Сочинение картины жизни донских казаков в романе тихий дон шолохова

Казацкий эпос. «Донское казачество в романе – эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»

   Казачество — особое сословие на Руси, но и как в жизни каждого народа в жизни казачества есть постоянные ценности — земля, нравственность, семья. Казачья среда, ее жизнь изображены писателем с такой основательностью, что это позволяет нам воссоздать общий строй семейного уклада начала XX века.

   Роман «Тихий Дон» является не только центральным произведением творчества М. Шолохова, но и одним из самых «громких», узловых романов XX века. В центре романа — жизнь казаков в период войны и революции. Публиковался он с большими трудностями и текстовыми доработками с 1928 по 1940 год.

При этом первая книга вышла в результате помощи известного и влиятельного в литературных кругах того времени писателя А.С. Серафимовича, третья — благодаря вмешательству И.В.

Обратите внимание

Сталина, а выпуск четвертой, заключительной, книги был отложен из-за требования того же Сталина сделать главного героя романа Григория Мелехова красным.
    М.А.

Шолохов же старался показать не победу красных над белыми, а трагедию братоубийственной гражданской войны как таковой, когда оказались разорванными даже родственные связи, так как одни члены семьи воевали за белых, а другие — за красных.

   Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» посвящен теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле. Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культура, быт, язык, и неповторимая донская природа. Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда.

   В эпопее изображена история казачества в течение бурного десятилетия с 1912 по 1922 год. Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы в канун первой мировой войны, вводя читателей в мир интимных, личных проблем героев.

   Слова старинной казачьей песни предваряют повесть о кровавых боях, о классовом размежевании жителей хутора Татарский, о напряженных поисках героями своего места в бурной революционной действительности, об их неистребимом тяготении к простому человеческому счастью, к мирному крестьянскому труду на кормилице-земле.

Но все содержание романа убеждает нас в том, что все-таки в самой глуби тихого Дона бьет чистый родник — источник казачьего свободолюбия, мудрости, гуманности, любви к родным степным раздольям, высоты и поэтичности чувств.   Все эти качества в той или иной степени присущи Григорию Мелехову — главному герою шолоховской эпопеи.

Нравственный облик наиболее яркого представителя семьи Мелеховых, его полная драматизма жизнь явилась обобщенным выражением судьбы донского казачества во время гражданской войны.

   Шолохов не случайно начинает свое эпическое повествование с родословной героя — с рассказа о казаке Прокофии Мелехове, участнике турецкой кампании.

В трагической истории расправы хуторян с турчанкой, женой Прокофия, в полной мере раскрылись сила и мужество родоначальника семьи Мелеховых, его самоотверженная любовь к женщине, ради которой он смог восстать против косности и предрассудков односельчан.
Эти качества генетически передались внуку Прокофия —Григорию.

   С молоком матери впитывает он кодекс казачьей чести, включающий в себя воинскую доблесть во время защиты отечества от врага, извечную тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, создании здоровой надежной семьи.

Как видим, казачьи традиции включают в себя общечеловеческие нравственные и эстетические ценности, получившие своеобразное преломление в среде казачьего сословия.
   Эта особая национальная общность воспроизведена в «Тихом Доне» и у себя дома, на хуторе, и в ожесточенных боях первой мировой войны и революции.

Главные герои шолоховского романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами.
   Мир, в котором они живут, насыщен поэзией, разукрашен местным диалектом, своеобразным строем языка. По роману щедро рассыпаны поговорки, прибаутки, меткие словечки, в которых сквозят мудрость и юмор народный.

   Слышатся привольные казачьи песни: и нежные, и воинственные, и лирические. Поражают целые россыпи фольклорных богатств, романтика казачьей старины, чудесные описания природы: родной Дон, вольная донская степь.

Одухотворенные пейзажи донской земли — это не только фон, на котором разворачивается действие шолоховского романа, но и яркое выразительное художественное средство раскрытия характеров героев.  Безграничный простор лазоревой степи, солнце, дающее жизнь всему живому на земле, рождают в героях широту души, жажду действия, движения, неугасимое стремление к счастью.

Важно

Основное внимание писателя сосредоточено на нескольких семьях: Мелеховых, Коршуновых, Кошевых.

  История этих разных по своему имущественному положению семей воспроизводит судьбу всего казачества в период бурного десятилетия, позволяет понять причины идеологических разногласий, которые разъединяют бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, приводя их во враждующие политические лагеря.

Бедняк Мишка Кошевой, которому нечего терять и не за что держаться, проникается политическими взглядами большевиков.
   Он в отличие от Григория не знает сомнений и колебаний. Идея справедливости, равенства и братства, воплощенная в будущем коммунистическом обществе, настолько завладевает Кошевым, что оказывается выше дружбы, привязанности, любви, родственных отношений.

Несмотря на то, что Григорий — его старый друг и брат его жены, Дуняшки, он настаивает на его аресте.
   Сватаясь к Дуняшке, он не обращает никакого внимания на гнев Ильиничны, хотя расстрелял ее сына Петра.
Чувства и переживания людей революции в романе явно обеднены.

Несмотря на сугубо узкую и конкретную задачу — показать казачество в революции, Шолохов-художник одержал победу над Шолоховым-политиком.
   Самый яркий, сильный и привлекательный герой романа — «несознательный» середняк Григорий Мелехов.

В нем соединились лучшие типичные качества донского казачества в годы войн и потрясений начала XX века, его судьба отразила трагедию миллионов, захваченных грозной революционной стихией.
   Григорий Мелехов служит то у красных, то у белых.

Так, в конце января 1918 года он в рядах Красной гвардии сражается против Каледина, а затем полгода воюет против красных в составе Всевеликого войска Донского, подчиняющегося генералу Краснову, а в конце зимы 1920/21 годов уходит в банду Фомина.
   Почему же Григорий Мелехов не может сделать окончательный выбор, к которому упорно толкают его жизненные обстоятельства? Из-за несознательности?
В результате изнурительных метаний между белыми и красными Григорий приходит к выводу, что «неправильный у жизни ход».
   И белые генералы, видящие смысл своей борьбы в восстановлении монархии, и фанатики-большевики, одержимые идеей установления казарменного коммунизма, для достижения своих целей используют одно и то же средство — насилие, истребление несогласных, не видя никакой возможности для мирного, бескровного урегулирования всех спорных вопросов.
   Такая политика рождает новые и новые волны зверств, жестокость, опустошает души людей, отрывая их от всего того, что составляет смысл и ценность бытия.
Это прекрасно ощущает Григорий, который вынужден всю жизнь проводить в чужой «далекой стране» ненависти и смерти, с отвращением обнаруживая, что становится убийцей, что весь его талант уходит на мастерство истребления людей.
    Его властно тянет к себе земля. Мирный труд в поле, на пашне противостоит стихии жестокости, олицетворяя животворное созидательное начало. Образ Григория Мелехова знаменует собой напряженный поиск той основы жизни, в которой соединятся и социальная справедливость, и личное счастье, он несет в себе глубину величайших прозрений…

   Во всех поступках этого героя проявляется здоровое нравственное начало, которое не позволяет ему впадать в крайности.
Оно не дает Григорию бросить крепкое и налаженное хозяйство и семью, чтобы уехать с Аксиньей в город, где человеку, выросшему среди привольных степей, нечем дышать.

Но этим же чувством диктуется поступок Григория, прогнавшего с фронта собственного отца, приехавшего разжиться военными трофеями.

Если Пантелей Прокофьич озабочен только благосостоянием своей семьи, пытаясь отчаянно бороться за сохранность дома во время всеобщей разрухи, то Григорий хочет, чтобы лад был во всем казачьем мире.

   Путь Григория Мелехова — это возврат к вечным естественным человеческим ценностям: к радости семьи, к мирному труду, к могучей стихии любви.
Только прекрасное, возвышенное чувство к Аксинье уцелело в жизни Григория, осталось его единственным богатством. Но гибель женщины, связанной с ним тончайшими духовными нитями, лишает героя надежд на счастье.

   Особое место в этом процессе принадлежит лучшим женским образам романа, ибо именно они, не участвуя в острой политической борьбе, все свои богатые внутренние силы отдают задачам не разрушительным, а созидательным.
Идея дома, семьи вечна, она и становится в романе одной из высших этических ценностей.

   Тема семьи как основной ячейки человеческого бытия раскрывается прежде всего на образах Ильиничны и Натальи. В этих замечательных женских характерах воплощены лучшие черты женщины-казачки: святость домашнего очага, верность и преданность в любви, неиссякаемое терпение, гордость, трудолюбие.

   Наталья и Ильинична — жена и мать главного героя — сильные, гордые, незаурядные натуры. Грязь, смута, разврат, царящие вокруг, не затрагивают их чистые души, не лишают нравственной опоры.

Совет

  Если счастливая соперница Натальи Аксинья пленяет яркой, вызывающей красотой, бурным темпераментом, независимым и смелым характером, то законная жена Григория привлекательна силой и глубиной своей любви, нежно-стыдливой, затаенно-восторженной, талантом верности и терпения.

   Наталья на все смотрит с позиции семьи, ее интересы полностью замыкаются на заботе о детях, хозяйстве. Ее душевные силы уходят на отчаянную изматывающую борьбу с разлучницей Аксиньей за право быть счастливой. Поэтому она неспособна понять терзания и сомнения Григория.

   Единственным человеком, который смог постичь меру его смятения, ужаса и боли после того, как он зарубил четырех матросов, была его мать Ильинична. Она не только понимает сына, но и по-матерински взывает к его лучшим, гуманным чувствам, к человеческой совести: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…

Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебе же ить вон, гля, какие дети растут, а у энтих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались… Ну, как же так можно?»

   В безыскусных словах неграмотной крестьянки заключена высшая жизненная правда. И она в том, что жизнь человеческая бесценна, никто не имеет права распоряжаться ею, сея горе, раздор, слезы, кровь.

   Отныне единственным негаснущим огоньком станет для Григория его сын Мишатка, которого он поднимает на руках в финале романа.

Ведь к этой истине приходит в конце концов исстрадавшийся Григорий Мелехов.

   В хаосе гражданской войны, в громких призывах большевиков к уничтожению эксплуататоров, в обещаниях Изварина о даровании Дону автономии, в монархических лозунгах можно расслышать полный боли и милосердия голос простой казачки, призывающий опамятоваться, остановиться, задуматься о судьбе собственных детей, своей страны и народа.

Рекомендательный список:

Шолохов М. Тихий Дон: роман в 2 т. /М. Шолохов.- Москва: АСТ, 2010.- 704 с.

Бирюков Ф. О подвиге народном. Жизнь и творчество М. Шолохова.- Москва: Просвещение, 1989.- 207 с.: ил.

Гура В. Жизнь и творчество Михаила Шолохова.- Москва: Дет.лит., 1975.- 64 с.: ил.

Калинин А. Время « Тихого Дона»: статьи.- Москва: Современник, 1979.- 189 с.

Кузнецов Ф. « Тихий Дон» М.Шолохова // Литература в школе — №3.- 2005.- с.11- 15.

 Источник фото: bookz.ru, www.mr7.ru, file-rf.ru, fakty.ua.

Михаил Шолохов. Тихий Дон

Источник: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/345-kazatskij-epos-donskoe-kazachestvo-v-romane-epopei-m-a-sholokhova-tikhij-don

Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

«Тихий Дон» — грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину на­родной жизни, раскрывающее в полной мере духов­ный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса.

Все здесь создает ощущение праздника. «Косцы и грабелыцицы одевались будто на годовой праздник»,— говорит автор. Он обращает внимание читателя на яр­кую, нарядную одежду казаков: «С самого утра зацве­ло займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков».

Писатель под­черкивает единство народа в крестьянском труде, на работу казаки выходят всем хутором. Это добрая ве­ковая традиция, «так повелось исстари». Всюду улыбки, шутки, добрый незамысловатый юмор каза­ков. Радостное состояние переживает Дуняшка, ощу­щая общее настроение.

Счастливыми глазами она раз­глядывала луг и встречавшихся по дороге людей.

«Мне радостно, и больше я ничего не хочу»,— говорило ее лицо.

Атмосфера труда — родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с землей.

Обратите внимание

Писа­тель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотво­ряет землю, такую любимую донским казачеством тема крестьянского труда проходит через весь роман. На воине Григорий бесконечно тоскует о нем.

Читайте также:  Образ и характеристика аксиньи астаховой в романе тихий дон шолохова сочинение

«Хоро­шо бы взяться за чапыги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезан­ной лемехом травы»,— думает он.

Донские казаки не только труженики, но и воины. С детства мальчиков учат сидеть в седле, держать шашку. Излюбленное занятие молодых казаков — джигитовка. Из века в век ходят казаки на службу, приходит очередь и Петра с Григорием Мелеховых.

Их отец Пантелей Прокофьевич — бывалый казак некогда он получил в императорском полку первый приз за джигитовку. Служба — важное, значимое событие в жизни казака.

Пантелей Прокофьевич — уже старик, но отправляя письму сыну, он непременно подписывается не только именем, но и указывает свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов».

Огромное, радостное потрясение для него — письмо от сына, в котором тот сообщает о своих воинских заслугах. Пантелей Прокофьевич, как  замечает автор,  просто  «ошпарен радостью». Иметь сына — достойного воина — большая честь для любого казака.

Шолохов поэтизирует мир казачества, но он не идеализирует его. Перед читателем проходит страш­ная картина расправы над женой Прокофия Мелехо­ва, которую казаки по темноте своей нарекли ведьмой и беременную забили до смерти.

Подробно передает писатель молитвы, в которые свято верили малограмотные казаки: молитва от ру­жья, молитва от боя, молитва при набеге. Эти молит­вы — удивительное сплетение колдовского заговора, фольклорных элементов и подлинной церковной мо­литвы.

Здесь органично сочетаются фразы типа «на море на океане на острове Буяне» и «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Передавались они ве­ками из уст в уста, и обрастали постепенно новыми словами и строчками.

Важно

Казаки списывают их, «кому какая понравится» и свято верят в их чудодействен­ную силу.

Аксинья, тоскуя по Григорию, которого вот-вот со­бираются женить, идет за помощью к «бабунюшке», и та произносит над ней нехитрый заговор.

Привычное дело в казачьей среде — избиение жен. Аксинья знает, какое наказание ее ждет за измену, она приветствует мужа словом «бей». Бьет Степан Ак­синью неистово: «Издали на Степана глядеть — ка­зачка человек вытанцовывает».

Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина — глава семьи, отец — автори­тет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчи­ной в семье главное слово. Так ведется исстари.

Взрос­лого парня Григория недрогнувшей рукой протягива­ет Пантелей Прокофьич костылем вдоль спины, как набедокурившего мальчугана. И если поначалу Гри­горий дает отпор отцу, то потом все же женится со­гласно его воле на Наталье Коршуновой. Род, семья — священные понятия для казаков.

Несмотря на стро­гие, жесткие подчас отношения, семья — это единое целое, живущее общими интересами, радостями и бе­дами. Каждый ощущает свою единую связь с ней, связь с хутором, с родным куренем. Не случайно писа­тель сообщает читателю историю мелеховского рода.

Родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, хутор — вот составляю­щие духовного мира казаков, мастерски воспроизве­денные Шолоховым. Его роман по праву был отмечен самой высокой наградой, наградой мирового уров­ня — Нобелевской премией.

Источник: http://5litra.ru/soch/285-duhovnyy-mir-donskogo-kazachestva-po-romanu-m-sholohova-tihiy-don.html

Сочинение на тему Картины жизни донских казаков в романе Тихий дон

История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями:

—для них был отменён налог и крепостное право;

—в их использование она пожаловалась земли, и дала право на её самоуправления.

В Отечественной войне 1912 года казаки проявили себя как, храбрые и отважные воины, сражавшиеся с армии Наполеона. Государство Российское, казаков считала привилегированным сословием, они защищали наши рубежи и подавляли бунты. Но вольные люди, иногда  не соглашались с властью. К таким знаменитым личностям относятся: Ермак, Пугачев и другие представители казачества.

Кто такие казаки? Существует несколько версий ответов, и одна из версий прозвучала из уст героя романа» Тихий Дон» Михаила Шолохова, ссыльного Штокмана, который утверждал, что казаки это беглые люди, селившиеся на Нижнем Дону. Данный ответ не является однозначным. Одно ясно, казак это вольный человек! Казаков с детства обучали верховой езде, владению шашкой, уважению к старшему поколению, любви к своей земле.

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» описано неспокойное время период, между первой мировой войной и революцией. Представлена жизнь казаков в казачьей станице, как на бытовом уровне, так и общественно-политическом. На страницах романа разворачивается страшная трагедия, когда судьба столкнула лбами близких и родных людей на политической почве.

Совет

Автор романа четко прослеживает жизненный уклад казачьей жизни, казаки были хорошими воинами, земледельцами, уважали старшее поколение, и не нарушали традиций. Родители могли выбрать для сына невесту и женить без его согласия.

И было совершенно неважно, любит ли сын свою избранницу или нет. Поэтому психологически можно понять героев романа, не судите их за измены, на их пути, встречаются те, кто им по-настоящему дорог.

А любовь, как известно красивое светлое чувство самая большая ценность нашей жизни.

В романе показана жизнь Казаков до революции и после. Людей с разными судьбами, разных поколений показывает Шолохов в романе. Казаки жили большими семьями, имели хозяйство, пахали землю, убирали урожай. Они были хорошими воинами, получали кресты и ордена за свои заслуги, но люди были поставлены перед выбором за красных или белых?

Колебания, сомнения, смятение возникает у них в головах в это, смутное время. Иногда происходят события не свойственные для того или иного человека, но их диктует жизнь.

Казаки в романе организовывают бунт против Красной Армии, у них своя, правда. Им не нравится, что пшеница на полях не убрана, что женщины взвалили на свои плечи все тягости быта, а мужчины ведут бессмысленную войну.

Русские убивают русских! Но с этим ничего нельзя сделать, революционное время.

У казаков есть, чему поучится, хотя наше время не является смутным, но честь, любовь к своему отечеству, искрометный юмор пригодится и сейчас!

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sholohov/kartiny-zhizni-donskih-kazakov-v-romane-tihij-don

Сочинение Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

В начале повествования перед нами предстают картины мирной жизни, неспешно течет время в тихом патриархальном мирке. Казаки заняты созидательным трудом, без которого немыслимо представить их жизнь. Разумный труд дорог казакам не только из-за необходимости пропитания, вовсе нет.

Для казачества труд так же естественен, как смена времен года, как погодные явления, как сама жизнь. Но это не простые хлебопашцы, они чувствуют превосходство, гордясь своим сословием, пренебрегают простыми крестьянами, мужиками.

Обратите внимание

Казаки не очень религиозны, больше подчиняются обрядовости. Хотя еще крепки нравственные устои, казаки не склонны обуздывать свои страсти. Падение Аксиньи не особо тревожит Григория Мелехова, и ответственность за ее судьбу он вовсе не чувствует.

Убежать с любимой Мелехов не готов, привязанность к своему миру, казачеству, гораздо сильнее любовной.

Здесь Дон еще тихий, ведь казаки консервативны, революционные идеи не то что не привлекают, они смешат. Весь уклад царской России, все устои государственности кажутся простому казачеству незыблемыми.

Аполитичность казаков, их ограниченность в районах собственных хуторских представлений, безусловно, повлияли на крах всей государственности.

Невыносимое наказание понесли они за свою недалекость – разрушены миры и судьбы, не стало целого сословия.

В то же время, казаки чувствуют свою ответственность по отношению к выполнению воинского долга. Родители загодя приобретают для сынов обмундирование, оружие, растят лучших коней. Казачата с детства владеют шашкой, с детства готовятся к будущему служению Отечеству.

Старик Мелехов привозит непутевому сыну все снаряжение перед отправкой на фронт, несмотря на то, что был сердит и с сыном не общался. Никто из казаков не отлынивает от исполнения воинской повинности. Ветераны рассказывают молодежи о доблести, проявленном ими героизме, встречах с представителями царской семьи.

Все воспоминания бережно хранятся и передаются в семьях.

Революция и гражданская война страшным ударом, потрясением разбила казачество на два воюющих непримиримых лагеря. Разлом прошел по патриархальным огромным семьям, да он прошел по душам и сердцам людей. Лишь бедные матери не знали ненависти к белым и красным, к своим сынам. Кого ненавидеть – старшего или младшего, сына или мужа, брата или отца?!

Поражают картины жестокости, которые беспристрастно изображает Шолохов. Жуткие избиения жен мужьями, равнодушие окружающих, их расправы с воинскими противниками показывают звероподобность казаков.

Автор отобразил не только быт казаков, но и его особый язык. В донском диалекте нашли отображение род занятий казаков, его отношение к воинскому сословию.

Важно

Писатель показывает нам душу Григория Мелехова, как типичного представителя казачества в эпоху разлома. Его мировоззрение меняется, как меняется мир вокруг. Это искалеченная судьба человека, рожденного для труда и любви.

Произвол советской власти по отношению к казачеству приводит к уничтожению его как класса. Михаил Шолохов взывает к читателям: будьте людьми, имейте любовь к окружающим.

Писатель показывает всю пагубность войны, те ужасные последствия, к которым она приводит. Новый мир оказался ничуть не добрее и справедливей разрушенного. Эта тщета и гордыня человеческая выливается в кровавые слезы целого народа.

Лишь взаимоуважение, любовь, прощение могут созидать новое.

← Анализ рассказа Чужая кровь↑ ШолоховРассуждение по роману Шолохова Тихий Дон → Женские образы в романе Тихий Дон Шолохова →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/kartiny-zhizni-donskih-kazakov-v-romane-tihij-don-sholohova

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон».

Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля.

Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди.

С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – Мелеховы. Шолохов со знанием дела показывает, как устроена жизнь в этом семейном государстве. Последнее слово здесь за родителями, которых нельзя ослушаться. У каждого в семье свои обязанности, без работы никто не сидит. «Славные казаки Мелеховы», – говорит о них дед Гришака.

Без труда донских станичников представить нельзя. На сенокос выходит весь хутор, одетый по-праздничному. Помолясь, начинают косить, работают дружно до самой темноты. А вечером собираются у костра, чтобы подкрепиться нехитрой похлебкой. И наши герои счастливы, потому что работа им не в тягость, а в радость.

Ещё одной обязанностью казачества была воинская служба, на которую они являлись со своим конем и «справой». И Пантелей Прокофьич заранее «сбирает» амуницию для Григория.

С детства сыны казаков знакомы с шашкой, знают, что такое воинский долг, дисциплина. Этим они отличались от крестьян, к которым относились свысока.

Казаки ставили себя на более высокую ступень по отношению к этим простым труженикам, хотя работа в поле, ловля рыбы на Дону – такие же источники жизни для них, как и для мужиков.

Совет

В романе показано и то, как умеют веселиться казаки во время свадьбы. Шутки, прибаутки, поговорки сыплются как из рога изобилия, обряд проходит по всем правилам, как в старые времена.

Отношение к женщине, матери является нравственным мерилом казачества. Яркие женские героини в романе Аксинья и Наталья такие разные, но так похожа их судьба: безмерная любовь к Григорию, смерть детей, их гибель.

Они яркое воплощение образа казачек, для которых главное – семья, дети, любовь. Такова и мать героя Василиса Ильинична, посвятившая свою жизнь сохранению семьи, воспитанию детей. Она согревает своим теплом разных людей, в ее сердце нет места ненависти ни к белым, ни к красным.

Она против бессмысленной бойни, которая происходит на её глазах.

Начало и конец произведения Шолохова связаны с описанием дома Мелеховых. Только в начале романа «на базу» у Пантелея слышны суетливые голоса, всё дышит жизнью, в конце – Григорий обнимает сына у ворот дома, такого опустевшего, но всё же родного. Жизнь продолжается, казак не сломлен, потому что он любит эту землю, родной дом, ценит труд и свободу.

Читайте также:  Анализ повести метель пушкина

Источник: http://resoch.ru/kartiny-zhizni-donskix-kazakov-v-romane-tixij-don-sochinenie/

Судьба донского казачества в романе Шолохова «Тихий Дон»

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Судьба донского казачества в романе Шолохова «Тихий Дон»

  Скачать сочинение

    В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.

    Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы.

Автор романа создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям — проникнуться силой и красотой жизни казачества.     Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спокойно.

Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Уже в самом начале романа мы видим самобытные яркие характеры героев, чьи чувства противоречат общепринятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются характерные черты казачества.

История женитьбы Григория говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца. На примере судьбы Григория мы видим, насколько решение отца могло определить ход всей дальнейшей жизни его сына. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Это решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых и любящих Григория женщин.

Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи…

Обратите внимание

    Мы видим, как расходятся жизненные пути бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идея справедливости, равенства и братства настолько овладевает Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей.

Несмотря на то, что Григорий — его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли.

“Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет”, — думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уверенность в правоте своих мыслей и поступков свойственна и другим героям-коммунистам, изображенным Шолоховым в романе.     Совсем по-иному изображает писатель Григория Мелехова.

Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последовавшие затем Октябрьская революция и гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор.

И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. А когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски этим шолоховским героем истины так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.     Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий.

    Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых. “Все они одинаковы! — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. — Все они ярмо на шее казачества!” И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков.

Теперь он думает: “Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой”. Григорий приходит к пониманию, что “у каждого своя правда, своя борозда.

За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться… Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее”.     Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру.

Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу, нескошеный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну.

Важно

Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны, в конце концов? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице — все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле. Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей.

Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять… Герой приходит к осознанию того, что “неправильный у жизни ход”, но он не может ничего изменить. Хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.     Незыблемость в среде казачества дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья — красавица с независимым смелым характером, бурным темпераментом — дополняет женский образ казачки, делая его более ярким. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: “Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались… В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями”.

    Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств.

К этой мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории. В романе “Тихий Дон” автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях.

Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе.

93967 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Судьба донского казачества в романе Шолохова «Тихий Дон»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00031601184864024732

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»

Цель урока: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

Оборудование урока: репродукции с изображением жизни казаков.

Методические приемы: проверка домашнего задания; повторение теории литературы — определение жанра романа; доклад-сообщение об истории казачества; беседа о жизни семей, поставленных Шолоховым в центр повествования; сопоставление с изображением казачества у Н. В. Гоголя, с романом Л. Н. Толстого «Война и мир».

Ход урока

I. Слово учителя

1 «Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.

Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями. Недавно отшумевшие события давали основания главным образом для печали.

Совет

Но в необыкновенной, экстраординарной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека.

А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.

Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г.

Между первой и второй книгами — временной перерыв, четвертая часть открывается словами «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь». Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год до Октябрьской.

Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует.

Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918 г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».

В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. — за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги.

Наша задача — разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки вековых устоев, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

II. Проверка домашнего задания — подход к определению жанра романа

Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1917 года — поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг.

— Почему изменился первоначальный план?

(Сам автор объяснял это так: «Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские он казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса…

Обратите внимание

Начал с этого… Написал листов 5-6 печатных. Когда написал, почувствовал, что не то…

Для читателя останется непонятным — почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?»)

— Сопоставьте историю замысла автора «Тихого Дона» с замыслами Л. Н. Толстого в работе над «Войной и миром».

(Толстой начинал работу над Войной и миром с замысла романа о декабристах. «Декабристы» вывели автора на историю возникновения этого движения, к началу ХIX века.)

— Что такое роман?

(Роман — эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.)

— Отвечает ли «Тихий Дон» требованиям жанра?

(Особенность произведения Шолохова в том, что это роман-эпопея, разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс, в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. В русской литературе два таких ярких примера — «Война и мир» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.)

— Сколько лет отделяет эти романы? Сколько лет отделяет действие этих произведений?

(Романы разделяет более шестидесяти лет. Шолохов описывает события, происшедшие через 100 лет после событий романа Толстого.)

Сразу бросается в глаза противопоставление обоими писателями мира и войны. Сначала речь пойдет о мире, в том двойном смысле, который заключен в названии романа Толстого: мире как антитезе войны и мире как стихии народной жизни.

Читайте также:  Характеристика и образ помещика в сказке дикий помещик салтыкова-щедрина сочинение

Действе романа сосредоточивается в одной из наиболее «сложных» провинций России— на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки?

III. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение-доклад ученика (или учителя)

Информация для учителя

Казачество определяют как военное сословие в России в ХVIII — начале ХХ века. В ХIV—ХVII вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. В ХV—ХVI вв. возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян.

Общины эти располагались за границами России, по ее окраинам — на Днепре, Дону. Волге, Тереке. Именно казаки явились главной движущей силой народных восстаний на Украине в ХVI—ХVII вв. и крестьянских войн в России ХVII—ХVIII вв. (Вспомнить Запорожскую Сечь — «Тараса Бульбу» Гоголя).

Правительство старалось не ссориться с казаками, признавало их относительную самостоятельность и подчинило казачество, превратив его в привилегированное военное сословие, использовало для охраны границ, в войнах, в усмирении бунтов.

К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское. Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское) 1916 году казачье население составляло 4,4 млн. человек, владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков.

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошел в гражданскую войну (зажиточные — на стороне белых, беднота — на стороне красных).

1920 г. — казачество как сословие упразднено.

1936 г. — созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения участвовавшие в Великой Отечественной войне.

IV. Беседа

— Что происходит сейчас, с вашей точки зрения? Возрождение казачества или маскарад?

(Обсуждение в классе.)

Важно

Вспомним, что одна из ранних повестей Л. Н. Толстого — «Казаки», написана им после полуторалетнего пребывания в среде терских казаков. Для Толстого казачество было идеальным крестьянством как крестьянство помещика: «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть».

— Как сами казаки представляют свою историю, свое происхождение?

(Спор Штокмана с казаками.)

— Кому противопоставляют себя казаки?

(Хохлам, русским, мужикам (самое ругательное слово у Митьки Коршунова). Комплекс превосходства — см. книгу первую, ч. 2, гл. 5 романа.)

— Каков образ жизни казаков?

(Заняты крестьянским трудом, обязаны проходить воинскую службу — со своим конем, со справой периодически отбывать лагеря, сборы.)

Было определено соответствие офицерских чинов армии и казачества, традиционно выбирались начальники всех степеней: во главе Донского войска — войсковой атаман; станичные атаманы, походные.

— Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?

(В центре повествования — несколько семей хутора Татарский станицы Вешенской, откуда родом сам автор. Это семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Моховых, Листницких, Кошевых.)

V. Реализация второй части домашнего задания

1. Жизнь казачества

Находим описания эпизодов из жизни семей: «История Прокофия Мелехова» (ч. 1, гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (ч. 1, гл. 2), «На сенокосе» (ч. 1, гл. 9), сцены сватовства Григория и Натальи (ч. 1, гл. 15-22), «Призыв на воинскую службу» (ч. 2, гл. 21).

При анализе эпизода «На сенокосе» рекомендуем обсуждение по следующим вопросам:

— Каково настроение эпизода?

— С помощью каких художественных средств оно создается?

— Какую роль играют коллективный и индивидуальные портреты?

— Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

— Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

— Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

Отметить: нет идеализации казаков, народной жизни (Вспомнить «Олесю» Куприна, «Деревню» Бунина, чеховские рассказа «В овраге», «Ванька», «Спать хочется» — дикие нравы, невежество, жестокость).

Остановиться на эпизодах, характеризующих нравы: гульба на свадьбе, (книга первая, ч. 1, гл. 21, 23); драка с хохлами (книга первая, ч. 2, гл. 5).

2. Семейное устройство казачества

Для раскрытия устройства казачьей семьи, остановиться на анализе эпизода наказания Григория отцом за гульбу с Аксиньей (Т. 1, книга 1, глава 10). Вопросы:

— На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?

— Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

— Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

— Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

— Как поведет себя Григорий, когда отец осуществит свое намерение женить его?

3. Выводы (учащиеся делают запись в тетради):

Таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости ‚ своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием определенным консерватизмом и даже реакционностью (следствие изоляции, ксенофобии), дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком (диалектом).

VI. Заключительное слово учителя

Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты.

Уже с истории деда Григория, Прокофия, входит в роман трагическое, предопределяющее развитие событий. Уличное прозвище Мелеховых — Турки. Это гордые, независимые, способные на большое чувство люди.

Главные ценности у Мелеховых — доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие («Работящая семья и при достатке», — мать Натальи; «Мелеховы — славные казаки», — дед Гришака; Мирону Григорьевичу «в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе»).

Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, запутанные сложные отношения обрываются с войной.

Домашнее задание

1. Батальные сцены III части романа. Анализ.

2. Роль эпиграфа к III части романа.

3. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».



Источник: https://scribble.su/school-literature/pouroch-razrab-11-part-2/24.html

Казачество в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» принес М.А.Шолохову российскую и мировую известность. Это произведение о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах, объединяющее несколько сюжетных линий, в литературных кругах принято считать эпопеей. Значительное место в романе занимает белое казачество, несмотря на высказанную явно коммунистическую авторскую позицию.

А главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования (что вызвало нарекания коммунистической критики) не «приходит к красным». Долгое время роман не печатался, но после поддержки Сталина перестал преследоваться и стал советской классикой.

Во время Второй мировой войны, во многом благодаря интересу союзников, «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе.

Совет

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» по праву считается самым значительным и серьезным его произведением. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями. Эпопея захватывает ряд великих потрясенийв России.

Потрясения, описанные в романе, сильно отразились на судьбе донского казачества. Как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, вечные ценности.

Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд.

Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казачество показано именно очень традиционным.

К примеру, с малых лет казаки привыкают к коню, выступающему у них не просто орудием труда, а верным другом в бою и товарищем (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку).

Все они воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле, посвящен Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культура, быт, язык, и неповторимая донская природа.

Обратите внимание

Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда. В эпопее изображена история казачества в течение бурного десятилетия с 1912 по 1922 год.

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы в канун первой мировой войны, вводя читателей в мир интимных, личных проблем героев. Два эпиграфа, предпосланные роману, выявляют идейно художественный замысел автора.

Слова старинной казачьей песни предваряют повесть о кровавых боях, о классовом размежевании жителей хутора Татарский, о напряженных поисках героями своего места в бурной революционной действительности, об их неистребимом тяготении к простому человеческому счастью, к мирному крестьянскому труду на кормилице-земле.

Шолохов-художник одержал победу над Шолоховым-политиком, показав казачество в революции. То, в чем советские литературоведы видели идейную слабость романа, оказалось его наивысшим достижением. Жизнь, отраженная в романе, оказалась гораздо сложнее, запутаннее, противоречивее.

Ее палитра отнюдь не ограничилась двумя цветами — красным и белым. А самый яркий, сильный и привлекательный герой романа — «несознательный» середняк Григорий Мелехов — глубоко чувствует и понимает эту истину, но в сложнейших условиях не может найти выхода из нравственного тупика.

Это и делает его трагически сложной личностью. Его образ вошел в историю отечественной литературы как Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров Тургенева, ибо в нем соединились лучшие типичные качества донского казачества в годы войн и потрясений начала XX века.

Его судьба отразила трагедию миллионов, захваченных грозной революционной стихией. Григорий Мелехов служит то у красных, то у белых.

Так, в конце января 1918 года он в рядах Красной гвардии сражается против Каледина, а затем полгода воюет против красных в составе Всевеликого войска Донского, подчиняющегося генералу Краснову, а в конце зимы 1920/21 годов уходит в банду Фомина.

Важно

Почему же Григорий Мелехов не может сделать окончательный выбор, к которому упорно толкают его жизненные обстоятельства? Из-за несознательности? Отсутствия воли? Нет, это храбрый, отважный воин, человек чести и долга. Он искренен, благороден, великодушен, способен к сильным и глубоким чувствам.

Его природная наблюдательность, цепкий крестьянский ум, ясность мысли помогают увидеть то несправедливое, злое, жестокое, чего было в избытке по обе стороны баррикад, и с чем он не мог примириться. Ему отвратительно зверское убийство председателем Донревкома Федором Подтелковым офицеров под Глубокой.

На общечеловеческую высоту Шолохов поднимает страдания яркой, сильной, незаурядной личности, которая в смутное, жестокое время все-таки приходит к самой гуманной жизненной философии, борясь и с несовершенством старого нравственного уклада, и с антигуманными нормами новой жизни.

Оказавшись в меньшинстве, как и все свободные, талантливые, совестливые люди того времени, Григорий тем не менее всей жизнью своей утверждает доброту, любовь, милосердие, мудрость, свойственные русскому народу.

И другие герои шолоховской эпопеи борются за свое счастье, отстаивая человеческое достоинство, восстанавливая душевную свободу и гармонию, ведут неравный поединок с жестоким веком. Особенное место здесь принадлежит лучшим женским образам, так как именно они отдают все свои богатые внутренние силы созидательным целям, не участвуя в острой политической борьбе.

Нравственную несостоятельность, которую они пытаются прикрыть ложью и обманом, быстро выявляют: всякое насилие, разорение старого быта, заменяют новыми отношениями. Дом же и семья вечны, они и становятся одной из высших этических ценностей в романе. Тема основной ячейки человеческого бытия раскрывается, прежде всего, на замечательных образах Ильиничны и Натальи.

В их характерах воплощены лучшие черты женщины-казачки: верность и преданность в любви, неиссякаемое терпение, гордость, трудолюбие, стремление сохранить домашний очаг. Ведь дом, семья и материнство требуют большой стойкости и мужества.

(8 votes, average: 4.50

Источник: https://school-essay.ru/kazachestvo-v-romane-mixaila-sholoxova-tixij-don.html

Ссылка на основную публикацию