Жанр произведения евгений онегин пушкина

Жанровая особенность романа Евгений Онегин

«Евгений Онегин» — это сочинение новаторское, ведь для русской литературы новым был его жанр — роман в стихах. В то время существовало два главных пути написания художественных произведений, но Пушкин нашел третий.

Первый из упомянутых путей – написание традиционного, то есть прозаического романа (и впоследствии к прозе Пушкин таки обратится). Тем более что он прекрасно знал традиции европейского романа 18 ст., этой хорошо «отшлифованной» прозы. Однако этим путем писатель не пошел.

Второй путь — создан на романтической лироэпической поэме, особенно обращая внимание на то, что он уже имел успешный опыт ее написания («Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823)), поэтому мог бы соблазниться этим широко любимым публикой жанром. Однако и этот путь его не устроил. Поэтому отказавшись от обоих упомянутых путей, Пушкин выбрал третий — написание произведения в мало кому в то время известном жанре — роман в стихах.

Как-то он заметил, что между обычным романом и романом в стихах есть огромное различие (по его собственному выражению — «дьявольская разница»).

Обратите внимание

С жанром романа мы уже знакомы, поэтому знаем, это сложное по строению и большое за объемом эпическое произведение, широко охватывающее события определенной эпохи и многогранно и в процессе развития изображенных персонажей. А чем же на него похож и чем отличается роман в стихах?

Роман в стихах — это дин из разновидностей смешанного жанра, который объединяет, с одной стороны, многоплановость и эпические принципы рассказа и, с другой стороны, субъективность, присущую лирическим произведениям. Следовательно, роман в стихах имеет, так сказать, «два крыла» эпическое и лирическое.

Эпичность произведения А. С. Пушкина заключается, прежде всего, в широте охваченной жизни: это и столичный мир, и провинциальное дворянство, и селянство с его обычаями и фольклором, и ежедневный быт россиян в начале XIX столетия.

Иначе говоря, в произведении описана жизнь различных слоев тогдашнего российского общества, социума, поэтому можно смело утверждать, что «Евгений Онегин» это социальный роман.

Недаром уже современники назвали его «энциклопедией русской жизни».

Пушкин продолжает давнюю традицию мировой литературы, которая в лучших своих образцах тянется к энциклопедичности. Также энциклопедией знаний средневекового человека встает перед нами и поэма Данте «Божественная комедия», а роман М. Сервантеса о хитроумном идальго Дон Кихоте является иронично-комической энциклопедией тех времен.

Лиризм произведения заключается, прежде всего, в описании духовной жизни персонажей, в частности их психологии. Поэтому произведение Пушкина определяют еще и как психологический роман.

Одним из признаков лирики является также наличие лиричного героя.

И Пушкин постоянно подчеркивает, что Онегин — персонаж самостоятельный и самодостаточный, а не его, Пушкина, «лирический двойник», который был привычным для Европы со времен поэзии Байрона.

Стоит заметить, что во времена написания «Евгения Онегина» с легкой руки Дж. Байрона в моде был любимый романтиками жанр лиро-эпической поэмы.

Как мы уже знаем, романтики часто не шлифовали композицию своих поэм, а намеренно придавали им вид фрагментарности, «гениальной хаотичности», такого себе «творческого беспорядка» (ярким примером может быть фрагментарность «Дзяды» Мицкевича).

Важно

Работая в жанре романа в стихах, Пушкин решает еще одну новаторскую задачу — изменяет упомянутую фрагментарность, непринужденность развертывания событий романтической поэмы созданием иллюзии непринужденного разговора, болтовни с читателем.

Отсюда становится понятным огромное количество прямых обращений рассказчика к читателю, которыми буквально пронизано все произведение от начала:

Однако эта якобы «простота» достигается целой системой очень сложных поэтических средств, которые требовали от читателя не только блестящего образования, но и незаурядного литературного дарования.

Ведь, как отметила известная поэтесса Анна Ахматова, «настоящим читателем не есть тот, кто читал строки, настоящим читателем есть тот, кто читает между строками». Иначе говоря, настоящий читатель должен видеть подтекст, скрытый смысл написанных строк.

Так и здесь: если читатель хотя бы на элементарном уровне не владел английским языком, к тому же никогда ничего не слышал ни о выдающемся английском поэте Дж. Байроне.

Ни о его знаменитой поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда», да еще и не знал, кто такой «байронический герой», то этот читатель не сможет «расшифровать», например строки из произведения А. Пушкина, где Евгения Онегина охарактеризованы так:

Роман в стихах «Евгений Онегин» — один из произведений А. Пушкина. Известно, что писатель умел работать очень быстро.

Так, поэму «Полтава» он создал буквально за несколько недель! По воспоминаниям современников, чтобы не терять времени на тогдашние церемонии во время еды, Пушкин обедал в трактире, где прямо за столом записывал целые разделы этого произведения, которые «шлифовал» вечером дома.

Поэтому на фоне способности поэта такой молниеносной работы время написания романа «Евгений Онегин» издается невероятно большим — более семи лет (из тридцати семи, отмеренных ему долей). Произведение печаталось главами, начиная с 18-25 г. Чем же обусловлена такая затрата времени и сил, которой требовал от автора «Евгений Онегин»?

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/zhanrovaya-osobennost-romana-evgeniy-onegin.html

Жанровое своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Жанровое своеобразие романа А.С. Пушкина. Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жан­ра своего произведения.

Поэт охарактеризовал жанр «Евгения Онегина» как «роман в стихах», что говорило о том, какая «дьявольская разница» существовала для него между поэтическим и прозаическим изображени­ем одной и той же действительности, даже при сохранении той же тема­тики и проблематики.

Совет

С одной стороны, роман «Евгений Онегин» явля­ется «собраньем пестрых глав», с другой — целостным произведением, в котором, благодаря жанровому синтезу предметов изображения, Пуш­кину удается соединить то, что характерно для эпоса, и то, что свой­ственно лирическим произведениям.

Своему роману Пушкин придает черты, свойственные эпическому жанру: большой объем (восемь глав), две сюжетные линии, сосредоточенность повествования на судьбе час­тной личности в процессе ее становления и развития. Также с эпосом жанр произведения связывает изображение жизни, объективной дей­ствительности, быта, предметов, которые окружают человека, с помо­щью которых автор создает поргрет героя, его образ.

Вторым предметом изображения, с которым связано лирическое начало, автор делает внутренний мир лирического героя. Он явля­ется рефлексирующим героем, гак как делает происходящие в романе события предметом своего осмысления.

Образ лирического героя диет Пушкину возможность ввести еще одну жизненную позицию, отличную от позиций других героев, раскрыть новые аспекты про­блематики, обсудить с читателем проблемы, которые нельзя было просто поставить в сюжете.

Но в то же время многообразие функ­ций образа лирического героя делает его изображение противоречи­вым. С одной стороны, лирический герой, или Автор, — это творец художественного мира:

Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу.

С другой стороны, лирический герой выступает в роли друга героя, является участником происходящих событий: «Онегин, добрый мой приятель». Такая неопределенная позиция, занимаемая лирическим ге­роем, является программным противоречием в романе. Но Пушкин, замечая его наличие, писал: «Противоречий очень много, но их испра­вить не хочу».

Являясь своеобразным хроникером жизни героев (поскольку пись­мо Татьяны и стихи Ленского оказываются у него), он также не забыва­ет о том, что он их друг и вправе давать оценки поступкам:

Но не теперь. Хоть я сердечно

Люблю героя моего,

Хоть возвращусь к нему, конечно,

Но мне теперь не до него.

Благодаря образу повествователя возможен легкий переход от темы к теме. Именно с помощью такой свободной манеры повествования Пушкину удается передать «даль свободного романа», которую он «сквозь магический кристалл еще не ясно различал», в которой ему впер­вые явились «юная Татьяна и с ней Онегин в смутном сне».

Лирический герой может обсуждать с читателем литературные воп­росы, вопросы философского характера, переход от его романтических взглядов к реалистическим. Все это происходит благодаря созданной им иллюзии диалога с читателем. Именно в иллюзии дружеской беседы зак­лючается легкость повествования. Пушкин делает из своего читателя человека, принадлежащего к его близкому кругу друзей.

Обратите внимание

Он предостав­ляет читателю возможность почувствовать себя в дружеской обстанов­ке, понять, что Пушкин относится к нему как к старому другу. И по представлению поэта, читатель должен знать, каким бывает «Дельвиг пьяный на пиру», а, следовательно, являться поистине близким другом Пушкина. Именно с таким читателем, в котором Пушкин видел своего друга, он мог «заболтаться донельзя».

Одной из задач, которую ставил перед собой поэт, создавая образ ли­рического героя как повествователя, было введение лирических отступ­лений. С их помощью поэт показывает эволюцию взглядов повествова­теля от романтизма к реализму:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор…

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака…

Мой идеал теперь — хозяйка,

Мои желания — покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Также важнейшими функциями лирических отступлений является введение пейзажа:

Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет.

Там долина Сквозь пар яснеет.

Там поток Засеребрился…,

создание образа среды, формирующей внутренний мир героев, что очень важно для Пушкина-реалиста (среда дворянской молодежи).

Читайте также:  Образ и характеристика гаева в пьесе вишнёвый сад чехова сочинение

Пушкин оставляет финал произведения открытым, в чем сказыва­ется новое, реалистическое качество романа в стихах, как и то, что он относится к жанру, соединяющему два художественных мира — пушкин­ской поэзии и пушкинской прозы.

Именно такая удивительная способ­ность Пушкина с помощью открытого финала создать свое произведе­ние «как целостный, замкнутый в себе художественный организм» (Ю.М. Лотман), подвигла Гоголя сказать о творчестве поэта следующее: «Слов немного, но они так точны, что объясняют все.

В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Источник: https://prepodka.net/zhanrovoe-svoeobrazie-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом.

По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах Байрона «Чайльд-Гарольд». Первая половина XIX века была эпохой романтизма, а Байрон – любимым поэтом для многих русских художников слова.

Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах – это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим.

Важно

В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману.

Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах – это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».

Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман – лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет.

В нем Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе.

К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России – Петербурга и Москвы, русской деревни с ее поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны.

Лирическим является «внешний» план повествования, который состоит из авторских отступлений. Они очень широки по охвату тем и проблем. Лирическими являются пейзажные отступления. Красота и величие природы даются через восприятие автора и его героев.

В первой главе Пушкин в романтическом ключе изображает море. Много в романе и пейзажей-воспоминаний, например, о юности, деревенских пейзажей. Автор уделяет внимание всем временам года, описывая состояние природы в каждом из них.

Замечательная картина русской зимы показана глазами Татьяны.

Отступления критико-публицистические – это разговор автора с читателем о литературных стилях, приемах, жанрах. Пушкин пишет о намерении объективно изображать действительность, рассуждает о книгах, которые читает Татьяна, о том, почему любовное письмо она пишет на французском языке.

Совет

Много в романе отступлений, в которых речь идет о семье, браке, любви, о моде, дружбе, образовании. В каждом из них Пушкин выступает в каком-то новом обличье, выражает свою точку зрения.

В своем замечательном произведении Пушкин использовал черты всех известных на то время в литературе жанровых разновидностей романа: роман-воспитание, роман-биография, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман.

В «Евгении Онегине» есть описание жизни героя, его детства и ранней юности. Герой путешествует по стране, затем за границу и обратно, ярко показаны любовная история, дуэль, исторические картины жизни России. Пушкин остро ставит проблему воспитания и образования дворянской молодежи.

В центре внимания автора – процесс взросления человека, развитие его личности.

При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение.

Источник: http://resoch.ru/zhanr-i-kompoziciya-romana-v-stixax-evgenij-onegin/

Жанровые особенности романа Евгений Онегин

Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа. 

Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.

«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя.

Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.

Переход от романтизма к реализму 

Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

Обратите внимание

Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Цельность характера Татьяны: образ женщины
Следующая тема:   Развитие понятия о реализме: Золотой век, социальный, критический

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/zhanrovye-osobennosti-romana-v-stikhakh

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история произведения

«Евгений Онегин». История создания. Замысел, жанр и композиция романа.

Цели:1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» — первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»

2) развить художественный вкус учащихся; развить навыки конспектирования;

3) воспитать интерес к творчеству и личности писателя.

«Это лучшее мое творение»

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»

«Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было».

А. С. Пушкин

1. «Онегин» – есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии» В. Г.Белинский

  • Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе;
  • Первый реалистический роман в русской литературе;
  • Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий 19 века;
  • Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров;
  • Глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях;
  • Лирическое и эпическоездесь равноправны (эпическим является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю)
  • Его образами и отдельными деталями может воспользоваться для характеристики эпохи и историк и исследователь русского быта.
  1. Начало работы – 1823, Кишинев, Одесса.

Окончание работы – 1830, Болдино

7 лет 4 месяца 17 дней, как подсчитал Пушкин 26.09.30.

I глава опубликована в середине февраля 1825 г.,

II глава — в октябре 1826 г.,

III глава – в октябре 1827г.,

IV и V главы — в начале 1828 г.,

VI – в марте 1828г,

VII — в марте 1830 г. ,

VIII — в январе 1832 г. (позднее исключенная Пушкиными ставшая приложением «Отрывки из путешествия Онегина»),

IX глава – ныне VIII.

В марте 1833 г. вышла вся книга.

X глава была зашифрована и сожжена автором.

Первоначальный замысел за 7 лет очень изменился. Сначала Пушкин хотел, чтобы Онегин погиб.

Первая глава вышла отдельной книгой в 1825 г. И вызвала много споров. Полный текст вышел в 1833 г. Тиражом 2500 экземпляров.

Читайте также:  Катерина измайлова в повести леди макбет мценского уезда характеристика, образ сочинение

Первоначально Пушкин задумал написать 13 глав. Ближе к завершению он решил написать только 10 глав. Однако вышло только 8 глав. 10 главу Пушкин сжёг, потому что опасался цензуры, 9 глава была перенесена на место 8-ой главы. А 8-ая глава издавалась отдельно. Таким образом, роман «Евгений Онегин» вышел в 8 главах.

На возможность появления «Онегина» в печати Пушкин не рассчитывал.О моей поэме нечего и думать… Если когда-нибудь и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге… Не знаю, пустят ли бедного «Онегина»

в небесное царствие печати; на всякий случай попробую …», «..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю», — писал он в 1823 – 1824 годах Вяземскому, Бестужеву, А.И.Тургеневу.

3. В предисловии к 1-ой главе Пушкин напишет:
«Собранье пестрых глав

Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных…»

Роман в стихах, или «большое стихотворение», «свободный» роман — неслыханное до этого жанр в русской литературе, соединивший два начала – лирическое (внутренний мир автора через изображение духовных процессов) и эпического (объективное бытие, независимое от автора). Т. обр., герои, их судьбы и взаимоотношения служат для самораскрытия автора как личности.

Автор  — сам Пушкин.

Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы“ — на, вот, возьми её скорей»).

  1. «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Пушкин рассчитывает на читателя-современника, знакомого с атмосферой эпохи. Отправная точка – конец 1819 – начало событий в романе. Следовательно, Онегин родился в 1795, окончил учебу и вышел в свет в 1811-1812 в возрасте 16-17 лет. Действие закончится в марте 1825

5.Пушкин ставит перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, картинами быта и нравов показать жизнь России.

Белинский позднее определит это словами «Энциклопедия русской жизни».

«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества»,- писал Белинский.

Какие проблемы затронуты в романе?

  • Судьбы лучших представителей

дворянской молодежи в 20-е г.г. 19 века

  • Истинные и мнимые жизненные ценности
  • Внутренняя свобода мыслящей личности

и диктат светского общества

  • Поиск смысла жизни
  • Любовь и долг
  • Идеал женской красоты

6. Композиция. Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность).

  • Повторение одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главе: встреча – письмо – объяснение. При этом Онегин и Татьяна как бы меняются местами.
  • Петербург играет обрамляющую роль
  • Ось симметрии – сон Татьяны.

Антитеза частей романа связана с раскрытием того или иного образа. Петербург – Онегин, деревня – Татьяна.

Основная композиционная единица – глава. Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа (14 строк – «онегинская строфа» = 4+4+4+2; абаб ссдд еффе гг, т.е. перекрестная + парная + кольцевая + куплет. Четырехстопный ямб, -) – законченное по смыслу и форме маленькое произведение.

Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле передачи самых различных оттенков мысли, самых различных интонационных ходов и т. п. Литературная энциклопедия

  • Лирические отступления связаны с сюжетом романа (большие лирические отступления – 27 и небольшие лирические вставки – 50).

Композиционная роль пейзажа – показать ход времени, характеризовать духовный мир героев.

Вставные эпизоды:

  • Письма
  • Сон Татьяны
  • Фольклорные элементы

Роль предметно-бытовой детали

  1. В романе две сюжетные линии.

Онегин — Татьяна Онегин – Ленский
  • Знакомство на вечере у Лариных
  • Разговор с няней, письмо к Онегину
  • Объяснение в саду через два дня
  • Сон Татьяны. Именины
  • Татьяна в доме Онегина
  • Отъезд в Москву
  • Встреча на балу в Петербурге через два года
  • Вечер у Татьяны.
  • Письмо к Татьяне. Объяснение
  • Знакомство в деревне
  • Разговор после вечера у Лариных
  • Именины Татьяны
  • Дуэль

Главным героем является Евгений Онегин, «мой приятель», как говорит о нем Пушкин.

  • Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».Белинский
  • Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Герцен.
  • Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Писарев.
Представители определенных категорий общества
Онегин

  • Высший свет
  • Лишний человек
Татьяна

  • Патриархальное дворянство
  • Идеал русской души
Ленский

  1. Дворянство
  2. Романтическое сознание
Автор = действующее лицо объединяет персонажей, драматические судьбы которых являются отражением судеб лучших людей России пушкинского времени:

  • Незримо присутствует всегда и везде
  • Принимает участие в судьбах героев
  • Делится с читателем своими мыслями и чувствами
  • Рассуждает о нравах и морали общества

Автор в «Евгении Онегине»

Автор не только рассказчик, но и действующее лицо романа.

  • Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну и «свято бережет» ее письмо к Онегину. У него сохранились стихи Ленского «Куда, куда вы удалились».
  • Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор не остается равнодушным созерцателем происшествий их жизни, спокойным наблюдателем. Он принимает живое участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них с любовью, а то и иронически, иногда строго осуждает поведение героя (например, Онегина за то, что он принял вызов на дуэль).
  • В лирических отступлениях он рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателем своими планами, мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре, рисует картины природы.
  • Образ поэта предстает и самим тоном повествования, оценкой явлений жизни: критическое отношение к крепостному праву, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции от национальной почвы…

Одним словом, говоря словами Белинского, роман Пушкина «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» как «первое национально-художественное произведение», которое положило «прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе».

На дом: письменный ответ по плану:

  1. История создания «Евгения Онегина»

  2. Жанр «роман в стихах»

  3. Особенности композиции,«зеркальная симметрия»

  4. «Онегинская строфа»

  5. Система персонажей

  6. Прототипы героев

  7. Значение романа, оценка романа В.Г.Белинским

.История создания «Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским История создания «Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским
История создания«Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским История создания «Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским
История создания«Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским История создания «Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским
История создания«Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским История создания«Евгения Онегина»Жанр «роман в стихах»Особенности композиции,«зеркальная симметрия»«Онегинская строфа»Система персонажейПрототипы героевЗначение романа, оценка романа В.Г.Белинским

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/a-s-pushkin-ievghienii-onieghin-tvorchieskaia-istoriia-proizviedieniia

Особенности жанра и композиции романа Пушкина «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин начинает писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году. В то время поэт находится в южной ссылке. Этот период исследователи называют романтическим: Пушкин увлекается творчеством Байрона, что находит отражение и в его собственной поэзии.

Но «Евгений Онегин» – произведение далеко не романтическое. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, что было невозможно сделать байроновскими средствами.

Герой в произведениях романтизма окутан тайной, тогда как в реальной жизни происхождение многих его черт было вполне понятно для Пушкина.

Но своеобразие романа обусловлено не только этим: сам автор развивался и совершенствовался, и многие свои литературные открытия он использовал при создании этого произведения.

Важно

Роман «Евгений Онегин» получился сложным и неоднозначным, так как новым стал не только образ главного героя; новаторство автора проявилось и в жанре, и в композиции произведения.

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница», – так определил жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме Вяземскому. Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя.

И действительно: в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира – мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях. Их тематика весьма разнообразна и включает в себя воспоминания поэта, его оценку героев романа, полемику с литературными оппонентами.

Так, в одном из отступлений Пушкин пишет о женских ножках («…Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милый друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня…»), в другом – о романтических литературных героях («Лорд Байрон прихотью удачной / Облек в унылый романтизм / И безнадежный эгоизм…»), в третьем – о светских условностях, которые иногда при всей своей нелепости могут стать причиной убийства человека («Враги!../ Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно… / Не засмеяться ль им, пока / Не обагрилась их рука, / Не разойтись ли полюбовно?.. / Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».). В лирических отступлениях поэт дает широкую картину современной жизни, расширяя границы художественного произведения и придавая его сюжету реалистичность и правдоподобие.

Читайте также:  Гибель пети ростова в романе война и мир толстого (последний бой)

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов ХIХ века, сравнивает светских петербургских людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится объяснить различные социальные явления.

Например, поэт обусловливает разницу между характерами светских дворян и помещиков близостью последних к старорусской культуре и к простой природе, а скуку петербургских молодых людей (на примере Онегина) – пресыщенностью мишурной и пустой жизнью высшего света, а также невозможностью найти свое место в обществе, самореализовавшись на интересном им поприще.

«Евгений Онегин» – это и социально-бытовой роман с любовной сюжетной линией, обычной для произведений того времени: «высокий» герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него, и герой либо не может ее любить по таинственным причинам – все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, но обстоятельства им мешают быть вместе – но все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает историю романтического оттенка: Онегин едет в деревню, потому что должен получить наследство, а любовь Татьяны он не просто не разделяет, но и не видит в чувстве девушки глубины и серьезности. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но такая «бытовая» история была бы неинтересна, если бы не психологическое мастерство Пушкина.

Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков.

Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства.

Совет

И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает – вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа – Татьяны, Ленского, Ольги, – настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

Но типичность проявилась не только в выборе персонажей: Пушкин ставит своих героев в обычные, можно даже сказать, банальные обстоятельства. Ведь девушки того времени часто влюблялись в хоть сколько-нибудь странных молодых людей, надеясь найти в них героев сентиментальных романов, а светские люди редко женились на дочерях небогатых помещиков.

Причиной этого был, естественно, сам склад русского общества: браки по любви были большой редкостью. А, как известно, типичные герои в типичных обстоятельствах, страдающие от социально обусловленных проблем, – это главный предмет изображения писателей реалистического направления.

Таким образом, «Евгений Онегин» – это реалистический социально-психологический роман.

Для создания подобного произведения необходимо было отказаться не только от стандартного содержания, но и изменить саму композицию романа.

Так, Пушкин отказывается от некоторых традиционных элементов, таких как вступление с обращением к музе (в конце седьмой главы есть пародия на него: «Да, кстати, здесь о том два слова: / Пою приятеля младого / И множество его причуд.

/ Благослови мой долгий труд,/ О ты, эпическая муза! / И, верный посох мне вручив, / Не дай блуждать мне вкось и вкривь…»), развязка конфликта (в этом романе реалистический «открытый финал»: автор покидает героя «в минуту, злую для него», после объяснения с Татьяной перед появлением ее мужа, и неясно, чем завершится эта недвусмысленная сцена), изображение ряда важных с точки зрения развития действия событий (свадьба Татьяны, реакция Ольги на смерть Ленского и др.). Пушкин делает это с целью подчеркнуть правдоподобие рассказанной истории: в реальной жизни нет вступлений и эпилогов, какие-то события остаются нам неизвестными, но мы продолжаем жить дальше, как это делают Онегин, Татьяна и другие герои романа после его завершения.

Тем не менее нельзя отрицать, что у каждого литературного произведения есть своя структура, свое особое построение. Так, по принципу художественной симметрии строится сюжет романа. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны.

В первой части произведения Онегин едет в деревню из города и Татьяна влюбляется в него, пишет письмо с признанием, а он лишь читает наставления «смиренной девочке»; во второй части – Татьяна приезжает из деревни в столицу, где встречает Онегина будучи замужней дамой, и уже Евгений влюбляется в нее, в свою очередь, пишет ей письмо, а она ему отказывает и тоже укоряет его: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?». Перекликаются также и некоторые детали: описание деревенского и городского кабинетов Онегина, книги, которые читает он в городе и деревне, образы, возникающие во сне Татьяны (чудовища, среди которых появляется Евгений, убивающий Ленского), соотносимые с изображением гостей на ее именинах и последующими событиями, связанными с дуэлью. Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза.

Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками – сельским жителям помещикам).

Татьяна же противопоставляется и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни – «задумчивость ее подруга», любит чтение, прогулки на природе, а моды ее вовсе не интересуют). Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый – злой, порочный – добродетельный, банальный – оригинальный и т.д. Примером могут служить сестры Ларины: и Ольга, и Татьяна – естественные, милые девушки, влюбившиеся в блестящих молодых людей. Но Ольга легко меняет одну любовь на другую, хотя совсем недавно была невестой Ленского, а Татьяна любит одного Онегина всю жизнь, даже выйдя замуж и оказавшись в высшем свете.

Обратите внимание

Достоверность происходящего в романе подчеркивается и с помощью вставок текста, инородного по отношению к авторскому: писем Татьяны и Онегина, песни девушек, стихов Ленского. Часть из них отличается иной строфикой (написана не «онегинской строфой»), имеет отдельное название, чем не только выделяется из общего текста романа, но и придает ему «документальность».

Необходимо также сказать, как Пушкин пользуется делением на главы и строфы. Во-первых, он использует многочисленные пропуски (отточия), либо многозначительно намекая на что-то, либо разделяя текст по темам, либо обозначая тем самым временной промежуток.

Например, в Ш строфе третьей главы точки заменяют пространное описание обычного угощения гостей в помещичьем доме (оно сохранилось в рукописи).

Пушкин лишь кратко отмечает «тяжелые услуги / Гостеприимной старины», и уже в 1У строфе мы видим, как Ленский и Онегин едут обратно домой.

Также Пушкин очень умело прерывает главы, покидая героев неожиданно и не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме, как, например, четвертая глава – отказу Онегина, несчастью Татьяны и взаимной любви ее сестры, а пятая – именинам.

Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой – заинтересовать читателей (ведь роман публиковался сначала отдельными главами по мере их написания), а с третьей – бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», – говорит Пушкин, прерывая Ш главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Как видим, отказ от старых методов и поиски новых способов отображения действительности (романтики тоже рисовали действительность, только «экзотическую», почти невозможную в обычной жизни) отразились практически во всем: и композиция сюжета, и сама любовная история, и герои, и их описание – все было иным, новаторским. Художественные открытия Пушкина указали направление всей последующей русской литературе, и роман «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением в ее истории.

Источник: http://vip-gdz.ru/osobennosti-zhanra-i-kompozitsii-romana-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию