Анализ произведения андреева кусака (7 класс)

Анализ произведения «Кусака» Андреева Л.Н

Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека.

Произведение Л.Н. Андреева «Кусака» написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л.Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорбленных.

Тематика и проблематика рассказа. Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания. Характеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.

Добро и зло — два противоположных понятия, две крайние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим людям. Зло — нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения. В русле этих этических проблем -находится рассказ Л. Андреева «Кусака».

Писатель сам поясняет свою позицию: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л.

Обратите внимание

Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных.

Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, с размаху ткнул её в бок носком тяжелого сапога».

Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки.

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять её с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой».

Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости…» и в конце— «вновь промокшая, грязная…» В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии.

Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сен-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Кусака», с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

Характеристика героев.

Образ Кусаки. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».

Важно

Кусака — никому не нужное существо, не умеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака.

С наступлением весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселившиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Леля, приласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у неё отняли её непримиримую злобу».

Кусака всем своим существом стремится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки её были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы».

Писатель не пишет, о чём просит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумываются над истинными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благодарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей».

Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь».

Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то утихал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль».

В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который также не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена теми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». Характеризуя образ Кусаки, JI.H. Андреев использует различные приемы: описывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.

Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж в литературе — изображение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями.

Частный случай, когда природа становится действующим лицом произведения, например собака Кусака у Андреева. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы.

Совет

Когда Кусака одинока— в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни.

Источник: http://libaid.ru/katalog/a/andreev-leonid/2927-analiz-proizvedeniya-kusaka-andreeva-l-n

Урок литературы в 7 классе на тему «Кусака в мире людей. Роль пейзажа в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака»

МОБУ СОШ с. Спартак

муниципального района Ермекеевский район 

Республики Башкортостан

Урок литературы в 7 классе

на тему:

«Кусака в мире людей.

Роль пейзажа в рассказе Л.Андреева»

Учитель русского языка и литературы

высшей категории

Набиуллина Ольга Николаевна

2016 г.

Цели урока:

Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь, анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания ко всему живому.

Задачи:определить тему, идею, проблематику рассказа Л.Андреева «Кусака»; найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении; выразить своё отношение к прочитанному.

Оборудование: презентация к уроку; портрет Кусаки; таблица для каждого уч-ся; сердечки для каждого для написания творческих миниатюр.

Эпиграф к уроку:

Да, меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака – друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?


Эдуард Асадов

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя (Слайд 2)

Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России, в Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии (слайд: портрет писателя).

В его произведениях найдем ответы на многие вопросы сегодняшней жизни. Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности».

— Каким же он в жизни был человеком? (По статье учебника «В творческой лаборатории Л. Андреева»)

— Чем интересен характер писателя?

— О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева сообщает читателю К. И. Чуковский?

Вывод: Л. Андреев предстает перед нашим писателем – гуманистом. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.

В 1902 году Л. Андреев писал: «Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно – что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни.

Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, «ибо все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами природы».

(Слайд 3)

«Мы в ответе за тех, кого приручили», — так говорил герой знаменитой сказки-притчи «Маленький принц». Вдумайтесь в его фразу, она поможет нам в работе на уроке: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

(Слайд 4, 5) Объявление темы урока (записать в тетради), целей и задач урока.

III. Работа над темой урока

— Дома вы познакомились с содержанием рассказа.

— Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка. (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи, т.е. композиция кольцевая).

— Как считаете, какова его тема? (милосердия, сострадания, любви к братьям нашим меньшим) К уроку я подобрала два эпиграфа, давайте познакомимся с ними (СЛАЙД 6) Как вам кажется, какой эпиграф заключает в себе и тему, и идею рассказа «Кусака»?(бездушное отношение людей к животным ведёт к безразличию и жестокости в общении людей между собой) Обоснуйте своё мнение.

IV. Анализ текста рассказа (слайд 7)

Прочитаем первое предложение: «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никтоне мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Рассказ начинается тройным отрицанием, так автор подчёркивает ситуацию безысходности, в которой оказалась собака.

— Что отличало эту собаку от дворовых собак?

— Какие чувства рождались в собаке в одиночестве? Что она копила?

— Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?»

— Какую роль играет природа в передаче настроение собаки?

— Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?

1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.

2. Отличительные свойства – принадлежность к дому; собака должна иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.

3. В одиночестве копила «страх и злобу».

4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.

5. В начале рассказа – зима – долгая, морозная.

«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)

Работа над 2 частью (СЛАЙД 8)

— Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?

(Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать).

— Как отреагировала собака на появление девочки?

(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).

— Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).

— Какую кличку и почему дали собаке?

Читайте также:  Сочинение на тему золотая осень

— Почему дачники ее не истребили?

— Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

— Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?

(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).

— Что произошло со злобой Кусаки?

(Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).

Работа над 3 частью (СЛАЙД 9)

— Как вы понимаете авторскую метафору «всею своей собачьей душой расцвела Кусака»?

(У нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас).

— Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею?

(Да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).

— Почему Кусака не могла радоваться до конца? Почему она была такая неловкая?

(Сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).

— Вас ничто не сторожило в поведении этих «добрых людей», как называет их автор? Что за странная мольба в глазах у Кусаки? Почему никто из дачников не замечает этой мольбы?

Работа над 4 частью (СЛАЙД 10)

Лето кончилось, люди должны уехать. Зачитайте наступление осени

— Какое чувство вызвало у вас описание осенней природы? (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).

— И как же решается судьба собаки? Зачитаем диалог мамы и Лёли.

— Почему Кусаку не взяли в город?

— Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»

(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).

— Вспомним слова, которыми начинался урок.(Мы в ответе за тех…)

— Как реагировала собака на отъезд людей? Как Кусака выразила свое горе и отчаяние, когда ее хозяева уехали? 

(Она жалобно и грустно завыла.) (СЛАЙД 11)

— Чей поступок для собаки больнее: Лёли или пьяницы-мужика, встреченного ею в начале рассказа?

— Только ли о жестоком отношении к животным этот рассказ?

Обратите внимание

Чтобы ответить, вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.

— Зачем Леонид Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

(Люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его цинично и грязно ругаться в ответ на обиды).

— Как вы думаете, зачем Л.Андреев рассказал нам историю Кусаки? (Чтобы показать, какими люди быть не должны).

IV.Домашнее задание (СЛАЙД 12 )

— Что такое пейзаж в литературном произведении? Какую роль в рассказе Л.Андреева играют описания природы? (Пейзажи передают душевное состояние Кусаки в определённые моменты её жизни). Вам предстоит это доказать,поработав с таблицей.

V. Подводя итог нашему разговору на тему «Кусака в мире людей», я предлагаю вам послушать «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова (ВИДЕОРОЛИК)

VI. Рефлексия: (На сердечках, которые вы видите у себя на партах, продолжите фразу: «На сегодняшнем уроке я задумался…)

Покидая класс по окончании урока, ребята прикрепляют сердечки к портрету Кусаки на доске.

Глаза покинутой собаки Мне снятся ночью… как тут быть? Её обидеть может всякий И даже попросту убить. Для комнатных нужна порода, А для дворовых — злобный нрав, Её обидела природа , Достоинств этих ей не дав.

Хозяева прогнали прочь, И я не в силах ей помочь! В моей квартире коммунальной Она помехой будет всем. Но плач её призывный, дальний Мне душу вымотал совсем! И вот, настойчиво и глупо Я всех прошу, покой забыв, Плесните ей немного супу! Погладьте ласковой рукой.

Хоть на часок пустите в сени! Пускай погреется она! Она поймёт, она оценит, До смерти будет вам верна! О, одиночества огромность И невозможность потерять Собачью вечную готовность: Любить, служить и доверять. Пусть человек добрее будет! Не прихоть это, не пустяк .

Внимательно вглядитесь, люди,

В глаза покинутых собак!

В большинстве случаев в том, что собака агрессивна и зла, виноват человек. На человеческую жестокость, бессердечие следует ответная реакция. Но как может измениться поведение четвероногих друзей, если просто полюбить их.

На любовь они ответят любовью и безграничной преданностью. Можно привести немало примеров этой преданности. Недаром люди воздвигали и будут воздвигать памятники собакам.

Например, вся Япония собирала средства на памятник псу Хатико, поразившему Страну восходящего солнца своей преданностью. Хозяином Хатико был доктор Уено, профессор в университете Токио. Доктор Уено скончался, когда Хатико было полтора года.

В течение следующих 10 лет Хатико продолжал приходить на станцию Шибуя каждый вечер, чтобы ждать своего хозяина, который умер. Собаки не просто преданны, они стремятся помочь человеку во всем.

Важно

Например, в Швейцарских Альпах, где 9 месяцев длится зима, почти каждый день выпадает снег, свирепствует холод, лавины не щадят ни людей, ни жилища.

После каждой бури местные жители разыскивают пострадавших или заблудившихся людей. В этом им помогают сильные, рослые собаки породы сенбернар.

В Париже есть памятник сенбернару Барри с надписью о заслугах великого спасателя: «Спас 40 человек. Во время спасения 41-го погиб».

А в Берлине стоит памятник собаке-поводырю. Незрячий человек назвал своего преданного друга «Мои глаза». Таким замечательным собакам посвятила свое стихотворение Ольга Ефимова. Стихотворение называется «Мой пес».

Когда совсем не видноСвет от звезд,И джентльменыНе снимают шляпы,Мне лапу дастБольшой лохматый пес,И не одну, а сразу дастДве лапы.В его глазахБольшой немой вопрос:«О чем ты? Не грусти.Я здесь. С тобоюВ любой момент. Я весь…» Родной мой пес,К лбу твоемуСклоняюсь головою.Сидим, обнявшись,Он да я, нос в нос.И нам пустынных словСовсем не надо.Ты очень добрый зверь,Родной мой пес.И ночь светлей,И тише ярость гроз,И даже день теплей,Когда ты рядом.О. Ефимова                      

Презентация к уроку по рассказу «Кусака»

/data/files/z1473705114.mp4 Эдуард Асадов «Стихи о рыжей дворняге».

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_literaturi_v_7_klasse_na_temu__kusaka_v_mire__203329.html

Конспект урока литературы в 7 классе «Л.Н. Андреев «Кусака»»

Конспект урока литературы в 7 классе

«Л.Н. Андреев «Кусака»»

Сострадание и сочувствие как критерий нравственности человека.

Цели урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды;   воспитывать сострадание к брошенным животным, показать связь отношений к людям и животным, дать ребятам понять, что «мы в ответе за всех, кого мы приручили»; формировать навыки самостоятельной деятельности, обогащать нравственный опыт учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя

– Вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Уверена, что он не оставил вас равнодушными. Жизнь человека не так велика, но он успевает испытать все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие.

Главная задача каждого — найти свой путь, сделать правильный выбор. И очень важно в своих жизненных поисках обращаться к книгам. Во многих литературных произведениях мы встречаем героев, которые чутко, сострадательно относятся к людям.

А только ли людям нужно сострадание и сочувствие?

Тема нашего урока: «Л.Н.Андреев. «Кусака».

  1. Слово о писателе. (Сообщения учащихся)

Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. С раннего детства много рисовал. В юности он не думал стать писателем.

В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета. Андреев собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете«Московский вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он перешел в газету «Курьер».

Так началась литературная деятельность Андреева: он пишет репортажи, фельетоны, очерки.

–Какие произведения, посвященные собаке, вы читали? («Муму» И. С. Тургенева, «Белый пудель» Куприна, «Каштанку» А.П.Чехова, «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского)

– Какой общей идеей объединены названные вами произведения? (Животные, так же как и человек, живое существо, они равны, но животные страдают по вине человека).


– Как вы думаете, почему писатели всех времен обращались к этой теме? (Потому что мы часто встречаем жестокое отношение к животным, нужно помнить об ответственности перед живым существом, которое ты приручил).


– О своем рассказе «Кусака» автор писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

На уроках мы говорим о сострадании, сочувствии. Что означают эти слова? (Самостоятельные определения учащихся. Запись в тетрадях).

Сострадание — чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.

Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

–По каким признакам можно определить жанр «Кусаки»?
– Какова тема рассказа? (Заголовок — тема рассказа: история взаимоотношения собаки и людей.)– Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы её обмануть, предать? Близка ли эта тема вам?

– Какова композиция рассказа «Кусака»? (Кольцевая, потому что первая и пятая части перекликаются между собой.)

– Озаглавьте каждую часть рассказа. (Запись плана на доске).

Первая часть рассказа.

– Назовите главного героя рассказа?– Почему ее так звали? 

– Какой мы видим Кусаку в начале рассказа? (Никому не принадлежала, без имени; голодная, не помня себя от страху, пряталась, зализывала раны, копила злобу, не доверяла, со злобой набрасывалась, злобно ворчала.)

– С какой целью подробно автор описывает жизнь Кусаки в начале рассказа?(Чтобы показать бесчеловечность и жестокость людей.)
– Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста).
– Перескажите эпизод появления и исчезновения человека в первой

– В чем автор видит сходство человека с собакой? (Текст).
– Какие слова сказаны с иронией и почему? ( Добрые люди). Какое настроение он у вас вызывает? 
– Как описание природы помогает понять душевное состояние Кусаки в первой части? ). Какое настроение он у вас вызывает?  (Зимний пейзаж — чувство одиночества, тоски, неприкаянности.)

Вторая часть рассказа

– Зачитайте пейзаж из второй части рассказа. Какое настроение он вызывает? (Текст.)– Почему Кусака боялась людей и почему полюбила Лелю?

– Зачитайте из текста эпизод, в котором Кусака начинает доверятьлюдям. (Ключевые слова, вытесняющие из души собаки злобу).

Третья часть рассказа.

– Как изменилась Кусака? (Душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; шерсть…стала лосниться, выбегала, важно осматривала).

– Почему Кусака почему она «ждала побоев»?

Четвертая часть рассказа.

– Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Текст.)
– Сопоставьте заключительный пейзаж и пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие беды.)
Почему Кусака опять осталась одна? Кто будет скучать: Кусака или Леля?– Как прощается Леля с Кусакой?

– Как Леля воспринимала собаку? (Как развлечение, в душе девочки нет сострадания.)

Читайте также:  Образ и характеристика капитана копейкина в поэме мертвые души гоголя сочинение

– С какой целью Андреев включает в рассказ эпизод с Илюшей, ведь он не имеет прямого отношения к истории Кусаки?(Чтобы показать, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

Пятая часть рассказа.

– О чем автор говорит в первой и о чем в последней главы? (Сопоставление глав. Речь об одиночестве. В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней — испытала человеческое предательство.)

– «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он» — о чем хотел сказать нам автор в рассказе? Одобряет или осуждает он поступок девочки?

Вывод:Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился. Своим рассказом Леонид Андреев обращает внимание на то, что люди жестоки, и не только к животным, но и друг к другу. Он говорит, что такими люди быть не должны.

(Вместе с учениками подводим итог урока.)

– Что нового вы узнали на уроке? (Факты из жизни и литературной деятельности Л.Андреева, провели анализ рассказа «Кусака», выявили идею произведения.)

Написать сочинение на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-litieratury-v-7-klassie-l-n-andrieiev-kusaka.html

Урок литературы Л.Н. Андреев «Кусака» 7 класс

Задания

Технологическая карта урока

I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
1. Прием «Мозговой штурм» (полемические цитаты)2. Прием «Рассказ-предположение» 1. Прием «Дерево предсказаний»2. Прием «Толстые и тонкие вопросы»3. Прием «Составление кластера»4. Прием «Ассоциации»5. Составление плана6. Прием «Перепутанные логические цепочки»7. Прием «Двойной дневник» 1. «Составление синквейна»2. Закончи предложение «устное интервью»

Деление учащихся на группы. Учитель раздает при входе картинки для деления на группы «Породы собак».

Стадия вызова.

Прием «Мозговой штурм» (полемичные цитаты)

Задание 1. (работа в группах) Эпиграфы к уроку:

1. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» Антуан де Сент-Экзюпери.

2. «Сердце в людях бывает слепое».

А. Платонов.

3. … ты всегда в ответе за тех, кого приручил…

А. де Сент-Экзюпери

4. …В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…

Л. Андреев

Прочитайте эпиграфы к уроку и подумайте, о том, как вы понимаете высказывание, и о чём пойдёт речь на уроке. (работа в группах)(3 мин)

Слово о писателе.

Слайд

Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». 
В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году.

Слайд

С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем.
В 26 лет окончил юридический факультет Московского университета.

Совет

Андреев собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он перешел в газету «Курьер».

Так началась литературная деятельность Андреева: он пишет репортажи, фельетоны, очерки.

Слайд

Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере», понравился читателям и привел в восторг Горького.

Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например,  сюжет рассказа «Петька на даче» (1899).

В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди молодежи.

Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказ «Город» (1902).

В 1904 году, в период начала  русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха.

Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.
Его сомнения отразились  в его творчестве – пьеса «К звездам», рассказ «Так было».

Обратите внимание

В 1910-е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой войны  и революции, – «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял.

Он понимает, что революция  породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции.

Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии.

Задание 2. (работа в группах) Прием «Рассказ-предположение»

Ребята, какими словами заканчивается рассказ? Придумайте свой конец рассказа «Кусака». 4-5 предложений. (3 мин)

— Давайте их послушаем.

— Делаем вывод: В основном вы придумали счастливый конец.

II. Стадия осмысления (реализация).

Задание 1. (работа в группах) Составление «Дерева предсказаний»

(3 мин)

Леля вернётся за Кусакой Леля не вернётся за Кусакой

Задание 2. (индивидуально) Прием «Толстые и тонкие вопросы».

— Вот такой печальный конец рассказа «Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет?

Что она, наверное, подумала о людях?

Задание 3. (работа в группах) Прием «Составление кластера»

(5 мин)

Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности. А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации. Составим кластеры.

— Как поступили «добрые» люди по отношению к Кусаке?

В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

Задание 4.(индивидуально)Прием «Ассоциации»

— Ребята, сейчас напишите слова- ассоциации, которые возникают у вас при слове «собака».(2 мин)

Физминутка «Панда»

Задание 5. (работа в группах) Составление плана (5 мин)

План

1) Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми».

2) Как Кусака получила свое имя.

3) Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.

4) Отъезд дачников.

5) Кусака снова одна.

Задание 6. (работа в группах) Прием «Перепутанные логические цепочки» (работа с иллюстрациями).

-Расставьте иллюстрации по порядку, найдите отрывки-подписи к иллюстрациям. (6 мин)

Задание 7. (работа в группах)Приём «Двойной дневник» (5 мин)

1 группа

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/30817-urok-literatury-ln-andreev-kusaka-7-klass/page-2.html

Л. Андреев. Рассказ «Кусака». Видеоурок. Литература 7 Класс

На этом уроке мы с вами познакомимся с рассказом Леонида Андреева «Кусака». (Рис. 1.)

Рис. 1. Обложка рассказа «Кусака» (Источник) 

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова самого автора рассказа. «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Уже в первой главе перед нами предстает образ собаки. «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали.

Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу».

Обратите внимание на то, сколько в первом абзаце слов с отрицанием (никому не принадлежала, не было имени, никто не мог сказать, нет дома). Все это рождает страх и обиду в душе собаки. Она не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не отгоняли ее. (Рис. 2.)

Рис. 2. Иллюстрации к рассказу (Источник)

Важным является эпизод с пьяным мужиком, встречающийся вначале. Не доверяет Кусака людям, но ей хочется быть нужной. «Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака.

Важно

Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд. – Жучка! – позвал он ее именем, общим всем собакам.

— Жучка! Пойди сюда, не бойся! Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил: – Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону! Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось.

Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога. – У-у, мразь! Тоже лезет!

Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок».

Кусака постаралась довериться человеку и в ответ в очередной раз почувствовала обиду и совсем перестала доверять людям. В то же время чувство ненужности растет в ее душе.

Одной зимой собака находит пустую дачу и поселяется под ее террасой. «На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.

Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». Сама для себя она понимает, что нашла дом и бескорыстно сторожит его. Обратим внимание на пейзаж, которым заканчивается первая глава.

«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч».

Он мрачный, зимний, но вместе с тем собака обретает свой дом, она обрела нужность.

Вторая глава начинается с прихода весны. Посмотрим, какие перемены привнесла эта пора в жизнь Кусаки.

«Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз…

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему.

Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется». Пока собака еще не доверяет людям, чувство злобы живет в ее душе. Но она с каждым днем становится добрее. Приехавшие дачники были добрыми людьми, даже несмотря на то, что поначалу хотели прогнать Кусаку.

Но со временем они меняют свое отношение к собаке и даже дают ей имя.

«– А где же наша Кусака?
   И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней.

Читайте также:  Сочинение уездный город и его обитатели в комедии ревизор гоголя

Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб, – словно это был не хлеб, а камень, – и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха.

Совет

С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей». (Рис. 3.)

Рис. 3. Леля и Кусака (Источник)

Страх не уходит из сердца Кусаки. Даже несмотря на то, что люди ее зовут и появляется Леля, которая окончательно забыла обиду на собаку за то, что при первой встрече она на нее набросилась. «Кусачка, пойди ко мне! – звала она к себе. – Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась…

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают». Несмотря на боязнь, собака начинает идти на контакт с людьми. Она постепенно привыкает к этим людям и выражает свою преданность.

«…Она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара». Ласки растопили злобу в душе собаки.

Третья глава начинается с замечательного предложения, подумайте, как его можно понять. «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака.

У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить.

Разве недостаточно этого для счастья собаки?» И всеми силами Кусака пытается доказать людям свою преданность и любовь. Посмотрим, как изменилась Кусака.

«…Шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Страх не совсем еще испарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться.

Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать.

Обратите внимание

Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, – и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла.

Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

И, как прежде, на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

Если для людей, игравших с собакой, это было всего лишь развлечение, то для Кусаки это было выражением ее чувств. При посторонних людях, приходивших в гости, она не показывала своих штук и убегала прятаться под террасу. К сожалению, чудо, произошедшее с Кусакой, продолжается недолго. Читателя настораживает пейзаж, который появляется в четвертой главе.

«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой». Что будет дальше? Кусачку не хотят брать в город.

Когда Леля пытается уговорить свою маму, то та объясняет, что в доме нет двора, а в комнатах такой беспородной собаке не место. Странно, что именно в этот момент мама предлагает Леле  завести другого щенка.

Печально, что для беспородной Кусачки места в доме нет, а для породистого щенка оно найдется.

Интересен диалог Лели с мамой. На протяжении всего диалога Леля изо всех сил сдерживает слезы, но так и не заплачет. Выходит, что девочка испытывала не такие уж и глубокие чувства по отношению к Кусаке. Для Лели Кусака так и осталась игрушкой, которую может заменить любой другой щенок. Случилось то, чего боялась Кусака.

Та странная мольба в глазах собаки вновь появилась. Люди снова приманили ее и попытались приласкать, и Кусака поверила в этих людей.

Но как вы думаете, какой удар для собаки стал больнее: удар мужика в начале рассказа или удар людей, в которых Кусака смогла поверить и стала им доверять? Удар Лели и ее родственников гораздо больнее потому, что это удар не физический, а удар по душе собаки.

«Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке».

Еще одной важной частью пятой главы является эта: «Наступила ночь…

Важно

Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно-спокойно.

И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла».

«Собака выла» – главное предложение в пятой главе. Почему выла? Раньше у собаки болело тело, а теперь у Кусаки болит душа. И этот удар гораздо больнее, чем удар человека, который ее пнул.

После дружбы с людьми Кусака стала еще несчастнее. История Кусаки – это рассказ о равнодушии взрослых, которое порождает равнодушие и бессердечие детей.

Отношение к животным у Леонида Андреева считается одним из критериев нравственности. Вернемся к началу урока и вспомним эпиграф.

«Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Толстогузова М.В. Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
  3. Шарафутдинова Р.А. «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…»

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. 900igr.net (Источник).
  2. Knigaport.ru (Источник).
  3. To-name.ru (Источник).

Домашнее задание

Ответьте на вопросы.

  1. На какие чувства и переживания натолкнул вас рассказ «Кусака»? Как вы понимаете выражения: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака», «Желтыми огнями загорелась осень…»?
  2. Если бы вам предложили подготовить иллюстрацию к рассказу, что бы вы на ней изобразили? Опишите устно.
  3. Напишите рецензию на рассказ «Кусака».

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/l-andreev-rasskaz-kusaka

Тема сострадания (по рассказу Андреева «Кусака»)

(1 вариант)

Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.

Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных.

Например, один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но, когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога».

Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейсяодной на даче.

И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.

(2 вариант)

Героям рассказа чуждо сострадание: никому не было дела до того, как и чем жила собака, как она выживала. «Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Такое «общение» породило страх и злобу. «Только один раз ее пожалели и приласкали».

Совет

Сначала мы верим и радуемся за собаку, но потом понимаем, что в словах скрыта горькая ирония. Пьяный мужик, который «всех любил и всех жалел» в этот момент, пожалел и собаку, дал ей временное имя «Жучка», хотел приласкать, но настроение быстро изменилось: он вспомнил «все обиды, нанесенные ему добрыми людьми», и ударил ластящуюся к нему, поверившую ему собачонку.

Жучка не умела ластиться, она только ложилась перед человеком на спину. «Лежачего не бьют», но почему-то именно в таком беззащитном положении собаке, да и человеку, больше всего достается.

«С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и… пыталась укусить…» (Впрочем, пьяница обращался так не только с животным: вернувшись домой, он избил жену и порвал платок, который ей подарил).

Собаку смогли приручить дачники, и вновь она оказалась беззащитной перед людьми: «Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

«Добрые» люди, приехавшие на дачу, сначала хотели ее пристрелить, потом приручили. Только приручить и бросить – еще более жестоко. Леле было «ж-а-алко» бросать собачку, пока ей не пообещали взять породистого щенка, и она уехала уже без сожаления.

На ее глазах люди издевались над местным юродивым, который огрызался, вызывая хохот, но эта сцена ничего не вызвала в ее душе, кроме скуки.

Дачники уехали, собака вновь потеряла имя, и для нее наступила ночь отчаяния: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Не об отношениях между людьми и собакой говорит автор, а о людях.

А за бессловесную Кусаку говорит в рассказе сам автор Леонид Андреев.

(12 votes, average: 4.08

Источник: https://school-essay.ru/tema-sostradaniya-po-rasskazu-andreeva-kusaka.html

Ссылка на основную публикацию