Сочинение по рассказу корзина с еловыми шишками паустовского рассуждение

Корзина с еловыми шишками Паустовский

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Обратите внимание

Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

– Ой, как долго!

– Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

– А что это такое?

– Узнаешь потом.

– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ смутился.

– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

– Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:

– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много денечек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки.

– Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

* * *

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Важно

Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Капли твердили, что время не ждет и надо бы поторопиться, чтобы сделать все, что задумано.

https://www.youtube.com/watch?v=tKwHLu64TCk

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.

Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.

Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.

Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»,

Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Каждый слушал по-своему.

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

Совет

Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

* * *

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.

Жили они в комнатушке под крышей театра. Оттуда был виден пестрый от морских флагов залив и памятник Ибсену.

Пароходы весь день покрикивали в открытые окна. Дядюшка Нильс так изучил их голоса, что, по его словам, безошибочно знал, кто гудит – «Нордерней» из Копенгагена, «Шотландский певец» из Глазго или «Жанна д'Арк» из Бордо.

В комнате у тетушки Магды было множество театральных вещей: парчи, шелка, тюля, лент, кружев, старинных фетровых шляп с черными страусовыми перьями, цыганских шалей, седых париков, ботфорт с медными шпорами, шпаг, вееров и серебряных туфель, потертых на сгибе. Все это приходилось подшивать, чинить, чистить и гладить.

На стенах висели картины, вырезанные из книг и журналов: кавалеры времен Людовика XIV, красавицы в кринолинах, рыцари, русские женщины в сарафанах, матросы и викинги с дубовыми венками на головах.

Обратите внимание

В комнату надо было подыматься по крутой лестнице. Там всегда пахло краской и лаком от позолоты.

* * *

Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Напуганная этим тетушка Магда успокаивала Дагни. Она говорила, что нельзя слепо верить тому, что происходит на сцене. Но дядюшка Нильс обозвал Магду за это «наседкой» и сказал, что, наоборот, в театре надо верить Есему. Иначе людям не нужны были бы никакие театры. И Дани верила.

Но все же тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт.

Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения».

Нильс любил выражаться возвышенно и туманно. О Дагни он говорил, что она похожа на первый аккорд увертюры. А у Магды, по его словам, была колдовская власть над людьми. Выражалась она в том, что Магда шила театральные костюмы.

А кто же не знает, что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется.

Вот так оно и выходит, что один и тот же актер вчера был гнусным убийцей, сегодня стал пылким любовником, завтра будет королевским шутом, а послезавтра – народным героем.

– Дагни, – кричала в таких случаях тетушка Магда, – заткни уши и не слушай эту ужасную болтовню! Он сам не понимает, что говорит, этот чердачный философ!

Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом. Она хотела надеть свое единственное белое платье. Но Нильс сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. В общем, длинная его речь по этому поводу сводилась к тому, что в белые ночи надо быть обязательно в черном и, наоборот, в темные сверкать белизной платья.

Переспорить Нильса было невозможно, и Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Платье это Магда принесла из костюмерной.

Когда Дагни надела это платье, Магда согласилась, что Нильс, пожалуй, прав – ничто так не оттеняло строгую бледность лица Дагни и ее длинные, с отблеском старого золота косы, как этот таинственный бархат.

– Посмотри, Магда, – сказал вполголоса дядюшка Нильс, – Дагни так хороша, будто идет на первое свидание.

– Вот именно! – ответила Магда. – Что-то я не видела около себя безумного красавца, когда ты пришел на первое свидание со мной. Ты у меня просто болтун.

И Магда поцеловала дядюшку Нильса в голову.

Важно

Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца.

Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.

– Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.

Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на нее, прижав ко рту платок, тетушка Магда.

– Что случилось? – спросила Дагни.

Магда схватила ее за руку и прошептала:

– Слушай!

Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

– Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Источник: http://r-rech.ru/2009-04-06-13-32-01/2010-10-12-12-17-46/2010-10-21-10-54-53.html

Лиризм в произведениях Паустовского — Сочинение на заданную тему

Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать «сказку жизни». «…

Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона,- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно»,- говорит писатель в рассказе «Жильцы старого дома».

Паустовский стремился показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном. Герои его произведений чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное.

Читайте также:  Сочинение правдин в комедии недоросль фонвизина

Так, в рассказе «Корзина с еловыми шишками» дочь лесника Дагни Педерсен открыла мир музыки. Поэтичен сюжет этого небольшого рассказа. Незадолго до смерти Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками. Она собирала в корзину еловые шишки.

Детская непосредственность Дагни очаровала композитора, и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Григ написал музыку о «глубочайшей прелести девичества и счастья» и посвятил ее Дагни Педерсен. И она получила этот подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых.

Совет

Дагни услышала музыку Грига, поняла все то, что хотел сказать композитор; она «сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира». В произведениях Паустовского чутко улавливается взаимосвязь искусства, природы и человека-творца.

Они помогают читателю понять неповторимый язык природы, воспитывают любовь ко всему земному. И в то же время в них ясно выражено отношение автора к эпохе, к человеку. Особенно чувствуется это в произведениях военных лет, например, в рассказах «Бакенщик», «Правая рука».

В рассказе «Бакенщик» старый Семен учит ребят уважению к родной земле, он считает, что от любви к ней «человек и идет драться». У бакенщика Семена находятся меткие, живые слова для всего, что он видит: для ромашки, которую «грех сапогом раздавить», для медуницы, для купены, цветы которой напоминают ему белые колокола — «заденешь и зазвонят».

Ему близко в природе все: облако, клевер, грибной дождь. «Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит»,- говорит Семен. Мальчишки, которых он перевозит через реку, любят старика, хотя и посмеиваются над его ворчливостью. В рассказе «Правая рука» автора волнует тема «человек и природа».

Главный герой — Тихон Рябцев, зенитный пулеметчик, был ранен в руку под Петергофом. Рана долго не заживала, пришлось отнять руку. Тихона перевезли через Ладожское озеро в Вологду, а потом и в Сибирь, в Бийск. Только летом выписался он из госпиталя и начал служить сторожем в Белокурихе.

Здесь в живописных сибирских лесах он встретился с двумя мальчиками, которые рассказали, что до войны жили под Ленинградом. Когда началась война, они были в лагере, и всех, у кого не было родителей, увезли сначала на Волгу, а потом в Белокуриху. Тихону понравился один из мальчиков — Мигуэль. Он испанец, сирота, его отец-старик был убит в Мадриде.

Суровый Тихон полюбил бледного, застенчивого мальчика, привязался к нему, словно к сыну. Когда лагерь перевели под Москву, Тихон чувствует себя одиноким и ненужным без мальчика. В конце весны попрощался он с сибирскими горами, зашил адрес лагеря в подкладку бушлата и отправился к сыну-приемышу.

Основная мысль рассказа воплотилась в словах Тихона, сказанных им однажды мальчику-испанцу: «Ты сиротой между нами не будешь. Наш народ, конечно, простой, бывает грубый, но душевный». Тема любви к природе, родине сливается в этом рассказе с интернациональной темой.

Своеобразие творческой манеры Паустовского в произведениях, заключается в лиризме повествования и в романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Творчество К. Паустовского помогает человеку стать добрее, лучше, открывает красоту мира, учит любви к родной земле.

Источник: http://schooltask.ru/lirizm-v-proizvedeniyax-paustovskogo/

«корзина с еловыми шишками» к.г. паустовского

Ю.А. Сухорукова

СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА

В НОВЕЛЛЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»

В творчестве К. Паустовского 30-х годов можно выделить две основные тенденции. К первой относятся новеллы «Старый повар» (1938), «Ручьи, где плещется форель» и др., написанные по романтическому канону, структурообразующим в них является принцип «поэмности»1.

Вторая тенденция проявлена сборником новелл «Летние дни» (1937), повестью «Мещорская сторона» (1939), новеллой «Желтый свет» (1938), которые имеют двуродовую природу, что выражается в двойном характере сюжета — лирическом и эпическом.

В новеллах 40-х и 50-х годов происходит взаимопроникновение этих двух творческих векторов.

Обратите внимание

Увидеть функцию данного взаимопроникновения непросто. В его анализе мы опираемся на положения Б.О.

Кормана относительно двуродовой природы лирической прозы: «Подлинное соединение эпического и лирического заключается вовсе не в том, что одни части текста являются эпическими, а другие лирическими, а в том, что один и тот же текст выступает в двойной функции …

Двойной характер текста обнаруживается на уровнях детали, эпизода, образа персонажа, сюжетного движения».2 Методологическим основанием нашей работы является исследование Е.В. Куликовой и Е.Ю.

Капинос, в котором лирический сюжет определяется как «особый тип словесной динамики, не событийной, но соотнесенной с событийностью».

3 Ученые называют лирический сюжет метасюжетом, так как «нарративный сюжет организует и выстраивает события, а лирический сюжет организует и выстраивает сложную логику отношений (эмоциональных, пространственных, модальных и пр.) к событиям; лирический сюжет всегда поднимается над повествованием, над сферой нарративности».4 В прозе звенья лирического сюжета составляют «“детали”, “подробности”, поддержанные повторами»5 В заключение Е.В. Капинос, Е.Ю. Куликова отмечают, что «. лирический сюжет невозможно окончательно определить»6. Принципиальная неразгадывае-

1 Ю. Манн выделяет принцип «поэмности», отличительными чертами которого он называет параллелизм судеб автора и центрального персонажа, «повесть жизни» главного героя и цитатный план // Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 384 с.

Н.Л. Лейдерман называет «поэмность» метажанровым принципом романтизма // Лейдерман Н.Л. Жанровые системы литературных направлений и течений» // Взаимодействие мотода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск: СГПУ, 1988.

2 Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. — Ижевск, 1992. С. 63

Важно

3 Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Лирические сюжеты в стихах и прозе XX века / Институт илологии СО РАН. — Новосибирск, 2006. С. 310.

4 Там же. С. 327.

5 Детали, составляющие лирический сюжет, могут быть значимы не только в пределах одного произведения, но всего творчестве писателя: «Уловив в прозаическом тексте какую-то систему повторов, можно даже из детали, если она отмечена какими-то характерными смыслами в контексте данного произведения или всего творчества писателя, развернуть не событийный, но лирический сюжет» // Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Указ. соч. С. 310.

6 Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Указ. соч. С. 308.

мость, неопределимость лирического сюжета и составляет его ценность, так как «текстом провоци7ру-ется желание сюжет разглядывать и разгадывать» .

Рассмотрим, в чем состоит специфика лирического сюжета в «Корзине с еловыми шишками» (1954). Данная новелла продолжает традиции романтических новелл, посвященных музыкантам и рассказывающих о силе воздействия искусства на человека.

Однако, если «Старый повар» строился на типично романтической интриге узнавания, завершающейся эффектной концовкой: незнакомцем оказывался великий композитор Моцарт, то в «Корзине с еловыми шишками» таинственность узнавания снимается.

С самого начала повествования известно, что подарок девочке обещает сделать Григ, более того, читатель сразу узнает, что именно он хочет подарить Дагни: «Я напишу музыку, — решил Григ. — На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен — дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет» (427)8.

Поэтому акцент в новелле переносится на другое -не на удивление от узнавания, а на процесс свершения чуда — создания Григом музыкального шедевра и его восприятия Дагни Педерсен. Эпический сюжет оборачивается лирическим — переживанием музыки.

Новелла начинается с пейзажа: «Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря» (425).

Совет

В картине осеннего леса звучит открытое любование красотой природы, дважды повторяется слово «хороши», и далее объясняется, чем же особенно хороши горные леса: «В них слышится шум прибоя. С моря наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох.

Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли» (425).

Природа воспринимается всеми органами чувств — читателю передается характерный грибной запах, он слышит приглушенные, негромкие звуки — «шелест листьев», при помощи метафоры создается зрительный образ — мох сравнивается с прядями волос, которые свешиваются с плеч девушки.

Олицетворяется эхо, оно сравнивается с «птицей пересмешником», которая «живет» в горных лесах. Эхо имеет свой характер — оно «веселое», озорное и «только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы» (425). Создается ощущение, что лес живой, обладает своим голосом и характером. Удивительная точность в деталях этого пейзажа свидетельствует о глубоком внимании к течению природной жизни, редком знании ее законов, повествователь видит и замечает ее тончайшие нюансы.

Восхищенное любование красотой природы звучит и в описании осени: «Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких

7 Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Указ. соч. С. 308.

8 Здесь и далее цитируется с указанием страниц в скобках по: Паустовский К. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Рассказы, сказки, литературные портреты, заметки. — М., 1958.

листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми по сравнению с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста» (425). Пейзаж лиричен.

В нем «природоведческая» точность соотнесена с оценоч-ностью: удивлением перед чудом природы, которое невозможно повторить, и все драгоценности и все золото мира не могут сравниться с «осенним нарядом».

Трепетная, живая природа неподдельна, о чем свидетельствует маленькая деталь — «осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста».

В пейзаже проступают черты длинноволосой красавицы в ярком наряде, так лирически подготавливается встреча Грига с Дагни, которой он обещает сделать подарок, когда она вырастет. Красота природы и встретившаяся ему девочка вдохновляют композитора на творчество.

Во второй части новеллы изображается процесс сотворения Григом «музыки» для Дагни. Его дом напоминает «жилище дровосека». Комната композитора намеренно аскетична, убрано все, что может приглушить звук рояля. Единственное украшение и самое главное, что есть в этом жилище, — это рояль.

Обратите внимание

Однако в этом пустом и неприглядном доме происходят настоящие чудеса: «Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи — от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу» (427). Музыка может выразить и передать любые звуки, какие только есть в мире, поэтому творчество — это своего рода волшебство, недаром Дагни называет Грига «волшебником». Поэтому в новелле звучит мотив сказки, который впервые явно проступает в сравнении одиноко звучащей струны с плачущей «Золушкой, обиженной сестрами» (428). Сказочность усиливается олицетворением рояля, который может «петь обо всем» (428). Клавиши рояля не только выражают разнообразные эмоции, но и как будто сами их испытывают, они, «убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали» (428).

Примечательно, что в сферу олицетворения попадает все, что сопутствует написанию музыки: «туман закутал город по горло», пароходы «дремали», «посапывая паром»; снег летит, «цепляясь за верхушки деревьев» (428). В новелле прием олицетворения создает сказочный подтекст: все вокруг оживает.

Процесс сотворения музыки описан как акт творческого вдохновения, рожденного трепетным отношением Грига к Дагни, которая олицетворяет для него всю глубину и красоту мира: «Ты как солнце, — говорит ей Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны»

(428). Образ Дагни рисуется природными чертами — в виде солнца, нежного ветра, раннего утра, белой ночи и блеска зари. Григ поэтизирует ее образ.

Вместе с тем он вспоминает и свою жизнь, снова как будто проживает и оценивает ее: «Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата.

Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни» (428). В финале своего вдохновенного поры-

ва, он заклинает Дагни верить, что «жизнь . удивительна и прекрасна».

Молитвенно-взволнованное обращение к девушке одновременно заключает в себе и дифирамб, и исповедь, и благословение: «Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься» (428). Все вместе это вдохновенное восхваление чуда жизни, гимн жизни.

Между вдохновением композитора и жизнью окружающей природы существует тесная связь: природа внимательный слушатель его музыки. Так, наряду с матросами и прачкой слушают музыку синицы, снег, сверчок и даже Золушка.

Каждый из «слушателей» воспринимает музыку по-разному: «синицы волновались», «загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая», прачка «разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой», а сверчок «вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом», снег «останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома», а Золушка «смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки»

(429). Всех их объединяет волнение, рожденное чарующими звуками.

Важно

Оно смягчает, очеловечивает и преображает мир: плачут пьяные матросы, отрывается от тяжкого труда прачка, приник к щелке сверчок и даже снег медлит лечь на землю, с тем, чтобы подольше насладиться «звоном».

Рожденная прекрасной музыкой атмосфера чуда подготавливает подлинно сказочное превращение: из бедной Золушки девушка становится принцессой, о чем говорит появление хрустальных туфелек.

Обращение Паустовского к этой сказке не случайно, видимо, она ему важна концептуально. Объяснение появлению этого образа можно найти в книге Паустовского «Повесть о жизни» «Я старался находить черты хорошего всюду. И часто находил их, конечно.

Они могли блеснуть неожиданно, как хрустальная туфелька Золушки из-под ее серого рваного платья, как мог блеснуть где-нибудь на улице внимательный и ласковый взгляд ее глаз . Я догадывался, что в жизни хорошее и плохое лежат рядом.

Так иногда в конце ненастного дня серые тучи насквозь просветятся огнем заходящего солнца» (184). Паустовскому свойственно особое видение мира — умение находить прекрасное там, где, казалось бы, его нет.

Читайте также:  Сочинение на тему плохое настроение 11 класс егэ

История Золушки хорошо иллюстрирует эту мысль — способность рассмотреть в бедной замарашке сказочную принцессу сродни творческому преображению обыденного мира в атмосферу красоты и человечности: сила гениального искусства сравнима со сказочным волшебством.

Композиция новеллы зеркальна. В первой половине новеллы композитор обещает Дагни подарить «одну интересную вещь», во второй — девушка получает подарок.

Автор передает состояние героини, когда она расслышала, что пьеса Эдварда Грига посвящена именно ей: «Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступающие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо руками» (432).

Состояние героини передано жестами, отражающими глубочайшую взволнованность от сознания того, что она оказалась причастной к великому чуду творения.

Источник: https://psibook.com/literatura/korzina-s-elovymi-shishkami-k-g-paustovskogo.html

Корзина с еловыми шишками. 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему. — презентация

1 Корзина с еловыми шишками<\p>

2 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения. 2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре. 2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса. 3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения. 4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать. Цели: Задачи:<\p>

3 Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.<\p>

4 В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке.<\p>

Совет

5 Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, — высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, — было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись «К.Г. Паустовский», а с другой » «.<\p>

6<\p>

7 Дом Эдварда Грига, в котором он создавал свою прекрасную музыку.<\p>

8 «В Бергене все было по- старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль.»<\p>

9 — Где встретился Григ с девочкой? Опишите эту местность словами.<\p>

10<\p>

11 Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?<\p>

12 Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста. – Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ. – Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись. – Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. – У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так! Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.<\p>

13 – А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. – Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. Дагни даже всплеснула руками. – Ой, как долго! – Понимаешь, мне нужно ее еще сделать. – А что это такое? – Узнаешь потом. – Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? Григ смутился. – Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. – Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.<\p>

14 «Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми: – Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем нибудь другом. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: – Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много денечек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца? – Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки. – Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!<\p>

15 Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки. «Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет.<\p>

16<\p>

17 Что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига?<\p>

18 Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире — самый лучший подарок от природы! Почему Паустовский называет Грига волшебником?<\p>

19 Домашнее задание: Подготовьте ответ на вопрос: «Чем должен жить человек?»<\p>

20 К. Г. Паустовский Эдвард Григ<\p>

Обратите внимание

21 Использованная литература: 1.Кубасова О.В. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 2 2.Кубасова О.В. Методические рекомендации «Любимые страницы. 4 класс » 3.Музыкальная энциклопедия. Том 1 4.Чертовских Е.В. «Словарь юного музыканта» 1.Кубасова О.В. Учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 2 2.Кубасова О.В. Методические рекомендации «Любимые страницы. 4 класс » 3.Музыкальная энциклопедия. Том 1 4.Чертовских Е.В. «Словарь юного музыканта»<\p>

22<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/815116/

Корзина с еловыми шишками (литература)

Цель:

— показать через художественные и музыкальные образы произведений, слушание музыки, как Э. Григ  воз­действует на  чувства, вызывает эмо­ции, пробуждает воображение и побуждает к творчеству;

-осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные свя­зи (музыку и литературу);

-обучить анализу эпизода и анализу художественной детали

Задачи:

— формирование внимательного отношения к языку художественного про­изведения, умения понимать образные вы­ражения, использованные в нем, и пред­ставлять картину, нарисованную автором;

-выработка речевых умений высказывать свое отношение к на­писанному автором и к прочитанному;

-развитие навыка ис­пользования  выборочного чтения для под­тверждения какой-либо мысли.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Методы:

Беседа, исполнение, кластер, показ

Оборудование:

ПК, мультимедийная установка с презентацией и аудиозаписями концертов Э.Грига

План урока:

Вступительное слово учителя, слушание музыки

Постановка проблемного вопроса.

Создание кластера.

Сообщение о композиторе

Сообщение о писателе.

Лексическая работа

Анализ произведения (с физминуткой)

Итоги, домашнее задание.

Рефлексия

Вступительное слово (на фоне играющей музыки «Утро» Грига)

Музыка в нашей жизни всегда. Это ТВ, это радио, кто-то учится в музыкальной школе, кто-то сам сочиняет и напевает нехитрые мелодии.

 Музыка играет в душе, когда вам (дети продолжают: радостно, печально, тревожно, спокойно, когда  влюблены) Музыка для каждого из нас разная.

Послушаем одно из музыкальных произведений, которому уже много десятков лет, но которое до сих пор вызывает бурю эмоций.

Какие чувства и настроения у вас вызвало это произведение?

(Дети перечисляют)

2. Постановка вопроса.

В чем же чудо музыки? Почему 7 нот заставляют трепетать наше сердце? На этот-то вопрос мы и попытаемся сегодня ответить, прослушивая отрывки из классики и анализируя литературный текст.

3. Кластер.

Посмотрим на существительное «Музыка» попристальнее.

Подберем к нему  два прилагательных, три глагола и 4 словами попробуем охарактеризовать  ваше к ней отношение. Я, например, сделала это так.

Музыка: веселая, печальная. Играет, вдохновляет, радует. Заставляет грустить и видеть прекрасное. (1,5 минуты на выполнение задания, музыка фоном)

Ученики зачитывают работы. Вероятнее всего, чаще будет встречаться глагол вдохновляет, заставляет.

Важно

Посмотрите, какими бы мы ни были, но музыка не оставляет нас равнодушной. Она может нам не нравиться, но это тоже отношение и чувство.

4. Сообщение о композиторе.

-В начале урока мы прослушали с вами пьесу «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Ее автор – выдающийся норвежский композитор… Может кто-то знает?

-Эдвард Григ

-Действительно,  автор произведения – Эдвард Григ. А попробуйте узнать его на слайде Что вы можете сказать о нем по фотографии? Каким должен быть человек, написавший такую мелодию?

А каких еще композиторов вы знаете? (называют). А Эдвард Григ был вам знаком до сегодняшнего дня? К сожалению, Эдвард Григ незаслуженно забыт молодежью, но сегодня познакомиться с ним нам поможет не биографическая справка, не интернет, а литературное произведение. А скажите, пожалуйста, как связаны литература и музыка?

— Это произведения искусства, в которых отражается  личность автора и которые заставляют читателя или слушателя мыслить, чувствовать, переживать.

 5. Сообщение о писателе.

Автор того произведения, которое мы будем сегодня изучать, разбирать и попытаться почувствовать – Константин Георгиевич Паустовский. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока, но пока не полностью, только имя автора.

Он,кстати, вам уже знаком. О чем он писал,  какие его произведения вы знаете? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Теплый хлеб»). Посмотрите на его портрет, что вы можете сказать о Паустовском? (умный выразительный спокойный взгляд)

Паустовский – певец русской природы. Но кроме рассказов и повестей о природе он писал новеллы о великих людях, об Андерсене, Моцарте, Оскаре Уайльде, Эдгаре Алане По и Эдварде Григе. Новелла о нем называется «Корзина с еловыми шишками». Продолжите запись темы (запись)

6.Лексическая работа.

Вы заметили, что я уже несколько раз произнесла слово «новелла». Что это? Откроем свои учебники и наконец, обратимся к тексту. Дома вы читали это произведение. Скажите, чем оно необычно.

-Оно похоже на рассказ, в нем много событий, они очень яркие, много чувств, эмоций.Неожиданный конец.

-Верно. Давайте запишем определение.

Новелла-небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом, насыщенное событиями и имеющее неожиданную развязку)

Итак, новелла К.Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

7. Анализ произведения.

-Когда вы дома открыли учебник, о чем вы подумали? О чем будет идти повествование? Оправдались ваши ожидания? Было удивительно, правда?

-С каких слов начинается рассказ?

«Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена»

-Где мы впервые встречаемся с главным героем?

-В лесу  (читают описание)

-Чем необычно это описание? Какой видит осень Григ? За счет чего получается такая яркая и необычная картина?

-Изобразительно-выразительные средства.

«эхо швыряет звук»

«если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах»

«кованые листья»

зеленая борода мха»

-Что это за средства, как они называются? Повторим.

-А теперь давайте посмотрим на этот чудный лес и мы. Какие чувства вызывает природа у нас? А какие чувства вызывала музыка? О чем это говорит?

-А как вы думаете, какое настроение было у Грига в этот момент?

С кем он встречается в лесу.

-С Дагни.

-Найдите описание девочки.

-Маленькая девочка с двумя косичками, зрачки зеленоватые.

-Какая деталь показывает нам, насколько она еще маленькая и слабая?

-«Корзину она держала боком,из нее вывались шишки»

-А какая девочка по характеру? Давайте изобразим ее душевный портрет.(работа  в тетради)

-Дагни – смелая, непосредственная, стеснительная,легко заинтересовать, гостеприимная,открытая.Она даже разрешила незнакомцу самые дорогие вещи – стеклянную лодку дедушки.

-То есть Дагни обычный ребенок, какими и вы были еще пару лет назад. Почему же Григ захотел сделать ей подарок, да еще такой необычный?

(Отсылка к биографии Грига. У него была дочь Александра, которая умерла в раннем возрасте, больше детей у него не было. Когда он жил один в своем доме в Бергене, что на севере Норвегии, к нему часто приходила девочка Агга, которая любила слушать музыку. Григ был другом девочек и до конца жизни трепетно к ним относился)

-Как они распрощались?

-Григ помог донести ей корзину.

-Как вы думаете, Дагни запомнила эту встречу?

-Конечно, ведь ей пообещали необычный подарок, а все дети любят подарки.

-Попрощаемся с Дагни и перенесемся на годы вперед, в Берген. Найдите в тексте описание дома композитора.

-Какая удивительная деталь сразу привлекает внимание?

-Рояль.

-Почему именно рояль? Не скрипка, например, ведь скрипачи тоже писали великолепную музыку. Попробуем снова подобрать два прилагательных, три глагола к слову «Рояль». Так мы с вами вновь сможем увидеть, почему он притягивает наши взоры.

Рояль черный, величественный, играет, рождает, вдохновляет, вызывает восхищение музыкой.

-Да, как видим, это инструмент для создания душевной и величественной музыки.

-Сколько времени Григ писал для Дагни?

-О чем думал? Найдите его мысли в тексте. Выделите идею «Что бы ни говорили о жизни, верь всегда, что она удивительна и прекрасна»

-Кто-нибудь слышал рождение музыки?

-Синицы, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок и даже снег.

7а. Физминутка.

-Как они слушали ее?Давайте-ка и мы немного отдохнем и так же послушаем музыку.

(«Матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая).Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и качала головой. Сверчок вылезал из трещины в печке и подглядывал в щелку за Григом. А снег останавливался  и повисал в воздухе»)

-Почему у всех такая реакция, ведь это всего лишь музыка, 7 нот.

-Как  относится Григ к таким необычным слушателям?

-Обратите внимание на необычный, внезапно появившийся персонаж. Кто?

-Золушка, которая смотрела на хрустальные туфельки.

-Откуда же она появилась в повествовании?

-Наверно, это обычная девочка, которая почувствовала себя принцессой, когда услышала музыку.

-То есть музыка творит чудо?

-Да, если даже снег замирал в полете.

-Почему же Григ именно музыку хотел подарить незнакомой девочке? А не игрушку, не куклу?

-Чтобы она прикоснулась к чуду, стала принцессой

-Повзрослела Дагни? Сколько лет ей уже исполнилось?

-Что изменилось в ее жизни? Какое будущее ее ждало? Сказка? Скорее, обычные будни. Какие?

-Честный и любящий, но скуповатый и скучный муж. Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

-Так почему же Григ хотел сделать волшебный подарок?

-А что стало с душой Дагни?  Помните, какой она была?

-Она осталась такой же чувствительной, плакала после спектаклей и верила всему,что показывали.

-То есть она наивна?

-Нет, она открыта душой и сердцем для всего.

-А где работала ее тетушка Магда?

-Она шила театральные костюмы.

-Это могло как-то повлиять на Дагни и ее восприятие мира?

-Наверно, потому что костюмы, как сказка.

-Почему вся семья решила идти на концерт?

-Во что была одета Дагни?

-В черное шелковое платье, дядюшка настоял. Он говорил, что нужно быть в белые ночи в черное, а  в черные в белом, чтобы выделяться.

Итак, Дагни на концерте. Опишите парк. На что он похож, какая в нем атмосфера?

-Сказочная.

-Сказка продолжилась? Когда?

-Когда Дагни услышала свое имя.

-Какая у нее была реакция.

-Она заплакала.

-Но почему? Ей было плохо? Было больно?

-Она была счастлива, потому что в ее жизни случилось маленькое чудо.

-Что подарила музыка девушке? Как она ее слушала? Найдите описание.

-Она была благодарна. Но за что?

-За то, что музыка увела ее в сказку. Она звала ее за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы»

— Дагни счастлива?

-Да.

-Да, музыка –это чудо. В переливах струн, в звучании черно-белых клавиш таятся такие чувства, которые могут изменить нашу жизнь. Откройте для себя классическую музыку, слушайте ее чаще. И однажды вы тоже попадете в свою сказку.

8. Итоги, домашнее задание

Итак,  с чем мы сегодня познакомились, что для себя нового открыли, что нового узнали. Надеюсь, эти 40 минут не прошли даром.

-Узнали литературный термин, поделились своими эмоциями, порассуждали о чуде и о том, что его нужно ждать,  в жизни есть место чуду.

Запишите домашнее задание. «Чем должен жить человек».Это будет ваше мини-сочинение, по мотивам новеллы.

9.Рефлексия

Совет

Вы видите перед собой листы бумаги, это ваши листы самооценки. Оцените себя,как вы работали, как принимали участие в дискуссии, насколько верны были ваши замечания.

Да, мы о многом поговорили. На много вопросов ответили. А один забыли. Причем же тут шишки?

Вспомните, как Григ помог малышке?

-Он донес ее тяжелую корзину.

-А как он помог ей во взрослой жизни?

-Он помог ей жить.

-А жизнь гораздо тяжелее даже самой тяжелой корзины с шишками. Спасибо за урок.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/korzina-s-elovymi-shishkami-literatura.html

4 класс. Чтение. Страна детства. Константин Георгиевич Паустовский

                 http://sadik79.ru/public/users/994/img/120320162337.jpg

Введение

Жизнь и творчество писателя К. Г. Паустовского

             http://doc4web.ru/uploads/files/94/95267/hello_html_m74d69d81.jpg

          Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец часто менял место работы, поэтому семья была вынуждена переехать в Киев.

Когда Константин Паустовский учился в 6 классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учёбу. Паустовский учился в киевском университете, затем перевёлся в Московский университет.

Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Одной из таких книг стал роман «Романтики».

 Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

       Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич  много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях.

Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни.

Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

       В 1968 году писателя не стало. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любят его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

Викторина: «Откуда эти строки?»

Обратите внимание

1)  «…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…» ( «Стальное колечко» )

2)«…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами…» («Барсучий нос»)

       3)«…Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера…» («Заячьи лапы»)

4)«Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. Жизнь для воробьёв пришла трудная.» («Растрёпанный воробей»)

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе, родной земле, учат видеть прекрасное.

—   К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного.

— О каком замечательном человеке К. Г. Паустовский написал в своём рассказе «Корзина с еловыми шишками»? (о композиторе Эдварде Григе)

Сообщение о композиторе Эдварде Григе 

                     http://www.larousse.fr/encyclopedie/data/images/ 

   Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

   Берген…  Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор.  Глубокие озёра, зелёные склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

   С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

   Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил её по классам композиции и фортепиано.

   Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.

   В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.  В ней звучит прибой северного моря.

Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальные произведения, был великий сказочник Г.Х.Андерсен.

Важно

В личной жизни композитору пришлось пережить страшное несчастье – в возрасте одного года от менингита умерла его единственная дочь. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи.

Эдвард Григ писал музыку к литературным произведениям, которые ставились в театрах. Он был знаком с такими всемирно-известными людьми как великий венгерский композитор Ференц Лист и великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Григ и сам был одним из талантливейших композиторов 19-го  начала 20-го веков.

Скончался Эдвард Григ в родном городе Бергене 4 сентября 1907 года.

   День, когда Григ умер, был объявлен днём национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

Словарная работа

белые ночи – ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту

ботфорты – сапоги с длинными голенищами

кафельная печка – печка, обложенная керамической (кафельной)  плиткой

портьеры – плотные шторы

аккорды – одновременное звучание нескольких звуков

парча – плотная узорчатая шёлковая ткань. Вытканная золотыми или серебряными нитями

фетровые шляпы, фетр – тонкий, плотный материал из валяной шерсти

Чтение с комментированием

               http://www.kniga.de/media/image/thumbnail/100141_720x600.jpg

У рассказа «Корзина с еловыми шишками» очень красивое начало. Вспомните, с чего начинается рассказ? (Описание осеннего горного леса).

               http://myppt.net/u/storage/ppt_17913/119bf-1403989322-15.jpg

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника.

Она собирала в корзину еловые шишки.

Опорные слова для пересказа фрагмента

воздух

шум прибоя

мох

эхо

листь

— Как вы думаете, почему с таким вниманием и любовью Григ относится к девочке? (В девочке он увидел свою дочь, представил, что это она . Смерть дочери была самым драматичным моментом в жизни Грига. Это, несомненно, знал Паустовский.) 

-Почему композитор обещал девочке подарок только через несколько лет? (Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок).

— Как выглядел дом композитора?  (…Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль…)

— Какие чувства передавал рояль?  ( … Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали…)

— Что представлял композитор, сочиняя музыку?  (… Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.

«Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.    «Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.    Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

   Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься», Григ думал так и играл обо всем, что думал…)

              http://ic.pics.livejournal.com/tenivetra/61255200/54009/54009_900.jpg

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/5809/lesson/21751

Ссылка на основную публикацию