Жизненный путь исканий андрея болконского в романе война и мир сочинение

Путь исканий Андрея Болконского

Примерный текст сочинения по Л. Н. Толстому

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов “Войны и мира” — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо “с определенными и сухими чертами” портит выражение скуки и недовольства.

Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”.

Обратите внимание

Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе.

Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением.

Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера.

Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон.

Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод.

На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным.

Важно

А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой.

Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину.

Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу.

Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце.

Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой.

Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его.

И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего.

Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить.

Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

Совет

Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней.

Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью.

Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Источник: http://MirZnanii.com/a/354090/put-iskaniy-andreya-bolkonskogo

Путь духовных исканий Андрея Болконского. Война и мир Толстой Л. Н

Путь духовных исканий Андрея Болконского. В наследии великих писателей дорога каждая строчка, ценно каждое произведение, но все же и у гениев есть два-три творения, которые принесли им наибольшую славу и которые воздействует на последующие поколения с наибольшей силой. Для Л. Н.

Толстого одним из таких произведении является роман-эпопея “Война и мир”. Герои романа (особенно те, которые близки автору в нравственном отношении) показаны через раскрытие души, через богатую внутреннюю жизнь. Он просматривает весь путь исканий человека, каждое, пусть даже неуловимое, движение души, всякое явление внутренней жизни. Л. Н.

Толстой показывает сложность человеческой личности, ее многогранность и непрерывное развитие.

Его герои постоянно ищут смысл жизни, какую-то цель, деятельность, которая могла бы быть полезна. Внутренний мир героев очень богат, и нравственный уровень высок. Они на протяжении жизни развиваются, стремятся к совершенству. Одним из таких героев является Андрей Болконский.

Обратите внимание

Первая встреча с ним происходит в тот момент, когда, желая вырваться из надоевшей ему праздной и как бы ненатуральной жизни, князь Андрей собирается на войну. В первые моменты сражения под Аустерлицем ему кажется, что мечта о подвиге начала осуществляться, но видя бегущих солдат, отступающих из-за панического страха, князь Андрей чувствует только стыд.

Его горделивые мечты рассеиваются, он думает только о том, как остановить бегущих, увлечь за собой в атаку. Когда он, раненный в голову, падает, его больше не интересует то, что раньше считал ценным, что было целью жизни. Он понял, что жизнь гораздо важнее всех честолюбивых мечтаний, само существование человека, его связь с природой, связь вечная.

На Аустерлицком поле окончательно исчезает мечта о славе.

Андрей Болконский, кроме того, еще и разочаровывается, теряет веру в свой идеал. По сравнению с тем значимым, новым и высоким, что открыло ему небо Аустерлица, все прежние стремления кажутся ничтожными, даже сам Наполеон кажется не важнее, чем надоедающая своим жужжанием муха.

После Аустерлицкого сражения князя Андрея потрясают еще два события — рождение ребенка и смерть жены. Пройдя через горе и раскаяние, он решает, что жизнь для себя и своих родных — единственно возможное существование.

Но такое существование не могло устроить такую деятельную личность, как князь Андрей. Он неминуемо должен был вернуться к жизни, к людям, к новым определениям, к любви, к вере.

Пусть это возрождение проходило с трудом, но все то лучшее, что было в его душе, тоже стремилось к счастью, к новой жизни. Сначала был разговор с Пьером на пароме, потом — лунная ночь в Отрадном.

Это были как бы вехи на пути возвращения князя Андрея к жизни, они предопределили его духовное возрождение, которое позднее подтверждает встреча с дубом. В первую встречу это дерево представляется ему старым и жалким; князю Андрею кажется, что дуб думает и чувствует, причем эти мысли и чувства точно такие же, как у самого Андрея.

И также, как возрождается дуб, возрождается к жизни и князь Андрей. В его душе просыпаются радость, любовь, он верит в возможность счастья. Но путь духовных исканий еще не завершен. Вновь появляется честолюбие, желание принять участие в комиссии Сперанского. Но когда князь Андрей понял всю праздность этих законов, их оторванность от действительной жизни, его вновь постигло разочарование.

Преодолеть его помогла Андрею Болконскому любовь к Наташе.

Ему открылись все радости жизни, он думает, что именно теперь достигнуто счастье. Но это счастье оказалось недолгим. Он очень тяжело переживал разрыв с Наташей, ему вновь кажется, что все вокруг померкло, перестало быть счастливым и радостным. у Но в 1812 году главной целью князя Андрея становится защита родины. На задний план отступают как личное горе, так честолюбивые мечты.

Важно

Он решает служить в действующей армии, так как именно так сможет принести больше пользы. В его душе пробуждается новое стремление — служение людям. Одна из основных особенностей психологии Андрея Болконского — способность ясно мыслить, оценивать и судить свои поступки, движения души, помыслы.

В его душе накапливаются новые чувства, впечатления, вызывающие изменения его состояния. В романе постоянно чувствуется отношение автора к людям и событиям. Оцениваются они с позиции долга, душевной простоты, связи с народом. Все самое высокое и прекрасное, чистое и доброе воплощено в любимых героях Л.

Н.

Толстого, одним из которых является и князь Андрей Болконский.

Источник: http://historylib.net/put-duxovnyx-iskanij-andreya-bolkonskogo-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

Сочинение на тему: Образ Андрея Болконского (по роману «Война и мир»)

Хотя в романе «Война и мир» огромное место зани­мает обличение дворянства, но вместе с тем в нем на­шли яркое отражение и лучшие его представители. К их числу относятся Андрей Болконский и Пьер Безухов. Их жизнь — это путь исканий деятельности, которая была бы полезна родине.

Как обычно, Толстой в своих портрет­ных характеристиках не дает полного описания внешнос­ти Андрея Болконского, оттеняя только черты, которые раскрывают его внутренний мир. Отмечено вскользь, что Болконский был весьма красивый молодой человек. На лице выражение скуки, недовольства. Автор подчерки­вает усталый, скучающий взгляд, тихий, мерный шаг, добрую, приятную улыбку.

Из-за своей сдержанности он казался сухим, но под этой сухостью кроется богатый мир чувств.

Андрей Болконский — сын богатого, знатного, ува­жаемого обществом вельможи екатерининской эпохи. Андрей — образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, гор­дый. Волевой, сдержанный и практичный. Сильно раз­вито чувство собственного достоинства.

В начале рома­на, женатый на маленькой княгине, чувствует себя не­счастным, с презрением относится к светскому обществу и признается Пьеру, что такая жизнь не для него. Он любит труд, стремится к полезной деятельности и не мо­жет удовлетвориться той блестящей, праздной, но пус­той жизнью, которой вполне довольны люди его круга.

Читайте также:  Пирогов в рассказе невский проспект гоголя характеристика и образ героя

Чтобы переменить образ жизни, он едет на войну — его манит военная слава. Его герой — Наполеон, и он хочет завоевать свой Тулон. Его захватывает деятельность шта­ба, где сам Кутузов замечает в нем кругозор государствен­ного человека. Андрей Болконский находится на поле боя во время Шенграбинской битвы. На Аустерлицком поле он совершает героический поступок.

Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое будто говорит о ник­чемности его желаний. Андрей разочарован. На поле сра­жения он увидел своего кумира, который показался ему маленьким и ничтожным человечком в сером сюртуке, любующимся множеством погибших. Болконский тяжело пережил это разочарование.

Совет

Выздоровев после ранения, потеряв жену, которая умерла при родах, он решает жить только для себя и больше не служить. Он отдает свои силы близким людям. Занимается благоустройством свое­го имения. Отпустив на волю 300 крепостных, остальным барщину заменил оброком. В помощь женщинам выпи­сал в Богучарово ученую бабку, поручил священнику за жалованье обучать крестьянских детей.

Он много читал, работал над составлением нового воинского устава. Но все это не поглощало его силы. Взгляд его был мертвым и по­тухшим. Он убедился в бесполезности своей деятельнос­ти в условиях существующего режима, когда встретился с Аракчеевым и Сперанским.

Под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой Андрей Болконский возвращается к активной жизни, понимая, что в 30 лет она еще не заканчивается. Другое восприятие жизни он открывает в любви к Ната­ше Ростовой. Общение с ней пробуждает в герое лучшие чувства.

После измены Наташи его любовь к ней не угас­ла до конца его жизни, когда он понял страдания Наташи и простил ее. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту. Когда началась Отечественная война 1812 года, князь Андрей не задумываясь пошел в армию, где стал командовать полком. Личная слава больше не манила его.

Он пони­мал, что как дворянин, любящий, родину, он должен быть там, где трудно, где он более всего полезен.

Путь Андрея Болконского — это путь к народу, путь к бескорыстному служению родине. Болконский при­надлежал к той передовой части дворянства, из среды ко­торой вышли декабристы.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Obraz_Andreya_Bolkonskogo_po_romanu_Voina_i_mir

Сочинение. Жизненные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Сочинение

Жизненные искания Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

..

[wp_campaign_1]

Пятнадцать лет (тысяча восемьсот пятого — тысяча восемьсот двадцатого ) истории страны запечатлены на страницах романа «Война и мир», созданном великим гением русской литературы, Львом Николаевичем Толстым .

Прочитав это великолепное произведение, мы узнали о многих событиях огромного исторического значения : о войне против Наполеона, которую вела русская армия в союзе с Австрией в тысяча восемьсот пятого года, об Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года, о великих полководцах Кутузове и Наполеоне, о проблемах передовой дворянской молодежи в России, представителями которой в романе является Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и другие.

В своем сочинении я расскажу об Андрее Болконском, который является моим идеалом. Именно ему писатель предназначил тяжелую судьбу.

Обратите внимание

Впервые мы встречаемся с князем Андреем на балу у госпожи Шерер. Вот в зал входит красивый молодой человек с «определенными и сухими чертами.

Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его женой».

Мне стало понятно то, что все, кто находился в гостиной, знакомы ему, но, как писал Толстой, надоели так, что смотреть на них и слушать их ему было скучно».

Сын генерал- аншефа, адъютант Кутузова, князь Андрей Болконский, как мне показалось, резко критически относится ко всем представителям светского общества . Его раздражают «эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество этого общества».

Андрей Болконский не может удовлетвориться той блестящей и внешне разнообразной, но праздной и пустой жизнью, которой вполне довольны люди его класса.

Несмотря на то, что Андрей может остаться в Петербурге, стать флигель — адъютантом, он идёт на войну.

Своё решение принять участие в войне с Наполеоном Болконский так объясняет Пьеру : «Я иду потому, что жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне! » «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, который твердой рукой разрывает Андрей Болконский. Он увозит жену к отцу в деревню, а сам отправляется в действующую армию.

Андрей мечтает о военной славе, и его героем в данный момент является знаменитый полководец Наполеон.

Важно

Л.Н. Толстой показывает Болконского участником Шенграбенского сражения. Мужественный и выдержанный, князь Андрей не боится объезжать позиции под огнем неприятеля. Только он один осмелился поехать на батарею Тушина с приказом об отступлении и не уехал с батареи до тех пор, пока не сняты были с позиции орудия. И только он один, честный, прямой и справедливый, встал на защиту героя.

Его не покидают мечты о славе, о подвиге : «…одного этого я хочу, для одного этого я живу… что мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую».

В Аустерлицком сражении он устремляется вперед со знаменем в руках, увлекая за собой батальон отступающих солдат, но, раненный в голову, падает на поле Аустерлица.

Над ним ничего не было, кроме «высокого неба с тихо ползущими облаками».

Вдруг он видит объезжавшего после сражения по(с)ле битвы Наполеона, наслаждавшегося видом убитых и раненых, и его герой показался ему «маленьким и ничтожным человеком…. с безучастным и счастливым от несчастья других взглядов».

В период выздоровления князь Андрей осознал ничтожество его честолюбивых замыслов и мелкого самолюбия, результатом которых было поражение русской армии и гибель многих жизней, и после Аустерлицкой кампании твёрдо решил не служить больше на военной службе. Он очень тяжело пережил это разочарование, отягощённое ещё и личным горем : смертью жены, перед которой князь Андрей считал себя виноватым.

Чтобы отделаться от действующей службы, он принял должность по сбору ополчения под начальством отца, но все свои силы отдавал воспитанию сына, стремясь убедить себя, что «это одно» только и осталось ему в жизни. Пессимистические настроения героя Толстой раскрывает через описание его портрета. Князь Андрей изменился духовно и внешне.

Его взгляд был «потухший и мертвый, «лишенный радостного и веселого блеска». В этот период для него характерны глубокий пессимизм и отсутствие веры в возможность человеческого счастья. Он приходит к выводу, что нужно жить для самого себя.

Андрей Болконский занимается благоустройством своего имения и крестьян : перечислил в вольные хлебопашцы триста человек крепостных, для остальных барщину заменил оброком, а также организовал медицинскую помощь крестьянам и заботился об их просвещении. Князь Андрей внимательно следил за всеми внешними событиями мира, много читал.

Совет

Но вся эта жизнь казалась ему неинтересной, она не поглощала все его силы. Приехавшего к нему Пьера поразила происшедшая в нем перемена : во взгляде Андрея были видны «сосредоточенность и убитость «.

Читал об Андрее Болконском я с глубокой горечью и разочарованием. Как мог этот сильный, живой, умный человек потерять веру в личную жизнь.

Нет, он должен обязательно заняться каким-то серьёзным, нужным делом, должен обязательно кого-то любить. Ведь ему всего тридцать один год, а он считает жизнь законченной ! «Нет, не прав Андрей», — подумал я. И вдруг происходит встреча с Наташей в Отрадном! Её восторженность и чуткость, её детские желания и мечты возвращают его к жизни.

Поэтому совсем иные чувства рождает в его душе вид сочной зелени, покрывшей дуб, который так недавно навевал на него грустные и безнадежные мысли. Совсем недавно он обратил на него внимание.

Его вид гармонировал с безнадежно- пессимистическим настроением героя и убеждал его в верности взгляда на то, что жизнь для него кончена, «что он должен доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но, оказывается, ошибся наш герой. Нет, жизнь ещё не закончена. Он поверил в неё. У него появилось стремление заняться общественной деятельностью. Князь Андрей работает в Петербурге под руководством Сперанского, принимает участие в проводимых им реформах, но вскоре убеждается в бесплодности своей работы в условиях существующего режима и разочаровывается в Сперанском.

К новой, счастливой жизни, полной тревог, волнения и радости, возродила князя Андрея любовь к Наташе. Первая встреча с ней в Отрадном, затем нечаянно подслушанный разговор в весеннюю лунную ночь- всё это запало в душу Андрея, как нежное и яркое впечатление. В том же поэтическом ореоле предстала перед нами Наташа и на балу в Петербурге.

Так началась любовь Наташи и Андрея. Эта любовь переродила его. Исчезли тоска, уныние, разочарованность, презрение к жизни. Вновь возродилась вера в возможность счастья.

Но случилось так, что отец Андрея, узнав о решении своего сына жениться на Наташе, предложил ему поехать за границу на год. Вероятно, он надеялся, что в связи с этим не желанный для него брак не состоится. Андрей после помолвки с Наташей уехал, оставив её одну. Я думаю, что он совершил ошибку. Нельзя было ему оставлять Наташу.

Я не буду рассказывать о том, как сложились отношения Наташи с Анатолем. Её увлечение этим недостойным её человеком князь Андрей переживал очень тяжело. Он пытался заглушить свои мучения практической деятельностью, согласился служить при штабе Кутузова в Турции. Но это не спасло его от душевного кризиса. Он по-прежнему любит Наташу, ценит её искренность, душевную теплоту.

Это чистое и прекрасное чувство не угасло в душе Андрея до конца его жизни.

Обратите внимание

Грозные события Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года вернули князя Андрея к жизни. Им вновь овладела жажда деятельности. Участие в общенародной защите Отечества приблизило его к народу. Вместе со своим полком он прошел тяжелый путь от западных границ до села Бородина. Теперь смысл своей жизни он видит в служении Родине, народу.

В период Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года князь Андрей окончательно порывает со светским обществом. Смерть от раны, полученной на поле Бородинского сражения, прервала жизненные искания Болконского.

Мне было очень грустно читать об Андрее в конце романа, но я уверен такие люди, как он, были впоследствии членами тайных обществ в России, деятельность которых завершилась в декабре тысяча восемьсот двадцать пятого года. И если бы князь Андрей был жив, он обязательно был бы в первых рядах защитников русского народа.

Вот уже более ста сорока лет люди восхищаются романом «Война и мир», великолепным, непревзойденным произведением. Пройдут еще годы, века, а эпопея будет волновать читателей так же, как она волнует нас сейчас. В чем же секрет такого воздействия «Войны и мира» на читателей ? Почему созданные фантазией художника образы воспринимаются нами, как живые?

Ответ может быть только один : это произведение создано гениальным русским писателем, величайшим художником- реалистом.

..

[wp_campaign_2]

..

Источник: http://gdz-otvet.info/sochin/tolstoj-l-n/sochinenie-zhiznennye-iskaniya-andreya-bolkonskogo-v-romane-vojna-i-mir/

Путь исканий андрея болконского в романе л. н. толстого «война и мир»

Нравственные искания центральных героев «Войны и мира» при всей своей зависимости от внешних обстоятельств, от реальных событий жизни имеют свою собственную логику и свой завершенный сюжет.

Мы застаем Андрея Болконского, одного из главных героев, на втором этапе его жизненного пути, уже сложившимся, определившимся в жизни, пережившим любовь, обласканным светом и обществом, знаменитым в высших кругах человеком. «Знакомимся» мы с ним в салоне А. П.

Шерер, где он предстает пред нами высокомерным, не думающим о производимом им впечатлении человеком. Но что-то отличает его от людей из мира светских салонов и интриг. Мы понимаем это, когда, увидев Пьера, он «улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой».

Важно

В этот период жизни Андрей переживает нравственный подъем, он живет ожиданием чего-то героического перед своим уходом на войну.

Идти на войну его заставляют две причины: мечта о славе («хочу славы, хочу быть известным людям») и желание убежать из этого «искусственного» мира.

В ходе войны 1805 года мы видим его естественность. Князь Андрей принимает живое участие в деятельности окружающих и мечтает о «своем Тулоне». Но его мечты расходятся с буднями воинской жизни, и, желая в ответственный момент повернуть ход сражения и тем самым спасти армию от поражения, он всего лишь по дороге в штаб спасает лекарскую жену.

Сердцем в невзрачном Тушине Андрей не может признать героя. Но подвиг Тушина подготовил тот перелом, который произошел на Праценской высоте, где он лежал раненный. С высоты неба, которое он видит и куда стремится его душа, ему кажутся мелочными и незначительными все его мечты о славе и о «Тулоне».

Читайте также:  Образ и характеристика голядкина в рассказе двойник достоевского сочинение

По сравнению с вечностью неба людские дела кажутся пустотой, У Болконского возникает вопрос: что есть человек перед лицом вечности? В душе князя происходит переворот. Он понимает, что в жизни есть вещи важнее славы. Он вспоминает о своей жене, и его тянет домой, в свое имение. По возвращении домой его постигает горе: умирает жена.

Андрей испытывает чувство вины за то, что, подчиняясь своим эгоистическим желаниям, ушел на войну, оставив жену одну. Он переживает духовный спад, находится в состоянии моральной апатии, одиночества, считая, что жизнь в 31 год кончена. Но приезд Пьера, пребывающего в состоянии душевного подъема, увлеченного идеями масонства, выводит его из душевного застоя.

Во время спора с Пьером о демократических преобразованиях, о добре и зле, смысл его слов расходится с его чувствами, так как Андрей уже давно живет не тем, что выражают его слова. Пьер говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». И Андрей понимает, что так жить, как живет он, нельзя. После спора на пароме он первый раз после Аустерлицкого сражения видит небо.

И что-то молодо и радостно просыпается в нем. Приезд Пьера подготовил его к душевному выздоровлению. Андрей начинает вести другую жизнь — читает, интересуется политикой, проводит демократические преобразования. В имении отца он освобождает крестьян и облегчает им жизнь в Богучарове. И в отличие от Пьера доводит все до конца и делает все с толком.

Заезжая по делам в имение Ростовых, Андрей по дороге видит старый дуб, который в отличие от остальных деревьев по весне не оделся листвой. И Болконский олицетворяет его с – собой. Но, проезжая по этой дороге позже, он видит тот же самый дуб, но уже покрывшийся маленькими зелеными листочками.

И это явление природы» созвучное душевному состоянию князя, дает ему понять, что жизнь не кончена в 31 год. Если во время войны 1805 года он жил для других, но отдельно от них, то сейчас в нем проснулась жажда жить среди других, жить в людях.

Совет

Позже Андрей уезжает в Петербург для представления начальству проекта военных преобразований. Но постепенно его увлекает деятельность комиссии Сперанского и еще более личность самого Сперанского. Андрею льстило внимание и доверие, которое оказывал ему высокопоставленный уважаемый чиновник.

Но после встречи с Наташей на первом для нее балу к нему возвращается ощущение «естественных» и «искусственных» ценностей жизни.

Именно после общения с ней он замечает фальшь Сперанского, и какая-то брезгливость появляется в нем, когда он видит неестественно белые руки Сперанского и слышит его смех.

Болконский начинает понимать, как далека от жизни деятельность комиссии, и приходит в недоумение, как долго он мог заниматься столь праздными вещами.

После бала Андрей часто ездит в дом Ростовых. И то чувство, которое просыпается в нем к Наташе, как бы приближает его к земной жизни. Он влюбляется в эту простую, естественную, жизнерадостную девушку и делает ей предложение.

Наташа соглашается, но заранее предчувствуется невозможность счастья. Об этом говорит отношение семьи Ростовых, которая с – тревогой наблюдает за отнршениями Наташи и жениха, считая, что этот брак странен и неестествен.

Для Наташи Андрей таинствен и загадочен. Между ними нет понимания.

Андрей, уезжая в имение отца за благословением, не предупреждает Наташу, тем самым заставляя ее мучиться и страдать. Андрей откладывает свадьбу на год и уезжает, не понимая, что ей нужно счастье сегодня, сейчас. Наташа, в отличие от Андрея, живет чувством. И это непонимание и отъезд приводят к измене Наташи, которую он в силу своей гордости не смог простить.

Новый подъем в жизни Андрея — это война 1812 года, которая многое в ней изменила. Князь становится предводителем ополчения, так как хочет быть ближе к народу, но его единения с ним так и не происходит.

Обратите внимание

В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением он говорит о том, что исход битвы зависит от морального духа солдат. После ранения, лежа рядом с Анатолем, которому отрезали ногу, он испытывает чувство сострадания к нему. Сострадание к человеку, сделавшему его несчастным. Андрей, испытывая «любовь к врагу своему», обогащается духовно.

В любви и всепрощении Андрея воплощается теория Толстого. Антитеза отрешенного от мира суеты неба и близкой, но не дающейся в руки земли, которую видит Андрей после ранения, воплощает две любви: любовь земную к Наташе и в то же время ненависть к Анатолю и всепрощающую любовь ко всем людям.

Эта борьба между небом и землей происходит в душе умирающего Андрея. Ему снится сон: дверь в вечность и Наташа. Он пытается не дать двери открыться, но она открывается, и он умирает.

Борьба завершается победой неба — идеальной любви: «Любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Смерть Андрея связана с особенностями его характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули те духовные ценности, которые разбудил 1812 год. Жизненные пути главных героев «Войны и мира» Андрея и Пьера — это мучительный поиск вместе с Россией выхода из личного и общественного разлада к миру радости и гармонии общественной жизни людей.

«Война и мир» — итоговое произведение Льва Толстого, в котором наиболее полно отразились его взгляды. Одной из проблем, рассматриваемых в романе, была проблема развития человека, становление его личности.

Лучшие герои Толстого, такие, как Пьер Безухов, Наташа Ростова, не были статичны, они искали смысл жизни, свое назначение. Они совершенствовались, иногда даже путем ошибок и заблуждений. Постоянное развитие, состояние духовного поиска Н. Г.

Чернышевский называл «диалектикой души».

Одним из таких героев был Андрей Болконский. Несмотря на то что он происходил из аристократического рода, рос в свете, для него характерно неприятие светской жизни. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого не могу выйти».

Ему противна эта обстановка праздности, царящая в салонах, ему наскучило постоянное кокетство женщин, пустые разговоры. Он не принимал этой неестественности отношений, отсутствие теплоты, задушевных разговоров, которые не были приняты в высшем обществе.

Андрей был холоден со своей женой Лизой, потому что она светская женщина, вносящая в домашнюю обстановку кокетство и игривый тон. Она просто не представляла существование каких-либо других отношений, кроме тех, которые были приняты в аристократических гостиных.

Важно

Оттого князь Андрей так рвется на войну, устав от бесконечной суеты светской жизни: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!»

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Путь исканий андрея болконского в романе л. н. толстого «война и мир». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/put-iskanij-andreya-bolkonskogo-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Путь исканий Андрея Болконского

Введение Идеалы Андрея Разочарования Болконского Любовь к Наташе Ростовой Смерть Болконского

Введение

На протяжении всего романа Л. Н. Толстого ” Война и мир ” мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами.

И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л. Н. Толстой показывает нам в своем романе “Война и мир” путь исканий Андрея Болконского.

Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л. Н. Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе “Война и мир”, путь становления личности,

путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения.

Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным.
В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта.

В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: “…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!”

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: “Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста”. Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. “Ты мне дорог, особенно

потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”, – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского.

Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении.

Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным.

“Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял”, – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: “Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол”.

Совет

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: “Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России”.

Болконский называет “ложными” образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом.

А теперь это оказалось так “просто, бледно и грубо”.

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями.

Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы.

Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!” Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что “старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…” стоял на том же месте. “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год” – решил Болконский.

Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л. Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе “Война и мир”. Да, Л. Н. Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка.

Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть.

Обратите внимание

Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. “Наташа, я слишком люблю вас.

Читайте также:  Сочинение письмо ветерану великой отечественной войны

Больше всего на свете”, говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему “Путь исканий Андрея Болконского в романе “Война и мир”, я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Источник: https://ege-essay.ru/put-iskanij-andreya-bolkonskogo/

Сочинение на тему: Путь Андрея Болконского

         Роман-эпопея Л. Н. Толстого заключает в себе величайшие истины, понять которые можно, лишь пройдя через тернии описанных событий. Но ещё глубже проникнуть в грандиозный замысел писателя удастся тем, кто вместе с одним из главных героев, Андреем Болконским, вынесет все испытания и дойдёт до понимания смысла жизни.

         Впервые мы встречаем князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер. Он предстаёт пред нами человеком приятной наружности, с ясными, «сухими» чертами лица, но искажёнными недовольством всем происходящим.

На самом деле, как искреннему, благородному человеку мог быть по душе этот вечер лжи и фальшивых гримас? Но при виде друга, Пьера Безухова, человека такого же порядорчного и честного, князь приятно и счастливо улыбается, а глаза (Толстой особенное внимание в портрете уделял именно им) лучисто сияют.

Уже по этой детали можно понять, что Андрей Болконский – незаурядная личность с огромным спектром чувств и эмоций.

         Князь мечтает о славе. Но славу он понимает по-особому. Он считает, что безвозмездные свершения, подвиги во имя блага России, любви и похвалы тех, кого он уважает, – и есть слава. Более того, Андрей полагает, что вполне заслуженно славу завоевал кумир миллионов – Наполеон.

Скучая от рутинной жизни в Петербурге, Болконский вырывается на войну, навстречу своей мечте. Но война не оправдывает его ожиданий, напротив, она рушит все идеи, даже смысл жизни. Князь Андрей понимает всю безысходность, абсурдность происходящего в битве под Аустерлицем.

Переломным моментом для него становится тот миг, когда он, раненый, падает на землю и видит небо.

Важно

Это высокое, бескрайнее полотно словно поворачивает ключик в сознании Болконского, он вдруг начинает воспринимать всё по-другому: им овладевает покой и тишина, он уже не гонится за славой, а Наполеон теперь кажется ничтожеством.

         Новое понимание происходящего и трагическая смерть жены «отворачивают» его от внешнего мира, он переживает тяжёлый душевный надлом. Но «луч света» в тёмном, нелюдимом его отчаянии ярко заблистал с появлением в жизни Андрея Наташи Ростовой.

Это юное создание, поистине воплощающее в себе силу бодрости и звенящего веселья, буквально возрождает Андрея. Болконский осознаёт, что жизнь его не кончена, что он может принести счастье и пользу людям.

Своеобразным символом этого возрождения является дуб, казавшийся совсем недавно князю уродливым, а ныне могучим и полным жизненных сил со своей сочной зелёной листвой.

         Однако и этот этап подходит к кризису, поскольку, работая в Петербурге над составлением свода законов, надеясь на благодатные реформы, Болконский начинает понимать тщетность своей работы.

К такому пониманию его подводят мысли о простых крестьянах в Богучарове и зарождающееся сильное чувство – чувство любви к Наташе Ростовой, которое не гаснет даже в разлуке с ней и даже после её измены.

         Снова, уже в 1812 году, поехав на войну, Андрей Болконский начинает иначе понимать суть происходящего.

Он наконец-то начинает отождествлять свои чувства и устремления с чувствами и чаяниями всех русских людей, стремящихся защитить свою Родину от захватчика.

«Так думает… вся армия,» – эти слова, сказанные Пьеру, выражают убеждения князя Андрея и доказывают, что он возрос до истинно народного понимания происходящего.

Совет

         Однако князь Андрей получает тяжёлое ранение и вновь сталкивается с ясной возможностью смерти – ухода из жизни здесь и сейчас. И тут к нему приходит полное осознание итога всех его нравственных поисков.

Он понимает, что смысл жизни, её истинное счастье заключается в единении, единении со всем миром, со всем человеческим естеством. А это единение можно достигнуть, только познав любовь чистую и светлую, любовь божественную, ибо Бог и есть любовь.

Он примиряется с Наташей и понимает суть любви, «не ищущей своего». 

         Путь Андрея Болконского – дорога жизни, полная сложностей, попятных движений, долгожданных открытий и постижения истинного смысла. Таким, наверное, и должен быть жизненный путь человека, искренне ищущего истину и обретающего её.

Источник: http://testsoch.ru/vojna-i-mir/sochinenie-na-temu:-put-andreya-bolkonskogo.html

Пути исканий князя Андрея Болконского в романе-эпопее Толстого «Война и мир»

Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему свету.

В его взгляде есть только скучающее, «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Но больше всех ему надоела его жена Лиза.

Он презирает высший свет, а Лиза постоянно напоминает ему о нем. «Чего бы я ни дал теперь, чтобы не быть женатым!» – восклицает он.

Именно для того, чтобы убежать от этой опостылевшей жизни, Андрей хочет идти на войну. Но это лишь одна сторона медали. Основная причина – это жажда славы, такой же, какой добился Наполеон. Наполеон затмил разум князя Андрея.

Князьстроит честолюбивые планы. В своих мечтах он представлял себя спасителем русской армии, русского народа.

Но после паники и неразберихи, которая была после Шенграбенского сражения, все оказалось не таким уж героическим, как ему мечталось.

Обратите внимание

В сражении у Аустерлица судьба предоставила князю Андрею случай показать себя. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку.

«Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним». Смерть, раны, личная жизнь – все отошло на второй план.

Впереди – только герой, князь Андрей, и его подвиг, который (как он мечтал) никогда не забудут.

И только ранение помогло понять, как он заблуждался. Лишь высокое аустерлицкое небо с серыми невзрачными облаками заставило ощутить его свою ничтожность перед вечностью.

«Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». К такому выводу пришел князь Андрей. И Наполеон, которым так восхищался Болконский, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.

После ранения князь Андрей возвратился домой и обратил свои мысли к вечности и любви. Болконский пришел к выводу, что человек, словно дерево, должен доживать свой век терпеливо и несуетливо.

Главное – не приносить никому зла и не требовать к себе участия. Но жизнь князя Андрея круто изменилась: он встретил Наташу Ростову полюбил ее. Благодаря Наташе он продолжает жить и, кажется, вот‑вот дотронется до счастья.

Но вдруг происходит то, что князь Андрей не может простить Наташе, – измена.

Именно измена Наташи побуждает Болконского вновь пойти на войну, и во время Бородинского сражения он снова получает ранение, на сей раз серьезное. И в этом виновата его чрезмерная гордость. Когда граната упала около него, он не лег на землю, так как думал, что покажет неправильный пример другим офицерам.

«Неужели это смерть?»… Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. Гордость не дала ему спасти себя. Князь Андрей был ранен в живот. И в минуты страдания ему открылось все, чего он раньше не понимал. «Что‑то было в этой жизни, чего я не понимал…» – думал Болконский. Тогда он понял, за что и как Бог любит людей.

И он, князь Андрей, тоже любит их всех, не разделяя на близких и врагов. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья, и которой я не понимал; вот от чего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив.

Но теперь уже поздно. Я знаю это!» – таковы мысли князя Андрея.

Андрей Болконский все испытал в своей жизни, узнал все, что можно, и дальше его жизнь была бы бессмысленна. И такому человеку ничего не оставалось, кроме как умереть. И он умер, но в наших сердцах он останется навсегда.

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://school-essay.ru/puti-iskanij-knyazya-andreya-v-romane-epopee-tolstogo-vojna-i-mir.html

«Путь духовных исканий Андрея Болконского» в романе «Война и мир»

«Путь духовных исканий Андрея Болконского» (роман Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого.

Вместе с писателем ищут ответы на «вечные вопросы» Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание лгать и лицемерить, душевное благородство, чуткость к «народной идее» в трагический период отечественной истории привлекают Толстого в любимых героях «Войны и мира».

Адъютант Кутузова князь Андрей Болконский мечтает о воинской славе, о «любви людей к себе».

Мужественно ведет себя князь Андрей во время Шенграбенского сражения, и уже тогда, с помощью капитана Тушина и подчиненных ему солдат-артиллеристов, он начинает освобождаться от своих мелких эгоистических чувств. Но самым серьезным испытанием мечты о славе становится Аустерлицкий бой.

Важно

В наиболее трагичный момент Болконский подхватывает упавшее знамя, поднимает солдат в контратаку.

Внезапно его тяжело ранят, он падает на землю и видит над собой голубое небо. В его душе все меняется: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу.

Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

В эту минуту князь Андрей прозревает, освобождается от духовной слепоты. Он постигает все актерство и лицемерие французского императора, и слава Болконскому больше не нужна.

Мечты о славе сменяются в Андрее Болконском надеждой на тихое семейное счастье в Лысых Горах. Смерть жены, крушение прежних идеалов заставляют князя уединиться в деревне и заняться воспитанием сына.

Новая мудрость Болконского – жить для себя, избегая угрызений совести и болезней, никому не мешая, дожить до смерти.

Духовное возрождение Андрея Болконского начинается после разговора с Пьером на пароме. Безухов, искренне уверовавший в идеалы масонства, говорит князю Андрею о Боге, о добродетели, о любви.

Последующая двухлетняя жизнь князя в деревне – это наглядное опровержение мудрости «жить для себя».

Совет

Одно имение его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком».

Исключительную роль в духовном возрождении Андрея Болконского играет его любовь к Наташе Ростовой. Естественная простота Наташи помогает герою обнаружить фальшь и неестественность Сперанского. Любовь озаряет жизнь князя Андрея новым светом. В своих отношениях с Наташей он искренен и благороден. Он не ищет каких-то выгод. Поэтому разрыв с Наташей трагичен…

Война 1812 года – важнейший эпизод в жизни Болконского. Он отказывается от придворной карьеры и направляется в действующую армию командиром егерского полка.

Глубоко понимает Андрей Болконский мудрость Кутузова – полководца, стремившегося избегать ненужных сражений и лишних жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о солдатах, пытается вывести их из-под обстрела.

Близость смерти пробуждает в душе героя чувство сострадания и «божеской любви – всепрощения» к Анатолю Курагину.

Предсмертные мысли Андрея Болконского проникнуты чувством смирения перед неизбежным: «Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Таким образом, Андрею Болконскому удается преодолеть в себе собственный эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к способности любить и прощать.



Источник: https://scribble.su/work/400/209.html

Ссылка на основную публикацию