Сочинение сережа каренин в романе анна каренина толстого

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: «Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина»)

       Тема семьи присутствует во многих произведениях русской литературы. Но, на мой взгляд, все тонкости семейного устоя сумел прочувствовать и талантливо донести Л.Н.Толстой, для которого семья важней всего.

Изучая творчество великого писателя, мной было отмечено, что истоки общества берут свое начало с семьи. На мой взгляд, именно семья способствует развитию качеств человека и формулирует его личность.

Раз само общество зависимо от семейного института, то и сам человек, как индивидуум, должен чтить свои корни.

Обратите внимание

       Именно семейная мысль Толстого и привлекла мое внимание в романе «Анна Каренина». На первый взгляд сюжет прост и банален. Замужняя женщина влюбилась в офицера. Но читая роман дальше, мне открылись новые картины восприятия мира глазами этой бедной женщины, что действительно впечатлило.

Ее жизнь не такая, о которой она мечтала, поэтому она стремится к переменам. Она тянется к любви. Любовь ломает ее семью и приводит к страданиям на первый взгляд безразличного мужа. Он решает также причинить ей боль. Каренин увозит их сына, в котором Анна души не чает. Тем самым он подталкивает ее к возвращению в семью. Анна в смятении.

Она пытается найти новые смыслы и разобраться в себе. Любовь к сыну и желание его вернуть, страсть к Вронскому, осуждения со стороны общества – все это не дает ей понять, чего же она хочет на самом деле. Вронский не оказывает ей необходимой поддержки, требуя от нее все больше внимания.

Она погружается в себя, так и не найдя выхода из сложившейся ситуации, что толкает ее к самоубийству.

       Сомнений Анны между семьей и любовью вызывают ряд противоречий и эмоций, которые возникали у меня на протяжении всего прочтения романа. Мне также понравилось мастерское изображение автором всех социальных слоев населения, с указанием их проблем и переживаний.

Толстой показывает, насколько противоречивыми бывают постулаты общества. Для массы людей важны лишь нормы и правила, в которых они видят мнимое счастье, и их нарушение приводит к осуждению, и все те, кто выходит за эти рамки, считаются изгоями. Таким изгоем и стала Анна.

       Кстати говоря, мне также очень понравилось противопоставление в романе между семьей Облонских и Карениных. В семье Карениных нет понимания и поддержки, здесь не живут чувства и забота, только лишь обоюдное безразличие, которое убивает своей черствостью душу. Конфликты и непринятие нового увлечения Анны, давление на нее со всех сторон, несомненно, повлияли на ее психическое состояние.

       Отношение и поведение людей, их осуждение и стали причиной решения Анны на совершение самоубийства. Анна любила жизнь и просто хотела счастья.

Важно

Как по мне, Толстой не принимал, а скорее даже осуждал бездумные действия толпы и это четко просматривается в романе «Анна Каренина».

Еще во многих произведениях Толстой будет поднимать тему общества и семьи, тем самым открыв в своем творчестве новую страницу и идеологию, подчеркивая значимость ценностей, морали и принципов, которые играют роль на жизнь человека.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/322-sochinenie-na-temu-mysl-semejnaya-po-romanu-anna-karenina.html

Трагедия Анны Каренины (о романе Л. Н. Толстого)

“Если кто несчастен, так это я…” В процессе работы Толстой последовательно возвышал образ Анны, наделяя ее не только физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда у героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью.

Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с “нормами” светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения.

Она открыто уходит от нелюбимого мужа к Вронскому.

Это стало причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества.

Вместе с тем писатель, сделавший, казалось бы, все, чтобы возбудить в читателе чувство очарования героиней романа, вовсе не воспринимает ее как идеал. Только в самом начале произведения “неудержимая радость и оживление” сияют на лице Анны.

Затем ее душевное состояние (и чем дальше, тем сильнее) отмечено совсем другими признаками: подозрительностью, озлоблением, отчаянием, ревностью.

Этому соответствует и система эпитетов, применяемая Толстым: “мучительная краска стыда”, “когда-то гордая, а теперь постыдная голова”, счастье, оплаченное “страшною ценою стыда”, и т. д.

Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества (“дух лжи и обмана”) и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.

Трагическое ощущение своей вины ее не оставляет. Писатель незаметно и постепенно подготавливает нас к неминуемой трагической развязке. Лицо Анны, пишет он, “блестело ярким блеском”, который напоминал “страшный блеск пожара среди темной ночи”. Огонь становится символом.

Любовь Анны воспринимается как ужасный пожар, выжигавший все вокруг.

Отношение писателя к Анне отличается немалой сложностью.

Помните, Тургенев писал о своем Базарове: “Люблю я его или ненавижу – я и сам не знаю”? Нам кажется, что и Толстой вряд ли смог бы однозначно ответить на вопрос: относится ли он к своей героине с симпатией или антипатией? Некоторые критики называли позицию Толстого то “прокурорской”, то “адвокатской”.

Совет

Литературовед Э. Г. Бабаев считает, что отношение автора к Анне Карениной скорее можно назвать отцовским, чем судебным: писатель скорбел над судьбой своей героини, любил и жалел ее; если же он и сердился на нее, то так, как сердятся на близкого человека.

Согласны ли вы с таким истолкованием авторской позиции? Не спешите с ответом, подумайте, не поможет ли вам в решении этого сложного вопроса эпиграф, предпосланный роману: “Мне отмщение, и аз воздам”? Приблизительно эти слова переводятся так: за зло, причиненное мне (за месть или преступление против меня), отплачу (отомщу) я сам. Кто это говорит? Бог. Только он один может судить людей, устанавливать их вину, наказывать их. Он – но не люди.

В одной из последующих книг, написанных уже после “Анны Карениной”, Толстой скажет: “Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. “Мне отмщение, и аз воздам”. Наказывает только Бог, и то через самого человека”.

Нет у Бетси Тверской – да и не только у нее – морального права судить Анну. Но даже если только один Бог “воздаст” Анне, то все-таки – за что? За то, что она нарушила какие-то даже не человеческие, а Божьи законы?

В конце романа Долли Облонская оказывается в гостях у Анны (в имении Вронского). Там Долли была поражена всеобщей атмосферой ненатуральности. Ей все время казалось, что она участвует в каком-то театральном представлении.

Для Толстого существуют неизменные критерии в оценке любых явлений действительности, мыслей и поступков людей: естественность и искусственность, жизнь и игра. И то, что обстановка жизни Анны носит отпечаток искусственности, является явным сигналом тревоги.

Казалось бы, все желания Анны сбываются. И вдруг обнаруживается, что как раз в полноте осуществившихся желаний заключается какая-то непонятная ущербность, неизвестно откуда взявшаяся трещина.

Не случайно Вронский, как пишет Толстой, “несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив”. Нечто подобное ощущает и Анна. Она пишет книгу для детей, интересуется архитектурой, строящейся больницей, много читает.

Но все это всего лишь попытка забыться – это игра, притворство, самообман.

Обратите внимание

К чему же приходит в итоге героиня романа? Разрушив одну семью (с Карениным она была только матерью, но не женой, не хранительницей домашнего очага), она не создала другой семьи, ибо с Вронским Анна ощущала себя только любовницей – не больше. Очень легко говорить о вине светского общества перед Анной (и это совершенно правильно), о вине Алексея Каренина и Алексея Вронского. Но нет ли вины ее самой перед тем же Карениным и перед Вронским, перед маленькими Сережей и Аней?

Путь Анны – это путь потерь, а не приобретений. Толстой неумолимо приводит героиню романа к тому, что она утрачивает всех и все: мужа, сына, возлюбленного, самоуважение, надежду… С беспощадной откровенностью Анна говорит сама себе: “Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой.

Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдаст мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского… Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет.

А Сережа перестанет спрашивать или думать о моих двух мужьях? А между мной и Вронским какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мучение? Нет и нет!” И тогда Анна делает свой выбор…

Настоящее произведение искусства всегда вызывает споры (это признак его жизненности). До сих пор идет полемика о романе Толстого, о его героине. И для того чтобы дать вам отправную точку для спора, приведем высказывание Марины Цветаевой из ее книги “Мой Пушкин”.

Имея в виду пушкинскую Татьяну и толстовскую Анну Каренину, Марина Цветаева писала: “Да, да, девушки, признавайтесь первые и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почетных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего не осталось, как лечь на рельсы”.

Источник: http://www.sochuroki.com/tragediya-anny-kareniny-o-romane-l-n-tolstogo/

Школьные сочинения

В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова, незаконная жена соседнего помещика Бибикова.

Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина». Толстой работал над новым романом более четырех лет – с 1873 по 1877 год.

Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной с общественными, социальными, философскими вопросами; произведение разрослось до большого социального романа, в котором отразилась современная писателю жизнь.

В Москве, на вокзале Николаевской железной дороги граф Алексей Кириллович Вронский встречал приезжающую из Петербурга мать. В .ожидании поезда он – думал о юной Кита Щербацкой, о ее любви к нему, от которой он «сам себя чувствовал лучше, чище».

«Вронский пошел за кондуктором й вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету.

Он ~ извинился и пошел – было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее… Когда он оглянулся, она тоже повернула голову.

Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то». Это была Анна Аркадьевна Каренина. Встретившие^ случайно, Анна и Вронский не могут забыть друг друга.

Важно

Каренина – замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее. Однако на московском балу наблюдавшая за .ней Кити видит, что «Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения…».

Читайте также:  История создания рассказа один день ивана денисовича (история написания, публикации и интересные факты)

Анна принимает  решение  покинуть   Москву   и   вернуться   домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург.

Но на остановке в Бологом, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского.

  • «Я не знала, что вы едете. Зачем вы едете? – сказала она… И неудержимая радость и оживление сияли на ее лице.
  • – Зачем я еду? – повторил он, глядя ей прямо в глаза,
  • Вы. знаете, я еду для того, чтобы быть там, где вы, сказал он, я не могу иначе.

…Он сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Смятение и тревогу в душе Анны Толстой подчеркивает описанием разбушевавшейся природы. «И в это х

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-945.htm

«Мысль семейная»: роман графа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

В первоначальных редакциях романа (в одной из самых ранних он был иронически озаглавлен «Молодец-баба») героиня была нарисована как физически, внешне, так и душевно, внутренне, непривлекательной. Намного симпатичнее выглядел ее муж.

Замысел сюжета романа связан с сюжетом пушкинского «Евгения Онегина»: «Очевидно, что “Анна Каренина” начинается тем, чем “Евгений Онегин” заканчивается. Толстой полагал, что вообще рассказ нужно начинать с того, что герой женился или героиня вышла замуж . В гармоническом мире Пушкина равновесие брака сохраняется. В смятенном мире толстовского романа — рушится.

Все же и в “Анне Карениной” эпос побеждает трагедию. Поиски смысла жизни, не дающие покоя Левину, лежат, однако, не только за пределами любви, но даже и семьи, хотя Лев Толстой вдохновлялся в этом романе “мыслью семейной”» (Громова-Опульская Л. Д. А. С. Пушкину истоков «Анны Карениной»: Текстология и поэтика. С. 170—171. Ранее ту же мысль высказывал Э. Г. Бабаев: Бабаев Э. Г.

Роман и время. Тула, 1975. С. 228).

Роман держится на «сцеплениях», как и «Война и мир». Действие продолжается после смерти главной героини. Объясняя конструктивный принцип произведения, автор писал Н. Н.

Страхову, участвовавшему в подготовке отдельного издания: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала.

И если близорукие критики думают, что я хотел описывать только то, что мне нравится, как обедает Облонский и какие плечи у Карениной, то они ошибаются.

Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления словами никак нельзя; а можно только посредственно — словами описывая образы, действия, положения» (письмо от 23 апреля 1876 г.).

Совет

Примерно то же автор «Анны Карениной» объяснял другому корреспонденту, С. А. Рачинскому: «Суждение ваше об А. Карениной мне кажется неверно. Я горжусь, напротив, архитектурой — своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался.

Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомствах) лиц, а на внутренней связи Верно, вы ее не там ищете, или мы иначе понимаем связь; но то, что я разумею под связью, — то самое, что для меня делало это дело значительным, — эта связь там есть — посмотрите — вы найдете».

Автор называл свое произведение «романом широким, свободным».

Главная героиня, Анна Каренина, — натура тонкая и совестливая, ее связывает с любовником графом Вронским настоящее, сильное чувство. Муж же Анны, высокопоставленный чиновник Каренин – как будто бы бездушен и черств, хотя в отдельные моменты и способен к высоким, истинно христианским, добрым чувствам. «Каренон» по-гречески (у Гомера) «голова», с декабря 1870 г.

Толстой учил греческий язык. По признанию Толстого сыну Сергею, фамилия «Каренин» произведена от этого слова. «Не потому ли он дал такую фамилию мужу Анны, что Каренин — головной человек, что в нем рассудок преобладает над сердцем, то есть чувством?». — Толстой С. Л. Об отражении жизни в «Анне Карениной». — Литературное наследство. М., 1939. Т. 37/38. С.

569

Толстой создает обстоятельства, казалось бы, оправдывающие Анну. Писатель рассказывает в романе о связях другой светской дамы, Бетси Тверской. Эти связи она не афиширует, не выставляет напоказ и пользуется в обществе высокой репутацией и уважением. Анна же открыта и честна, она не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добиться развода у мужа.

И тем не менее Толстой судит Анну от лица самого Бога. Расплатой за измену мужу оказывается самоубийство героини. Ее смерть — проявление божественного суда: эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: “Мне отмщение, и Аз воздам”.

Анна кончает жизнь самоубийством, но не оно является божественным возмездием — смысл божественного наказания Анны не раскрывается Толстым. (Кроме того, согласно Толстому, высшего суда заслуживает не только Анна, но и другие совершившие грех персонажи — прежде всего, Вронский.) Вина Анны для Толстого — в уклонении от предназначения жены и матери.

Связь с Вронским не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, и Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому — это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть.

Обратите внимание

Ее символ — яростная метель, во время которой происходит объяснение Анна и Вронского. По мысли Б. М. Эйхенбаума, «трактовка страсти как стихийной силы, как “поединка рокового”, и образ женщины, гибнущей в этом поединке, — это основные мотивы “Анны Карениной” подготовлены лирикой Тютчева». — Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1960.

181 Анна сознательно идет против божественного закона, охраняющего семью. В этом для автора ее вина.

Позднее Толстой писал о библейском речении — эпиграфе к «Анне Карениной»: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. “Мне отмщение, и Аз воздам”. Наказывает только Бог и то только через самого человека». По замечанию А. А.

Фета, «Толстой указывает на “Аз воздам” не как на розгу брюзгливого наставника, а как на карательную силу вещей » (Литературное наследство. Т. 37—38. С. 234).

Жесткий морализм, желание судить ближнего Толстым отвергаются — так способны только черствые и ханжески-благочестивые натуры наподобие графини Лидии Ивановны, настроившей Каренина против Анны. «Эпиграф романа, столь категорический в своем прямом, исходном значении, открывается читателю еще иным возможным смыслом: “Мнé отмщение, и Аз воздам”.

Только Бог имеет право наказывать, а люди судить не имеют право. Это не только иной смысл, но и противоположный первоначальному. В романе все сильнее выявляется пафос нерешенности. Глубины, правды — и потому нерешенности.

В “Анне Карениной” нет одной исключительной и безусловной правды — в ней многие правды сосуществуют и одновременно сталкиваются между собой», — так истолковывает эпиграф Е. А. Маймин (Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. М., 1978. С. 122).

Но возможно и еще одно толкование. По речению Христа, «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12: 48). Анне дано больше чем, не хранящим верность Бетси Тверской или Стиве Облонскому. Она душевно богаче и тоньше их.

И с нее взыскано строже. Такое толкование соответствует смыслу эпиграфа к тексту первой законченной редакции романа: «Одно и то же дело женитьба для одних забава, для других мудрейшее дело на свете».

Для Анны брак, замужество — не забава, и тем тяжелее ее грех.

Важно

В романе Толстого соединены три сюжетные линии — истории трех семей. Эти три истории одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена ее брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей, примиряется с изменившим ей мужем.

Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать истинно духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. На этом пути его подстерегают искушения и трудности.

Левин теряет понимание жены: Кити чуждо его желание к опрощению, сближению с народом.

Г. Я. Галаган соотносит судьбы героев романа, их жизненный выбор с толкованием восточной притчи о путнике и драконе, содержащейся в трактате-автобиографии Толстого «Исповедь».

В «Исповеди» Толстой пишет о четырех способов, которым люди его круга пытаются укрыться от страха жизни: это выход неведения, это выход эпикурейства, это выход силы и энергии (способность к самоубийству) и это выход слабости (жизнь в иллюзорной надежде на обретение смысла и спасение).

«Каждый из этих путей (а не только путь «прозрения»), содержащий в себе изначала зародыши саморазрушения, еще до своего философско-символического истолкования в трактате получил образное воплощение в художественной ткани “Анны Карениной”.

Путь “неведения” (Каренин и Вронский), путь “эпикурейства” (Стива Облонский), “путь силы и энергии” (Анна) и путь “от слабости к прозрению” (Левин), символизирующие собою возможные судьбы русского “образованного сословия” и теснейшим образом внутренне друг с другом соотнесенные, определяют социально-философскую направленность романа » (Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 832—833).

О некоторых частностях можно поспорить. Самоубийство Анны — очень важно, что это самоубийство женщины, которой кажется, что к ней охладел любовник, а не «философское» решение покончить с собой — сложно назвать «выходом силы и энергии». Но все же в главном сопоставление романа и трактата оправдано.

Источник: https://globuss24.ru/doc/mysl-semeinaa-roman-grafa-l-n-tolstogo-anna-karenina

Готовые школьные сочинения

Ноя 04 2014

Тема лжи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Главная героиня романа — одновременно и потеряв­шая себя, и невиновная женщина. Она отступила от сво­их священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было: она не смогла предать любовь. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбеж­ной.

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он любил мысль народную, а во втором — семейную. В «Анне Карениной» в центре внимания семейные отношения героев, взя­тые, однако, как производные от общих социально-ис­торических условий.

Совет

Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с миром зла, нежели в «Вой­не и мире». Анна появляется в романе «ищущей и даю­щей счастье».

Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием которых, в конечном счете, она и гибнет. Судьба Анны глубоко трагична. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные.

Но ее любовь и материн­ское чувство остаются для нее несоединенными, про­тиворечащими друг другу. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Каре­ниным — как о безупречной матери их сына, как о не­когда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой.

Читайте также:  Сочинение на тему деньгами надо управлять, а не служить им

В полубессознательном состоянии, ощу­щая близость смерти, она говорит мужу: «Я все та же… Но во мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся».

«Вся», то есть и та, которая была прежде, до встре­чи с Вронским, и та, которой она стала потом.

Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успе­ла еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к счас­тью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла.

Даже на пороге смерти она понимала, что это невозмож­но. Положение «лжи и обмана» она также не способна была более переносить. По мере развития конфликта открывается смысл все­го происшедшего.

Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга. Первый круг — это сослуживцы Каренина, к которым она внача­ле питала почти набожное уважение.

Познакомившись с ними ближе, она потеряла к ним всякий интерес.

Ей стало известно, «кто за кого, и как и чем держится, и кто и с кем, и в чем расходится». Вторым кругом был тот, с помощью которого Каренин сделал свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна. Первое время Анна дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре, однако, он стал невыносим для нее.

«Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и на­божных женщин и умных, ученых, честолюбивых муж­чин». Анна поняла, что все они лицемерят: притворя­ются добродетельными, а на самом деле злы и расчет­ливы. Встречаясь с Вронским, она оказалась втянутой в третий круг, центром которого была Бетси Тверская.

Княгиня Бетси внешне противостоит Лидии Ивановне с ее набожностью. Бетси не скрывает своего вольного поведения, но собирается в старости стать такой же, как Лидия Ивановна. Лицемерно было все общество, с ко­торым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом.

Обратите внимание

Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну.

Вот в чем ужас ее положения. Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Врон­ским. Следовательно, привязанность ее к жизни напо­ловину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги.

Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но эгоист Вронский не мог понять Анну. Женщина была с ним и потому мало интересовала его. Между Ан­ной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали не­доразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права.

Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди их крута; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не мог­ло согласоваться с «благоразумием».

В свое время Каре­нин был напуган тем, что в свете уже заметили отноше­ния его жены с Вронским и что это грозит скандалом.

Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь обще­ственного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.

Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счас­тливой. В действительности же была глубоко несчаст­на. Последняя встреча Долли и все права защищены 2001-2005 Анны как бы подводит итог жизни той и другой.

Одна смирилась и потому не­счастлива; другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье — и тоже несчастлива. За несколько минут до смерти Анна думает: «Все не­правда, все ложь, все обман, все зло…» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», то есть умереть.

Важно

«Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема лжи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-lzhi-v-romane-l-n-tolstogo-anna-karenina/

Сочинение: Л.Н. Толстой. Роман Анна Каренина

  • Толстой, Лев Николаевич – Анна Каренина

РЕФЕРАТ

На тему: Л.Н. Толстой.

Роман «Анна Каренина»

ученицы
10-В класса средней школы №9

г.Черкассы

Терентьевой Светланы

1999г.

После окончания «Войны и Мира» Л.Н. Толстой продолжает интересоваться историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала XVlll века, думает писать исторический роман об эпохе Петра 1. И вот во время обдумывания различных творческих планов возникает перед взором писателя образ его будущей героини.

«Это было так же, как теперь, – передает рассказ Л.Н.
Толстого мемуарист Истомин, – после обеда я лежал один на этом диване и курил. Задумался ли я очень или боролся с дремотой, не знаю, но только вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть изящной аристократической руки.

Я невольно начал вглядываться в видение. Появилось плечо, шея, и, наконец, целый образ красивой женщины в бальном костюме, как бы просительно вглядывавшейся в меня грустными глазами.

Видение исчезло, но я уже не мог освободиться от его впечатления, оно преследовало меня и дни, и ночи, и, чтобы избавиться от него, я должен искать ему воплощения».

Писателя увлекла «мысль семейная», и он поведал своей жене, что ему представляется тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. «Он говорил, задача его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой…» – записала в своем дневнике С.А. Толстая.

https://www.youtube.com/watch?v=mg67FkQDMm4

В 70-е годы Л.Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной.

В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная жена соседнего помещика Бибикова.

Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина».

Совет

Толстой работал над новым романом более четырех лет – с 1873 по
1877год. Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной с общественными, социальными, философскими вопросами; произведение разрослось до большого социального романа, в котором отразилась современная писателю жизнь. Менялся план романа, расширялись его сюжет и композиция, менялись герои и их имена.

Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на свою предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все более привлекательной.

Образы ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, то есть духовный и нравственный уровень их снижался.

Толстой строил роман «Анна Каренина» в двух планах: обличения городской жизни и буржуазной культуры (линия Анны – Каренина – Вронского) и изображения патриархально-усадебной жизни (линия Левина – Кити).

«Мысль семейная»

В Москве, на вокзале Николаевской железной дороги граф Алексей Кириллович Вронский встречал приезжающую из Петербурга мать. В ожидании поезда он думал о юной Кити Щербацкой, о ее любви к нему, от которой он «сам себя чувствовал лучше, чище».

«Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету.

Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее.… Когда он оглянулся, она тоже повернула голову.

Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то». Это была Анна Аркадьевна Каренина.

Встретившись случайно, Анна и Вронский не могут забыть друг друга.

Анна Каренина – замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее.

Обратите внимание

Однако на московском балу наблюдавшая за ней Кити видит, что «Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения…» Анна принимает решение покинуть Москву и вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург.

Но на остановке в Бологом, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского. « -Я не знала, что вы едете. Зачем вы едете? – сказала она… И неудержимая радость и оживление сияли на ее лице.

-Зачем я еду? – повторил он, глядя ей прямо в глаза, – Вы знаете. Я еду для того, чтобы быть там, где вы, – сказал он, – и я не могу иначе.

…Он сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Смятение и тревогу в душе Анны писатель подчеркивает описанием разбушевавшейся природы.

«И в то же время, как бы одолев препятствие, ветер посыпал снег с крыш вагонов. Затрепал каким-то железным оторванным листом, и мрачно заревел густой свисток паровоза.

Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь».

Эта встреча решила судьбу Анны. Как ни старалась она, вернувшись домой, жить по-старому, ей это не удавалось. Любовь к Вронскому заставила ее по-другому взглянуть на свою супружескую жизнь.

«…Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить»,- думает Анна.

Неумение обманывать, искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Карениным и светской средой.

Судьба Алексея Александровича Каренина – мужа Анны, несомненно, трагична, и многое в ней заставляет жалеть его. Каренин не «злая машина», как в порыве отчаяния называет мужа Анна. Толстой показывает его искренность, человечность в сцене примирения с женой. Даже Вронский признает, что в минуту примирения Каренин был «на недосягаемой высоте».

Правдиво раскрывая всю тяжесть человеческих переживаний Каренина, Толстой вместе с тем глубоко анализирует его отношение к жене и его поведение. Уже не молодым человеком Алексей Алексеевич встретился с Анной Аркадьевной, которая была на 20 лет моложе его. «Он сделал предложение и отдал жене все то чувство, на которое был способен».

Создав ту «обстановку счастья», которая вошла у него в привычку, Каренин вдруг обнаружил, что она «нелогичным» образом поломалась. Толстой сравнивает Каренина с человеком, который спокойно прошел по мосту и вдруг увидел, «что этот мост разобрали и что там пучина».

Пучина эта была – сама жизнь, мост – та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович. «Живые, естественные чувства

Каренин проверяет понятиями и нормами, установленными государством и церковью».

Узнав об измене Анны, он после «странного чувства физической жалости к ней», почувствовал, что его занимал теперь вопрос о том, «как наилучшим, наиприличнейшим, удобнейшим для себя и потому справедливейшим образом отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни». Но он, несомненно, эгоист, так его вовсе не интересует, почему Анна изменила, его не волнует, что Анна несчастна с ним, ему необходимо лишь отряхнуться от грязи. Он достойный сын среды, в которой вращается. Однако методичность, осторожность, безжизненная систематичность – черты, характерные для высших кругов бюрократической среды – оказались бессильны в столкновении с жизнью.

Читайте также:  Сочинение школа будущего

Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Аристократ и джентльмен, «один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской», он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине.

Решительно и прямо «объявляет он брату, что смотрит на свою связь с Карениной, как на брак…» Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна узнавала Вронского, «тем больше она любила его»; и за границей она была непростительно счастлива.

Важно

Но «Вронский, между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив… Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска».

Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Открытую связь Анны и Вронского светское общество прощало Вронскому, но не Анне. Все дома прежних знакомых были для нее закрыты.

Вронский же, найдя в себе силы пренебречь предрассудками своей среды, не порывает окончательно с этой средой даже тогда, когда светское общество стало травить любимую им женщину.

Военно-дворцовая среда, в которой он долгое время вращался, повлияла на него не менее чем служебно-бюрократические сферы на Каренина. И как Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого.

Любя Анну, он всегда забывал то, «что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, – ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Мальчик этот чаще всех других был помехой их отношений».

В сцене свидания Анны с сыном Сережей Толстой с непревзойденным мастерством художника-психолога раскрыл всю глубину семейного конфликта. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство – два великих чувства – остаются для нее несоединенными.

С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным – как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «Я все та же.

… Но во мне есть другая, я ее боюсь, – она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся».

Совет

Чувства любящей матери к оставленному ребенку, страсть к Вронскому, протест против ложной морали высшего общества и неопределенность положения образуют в судьбе Анны узел противоречий, который она не в силах развязать. Трагически звучат ее слова, обращенные к Долли Облонской: «… я не жена; он любит меня до тех пор, пока любит…» «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа –

Сережу и Алексея.… Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно.

Все, все равно…» И когда Анна поняла, что ее страстной любви недостаточно для счастья Вронского, и он, для которого она пожертвовала сыном, « все больше и больше хочет уйти от нее», она осознала свое положение как безвыходное, как трагический тупик.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа.

Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня».

Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим

«Зло, ложь и обман».

«…все это переворотилось и только укладывается»

Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху.
Сложные вопросы о браке, любви и семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные.

В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другие чиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права.

В только начинающей укладываться капитализирующейся России проходит жизненный путь и Константина Дмитриевича Левина. Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Старинный родительский дом «был целый мир для Левина».

С гордостью говорит он об истинном аристократизме своих предков, тяжело ему видеть экономический упадок и разорение родового дворянства, к которому он принадлежит.

Обратите внимание

Понимая, что наступление на дворянство капиталистических элементов нельзя остановить,

Левин стремится разгадать тайну новых отношений, найти для себя смысл и правду жизни. Как и Анна, Левин борется за свое счастье в жизни.

Однако если для Анны Карениной счастье заключается только в любви, а в событиях ее жизни отражена лишь проблема семьи и брака, то жизнь Левина несравненно богаче, интересы его многообразнее и связаны с целым рядом общественно-социальных вопросов.

Его брак с Кити Щербацкой был вполне счастливым. Кити была идеальной женой и матерью. Но, несмотря на это, семейная жизнь не может полностью удовлетворить все духовные запросы Левина, оградить его от тревожных проблем современности.

Устами Левина,

Толстой дает характеристику пореформенной России, глубоко проникая в сущность происходящих в ней перемен: «Но у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть единственный важный вопрос в России».

Левин не может не видеть тяжелого положения крестьянства, его нищеты.

Он обеспокоен тем, каковы будут отношения народа к земле в новых условиях, после отмены крепостного права; пытается найти такое решение земельного вопроса, при котором были бы соблюдены интересы, как помещиков, так и крестьян.

В своих поисках Левин отклоняет все экономические теории, существовавшие в то время на Западе и в России. Ему представляется, что для успешного ведения сельского хозяйства в России необходимо, прежде всего, учитывать характер рабочей силы, т.е.

характер русского крестьянина и особенности его отношения к земле. В своем хозяйстве Левин стремится к таким формам отношений, при которых у крестьян была бы заинтересованность в труде и была бы производительной работа. Образцовым хозяйством ему представился дом богатого мужика, у которого он останавливался на полпути к

Важно

Свияжскому. Большая, дружная крестьянская семья и слова старика: «Наше дело мужицкое, мы до всего сами…» – произвели на Левина сильное впечатление.

Главным вопросом, который вызывал в Левине мучительный разлад мыслей и чувств, был вопрос о смысле и правде жизни.

Перечитав все сочинения философов и не найдя в них удовлетворительного ответа на свой вопрос, Левин обратил внимание на отношение крестьян к жизни и воспринял их понимание смысла жизни: жить для души, бога помнить. В общении с простым народом он проникся «мужицкой правдой жизни», стихийной верой в бога.

События жизни Левина образуют свою сюжетную линию, но в общем смысле и композиции романа жизненный путь Анны и история нравственных исканий Левина связаны между собой и представляют единую картину, раскрывающую кризис в судьбах людей России пореформенного времени.

Дворянство, которое шло на службу буржуазии, вырождалось, что вызывало чувство боли у писателя, отразившиеся, в частности, в обрисовке симпатичных сторон характера Облонского и его жены Долли. Но нет твердой веры писателя в будущее и в деятельности наиболее умного из дворян – Левина.

Эта неуверенность и приближение духовной драмы Толстого отобразились в романе «Анна Каренина».

Источник: http://www.neuch.ru/sochineniya/text/169.html

Проблема семьи в романе Л. Толстого «Анна Каренина»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Я много слышала о романе Л. Толстого «Анна Каренина», смотрела одноименный фильм. Но когда я прочитала само произведение, то была просто поражена той правдивостью и трагизмом, с которым автор изображает все, о чем идет речь.

Прежде всего, роман «Анна Каренина» заставил меня задуматься над отношениями в семье. В самом начале произведения было понятно, что роман будет о родственных отношениях.

мне всегда казалось, что семья – это самое главное в жизни человека и никакие неурядицы не должны разрушить ее. но в каждой семье свои проблемы: «Все семьи несчастны по-своему» – как говорил Л. Толстой, и есть определенная доля правды в его словах.

Совет

Хотя я, все же, с ними согласна лишь частично. Семьи, действительно, разные, и, я думаю, они по-своему счастливы.

Для счастья нужно немного: любить и уважать друг друга, понимать и уметь слушать. мне нравятся рассуждения Левина, для которого семья – это самое главное сокровище жизни, как и для меня. Он мало обращает внимания на общественное мнение, делает то, что считает нужным. Всем известно, что Левин – образ автобиографический, поэтому я согласна с задумкой Л.

Толстого. Мне вообще нравится его философия в отношении семейной жизни. в романе автор представил несколько семей, которые являются совершенно разными. И, как на меня, довел свое мнение относительно того, что все семьи несчастны по-своему.

В романе только Левин нашел счастье в семейной жизни, все остальные были несчастны и, видимо, просто не хотели менять свою жизнь.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Бывает так, что люди не сходятся характерами, как, например, Каренины. Но в нашем обществе есть и такие случаи, когда люди женятся по необходимости, материальную выгоду, а не через взаимную любовь. И, как мне кажется, именно в браке по любви вероятнее найти счастье.

Семья – это не только двое людей, которые любят или же не любят друг друга. Это еще и дети, которых они родили. В романе автор поднимает проблему, которая была очень актуальной для изображенных им времен: дети женщины, которая опозорила себя и свою семью, оставались с мужем.

Анна чрезвычайно горько и тяжело переживала потерю сына, но сделать ничего не могла. Зато к дочери, которую она родила от Вронского, и которую также воспитывал Каренин как настоящий отец, она не чувствовала таких сильных материнских чувств.

Почему? Возможно, потому что этот ребенок ассоциировалась у нее с проблемами, которые возникли в ее жизни с появлением ребенка. В этой ситуации мы видим двух мужчин, которые по-разному относились к семье.

Обратите внимание

Вронского, например, мало волновала даже судьба собственного ребенка, тогда как Каренин воспитывал чужого ребенка как своего.

Мы не имеем права осуждать Анну за ее поступок. Недаром говорят, что чужая семья – темный лес. И, по моему мнению, семья – это самое ценное и ее надо беречь. Если уж Анна вышла замуж за Алексея Каренина и у них родился сын, то ее обязанность как женщины и матери быть верной своей семье и заботиться о ней.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/problema-semi-v-romane-l-tolstogo-anna-karenina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector