Сочинение тема свободы в лирике лермонтова

Мотивы свободы и одиночества лирики Лермонтова

Еще при жизни лирические произведения М. Лермонтова принесли ему славу второго поэта после Пушкина, но настоящее значение его лирического наследства открылось уже после его смерти. А поэтическая обворожительность его стихотворений привлекает читателя и сегодня.

В стихотворениях поэта отразились все его творческие интересы, моральные и художественные поиски, личные переживания, даже общественные явления его времени. Из этих произведений можно понять, какие друзья и враги его окружали, какие события волновали мир, какие проблемы разрешались.

И все же ведущий мотив его лирики — это мотив одиночества, на которое обречен человек. Для лирического героя Лермонтова выхода из этого состояния нет. Ни любовь, ни дружба не дают ему избавиться ощущение одиночества:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Живу — как неба властелин —

В прекрасном мире — но один.

Обратите внимание

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтов обращается к образу Байрона, чтобы показать истоки этого чувства. «Мировая скорбь» Байрона находит отзыв в сердце лирического героя.Но Лермонтов живет и творит при других исторических обстоятельствах.

Байрон отобразил пробуждение самосознания человека, а поколение Лермонтова несет груз разочарований в возможностях человека, ее прогрессивной роли в истории. Поэтому в «душе моей, как в океане, надежд разбитых груз лежит», потому чувство пессимизма охватывает его лирического героя.

Своеобразное решение находит этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой чувствует себя безгранично одиноким не только среди людей, но и во вселенной.

Странно, но это чувство вызывает у него не желание уйти из жизни, а желание «Свободы и покоя», желание освободиться от условностей, которые ограничивают личность, желание почувствовать красоту человеческих отношений и мира.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея

О любовь мнет сладкий голос пел

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Мотив одиночества тесно связан с мотивом свободы. Возможно, человек потому одинок, что только во внутреннем мире он чувствует себя свободным. Но Лермонтов чувствует, что скованность в пределах внутреннего мира обедняет человека.

Например, стихотворение «Не верь себе» раскрывает традиционную для романтиков тему «поэт и толпа».

Но его решение этой темы противоположно традиции: у толпы значительные преимущества перед поэтом, потому что в ней сосредоточился выстраданный опыт многих поколений, а внутренний мир одного человека, какой бы богатый он не был, не может вместить этот опыт.

Более характерно для Лермонтова — сочетания мотивов свободы и природы, природы и одиночества. Природа олицетворяет стихию свободы, потому часто употребляемые образы океана, моря, неба, звезд, туч. Лирика Лермонтова отобразила главные проблемы его времени. И не случайно мотивы одиночества и свободы — ведущие в его творчестве. Именно действительность подсказывала их поэту.

(3 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/motivy-svobody-i-odinochestva-liriki-lermontova.html

Сочинение на тему «Лирика Лермонтова»

    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”

    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины.

    И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.

    Важно

    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли.

    Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”.

    Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников.

    Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”.

    Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”.

    В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”.

    Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди.

    (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”.

    Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата.

    Совет

    С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины.

    Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им.

    У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей.

    И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой.

    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики.

    Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:

    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен.

    Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе.

    В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:

    По корням упругим топор застучал

    И пали без жизни питомцы столетий.

    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.

    Обратите внимание

    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века.

    К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики.

    Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.

    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

    Одинок я – нет отрады:

    Стены голые кругом

    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

    … Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко,

    И тихонько плачет он в пустыне.

    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.

    Читайте также:  Характеристика и образ барыни из рассказа муму тургенева сочинение

    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”.

    Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:

    К добру и злу постыдно равнодушны

    В начале поприща мы вянем без борьбы.

    Важно

    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.

    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску.

    Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира.

    Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом.

    Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.

    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.

    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя.

    Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника.

    Совет

    Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему.

    Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта.

    В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.

    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского.

    Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем.

    Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)

    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.

      Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-lirika-lermontova

      Гордость и свобода в лирике М. Ю. Лермонтова как боль недопонимания

      Сочинения › Лермонтов М.Ю.

      Готовые Домашние Задания

      О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

      Жрецы минутного, поклонники успеха!

      Над кем ругается слепой и буйный век,

      Но чей высокий лик в грядущем поколенье

      Поэта приведет в восторг и умиленье!

      А. С. Пушкин

      Одна из центральных тем романтизма — тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — М. Ю. Лермонтова.

      Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности.

      Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество.

      Обратите внимание

      Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову.

      Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины…”, “На севере диком…” и др.

      Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:

      А он, мятежный, просит бури,

      Как будто в бурях есть покой!

      Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:

      Прощай, немытая Россия,

      Страна рабов, страна господ…

      Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:

      Нет у вас родины, нет вам изгнания!

      Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине.

      В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой.

      Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”).

      Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.).

      Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной.

      Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:

      Я ищу свободы и покоя,

      Я б хотел забыться и заснуть.

      Важно

      В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:

      И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…

      Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.

      В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.

      Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

      Ни гением начатого труда.

      Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником.

      Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю.

      Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

      Сочинения по теме:

      • Гордыня или тщеславие? Что действительно гложет М. Ю. Лермонтова, когда он говорит «Я не унижусь пред тобою…» ? сочинение
      • М. Ю. Лермонтов как предсказатель и провидец действительной истории страны сочинение
      • «Любовь и трагедия едины», — кричит нам лирика М. Ю. Лермонтова. Так ли это? сочинение
      • Изгой по собственному желанию. М. Ю, Лермонтов сочинение

      Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/raznoe-462/gordost-i-svoboda-v-lirike

      Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова сочинение

      А он, мятежный, просит бури,

      Как будто в бурях есть покой!

      М. Лермонтов

      Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова. Велико и многогранно художественное наследие М. Ю. Лер­монтова. Его произведения отличаются по тематике, настроени­ям, жанру, между тем они обладают несомненным единством. Че­рез все его творчество проходит образ бури, отражающий настрое­ние самого поэта и настроение всей эпохи.

      Вся лирика поэта проникнута духом свободы. Однако он не декларирует открыто свои убеждения. Мятежный дух возникает как бы сам собой из описаний человеческой души.

      Особый, характер­ный Лермонтову, голос волнует и очаровывает нас, вовлекает в мир чувств и мыслей поэта, обогащая наш внутренний мир.

      Совет

      Как вся­кий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедал­ся в своей поэзии, и его произведения — своеобразная история души, помогающая понять его как поэта и как человека.

      В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, Лермонтов рисовал в своем воображении людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за родину, за идею, за верность самим себе.

      Но светское общество, с которым Лермонтов был связан сво­им рождением и воспитанием, не могло дать ему реальных «сво­бодных и гордых» героев, поэтому он наделял своих персонажей своими собственными чертами, своими собственными мыслями.

      Таковы Фернандо и Юрий Волин в его юношеских трагедиях. И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. Таков и герой «Маска­рада» — Евгений Арбенин.

      Но чем старше становился Лермонтов, тем чаще он соотно­сил свои личные, субъективные переживания и ощущения с опы­том и судьбой своего народа, судьбой целого поколения.

      И мир романтической мечты постепенно стал уступать изображению реальной действительности, в поэзию Лермонтова все чаще втор­гается повседневная жизнь 30—40-х годов с ее противоречиями: глубокими идейными интересами и мертвящим застоем обще­ственной жизни.

      Читайте также:  Сочинение человек и природа в лирике фета

      Современное общество олицетворяло в глазах поэта все лжи­вое, бесчувственное, жестокое и лицемерное, и ненависть к «стра­не господ», отрицание купленной кровью славы только обостряли его любовь к «печальным деревням» и к их «холодному молчанию». У Лермонтова даже пейзаж наполняется мыслями о трагических вопросах жизни, «лепечет… про мирный край» и

      Тогда смиряется души моей тревога,

      Тогда расходятся морщины на челе, —

      И счаст ье я могу пост игнут ь на земле…

      В стихотворении «И скучно и грустно…» перед нами встает че­ловек из «толпы угрюмой», живущий в годы тяжелого безвреме­нья. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества.

      Представление о жизни как «о ровном пути без цели» рождает ощущение беспо­лезности желаний — «что пользы напрасно и вечно желать?..» Стро­ка: «И ненавидим мы, и любим мы случайно» логически приводит к горькому выводу: «На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно».

      Стихотворение «И скучно и грустно…» В. Г. Белин­ский назвал «похоронной песнью всей жизни».

      Однако Лермонтов — не мрачный отрицатель жизни, он лю­бит ее страстно, но ровное, спокойное течение жизни не для него. Он вдохновлен мыслью о родине, мечтой о свободе, его сердце наполнено жаждой действий, активного вмешательства в жизнь:

      Мне нужно действовать,

      Я каждый день

      Бессмертным сделать бы желая.

      Обратите внимание

      Поэт верит, «что мир для счастья сотворен», но его сердце «пол­но сожалений» о том, что каждый миг действительности противо­речит этой вере. Все созданное Лермонтовым — это подвиг во имя свободы и родины.

      И заключается он не только в прославлении героев Бородина, в строках «Люблю отчизну я…» или в поэме «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о ро­дине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгна­нии, о пустоте жизни…

      Почти у каждого поэта есть стихи, выражающие его творчес­кое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермон­това огромное значение имеет знаменитая «Дума», где нашли от­ражение печальные раздумья поэта о судьбе народа.

      Скорбная и суровая мысль о поколении, грядущее которого «иль пусто, иль темно», о поколении, обреченном, как казалось ему, пройти по жизни «толпой угрюмою и скоро позабытой», не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге.

      Поэт горько сожалеет о том, что у многих представителей его по­коления отсутствует внутренняя гордость, чувство независимос­ти, что «в бездействии состарится оно». В стихотворении звучит печаль по богатырскому времени «отцов», хоть и не избежавшему ошибок, но все же прославленному своими подвигами.

      Поэт любит свою родину, «но странною любовью»; он осозна­ет, что Россия — «страна рабов, страна господ», и что покорность народа является выражением духовного рабства.

      Он стремился пробудить русский народ, приблизить час его освобождения. При­зыв к борьбе за честь, гордость, свободу звучит и в стихотворении «Смерть поэта».

      Какой невероятной силой, смелостью и оптимиз­мом наполнены его слова:

      Вы, жадною толпой стоящие у трона,

      Свободы, Гения и Славы палачи!..

      … Есть грозный суд: он ждет;

      Он недоступен звону злата…

      Произведения Лермонтова отличаются необыкновенной гар­монией художественных форм и передового содержания. Они про­буждают возвышенные чувства и благородные устремления. По мнению поэта, назначение поэзии — стать орудием битвы:

      Бывало, мерный звук твоих могучих слов

      Воспламенял бойца для битвы;

      Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

      Как фимиам в часы молитвы.

      Важно

      И где слово поэта перестает служить делу борьбы за свободу и справедливость, там кончается сама поэзия. Ведь сила писателя и заключается именно в умении находить такие слова, которые убе­дительно передают читателям жизненно важные (на взгляд самого поэта) темы, идеи и проблемы.

      Удивительное своеобразие лирике Лермонтова придают посто­янные контрасты, смена душевного состояния в сочетании с вер­ностью излюбленным идеям и образам. Его лирические произве­дения, отличаются точностью, емкостью, блеском описаний, срав­нений, метафор и отражают неповторимые черты личности поэта, его стиля и вкуса.

      Противоречивость и мятежность духа лермонтовский лирики подчеркивал и выдающийся критик В. Г. Белинский. «В лириче­ских произведениях Лермонтова..

      , — писал он, — …виден избы­ток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрад­ностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества…» Соединение простоты и возвышенности, естествен­ности и оригинальности — свойства не только лирических героев произведений Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь про­носим мы в душе образ этого замечательного человека и выдаю­щегося лирика — грустного и нежного, смелого и благородного, мечтательного и насмешливого, скромного и властного, наделен­ного могучими страстями и блестящим проницательным умом.

      Источник: https://prepodka.net/myatezhnyj-dux-liriki-m-yu-lermontova-sochinenie/

      Сочинение на тему: ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА

      Художественный мир Лермонтова настолько тонок и многогранен, что вряд ли возможно пронумеровать и разложить по полочкам все темы, им затронутые, и образы, им созданные.

      Однако можно выделить ос­новные мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество поэта. Среди них — тема родины, сво­боды, одиночества, поэта и поэзии и, конечно же, тема любви.

      Эти темы, безусловно, не новы, но в творчестве Лермонтова они получили своеобразное развитие.

      Пожалуй, самой знаковой для поэта стала тема сво­боды. Она является определяющей во всей его лирике, как бы пронизывая все произведения. Пожалуй, это то, без чего Лермонтов не был бы Лермонтовым. Свобода — это его муза, его идеал.

      Окружающий мир, общество с его несовершенством почти всегда — противополож­ность свободе. Образ тюрьмы, например, в стихотворе­нии «Узник», на мой взгляд, следует трактовать широ­ко: как символ не только физического, но и духовного закрепощения личности.

      Лермонтовское свободолюбие стихийно, буйно, безудержно и бесстрашно.

      Еще одна отличительная черта лирического героя Лермонтова — вечное одиночество. Мотив одиночест­ва придает стихам поэта нотки таинственной печали, задумчивой, но светлой грусти. Так, например, в сти­хотворении «На севере диком» одиночество трагично, безысходно.

      Оно воплощено в образах сосны и паль­мы, которым никогда не суждено сблизиться. Здесь природа как бы повторяет человеческие судьбы. Лер­монтов часто использует и прием противопоставле­ния.

      В стихотворении «Тучи», написанном перед отъ­ездом в ссылку, он противопоставляет беспечность и холодность тучек тяжелой судьбе человека, которо­му его изгнанничество приносит душевные страдания. Но, наверное, самое «одинокое» стихотворение Лер­монтова — «Парус».

      Совет

      Ощущение уязвимости паруса увеличивается за счет сопоставления с громадным простором моря, в руках которого он не более чем хрупкая игрушка.

      Мотив одиночества важен и для гражданственной лирики; герой поэта одинок в обществе, у себя на ро­дине; одинок в своем несогласии с системой.

      Тема родины по-разному преломляется в стихах Лермонтова.

      С одной стороны, в его гражданственной лирике нередки прямые выпады в сторону несправед­ливого государственного устройства николаевской Рос­сии.

      Так, например, в стихотворении «Жалобы турка» поэт, проводя параллели между жестким турецким де­спотизмом и русским обществом (сравнение отнюдь не в пользу последнего!), с сожалением констатирует:

      Там стонет человек от рабства и цепей!..

      Друг! этот край… моя отчизна!

      Но, пожалуй, наиболее открыто и дерзко звучит со­циальный протест в стихотворении 1841 года «Прощай, немытая Россия».

      Лермонтов безжалостно обличает «па­шей» (снова параллель с турецким деспотизмом), клей­мит позором тех, кто этот позор заслужил.

      Однако нуж­но признать, что в этих строках слышится не только ос­корбительная ирония, но и глубочайшая скорбь. Поэту небезразлична судьба «страны рабов, страны господ», которая так несправедлива и неблагосклонна к нему.

      Лермонтов презирает государство, но не страну. И несмотря на свое часто враждебное отношение к ус­тройству общества, он не может не любить родину. Эту «странную любовь» он выразил в стихотворении «Родина», создав живой, удивительно поэтичный образ России. В начале стихотворения сам поэт определяет, что значит для него любить родину.

      Обратите внимание

      Общепризнанные ценности отходят для него на второй план; его привле­кают совершенно другие вещи, простые, привычные, но очень близкие душе поэта. Лермонтов не пытается приукрасить, идеализировать русскую жизнь, как это часто делают писатели, считающие себя народными. Поэт просто правдиво изображает то, что находит жи­вой отклик в его сердце.

      Сельская жизнь показана здесь такой, какая она есть, безо всякой ретуши, без приторного умиления.

      Хоть Лермонтов и говорит, что равнодушен к «сла­ве, купленной кровью», в стихотворении «Бородино» все же явно чувствуется гордость автора за славное прошлое своего народа. Но и здесь Лермонтов выходит за привычные рамки, показав знаменитое сражение глазами простого солдата, дав тем самым объективную оценку историческим событиям, свободную от излиш­него пафоса, ханжества и ура-патриотизма.

      Тема родины в творчестве Лермонтова тесно пере­плетается с темой поэта и поэзии, потому что поэт не­однократно подчеркивает социальное предназначение поэта. В произведениях, где затрагивается тема по­эзии, звучит позиция Лермонтова относительно роли поэта в обществе: поэт должен быть пророком и бор­цом за справедливость и свободу.

      В стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов осуждает тех своих собратьев по перу, чьи строки, утратив былую остроту и силу, стали ненужным украшением, подобно боевому кинжа­лу, висящему на стене. Лермонтов убежден, что поэт должен использовать свой талант как оружие, чтобы защитить не только себя, но и весь народ.

      Настоящий поэт должен быть непримирим; должен следовать го­лосу своей совести. Идеалом такого поэта-борца для Лермонтова был Пушкин. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов изображает поэта в образе про­рока. Судьба пророка незавидна: его отовсюду гонят, ему не хотят верить.

      В бедствиях пророка угадывается судьба самого Лермонтова, да и не только его:

      Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

      В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

      Не такая ли участь уготована каждому, кто решит­ся заговорить с людьми на языке правды? Так было и с Пушкиным; его смерть потрясла Лермонтова, и он отозвался на нее одним из самых ярких своих произве­дений — стихотворением «Смерть Поэта», в котором напрямую обвиняет «Свободы, Гения и Славы пала­чей» в убийстве того, чья жизнь в тысячу раз ценнее никчемных жизней его врагов:

      И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

      Лермонтов в литературе — личность. В своих сти­хах он выразил свои чувства и взгляды, не боясь на­влечь на себя гнев властей.

      Но было бы неправильно, характеризуя творчество Лермонтова, не упомянуть его любовной лирики. Пыл­кое сердце поэта умело любить искренне и нежно. Строки его стихов о любви звучат приглушенно, как будто шепотом. Образ любимой женщины представля­ется возвышенным, даже идеальным:

      Она поет — и звуки тают,

      Как поцелуи на устах…

      Лермонтов нежен, трепетен и слегка печален, когда говорит о любви… Пожалуй, из всего этого можно составить обобщен­ный портрет лирического героя Лермонтова.

      Важно

      Перед нами бунтарь, свободолюбец, смелый, порывистый, эмоциональный человек с развитым чувством справед­ливости, не боящийся выступить против и вызвать чье-то неудовольствие; любящий родину, желающий добра ее народу; способный на пламенную любовь и верную дружбу; это человек тонкий и чувствитель­ный, с богатейшим внутренним миром, человек гуман­ный и честный…

      Все творчество Лермонтова — это автопортрет его души. Его стихи звучат искренне; они волнуют и за­ставляют задуматься. Лермонтовская лирика, с ее многообразием тем, идей и мотивов, — это целый мир, в котором каждый может найти то, что близко лично ему. Поэтому Лермонтов так любим, читаем и почита­ем русским народом.

      На этой странице искали :

      • образы и мотивы любовной лирики Лермонтова сочинение
      • оБРАЗЫ И МОТИВЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ Лермонтова
      • сочинение на тему родина и природа в поэзии лермонтова
      • основные темы лирики лермонтова
      • сочинение на тему лермонтова
      Читайте также:  Сочинения по рассказам гоголя

      Сохрани к себе на стену!

      Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-osnovnye-temy-i-obrazy-liriki-lermontova.html

      Сочинение “Основные мотивы лирики Лермонтова”

      М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Все, о чем болела его душа – его размышления о своем поколении, о времени, о настоящем и будущем – Лермонтов отразил в своих бессмертных произведениях.

      Талант этого поэта расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались.

      Передовые люди его эпохи понимали, что для возрождения родины к новой жизни нужны другие люди, со свежими силами и могучей волей, направленной на благородные цели. Но большая часть современного поэту общества была лишена этих качеств.

      Я думаю, именно поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в творчестве Лермонтова немалое место.

      Поэт безжалостно бичевал недостатки своих современников, бесцельно проживающих жизнь и не способных к подвигам во имя родины.

      Об этом онпишет в своем стихотворении “Дума”, говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”.

      И возможно, поэтому в лирике Лермонтова рождается идеал человека одаренного, с сильными чувствами, преисполненного жажды жизни, стремящегося к переменам и сердцем, и душой.

      Совет

      Но поэт понимает, что личность, способную на бунт и перемены, ждет непонимание со стороны окружающих, ждут трудности и одиночество. Всю свою боль он выразил в стихотворении “Смерть поэта”. Это произведение написано с огромным душевным протестом и гневом.

      Лермонтов бичует “завистливый и душный свет”, “палачей свободы”, “жадною толпой” стоящих у трона. Он противопоставляет им “восставшего против “мнений света” Пушкина, смерть которого взывает к отмщению.

      Это стихотворения возвестило России о появлении нового поэта, поэта-бунтаря.

      В творчестве М. Ю. Лермонтова отчетливо звучит разлад между личностью и обществом. В ранний период тема одиночества раскрывается в его произведениях традиционным противопоставлением героя бездушной толпе.

      В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” поэт высмеивает завсегдатаев светского общества.

      Но в стихотворении “Стансы” появляется новое осознание одиночества, не навязанного миром, а избранного добровольно как единственно возможное состояние души:

      Я к одиночеству привык,

      Я б не умел ужиться с другом;

      Я б с ним препровожденный миг

      Прочел потерянным досугом…

      На светлый запад удалюсь,

      Вид моря грусть мою рассеет.

      Ни с кем в отчизне не прощусь-

      Никто о мне не пожалеет!…

      Стихотворение Лермонтова “Парус” стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира:

      Белеет парус одинокий

      В тумане моря голубом!…

      Что ищет он в стране далекой?

      Что кинул он в краю родном?

      Лермонтов неоднократно обращался к лирическим раздумьям о своем отношении к отчизне.

      Тема родины обрисовывается в его лирике с двух сторон: неприятием самодержавно – крепостнической России (“Жалобы турка”) и прославлением ее героического прошлого (“Бородино”).

      Обратите внимание

      Но ни в одном своем произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении “Родина”: “Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой”.

      Поэзия природы – не просто часть творчества Лермонтова, а душа его и сердце. Природа выступает не только как храм, но и как близкий, сердечный друг поэта.

      Иногда он выражает свои заветные мысли и чувства, непосредственно наблюдая природу (“Когда волнуется желтеющая нива”), а иногда сравнивает свою внутреннюю жизнь с явлениями природы (“Парус”).

      Мне кажется, что Лермонтов тяготеет к первобытной, изначальной чистоте ощущений, к непосредственной близости к природе: “Блажен, кто вырос в сумраке лесов. Меж дикими воспитан табунами…”

      Большое место в лирике Лермонтова занимает тема назначения поэта и поэзии. Одни из лучших его произведений на эту тему – стихотворения “Поэт” и “Пророк”.

      В “Поэте” автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии.

      Лермонтов считал, что назначение поэзии – в служении людям, в пробуждении добрых, благородных чувств, геройского духа. Она должна воспламенять людей к подвигам и борьбе.

      В творчестве Лермонтова мы находим правдивое отражение того, что происходило с русским обществом 30-х годов 19 века. Поэт переживал все настроения своей эпохи гораздо более болезненно, чем его современники.

      Но, мне кажется, грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе.

      Мятежный дух его поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов мира.

      Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-osnovnye-motivy-liriki-lermontova/

      Основные мотивы лирики Лермонтова

      Пропустить и перейти к содержимому

      Этими строками из стихотворения «1831-го июня, 11 дня» можно определить суть лирического дарования Лермонтова, исполненного сильнейших, поистине кипучих страстей и глубоких страданий. И хотя молодой поэт вступил в русскую поэзию непосредственным наследником Пушкина – эта бессмертная тема человеческого бытия в целом, и поэзии в особенности – тема любви обрела у него совершенно иную тональность.

      Любовь у Лермонтова неизбежно преломлялась через призму трагедии. И именно трагедия стала постоянным сквозным лейтмотивом, проходящим сквозь всю ткань его лирического наследия. Недаром, Д. Мережковский Пушкина называл дневным, а Лермонтова ночным светилом русской поэзии.

      И в действительности, если для Пушкина любовь – источник счастья и жизненных сил , то для Лермонтова она – скорее выражение вечной печали.

      Трагедия одиночества в любви, трагедия неразделённости чувств, трагедия отказа от свободы ради любви и наоборот – невозможность посвятить себя любимой, в силу какой-то странной самоценности чистой свободы, давлеющей над поэтом до конца его недолгих дней. Быть может она несла ему некое освобождение от всепоглощающей и порабощающей страсти, своего рода катарсис:

      Но безысходность лирического героя Лермонтова как раз и заключается в невозможности раз и навсегда выбрать одно из духовной дилеммы: свобода – любовь. Душа поэта буквально мечется между этими вечными началами бытия, склоняясь всё же к первому, но окончательно не принимая и его.

      Важно

      Этот лирический мотив, перерастающий в философский, явственно проступает не только в стихах, но и в романе «Герой нашего времени», особенно в одной из его кульминаций, когда Печорин, загнав лошадь, и не настигнув свою возлюбленную Веру, упал на землю и зарыдал. Из этой, несомненно ключевой сцены, читатель понимает, что свобода (и от привязанности к любимому существу в том числе) которой так самозабвенно упивался герой, на поверку оказывается для него очередной химерой.

      И лишь в качестве редкого счастливого исключения мы встречаем ещё у раннего поэта совершенно гармоничные строки о любви, переплетающиеся с робкой мечтой о тихом счастье:

      писал он, обращаясь Н.Ф. Ивановой, в которую был влюблён без малой надежды на взаимность. И подобная благозвучная нота более не звучала в его любовных откровениях. И вот так постепенно мотив горькой обиды и оскорблённого чувства приобрёл не меньшую значимость в лирике Лермонтова. Весь цикл посвящённых Ивановой стихов пронизан именно им:

      Вообще, чем более зрелым становился стиль поэта, тем большую сумрачность приобретала его лирика, сплошь насыщенная трагическими антитезами: «И целый мир возненавидел, чтобы тебя любить сильней…»; «Мне грустно оттого , что весело тебе».

      Будучи природным романтиком, Михаил Юрьевич следовал романтическому приему контрастов. Поэтому наряду с вышеописанными образами и настроениями не могли не возникнуть идеальные поэтические образы.

      Естественно , что воплощением этого идеала в лирике Лермонтова стали женские образы, возвышенные и совершенные. Их прототипом явилась Варвара Лопухина, единственная женщина, любовь к которой не угасла до последних мгновений жизни поэта. Известно, что это чувство было взаимным, и тем не менее в стихах, вдохновлённых ею звучит мотив невозможности единения:

      Здесь, конечно нет уже и тени какого-либо протеста против «проклятой» несвободы. Скорее, наоборот – мотив неосуществимости заветного счастья в этом бренном подлунном мире «среди ледяного, среди беспощадного света». Наверное, именно в этом кроется причина такой странной, на первый взгляд, притягательности для него ситуаций, таящих в себе нечто опасное и роковое.

      И снова, прибегнув к аналогиям с Пушкиным, можно заключить что оба великих поэта в финале своего жизненного и творческого пути, единодушно отказывая себе и миру в счастье, всё же являли собой диаметрально противоположные поэтические натуры.

      Совет

      Если Александр Сергеевич на склоне своих дней жаждал умиротворённости, замечая попутно в позднем откровении: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», то Лермонтов, напротив, не найдя счастья, словно бежит от противного его духу покоя и безмятежности, цепляясь всякий раз за рок, как за избавленье: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?»

      Нет, не сыскать в поэтическом пространстве Лермонтова счастливой любви в земном её воплощении. Единственный удел родственных душ – горние миры. Ведь любовь и благостный уют – две вещи, столь же несовместные для автора «Демона», сколь несовместны гений и злодейство для создателя «Моцарта и Сальери».

      Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/osnovnye-motivy-liriki-lermontova.html

      Готовые школьные сочинения

      июня 30 2011

      Свобода и сила, дряхлость и несвобода в поэзии Лермонтова

      Свобода и сила, дряхлость и несвобода — в таких поэтических образах выступает у Лермонтова сравнение века минувшего и века нынешнего. Герои 1812 года тоже выглядят богатырями в сопоставлении с «нынешним племенем». Внимание к социальным вопросам бытия обусловило расхождение Лермонтова со славянофилами и во взгляде на процесс исторического развития.

      Отрицая современный европейский мир, Лермонтов не мог вслед за славянофилами уповать на возрождение старых форм социальной жизни. Ход развития цивилизации, как и сама цивилизация, его не удовлетворяет, но он выделяет в истории совсем не те черты, которые привлекали славянофилов.

      Самое феодальное общество представляется Лермонтову сонным царством, настывшим, неподвижным.

      Цивилизация пагубна, эгоистична, она ведет к смерти неких изначальных естественных установлений, лежащих в основе человеческого бытия. Цивилизация и люди, причастные к ней, враждебны природе. Особенно выразительно этот контрастный мотив выступает в «Споре» (1841), в знаменитом разговоре Шат-Горы с Казбеком. Враждебность людей природе («Люди хитры!») прямо связана с успехами просвещенья;

      • «Берегись! — сказал Казбеку
      • Седовласый Шат,
      • Покорился человеку
      • Ты недаром, брат!
      • Он настроит дымных келий
      • По уступам гор;
      • В глубине твоих ущелий
      • Загремит топор.
      • И железная лопата
      • В каменную грудь,
      • Добывая медь и злато,
      • Врежет страшный путь…»

      Этот мотив — общий у Лермонтова с другими романтиками. Однако уже в ответе Казбека содержится нечто новое. Исследователи лермонтовского творчества (Л. П. Гроссман и др.) напрасно искали в стихотворении точных географических реалий и временных соответствий с историей Востока. Мысль Лермонтова лежит в иной плоскости.

      • Ответ Казбека начинается мотивом сна («Род людской там спит глубоко Уж девятый век…») и заканчивается им («Все, что здесь доступно оку, Спит, покой ценя…»). Сон как основное духовное состояние был характернейшим признаком именно восточного, азиатского строя и всего уклада восточной жизни. Настойчиво повторяемый мотив сна Посмотри: в тени чинары
      • Пену Гладких вин
      • На узорные шальвары
      • Сонный льет грузин

      Поэтически — самим ритмом, стилистикой — Лермонтов создает картину восточного образа жизни, своеобразного роскошного мира, лишенного, однако, какого бы то ни было намека на движение («Нет, не дряхлому Востоку Покорить меня!»).

      Восток красочен, живописен, экзотичен, но не динамичен. Отсюда проистекает и его духовная бед-’ ность, неспособность к рождению новых идей, новых звуков («Бедуин забыл наезды Для цветных шатров И поет, считая звезды, Про дела отцов»).

      «Безглагольность» — признак духовной и физической смерти. Восток абсолютно лишен звуков, речей, звона.

      Поэтически здесь схвачен удивительно правдиво и точно социальный смысл восточных деспотий, являвшихся символом образцового феодального уклада и порожденной им созерцательной философии метафизического плана, чуждой диалектики или развития и уповающей на древний  обычай.

      Обратите внимание

      Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Свобода и сила, дряхлость и несвобода в поэзии Лермонтова . Литературные сочинения!

      Источник: http://www.testsoch.net/svoboda-i-sila-dryaxlost-i-nesvoboda-v-poezii-lermontova/

      Ссылка на основную публикацию