Сочинение числа в романе преступление и наказание достоевского

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Подготовительные вопросы к сочинению:

Какую теорию разработал Раскольников?

Как Достоевский рисует в романе «Преступление и наказание» мир униженных и оскорбленных?

Какая роль отводится в романе Петербургу?

Ответы

Образ Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, раскрывает главную идею романа.

Раскольников не имеет возможности продолжать образование в университете, влачит нищенское, недостойное человека существование.

Обратите внимание

Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завляадевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти.

Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья.

Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому мнению приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части.

С одной стороны, это сильные личности, «сверх-человеки» типа Магомета и Наполеона, а с другой – серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительными наименованиями – «тварь дрожащая» и «муравейник».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием, Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он – сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.

Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям.

Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей «кровь по совести», нарушение моральных норм, принятых большинством людей.

Важно

По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план.

Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления.

Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие недладное,пытаются открыть запертую дверь, Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой.

В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет.

Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет.

Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения.

Совет

Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению.

Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает это ради своей несчастной, голодающей семьи, не считая и самоубийство возможным выходом из тупиковой ситуации. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой.

Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро.

Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман «Бедные люди», в котором молодой автор решительно встал на защиту «маленького человека» – бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

И в идеологическом романе «Преступление и наказание» она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Люди вокруг разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы.

Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир.

Обратите внимание

Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что любимая дочь живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия.

Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье.

Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых – постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.

Теория Раскольникова порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. Но писатель показывает, что в этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему.

Изображая мир петербургских трущоб, автор не только испытывает жалость к обездоленным и униженным людям, но и восхищается замечательными человеческими качествами, свойственными, например, Соне и Дуне, сохранить которые в невыносимых условиях сложнее всего.

Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников.

Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру.

Важно

Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге.

Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие.

Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе. И все бедствия происходят «в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице».

Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Петербург Достоевского – полноправный герой романа, его влиянию подвержены все герои, он внушает противоречивые чувства и толкает людей на необъяснимые поступки.

Отрывки из статьи Н. П. Анциферова «Петербург Достоевского»

В «Преступлении и наказании» разворачивает Достоевский пейзаж города в целую панораму Невы.

«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста (Николаевского. — примеч. авт.), не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо рассмотреть даже каждое его украшение».

Здесь так четко очерчен пейзаж города, и можно ожидать, что Достоевский отдастся пушкинскому восторгу, но «необъяснимым холодом веяло на него (Раскольникова) всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Еще не настали сроки, когда город заговорит властно и раскроются глаза его обитателей на его несравненную единственную красу, и Достоевский своим углублением и обогащением души Петербурга подготовил это время возрождения.

(…) Мокрый снег вновь и вновь проступает в глубине пейзажа, на котором развертывается жуткое действо. Это постоянный аккомпанемент к основной мелодии действия.

В этом падающем снеге Достоевский чувствовал выражение какой-то таинственной силы. Прозаические картины города одухотворяются им какой-то особой поэзией.

Не доходя до Сенной, встретил Раскольников черноволосого шарманщика с девушкой в кринолине, в мантилье, в перчатках и в соломенной шляпке с огненным пером, – все это было старое и истасканное; и она выпевала романс дребезжащим, но приятным голосом.

Раскольников любил, «как поют под шарманку в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают».

Совет

В этом соприкосновении с мокрым снегом происходит какое-то общение с затаившейся водной стихией.

Она заставляет останавливаться проходящих через многочисленные петербургские мосты и всматриваться упорно в мутные воды, она приковывает внимание к мокрому снегу, дождю и туману, как к какой-то манящей силе, но силе темной.

В ненастную петербургскую ночь обнажается бездна со всеми страхами и мглами. (Парафраз строк из стих. Ф. И. Тютчева «День и ночь», 1839, «И бездна нам обнажена / С своими страхами и мглами».) (…)

Дремлющие в недрах города силы хаоса сообщают жизни Петербурга, столь суетной и пошлой, исключительную напряженность. И этот город, «полный пошлости таинственной» (Из стих. А. А. Блока «Там дамы щеголяют модами…», 1906-1911.), оказывается городом фантастики, превращается в призрак, в видение.

Эта фантастика не заключается в дуалистическом рассечении жизни на явь и сон, прозу и поэзию, быль и сказку. Нет, ее особенность в неразличимости противоположных начал, в их нераздельной слитности, но только не в их механическом смешении. Чем петербургская жизнь привычнее, пошлее, тем полнее незримо присутствующей тайной.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Источник: http://TopRef.ru/referat/84445.html

Сочинение: Пример готового сочинения по роману М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Преступление и наказание
Читайте также:  Проблематика рассказа старуха изергиль горького сочинение

Пример готового сочинения по роману М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сценарий работы над сочинением

Сочинение – это небольшое исследование (или имитация исследования). А потому при написании сочинения необходимо учитывать общие законы построения исследования.

Можно определить следующий сценарий работы над сочинением:

1. Выбор темы сочинения

2. Моделирование исследования в сочинении

3. Речевое оформление сочинения

4. Самопроверка

Список доступных материалов:

Пример памятки по творчеству писателя (Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание)

Памятка по работе с литературоведческими понятиями

Выбор темы сочинения

Моделирование исследования в сочинении

Пример готового сочинения

Тема: «Анализ роли эпизода «Первый сон Раскольникова» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Известно, что, работая над романом «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский не сразу определил внутренние движущие силы личности Раскольникова.

В соответствии с первоначальным замыслом, как свидетельствует сам автор в письме к Каткову, мотивы преступления Раскольникова вполне определенны: убить одно ничтожное, вредное существо с целью осчастливить на его деньги обездоленных, в круг которых входят и родные героя.

Во второй редакции романа идея убийства как прямого способа перераспределить материальные блага в пользу обездоленных разрастается до идеи убийства ради обретения ощущения власти над людьми: это ощущение власти, силы необходимо Раскольникову, чтобы совершать добрые дела.

Обратите внимание

В процессе дальнейшей работы над романом Достоевский трансформирует идею убийства ради власти, необходимой для добрых дел, в идею убийства ради достижения превосходства над людьми. Но при этом не отказывается и от первоначальной трактовки героя как заблуждающегося доброго сердца.

Таким образом, в личности главного героя романа «Преступление и наказание» выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям (пусть и в несколько странной трактовке героя), и идея безграничного презрения к людям — идея Наполеона. Как справедливо замечает Разумихин, в Раскольникове «два противоположных характера поочередно сменяются».

Противоборство двух составляющих личности Раскольникова и является той пружиной, которая определяет развитие сюжетной интриги произведения. В правильности такого прочтения романа убеждает анализируемый эпизод.

В начале эпизода видим описание двух пространственных ориентиров: кабака и церкви. Кабак, «всегда производивший… пренеприятнейшее впечатление и даже страх». Церковь, «которую он любил», со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой.

Очевидно: в сознании семилетнего героя сна эти пространственные ориентиры противопоставлены друг другу.

Интересно, что Раскольников вспоминает кабак как место, наполненное отвратительными звуками: хохотом, руганью, безобразным и сиплым пением; посетители кабака — «толпа», «пьяные рожи». Церковь, напротив, ассоциируется с чем-то безмолвным, величественным; в связи с ней вспоминаются конкретные дорогие, близкие люди: бабушка, маленький брат.

Церковь и кабак — это своеобразные символы, олицетворяющие два противоположные начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога… и пыль на ней всегда такая черная»).

Центральной в анализируемом эпизоде является сцена бессмысленного убийства лошади («кобыленки»; сравним: «старушонки»), свидетелем которой стал Раскольников-мальчик во сне.

Обращает на себя внимание возраст героя сна — семь лет. Известно, что числа играют в романе Достоевского исключительно важную роль. Число 7 в теологии — истинно святое число, т.к.

оно соединяет числа 3 (божественное совершенство) и 4 (мировой порядок).

Указывая на возраст героя, Достоевский тем самым дает читателю сигнал об истинности его взгляда на мир, о гармоничности системы ценностей: они совпадают с христианским мировоззрением самого автора.

Совершенно очевидно, что Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Противопоставление двух пространственных ориентиров-символов оттеняется в эпизоде не менее очевидным противопоставлением двух героев, являющихся носителями праведного и неправедного жизненных начал.

Важно

Обратим внимание на цветовые сигналы в центральной сцене эпизода. Рисуя портрет Миколки, автор не случайно использует определение «красный».

Мы знаем, что роман «Преступление и наказание» построен с использованием преимущественно двух цветов: желтого и красного.

Если желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, надрыва, расстройства, болезненности, окружающую героев, — то красный ассоциируется с кровью, с преступлением.

Появление красного цвета в описании внешности Миколки — это знак, указывающий на то, что реальный Раскольников и Миколка из сна — персонажи одного плана, они связаны кровью.

Дальнейшее развитие действия подтверждает такое предположение: первая мысль Раскольникова после сна, — мысль о крови: «…да неужели ж я… буду скользить в липкой, теплой крови… прятаться, весь залитый кровью…»

Эпизод сна дан в своеобразном обрамлении двух внутренних монологов героя. В первом Раскольников уже принял решение об убийстве: «Я к нему… на другой день после того пойду, когда уже то будет кончено».

Второй внутренний монолог героя иллюстрирует решительный отказ от идеи убийства: «Господи!.. покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой…

мечты моей!» В обоих монологах речь героя прерывиста, психологически неустойчива, в ней много пауз, что свидетельствует о глубоком внутреннем конфликте.

Совет

Противопоставление двух полярных решений героя совершенно очевидно перекликается с противопоставлением двух пространственных ориентиров в самом эпизоде сна (кабак — церковь), с противопоставлением образов Раскольникова-мальчика и Раскольникова-убийцы.

Такая концентрация противопоставлений, разумеется, не случайна, с ее помощью автор задает своеобразную систему координат, в рамках которой будет разворачиваться противоборство двух начал в личности Раскольникова. Это противоборство автор покажет затем во многих эпизодах романа.

На мой взгляд, в анализируемом эпизоде достаточно определенно выражено отношение автора романа к Раскольникову как к герою, сущность личности которого определяет все же начало праведное, христианское, тогда как увлечение страшной идеей неограниченной власти над людьми, над их жизнями — это наносное, пришедшее извне, временное.

Показательны в этом плане два описания состояния героя: до сна и после.

До сна Раскольников, поглощенный мыслями о принятом решении убить, как будто не принадлежит себе, не отдает себе отчета в своих действиях: пышные коляски он провожал «с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они скрывались из глаз»; вытащив из кармана деньги, Раскольников «скоро забыл… для чего и деньги вытащил из кармана».

Совершенно по-иному описано состояние Раскольникова после сна: «Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву… Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!»

Весьма показателен ряд синонимов, использованных Достоевским: нарыв на сердце, чары, колдовство, наваждение… Это все — о страшной идее Раскольникова. В противовес наваждению — троекратное повторение слова «свобода (свободен)».

Эта оценка автором образа Раскольникова представляется очень важной, своевременной именно в начале романа: она определяет траекторию развития персонажа, итог, к которому он придет; итог для Раскольникова — это не переход на чуждые ему мировоззренческие позиции Сони Мармеладовой, а возвращение к самому себе, семилетнему, любящему церковь.

Таким образом, роль эпизода видится прежде всего в том, что в нем в миниатюре проиграна генеральная сюжетная линия романа.

В.К. Мяэотс

Список литературы

Источник: http://www.neuch.ru/sochineniya/text/642.html

Числа в романе «Преступление и наказание»

Категория: Преступление и наказание

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Ф.М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком.

В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени.Каждый роман Ф.М.

Достоевского — это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам.

Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога — Святая Троица, тридцать три года — возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой.

Обратите внимание

Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений.

Еще один его смысл — предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны — это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.Еще одно евангельское число — одиннадцать — так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова.

В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу.

В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части — по семь глав.

Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку — символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.

В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно. Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время.

И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд.

Я думаю, что роман «Преступление и наказание» — гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.



Важно

Дружба не вещь также как и уважение она не измеряется ничем кроме слов заслужил доверие.конечно можно купить подкупить людей своими деньгами и они будут тебе мило улыбаться и говорить то что ты хочешь но они в отличие от настоящего друга никогда не скажут тебе правдыюим все равно плохо ты поступил или ведь у тебя есть деньги.

В комедии “Горячее сердце” Островский обратился к быту купечества и мещанства.

Один из центральных персонажей комедии — богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлыпов выступает как продукт уже новых времен и рядом с некоторыми героями сатирических очерков Салтыкова-Щедрина является одним из самых ярких в русской литературе воплощений типа “чумазого”.     Пьяные выдумки Хлыпова, весь распорядок его безобразит хамская самоуверенность, его стихийное “невежество” и сознание полной безнаказанности восходит к

Ей рано нравились романы;     Они ей заменяли все;     Она влюблялася в обманы      И Ричардсона, и Руссо…     А. Пушкин     Прочитав роман Пушкина “Евгений Онегин”, я действительно получил много информации о частной жизни дворян того времени.

Причем в глаза бросилась большая разница между поведением, устремлениями и бытом столичных и провинциальных дворян.     Провинциальные дворяне были книгочеи, особенно девушки.

Героиня романа в стихах Татьяна Ларина с ранних лет увлекалась сентиментальным

Гумилев вступил на литературное поприще во время расцвета «серебряного века» русской литературы и стал печататься с 1902 г. В самом начале творческого пути Николай Степанович находится под влиянием символизма, популярного в те годы.

Первая его книга стихов «Путь конквистадоров» вышла в свет в 1905 году, а в 1908 г. — вторая — «Романтические цветы», посвященные Анне Андреевне Горенко, ставшей впоследствии известной поэтессой Ахматовой и его женой.

Читайте также:  Молчалины блаженствуют на свете - горе от ума грибоедова сочинение 9 класс

За всю свою недолгую жизнь он написал немал

“Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека”. А. Пьерон. Своё сочинение-рассуждение я хотела бы начать с понятия человека. Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Моя будущая профессия — журналист и тренерВ 5-6 лет почти каждый ребёнок хочет стать космонавтом или учителем, но в 15-16 он начинает серьёзно задумываться о своей будущей, взрослой жизни. Первое, что приходит на ум-это получение высшего образования. В этот интересный период жизни надо узнать как можно больше.

О судье Аммосе Федоровиче Ляпкине-Тяпкине. Судебные должности в России были выборными: дворяне избирали уездных судей, а также заседателей на три года.

Обычно уездный суд состоял из судьи и двух заседателей, которые имели право заниматься решением сравнительно мелких уголовных и гражданских дел, но здесь была полная неразбериха в делах. Не случайно в пословицах и поговорках народ отразил это положение.

Совет

Вспомним: «Где суд, там и неправда»; «В суд пойдешь—правды не найдешь»; «Не бойся суда — бойся

О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма…

Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”.

В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Ни

«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…Смокинг и крахмальной белье очень молодили» героя.     Г.

не имеет имени, потому что его «никто не запомнил». Он «ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения…Он был богат,…только что приступил к жизни, несмотря на свои 58 лет».     Г.

– пассажир огромного корабля с символичным названием «Атлантида» (по имени за

Мне нравится лето. Погода теплая, поэтому можно прекрасно отдохнуть.Одного такого дня я с папой отправились на озеро. Я сразу пошла купитись. Разумеется, тогда я еще не умела плавать.

Я смотрела как ловко плавает папа, поэтому тоже захотела сделать то же самое. Потихоньку пошла дальше. И тут я почувствовала, что мои ноги не касаются дна. Огляделась, увидела берег и быстро замахала руками и ногами. К моему удивлению, я поплыла.

Я не верила сама себе: я плыла. Папа очень волновался за меня и обрад

Сейчас смотрят:{module Достоевский:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/sochineniya-po-proizvedeniyam-dostoevskogo/sochineniya-po-proizvedeniyu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/5503-chisla-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html

Евангельские мотивы в романе Преступление и наказание — Сочинение

Евангельские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский был очень набожным человеком. Его религиозный путь был напряженным, воззрения неоднократно менялись, а вера прошла через многие сомнения. Во многом поэтому главный герой романа проходит тяжелый путь от безверия к вере, то есть одной из центральных идей в романе «Преступление и наказание» можно назвать идею обновления, поиска Бога и нравственного очищения.

Роман Достоевского буквально пронизан евангельскими сюжетами, образами и символикой. Уже в названии отражено нарушение заповеди «не убий», а завязка сюжета романа — убийство Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы.

В основе произведения лежат евангельские заповеди и идеи.

Художественное мастерство автора держит читателей в напряжении. В произведении не просто рассказывается о состоянии преступника — вместе с героем читатель ощущает неотвратимость расплаты за содеянное зло.

Обратите внимание

Раскольников в самом себе несет наказание за преступление, потому что душа не терпит духовного насилия над собой: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — так проявляется мотив нравственного самоубийства героя, преступившего христианскую заповедь.

Еще до убийства, в самом начале романа, Раскольников предчувствует муки наказания, о чем свидетельствует первый сон героя, а после содеянного нравственные и физические страдания он переживает на протяжении всего произведения.

Но Раскольникова ожидает не столько возмездие, сколько глубокое покаяние, участие в котором примут самые близкие ему люди. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута  Их воскресила любовь».

Центральная идея христианства — любовь к ближнему. В начале романа главный герой не откликается ни на любовь матери и сестры, ни на заботу Разумихина. Но на протяжении произведения происходит трансформация героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа любит по- настоящему.

Возникает вопрос: за что Сонечка Мармеладова полюбила Раскольникова, заставила признаться в преступлении, посвятила ему свою жизнь, навещала на каторге? Ответ прост: она любит образ Христа в человеке, для нее человек, созданный по образу и подобию Божию, изначально хорош, поэтому она, узнав настоящую, живую душу Раскольникова, полную страдания и раскаяния, всячески поддерживает его, принося себя в жертву.

Мотивы страдания и сострадания как основы христианского сознания можно проследить на протяжении всего романа. Многие герои «Преступления и наказания» страдают осознанно. Например, Мармеладов женился из жалости на несчастной благородной вдове с тремя детьми, хотя понимал, что не сможет сделать ее счастливой.

Его слова «меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» говорят читателю о том, что герой ощущает собственную греховность и вину за жизнь своей семьи, а потому готов к величайшей жертве, вспоминая казнь Христа.

Готовый пожертвовать собой, он ждет от окружающих того, во имя чего испытал страдания Иисус — исцеления человечества, готового прощать и жалеть.

Важно

Красильщик Миколка, взявший на себя чужую вину, решает «страдание принять», так как считает, что страдания облагораживают человека, очищают и приближают к Богу. Раскольников искупает страданием свое преступление и лишь на каторге чувствует духовное возрождение.

Очень важна символика чисел в романе, так как и здесь видны евангельские мотивы. Число «три» встречается в романе много раз: за 30 тысяч выкупила Свидригайлова Марфа Петровна; 30 копеек дала Соня Мармеладову на похмелье; три тысячи рублей Дуне не оставила Марфа Петровна.

Во второй главе первой части Мармеладов говорит Раскольникову, что Соня «тридцать целковых молча выложила» Катерине Ивановне. Эти тридцать целковых, очевидно, напомнили Мармеладову тридцать сребреников, которые, согласно Евангелию, Иуда получил за предательство Христа.

В той же главе встречается еще одно важное число — «одиннадцать»: в одиннадцатом часу идет главный герой к Мармеладовым, уходит от умершего Мармеладова, приходит к Соне, а затем — к Порфирию Петровичу.

Здесь можно увидеть сходство с евангельской притчей о том, как хозяин виноградников вышел утром нанимать работников. Он нанимал их целый день, а вечером, когда пришло время раздавать плату, выяснилось, что и тем, кто проработал целый день, и тем, кто проработал всего час, хозяин заплатит одинаково.

Когда первые начали роптать, хозяин сказал: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

В религиозном смысле расплата — наступление Царства Божьего, и автор этим подчеркивает, что Раскольникову еще не поздно признаться и покаяться.

В пятой главе той же части появляется еще одно очень символичное число романа — «семь»: произведение состоит из семи частей (6 частей и эпилог); Раскольников совершил преступление в семь часов; семь лет прожил Свидригайлов со своей женой; 730 шагов от дома Раскольникова до дома старухи.

Совет

В евангельской символике число «семь» — символ святости, соединение божественного числа «три» с числом «четыре», символизирующим мировой порядок и, кстати, также немаловажным в произведении: четыре дня Раскольников провел в болезни; на четвертый день Соня читает ему о воскрешении Лазаря, которое произошло через четыре дня после его смерти; в IV главе четвертой части Соня и Раскольников встречаются. Получается, что число «семь» — как бы союз Бога и человека. Эпизод в эпилоге, когда на каторге «они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней» перекликается с библейской историей про Рахиль и Иакова: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29:20).

Возвращаясь к эпизоду, когда Соня читает Раскольникову Евангелие, можно сказать, что связь между Лазарем и главным героем прослеживается на протяжении всего романа: комната Раскольникова напоминает гроб, а убийство старухи — нравственная смерть героя; слова «ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин.

11:17) становятся метафорой душевных и физических мук героя. Но, наверное, самое главное — это то, что Раскольникова, как и Лазаря, ждет воскрешение благодаря любви и вере ближнего.

Сам Достоевский о годах своей каторги писал так: «те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

В IV главе пятой части романа читатель встречает еще один важный момент — обмен крестами. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала.

Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе», — таким образом Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «. вместе и крест понесем!», — говорит она ему.

Раскольников, приняв крест, сделал бы, сам того не осознавая, первый шаг к своему будущему очищению и воскрешению, но он лишь отмахивается от этого предложения.

Дети в «Преступлении и наказании» получают роль невольных миссионеров. Поленька смягчает убийцу, возрождает в нем жажду жизни, когда обещает молиться за него. В романе есть фраза «А ведь дети — образ Христов». Она означает, что в детях сохраняется образ Божий, который во взрослых искажен грехами.

Обратите внимание

В IV главе пятой части Достоевский говорит, что Раскольников смотрит на Соню «с тою же детскою улыбкой», автор хочет подчеркнуть, что в «детскости» души героя он видит его спасение.

У детей нет самолюбия, разницы между внутренним и внешним, во многих героях Достоевского сохранены детские черты: некая детскость есть в поведении Лизаветы, в облике Сони — глубоко верующего человека, мыслящего православными категориями, не смеющего осуждать других и во всем видящего Божий умысел.

Достоевский считал, что кротость и смирение, присутствующие и в Сонечке, и в Лизавете, очень важны, так как человек, наделенный этими качествами, не держит зла на тех, кто его обижает, сохраняет свой внутренний мир в гармонии, не допускает зла до своей души.

Достоевский открывал новые евангельские глубины, христианскую диалектику, позволяющую в преступнике увидеть раскаявшегося христианина, а в проститутке — духовную чистоту «вечной Сонечки, на которой мир стоит».

Здесь искали:

  • евангельские мотивы в романе преступление и наказание
  • евангельские мотивы в романе достоевского преступление и наказание
  • евангельские мотивы в преступлении и наказании

Источник: http://sochineniye.ru/evangelskie-motivy-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

К числу величайших творений Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу, принадлежит роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 г. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман.

Произведение было написано Достоевским в тяжелые для России годы, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались».

И потому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него стали возникать бесконечные споры и дискуссии. «Преступление и наказание» был принципиально новым романом в мировой литературе, т. к.

он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции.

Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей.. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников. Это молодой человек с привлекательной внешностью: «он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Он — студент-разночинец, исключенный по бедности из университета.

Читайте также:  Сочинение по картине утро на куликовом поле бубнова описание описание

Единственный источник его существования — деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб: «Это была крошечная клетушка…, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями». Раскольников «угрюм, мрачен, надменен и горд.

Ужасно высоко себя ценит…» Он живет в полном уединении, сторонится людей, избегает всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику.

Важно

Но, кроме этого, он почти физически задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом, в котором была толкотня, стояла страшная жара, ощущалась вонь, в которой человеку трудно дышать. Чтобы прояснить мысли, Раскольников выходит из своей каморки, но не находит свежего воздуха.

Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях, он живет в «городе полусумасшедших», где люди выглядят именно так, как их воспринимают. Здесь умирают люди и задыхаются мечты. Герой наблюдает за этим обществом и видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Раскольников — человек бесстрашной, острой мысли, огромной внутренней прямоты и честности, — не терпит никакой лжи и фальши, а собственная его нищета широко открыла его ум и сердце страданиям миллионов. И собственное жалкое существование, этот безрадостный городской пейзаж, угнетающая обстановка Петербурга способствовали рождению «больной теории» Раскольникова.

Необычайно чутко, во многом пророчески Достоевский понял возросшую роль идей в общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой и для отдельного человека и для общества в целом.

Эта мысль выражена в эпилоге романа — в символическом по своему смыслу сне Раскольникова. Писарев писал: «Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом».

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей.

Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Раскольников говорит о спасении человечества, в нём развивается идея о его особом предназначении. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «…людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово».

Совет

И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

И его волнует вопрос: «…вошь ли я, как все, или человек?… Тварь ли я дрожащая или право имею…» В результате Раскольников стал считать себя «необыкновенным» человеком, и, следуя своей теории, задумал убить жадную, отталкивающую старуху-процентщицу, а на ее деньги творить добрые дела и спасти от нищеты и жалкого существования своих родных.

Но несмотря на то, что он оправдывал этот замысел своей теорией, герой не сразу решается на убийство. В его душе происходит борьба, его естественные чувства противятся этому противоестественному поступку. Еще до преступления Раскольников испытал жесточайшие нравственные страдания.

Но он оказывается приговоренным к совершению убийства, его мечта о том, чтобы все люди жили счастливо, оказалась сильнее, и он убивает старуху. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатый и сильный безнаказанно господствуют над слабым и угнетенным, и где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой.

Ему кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, — морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь.

Но убийство ростовщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове (хотя он не отдавал себе в этом отчет) скрывалась глубоко запрятанная самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству.

Таким образом, круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся. Мало того, что один и тот же топор разит правого и виноватого, что одно убийство влечет за собой другое – беременной Лизаветы. Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы.

«С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление». Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему принесет убийство. Кроме того, он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что надо бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно. Но самое главное, он, как и любой человек, был не вправе разделять людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», решать судьбы людей, кому жить, а кому умереть.

Одним из первых Достоевский, верно, почувствовал, что восстание против старой, буржуазной морали посредством простого ее выворачивания наизнанку не ведет и не может привести ни к чему хорошему.

Лозунги «убей», «укради», «всё дозволено» могут быть субъективно, в устах тех, кто их проповедует, направлены против лицемерия буржуазного общества и буржуазной морали, ибо, провозглашая в теории; «не убий», «не укради», капиталистический мир на практике возводит убийство и грабеж в повседневный, «нормальный» закон общественного бытия. Но объективно лозунг «всё дозволено» представляет собой апологию зла, более агрессивную, злобную форму той же буржуазности.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Его замучила совесть, он испытывает жесточайшие нравственные страдания, глубокое отвращение к самому себе, один только страх овладел всем его существом.

Обратите внимание

Отказавшись от наполеоновских мечтаний, он подошел к порогу новой жизни, которая объединила бы его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, — Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни.

Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соне недавно за занятие проституцией выдали «желтый билет», который лишил ее всех гражданских прав. Но, несмотря на это, она не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо.

Она уважает людей и испытывает безграничную, всеохватывающую жалость, сострадание к ним. Соня — глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания.

И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, после чего смог раскаяться и вернуться к реальной жизни. «Закон, правда и человеческая природа взяли свое», — писал Достоевский.

Этим писатель подчеркивает народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика – «божью правду», смирение, благодеяние. Он и сам понимает слабость и противоречивость своих позиций, но, кроме лозунга «Смирись, гордый человек!», ничего предложить пока не в силах.

Роман насыщен контрастами света и тени, его самые трагические и впечатляющие эпизоды разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы — и это подчеркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию.

Как в трагедиях Шекспира, в «Преступлении и наказании» в действии принимают участие не только люди, но и стихии — атмосфера, вода, земля, — которые выступают как силы то дружественные, то враждебные людям. Достоевский изображает город в желто-серых тонах, которые ассоциируются с желчью, зноем.

И этот желто-серый оттенок был связан с ощущениями обитателей Петербурга. Самоубийство психологического «двойника» Раскольникова — аморалиста Свидригайлова — происходит сырой и дождливой ночью, когда не только переполняется чаша его страданий, но разверзаются «хляби небесные» и вся природа, кажется, хочет выйти из берегов.

Важно

Многие эпизоды романа тонут в своеобразном «рембрандтовском» освещении, которое подчеркивает их своеобразную «фантастичность».

При всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, которые порождает в ней буржуазная цивилизация? Романисту нередко представлялось, что в призывах к внутреннему просветлению, к очищению личности состоит тот последний, главный вывод, который вытекает из его художественного анализа трагической нескладицы современного ему бытия. Но Достоевский был слишком могучей, титанической личностью, чтобы поэзия душевной кротости, смирения и страдания могла сделать его глухим к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Более того, нельзя не признать, что совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло. Дело совсем в другом: Достоевский ценит в своих героях-«отрицателях» непримиримость к историческому застою, нравственную неуспокоенность, способность жить не одними узкими вопросами своего личного существования, но большими, тревожными вопросами жизни всех людей, остро ощущать необходимость коренных исторических перемен, которые помогли бы сдвинуть человечество с мертвой точки. В творчестве великого писателя с необычайной силой отразились атмосфера постоянного высокого духовного горения, глубина и широкий размах философских, социальных и нравственных исканий, которые сложная переходная эпоха его жизни пробудила как в образованных слоях русского общества, так и в самой гуще широких масс пореформенной России, нараставшее в них острое чувство социального неблагополучия, пробуждение сознательного, аналитического отношения к жизни, стремление к пересмотру старых патриархальных норм поведения и морали, страстную решимость добраться мыслью «до корня», до самой глубины существующей социальной неправды. Вот почему те герои-«отрицатели» в романах Достоевского, искания которых, какой бы парадоксальный характер они ни принимали, продиктованы искренним, бескорыстным стремлением разобраться в сложных загадках жизни, мучительно выстрадав свою личную правду, сохраняют большое поэтическое обаяние. Они не уступают в этом отношении противостоящим им персонажам, в которых воплощены поэзия душевной кротости, чистоты сердца, тихого, радостного приятия мира. В обоих этих противоположных — и в то же время взаимосвязанных, неотделимых друг от друга — полюсах национальной жизни Достоевский ощущал биение живого пульса России.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь.

Именно этог, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. На протяжении всего романа — многочисленные авторские ремарки, мы наблюдаем за диалектикой мысли героя, пытаемся выяснить мотивы совершения преступления.

Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит. Достоевский заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла. По словам А.

Блока, «наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Верно и другое – с юношеских лет, а то и позже, наш ум, совесть нашу начинает тревожить угрюмое имя: Достоевский».

Источник: http://velib.com/sochinenie/roman_fm_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector