерами, с поддерживающими прикованными к ним гигантами.

Читайте также:  Анализ трилогии детство. отрочество. юность толстого

А также его различных других чудесных мест, сказка-поэма, которая вызывает к жизни сказочное видение, которое наверняка гипнотизирует читателя.

Уважайте права автора! Используя материал данного блога — ссылка обязательна

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/07/ruslaniludmila.html

Сочинение по поэме Пушкина «Руслан и Людмила»

В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму— «Руслан и Людмила» (1820). По жанру это шуточная поэма, образцы которой были созданы русскими поэтами еще во второй.половине XVIII в. (поэт особенно ценил «Душеньку» Бог-лановича).

Внимание Пушкина к устному народному творчеству, сказка, преданиям, характерное дли русского романтизма, отражало возросший после 1812 г. интерес к национальным истокам русской культуры. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась во вступлении к поэме, написанной позже, в 1828 г.: «Там русский дух!..

Там Русью пахнет!»

Для создания поэмы Пушкину понадобились многие источники, но пользовался он ими совершенно свободно, иногда даже вступая с ними в спор. Так, например, случилось с поэмой Жуковского «Двенадцать спящих дев», отличавшейся мистическими мотивами.

Пушкин пародийно переосмысляет некоторые сюжетные линии этого произведения в четвертой песне «Руслана и Людмилы». В своей поэме он легко соединяет мотивы сказочные, литературные, бытовые.

Свободное владение материалом подчеркивалось легкой, непринужденной манерой повествования.

Всякие чудеса, похищения, сказочные события, на которых основывается сюжет поэмы, сочетались в ней с реальными, конкретными приметами быта. На первый план выдвигается авторское начало. Автор непринужденно рассуждает о героях, беседует с читателем, наконец, рассказывает о себе, о своих занятиях, привычках, художественных вкусах.

Пушкин описывает давно прошедшие, сказочные времена с позиций своей современности. Он смотрит на прошлое глазами поэта-романтика XIX в.

Отсюда легкая ирония, тонкая насмешка не только над героями произведения, но немного и над читателями, и даже над самим собою.

Так, например, сказочная героиня Людмила вдруг предстает современной милой и кокетливой барышней, .могущественный Черномор — хилым старичком и т.д.

Обратите внимание

Эмоциональная окраска повествования, самостоятельный об-: раз рассказчика, вся система лирических отступлений будут использованы и в дальнейшем пушкинском творчестве. И когда поэт обратится к читателям «Евгения Онегина» со словами:   «Друзья Людмилы и Руслана», он напомнит о той творческой манере, которая началась в его первой поэме.

Новаторское произведение Пушкина вызвало при своем появлении оживленную полемику. Реакционные критики обвиняли поэта в использовании «мужицкого» языка, в «неприличных словах и выражениях». Сторонники отживающего классицизма увидели в поэме Пушкина грубое нарушение привычных для них эстетических норм и правил.

Напротив, представители нового направления в литературе приветствовали ее появление. Жуковский, прослушав поэму в чтении автора, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя… 1820 марта 26». Историко-литературное значение «Руслана и Людмилы» очень велико.

Белинский отмечал, что «возбужденные этою поэмою толки и споры о классицизме и романтизме были эпохою обновления русской литературы».

Отдельное издание поэмы «Руслан и Людмила» увидело свет тогда, когда Пушкина уже не было в Петербурге.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Сочинение по поэме Пушкина «Руслан и Людмила». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-po-poeme-pushkina-ruslan-i-lyudmila/

Сочинение “Руслан и Людмила” Пушкин

Произведение создал великий поэт, писатель Александр Сергеевич Пушкин. Творчество мастера только начинает раскрываться. Автор пронзил поэму сказочным присутствием. Основная идея весьма интересна.

Главный герой Руслан женился на прекрасной дочери князя Людмиле. У персонажа есть соперники: Рогдай, Фарлаф, Ратмир. Они опечалены тем, что служит поводом для праздника. Когда молодая пара направилась в свои покои, произошло нечто: прогремел гром, стало темно. После этого герой понял, что девушка пропала. На поиски отправляются три витязя и Руслан.

Смелый Руслан узнал, что похитителя зовут Черномор, он волшебник. Рогдай считал, что главный соперник в битве за Людмилу – это новоиспеченный муж. Он желает убить его, что бы украсть любовь девушки. Сражение состоялось близ берегов Днепра. Лучшим воином оказалсянаш герой, Рогдай принял смерть в реке.

В это время Людмила проснулась и осознала, что находится в богатых покоях. Три девушки заплели ей косу, надели красивые наряды. Княжна же только вспоминает своего возлюбленного. Ночью, в гости к похищенной особе, приходит Черномор, он испугался ее крика и запутался в собственной бороде (в ней живет вся его сила).

Руслан видит поле былой битвы, найдя для себя доспехи, он не смог подобрать достойный меч. Там он повстречал голову великана. Голова рассказала о том, что с ней произошло, о подлости брата-карлика Черномора, который отрубил великану во время сна голову при помощи могущественного меча. Из рассказа он понял, что вся сила похитителя в его длинной бороде.

Герой вызывает на поединок колдуна, чтобы освободить возлюбленную. Битва продолжалась три дня, сражение было великим. Руслан смог отрубить бороду злодею. Он вернулся во владения Черномора, ища Людмилу.

Когда он случайно сорвал с нее шапку-невидимку, обнаружил, что она заколдованная в бесчувственном состоянии. Появившись, добрый волшебник Финн, сказал, что Людмилу нужно отвезти в Киев, там она очнется.

Так герой и сделал.

Важно

На пути домой, он сообщил голове, что отомстил за нее, великан смог умереть спокойно. Ратмир же нашел счастье в другой девушке, встретившись, бывшие соперники пожелали друг другу счастья. Но к трусу Фарлафу явилась злая колдунья Наина, она отвела его к спящему Руслану. Фарлаф трижды ударил в грудь Руслана и украл девушку. Он привез Людмилу в Киев, но она не приходит в сознание.

Руслана спас Финн, он оживил его с помощью мертвой и живой воды. Волшебник вручил герою кольцо, чтобы спасти любимую. Князь с войском защитил свой город от войска печенег. Он расколдовал Людмилу.

Можно сделать вывод, что добро побеждает зло.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-ruslan-i-lyudmila-pushkin/

Сочинение «Анализ поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»»

В «Руслане и Людмиле» интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы. Ради любви мужчины способны на все, что угодно. Вот и наш Руслан» — богатырь ездит; ищет свою супругу по свету. Руслан — типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца:

* …В одно мгновенье бранный луг * Покрыт холмами тел кровавых,

* Живых, раздавленных, безглавых…

Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык — свободный, простой, близкий простому народному языку. Такой, например, разговор Руслана с головой:

* …Чего ты хочешь от меня? * Нахмурясь, голова вскричала, * Вот гостя мне судьба послала! * Послушай, убирайся прочь! * Я спать хочу, теперь уж ночь, * Прощай! Но витязь знаменитый, * Услыша грубые слова, * Воскликнул с важностью сердитой: * Молчи, пустая голова! * Слыхал я истину бывало: * Хоть лоб широк, да мозгу мало! * Я еду, еду, не свищу,

* А как наеду, не спущу!…

Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию. В народной драме «О храбром воине Анике», записанной через сорок лет после Руслана и Людмилы», Аника говорит своему противнику:

* А я хочу с тобою биться, * На вострой сабле расходиться * И на меч-кладенец и на вострое копье * Ну расходись… * Вот я еду, не свищу,

* Ну наеду — не спущу…

Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору:

* …Лети хоть до ночной звезды, * А быть тебе без бороды!… * Теперь ты наш; ага, дрожишь!

* Знай наших…»

В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи: …Бояре, задремав от меду, С поклоном убрались домой…» Или еще: …И в снег с размаха рокового Колдун упал — да там и сел…». По замыслу поэта Руслан и Людмила» — героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года.

Читайте также:  Волков в романе обломов характеристика и образ (гончаров)

В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость.

Победа Руслана над Черномором изображается как торжество русской силы».

Смирись, покорствуй русской силе!»

восклицает Руслан во время боя.

* …Но ты велишь, но ты любила * Рассказы прежние мои,

* Преданья славы и любви…

Преданья славы и любви» — вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина. Он имел полное право сказать, что взял свою сказку», как он называл Руслана и Людмилу», из того сказочного мира, где русский дух», где Русью пахнет».

* Там русский дух… * Там Русью пахнет! * И я там был, и мед я пил; * У моря видел дуб зеленый; * Под ним сидел и кот ученый, * Свои мне сказки говорил. * Одну я помню; сказку эту

Совет

* Теперь поведаю я свету…

Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.

Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир.

Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии» — так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н.А.Добролюбов. На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира.

Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия.

Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.

За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в «литературное наследие» по определению Ю.М.Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт.

По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они идут впереди и зовут за собой.

Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим».

Источник: http://litsochinenie.ru/analiz-poemyi-pushkina-ruslan-i-lyudmila.html

Cочинение «О поэме Пушкина Руслан и Людмила»

«Руслан и Людмила» является, первым большим сказочным произведением Александра Сергеевича. В последующем он не раз еще обратит свое внимание на этот удивительный по своей художественной силе жанр и придаст ему свою уникальную, чисто пушкинскую огранку. В данной же поэме поэт только набирает свою силу и выразительность.

В ней, наряду с совершенными находками, вошедшими в народный лексикон вроде «У лукоморья дуб зеленый …» или «Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой», мы находим несколько скороспелые (непродуманные) попытки актуализировать смысл сказочного повествования и спроецировать его на современную эпоху посредством относительно (относительно основного текста) тяжеловесных вставок по поводу личностных переживаний автора на ту или иную частную тему, мало связанную с основным ходом событий. Позже этот прием Пушкин разовьет до совершенства в «Евгении Онегине», здесь же то совершенство только оформляется, продумываются основные его правила.И все же, несмотря на некоторые недостатки, «Руслан и Людмила» представляет собой куда более совершенное творение, чем перлы многих знаменитостей. Взять, к примеру, «Фауста» Гете. Степень известности этого произведения зашкаливает все возможные пределы, но если подойти к нему без предвзятости, то в нем легко можно обнаружить не только совершенно несуразные длинноты, без коих роман без труда мог бы похудеть с пользой для себя как минимум вполовину, но и, что значительно важнее, сущностное несоответствие всего повествовательного каркаса конечному итогу – возвышению Фауста на небеса. У Пушкина таких несуразностей нет и в помине. Чувство гармонии и ритма позволяет ему выстроить поэму в лаконичном по форме, но емком по содержанию стиле, благодаря чему чтение ее сопровождает какое-то странное ощущение легкости, облегченности и комфорта. При этом оно искусно сопрягается с глубокой мыслью, которая щедро преподносится благодарным читателям. Собственно говоря, Пушкин потому и стал великим, что доносил до нас нетривиальные мысли. Не формальная лексическая гармоничность, но синтез гармонии с мыслью делает произведения бессмертными. Но какова же эта мысль, которой поэт стремился поделиться с публикой? Попробуем разобраться.Вообще говоря, первое, что приходит на ум, касается темы преданности, характерной для средневековых рыцарских романов Европы: Руслан был предан Людмиле, не отказывался от нее ни при каких обстоятельствах, и наградой ему стали объятия его любимой. Все это, конечно, так. Но в таком контексте остается за кадром множество ценного, не воспользоваться коим будет означать непростительное расточительство. Поэтому свернем с этой, уже достаточно накатанной дорожки и заглянем чуть-чуть поглубже, чем это предлагает поверхностный анализ.

Чтобы понять, в чем тут дело, развернем перед собой схему, каркас сказания. Тогда вырисовывается следующее: не успел славный витязь Руслан пожениться на красавице княгине Людмиле, как ее украл из под венечного ложа злой колдун Черномор.

Герой отправляется искать свою жену, преодолевает массу препятствий и, наконец, получает заслуженное счастье. В таком ракурсе сказка превращается в притчу о том, что счастье не дается за просто так, его следует заслужить.

При этом сюжетно она опять сильно напоминает рыцарские романы.

Обратите внимание

Хорошо, пусть так, но тогда причем здесь Черномор, и чем он отличается от других преград героя на пути к своей княгине? И какой смысл тогда имеют все чудеса, совершающиеся в сказке? Думается, что ответы на эти вопросы не должны быть оторваны от основной идеи произведения, не должны, что называется, висеть в воздухе и быть нахлестной заплатой на оборванной мысли автора.

Напротив, мы увидим, что вся сказочная поэма пропитана духом единства формы и содержания, так что все возможные вопросы и ответы являются естественными производными от общей, т.е. главной линии авторской задумки.

Именно поэтому, еще на подступах к распутыванию клубка шифра произведения возникает ощущение существования такой зацепки, ухватившись за которую можно распутать все спрятанные мысли писателя. Эта зацепка – ключ к произведению, его генеральная мыслеформа, исходная точка в системе координат поэтических образов.

Найти ее совсем нетрудно, поскольку сам автор подсказывает направление поисков: сам факт того, что мы ищем генеральную идею, на короткий миг отождествляет нас с Русланом, а предмет поиска переходит целиком и полностью в Людмилу. Мы, подобно благородному и смелому витязю вместе с поэтом ищем воплощенное счастье и смысл существования в образе прекрасной княгини.

Эта княгиня на протяжении всей поэмы недоступна и почти что нематериальна: то она исчезает от иступленного ожиданием первой брачной ночи мужа, то она, невидимая, бродит по волшебному, явно фантазийному саду Черномора, а то и вовсе засыпает беспробудным сном, усыпленная злыми чарами хитрого колдуна. При этом к ней все безотчетно стремятся.

Вроде бы – такая близкая, и желанная, и в то же время – такая ускользающая! Кто она, как не то благо, которое, по своему определению, желанно для всех? Конечно, Людмила – образ именно этой сущности, не вполне материальной, но всегда бесконечно родной. Как же ее, ускользающее благо получить? Собственно, об этом вся поэма.

Мы знаем, что счастье быть с благом (быть в благе) украл злой чародей.

Кто он такой, кто прячется под личиной этого поэтического образа? Думается, здесь все ясно, как белый свет: если сила Черномора не в нем самом, а в его бороде, распространяющейся вместе с ее продолжением (свитой) далеко за место пребывания самого колдуна, так что в начале появляется эта самая борода, и только потом обнаруживается ее хозяин:…Арапов длинный ряд идетПокорно, чинно, сколь возможно,И на подушках осторожноСедую бороду несет;И входит с важностью за нею,Подъяв величественно шею,Горбатый карлик из дверей;Его-то голове обритой,Высоким колпаком покрытой,Принадлежала борода.(Песнь вторая)если все это так, то Черномор есть образ некоторого представления или мифа, действие которого тем сильнее, чем больше все окружение поддается обману. При этом, создав миф о своей силе, колдун пользуется им уже как вполне осязаемой силой, способной даже звезды сводить с небосклона и проч. Однако если о мифе (представлении) не знать, или не проникаться к нему как чему-то существенному, а иметь дело исключительно с самим колдуном, то силы у него на поверку оказывается нет никакой, в чем и убедилась Людмила, когда она при первой встречи с ним сгоряча и со страха задала ему жару:Княжна с постели соскочила,Седого карлу за колпакРукою быстро ухватила,Дрожащий занесла кулакИ в страхе завизжала так,Что всех арапов оглушила.Трепеща, скорчился бедняк,Княжны испуганной бледнее;Зажавши уши поскорее,Хотел бежать, но в бородеЗапутался, упал и бьется.(Песнь вторая)

Читайте также:  Анализ пьесы вампилова прощание в июне

Миф о силе колдуна, подобно его бороде, заполонил все пространство и все, попадая под его гипноз (злые чары), соглашаются с его мощью, т.е. со своей слабостью, и отдаются под его власть. Чародей украл Людмилу, т.е. дутый миф (по существу – обман) желает распоряжаться благом, властвовать над нею, а Руслану необходимо освободить ее, дать миру надежду в виде ее лика, и породить с нею честное и светлое будущее (последнее, конечно, в поэме не описывается, но с очевидностью угадывается). Собственно, в этом все дело: перед Русланом стоит задача не просто возвратить себе жену, а дать людям благо. Именно в этом заключена причина его победы – в устремленности на всеобщность, и именно в отсутствии этого заключено его поражение в начале произведения, когда он был настроен видеть в Людмиле одну лишь жену в постели, без всеобще-бытийного ее контекста. Да и Черномор тоже хотел единолично владеть ею, не имея на то не только моральных прав, но и права жизни, поскольку, будучи старым, не способен производить потомство: «Он только немощный мучитель / Прелестной пленницы своей». В итоге, мы знаем, что единоличный эгоизм, эротически оформленный, оборачивается в поэме поражением, а нацеленность на всеобщность побеждает.

Источник: https://myessay.ru/2014-11-27-17-18-17/90—-q—q/1527-c-l——r.html

Авторское отношение к героям и событиям в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”

1. Отношение автора к героям своего произведения. 2. Пушкинская оценка событий.

3. Взаимоотношения автора с миром сказок.

Сюжет поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” основан на фольклорных традициях. Однако нужно отметить существенное различие между народными сказками и произведением великого русского поэта.

Сказки представляют собой повествование, в котором проявление личного отношения рассказчика к героям сведено до минимума. Мы без труда поймем, кто в сказке является отрицательным персонажем, а кто – положительны.

Позиция же рассказчика – это взгляд наблюдателя, который преимущественно констатирует факты.

Важно

Иную позицию по отношению к персонажам своей поэмы занял Пушкин: он не просто рассказывает об их приключениях, он живо сочувствует испытаниям, выпавшим на долю Руслана и Людмилы,

посмеивается над трусостью Фарлафа, искренне радуется торжеству Руслана над Черномором… Авторская позиция в поэме выражена достаточно ярко. Рассмотрим, как именно она проявляется.

Симпатии автора к главным героям настолько сильны и несомненны, что отголоски пушкинского участия к ним можно обнаружить даже в “Евгении Онегине”, когда поэт обращается к читателям: “Друзья Людмилы и Руслана!”, “Моя прекрасная Людмила”, “Что будет с бедною княжной!” То и дело в тексте поэмы встречаются несомненные признаки авторского восхищения главной героиней и живейшего беспокойства за ее дальнейшую судьбу. Пушкин недвусмысленно дает нам понять, насколько дорога его сердцу княжна Людмила: Ах, как мила моя княжна! Мне нрав ее всего дороже: Она чувствительна, скромна, Любви супружеской верна, Немножко ветрена… так что же? Еще милее тем она.

Однако искреннее восхищение не исключает и легкой иронии, которая, впрочем, нисколько не умаляет достоинств

княжны и авторских симпатий к ней: “… Не стану есть, не буду слушать, Умру среди твоих садов!” Подумала – и стала кушать. “Мой витязь”, “герой”, “храбрый князь”, “доблестный Руслан” – такими эпитетами награждает Пушкин супруга княжны, который ищет свою возлюбленную, невзирая на опасности и испытания.

Преклонение перед верностью и доблестью Руслана, сочувствие к страданиям возлюбленного, внезапно потерявшего суженую, неоднократно звучит в поэме: Что делаешь, Руслан несчастный, Один в пустынной тишине? Людмилу, свадьбы день ужасный, Все, мнится, видел ты во сне.

Повествуя о приключениях Ратмира, одного из соперников Руслана, очутившегося в замке дев-волшебниц и позабывшего о Людмиле, Пушкин сравнивает легкомыслие этого претендента на руку княжны с постоянством Руслана, делая благоприятный вывод в пользу последнего: Руслан нас должен занимать, Руслан, сей витязь беспримерный, В душе герой, любовник верный. Но вот что интересно: не только отважного Руслана, но и трусливого, бесчестного Фаралафа автор именует доблестным. В чем тут дело? По контексту легко догадаться, что в случае с Фарлафом это слово употреблено с иронией, ведь Пушкин называет Фарлафа доблестным непосредственно перед тем, как тот в ужасе удирает от разъяренного Рогдая и падает в грязный ров.

Рогдай к оврагу подлетает;

Жестокий меч уж занесен; “Погибни, трус! умри!” – вещает… Вдруг узнает Фарлафа он; Глядит, и руки опустились… … Герой, с поникшею главою Скорей отъехав ото рва, Бесился… но едва, едва Сам не смеялся над собой.

Совет

Комизм ситуации и в самом деле очевиден, ведь Рогдай не воспринимал Фарлафа всерьез, а намеревался убить Руслана. Поначалу Рогдай и думал, что видит перед собой Руслана, лишь присмотревшись, он понял свою ошибку.

А перед этим трагикомическим фрагментом автор рассуждает о любовном соперничестве, как о бесполезном явлении: девушка сама выберет того, кто ей по сердцу, а остальным претендентам на ее расположение “сердиться глупо и грешно”.

Дальнейшим развитием сюжета автор подтверждает эту идею: злобно-мрачный Рогдай погиб на поединке с Русланом, трусливый Фарлаф запятнал себя позорным преступлением, и лишь Ратмир, нашедший себе подругу по душе, не только способен дружески отнестись к Руслану, но и сам чувствует себя счастливым.

Все значимые события, о которых идет речь в поэме, практически немедленно вызывают эмоциональный отклик автора.

Так, повествуя о таинственном исчезновении Людмилы, похищенной Черномором, и о душевном состоянии Руслана, автор как бы ставит себя на место героя, пытаясь представить, чтобы чувствовал он сам в подобной же ситуации: Но после долгих, долгих лет Обнять влюбленную подругу, Желаний, слез, тоски предмет, И вдруг минутную супругу Навек утратить… о друзья, Конечно, лучше б умер я! В своей поэме Пушкин и выражает негативные эмоции, вызванные необходимостью рассказывать о поступках трусливого Фарлафа, сначала бездействовавшего, целиком положившись на ведьму Наину, а затем подло убившего спящего Руслана и похитившего Людмилу: Зачем я должен для потомства Порок и злобу обнажать И тайны козни вероломства В правдивых песнях обличать? Поэт признается, что гораздо охотнее он бы рассказывал о героических подвигах, о верной любви и дружбе, а не о гнусных замыслах и деяниях. Но, как говорится, “из песни слова не выкинешь”. Именно на противостоянии положительных и отрицательных персонажей строятся сюжеты большинства сказок. Зато и кончается поэма так, как положено сказке: обращаясь к читателю, Пушкин указывает на то, что такой финал легко предугадать – Зло побеждено, Добро торжествует, и автор искренне радуется за своих любимых героев. Обратим внимание и еще на одну особенность. При знакомстве с текстом поэмы бросается в глаза, что Пушкин пишет о своих героях, как о близких знакомых. В самом начале произведения поэт вводит традиционную формулу, которая в народных сказках обычно стоит в финале: “И я там был, и мед я пил”. Но не только мотив участия в пиршестве сказочных героев звучит в поэме Пушкина, и не случайно поэт рассказывает о Руслане и Людмиле так, как о своих знакомых. Тесные взаимоотношения с волшебным миром сказок, личное знакомство со сказочными персонажами обозначаются благодаря образу ученого кота – хранителя народной мудрости, знатока “преданий старины глубокой”: И я там был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.

Что ж, настоящий поэт всегда свой в Волшебной Стране…

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/avtorskoe-otnoshenie-k-geroyam-i-sobytiyam-v-poeme-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector