Анализ произведения быкова знак беды

Быков, «Знак беды»: краткое содержание, анализ произведения

Василь Быков – советский писатель, посвятивший многие свои произведения трагической истории СССР в годы Великой Отечественной войны.

В его повести «Знак беды», краткое содержание которой вы сможете сейчас прочитать, также рассказывается о судьбах людей, которым пришлось пережить ужасы этих лет.

О героизме советского народа, о сильном характере простой белорусской женщины поведал писатель в своем знаменитом произведении.

Степанида и Янка

Василь Быков в 1982 г. написал книгу «Знак беды». Краткое содержание произведения познакомит читателя с главными героями, сюжетом, поможет проанализировать повесть, сделать выводы.

В первой главе книги мы знакомимся со Степанидой, которая пасет свою корову по кличке Бобовка. Возвращаясь назад, она увидела Янка. Это деревенский парень, сирота. Он глухонемой, о его трагедии писатель рассказывает чуть позже.

Обратите внимание

Юноша пас стадо коров. Увидев, что он слишком легко одет и может замерзнуть, сердобольная женщина объяснила ему знаками, чтобы тот пошел домой за теплыми вещами.

Через некоторое время Янка прибежал назад, по его выражению лица, жестам женщина поняла – что-то случилось. Но сколько ни пытался объяснить ей парень, у него это не получалось. Тогда Степанида оставила свое животное под присмотром Янка и пошла в ту сторону, куда он показывал.

Немцы пришли

Сама Степанида и ее муж Петрок Богатька жили на хуторе, носившем название Яхимовщина. В то время уже шла Великая Отечественная война. Но пока жители вели себя, как в мирное время. Они убирали зерно с колхозных полей, копали картошку, делали запасы на зиму, ухаживали за скотом.

Немцев в деревне не было, поэтому жизнь была довольно размеренной, без особых происшествий. Но в тот день всё изменилось. Об этом мы узнаём из рассказа «Знак беды». Краткое содержание книги поведает о следующем моменте.

Когда женщина дошла до моста, то увидела, что около него копошатся люди. Это были немцы, которые восстанавливали разрушенную партизанами переправу через речку.

Придя домой, она рассказала мужу, что немцы в деревне. Они стали вместе думать, как теперь быть. Первым делом муж с женой спрятали поросенка, ведь вражеские солдаты не стали бы с ним церемониться, а зарубили и съели бы. Потом подумали, куда спрятать корову, но выхода не нашли.

Степанида хотела убрать подальше и вещи дочки Фени, которая до войны училась в Минске, и нашла среди них грамоту, которую женщине вручили в колхозе за ударную уборку льна. Петрок сказал, чтобы она сожгла эту награду, на которой была печать, но смелая женщина отказалась.

Краткое содержание книги «Знак беды» передает дальнейшие события, а именно приход в дом полицаев и немцев.

Незваные постояльцы

Вскоре в дом пожаловали полицаи – Колонденок и Гуж. Они сообщили, что скоро приедет важный немецкий начальник и вместе с охранниками поселится в доме у Богатька. Этим заканчивается третья глава.

Передавая «Знак беды» в сокращении, краткое содержание не может не включать описания крестьянского быта, повседневных дел простых людей. Степанида постоянно была чем-то занята: пасла, доила корову, кормила кур, поросенка. Быков описывает, как женщина рубила в корыте траву сечкой – готовила мешанку для кур.

Эти моменты свидетельствуют о том, что она была хорошей хозяйкой. За этим занятием Степанида размышляла, что ее муж не смог дать отпор полицаям, так как у него нет мужской твердости и самостоятельности.

Важно

Женщина же не боялась полицаев, так как презирала их. Не испугалась она и фашистов, которые облюбовали их дом для жилья. Когда они приказали Степаниде надоить для них молока, она принесла его, но очень мало, сказав, что больше нет.

Тогда немцы сами пошли доить корову и раскрыли обман женщины. Но она не испугалась. Степанида сначала даже не поняла, что за это немец хотел убить ее, но не смог отстегнуть кобуру.

Тогда фашист стал хлестать непокорную женщину цепочкой от кобуры, но она стойко пережила это.

Вот о такой простой, но мужественной и несгибаемой женщине рассказал в своей повести «Знак беды» Василь Быков. Краткое содержание переходит к восьмой главе.

Фашисты бесчинствуют

Из этой главы мы узнаем о переживаниях Петрука. Его и жену враги прогнали из дома и обосновались там сами с полным комфортом. Семейная пара была вынуждена жить в сарае.

Однажды Петрок, встав с твердой лежанки, вышел в сад и увидел, как солдаты бесцеремонно трясут его яблоню. Один даже залез на нее.

Сначала мужчина хотел пожаловаться на них фельдфебелю, но затем понял, что это ни к чему не приведет.

Непрошеные гости обтрясли вторую яблоню, принялись сновать по огороду, нещадно вытаптывая овощи, которые хозяева еще не успели убрать. После этого варвары захотели молока. Хозяин пошел искать Бобовку, которую ушла пасти жена.

Услышав от мужа, что фашисты хотят молока, женщина начала доить корову прямо на улице. Она решила, что пусть лучше молоко уйдет в землю, чем достанется захватчикам. Те убили корову, когда не смогли получить от нее то, что хотели. Вот такой печальный момент описан в книге «Знак беды». Краткое содержание произведения переходит к следующей, девятой главе.

9-11 главы

Корову спасти не удалось, тогда Степанида захотела уберечь хотя бы поросенка. Вместе с Янком они спрятали животное в барсучьей норе. Из этой же главы мы узнаем, что отважная женщина ночью пробралась туда, где висела винтовка немецкого повара и утопила ее в колодце.

После этого захватчики стали лютовать еще больше. Они заставили Петрока копать им яму под туалет, но приехавшие полицаи сказали пожилому мужчине, чтобы он с женой шел копать картошку. Петрок ослушался приказа, и офицер сильно ударил его.

Но когда мужчина построил туалет, его похвалили. На радостях он решил попросить солдат отдать свою скрипку, которую они забрали. Сначала они приказали ему долго играть для них, затем отдали инструмент.

В конце 11 главы Степанида узнает, что убили Янка…

12-13 главы

Источник: https://autogear.ru/article/164/980/byikov-znak-bedyi-kratkoe-soderjanie-analiz-proizvedeniya/

“ЗНАК БЕДЫ” ВАСИЛЯ БЫКОВА

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много.

Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности, – тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям “свыше”, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим.

Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца. Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный 1929 год “великого перелома”,когда за ликвидацией “кулачества как класса” не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Совет

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть В. Быкова “Знак беды”. Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя.

Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века; “Обелиск”, “Сотников”, “Дожить до рассвета” и другие.

После “Знака беды” творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как “В тумане”, “Облава”.

В центре повести “Знак беды” – человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован.

В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.

Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, – не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину.

И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать – вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида – сильный характер. Человеческое достоинство – вот главное, что движет ее поступками.

“За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом” – так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер – он размышляет о его истоках.

Необходимо задуматься о смысле названия повести – “Знак беды”. Это цитата из

Стихотворения А. Твардовского, написанного в 1945 году: “Перед войной, как будто в знак беды”. То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем “знаком беды”, о котором пишет В. Быков.

Степанида Богатько, которая “шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках”, поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз – недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни.

Обратите внимание

Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: “А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?”.

Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену.

Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: “Делайте что хотите. Но без меня”.

В предвоенных годах – источник характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение.

В финале повести Степанида погибает, но не смиряется с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что “был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага”. Да, видимый материальный урон не велик.

Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она – человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться.

В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Важно

Рядом со Степанидой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности.

Такие глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке.

Народная трагедия, показанная в повести В. Быкова “Знак беды”, раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/znak-bedy-vasilya-bykova/

Знак беды, В. Быков

Картинка с сайта allsoch.ru, на котором рецензия по этому произведению мне кажется политически ангажированной. Но картинка хорошая.

Перед войной, как будто в знак беды,

Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.

И тяжко было сердцу удрученному

Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-черному
Деревья, что не ожили весной.

Под их корой, как у бревна отхлупшею,

Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар…

Прошли года. Деревья умерщвленные

С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зеленые…

Прошла война. А ты все плачешь, мать.

1945

Александр Твардовский.На последнем заседании «Избы-читальни» в Дубне мы разбирали повесть Василя Быкова «Знак беды».

Повесть мне показалась необычной, так как обычно военная тема советского времени освещается с точки зрения героизма персонажей, в этой же повести показаны люди, которых совсем нельзя назвать героями.

Собственно, основная мысль книги в том, чтобы показать читателю, что будет с ним, если он не будет сопротивляться злу, что зло само по себе не рассосется. В течение всего повествования автор как бы сжимает пружину внутри двух своих главных персонажей: Степаниды с Петроком – простых крестьян, бывших батраков, вступивших в колхоз.

Читайте также:  Сочинение на тему ценности в жизни

Это как бы эксперимент, до какой силы можно сжать эту пружину, чтобы люди начали вести себя непривычным им способом.

Сюжет прост – в белорусскую деревню пришли немцы, заселились на хутор Петрока и Степаниды, разорили все хозяйство, вели себя по-свински, с «хозяевами» обращались как со скотом.

Важно

После немцев пришли полицаи, попытка Петрока умаслить полицаев самогоном обернулась еще большими проблемами. И только под страхом смерти, когда стало ясно, что терять больше нечего, Петрок и Степанида проявили признаки сопротивления. У Петрока это проявилось в том, что он не пошел по своей воле на казнь.

А сопротивление Степаниды проявилось в недостаточно обдуманном плане взорвать мост, что привело к ее бесславной гибели. Единственным результатом ее сопротивления стало то, что Степанида не отдалась в руки полицаям, а решила погибнуть. В этом всем нет героизма, но есть некая черта, которую герои не стали переходить, желая остаться людьми.

Да и какого героизма можно ожидать от людей, которые были в молодости батраками, получили землю только будучи уже взрослыми людьми? Одному из обсуждавших книгу показалось, что героизм быть должен. Признаюсь, что я тоже читая книгу все ждала, когда же Степанида сожжет дом вместе с немцами. Но задумка автора была в другом.

И, как мне кажется, она вся сконцентрирована в последней фразе: «Но бомба дождалась своего часа».

Для тех, кто забыл, я напомню, что бомба с дефектом была закопана Степанидой в огороде. Героиня сожгла себя, не желая выдавать, где эта бомба, а больше о ней не знал никто. Так как же она дождалась своего часа? Это некое иносказание. На мой взгляд, достаточно топорное, но какое есть.

Означает он только сжатие вот этой человеческой пружины, о которой я писала выше. Эта пружина была взведена у всего русского народа, и как только, дошла она до черты человечности, за которую переходить нельзя, тогда неимоверными усилиями был побежден враг.

Это также та бомба, которую простым негероическим бывшим батракам удалось заложить в своего сына, который ушел воевать в Красную армию. Вот эта бомба и дождалась своего часа.

Не могу сказать, что произведение мне очень понравилось. Это не так. Хотя и совсем негодным я не могу его назвать. Повесть была написана в позднесоветское время в 1982 году. И я увидела в ней два, с позволения сказать, позднесоветских вируса.

Первый вирус – это желание лучшей материальной жизни, стремление к удовольствиям. С одной стороны, ничего плохого в этом нет, но с другой, мы знаем, что в том числе и это разрушило СССР. Автор выражает эту мысль так:

«Кажется, она вынесла отпущенное ей сполна, пережила свою  судьбу.  Хотя вроде бы еще и не  жила  на  этом  трудном,  богом  созданном  свете.

  Все собиралась, откладывала на потом,  потому  что  долгие  годы  были  словно подступом,  подготовкой  к  лучшему  будущему.

Совет

  Ликвидировали  единоличие, проводили коллективизацию, было не до радости  и  удовольствий,  думалось: ничего, после, когда все наладим, вот тогда и заживем. Но потом  выполняли пятилетки, боролись с  классовым  врагом  –  все  в  нехватках,  тревогах, беспокойстве.

Было много заботы о том, что съесть, как экономнее растянуть кусок хлеба, дожить до свежей картошки. Не во что  было  одеть  ребятишек, негде достать обувь. Жить было трудно, и думалось: только бы поставить  на ноги детей. Но вот выросли дети, да тут война».

Второй вирус – это то, как описывался фашизм. Вот не описывался он как фашизм, не заглядывал Быков в его оскаленную пасть. Все разговоры о фашизме сводятся к тому, что немцы плохие. Вот, например:

«Иногда она слышала о немцах: культурная  нация.  Может,  в  чем-либо  и культурная, но разве культурный человек может позволить себе  так  открыто разбойничать,  как  это  делают  немцы?  Она  не  читала  их  книжек,   не разбиралась в их высокой  политике.

  Она  привыкла  судить  о  большом  по малому, о мире – по своей деревне. И она  не  ошибалась.  Она  знала,  что хорошие люди не поступают подло ни  по  своей  воле,  ни  по  принуждению.  Подлость – оружие подлецов.

Уже одно то, что немцы пришли на  ее  землю  с оружием, значило, что правда не на их стороне.  У  кого  правда,  тому  ненадобно оружия. Опять же достаточно посмотреть, кто с ними  заодно,  чтобы понять, кто они сами.

До последней  своей  минуты  она  не  покорится  им, потому что она человек, а они звери».

И получается, что немцы подлецы, потому что они немцы. А смысл-то не в этом. Хоть немцы, хоть японцы, хоть итальянцы, фашизм одинаков во всех. И состоит он в одной простой вещи – неравенство. Немцы говорили о расовом неравенстве, теперь эта идея выродилась в социальный фашизм. И писать надо о нем именно в этом ключе. А если бы позднесовесткие авторы писали о немецком фашизме, вскрывая его сущность, то может не пришлось бы сегодня разбираться, откуда выглядывает современный мутировавший фашизм: все эти телефоны доверия, ювенальная юстиция, беби-боксы.

На следующем собрании «Избы-читальни» мы планируем разобрать две поэмы Твардовского и поделиться друг с другом его стихами.

Источник: https://flojolet.livejournal.com/231578.html

Краткое содержание Знак беды Быкова

Книга рассказывает о немолодой супружеской паре, живущей на хуторе Яхимовщина, недалеко от местечкового городка. Сын – танкист в армии, дочка учится в Белорусской столице на медработника.

Действия повести происходят в начальный период войны. Немцы стремительно наступают, но пока они не появлялись на хуторе. Степанида и Петрок живут привычной жизнью. Первым предвестником беды становится появление полицаев. Начинаются угрозы, оскорбления, унижения. Напоминают они Степаниде, что она активно работала в колхозе. Женщина не реагирует на угрозы.

Через несколько дней появляются немцы. Хозяев дома выгоняют жить в истопку. В доме поселяется немецкий офицер. Немцы ведут себя нагло и грубо. Требуют доить корову, чтобы было молоко. Степанида ослушивается их и доит корову на траву. Немцам ничего не достается. Офицер в ярости убивает корову.

Обратите внимание

Степаниде кажется, что все происходит в каком-то забытье. Она думает что, за какие прегрешения на нее и людей обрушились такие муки. Вспоминает, как в местечке организовывали колхозное движение. Сколько людей пострадало невинно, и какие муки пришлось пережить.

В памяти ее всплывают события, как и от кого, достался им хутор. Какие события стали предзнаменованием большой беды. Жизнь Степаниды и мужа Петрока прошла в труде, не принося ни счастья, ни радости. И сейчас случилась война.

Немцы продолжают лютовать. Убивают глухонемого пастуха Янку, Петрока сажают в тюрьму. Степанида решает мстить и взорвать мост. Добывает и прячет у себя неразорвавшуюся бомбу.

Полицаи догадываются о планах женщины и пытаются ворваться в ее дом, колотят в дверь, пытаются ее сломать, стреляют. Степанида не открывает и заливает печку керосином и поджигает. Полицаи, в страхе взрыва, разбегаются, пожар никто не тушит.

Степанида погибает, но спрятанная ею бомба ждет своего часа.

Василь Быков написал повесть «Знак беды» в 1986 году. Произведение считают лучшим сочинением автора на антивоенную тему.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов ХирургияЗемский доктор отсутствует, он отлучился, чтобы жениться. Вместо него на приеме больных остался фельдшер Курятин. Автор описывает его как человека полного и довольного своим положением. В приемную входит дьячок местного прихода по фамилии Вонмигласов
  • Краткое содержание Платон ГосударствоПроизведение Государство Платона – это беседа Платона касающаяся трудности идеального представления земли. Был написан в 360 году до нашей эры
  • Краткое содержание Носов ЗатейникиМы всегда подвижны, обожаем фантазировать и весело играть. Прочитав интересную и поучительную сказку о весёлых поросятах, мы затеяли интересную игру. Сначала мы пели песни, как беззаботные поросята из книги, повторяя их слова.
  • Краткое содержание Лермонтов Морская царевнаОднажды Царевич купал в море своего коня вместе с товарищами. Вдруг он услышал, как зовет его царевна, просит на нее взглянуть. Конь тем временем плывет дальше, только фыркает да упрямится. Царевна продолжает речи свои и говорит
  • Краткое содержание Приключения Толи Клюквина Николай НосовГлавный герой, учащийся четвертого класса, Толя Клюквин. Он приветливый и дружелюбный мальчик. Поэтому у него много товарищей.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/bykov/znak-bedy

Размышления над повестями Василя Быкова о великой отечественной войне

Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом.

Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее.

Многие писатели в своем творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить.

Вглядываясь в судьбы героев таких произведений В. Быкова, как «Знак беды», «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск», «Волчья стая», «Пойти и не вернуться», мы делаем и свой нравственный выбор, намечаем и свою судьбу.

В повести «Знак беды» внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова — не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом.

Выбор в качестве персонажейкрестьян, представителей самого мирного труда, дает автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. «Знак беды» — книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам.

Это и составляет главный конфликт между вооруженным врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и поступки которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Важно

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность.

Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдешь, сам погибнешь, налево пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь… И выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные решения, утверждая другие и проявляя тем самым те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нем. Тему нравственного выбора исследует В. Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в новелле «Сотников», учителя Мороза в «Обелиске ». Герои повести «Знак беды» Петрок и Степанида Богатьки также делают свой выбор, определяющий их судьбу и место в суровых военных испытаниях.

Почему повесть названа «Знак беды»? Что стало знаком беды для ее героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа — война. Может, все еще обойдется, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты.

Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев — пусть живут в истопке! Нужно молоко.

Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает ее пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает все Степанидино хозяйство: кур, корову — все, что можно съесть, съедено.

Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя еще большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть.

Здесь царит атмосфера несчастья, все живое — в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии.

Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки — густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось: вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опаленная однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном — в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают все то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твердость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: «Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!».

Совет

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днем, ни ночью.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо маме

И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблес ком истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война — это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план.

Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное — ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть.

Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то «безумство храбрых», перед которым бледнеют от страха враги.

Война в творчестве В. Быкова многообразна, она обращена к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести «Карьер». Война изображается здесь сквозь призму воспоминаний главного героя повести, Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но выжил.

Его подобрали, вылечили, и он снова воевал. Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами.

Здесь же знакомится с Марией, приехавшей еще до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городе. И любовь, красивая и горькая, приходит к героям повести. Но неожиданно случается провал: арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, постоянно думает о ней.

Опыт научил его, что за все надо платить, за хорошее и плохое, которые так крепко связаны между собою. В свое время герой заплатил жизнью Марии и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления.

Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за свое вынужденное согласие служить в полиции. И Мария не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере ее нет.

И Агеев перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких ее следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья — ничего: значит, жива, значит, нет его вины… В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего еще не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

Также заставляют нас о многом задуматься страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них — бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев.

Обратите внимание

Он все время только и говорит об общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семенову и этим как бы подрезал ему крылья.

А Шароварову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации.

Опять старая истина: нельзя оценивать человека по бумажке… И, фактически, одной из причин провала Марии и Агеева тоже стала боязнь, что ему перестали доверять… Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино — а точнее, тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.

Источник: https://school-essay.ru/razmyshleniya-nad-povestyami-vasilya-bykova-o-velikoj-otechestvennoj-vojne.html

Пересказ сюжета Знак беды Быков В

Написала : Яна Николайчук

Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трех километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начинается война. Быстро прокатывается на восток фронт, приходят немцы. Наступает страшная в непредсказуемости новых бед жизнь.

Поначалу немцы хозяйничают лишь в местечке и на хутор не наведываются. Первыми являются «свои» — полицаи Гуж и Колонденок. Колонденок когда-то, в пору коллективизации, был при сельсовете мальчиком на побегушках.

Хотя Гуж приходится Петроку дальним родственником, он грубо унижает хозяев, требуя беспрекословного подчинения. Петрок терпит оскорбления и угрозы, Степанида держит себя гордо и вызывающе.

Гуж припоминает, что она была колхозной активисткой, и угрожает расправой. Наконец полицаи уходят, выпив принесенную с собой самогонку. Степанида ругает мужа за его заискивающее поведение.

Приход полицаев был не случайным — Гуж присмотрел хутор для постоя немецкого офицера с ко – мандой.

Через несколько дней приезжают на тяжелом грузовике и немцы. Они приказывают хозяевам вымыть хату для офицера, самих же Степаниду и Петрока выгоняют жить в истопку. Немцы учиняют полный разгром в хозяйстве.

Хозяева со страхом наблюдают все это и ждут еще больших бед. Когда Степанида пытается показать, что корова дает мало молока, немцы сами доят корову и за «сопротивление» избивают хозяйку. В следующий раз Степанида тайком выдаивает все молоко в траву.

Не получив молока, фельдфебель пристреливает корову.

Важно

Пока немцы возятся с коровьей тушей, Степанида успевает спрятать за хутором, в барсучьей норе, уцелевшего поросенка. Помогает ей в этом глухонемой пастушок Янка. Ночью Степанида выкрадывает винтовку повара и бросает ее в колодец.

Наутро немцы перетряхивают в поисках винтовки всю истопку, забрав при этом скрипку Петрока. Днем его заставляют копать клозет для офицера. Ободренный тем, что офицер похвалил его за работу, Петрок решается вечером идти просить скрипку.

Он долго играет немцам. Скрипку возвращают. Ночью слышатся близкие выстрелы и крики: «Бандитен!» Немцы притаскивают во двор застреленного Янку, неизвестно по какой причине подошедшего к хутору. Назавтра, после приезда посыльного на мотоцикле, немцы собираются и покидают хутор.

Степаниде кажется, что она перестает ощущать себя в этом мире, и думает только: за что? За что такая кара обрушилась на нее, на людей? И память переносит ее на десять лет назад…

Тогда в Выселках организовывали колхоз. На очередном собрании выступал уполномоченный из района, ругал всех за несознательность — кроме членов комбеда, никто в колхоз не записывался.

Восьмое собрание закончилось так же.

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2014/08/blog-post_66.html

Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести В. В. Быкова «Знак беды»)

Правда о войне в произведениях современных писателей. Тема Великой Отечественной войны стала на дол­гие годы одной из главных тем литературы XX в. Причин тому много.

Это и непреходящее осознание тех невосполнимых потерь, которые принесла война, и то, что из советской литературы надолго было из­гнано всякое правдивое слово о современности — те­ма войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой про­зы, где все конфликты, согласно указаниям свыше, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В. Быкова «Знак беды». По­весть эта стала этапной в творчестве белорусского пи­сателя.

Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX в.: «Обе­лиск», «Сотников», «Дожить до рассвета» и др. Пос­ле «Знака беды» творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм.

Это прежде всего такие произведения, как «В тумане», «Облава».

В центре повести «Знак беды» — человек на вой­не. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя бело­русскими стариками — крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован.

В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.

Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитате­лей дома воспринимать как рабочую скотину.

И по­этому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позво­лить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуа­ции. Степанида — женщина с сильныйм характером.

Совет

Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом», — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышля­ет о его истоках.

Необходимо задуматься о смысле названия повес­ти — «Знак беды». Это цитата из стихотворения А. Твардовского, написанного в 1945 г.: «Перед вой­ной, как будто в знак беды…». То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем «знаком беды», о кото­ром пишет В. Быков.

Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках», поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром называют ее сельской активист­кой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, ко­торую она искала и ждала, в этой новой жизни.

Ког­да требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: «А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делает­ся? » Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доно­су Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИКа. И всякий раз ее сопро­тивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутрен­нее чувство справедливости, отойти от того, что тво­рится вокруг: «Делайте что хотите. Но без меня».

В предвоенных годах — источник характера Сте­паниды, и не в том, что она была колхозницей-акти- висткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чув­ством правды и сохранить в себе человеческое нача­ло. И в годы войны оно определило ее поведение.

В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до по­следнего. Один из критиков заметил иронически, что «был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага». Да, видимый материальный урон не велик.

Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибе­лью доказывает, что она — человек, а не рабочая ско­тина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться.

В сопротивлении насилию проявляется та сила ха­рактера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, да­же  если он один, даже если он в безвыходной ситуа­ции.

Рядом со Степанидой Петрок показан как харак­тер если не противоположный ей, то, во всяком слу­чае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Обратите внимание

Бесконеч­ное терпение Петрока основано на глубоком убежде­нии, что можно с людьми поговорить добром. И лишь н конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, откры­тый отпор.

Насилие побудило его к непокорности.

Такие глубины души раскрывает необычная, экст­ремальная ситуация в этом человеке. Народная тра­гедии, показанная в повести В. Быкова «Знак беды», раскрывает истоки подлинных человеческих харак­тером,

Источник: https://prepodka.net/pravda-o-vojne-v-proizvedeniyax-sovremennyx-pisatelej-po-povesti-v-v-bykova-znak-bedy/

Проблема исторической памяти в повести Быкова “Знак беды”

Почти вся литературная деятельность Василия Быкова посвящена Великой Отечественной войне. Он сам прошел войну от начала до конца. Собственный опыт писателя превращается в беспощадную правду жизни. Повесть В.

Быкова “Знак беды” вышла из печати в 1983 году. Сразу же она была отмечена наиболее дорогим вознаграждением – признанием читателей.

Автор с такой убедительностью срисовал простых людей – белорусских крестьян, на судьбу которых выпали самые тяжелые испытания.

Будто волшебник, В. Быков переносит нас в те дни, когда страшная беда свалилась на плечи советского народа. Самое важное для автора – добавить к народной судьбе изображение “маленьких людей”, силами которых страна была спасена от фашистского нашествия. Герои повести, Степанида и Петрок Богатько, не совершают подвиги, и их живой народный дух не удается сломать оккупантам.

По размышлениям Степаниды можно составить полное представление о ее характере.

Читайте также:  Сочинение по картине решетникова опять двойка 5 класс описание

Здесь прослеживается основная идея произведения: для Степаниды никогда не настанет такое время, когда она сможет смириться с тем, что ее выгнали из родного дома, что землю ее народа топчут оккупанты.

Она не может принять тот уклад жизни, который навязывают людям фашисты. Именно поэтому Степанида избирает смерть, а не покорение фашистским захватчикам.

Муж Степаниды Петрок не имеет такой решимости и бескомпромиссности, как его жена. В. Быков так изображает его, что мы можем составить о нем представление, как о трусе.

Важно

Но со временем он оказывается не менее смелым, чем Степанида, и находит в себе силы бросить полицаю в лицо слова о своем презрение к ним: “Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера вашего не боюсь! Вот и его тоже.

” И даже тогда, когда он знает, что все уже кончено и избавления ждать напрасно, он продолжает верить в то, что “его сын придет” и “покажет” этим мучителям.

Оригинальное строение повести: кроме основного действия в ней показаны воспоминания Петрока и Степаниды в довоенной жизни. Из этих воспоминаний мы еще больше узнаем характеры главных героев и их односельчан.

Необычно жестоко и беспощадно автор изображает период коллективизации. В сцене сборов комитета бедноты по вопросам раскулачивании, ярко показано, какими методами выбивалось из крестьян решение о раскулачивании таких же бедняков, как и они сами.

Степанида имела глубокое чувство справедливости, поэтому она горячо протестует против несправедливости в проведении коллективизации: “Олухи! Кого раскулачиваете? Тогда всех раскулачивайте! Всех до одного! И колхоза не надо будет.

И никаких хлопот… Давайте всех! И меня тоже – батрачку господина Якимовского… И его вон – безземельного Гончарика! Всех! До последнего! “

Автор изображает и тех, кто ради премии или почета и уважения со стороны власти готов пойти на измену односельчан. Это Антось Недосека, Павел Колонденок – те, что после прихода немцев совершают еще страшнее измену: идут на службу в полицию. То, что в повести дважды введены ситуации выбора, заставляет думать, что В.

Быков дает героям, будто второй шанс – шанс изменить себя, подумать и принять решение, от которого зависит, останется ли человек тем, кем был, или изменится в лучшую или худшую сторону.

Степанида, Петрок, Корнила выдерживают это испытание, а Недосека, Колонденок, Гуж и некоторые другие губят человеческие чувства, подчиняясь гитлеровской машине.

Совет

Повесть “Знак беды” – это повесть не только о войне и коллективизме, это повесть о народе. Я думаю, что война и коллективизация – это те условия, которые дают возможность с наибольшей силой показать красоту народа, его высокую нравственность.

В. Быков создал свой неповторимый литературный стиль. И “Знак беды”, по моему мнению, можно считать апофеозом творчества писателя. И сотни, а, может, и тысячи людей, прочитав его книги, станут лучшие, добрее, чище и выше духовно.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Проблема исторической памяти в повести Быкова “Знак беды”

Другие сочинения по теме:

  1. Проблема исторической памяти народа в поэзии Н. Вороного Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К…
  2. Краткое содержание “Знака беды” Быкова Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трех километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых…
  3. Тема поиска “правды сущей” и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что…
  4. Трагедия Федора Ровба в повести В. Быкова “Облава” Писатель Василь Быков известен нам как правдивый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в годы Великой Отечественной войны. Тема войны является…
  5. Краткое содержание повести Быкова “Облава” Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места…
  6. Что такое подвиг? На примере повести Быкова “Обелиск” Василь Быков – автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное…
  7. Трогательная любовь и ад фашистского плена в повестях Василя Быкова В 1963 г. появилась повесть “Альпийская баллада”. В центре ее – самоотверженная и трогательная любовь, которой проходит через испытания в…
  8. Краткое содержание повести Дойла “Знак четырех” События повести “Знак четырех” разворачиваются в Лондоне в 1888 г. Во время вынужденного безделья, связанного с отсутствием заказов, известный сыщик-консультант…
  9. Корни размежевания Сотникова и Рыбака в повести Василя Быкова Далеко не случайно сюжет повести состоит из двух этапов. На первом – герои проходят испытание крайне неладно складывающимися обстоятельствами: хутор,…
  10. Краткое содержание повести Быкова “Его батальон” Траншея неглубокая, сухая и пыльная – наспех отрытая за ночь в только что оттаявшем от зимних морозов, но уже хорошо…
  11. Краткое содержание повести Быкова “Сотников” Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак…
  12. Краткое содержание повести Быкова “Обелиск” В конце теплого октябрьского дня, когда “урожай уже выращен, а природа полнилась покоем погожей осени”, сорокалетний журналист одной из районных…
  13. Краткое содержание повести Быкова “Альпийская баллада” Середина Великой Отечественной войны, лагерь военнопленных в Австрии возле Лахтальских Альп. Ночью была бомбежка, а утром пятеро военнопленных нашли в…
  14. Краткое содержание повести Быкова “Круглянский мост” Сидящий в яме по причине отсутствия в партизанском отряде специального помещения для арестованных, Степка Толкач перебирал в памяти обстоятельства последних…
  15. Проблема эмансипации женщины в повести Ольги Кобылянской “Царевна” Повесть “Царевна” вызвала значительный общественный интерес. Она будила общественную мысль среди украинской интеллигенции того времени феминистической проблематикой. Следует подчеркнуть, что…
  16. Герои войны в повестях Василя Быкова “Страшная беда” – эта формула, появившаяся впервые на страницах “Западни” и спустя двадцать лет выступившая в названии новой повести Быкова…
  17. Сочинение на тему: “Простонародное” чувство беды в поэзии А. Ахматовой Все чаще тревожное ощущение преобладало, отодвигая “веселые стихи” на периферию. Обращаясь к современникам, ушедшим в небытие, Ахматова констатировала: “Две войны,…
  18. ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В ПОВЕСТИ ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА “КОТЛОВАН” Андрей Платонов – один из тех немногих советских писателей, которые в…
  19. Талант Василя Быкова Талант Василя Быкова был разбужен атмосферой “оттепели”, в которой литература об Отечественной войне обретала второе дыхание. Быков и сейчас не…
  20. Исследование социально-нравственных коллизий в творчестве Быкова В душной атмосфере тоталитаризма, под таким прессом литература, однако, продолжала нелегкое дело осмысления трагических событий войны. Особую роль в семидесятые…

Источник: https://ege-russian.ru/problema-istoricheskoj-pamyati-v-povesti-bykova-znak-bedy/

Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды»)

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много.

Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности — тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям «свыше», должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовали страшный 1929 год «великого перелома», когда за ликвидацией «кулачества как класса» не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть В. Быкова «Знак беды». Книга стала этапной в творчестве белорусского писателя.

Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета» и другие.

После «Знака беды» творчество писателя обретает новое дыхание, становится более историчным прежде всего в таких произведениях, как «В тумане», «Облава».

В центре повести «Знак беды» — также человек на войне. Но не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В хате появляются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.

Обратите внимание

Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно.

Не позволить себя унижать — вот в чем сила сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство.

А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом» — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышляет о его истоках.

Необходимо задуматься о смысле названия повести — «Знак беды». Это из стихотворения

A.                    Твардовского, написанного в 1945 году: «Перед войной, как будто в знак беды. . . » То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем «знаком беды», о котором пишет В. Быков.

Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках», поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни.

Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: «А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?» Не раз еще пытается вмешаться она в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде на

тыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: «Делайте что хотите. Но без меня».

В предвоенных годах — источник силы характера Степаниды, не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела остаться собой, сохранить врожденное чувство правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение.

В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что «был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага». Да, видимый материальный урон не велик.

Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она — человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться.

В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Важно

Рядом со Степанидой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми договориться добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности.

Такие глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке.

Народная трагедия, показанная в повести B.

Найти или скачать Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды»)

© 2010-2018 «Cwetochki.ru»

Источник: https://cwetochki.ru/post-Trudnaya-pravda-o-voyne-V-Byikov-Znak-bedyi-23190.html

Ссылка на основную публикацию