Сочинение по картине московский дворик поленова 4, 5 класс описание

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

Поленов — художник, который создавал картины разной тематики. Часто это были картины на историческую тему, его привлекали жанровые картины, а также он увлекался написанием портретов. Любил Поленов создавать и пейзажи.

И вот в 1877 году художник создает, как оказалось, настоящий шедевр, что принес ему огромную славу став его визитной карточкой.

Это была картина Поленова Московский дворик, которую он в 1878 году представил на выставке, назвав работу наброском, картинкой.

Обратите внимание

Картина Василия Поленова Московский дворик переносит нас в далекое прошлое, ведь сегодня сложно в Москве отыскать подобные места. Сегодня столица далеко не провинциальная, она суетливая, шумная, поражает своим могуществом и архитектурой. И вот нам попадается такая теплая, светлая картина под названием Московский дворик.

Смотришь, и трудно поверить что когда-то Москва с ее современными дворами была именно такой. А ведь была же и данный дворик действительно существовал. Его автор увидел из окон квартиры, что хотел снимать, когда приехал из-за рубежа.

Московский дворик словно свидетельство зарождения современной столицы, как начало истории, начало той самой монументальной грациозности, которую мы видим сегодня. А когда-то столица была провинциальной, о чем свидетельствует изображенный дворик. И такие дворики были не единичными. Они были повсюду.

Что же изображает художник? Когда работаешь над описанием полотна Поленова Московский дворик, то видишь целый мир, где царит провинциальный уклад жизни, изображенный в начале лета.

Глядя на работу Василия Дмитриевича Поленова кажется, что он изображает утро. День обещает быть жарким и солнечным. С каждой минутой дворик оживает, поэтому мы видим запряженную лошадь, что ожидает своего хозяина, кур, которые что-то ищут в траве, женщину, направляющуюся к колодцу с ведром.

На переднем плане автор изображает детей. Они проснулись, возможно уже и позавтракали после чего сразу же бросились играть во дворе.

Вот один ребенок направляется к закрытому погребу, двое других малышей легли на травку и наблюдают за пролетающими облаками. А недалеко сидит малышка, которая почему-то без настроения.

Может она плачет, чтобы и на нее обратили внимание, а может что-то не получается сделать.

Важно

По левую сторону на картине изображен старый деревянный забор, за которым растут густые деревья и кустарники. Забор перетекает плавно в особняк, за которым стоит сарай и иные постройки.

На заднем плане мы видим изображенную святыню — пятиглавую церковь, а рядом с ней, стремящаяся ввысь к голубому бескрайнему небу колокольня.

Картина яркая, светлая, даже скажу, солнечная, добрая и живая. Когда смотришь на полотно Поленова, то появляются только прекрасные чувства, чувство радости и хорошего настроения.

  • написать сочинение по картине В Д Поленова Московский дворик

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-v-d-polenova-moskovskij-dvorik.html

Сочинение-описание картины В.Д. Поленова «Московский дворик»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

по репродукции картины В.Д.Поленова

«Московский дворик»

в 7 классе

Учитель русского языка и литературы

Судакова О.Н.

Урок развития речи

Тема: «Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

Цель урока:

  1. Повторить сведения о различных видах описания.

  2. Сформировать умения описывать местность.

Задачи урока:

  1. Показать мастерство художника В.Д.Поленова на примере картины «Московский дворик».

  2. Научить видеть прекрасное в живописи.

  3. Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Ход урока:

  1. Повторение сведений об описании как типе речи и о различных видах описания. Слово учителя (5 мин.)

    1. Какие вы знаете типы речи? (повествование, описание, рассуждение)

    2. Что изображается в описании? Какой вопрос можно поставить к тексту-описанию? Каков предмет?

Существуют разные виды описания: описание природы, описание внешности, описание помещения.

Описание местности строится по своим законам. Сначала даётся общий план – указывается, какая именно местность будет являться предметом описания, и говорится о её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых и создаются эти особенности.

  1. Подготовка к сочинению-описанию картины В.Д.Поленова «Московский дворик». Слово учителя (10 мин.)

Рассмотрим репродукцию картины:

На картине В.Д.Поленова изображён уголок старой Москвы. Натурой для создания пейзажа – типичного уголка старой Москвы в ясный, солнечный день — послужил дворик в Трубниковском переулке у Арбата, который открывался из окон московской квартиры художника.

Поленов подарил И.С.

Тургеневу один из этюдов картины, и этот пейзаж стал для писателя, жившего в то время во Франции, дорогим воспоминанием о Родине, о её патриархальности, о золотых куполах церквей, устремлённых в небо, о простоте и незатейливости быта людей.

  1. Беседа по вопросам (15 -20 мин.)

    1. Что изображено на картине? Опишите своё общее впечатление.

Перед нами небольшой московский дворик. Похож ли он на современные московские дворы и детские площадки? Нет, они покрыты асфальтом, усыпаны грязным песком, а здесь дворик чистый, поросший выжженной солнцем травой, в которой белеют ромашки. Он уютен, тих, залит ярким солнечным светом.

Теперь рассмотрим картину поподробнее.

    1. Что изображено на переднем плане картины и в центре композиции?

На первом плане слева изображён пышный разросшийся сад, за которым виднеется фасад большого особняка из белого камня. Сквозь ветви деревьев белеют круглые колонны и фронтон нарядного особняка. Перед садом крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся забором.

На переднем плане картины изображены дети. Белоголовая девочка в белой рубашке и холщовой юбке рассматривает сорванный цветок. В сторонке сидит прямо в траве и плачет малышка, а чуть дальше возятся в траве ребятишки постарше. В глубине двора от колодца с полным ведром идёт женщина.

Справа изображена запряжённая в телегу лошадь. Пригревшись на солнышке, она стоит неподвижно. Чувствуется, что она терпеливо ждёт своего хозяина… Ещё справа видно, как сушится на верёвке бельё.

    1. Что находится в глубине двора?

Здесь стоит полуразвалившийся сарай. На его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры.

    1. Что мы видим вдалеке, на заднем плане за сараем?

На заднем плане видна панорама Москвы: крыши невысоких светлых домов, церкви, колокольни. Вдали слева возвышается величественный белокаменный храм с пятью столпами куполов. Центральный столп увенчан золотым куполом, который ярко блестит в солнечных лучах. Справа возносится к небу пирамидальная колокольня, украшенная тремя ярусами длинных окон и увенчанная золотым куполом-луковкой.

Читайте также:  Сочинение семья ростовых в романе война и мир толстого

Без изображения храма дворик утратил бы своё до конца неизъяснимое очарование… (Попробуйте закрыть ладошкой храм).

    1. Какой день выбрал художник для изображения?(особый — торжественный, праздничный или обычный, будний)

Художник выбрал для изображения обычный будний день. Предметы на картине (лопухи, сарай, репейник, бельё и т.д.) – самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами.

    1. Как Поленов передаёт изображение летнего солнечного дня?

Над низенькими домиками, над разросшимся садом сверкают купола белокаменных церквей, сияет прозрачное небо, по которому скользят лёгкие белоснежные облачка. Картина наполнена воздухом, солнечным светом и теплом. Солнечные лучи играют на стенах домов, на заборах, сараях, озаряют купола церквей. Вся лужайка прогрета ласковым солнцем.

    1. Какое настроение оставляет картина Поленова «Московский дворик»?

Художник изобразил один из многочисленных уголков Москвы, который сохранил прелесть деревенской жизни. Храм, изображённый на картине – это реально существующий храм Спаса Преображения на Песках и находится он в районе Арбата.

Мастерство художника проявилось в том, что он сумел передать гармоничную связь человека с природой. Картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворённостью, создаёт у зрителя настроение спокойствия, ощущение тихого праздника, светлой радости бытия.

Благословение Божие лежит здесь.

  1. Составление плана (5 мин.)

План

    1. Сюжет картины В.Д,Поленова «Московский дворик»

    2. Общий вид дворика

а) лужайка, сад, особняк, сарай на первом и втором планах.

б) повседневная жизнь ласкового дворика

в) панорама Москвы (задний план): городские дома, церковь, колокольня

г) изображение летнего солнечного дня

д) мастерство художника

3. Настроение, которое оставляет картина.

  1. Словарная работа (5 мин.)

Запись под диктовку и объяснение написания опорных словосочетаний.

Уголок старой Москвы, пышный разросшийся сад, фасад особняка, покосившийся дощатый сарай, панорама Москвы, белокаменная церковь, столпы с куполами, золотой купол-луковка, пирамидальная колокольня, копошатся в земле, прелесть деревенской жизни, гармоническая связь жизни человека с жизнью природы, белоснежные облачка, светло-голубое, прозрачное небо, тишина и безмятежность, ощущение тихого праздника, светлой радости бытия, настроение спокойствия, умиротворённости, благословение Божие.

  1. Задание на дом: сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик».

Используемая литература:

В.Поленов (Альбом). Автор-составитель И.В.Раздобреева. – М. Изобразительное искусство. 1973г.

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-opisaniie-kartiny-v-d-polienova-mosko.html

Сочинение по картине поленова московский дворик

История написания картины Василия Поленова «Московский дворик»

Вернувшись в Россию из Италии, Василий Поленов долго бродил по арбатским переулкам в поисках квартиры, которая бы соответствовала всем требованиям художника. А требования были предельно просты. Покой, уют, хороший вид из окна.

Что ещё нужно живописцу? На двери одного из домов висела записка «Сдаётся». Когда Василий Поленов зашёл в дом и посмотрел в окно, он увидел небольшой дворик, весь залитый солнцем, с колодцем под крышкой и пятиглавой церквушкой за покосившимся сараем.

«Я тут же сел и написал его», — вспоминал потом Поленов.

На картине Василия Поленова изображён московский дворик, который можно было увидеть из окна дома в одном из арбатских переулков в девятнадцатом веке.Поленов изобразил дворик в самый обычный будничный день. Всё пронизано солнечным светом. Солнце светит лаского и мягко. По ярко-голубому небу бегут перистые облака.

На дальнем плане картины за старым сараем изображена пятиглавая церквушка и колокольня. И церковь и колокольня белого цвета с золотыми куполами. Художник использует контраст тёмного тона сарая с белой церковью. Так подчёркивается нарядность, воздушность церкви и в то же время её уютность.Справа на дальнем плане видны крыши домов и ещё одна, такая же белая и нежная церковь.

Весь дворик – это небольшая лужайка с сараем, домом и колодцем. Неподалёку от сарая стоит лошадь, запряжённая в сани. Создаётся впечатление, что хозяева недавно запрягли её и скору поедут куда-то. Вдалеке идёт женщина с ведром, возможно, она в сарае подоила корову и несёт молоко. Рядом с ней расположен белый домик.

На среднем плане на изумрудной траве лежат два мальчика и во что-то играют, а через тропинку на лужайке сидит маленький малыш.

На переднем плане стоит мальчик и что-то очень внимательно разглядывает. Рядом с ним — колодец под деревянной крышкой, а за колодцем забор, на который свешиваются зелёные растения.

Василию Поленову удалось на этой картине изобразить ощущение движения.

Кажется, что всё на картине «Московский дворик» движется, что женщина с ведром идёт по тропинке, дети играют, лошадка переминается с ноги на ногу. Дворик вызывает ощущение настоящего деревенского приволья. Она дышит умиротворённостью.От картины веет радостью. Создаётся ощущение тихого праздника.

Эта картина понравилась мне, потому что на ней художник изобразил простую обыденную деревенскую жизнь. Каждый занимается своим делом. Когда я смотрю на эту картину, я вспоминаю деревню, где находится моя дача.

Источник: https://sochinenie212.wordpress.com/2017/06/12/sochinenie-po-kartine-polenova-moskovskij-dvorik/

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» МБОУ «СШ им. Д.И. Коротчаева» Разработала Безбокова Алёна Сергеевна учитель русского языка и литературы

2 слайд Описание слайда:

Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец — крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта — научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)

3 слайд Описание слайда:

В 1878 г. на XII выставке появляется ныне знаменитый «Московский дворик».

«Московский дворик» — действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором «сходятся» барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь — часть безбрежно-гармоничного мира природы.

4 слайд Описание слайда:

Совет

Последующие работы Поленова — «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, — упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов.

Читайте также:  Сочинение анализ повести пушкина барышня-крестьянка

Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись «европейское влияние» (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.

5 слайд Описание слайда:

Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины («Ранний снег», 1891; «Золотая осень», 1893, и др.). Это — Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи — лучшее в его наследии.

6 слайд Описание слайда:

Москва конца 19 века поражает провинциальным укладом жизни. В древнем русском городе не было дворцовых площадей, роскошных фонтанов и монументальных зданий. Старая Москва – это бесчисленные дворянские гнезда, перемежающиеся с купеческими домами, торговые лавки и белые, устремленные в небесную высь церкви. Именно такой увидел Москву столичный художник Василий Поленов.

7 слайд Описание слайда:

Написанная в 1877 году картина «Московский дворик», стала для художника знаковой в изображении простой русской жизни.

В поисках квартиры, в которой он мог бы спокойно работать, Василий Дмитриевич случайно выглянул из окна понравившегося ему дома и увидел самобытную картину русской жизни.

Крестьянские дети увлеченно играют на траве, женщина, согнувшись от тяжести, несет ведро воды, по двору бегают куры, а запряженная в телегу лошадь послушно ждет своего хозяина.

8 слайд Описание слайда:

На картине изображен московский двор в начале лета. Это уголок старой Москвы — с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным укладом жизни. Мы видим утро ясного солнечного дня. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю.

Обратите внимание

Дворик постепенно оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего хозяина запряженная в телегу лошадь. Девочка в белой кофте и длинной юбке внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет маленькая девчушка.

Все дышит любовью художника к людям и к жизни: белоголовые ребятишки, корявые березы, пушистый ковер молодой травы, покосившиеся хозяйственные постройки, сверкающие белизной нарядные особнячки, стройные храмы, кружевные колокольни, блестящие в лучах солнца купола церквей. И над всем — бездонное голубое небо.

Художник использует всевозможные оттенки зеленого и голубого цветов и этим добивается легкости, воздушности, плавности переходов.

9 слайд Описание слайда:

Что изображено на переднем плане? Ребятишки играют на теплой траве. Двое удобно устроились прямо на земле. Они о чём-то разговаривают или разглядывают какое-то движение в траве. — Ещё один мальчик направился к погребу. Он тоже чем-то увлечён. -И все трое совсем забыли о маленькой сестрёнке, которая плачем пытается привлечь их внимание. -Пышно зеленеет сад за забором.

10 слайд Описание слайда:

Что изображено на заднем плане? В тени стена небольшого особняка, который расположился в центре двора. Рядом с домом разместился сарай. Он уже покосился от старости, а его крыша местами провалилась. На ней выросло деревце.

Слегка накренился и колодец. Всё говорит о том, что это старый московский особняк: и погреб, и потемневший от времени забор.. Во дворе стоит запряжённая в телегу лошадь, ожидая своего хозяина. Она понуро опустила голову.

11 слайд Описание слайда:

На какие детали ты обратил внимание? Из дома вышла женщина с ведром и идёт по дорожке. Куры деловито прогуливаются и поклёвывают зелёную травку, камешки. Их не пугает присутствие женщины и детей. Они тоже заняты своим делом. В глубине двора на верёвке висит бельё. Столбы вот-вот готовы упасть. Но нет в этом дворе запустения. Чистота кругом.

12 слайд Описание слайда:

тона, в которых написана картина… На картине изображен простой дворик в Москве. Начало лета. Трава ещё не очень высокая и не пожелтевшая, цветут цветы. День солнечный, жаркий. Небо синее-синее с редкими белоснежными облаками. На его фоне красиво вырисовывается церковь с пятью куполами.

Важно

Центральный купол золотой. Он возвышается среди своих серебристых собратьев. Но ещё выше вознеслась колокольня. Солнечный свет такой яркий, что на стенах и церкви, и колокольни лежит тень от облаков. Неслучайно крестьянка и дети одеты в белое. Этот цвет символизирует смирение и чистоту души.

13 слайд Описание слайда:

Какой видится Москва через призму этого дворика? Не смотря на то, что крепостное право было уже отменено, простой народ жил в большой нужде и не имел возможности поправить свое бедственное положение. Но художнику было важно показать самих русских людей, обладавших поистине христианским терпением.

Возрождение крестьян к новой жизни он связывал неразрывно с религией. Век от века православие на Руси помогало людям переносить невзгоды, побеждать болезни. в 80-ых годах 19 столетия по всей Руси стоял колокольный звон, блистали маковки церквей, и жизнь наполнял чудесный свет, льющийся с небес.

Божественной благодатью пропитан каждый мазок «Московского дворика».

14 слайд Описание слайда:

Примерный план сочинения I.Вступление. В.Д. Поленов- известный русский художник II.Основная часть. 1) Что изображено на картине 2) Какие мысли и чувства передал художник 3) Умение художника отразить свой замысел III.Заключение. Моё отношение к картине

15 слайд Описание слайда:

Картина В.Д. Поленова наполнена такой теплотой, что становится радостно на душе. Сколько любви вложено в это произведение. Старый московский дворик… Но там всё такое родное и близкое, что невозможно не любоваться скромной красотой простого городского пейзажа.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/sochinenie-po-kartine-vd-polenova-moskovskiy-dvorik-803963.html

Сочинение по картине В. Д. Поленова «московский дворик»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

СОЧИНЕНИЕ

по картине В.Д.ПОЛЕНОВА «МОСКОВСКИЙ ДВОРИК»

5 классОсновной метод – беседа.

Первый этап урока – рассказ о художнике.

Второй этап – анализ картины.

На уроках развития речи по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» можно раскрыть не только очарование этого маленького шедевра, но и выйти на более общие вопросы суще­ствования русского города.

Читайте также:  Сочинения по рассказам шолохова

Сначала нужно внимательно рассмотреть все изображенное на картине, взгляд должен идти от переднего плана и цент­ра композиции по часовой стрелке и подниматься ввысь. Открытки с ре­продукцией картины раздаются на каждую парту.

На доске написана тема и слово «План», пунктами которого станут вопросы, предлагаемые детям.

Что изображено на картине? Опишите свое общее впечатление. Перед нами небольшой московский дворик (именно московский, а не деревен­ский, как может показаться с первого взгляда).

Совет

Похож он на современные московские дворы и детские площадки? (Нет, они покрыты асфальтом, усы­паны грязным песком, а здесь дворик чистый, поросший зеленой травой, исчерченный тропинками…

Он уютен, тих, залит ярким солнечным светом, от него веет спокойствием, умиротворенностью…)

Теперь рассмотрим картину поподробнее. Что изображено на переднем плане и в центре композиции? (Перед нами на переднем плане и справа мо­жно ясно различить крупные головки полевых цветов (ромашек). Что они напоминают нам? На кого похожи? На играющих тут же белоголовых ре­бятишек.

Попробуем описать, что мы видим слева. Перед нами крышка старого колодца или погреба, лопухи, репейник, растущие перед покосившимся за­бором. Сквозь ветви тенистого сада можно рассмотреть фасад белого дома с колоннами. Боковая часть сада особняка выходит во дворик.)

Что находится в глубине двора? (Здесь стоит полуразвалившийся (не полуразрушенный, как могут говорить дети) сарай. На его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры, жен­щина выносит ведро или собирается кормить их…)

Что изображено справа? (Справа изображена лошадь.) Что она делает? Видим ли мы кучера? (Нет, пригревшись на солнышке, она стоит неподви­жно, ее уши спокойно опущены, чувствуется, что она терпеливо ждет сво­его хозяина… Еще справа видно, как сушится на веревке белье.)

Что мы видим вдалеке, на заднем плане, за сараем? (Вдалеке на заднем плане белеют крыши невысоких московских домов. Значит, таких двори­ков здесь множество…)

Почему так получилось? Почему столичному городу Москве оказались присущи столь скромные, почти что сельские дворики, такие русские?..

Здесь учитель может сделать небольшое отступление и поведать детям о том, как возникали и росли города на Руси и как этот процесс был не по­хож на развитие городов Западной Европы.

(Слово город (град) первоначально значило укрепление. Срубить, по­ставить город значило обнести какое-либо место оградой (тыном, плетнем, частоколом, остогом, деревянной или каменной стеной).

Вокруг этого военного укрепления селился («садился») разный люд (купцы, мастеровые, мелкие торговцы, крестьяне и т.д.). Так возникали го­родские посады, жители которых порывали окончательно с сельскохозяй­ственными занятиями.

Во время вражеских нашествий жители посада укрывались в граде (де­тинце, кремле).

Когда посады значительно увеличивались и старый город не мог вместить всех ищущих защиты, посад обносился новым поясом ук­реплений.

Поэтому внутри города застройка могла складываться из разно­го рода усадеб, окруженных садами, огородами, даже лугами, оврагами (на­пример, Лужниковский — ныне Вишняковский переулок, где, говорят, еще в начале XVII века паслись коровы Марфы Ивановны, матери царя Михаила Феодоровича, или храм Григория Неокесарийского на Дебрицах, то есть оврагах).

Основным строительным материалом было дерево (счита­лось, что жить в каменных домах нездорово). Опасность пожаров не поз­воляла слишком тесно ставить строения. Отовсюду видны были главные здания (терема, храмы), по которым было легко ориентироваться.

Таким образом, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением.

Обратите внимание

Кроме того, летописи свидетельствуют об эстетиче­ском отношении к выбору места строительства града и его основных со­оружений («бе бо место велми прекрасно…»).

Русский средневековый город не противопоставлялся жестко природе, его укрепления и строения выглядели, скорее, особой формой ландшафта, а не чем-то искусственным, враждебным природе.

Совсем иным было развитие большинства западноевропейских горо­дов, где город виделся целым и конечным, однажды и навсегда заключен­ным в панцирь укреплений. Ограниченность территории имела следстви­ем высокую плотность ее застройки, дома смыкались в непрерывные ряды.

Это предполагало преимущественно каменную застройку стен, дворы и са­ды теснились сзади. Число этажей увеличивалось, достигая шести, а то и семи.

Город с его высокими стенами и грозными башнями, четко обозна­чающими пределы, противопоставлялся ландшафту как массивное искус­ственное тело…)

После экскурса в историю становится более понятным, почему дворик в одном из арбатских переулков напоминает деревенский лужок и вызыва­ет ощущение настоящего деревенского приволья.

Продолжим внимательно изучать картину В.Д.Поленова и будем далее рассматривать то, что изображено на заднем композиционном плане. Одновременно знакомлю учащихся с неизвестными им терминами. (Там как бы венчает композицию изумительно красивый белокаменный храм с пятью луковичными главами на стройных барабанах. Их окружают наряд­ные закомары.

Храм соединен с изящной шатровой колокольней. Купола сияют мягким золотым и серебристым светом. Без изображения храма (его можно предложить закрыть ладошкой) дворик утратит свое до конца не­изъяснимое очарование, лишится своей нежной красоты…

(Можно сказать детям, что это реально существующий храм Спаса Преображения на Пес­ках и находится он в районе Арбата.)

По ясному светло-голубому небу бегут легкие перистые облака. Солнечная погода не является жаркой, солнце светит ласково. Картина насыщена светом и воздухом. Взгляд воспринимающего скользит от земли к не­бу и наполняется радостным восхищением.

)

Какой день выбрал художник для изображения? Особый — торжест­венный, праздничный или обычный, будний? (Художник выбрал для изо­бражения обычный будний день, предметы на картине (лопухи, сарай, ре­пейник, белье и т.д.) — самые непритязательные, все герои заняты повседневными делами.

Тем не менее картина излучает радость, дышит тишиной и умиротворенностью, создает ощущение тихого праздника.)

Важно

Умиление вызывает естественность существования обитателей этого мирного дворика, гармония, в которой пребывают человек и природа.

Благословение Божие лежит здесь.

Третий этап — подведение итога урока.

Четвертый этап — домашнее задание: написать сочинение.

ЛИТЕРАТУРА

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. — М.: Искусство, 1990. В.Поленов (Альбом) / Авт.-сост. И.В.Раздобреева. — М.: Изобразительное искусство, 1973. По Москве. Прогулки по Москве по ея художественным просветительным учреждениям / Под ред. Н.А.Гейнике, Н.С. Елагина, И.И.Шитца, Е.А.Ефимовой. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1917.

Источник: http://publekc.ru/sochinenie-po-kartine-v-d-polenova-moskovskij-dvorik/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector