Сочинение по роману шолохова тихий дон рассуждение

Сочинение по творчеству Шолохова (роман «Тихий дон») | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно.

История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, любимыми и кровными врагами.

Находились постоянно с ним рядом и только упомянутые по ходу действия лишь несколькими словами.

Обратите внимание

Что же двигало автором в создании произведения, ставшего для людей мерилом нравственного выбора? Сам он об этом выразился так: «Больше всего нужно для писателя … передать движение души человека». Через образ Мелехова ему удалось выразить чудовищный нравственно — исторический излом в сознании населения России.

Писатель не придумывал основной сюжет романа. Он развивается по ходу исторических событий. Даже личные жизни героев и персонажей «Тихого Дона» отражаются не на их фоне, а «кипят в котле истории». И автору удалось очень правдиво изложить в строках и передать читателям атмосферу бытия казачьих семей в предвоенное время, порывы и убеждения казаков в мировую и гражданскую войн.

А. Н. Толстой, русский и советский писатель о романе выразился так: «… произведение общерусское, национальное, народное».

К этому следует добавить то, что создав его (произведение), Шолохов раскрыл омерзительную, противоестественную, антинародную сущность первой мировой войны, революции и гражданского смертельного противостояния.

Последствия, наступающие в результате их возникновения, ужасны не только для судьбы одного человека, они являются трагическими для миллионов людей.

Люди теряют всё, что было у них до «лихих» времён. Теряют самых близких, родных и дорогих, теряют материальное благополучие, теряют своё место в жизни. Взамен приобретают ненависть, озлобленность, страх, горькое разочарование и «мглу, которая нависла над будущим».

По отзыву о творчестве автора «Тихого Дона» советского прозаика Бориса Васильева ясно то, что на «судьбе одного человека показан весь излом общества». «И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война», сделал он такое заключение.

В большинстве своём отзывы, мнения и рецензии о творчестве М. А.

Шолохова, изучаемого через кристалл романа, отмечают его привязанность к простому народу, его сопереживаемость страданиям человека – труженика, труженика земли, тем труженикам, на которых «держится земля».

Важно

Также следует добавить о том, что Шолохов создал очень необходимый для всех поколений литературный труд. Только необходимо понять, что отвага и героизм, должны служить нравственным основам. Необходимо делать всё, что бы ни было социальных катаклизмов, насильственного свержения и изменения, существующего миропорядка.

У людей должно быть достаточно ума договариваться и решать существующие проблемы. Этому учит и содержание романа «Тихий Дон».

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-po-tvorchestvu-sholoxova-roman-tixij-don/

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”

XX век насыщен бурными историческими событиями, что нашло свое отражение в литературе. Через многочисленные произведения русских писателей проходит противопоставление рокового хаоса истории и вечно прекрасной любви. Герои М. Булгакова, М.

Горького ищут в любви забвения, спасения от трудных вопросов. Например, гимном любви и вечной женственности заканчивается роман “Сестры” из трилогии А.

Толстого “Хождение по мукам”: “Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только – кроткое, нежное, любимое сердце ваше…”

Эти слова произносит Рощин Кате. Главные персонажи этого произведения, Катя и Даша Булавины, – прекраснейшие героини со сложными судьбами. Мне же более жизненными представляются образы Аксиньи, Натальи и Дарьи из романа М. Шолохова “ТихийДон”.

Аксинья отличалась привлекательностью, ее красоту не испортили даже морщины, появившиеся от нелегкой жизни. Другая героиня, Дарья, восхищает читателей своей женственностью, энергией. Наталью чисто внешне можно сравнить с серенькой уточкой.

Сам же автор часто подчеркивает в Аксинье – “жадные губы”, в Наталье – “большие руки”, в Дарье – “тонкие ободья бровей”. Я думаю, что М. Шолохов делает это преднамеренно. Губы – красота, страстность. Руки – терпение, старание достичь все своим трудом. А брови – легкомыслие, неспособность на глубокое чувство. Героини М.

Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни. У меня сложилось впечатление, что в те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж.

Вот последствия такого отношения Панте-лея Прокофьевича к своей жене:

“,,.в гневе доходил до беспамятства и, как

Совет

видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену”. Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди воспринимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться. И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение.

И это помогало ей выстоять. И случилось страшное – началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал брата… Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья уходят, а их жены остаются.

Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена. Наталья любила своего мужа всей душой: “…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом.

Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма”. Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок.

Как бы то ни было, но Наталья изменилась. Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Мне кажется, что был. Возможно, он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она “не ведала ничего”, не думала ни о чем… Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана… И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась совершенно одна.

И некому было помочь ей… Некому? Но ведь нашелся один “сострадалец”, близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня, к моему восхищению, обладала поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер.

О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком: “…а дите у Дарьи померло…” И все. Никаких лишних чувств, эмоций… Этим М. Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, она просто привыкла к нему. Мне жаль ее. Дарья чужда семье Мелеховых.

Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Бедная! Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее: “Прощайте, бабоньки!” Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория. И это естественно.

Обратите внимание

Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую из них. Произойди это раньше, быть может, они бы повлияли на Григория, сумели бы сделать вместе то, что не под силу было сделать каждой в отдельности. Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог.

Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше – не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.

Читайте также:  Особенности творчества бунина кратко

Источник: https://rus-lit.com/sochinenie-po-romanu-m-a-sholoxova-tixij-don/

Сочинение по роману «Тихий Дон» | Инфошкола

21 Сентябрь 2017       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   420

В русской литературе, да, пожалуй, и в мировой, существуют всего два произведения такого масштаба, где частное сливается с общим, конкретные картины жизни выдуманных персонажей переплетены с историческими событиями и лицами и существуют с ними на равных правах; где строго соблюдается принцип объективности в воссоздании действительности, где показан и философски осмыслен широкий срез эпохи, где общечеловеческий аспект преобладает над идейными убеждениями и пристрастиями писателя. Это «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.

Можно сказать, что в основе шолоховской эпопеи тоже заложена антитеза воины и мира. Нормальный, человеческий быт донских казаков противопоставлен античеловеческой сущности войны.

Особенно подчеркивается трагизм гражданской, братоубийственной войны.

Трагедия русского народа в эпоху страшного перелома показана через судьбы донских казаков, а более конкретно — через судьбу мелеховской семьи и жизненный путь Григория.

Действие четырех книг «Тихого Дона», состоящих из восьми частей, охватывает около десяти лет: с мая 1912 по март 1922 года. В романе более 600 персонажей, многие из которых погибают.

Повествование включает большое количество исторических документов, вставные эпизоды (например, исторический эпизод с официальным героем Кузьмой Крючковым и дневник убитого Тимофея), которые почти не связаны с основным действием и главными персонажами.

Название романа соответствует эпическому размаху произведения, символизирует течение жизни, величественность природы и мудрость ее законов. Однако есть в слове «тихий» и значительная доля горькой иронии.

Какая может быть тишина в эти трагические годы! В эпиграфах романа, взятых из старинных казачьих песен, дается народное восприятие образа «батюшки тихого Дона» , который «украшен молодыми вдовами», « цветен … сиротами», « наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами» .

Автор романа-эпопеи представляется как человек, беззаветно влюбленный в донскую землю, в культуру и быт казаков, прекрасно знающий традиции, диалект, песни и обряды казачества.

Он симпатизирует идеям казачьего самоуправления, не любит «иногородних », т. е.

Важно

не казаков, недолюбливает, как и его герои, интеллигенцию и дворянских офицеров, относится к труду землепашца как к празднику, поэтизируя картины полевых работ.

Шолохов изображает в романе казачество — элитное военно-земледельческое сословие, которое формировалось по аналогии с дворянством. Его герои — люди свободолюбивые, гордые, тонко чувствующие природу, имеющие свой колоритный язык.

Их нравственные устои и жизненный уклад характеризуются сочетанием двух взаимоисключающих начал: крепкой традиции и внутренней свободы, формального христианства и природного язычества.

Это сказывается в их характерах, в устройстве семьи, в отношении к жизни. Несколько столетий казачество сохраняло в неизменности свои традиции, которые и1’l»еют глубокие корни в русской народной культуре, давно утраченной.

Получается, что именно этот глубоко индивидуальный, яркий, колоритный народ выражает трагедию всего русского народа, как и образ непохожего на других, «горбоносого, диковато-красивого» казака с турецкой кровью, Григория Мелехова, отражает судьбу донского казачества.

Однако при всей любви к казакам Шолохов далеко не идеализирует их, показывая их жестокость (расправа с турчанкой, бабкой Григория, которую заподозрили в колдовстве, предыстория Аксиньи, побои, которые она терпит от мужа и т. д.), зависть и злорадство, невежество, кичливость званием казака, которая приводит к жестоким дракам с «иногородними».

Близкие к природе, вольные, свободолюбивые люди часто живут страстями, не укрощенными интеллектом или духом. Шолохов много раз подчеркивает звериные черты в казаках, особенно в юном Григории частенько просматривается нечто «ввероватое».

Однако есть в них и природная чуткость, и сострадание, особенно тонкое восприятие животного мира, они жили в относительной гармонии с природой, пока ее не разрушила война.

Совет

Им было за что воевать, что отстаивать, поэтому именно казаки были самыми непримиримыми врагами советской власти, которая уничтожала основы их бытия. «Земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах»,- часто повторяет автор.

Война нарушила равновесие, разрушила единство народа, пробудив звериные инстинкты и чудовищную жестокость, причем даже в женщинах, призванных созидать, а не разрушать. Сцены убийств у Шолохова порой болезненно натуралистичны: Дарья убивает кума Котлярова, Митька Коршунов вырезает всю семью Кошевого, а Кошевой, в свою очередь, убивает древнего деда Гришяку и жжет дома своих врагов.

Автор поднимается над идейными пристрастиями и создает объективную картину самоуничтожения и насильственного истребления казачьего народа, его быта, его будущего.

Войне он противопоставляет любовь к земле, к родным, проверенную испытанием и временем любовь к женщине, символизирующую неистребимую силу жизни. В этом заключается глубокий гуманный смысл роман

Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-po-romanu-tixij-don/

Шолохов “Тихий Дон” сочинение

Михаил Шолохов написал замечательное произведение – роман “Тихий Дон”. О чем же он? О жизни простого донского казачества, о его быте, нравах и традициях, о любви и о войне. И неотъемлемой, важной частью романа являются женские образы. Необычайно яркие, разнообразные, жизненные и непохожие друг на друга. Они все производят сильное впечатление.

Самые выделяющиеся из них – образы простых крестьянок: Натальи и Аксиньи. И, не смотря на их простое происхождение и воспитание, это неповторимые личности. Они противопоставлены между собой из-за полной противоположности.

Между ними проходит ясная черта разграниченности, четко отделяя одну женщину от другой. Их можно сравнить с Луной и Солнцем. Одна – яркое пламя, бешеная игра чувств, неподвластный и бушующий огонь.

Такова Аксинья с безумной любовью, вечнойборьбой за нее и безграничной верой в лучшее будущее. Но совсем другая Наталья.

Как Луна – прекрасна и холодна, всегда уравновешена и разумна, ясной и чистой мудростью веет от нее.

Она не создана для борьбы, лишь для ожидания, для веры в милосердную судьбу, которая возможно даст ей счастье. Я бы сказала, что она даже несколько апатична Даже внешность этих двух женщин разительно отличается.

Яркая красота Аксиньи: черные волосы, глаза и брови, полное красивое тело. И спокойная, светлая красота Натальи: светлоокая, с русыми волосами, девически стройная. Лед и пламя – две совершенно разные женщины связаны любовью к одному человеку – Григорию Мелехову.

Слишком прекрасна и тускла для него Наталья в сравнении с Аксиньей.

Обратите внимание

Он навсегда пламенно и горячо полюбил ту, что живет чувствами, по зову сердца. Но может ли быть счастливой их судьба. Счастье, построенное на лишениях и муках, – это только самообман.

Нет, их недолгая радость совместной жизни краплена кровью, окрашена черным цветом чужого горя.

Потому что есть покинутый дом, семья, очаг, есть брошенный муж и есть Наталья, отброшенная и покинутая, как ненужная вещь, которая обожглась о любовь: безответную и обреченную, навсегда оставившую рубец на ее израненной душе.

Наталья выступает в романе в качестве святой мученицы. Как безгранична ее верность и привязанность, е стойкость и терпение.

Она хорошая жена и хозяйка: работящая, молчаливая и послушная. Но ее покорность раздражала Григория. Как отличается от нее своенравная и самостоятельная Аксинья. Наталья создана для семьи, Аксинья – для свободы.

Одна привязана к дому, другая – к любимому человеку. Я думаю, Аксинью можно оправдать, что она забрала мужа у Натальи – сердцу не прикажешь, это известно каждому.

Но как вынести брошенной жене этот позор, осмеяние окружающими и вдруг навалившееся ясное осознание невозвратимой потери?

Отсюда неудавшаяся попытка самоубийства, оставившая молодую и полную сил женщину калекой. Мне очень жаль Наталью, она не заслужила такой судьбы. И не мудрено, что она сломала уставшую от мук Наталью, такую жизнь не каждый в силах вынести.

Важно

Но Аксинья поражает своей силой характера и воли. Она ни за что не откажется от борьбы за свое счастье. И мне кажется, что Аксинья не решилась бы на самоубийство.

Всегда жизнерадостная, веселая и горячая, она любит и чувствует жизнь такой, какой бы она не была.

И мне больше по душе характер Аксиньи, чем Натальи – образ бойца, а не смиреной мученицы.

Но, как бы не были эти две женщины различны, есть в них несколько одинаковых черт: чувство материнства, образ хозяйки, хранительницы очага и семейного благополучия. И я считаю, что без них женщина неполноценна.

Читайте также:  Особенности жанра произведения левша лескова

Как прекрасны и человечны они в этой сущности! Эти черты роднят всех женщин – матерей. Шолохов не отдает предпочтение кому-либо из них. Они обе по-своему прекрасны и значительны.

Писатель хочет показать саму сущность, изначальное предначертание женщины. Все это описано и передано читателю особенно ярко и выразительно. Я восхищаюсь Шолоховым как писателем, так как считаю, что не каждый может так глубоко вникнуть в психологию человека и изобразить таких героев, будто написанных с живших людей.

Источник: http://schoolessay.ru/sholoxov-tixij-don-sochinenie/

Любовь в романе “Тихий Дон” (сочинение)

Любовь — пожалуй, самое загадочное из всех человеческих чувств. Она является источником и мощным преобразователем жизненной энергии, облагораживает и активизирует человека.

Порой любовь бывает трагичной, неразделённой, непонятой. Но от этого чувство не исчезает — оно лишь разгорается адским пламенем. В творчестве любого писателя и поэта тема любви занимает значительное место.

Не представляет исключения и роман Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Отношения главных героев произведения: Григория, Аксиньи и Натальи — образуют классический любовный треугольник, где самой страдающей стороной является, на мой взгляд, Аксинья.

Её судьба сложилась драматически: изнасилованная отцом, она была выдана замуж за Степана Астахова. Муж жестоко избивал её.

Совет

Заваленная работой, одинокая, лишённая ласки, вдали от родных, она покорно несла безрадостное бремя.

Неутолённая жажда счастья нашла у Аксиньи выход в её чувстве к Григорию Мелехову. Эта любовь стала для неё и радостью, и горем — единственным смыслом и оправданием жизни. «Нынче что-то есть радостное.

Что же? Григорий: Гриша», — зарождающееся чувство пугало Аксинью, она всеми силами старалась подавить его. Будучи женщиной красивой, она вызывала всеобщее восхищение.

Но именно этой героине судьба уготовила очень тяжёлую долю.

Пытаясь переступить через принятые в её среде моральные и семейные нормы, с каждым днём и часом Аксинья всё более и более влюблялась в Григория всем своим истосковавшимся сердцем («Испепеляя щёки, сжигал её беспокойный румянец»).

Их любовь была страстной и пылкой, но для Аксиньи она имела иное значение, чем для Григория. Он — ещё юноша, весёлый «взглагольный» парень; для него любовь к Аксинье — это прежде всего чувственное влечение к красивой женщине.

За плечами героини уже много всего: страшная драма надругательства, три года тяжкого замужества. Для неё Григорий — единственная отдушина в постылой жизни («За всю жизнь да горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»).

Чувство Аксиньи к Григорию оказалось воплощением любви жертвенной, самоотверженной, пренебрегающей и властью традиций, и мнением окружающих, и тяготами жизни («Помнишь, и тебе давно говорила, что пойду за тобой хучь на край света»). Она смогла выдержать всё, ничто не могло сломить её духа: ни изнурительная работа, ни побои Степана Астахова, ни горькая связь с Листницким, ни гражданская война.

Не уступает Аксинье в силе любви и другая героиня «Тихого Дона» — Наталья Мелехова. Шолохов индивидуализирует Наталью, подчёркивает её доверчивую, стеснительную, грациозную натуру.

Обратите внимание

Судьба этой героини, как и судьба Аксиньи, трагична: она выходит замуж за любимого, но не любящего её Григория Мелехова, подчиняясь порыву сердца, сильному и смелому; из-за разрыва с мужем она пытается покончить с собой, впоследствии заболевает тифом и наконец умирает, избавясь от ребёнка, которого носила под сердцем. В Наталье чувства обиды, горечи постоянно боролись с преданной любовью к мужу.

В отличие от Аксиньи, Наталья сдержанна в своих чувствах, Хотя искренность, жертвенность и преданность отличают любовь обеих этих женщин. «Тихая», но сильная любовь Натальи к Григорию была обречена на гибель. Хотя внешне всё было мирно, она чувствовала, что муж тяготится ею.

Григорий много раз предавал Наталью, но она, даже будучи оскорблённой, остаётся верной своему супругу, своей любви, несмотря на пересуды окружающих.

Сам Григорий Мелехов любит обеих женщин по-разному. К Аксинье он испытывает безудержную страсть, от которой теряет голову, забывает о своих обязанностях отца и мужа. Его любовь к Наталье иная — это прежде всего уважение к женщине нежной, хрупкой и чистой.

Мелехов мучается от сознания собственной вины как перед женой, так и перед Аксиньей. Однако именно любовь спасает его от отчаяния, жестокости, придаёт ему сил для борьбы с грязью и кровью войны.

Таким образом, именно в любви по-настоящему раскрывается характер героев романа Шолохова «Тихий Дон». Любовь становится жизненным испытанием, в котором выверяются нравственные силы человека.

Мне кажется, что, несмотря на драматичную судьбу, герои романа всё-таки не были обделены жизнью, им довелось испытать редкое и прекрасное чувство, а встретившиеся на этом пути препятствия лишь острее позволили им ощутить вкус счастья.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/ljubov_v_romane_tikhij_don_sochinenie/14-1-0-1830

«Тихий Дон» сочинение

«Тихий Дон» — это роман-эпопея Михаила Шолохова. В нем он раскрывает судьбу народа в период первой мировой и граж­данской войны.

Замысел «Тихого Дона» возник у Шолохова в 1925 году. Именно тогда писатель задумал показать быт, образ жизни ка­заков, роль исторических событий в судьбе простых людей-тру- жеников.

Главные герои романа — это казаки. Казаки — это трудяги. Именно такими их хочет показать Михаил Шолохов в романе. Ярким примером казака-труженика является Мелехов Панте­лей Прокофьевич. В романе он показан как трудолюбивый, хо­зяйственный, привязанный к своей земле казак.

Главный герой романа Григорий Мелехов тоже привязан к своей земле. Когда Аксинья просит уехать его в Шахты, он говорит, что не может жить без земли. Земля в романе занимает особое место. Обриз земли — мотив романа.

Важно

Земля в романе имеет двойной смысл и земля-чернозем и земля-мать, за которую умирают.

Григорий Мелехов, оказавшись на перепутье истории, му чительно ищет истину. Не нашел он ее у «белых», не нашел у «красных». Единственная истина — народ. Михаил Шолохов хочет показать в романе, что гражданская война — это тра­гедия народа. В этой войне нет победивших. Есть только про­игравшие.

«Тихий Дон» — роман о судьбах народа в переломную эпо­ху. Это и принципиальная авторская точка зрения на револю­цию и гражданскую войну.

Драматические судьбы основных дей­ствующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, глав­ного героя романа, складываются у Шолохова в единство исто­рической правды народа на пути строительства новой жизни.

Проследив непростую судьбу Григория, можно понять, как са­мому Шолохову удалось решить проблему нравственных иска­ний своего главного героя.

Герои Шолохова — современники и участники важных со­бытий эпохи. Перед каждым из них встает необходимость оп­ределить свое место в борьбе. Так было в ранних рассказах, за­печатлевших острые ключевые конфликты на Дону, которые рас­кололи не только хутора, но и семьи. Так было и в «Тихом Доне».

«Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца к» скотиньего база ведут на север, к Дону… С юга — меловая хребет горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегу­щая к займищу».

Перед читателем разворачивается эпическое, ипсыщенное красками, звуками и запахами родной земли жи­вописное полотно из жизни донского казачества.

С сыновней любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показы­вает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.

Но автор не идеализирует казачество, он ясно видит со­словную ограниченность старого уклада жизни. В этот зам­кнутый мир крутые перемены принесли революция и граж­данская война.

Совет

Ни о чем не умалчивая, Шолохов смело пишет правду о пол­ном драматических противоречий времени. Сложный путь ка­зачества в революции показан прежде всего на примере главно­го героя романа — Григория Мелехова. Этому чистому и цель­ному человеку суждено было «пройти по мукам».

Шолоховский герой совершает тяжкие ошибки, утрачивает многое из того, что привилось нам в начале романа в веселом, сильном, зверовато- красивом парне. Но Григорий никогда не кривит душой, ни во что не хочет верить слепо. Честно и бескомпромиссно ищет он свою правду, искренне стремится разобраться в происходящих событиях.

Куда приклониться, с кем пойти? — вот нелегкий вопрос, который решал в те годы не только Мелехов.

Источник: https://prepodka.net/tihij-don-sochinenie/

Сочинение рассуждение по роману М. Шолохова Тихий Дон: своеобразие и роль пейзажа, образ русской природы в произведении и тема любви

Михаила Шолохова можно по праву назвать не просто выдающимся русским писателем, а народным мастером художественного слова.

Читайте также:  Сочинение на тему чтение рассуждение

Ни одно произведение Шолохова не обходится без описания в деталях природы земли русской с ее бескрайними раздольными степями и быстрыми извилистыми реками.

Особенно ярко и щедро в своеобразной манере русского языка гениальный писатель изобразил природу в своем выдающемся творении «Тихий Дон». Уже само название настраивает читателя на то, что роман будет неразрывно связан с природой. Ведь Дон – это не просто река на юге России, это символ целой эпохи вольного казачества.

Река широкая и извилистая, она протекает в основном через степную местность, отражая в своих водах богатство русской земли – золотые поля с колосящейся наливной пшеницей, обильно плодоносящие фруктовые сады, соловьиные рощи и ухоженные казачьи подворья.

Читая произведение «Тихий Дон», мы неоднократно становимся свидетелями, как сменяю друг друга времена года, но при этом с восторгом наблюдаем, что писатель, описывая одну и ту же пору года, ни разу не повторился.

Природа в романе Шолохова неразрывно связана с образами главных героев произведения. Она не просто отражает и дополняет их переживания, чаяния и стремления, но и служит своеобразной декорацией, благодаря которой мы сильнее и отчетливее можем прочувствовать все повороты сюжета.

Так, в сюжетной линии невероятно сильных и эмоциональных отношений Аксиньи и Григория, мы видим, что сцены их свиданий проходят на фоне буйных красок цветущей донской природы. В трагический же момент, когда Аксинья гибнет и Григорий ее хоронит, природа тоже мистически меняется – главный герой вдруг увидел, как почернело небо и солнце:

 «…черное небо и ослепитель­но сияющий черный диск солнца».

Обратите внимание

Шолохов вырос на донской земле, поэтому любовь к величественной и невероятно красивой русской природе у него в крови.

Он поклоняется и превозносит природу, для писателя – она живой, мощный по силе и яркий по краскам, образ.

Надо сказать, что само казачество неразрывно связано с природой, поскольку это свободолюбивый народ, большую часть своей жизни проводящий на воле в бескрайней степи. Занимаясь в основном земледелием, донские казаки были тесно связаны с природой и ее капризами. Так, засушливые годы с малым количеством дождей грозили быть без урожайными и голодными.

Обо всем этом мы узнаем из страниц романа Шолохова «Тихий Дон». Писатель открывает для нас природу Дона в особой, свойственной только ему, манере повествования – с фольклорными и самобытными нотками. Все события в произведении развиваются на фоне масштабных и ярких природных пейзажей, которые еще больше подчеркивают драматизм и жизненность сюжета.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-tihij-don-sholohov/sochinenie-na-temu-svoeobrazie-i-rol-pejzazha-v-romane-m-sholohova-tihij-don/

Важные проблемы затронутые в романе “Тихий Дон” М. А. Шолохова

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

«Тихий Дон» – роман-эпопея, величайший и многогранный труд Шолохова. Работа над этим произведением продолжалась на протяжении пятнадцати лет. Это, конечно же, наложило свой отпечаток и на проблематику романа, и на его сюжет, и на действующих лиц.

Надо сказать, что проблематика романа очень сложна и обширна. Ведь это не просто роман, а роман-эпопея. Значит, он затрагивает очень важные общечеловеческие проблемы, связанные с народом, на фоне колоссальных исторических событий.

В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. Издавна эти люди считали себя особенным сословием. Они жили изолированно от «мужиков», безземельных крестьян.

Это чувство превосходства над «мужиком» постоянно поддерживалось и высшими чинами. Казаки сами не понимали, что крестьяне для них – не враги.

Просто офицеры боялись объединения казаков с мужиками, боялись этой потенциальной силы, сметающей все на своем пути.

В романе Шолохов освещает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель понимает всю противоречивость этих событий. Больше того, он показывает бессмысленность и жестокость войны. В своем произведении Шолохов рисует события в их преломлении к судьбам целого ряда героев.

Посмотрим, как война и революция отразилась на судьбе одной семьи, семьи Мелеховых. Сначала, до войны, это была дружная, крепкая семья. Все в ней почитали отца, хозяина дома.

Но вот, во время революции, убивают Петро, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра героя – Дуняшка. Большая семья погибла, все разрушила война.

Важно

И это только один пример, а таких семей было сотни и тысячи. Ни одну из них не помиловала война.

Противоречия смутного времени сказываются и на судьбах отдельных героев, таких, как Григорий Мелехов. Он не знает, к кому прислониться, кого послушаться. Даже в финале романа Мелехов остается на перепутье, совершенно один, никому не нужный. Таким образом, Шолохов показывает нам проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек. Но есть в романе и другое.

Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петро. За свое поведение эта героиня наказывается – она кончает с собой, узнав, что заболела «дурной болезнью».

Предполагая, как будут относиться к ней окружающие, героиня топится в Волге.

«Тихий Дон» поднимает и проблему социального расслоения общества, проблему богатых и бедных, сильных и слабых. Мне кажется, что именно из-за человеческих амбиций, ради права называться сильным и начинаются все войны, в которых гибнут тысячи невинных людей. В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий.

Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем.

Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье.

На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

Совет

В своем романе Шолохов показывает такие глобальные проблемы, как крушение старого мира и рождение нового. Кроме того, писатель рисует и другие общечеловеческие проблемы, раскрывает их на конкретных судьбах своих героев.

Многие герои Шолохова типизированы. Например, Ильинична – это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

«Тихий Дон» – одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.

Сочинения по теме:

  • Художественное описание дома главного героя, как выражение характера и жизни Григория Мелихова в романе “Тихий Дон” М. А. Шолохова сочинение
  • Сравнения описания войны в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” и М. Булгакова “Белая гвардия” сочинение
  • судьба Григория Мелихова, как образ русского народа в 20 веке, по роману “Тихий Дон” М. А. Шолохова сочинение
  • Жизненные принципы главного героя романа “Тихий Дон” М. А. Шолохова сочинение

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/vajnye-problemy-zatronutye-v-romane-tihiy-don-m-a-sholohova

Ссылка на основную публикацию