Медной горы хозяйка характеристика героев

Характеристика хозяйки Медной горы. «Медной горы Хозяйка» — сказ П.П. Бажова

Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» был впервые опубликован в 1936 году. Для советской вообще и российской в частности литературы подобного жанра это было крайне необычное произведение. Не сказка, не легенда, не былина. Сказ.

Вещь слишком реалистичная и мрачная, чтобы восприниматься детской сказкой, и слишком мифологизированная, чтобы не претендовать на роль «серьезной литературы». Пожалуй, это был один из первых образцов российского фэнтези – просто тогда никто не знал этого слова.

А ведь «Хроники Нарнии» были написаны много позднее!

Недетская сказка

Как бы то ни было, все же официально произведение Бажова – сказка. Хозяйка Медной горы, увы, не Аслан, хотя по степени яркости, оригинальности и самобытности она не уступает «зарубежным аналогам».

Это произведение традиционно относится к категории «литературы для детей», потому отношение к нему соответствующее. Максимум, на что может рассчитывать пытливый читатель – это небольшой перечень сносок и пояснений в конце книги, тезисная биография Бажова и, в качестве аннотации, краткое содержание.

«Медной горы Хозяйка», между тем, заслуживает внимания не меньшего, чем, к примеру, «Алиса в Стране чудес» Кэрролла. Об английской литературной сказке сказано очень и очень много, ее текст практически разложен на молекулы и атомы.

А ведь собственно сказки в «Алисе в Стране чудес» несоизмеримо больше, чем в довольно мрачных сказах Бажова.

Бытописатель Урала Бажов

Уральские сказы Бажова, по сути, не слишком-то богаты магией и прочим волшебством. Достаточно вспомнить краткое содержание.

«Медной горы Хозяйка», как и другие произведения этого цикла, – весьма точное и скрупулезное описание быта, обычаев и традиций жителей дореволюционного Урала.

Читая это произведение, можно много узнать о горном деле, о добыче малахита и самоцветов, о жизни крепостных рабочих и помещиков, об организации работ… А вот о мифах и верованиях тех мест – мало.

Сказка «Хозяйка Медной горы» в этом отношении довольно специфична. Потому что сама Хозяйка, как и другие мифические существа, появляется не так уж и часто. Она – проходной персонаж, который иногда возникает в тексте, чтобы совершить что-то очень важное и сюжетоопределяющее, но весьма краткосрочное. Это, по сути, Аннушка, которая разлила масло, определив тем самым судьбу других персонажей.

Уральские сказы и мифология манси

Характеристика «Хозяйки Медной горы» будет неполной без упоминания того факта, что Гумешки – рудник, на котором и происходит большая часть событий книги – реально существующее место.

Это одна из самых древних уральских медных выработок. Работы по добыче меди там велись еще в железном веке.

Расположен этот рудник на территории современной Свердловской области – в регионе традиционного обитания племен манси.

Обратите внимание

Русские рабочие, приехавшие на Урал, привезли с собой свою веру и свою привычную бытовую мифологию. Но, как всегда бывает при столкновении двух разных культур, взаимопроникновение верований было неизбежно.

Привычный список, включающий домовых и леших, пополнился сугубо местными, ранее не виданными персонажами. Да, они ассимилировались, оделись в сарафаны, кокошники или вышитые косоворотки – но от этого не перестали быть теми, кем являлись изначально.

А именно – персонажами чужой, отличной от славянской, мифологии. И характеристика Хозяйки Медной горы со всей очевидностью это демонстрирует.

Великая прародительница

Часто, опираясь на функциональные признаки персонажа, Хозяйку считают женской версией Шубина – духа, живущего в шахтах и покровительствующего шахтерам.

Ну или, наоборот, карающего их, если чем-то прогневали владельца подземных недр. В определенном смысле так оно и есть – но это только половина правды.

Потому что на самом деле характеристика Хозяйки Медной горы говорит о двойственности происхождения персонажа. Да, есть много общего с Шубиным. Но не только.

Калтась-Эква – персонаж мансийской мифологии. Это – богиня земли, верховное женское божество. Ее волосы сияют, они спускаются с небес до земли, и по одной из кос поднимается соболь, по другой спускается бобр.

По ним персонажи мансийской мифологии могли путешествовать между мирами. Кстати, бесконечные золотые волосы… Был в одном из сказов такой персонаж – дочь Золотого Полоза.

Вот это – практически описание ее волос, золотых и сияющих.

Такие волосы – это не просто желание сделать богиню красивой. Это связующая линия между землей, небом и подземным царством. Функционально это аналог Иггдрасиля, мирового древа.

По нему постоянно снует белка, осуществляя связь верхнего, нижнего и срединного миров. Не так уж велика разница между белкой и соболем или бобром. В кроне Иггдрасиля жил орел, а в корнях, в норе – дракон.

Воплощения Кальтась-Эквы – лебедь и заяц, живущий в корнях деревьев.

Горная женщина

Дело в том, что Калтась- Эква – не просто верховная женская богиня, праматерь всего сущего. Она, как это свойственно многих древним феминным божествам, триедина. Девушка, женщина и старуха.

Рождение, жизнь и смерть. Если скандинавам был нужен образ Мирового древа, то манси воплотили единство всех трех миров в образе верховной богини. Она породила мир, она сама – мир, и она – конец мира.

В одном из мифов говорится о том, что после ссоры муж Калтась-Эква, верховный бог Нум-Торум, низверг свою супругу с небес. Поселилась она… конечно же, в горе. И стала зваться «Горная женщина».

Важно

Таким образом, даже поверхностная характеристика Хозяйки Медной горы удивительным образом напоминает эту мифическую прародительницу мира.

Да, этот образ наложился на традиционные славянские верования, он преломился в сознании, оброс новыми деталями, но сущность осталась неизменной.

Древняя могущественная покровительница, соединяющая в себе и образ юной прекрасной девушки, и любящей, но строгой матери, и той, что обрывает жизни, когда придет срок.

Темное воплощение богини

Любая характеристика Хозяйки Медной горы отмечает, что этот персонаж довольно жесток. И не только по отношению к отрицательным персонажам.

Да, она может помочь и защитить, но лучше все же с ней не сталкиваться. Даже те, кого Хозяйка облагодетельствовала, редко были впоследствии счастливы.

Прикосновение к ней – словно невидимая печать, навсегда меняющая жизнь человека. И даже ее благоволение может принести много бед.

Дело в том, что «подземная» ипостась подобных богинь – это всегда только и исключительно темное начало. Не рождение и не жизнь, а именно смерть.

Кстати, традиционно же языческие боги-властители царств мертвых были повелителями подземных богатств. И Аид, и Кощей ассоциировались с золотом и драгоценными камнями – ведь они так же приходят из-под земли.

Поэтому у драгоценностей «дурная репутация» в мифологии, а вовсе не потому, что они пробуждают в людях алчность и зависть.

Вот такая вот мифологическая подоплека у такого всем знакомого образа, как Медной горы Хозяйка. Характеристика Степана, с учетом всего вышесказанного, должна начинаться со слова «невезучий». Гостить в подземном царстве персонажа, являющегося, по сути, воплощением смерти… Вряд ли стоит ожидать, что жизнь будет долгой и счастливой. И не в каменном цветке тут дело.

Источник: https://autogear.ru/article/183/663/harakteristika-hozyayki-mednoy-goryi-mednoy-goryi-hozyayka—skaz-p-p-bajova/

характеристика героев в сказке медной горы хозяйка

Алиса Чудесная Искусственный Интеллект (108941) 5 лет назадГлавные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения.

Читайте также:  Анализ рассказа анна на шее чехова

Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы. Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение.

Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.

В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки.

Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Дима, более подробно по ссылке: http://govorra.ru/mednojj-gory-khozyajjka/

Источник: Интернет

Олег Сумбаев Ученик (197) 2 года назад Светлана Бурова Ученик (164) 2 года назад тема гребнев Знаток (274) 2 года назадГлавный герой – Степан, был крепостным на Красногорском руднике в Гумешках. Жизнь его изменилась после того, как он встретил Хозяйку Медной горы — малахитницу. Она была хранительницей драгоценных камней, которые добывали рабочие рудника в шахтах, поэтому и называли ее – Хозяйка Медной горы. При встрече Хозяйка устроила Степану испытание, попросив сказать крепостного работника приказчику такие слова: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть» . Степан не испугался и передал слова Хозяйки приказчику, за что тот посадил его в самую сырую и бедную шахту, а Хозяйка-малахитница спасла и пообещала выйти за Степана замуж. Хозяйка не обиделась, когда Степан, несмотря на ее богатство, отказался жениться на ней, потому что у него была невеста Настенька, а подарила ему драгоценную малахитовую шкатулку и помогла найти такие огромные малахитовые глыбы, что Степан и Настенька получили вольную. Я думаю, что она поступила так, потому что Степан оказался человеком честным, порядочным, смелым и нежадным. Но у этой истории не совсем счастливый конец. Степан стал болеть, потому что работа на рудниках отнимает здоровье. И однажды осенью он ушел на охоту и не вернулся. Нашли его мертвым у камня на Красногорском руднике, над ним плакала ящерка, в которую могла превращаться Хозяйка, а в руке у Степана были зажаты изумруды, которые она ему в молодости подарила на память. Мне кажется, что Степан всю жизнь не мог забыть встречу с малахитницей. Виктория Баден Знаток (279) 2 года назадСтепан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится. ООО Александрия Знаток (318) 1 год назадГлавные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.

Совет

Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение.

Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.

В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки.

Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Светлана Пробст Ученик (217) 1 год назад Яна Костакова Ученик (144) 1 год назадСтепан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится. ЛЮДМИЛА ШПАКОВА Ученик (163) 1 год назадОбраз Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в уральском фольклоре имеет различные варианты: Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка. Все эти фольклорные персонажи являются хранительницами богатств, скрытых в недрах уральских гор. У П. Бажова образ Малахитницы значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту самой уральской природы, вдохновляющую человека на творческие искания. Недаром на Хозяйке платье «из шелкового, слышь-ко, малахиту», и «то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет…». Всегда она в окружении быстрых веселых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Образ этот сразу становится «ясен для всякого, кому случалось видеть открытый выход углекислой меди или её разлом. По цвету, а иногда и форме здесь сходство очевидное». эдик кудашов Ученик (103) 1 год назадСтепан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится. Образ Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в уральском фольклоре имеет различные варианты: Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка. Все эти фольклорные персонажи являются хранительницами богатств, скрытых в недрах уральских гор. У П. Бажова образ Малахитницы значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту самой уральской природы, вдохновляющую человека на творческие искания. Недаром на Хозяйке платье «из шелкового, слышь-ко, малахиту», и «то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет…». Всегда она в окружении быстрых веселых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Образ этот сразу становится «ясен для всякого, кому случалось видеть открытый выход углекислой меди или её разлом. По цвету, а иногда и форме здесь сходство очевидное». evgen ivanov Знаток (276) 1 год назадХарактеристика Медной горы Хазяйка Хозяйка Медной горы- одна из главных героиня сказа Павла Петровича Бажова » Медной горы Хозяйка «. Еще ее называют Каменная дева, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух или Горный хозяин. Она очень красивая. Коса у нее ссизачерная, сама небольшого роста. И как крутое колесо на месте не сидит. Вперед наклонится ровно у себя под ногами ищет, то назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. Одним словом артуть-девка.

Читайте также:  Значение имен в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Малахитница -добрая, справидливая и понимающая. Когда она спросила Степана выйдет ли он за нее замуж, а Степан ответил что не может. Она не разгневалась, а похвалила за то что он не променял свой Настасью. И это показывает ее понимание. А еще дала Малахитница Степану малахитовую шкатулку с драгоценностями. А на последок дала она ему камешки драгоценные. Это показывает ее добрату и щедрость

Светик Знаток (301) 1 год назадГлавные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы. Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение.

Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.

В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки.

Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Дима, более подробно по ссылке: http://govorra.ru/mednojj-gory-khozyajjka/

анна кудрявцева Знаток (296) 1 год назадГлавный герой – Степан, был крепостным на Красногорском руднике в Гумешках. Жизнь его изменилась после того, как он встретил Хозяйку Медной горы — малахитницу. Она была хранительницей драгоценных камней, которые добывали рабочие рудника в шахтах, поэтому и называли ее – Хозяйка Медной горы. При встрече Хозяйка устроила Степану испытание, попросив сказать крепостного работника приказчику такие слова: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть» . Степан не испугался и передал слова Хозяйки приказчику, за что тот посадил его в самую сырую и бедную шахту, а Хозяйка-малахитница спасла и пообещала выйти за Степана замуж. Хозяйка не обиделась, когда Степан, несмотря на ее богатство, отказался жениться на ней, потому что у него была невеста Настенька, а подарила ему драгоценную малахитовую шкатулку и помогла найти такие огромные малахитовые глыбы, что Степан и Настенька получили вольную. Я думаю, что она поступила так, потому что Степан оказался человеком честным, порядочным, смелым и нежадным. Но у этой истории не совсем счастливый конец. Степан стал болеть, потому что работа на рудниках отнимает здоровье. И однажды осенью он ушел на охоту и не вернулся. Нашли его мертвым у камня на Красногорском руднике, над ним плакала ящерка, в которую могла превращаться Хозяйка, а в руке у Степана были зажаты изумруды, которые она ему в молодости подарила на память. Мне кажется, что Степан всю жизнь не мог забыть встречу с малахитницей. елена иралина Ученик (172) 1 год назадСтепан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится. Образ Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в уральском фольклоре имеет различные варианты: Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка. Все эти фольклорные персонажи являются хранительницами богатств, скрытых в недрах уральских гор. У П. Бажова образ Малахитницы значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту самой уральской природы, вдохновляющую человека на творческие искания. Недаром на Хозяйке платье «из шелкового, слышь-ко, малахиту», и «то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет…». Всегда она в окружении быстрых веселых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Образ этот сразу становится «ясен для всякого, кому случалось видеть открытый выход углекислой меди или её разлом. По цвету, а иногда и форме здесь сходство очевидное». альмир мубаракзянов Ученик (111) 1 год назадСтепан — муж Настасьи. Он был искусным резчиком по малахиту. Малахитница одарила его шкатулкой. Степан -человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них фигурки и цветы. Никому не завидует. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело — это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится, как живой. У него золотые руки и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится. Образ Хозяйки Медной горы, или Малахитницы, в уральском фольклоре имеет различные варианты: Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка. Все эти фольклорные персонажи являются хранительницами богатств, скрытых в недрах уральских гор. У П. Бажова образ Малахитницы значительно сложнее. Писатель воплотил в ней красоту самой уральской природы, вдохновляющую человека на творческие искания. Недаром на Хозяйке платье «из шелкового, слышь-ко, малахиту», и «то оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет…». Всегда она в окружении быстрых веселых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается. Образ этот сразу становится «ясен для всякого, кому случалось видеть открытый выход углекислой меди или её разлом. По цвету, а иногда и форме здесь сходство очевидное». Саша Правдивый Ученик (105) 11 месяцев назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/88505585

«Медной горы Хозяйка»

Бажов Павел сказ «Медной горы Хозяйка» Жанр: авторский сказ, сочетает в себе признаки сказки и легенды, народного предания.

Главные герои сказа «Медной горы Хозяйка» и их характеристика 

  1. Степан Петрович. Молодой парень, работящий и честный. Увидел красоту Хозяйки и не смог ее забыть, не прошел третье испытание, а через то и умер от тоски.
  2. Хозяйка медной горы, волшебное существо, могла превращаться в ящерку. Не добрая, не злая, но любит красоту камней, и посмеяться, поиграть с людьми, а от игр тех людям только беды.

План пересказа сказа «Медной горы Хозяйка»

  1. Сон на траве
  2. Появление Хозяйки
  3. Наказ Хозяйки
  4. Степан и приказчик
  5. Степан в худом забое
  6. Степан идет в гости к Хозяйке
  7. Третье испытание и подарок
  8. Глыба в 100 пудов
  9. Малахитовые камни
  10. Вольная
  11. Нет в жизни счастья
  12. Смерть Степана.
Читайте также:  Характеристика и образ карандышева в пьесе островского бесприданница сочинение

Кратчайшее содержание сказа «Медной горы Хозяйка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретил однажды на покосе Степан Хозяйку Медной горы, и поручила она слова обидные приказчику передать
  2. Передал Степан слова, его высекли и в плохой забой поставили
  3. Повела Хозяйка Степана в гости и жениться уговаривала, но Степан отказался и подарок получил
  4. Нашел Степан глыбу в 100 пудов, но обманул его приказчик
  5. Выпросил Степан вольную и нашел камни для колонн
  6. Женился Степан, тосковал и умер в лесу рядом с ящеркой.

Главная мысль сказа «Медной горы Хозяйка» Красота подземных сокровищ и их Хозяйки сводит людей с ума и счастья лишает.

Чему учит сказ «Медной горы Хозяйка»

Сказ этот учит ценить настоящую человеческую красоту, красоту любимой девушки, а не мертвую красоту драгоценных камней и их Хозяйки. Учит быть честным и верным, учит не быть жадным до легкого богатства.

Отзыв на сказ «Медной горы Хозяйка»

Это очень красивая и трогательная история. Мне очень жаль несчастного Степана, который не смог найти покоя после того, как увидел красоту Хозяйки и ее сокровища. Но так же мне немного жаль саму Хозяйку, потому что она вечно обречена на одиночество и от этого она оплакивала Степана, которому не желала зла.

Пословицы к сказу «Медной горы Хозяйка»

Богатство человека от смерти не избавит. Чего не воротишь, про то лучше забыть. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Краткое содержание, краткий пересказ сказа «Медной горы Хозяйка» Однажды два заводских парня пошли смотреть траву для покоса. Стояла жара и они прилегли отдохнуть на травку.

Обратите внимание

Старший заснул, а младшего словно что-то в бок кольнуло. Оглянулся он и видит девку ладную с косою черной. Верткая, подвижная, как ртуть. Смекнул парень, что то Хозяйка Медной горы, ведь на девке платье было из каменного малахита. А Хозяйка увидела парня и зовет его: «Иди, Степан Петрович, поговорим». Отнекивался Степан, но подошел все же.

Окружили его ящерки, а Хозяйка говорит, чтобы не пугался парень. Наказала она ему слова свои приказчику передать, душным козлом назвать, да чтобы с Красногорского рудника ушел. Да пообещала замуж за Степана выйти, коли тот все в точности передаст. Жениться Степан не хотел, но слова точно передал.

И обиделся приказчик, выпороть велел, да в самый худой забой приковали Степана. Начал Степан стену долбить, глядь, вода куда-то ушла, со стен малахит сыпется.Тут и Хозяйка пришла, позвала на приданное смотреть. Сняли ящерки кандалы и пошел Степан вглубь горы за Хозяйкой.

Показала она ему комнаты богатые с каменными цветами, и привела в большой зал, с алмазами и стенами из малахита. Показала Хозяйка свое приданое и вновь спрашивает, женится ли на ней Степан. А у Степана невеста была, так он Хозяйке и сказал. А та не осерчала, а напротив похвалила, сказала, что то второе испытание ему было.

Подарила Хозяйка для невесты Настеньки малахитовую шкатулку и наказала Степану про нее не вспоминать. Это третье испытание было. Вернулся в свой забой Степан, тут и надзиратель пришел. Увидел гору малахита, удивился, перевел Степана в другой забой, а сюда племянника поставил. Только у племянника пусто, а у Степана снова густо.

Понял тут надзиратель, что Степан с нечистой силой связался, да приказчику доложил. А тот потребовал от Степана глыбу малахитовую в сто пудов найти, да за это обещал на волю выпустить. Нашел Степан глыбу, да только на волю его не пустили. Зато сам барин приехал и потребовал камни найти, чтобы можно было два столба по 15 сажень сделать.

Степан уже ученый был, потребовал сперва вольную для себя и невесты. Ругался барин, но бумагу дал. Нашел Степан им камни и вольным стал. С тех пор в шахтах камень и перевелся — Хозяйка знать гневалась. Да и Степан счастья не нажил. Женился, дом поставил, а все грустный ходил и хворый. А потом стал с ружьем в лес ходить, там и нашли его мертвого.

А рядом ящерка зеленая сидела и вроде как плакала. В руке Степана нашли горсть медных изумрудов, целое богатство, да рассыпались они в пыль, как стали их из руки Степана доставать.

Рисунки и иллюстрации к сказу «Медной горы Хозяйка»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_26.html

Сообщение-доклад о Хозяйке медной горы для 5 класса как героине легенд

Хозяйка медной горы – это персонаж уральских народных сказок, сказов и легенд. В народе этот мифический персонаж называли еще Каменной девкой или девкой-Азовкой.

Уральские каменотесы и мастера по обработке камня верили, что это женщина невероятной, нечеловеческой красоты и мудрости. Она не стареет, и является выше человека про происхождению.

Много тайн и секретов о горах и камнях знает она, но вот делится не с первым встречным. Эта красавица держится с королевским достоинством.

Важно

Хозяйка медной горы отвечает за порядок в каменной природе: в горах, пещерах, на рудниках. Она покровительствует мастерам-искусникам, но не любит жадных добытчиков сокровищ. Каменная девка умеет их наказать как следует. Горняки побаивались ее как потустороннего, неизвестного людям.

Горе тому человеку, который полюбит Хозяйку: не жить вместе со смертным горному духу, не созданы они друг для друга.

Русский писатель и любитель народных легенд Павел Бажов в 20-м веке записал и литературно обработал народные сказания о великой Малахитнице. Его работа вышла в книге «Малахитовая шкатулка», которую любят читать и перечитывать взрослые и дети нескольких поколений. Книга полна чудесных историй о справедливой зеленоглазой красавице и неведомых существах, что подчиняются ей.

Иногда она может быть сурова к тем, кто зол и нехорош к слабым и к самой горе. Но при этом царица горы – защитница и учительница талантливых, обиженных и бедных.

Хозяйка за отвагу спасает горняка Андрея Соленого, которого было замучило почти до смерти жестокое начальство. У нее учится искусству работы с камнем мастер Данила – и никто из людей неспособен так великолепно научить.

К ней уходит сын Данилы Митя после того, его тонкая работа по камню – веточка, уничтожена пресыщенными богачами «за дешевый материал изготовления».

В книге изложен и сказ о мастере Даниле и Каменном цветке, о шкатулке с драгоценностями и дочери горняка Татьяне, о пройдохе Ваньке Сочне и лесных духах-кошках, что его проучили. Об огненном духе Огневушке-Поскакушке, о том, как Хозяйка наказала жестокого мастера Северьяна Убойцу, закатав его в цельную малахитовую глыбу.

Откуда у уральцев вера в горного духа в диковинном и роскошном зеленом малахитовом платье? Многие народы мира верили и сейчас верят в духов, что могут оборачиваться животными, что покровительствуют лесу, полю, болоту или горе. (Хозяйка может показываться людям ящерицей, говорящей человеческим голосом)

Источник: http://retrogorod.com/article.php?id=647

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector