Анализ произведения юшка платонова 7 класс

Сочинение «Анализ рассказа А. П. Платонова «Юшка», план»

Жанр произведения — рассказ. Главный герой — подручный кузнеца Юшка. Рассказ — это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит. Кульминация — спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка — приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее даль­нейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуа­ции и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения.

Обратите внимание

На основе этих отношений писа­тель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений — простые люди, люди труда.

Вот и герой данного рассказа — подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случай­ный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали заме­чать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчез­ли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то стано­вится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека — девушка-сирота выучилась на скоп­ленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая боль­ным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострада­ния людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж мно­го. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, — вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных ка­честв.

План

Портрет Юшки и рассказ о том, в чем состояла его работа. Его материальное положение. Отношение детей к Юшке. Взрослые тоже, как и дети, обижают и калечат Юшку. Каждое лето Юшка берет отпуск и куда-то на месяц уходит. Юшка стал слабеть и в этом году никуда не пошел.

Случайный прохожий убивает Юшку. Проститься с человеком, которого они мучили, прихо­дят все. После смерти Юшки жизнь вокруг изменилась. Приехала приемная дочь Юшки, стала его разыскивать и поведала, куда он отправлялся каждое лето.

Важно

Погоревав, девушка навсегда осталась в этом городе для того, чтобы работать врачом.

Всю свою жизнь дочь Юшки несет людям добро.

Источник: http://litsochinenie.ru/analiz-rasskaza-a-p-platonova-yushka-plan.html

Урок по рассказу А. П. Платонова «Юшка»

Подобный материал:

  • Сакаева Алсу Мавлитовна урок, 77.26kb.
  • Конспект урока по изучению творчества А. П. Платонова Тема урока: сострадание и уважение, 42.83kb.
  • А. П. Платонова «Юшка» Учитель Гойса И. М. Цели урок, 56.77kb.
  • Урок исследование по рассказу А. Платонова «Цветок на земле», 117.62kb.
  • Урок внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова «Цветок на земле» в 6 классе (По, 68.08kb.
  • Урок внеклассного чтения по рассказу а. Платонова «третий сын», 53.83kb.
  • Урок-мастерская в 7 классе   Тема: «Верь в великую силу добра», 87.08kb.
  • Фирсова Наталья Владимировна пояснительная записка, 77.36kb.
  • Задачи: а прочитать повести К. Воробьева «Крик», В. Кондратьева «Сашка» ирассказ, 76.93kb.
  • Образовательная: Знать содержание рассказа А. Платонова «Юшка», проблемы, поднятые, 105.24kb.

«Побеждай зло добром…» Учитель Гойса И. М.Урок по рассказу А.П. Платонова «Юшка» 7 класс.

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками. И есть – опережающие время, до которых надо ещё тянуться…» К таким писателям относится и Андрей Платонович Платонов.

Самобытность его произведений, глубокое проникновение в психологию человека, важность затягиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя. Каждое из них имеет глубокий философский смысл. Предлагаю разработку урока «Побеждай зло добром…» по рассказу А.Платонова «Юшка».

Цель урока: знакомство школьников с творчеством писателя, комментированное чтение и анализ произведения; развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма, уважение к человеку.

Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, выставка произведений писателя, иллюстрации Юлии Горчаковой к рассказу.

Эпиграф урока: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз).

Знакомство с биографией А.Платонова.

Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестёр, и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.

Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» — разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром.

Он прошёл суровую школу труда, на своей спине испытал, «почем фунт лиха», и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудиться над изобретениями.

В это время, то есть в 15-16 лет, он впервые пробует свои силы и в поэзии. Серьёзно, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронёс через всю жизнь. В тяжелые для народа 20-е годы Андрей Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье.

Отправился в далёкие степные сёла. Голодал со всеми, как все, работал, не покладая рук. В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской губерниях.

В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе. Скоро А. Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма.

Работа по теме урока.

Совет

Словарная работа. — Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его глубоко, важно разбираться в таких понятиях, как сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. Надо знать и смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный.

Каждый из вас получил листочек с этими словами, я просила вас поработать с толковым словарем и выписать их значение. Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, пробуждённое горем, несчастьем другого человека. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить из сострадания, человеколюбия; милосердный – человек, проявляющий милосердие. Гуманизм – человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Блаженный – 1) в высшей степени счастливый, 2) юродивый – чудаковатый помешенный или безумец, обладающий даром прорицания. Сокровенный – 1)нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким. 2) сокровище — большая ценность. Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Смирный – покорный, тихий, спокойный. Учащиеся объясняют значения слов. — Есть ли среди них синонимы? (Сочувствие – сострадание, кроткий – смирный)

Чтение и анализ рассказа Юшка».

Читаем немало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время …» до слов «…вон и Юшка уже спать пошёл»). — Каким человеком предстает перед нами Юшка в начале произведения? («Старый на вид, … мал ростом, худ, бедно одет»). — Где жил и работал Юшка? (В кузнице при большой московской дороге). Прочитывается эпизод Юшка и дети».

— Как дети относились к Юшке? Как Юшка реагировал на жесткость детей? («Странный», «чудной» человек терпит от детей многочисленные обиды , часто жесткие и злые, но он никогда не гневается, не сердится, напротив, своих же обидчиков и жалеет. Да и как же их не жалеть, если это дети, в чьи чистые открытые сердца уже брошены семена ненависти и озлобления.

И эти смена в детских сердцах дали свои страшные всходы. Дети больше всех обежали беззащитного, любящего их Юшку. Они хотели, чтобы тот на них разозлился, а он молчал, не отвечал детям, не трогал их. И только когда дети делали слишком больно, он говорил им: «Чего, вы родные мои, чего вы маленькие!…

Вы, должно быть, любите меня! От чего я вам всем нужен? … Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землёй попали, я не вижу». Но дети по-прежнему толкали его, смеялись над Юшкой. Они радовались тому, что можно сделать с ним, что хочешь, а он им ничего не делает).

— Почему Юшка верит, что дети любят его? («Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Зло для детей – источник радости и веселья, дети ждут зла в ответ на их зло, это для них – норма жизни). Читается эпизод «Юшка и односельчане».

— Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? («У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»).

— Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан? Почему он их желает? (Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжело жить людям, им хотелось быть полезными и нужными, но где-то в глубине душ они чувствовали, что разменяли , растратили свои душевные качества, что они никогда уже не ощутят полноты счастья и радости.

Обратите внимание

Злые, жесткие односельчане не могут простить Юшке того, что он понимает их, жалеет их, и слепо мстят за свою пустую душу блаженному Юшке. Мстят за то, что он, бедный, увечный, больной, оказывается среди них счастливым. «Юшка жалел обидчиков за душевную слепоту, за их жесткое сердце, а не за зло, которое причиняли ему.

Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свои разум, силу. Люди умеют работать, а радоваться жизни не умеют»).

— Как вы понимаете слова героя: «Они меня без памяти любят…Сердце в людях бывает слепое?» (Юшка считает, что люди не дают отчёта своим чувствам. Они здоровые, зрячие, но сердце их слепое, то есть не откликается на радость, боль другого. Автор использует антитезу «зрячие со слепыми сердцами», которая помогает понять контраст между главным героем и окружающими его).

— Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало Юшке жить? (Забота о девочке –сироте, умение сострадать людям, видеть красоту мира). Читаем отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «шёл весело дальше, как здоровый человек». — Как вы можете прокомментировать эти слова? (Герой рассказа тонко чувствует и любит природу. Он понимает то, что не видят и не замечают остальные. Оставшись наедине с природой, Юшка «целовал цветы», «гладил кору на деревьях», «чувствовал себя счастливым, здоровым человеком»). — Обратимся к эпизоду «Весёлый прохожий и Юшка». Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? — Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? (Да, душевная чёрствость прохожего стоила герою жизни. Умирает Юшка, обиженный жесткостью людей, их равнодушием, погибает, как цветок, растоптанный бездушным человеком). — Почему людям без Юшки стало грустно жить? («Однако без Юшки людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»). – Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? (Да, это Юшка). В чём проявлялось его любовь? (Юшка доброжелательно относился к односельчанам, их детм, не отвечал жесткостью на зло, он воспитал девочку-сироту, отказывая себе во многом, выучил её. Это добро дало щедрые плоды. Девочка-сирота, «окончив учение на врача», приехала, чтобы лечить людей). — Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки?» («Много лет она работала в больнице для чахоточных», «ни с кого не брала платы за свой труд», «весь день лечила и утешала людей, не утомлялась утолять страдания, отдаляя смерть от слабевших людей», как Ефим Дмитриевич, которого все называли блаженным Юшкой, она несла людям милосердие и сострадание).

— Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?

Работа с эпиграфом урока.

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз). — Как вы думаете, подходят слова доктора Газа для эпиграфа к нашему уроку? Почему? — Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия? Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «спешите делать добрые дела…». — Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? — Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонов «Юшка»? (Произведение вызывает жалости к Юшке; поражает бездушие, чёрствость односельчан к помощнику кузнеца; запомнилось чуткое сердце маленького, незаметного человека). — Над чем писатель заставил задуматься? (Автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, видеть хорошее в любом человеке, убеждает в том, что любой человек неповторим. Юшка говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже нельзя».) — Кому из вас хотелось в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка?»

Читайте также:  Образ и характеристика ани раневской в пьесе вишнёвый сад чехова сочинение

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?

Источник: http://geum.ru/next/art-143482.php

«Побеждай зло добром…» По рассказу А.Платонова «Юшка» (7 класс) — презентация

1<\p>

2 «Побеждай зло добром…» По рассказу А.Платонова «Юшка» (7 класс)<\p>

3 Цель урока: Знакомство с творчеством писателя Комментированное чтение и анализ произведения Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма<\p>

4 Эпиграф урока: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз) «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз)<\p>

5 «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности»,- п «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности»,- признавался А. Платонов.<\p>

6 Начало пути Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) нужно было поддерживать семью. Первая проба пера юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.<\p>

7 Рабочий-интеллигент В годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927).<\p>

8 Героика ветхости Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) писателя перестают печатать не помогает даже обращение к Горькому. В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже.<\p>

9 Тридцатые годы В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) иронического описания коллективизации следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. В середине 1930-х Платонов писатель, пишущий главным образом в стол. В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничижительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток. А. Платонов. Художник Н. Ромадин<\p>

Важно

10 Война и послевоенное творчество В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.<\p>

11 Платонов о себе «И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.» «Я — человек, я живу на прекрасной живой земле». «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».<\p>

12 Чтение и анализ рассказа «Юшка»<\p>

13 Словарная работа Сострадание Сочувствие Милосердие Гуманизм Блаженный Сокровенный Кроткий Смирный Объясните значение слов. Есть ли среди них синонимы?<\p>

14<\p>

15 Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения? Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения? Каким человеком предстаёт Каким человеком предстаёт Где жил и работал Юшка? Где жил и работал Юшка?<\p>

16 Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Как дети относились к Юшке? Как дети относились к Юшке?относились Как Юшка реагировал на жестокость детей? Как Юшка реагировал на жестокость детей? Почему Юшка верит, что дети его любят? Почему Юшка верит, что дети его любят?верит,<\p>

17<\p>

18 Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане» Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане» Как взрослые относились к герою рассказа? Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан? Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан? Почему он их жалеет? Почему он их жалеет?жалеет<\p>

19 Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало Юшке жить? Что помогало Юшке жить?помогало помогало<\p>

20 Прочитайте отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «…шёл весело дальше, как здоровый человек» Как вы можете прокомментировать эти слова? Как вы можете прокомментировать эти слова? прокомментировать<\p>

21<\p>

Совет

22 Анализ эпизода «Весёлый прохожий» Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни?вывод Почему людям без Юшки стало грустно жить? Почему людям без Юшки стало грустно жить? Кто из героев рассказа умел по- настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь? Кто из героев рассказа умел по- настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь?любить людейлюбить людей Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие? блаженный, сострадание, милосердие блаженный, сострадание, милосердие<\p>

23<\p>

24 Назовите имя главного героя (не прозвище) Назовите имя главного героя (не прозвище) Тест<\p>

25 Сколько лет главному герою? Сколько лет главному герою?<\p>

26 Где работал Юшка? Где работал Юшка?<\p>

27 «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы» «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» Узнай героя:<\p>

28 Продолжи фразу: «…Сердце в людях бывает _____________.» «…Сердце в людях бывает _____________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.» «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________…» «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________…»<\p>

29<\p>

30 Работа с эпиграфом урокаэпиграфом Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия? произведения<\p>

31 Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»<\p>

32 Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»? Над чем писатель заставил задуматься? Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?<\p>

33<\p>

34 Домашнее задание: Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/505989/

Урок литературы по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок», 7 класс

Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Тема урока: «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)

Цели урока:

— продолжить изучение творчества А.Платонова;

-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизвестный цветок»;

-развивать умения обобщать, сравнивать, выделять главное, делать выводы;

-совершенствовать умения подбирать материал, пользоваться текстом;

-развивать чувства гуманности, нравственности, уважения к человеку;

-на примере литературных героев воспитывать внутренние качества : милосердие и сострадание;

Оборудование:

-иллюстрации к произведениям А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

-детские рисунки

-детские сочинения

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они « одно дыхание, единое, теплое, живое существо» (А.Платонов)

Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви, потому что «больно одному — больно всем , умирает один — мертвеют все» (А.Платонов)

Актуализация знаний по материалам прошлого урока и материалам домашнего задания.

  1. Для домашнего прочтения предварительно было задано прочитать сказку-быль «Неизвестный цветок» и нарисовать главного героя.

  2. Перед чтением рассказа «Юшка» говорю, что мы уже знакомы с творчеством А.Платонова и знаем: читать его произведения не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить с его героями совсем короткое время. Именно прожить, чтобы понять их, автора, а может быть, и самих себя

  3. Рассказ «Юшка» читаю в классе.

  4. Во время слушания рассказа прошу записывать те вопросы, которые волнуют и которые хотелось бы обсудить. Как правило, они совпадают с теми, которые планирую поставить перед ребятами сама.

Вопросы после прослушивания сказки-были:

  1. Понравился вам рассказ?

  2. Почему люди были так жестоки к Юшке?

  3. Почему Юшка терпел обиды и не возмущался?

Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки. Что мы узнали о нем?

Работа с текстом рассказа:

Юшка мал ростом и худ, в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены…

4.Как вы считаете, что является главным в этой характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним единственным словом.

Обратите внимание

5. Записываю на доске слова-характеристики, дополняю этот ряд, если это необходимо:

слабый, жалкий , неказистый ,невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий, беззащитный…

Принято считать, что такие люди как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?

Работа с текстом рассказа:

Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.

7. Как вы понимаете слово терзать? Попробуйте определить значение этого слова через подбор синонимов.

Запись на доске и в тетрадях:

Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить…

8.Сообщаю, что в словаре С.Ожегова представлены два значения этого слова: 1.Разрывать на части.2 .Мучить нравственно.

9. Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научится злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?

Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Важно

Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостинку и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их.

Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.

10. А как сам Юшка объясняет поведение детей?

На данный вопрос отвечает ученик, предварительно получивший индивидуальное задание в начале урока по карточке.

Карточка№1

Дети не слышали, не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ними и мучают его. Он верил, что дети его любят, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Задание:

Внимательно прочитайте эти строки и подумайте над вопросами:

-Согласны вы с Юшкой?

-Какие чувства вызывает в вас эпизод истязания Юшки детьми?

-А что вы думаете по поводу услышанного?

-Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

-Чем объясняет автор их поведение?

Вывод:

Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку , говорила ему: «Лучше бы ты умер!»

Работа с иллюстрациями ребят к сказке-были «Неизвестный цветок»

Посмотрите, ребята, на иллюстрации, сделанные вами к одному и тому же произведению. И рисовали вы один и тот же цветок.

Почему среди них нет одинакового? Да потому что все вы разные ,у каждого из вас свой особенный внутренний мир, и вы раскрываете его в рисунке. А люди хотели, чтобы Юшка походил на них.

И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кроткость. А как вы понимаете это слово? Давайте подберем к нему синонимы.

Запись в тетрадях:

Кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответственность. В словаре С.Ожегова представлено значение: Кроткий — незлобивый, покорный, смирный.

Вопросы:

  1. Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

  2. Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету»?

  3. Юшка на возражение Даши ответил: «Они меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое»

Работа с отрывками из сочинений школьников

Вам была предложена творческая работа на эту тему, но тогда вы еще не знали, что она сформулирована словами Юшки: «Сердце в людях бывает слепое»

Вот что у вас получилось:

— Люди часто не понимают друг друга. Бывает, в них бьется умное сердце, благородное, но оно ослеплено жадностью ,завистью.

-Я думаю, что сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добра другим людям, не жертвуют ради них собой, или не замечают добро другого человека.

— Слепое сердце — это когда человек любит только себя, не думает о другом. Старается навредить другому человеку.

— У людей, которые не замечают боли, страха других людей, сердце слепо.

— Люди со слепым сердцем не только не делают добро другими не приносят пользы, но и не понимают добра, которое делают другие. Бывает, что они не понимают и зла.

— Сердце слепое — человек смотрит на горе других людей, и у него не ни капли сочувствия, сожаления. Он может смеяться, когда другие проливают слезы. Если у человека слепое сердце, то этого никогда не исправишь.

— Слепое сердце — самое худшее, что может быть в человеке. Такой человек не испытывает уважения и жалости к другим людям. Такой человек видит только собственную выгоду, до других ему дела нет.

Если же человек не слеп к другим и готов пожертвовать жизнью для счастья других людей, пусть и не отвечающих ему взаимностью, то у этого человека доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем.

Такой человек способен изменить мир.

Вывод:

Совет

Вы оказались единодушны в своем понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека не с способного понимать другого ,жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим …

А как вы понимаете слово сострадание?

Запись в тетрадях:

Работаем над синонимами к слову: сострадание, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость, соболезнование.

«Сострадание — жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека» (словарь С.Ожегова)

Мы еще вернемся к нашим сочинениям, а пока продолжим разговор.

Как бы мы не относились к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это искренне. Мы понимаем, что Юшке живется очень тяжело. Но есть все же место, где он вольнее начинает дышать.

Карточка №2

Задание:

Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами:

-Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки?

— Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое?

Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам».

Мы уже так привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали: Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Автор мог использовать любое близкое по значению слово — рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. Но он употребил именно осерчал. Как вы думаете, почему?

Трудно представить тихого , безответного, кроткого Юшку негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу. Что же произошло с Юшкой? Почему же он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

Работа с текстом

Предлагаю прочитать по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим. Вместе делаем ВЫВОД.

Юшка осознает свою ценность в этом мире («Я же родителями жить поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»)

Читать эти строки тяжело, но почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

Карточка№3

Задание:

Обратите внимание

Рассмотрите внимательно иллюстрацию художника к рассказу «Юшка». Какой эпизод изображен на ней? Напишите сочинение-миниатюру по иллюстрации. Выскажите свое мнение.

— Произошло то, что хотели люди. Юшка осерчал и ушел из жизни. Признали они его своим, «похожим»? Раскаялись?

Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения просили. Но похоронили и забыли про него.

Вновь обращаю внимание детей на последние строчки сочинения, записанные на доске. Вместо точки в конце предложения ставлю вопросительный знак.

СПОСОБЕН ЛИ ИЗМЕНИТЬ МИР ЮШКА?

Ставлю ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК вместо точки после темы урока, записанной на доске.

НУЖЕН ЛИ ЮШКА ВСЕМУ СВЕТУ?

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ?

Работа с текстом.

Дети находят строки, где говорится о том, что без Юшки людям стало жить хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди них, потому что не было безответного Юшки. Обратим внимание на слово глумление, издевательство, надругательство.

Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя? Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?

Предлагаю детям рассказать о приемной дочери Юшки, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке.

Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека,- «из смерти работать жизнь». Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.

— Я прочитаю вам еще один отрывок из ваших творческих работ: «Он с любовью к людям относился. Даже когда все они хотели его убить, он все равно не переставал любить их. К сожалению, таких людей не так уж много. Я бы поставила ему памятник».О ком эти строки? Можно ли их отнести к Юшке? Вы бы поставили ему памятник?

Данные строки посвящены Данко. Это ему, красивому, смелому, гордому, автор поставил бы памятник. Юшка же немощен, слаб, болен. Таких людей вы не увидите отлитых в бронзе или высеченными из гранита.

Да это и не нужно. Гораздо нужнее им человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, а не после смерти . Но все же неслучайно назвали имя Юшки, потому что у него, как и у Данко, красивая душа.

-Вы почувствовали авторское отношение к этому герою?

-Обвиняет ли он кого-нибудь в смерти Юшки?

-Осуждает ли людей за их жестокость?

Вывод:

Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы.

Важно

Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди по достоинству оценили его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию того, что «человечество — одно дыхание, одно живое, теплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все» (А.Платонов)

— Своей волей писатель многое мог изменить в сюжете рассказа и оставить Юшку жить. Верный правде жизни, он не делает этого. Но даже при этом трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.

Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград .

И в этом мы с вами убедимся, сопоставив различные по жанру произведения: реалистический рассказ «Юшка» и сказку-быль «неизвестный цветок»

Задание:

— Выяснить, есть ли что-то общее между главными героями этих произведений?

Выводы:

  1. Оба слабы и не похожи на других. («Юшка»: «…он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы», «Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору, на ночлег, взрослый человек говорил ему: «Да что, ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?». «Неизвестный цветок»: «…цветку недоставало еды

и мученье его обозначалось в листьях разными цветами»,…Даша никогда еще не видела такого цветка…- А отчего ты на других непохожий?..- Оттого, что мне трудно…»)

  1. Оба жаждут жизни, держатся за нее изо всех сил («Юшка»: «Я тоже всему свету нужен»,- Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйская дочь.- Зачем ты живешь?- Юшка глядел на нее с удивлением.

    Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить? «Неизвестный цветок»: «Он трудился день и ночь, чтобы пить и не умереть…Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»)

  1. Оба продолжают жить после смерти. («Юшка»: «Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она осталась работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд.

    Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдания и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе . называя дочерью доброго Юшки… «Неизвестный цветок»: «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, но только немного лучше его и еще прекраснее.

    Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что жил в камне»).

Итоги:

Я уже говорила вам о назначении всего живого на земле — «из смерти работать жизнь». Жизнь — самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверное, не полна, без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несут в себе герои Платонова. У цветка нет имени. Давайте в память о Юшке подарим его имя тому цветку, который с вашей точки зрения. Несет в себе свет его души.

Домашнее задание: Устный или письменный (по желанию учащегося) отзыв о произведениях А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/o3t1mdz5.html

Анализ рассказа «Юшка» Андрея Платонова

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» — трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» — человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ.

Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

 

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все — таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

В наше время существуют такие же люди, как Юшка, однако, мы продолжаем повторять ошибки наших предшественников и часто злобно потешаемся над ними.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования
Следующая тема:   Литература второй половины XX века: поиски и проблемы, новые темы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/ushka-platonova-nravstvennost-kak-osnova

Анализ рассказа А. П. Платонова “Юшка”

Жанр произведения – рассказ. Главный герой – подручный кузнеца Юшка. Рассказ – это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит. Кульминация – спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка – приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее дальнейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуации и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения.

Совет

На основе этих отношений писатель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений – простые люди, люди труда.

Вот и геройданного рассказа – подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случайный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали замечать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчезли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то становится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека – девушка-сирота выучилась на скопленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая больным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострадания людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж много. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, – вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных качеств.

План

Портрет Юшки и рассказ о том, в чем состояла его работа. Его материальное положение. Отношение детей к Юшке. Взрослые тоже, как и дети, обижают и калечат Юшку. Каждое лето Юшка берет отпуск и куда-то на месяц уходит. Юшка стал слабеть и в этом году никуда не пошел. Случайный прохожий убивает Юшку.

Проститься с человеком, которого они мучили, приходят все. После смерти Юшки жизнь вокруг изменилась. Приехала приемная дочь Юшки, стала его разыскивать и поведала, куда он отправлялся каждое лето. Погоревав, девушка навсегда осталась в этом городе для того, чтобы работать врачом.

Всю свою жизнь дочь Юшки несет людям добро.

Источник: http://home-task.com/analiz-rasskaza-a-p-platonova-yushka/

Урок литературы по повести Платонова «Юшка» . 7 класс

Цель: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям, развивать навыки анализа текста.

Задачи:

Обучать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность.

Развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера;

Воспитывать на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

Ход урока.

1. Оргмомент.

(Представление учителя)

Сегодня на уроке продолжим работать с произведениями необыкновенного человека и яркого писателя Андрея Платонова.

Обратите внимание, что сегодня мы вновь работаем по группам. В каждой группе есть консультант, который будет оценивать и отслеживать вашу работу на протяжении всего урока и результаты заносить в оценочный лист. В конце урока на основе его данных будет выставлена оценка за работу

А сейчас, прежде чем приступить к анализу прочитанного вами дома рассказа «Юшка», послушайте стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина и ответьте на вопрос

— Какое качество хотел увидеть Господь в людях?

( Любовь к ближнему, сострадание, доброту)

2. Начало, мотивирующее деятельность.

Слайд №1. (звучит тихая музыка, читает ранее подготовленный ученик стихотворение С. Есенина)

Шёл Господь пытать людей в Любови.

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве,

Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь какой убогой,-

Знать от холода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй…маленько крепче будешь».

Вопросы классу:

  • Обладал ли старый дед из стихотворения С. А. Есенина этими качествами?

(Да)

  • Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед?

(Юшку)

  • В чем сходство между этими героями?

(Они оба любили людей, были добры к людям, помогали в трудную минуту)

— Как по-вашему , о чем мы с вами сегодня будем говорить? Постарайтесь сформулировать цель нашего урока.

3. Объявление темы и цели урока. Слайд №2.

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. Исследуем, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой повести А. Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви.

4. Анализ произведения.

-Как зовут главного героя произведения?

(Зовут его Ефим, но люди называли его Юшка).

— Найдите описание Юшки. Зачитайте.

(стр. 137).

— На что обращает внимание автор?

(На глаза Юшки).

— Почему особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем.).

— Где живёт любовь у Юшки?

(В сердце Юшки).

(Появляется центральная часть опорной схемы).

Слайд №3.

— Как проявляется герой через речь? Найдите в тексте и зачитайте.

Какое слово повторяет он чаще других?

(Часто повторяется слова «любовь» и «любить»)

— Какие взаимоотношения были с односельчанами у Юшки?

(1. Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу, постоянно обижали Юшку. Когда у них бывало злое горе или обида, когда они были пьяными, тогда их сердца наполнялись лютой яростью. Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит. В зле люди забывали на время своё горе.

2. Дети привыкли жить в атмосфере вражды. Взрослые обычно ругали их, а то и били. Юшка же был безответным, безобидным человеком. И это было непривычным и удивительным для детей.)

— Почему же Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?

(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его).

— Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?

(Нельзя так относится к человеку).

— Бывали ли в трудной жизни Юшки счастливые моменты?

(Да. Когда он был на природе).

– Зачитайте этот эпизод.

— Значит Юшка любил родину, родную природу, всё живое.

Слайд №4.

ЛЮБОВЬ К
ЛЮДЯМ

ЛЮБОВЬ К
ПРИРОДЕ

ЛЮБОВЬ КО
ВСЕМУ ЖИВОМУ

ЛЮБОВЬ К
РОДИНЕ

Дополните схему «СЕРДЦЕ ЮШКИ» соответствующими составляющими.

Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался?

5. Словарная работа.

(Запись в тетрадь)

Осерчать – то же, что сердится.

Разгневаться – прийти в состояние сильного гнева.

(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)

— Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?

(Появляется человек, который любил и ценил Юшку).

— Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?

(Хотели искупить свою вину.)

— Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?

(Нет. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям .

Его называли блажным, юродом, «божьим чучелом, терзали его и смеялись над ним Но без таких «блажных» люди обходится не могут: «без Юшки всем стало плохо». «Не стоит село без праведника», — гласит пословица.

Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.)

6. Вывод.

Обратите внимание

Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки.

Слайд №5. Схема.

ЛЮБОВЬ К
ЛЮДЯМ

ЛЮБОВЬ К
ПРИРОДЕ

ЛЮБОВЬ КО
ВСЕМУ ЖИВОМУ

ЛЮБОВЬ К
РОДИНЕ

Какова же жизненная формула Юшки? Запишите её в тетрадь.

( Нужно жить, храня в сердце любовь.)

7. Физкультминутка.

— Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.

— Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему:

— радостно: «Приятная встреча!»

— утешительно: «Всё будет хорошо!»

— счастливо: «Какой успех!»

— удивлённо: «Не может быть!».

8. Творческая работа (по группам).

— Давайте пофантазируем. Подумайте и нарисуйте, как будет выглядеть сердце Юшки. Подберите ассоциации. Может быть это будет цветок, звездочка или что-то другое .Обсудите в группе и поднимите тот цвет, в который вы бы окрасили сердце Юшки. Один из группы мотивирует ваш выбор.

(любовь к природе – зелёный; 1 гр

любовь к родине – красный; 2 гр

любовь к живому – жёлтый; 3 гр

любовь к людям – оранжевый.) 4 гр Слайд №6.

Приступайте к работе и наполните сердце Юшки выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.

9. Защита творческих работ.

Д/з. А в вашем сердце живёт любовь к чему? (Постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок).

10. Итог урока.

Вывод по уроку.

— О чем мы говорили сегодня на уроке? К какому выводу вы пришли?

(Мы анализировали повесть А. Платонова «Юшка» и пришли к выводу, что нужно жить, храня в сердце любовь)

Оценки за работу на уроке.

— Пришло время оценить вашу работу на уроке.Слово консультантам. Итак, кто набрал наибольшее количество баллов, оценка 5, чуть менее 4, остальные заработали бонусы, которые будут учитываться на следующем уроке при опросе домашнего задания.

11. Рефлексия.

(У вас на парте лежат три карточки разного цвета. Если вам понравился сегодняшний урок — приклейте карточку красного цвета, если оставил равнодушными – жёлтого, а если не понравился – зелёного).

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok-literaturi-po-povesti-platonova-yushka-klass-73671.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector