Маковский владимир

Маковский Владимир Егорович, картины с названиями, биография

Владимир Егорович Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) – русский художник, яркий представитель и один из руководителей Товарищества передвижных выставок.

Преподавал в натурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, вел живописную мастерскую в Императорской Академии художеств.

Особенности творчества Владимира Маковского: Лучше всего Маковскому удавались небольшие жанровые картины, идеально — с двумя персонажами. Он — признанный мастер «малого жанра».

Сюжеты работ Владимира Маковского, как правило, литературны, глядя на них, зритель видит целую историю, включающую не только изображенный момент, но и предшествующие, и последующие события. Эпизоды повседневной жизни — любимая тема художника.

Обратите внимание

Как видно из биографии Владимира Маковского, при жизни он был весьма успешным, а тот факт, что главные персонажи его картин — бедняки, не препятствовал установке достаточно высокой цены на его работы.

Известные картины Владимира Маковского: «Свидание», «Не пущу!», «Мать и дочь», «Девочка с гусями», «Две матери. Мать приемная и родная».

Владимир и Константин Маковские: два брата, два мира и кое-что общее

Владимир и Константин Маковские — оба художники, работали в разных стилях. Старший, Константин, был признанным салонным художником, писал портреты аристократов, император его величал «мой живописец», а русская старина представала на его полотнах идиллической.

Младший же, Владимир, постоянно бродил по ночлежкам, блошиным рынкам и дешевым трактирам в поисках натуры. Константин очень недолго состоял в Товариществе передвижных выставок, а Владимир был с ним связан все годы его существования.

Павел Третьяков — мерило успеха русских художников того времени, меценат и коллекционер, которому мы обязаны Третьяковской галереей, практически не приобретал картины Константина, считая цену на них завышенной.

А вот картин Владимира Маковского в его коллекции было множество, да и отношения с младшим художником сложились теплые и дружеские. Впрочем, несмотря на все эти различия кое-что Маковских объединяло: оба были дорогими для своего времени художниками.

Правда, старший — запредельно дорогим, а Владимир — просто дорогим, ровно настолько, чтобы вести достаточно обеспеченную жизнь и преуспевать. Похожи они были еще и потому, что обоим при жизни немало доставалось от критиков. В упрек им ставили разное, но упрекали обоих.

Художник Владимир Маковский: происхождение и образование

Семья Маковских в свое время была одним из культурных центров Москвы. Мать обладала прекрасным голосом, преподавала в Московской консерватории. Отец — художник, коллекционер, музыкант Егор Маковский — один из основателей Московского «натурного класса», хорошо известного как Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Там начинали свое обучение и Владимир, и Константин. Также у них был брат, художник-архитектор Николай и две сестры — художница Александра и артистка Мария. Владимир, как и Константин, называл своим первым учителем отца. По некоторым сведениям, его в детстве также обучал Тропинин.

А официально учебу оба начали в Московском училище. С передвижниками Владимир Маковский связался в 1872 году, через два года стал одним из организаторов их выставок.

В 70−80-е годы написаны самые лучшие его произведения. Большинство из них так или иначе связаны с жизнью бедных.

Максимально талант Владимира Маковского проявился в изображении жанровых сцен, его называли художником-новеллистом. Глядя на его картины, мы «считываем» с каждой целую повесть, знаем, что было с героями до этого момента, предполагаем, что будет с ними после.

Причем если бедные люди на картинах Константина Маковского иногда при смене наряда могли показаться завсегдатаями аристократического салона, то Владимир Маковский весьма убедителен в изображении низов — похождения по дешевым районам и ночлежкам не прошли даром.

«Он посещает все богадельни… Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре», — вот что о нем писали современники.

Его малые истории, небольшие картины на бытовые темы отличаются удивительной теплотой и человечностью. При этом нередко им свойственна тонкая ирония, которая никогда не доходит до уровня сатиры (1, 2).

Маковский вёл в Московском училище живописи, ваяния и зодчества натурный класс, а в 1894 году его пригласили преподавать в Академию художеств, ради чего он переехал в Петербург. Идеолог передвижников критик Владимир Стасов считал это решение большой ошибкой, уверяя, что в отрыве от московских корней Маковский превратился в салонного живописца.

Владимир Маковский в 22 года женился на Анне Герасимовой, певице, дочери архитектора Московской дворцовой конторы. Их сын Александр стал художником-пейзажистом, а второй, Константин — архитектором.
Маковский — плодовитый художник. Известно около полутора тысяч его картин. Некоторые современники считали, что столь активно он работал для того, чтобы обеспечивать супруге образ жизни, к которому она стремилась. Это тоже верно, однако его финансовое положение хотя и не было столь блестящим, как у старшего брата, нельзя было сравнить его, например, с плачевным положением дел Ивана Крамского, который оказался практически в портретном рабстве. Похоже, Маковскому просто самому нравилось быть в гуще событий, постоянно учиться, схватывать на лету, немедленно воплощать свои впечатления на холсте. Впрочем, не только на холсте — применительно к Владимиру Маковскому нередко поминают и «скрипку Энгра» (см. биографию Энгра).

Русский художник был большим поклонником музыки и даже приобрел весьма дорогостоящую скрипку работы Гварнери.

Важно

Если верить воспоминаниям передвижника Якова Минченкова, музыкальные таланты Маковского предстают весьма сомнительными (потому и скрипка Энгра вспоминается!), а сам Маковский — человеком чрезвычайно меркантильным, холодным, лишенным увлеченности и подразумевающим лишь выгоду.

Однако не будем забывать обстоятельства их знакомства: Минченков провалился при поступлении в Училище живописи, искал протекции бывшего тогда старшим преподавателем Владимира Маковского, но не добился ее. Училище он позже окончил и в Товариществе передвижников состоял, но, похоже, злые чувства к Маковскому затаил.

По крайней мере, в его мемуарах добрых слов в адрес художника мы не найдем. А вот Поленов с удовольствием вспоминал музицирование Владимира Маковского. Впрочем, Минченков не пощадил и преподавательской деятельности Маковского, заявляя, что тот не мог ничему научить учащихся.

Между тем, его учениками были такие представители Союза русских художников как Архипов, Головин, Бакшеев, Мешков, Аладжалов. А вот к новым веяниям в искусстве Владимир Маковский оказался категорически нетерпим. Хорошо известно его высказывание о картине Серова «Девушка, освещенная солнцем». Он возмущенно спросил Павла Третьякова: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис»?

Революцию Маковский принял, но после нее прожил всего лишь два года, получая, кстати, пенсию от советского правительства.

Источник: https://artchive.ru/artists/486~Vladimir_Egorovich_Makovskij

Художник Владимир Егорович Маковский | Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 23.07.2018   ·   Комментарии: 4   ·   На чтение: 5 мин   ·   Просмотры:

Друзья-приятели

Честное слово, удивительно талантливый художник. Ему одновременно повезло и не повезло родиться в семье известных живописцев – все творили в одно время и публика просто… терялась. Это какой Маковский?

А с годами всё стало ещё хуже – есть фамилия Маковский, и удивление, что, оказывается, Маковский не один. И даже не два Маковских. А целых пять и все художники! Вы пройдите по сайтам посвященным живописи и попробуйте разобраться, какие картины написаны Егором Ивановичем, а что писали его дети, особенно Константин Маковский. Путаница ужасная.

Хотя у каждого художника Маковского свой уникальный почерк, своё видение, свой талант, свой след в мировой (действительно в мировой) живописи.

Биография художника Владимира Егоровича Маковского

Автопортрет

Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.

Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).

В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые — действительно великие живописцы.

Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.

Совет

От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».

С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).

Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль.

В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков.

Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.

В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:

…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.

С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.

Обратите внимание

В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.

Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.

Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие.

И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником.

Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.

Картины художника Владимира Егоровича Маковского

Посещение бедных

Две матери. Мать приёмная и родная

Опять они ссорятся (Повар и кухарка)

Утренний чай

Любители соловьев

Варка варенья

Оправданная

Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик

В избе лесника

Приезд учительницы в деревню

Выбор приданого

Перед объяснением

Первый фрак

Чаепитие

Наём прислуги

Литературные чтения

В ожидании аудиенции

В жаркий день

Игра в бабки

На бульваре

Трудное пробуждение

Пастушки

В ресторане

В гостях

К венцу (Прощание)

В таверне

Девушки, освещённые солнцем

Без хозяина

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-vladimir-egorovich-makovskij.html

Маковский Владимир ЕгоровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Маковский Владимир Егорович (Makovsky Vladimir Yegorovich) – русский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи.

Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца Константина Маковского. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством Василия Андреевича Тропинина.

Читайте также:  Анализ романа поднятая целина шолохова сочинение

В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был Сергей Константинович Зарянко. В 1870 году Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».

Свидание, 1883
На бульваре, 1887
Объяснение, 1889-1891

Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека».

Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873).

Художник часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879), в том числе деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; «Крестьянские дети», 1890; и другие картины).

Ночлежный дом, 1889, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Перед объяснением, 1900, Художественный музей, Самара
Две матери. Мать приемная и родная, 1906, Художественный музей, Самара

Важно

Со временем в тонких психологических мизансценах Владимира Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея). Наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера».

Самые качественные свои вещи Маковский написал в 1880-90-х годах: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) – многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).

Оправданная, 1882
Две сестры, 1893
Императрица Мария Фёдоровна, 1912

В 1893 году Владимир Егорович Маковский был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению.

Посещение бедных, 1874, ГТГ
Мать и дочь, 1886, ГТГ
Крестьянские дети, 1890, ГТГ

Целый ряд своих произведений художник посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем.

Этапной в данном плане явилась картина «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов».

Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс.

Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 году поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького. Однако общественная актуальность уже не всегда сопровождалась большими художественными успехами.

Крах банка, 1881, ГТГ
Приезд учительницы в деревню, ГТГ
Сельская школа, 1883, Тульский музей
Рыбачки, 1886
Кухаркины гости, 1913
Молебен на Пасху, 1887–1888

К началу 20 века живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно выступал Владимир Маковский также и как портретист («Художник И. М.

Совет

Прянишников», 1883; «Императрица Мария Фёдоровна», 1912; и другие портреты), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в Академии художеств).

Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Ожидание, 1875, ГТГ
Малороссия, 1885
В трактире, 1887
Девочка с гусями, 1875
Прощание. К венцу, 1894
Беседа. Идеалист и материалист, 1900
Первый фрак, 1892
Оптимист и пессимист, 1893
Вечеринка, 1875-1897
HD Video 1280x720px – https://youtu.be/pvUFjbSXeMk

Источник: http://smallbay.ru/makovsky.html

Маковский Владимир Егорович, краткая биография и творчество

Маковский Владимир Егорович родился в семье очень близкой к искусству у знаменитого на то время Маковского Е. И., в 1846 г. 26 января в городе Москве.

Егор Маковский, то есть, его отец являвшийся одним из видных деятелей в искусстве участвовал в создании данного заведения названный его именем. Как известно Маковский рано приобщился к рисованию, первые уроки живописной грамоты мальчик получил от художника В.А.

Торпинина и уже в 15 лет молодым художником было создано первое жанровое полотно «Мальчик, продающий квас».

В учебном заведении отца, сокращенно называемое МУЖВЗ Владимир и проучился с 1861 по 1866 годы. Его первыми помошниками по обучению были Зарянко С. К. и Сорокин Е. С..

Будущий художник постоянно пребывал в творческой атмосфере, в отцовском доме регулярно бывали люди близкие к искусству. Это писатель Н. Гоголь, актер М. Щепкин, а также композитор М. Глинка. Нередко проводились литературные, и даже рисовальные вечера.

Также у Маковских постоянно играла музыка. Более того будущий живописец унаследовал прекрасный голос, благодаря чему он много пел. Помимо этого он научился игре на скрипке и гитаре. Подобная культурная атмосфера очень положительно отразилась на развитии будущего живописца.

После окончания учебы Маковский получил серебряную медаль. Также благодаря картине «Литературное чтение» его признали художником 3 степени.

Так вышло, что период обучения в училище совпал по времени с развитием бытового жанра. Естественно, это отразилось на творчестве Маковского.

Одним из первых его полотен в этом направлении – это «Игра в бабки», а также «В приемной у доктора». Оба сюжета Владимир создал к 1870 году. Они сразу же принесли желанный успех.

В этих полотнах было заметно стремление точно и достоверно передать суть жизни в деревне и городе.

Обратите внимание

В 1869 году у художника родился первенец. Это событие отразилось в его творчестве. Так, он стал осваивать детскую тематику.

В 1873 году Владимир получил звание академика за полотно «Любители соловьев». Ранее, а именно в 1872 году, он получил статус передвижника и выставляля выставках. Чуть позднее Маковский вошел в группу управления советом передвижников с 1874 года. Очень часто принимал участие в передвижных выставках сюза художников в течении с 1872 и по 1918 год.

Авторские работы Маковского демонстрировали обычную жизнь всех слоев общества. В своих картинах он отображал купцов и богачей, кутил и конечно бедняков. Иногда писал бытовые полотна на бытоаые сюжеты.

Это такие работы, как «Варят варенье» и «Друзья-приятели». Помимо этого художнику была не чужда социальная тематика. Она представлена в таких полотнах: «Посещение бедных» 1874 г, «Ожидание» 1875 г.

и картина Осужденный написанная 1879 г.

Мастерство Маковского бурно развивалось. Расцвет его творчества приходится на восьмидесятые и девяностые годы.

В это время художник освоил тонкости пленэрной живописи, благодаря чему колорит его живописных работ стал значительно светлее, а рисунок – намного выразительнее.

Полотна, написанные в данный период, отличались сугубо расширенными оттенками социального характера. Примером типичного полотна является «Крах банка» (1881).В данной работе Маковский искусно изображает отчаяние всех обманутых вкладчиков. Ему удалось изобразить целую серию ярчайших социальных типов. Романтичные сюжеты, среди них картина В жаркий день (1881)

Также в это время художник написал множество бытовых сценок, среди которых можно отметить картину Свидание посвященная бедному житию крестьян. Такие полотна демонстрируют сочувствие человечеству.

Важно

Порой заметна и острая сатира. Самые нашумевшие картины этого времени – «В четыре руки» (1880), «По начальству» (1888), «Первый фрак» (1892). Также стоит отметить «В передней» (1884) и «Объяснение» (1889-1891).

На творчество художника очень сильно повлияла общественно-политическая непростая ситуация, которая сложилась в России.

На рубеже 19-20 веков создал несколько полотен со сложными и даже трагическим сюжетом. Именно так он отреагировал на важнейшие события, включая ходынскую катастрофу и массовое убийства декабристов в 1905 г.

Полотно «Вечеринка», которое живописец дописал в 1897 году, стало первым произведением, где демонстрировался революционный кружок, который возник на глазах у зрителя из компании.

Не меньшую популярность получили работы «Оправданная» (1879) и «Допрос революционерки» (1904). Также публику впечатлила вышеупомянутая картина «Осужденный» (1879), Свидание 1883г.

Маковский был настоящим жанристом. Так, во многих своих работах он смог представить революционное движение в виде суровой действительности. При взгляде на его работы такое движение теряло очарование и не казалось романтическим идеалом.

Время от времени часто приходилось писать портреты . Из работ подобного жанрапроизведений стоит заметны полотна «Прянишников И. » и «Сорокин Е.», а также «Гоголевский тип».

Нередко этот художник иллюстрировал произведения поэтов и писателей. Чаще всего это были работы Лермонтова и Пушкина. Помимо этого была создана подборка полотен на патриотическую тематику обороны Севастополя.

Совет

Маковский стал знаменит не только как живописец. Он был отличным офортистом и писал акварели. Так, с 1882 по 1893 у него был свой натурный класс в МУЖВЗ. Некоторые его ученики также стали известными. Это художники В. Бакшеев и Архипов.

Маковский Владимир Егорович умер зимой в 1920 году, 21 февраля. Он похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде.

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/makovsky-hudozhnik.html

Художник Маковский В.Е

Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. Дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие разговоры и споры об искусстве.

Заниматься живописью Маковский начал рано, обучаясь у В.А. Тропинина. Под его руководством пятнадцатилетний Маковский пишет этюд «Мальчик, продающий квас». Уже в этой картине проявляется характерное для Маковского обостренное восприятие социальных проблем.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Маковский продолжил обучение под руководством С.К. Зарянко и Е.С. Сорокина. В это время появляются работы «Приезд станового в деревню», «Мастерская художника», «Домашняя сцена».

В них прорисована каждая деталь, конкретно показана обстановка, изображение героев портретно.

В 1869 году у Маковского рождается сын. Появление первого ребенка сказалось на работах художника: в них проявился отчетливый интерес к детской теме. Появляются картины «Ночное», «Пастушки», «Крестьянские мальчики».

Первой картиной Маковского, которую приобрел П.М. Третьяков, стало полотно «Игра в бабки». Эта картина показывает, какой интерес к подробностям, деталям проявляет художник.

Позднее творческая манера Маковского претерпит некоторые изменения: появится большая гибкость, эмоциональность, выразительность.

Обратите внимание

В 1873 году Маковский стал академиком благодаря картине «Любители соловьев». В это же время была создана серия жанровых картин, опубликованных в альбоме «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 годов». Маковский очень ответственно отнесся к этой работе, тщательно изучив необходимые материалы.

С 1872 года Маковский становится активным участником Товарищества передвижных художественных выставок. Художник выступал за стремление к реалистичности во всем, представляя на выставках Товарищества различные полотна.

С 1882 года Маковский стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1894 года – в Академии художеств в Петербурге. Маковский продолжает заниматься живописью, обращаясь к историческим темам («Девятое января 1905 года на Васильевском острове»).

Однако в истории живописи он навсегда остался мастером живого и правдивого изображения различных слоев общества.

Маковский умер 21 февраля 1920 года.

Лучшие картины Маковского В.Е.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/makovskij-v-e/

Маковский Владимир Егорович

Выдающейся мастер бытового жанра живописи, реалист. Писал картины-новеллы.

Маковский родился в семье, живущей искусством. Отец, Егор Иванович Маковский достиг хороших результатов в живописи. Он был бухгалтером Экспедиции Кремлёвских строений, за сбережённые средства приобретал высокохудожественные гравюры и картины.

В его собрании присутствовали первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского. Мать, Любовь Корнилиевна Маковская (урождённая Молленгауер) прекрасно пела. Обладательница редкого по силе и красоте тембром голоса, с красивой внешностью, выступала перед публикой и имела большой успех.

Брат, Константин Егорович Маковский так же стал выдающимся художником.

Владимир Маковский унаследовал от своих родителей и талант к рисованию, прекрасный слух и красивый голос. С детства, как и его родители, Маковский любил искусство. Его мечтой было стать художником, несмотря на уговоры матери выбрать более твёрдую профессию.

Важно

В 1862 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За время успешной учёбы в училище он создал несколько картин.

В 1862 году на выставке в училище была показана его первая картина «Мальчик, продающий крас». Маковский стал продолжателем известных русских жанристов – А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина, П.А. Федотова и В.Г. Перова.

Маковский учился у педагогов – Е.С. Сорокина и С.К. Зарянко.

В 1866 году Маковский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью, в звании художника 3-й степени.

После окончания учёбы Маковский работает над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», как участник конкурса на большую золотую медаль.

В 1969 году он получает золотую медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

В это же время он много рисует с натуры, участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» (“Автографы московских художников”, 1867) наряду с другими известными художниками.

В 1870 году состоялась выставка Маковского, на ней экспонировалась картина «В приёмной у доктора». Работа эта имела широкий успех и Маковскому пророчили будущие известного художника-жанриста. За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика. Позднее эти две картины участвовали на всемирной выставке в Вене.

Эти картины занимали очень почётное место на выставке

В.В. Стасов

В 1872 году в Москве организовывалась выставка к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовили «Севастопольский альбом», оформителями были В.Е. Маковский и И.М. Прянишников.

Совет

Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону.

Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».

В 1872 году Маковский вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, а через год становится членом Правления. Он был ярым противником искажения действительности в изобразительном искусстве.

Маковский рано женился и жил в доме отца, всячески поддерживающего молодого художника. Для того чтобы заработать на жизнь Маковский выполнял много заказов: заказы от иллюстрационных изданий, роспись плафонов, иконопись.

Юмористические сюжеты картин сменяются тревожными. Художник отражал в картинах человеческую несправедливость, изображал униженных и оскорблённых, убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между беднотой и богатством. Зрелые работы Маковского отличаются композиционным мастерством, жизненной наблюдательностью, режиссерским построением сцен.

Маковский решительно может считаться первым московским художником

В.В. Стасов

С 1882 по 1894 годы Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему сопутствовал наивысший успех художника, период творческих дерзаний, зрелости мастерства.

Он продолжал создавать новые произведения на злободневные темы из жизни трудового народа. Большого успеха добился в портретном жанре, безукоризненные в рисунке, композиционном построении, живописные и завершённые, содержательные и человечные.

В 1880-1890-е годы Маковский написал лучшие портреты близких ему людей.

Русский художник ездил каждый год на Украину, Волгу, в Крым. В поездках делал этюды, наброски, рисунки, писал картины.

Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют.

Маковский был широко известен публике, получал регулярное жалование, жил на казённой квартире при училище. Картины его высоко ценились. Их быстро покупали для крупных художественных музеев и в частные коллекции. Будучи весёлым и общительным Маковский принимал по вечерам в своём доме представителей передовой интеллигенции. Его гостями были художники, артисты, музыканты, учёные.

Обратите внимание

В 1894 году художник переезжает в Петербург. С этого момента до конца жизни он работал руководителем жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.

В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.

Известные произведения Маковского Владимира Егоровича

Картина «Ночное» написана в 1879 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Тема создания картины возникла по мотивам рассказа Тургенева «Бежин луг». Творчество Тургенева было очень близко Маковскому. Но картина не является иллюстрацией рассказа. Поэтические образы крестьянских детей отображены во всём творчестве русского художника.

На полотне мы видим семерых крестьянских мальчиков и девочку. Один мальчик что-то рассказывает, остальные с интересом слушают. Дети изображены на фоне раннего летнего утра, вдали пасущихся лошадей – тургеневские черты.

Картина «На бульваре» написана в 1886-1887 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет картины раскрывает проблему отъезда крестьян на заработки в город, когда глава семьи покидал постарелых родителей и жену с детьми. Так рушился жизненный уклад русских деревень.

Перед зрителем молодая пара на улице, больше им негде увидеться. Молодой муж, ставший вполне городским, играет на гармошке, словно бы не обращает внимание на проблемы приехавшей жены. Она сидит согнувшись от печали и безысходности.

  • Ночлежники. Ночлежный дом в Москве
  • Девушки, освещённые солнцем

Источник: http://rus-artist.ru/makovskij-ve.html

Владимир Маковский: жизнь и творчество художника

Владимир Маковский (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены.

Содержание

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр). Брат художника Маковского Константина Егоровича.

С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.

Важно

В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей.

От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать.

Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина.

Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

Творчество Маковского

Маковский был мастером жанровой живописи, его картины принадлежат к числу наиболее типичных образцов искусства «передвижников».

1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание.

Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

Лучшие свои вещи Маковский написал в 1880–1890-х г.г.: «Крах банка», (1881), «Свидание», (1883); «На бульваре», (1886–1887), «Объяснение» (1889–1891); все эти картины находятся в Третьяковской галерее.

Некоторые картины Маковского были запрещены царской цензурой, например, «Ходынка» (1896–1901), находится в Петербурге.

Маковский также успешно работал как портретист, иллюстратор и педагог: с 1882 г. он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств.

Работы художника

  • «Собиратель картин и рисунков», 1869, ГТГ ([1])
  • «Игра в бабки», 1870, ГТГ,
  • «Приемная доктора» 1870, ГТГ,
  • «Придворные певчие» 1870, ГТГ,
  • «Любители соловьев» 1873, ГТГ
  • «Ожидание», 1875, ГТГ;
  • «Друзья-приятели», 1878, ЧОКГ;
  • «Осуждённый», 1879, ГРМ
  • «Благотворительница» (1878),
  • «Толкучий рынок в Москве» (1879),
  • «У мирового» (1880),
  • «В четыре руки» (1880),
  • «Казначейство в день выдачи пенсии»,
  • «Крах банка» (1881),
  • «Оправданная» (1882),
  • «Моление о Чаше» ЦАК МПДА,
  • Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ
  • «Свидание» (1883),
  • «На бульваре», 1886—87, ГТГ
  • Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ

Библиография

  • Друженкова Г. А. Владимир Маковский / Художник-оформитель А. Ф. Серебряков. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — 136 с. — 42 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Журавлёва Е. В. Владимир Маковский. — М.: Искусство, 1971. — 160 с. — 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Азаркович В., Гусарова А., Плотникова Евг. ГТГ: Рисунок. Акварель. М., 1966.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ru.wikipedia.

org

Читайте также:  Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение

Владимир Маковский: картины художника

Владимир Маковский – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Владимир Маковский: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/makovskij-vladimir.html

Маковский, Владимир Егорович

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр).

Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера.

В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина.

В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).

Совет

С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию».

С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»).

Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание.

Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов».

В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.

С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.

С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.

Умер Владимир Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.

Галерея

  • Галерея работ
  • «Крах банка»
  • «крестьянка с детьми»
  • Молодая женщина с зеркалом, 1916
  • Этюд к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905-1907, Государственный музей политической истории России

Список работ:

  • «Игра в бабки», 1870, ГТГ,
  • «Приемная доктора» 1870, ГТГ,
  • «Придворные певчие» 1870, ГТГ,
  • «Любители соловьев» 1873, ГТГ
  • «Ожидание», 1875, ГТГ;
  • «Осуждённый», 1879, ГРМ
  • «Благотворительница» (1878),
  • «Толкучий рынок в Москве» (1879),
  • «У мирового» (1880),
  • «В четыре руки» (1880),
  • «Казначейство в день выдачи пенсии»,
  • «Крах банка» (1881),
  • «Оправданная» (1882),
  • «Моление о Чаше» ЦАК МПДА,
  • Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ
  • «Свидание» (1883),
  • «На бульваре», 1886—87, ГТГ
  • Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ
  • Портрет И. Е. Сорокина, 1891, ГТГ
  • Портрет Д. А. Ровинского, 1894, ГТГ
  • «Семейное дело» (1884),
  • «Материалист и идеалист» (1900)
  • «9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905)
  • «Проводы новобранца», 1912, ГМИИ им. А. С. Пушкина, отдел личных коллекций
  • «Девочка-сиротка». 1913. Холст. Масло

Библиография

  • Друженкова Г. А., В. Маковский, М., 1962
  • Журавлёва Е. В., В. Е. Маковский, М., 1972.
  • Азаркович В., Гусарова А., Плотникова Евг. ,”ГТГ Рисунок. Акварель” М., 1966

Источник: http://people-archive.ru/character/makovskiy-vladimir-egorovich

Маковский Владимир Егорович(Makovsky Vladimir) | Студия И

Маковский Владимир Егорович(1846-1920)- выдающийся русский художник, мастер жанрово-бытовой живописи.
Владимир Егорович Маковский родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве. Его отец, Егор Маковский, был известным художественным деятелем, являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В 1861 году Владимир Маковский поступил в МУЖВЗ, где проучился до 1866 года. Среди преподавателей у него были Е. Сорокин и С.К. Зарянко. Так совпало, что период обучения Маковского совпал с подъемом бытового жанра в русской живописи, что оказало влияние на все его творчество.

Уже в первых произведениях художника, принесших ему известность, среди которых картины «Игра в бабки» и «В приемной у доктора» (1870), наблюдается его стремление правдиво передавать повседневность городской и деревенской жизни. В 1873 году за картину «Любители соловьев» Маковскому было присуждено звание академика.

В 1872 году Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1874 года – становится членом правления. На выставках Товарищества участвовал с 1872 по 1918 год. В своих произведениях Владимир Егорович воспроизводил жизнь различных слоев русского общества, от представителей богатой верхушки до завсегдатаев ночлежек, толкучек, обитателей бедных лачуг.

Обратите внимание

Наряду с теплыми бытовыми картинами-сценками, такими как «Варят варенье» (1876), «Друзья-приятели» (1878), Маковский писал произведения социальной тематики — «Посещение бедных» (1874), «Ожидание» (1875), «Осужденный» (1879). 1880-е — 90-е годы – период расцвета таланта художника.

Маковский овладел мастерством пленэрной живописи, рисунок стал более гибким и выразительным, колорит — более светлым. Для произведений этого периода творчества живописца характерно более широкое социальное обобщение. Типичной является известная картина «Крах банка», написанная в 1881 году.

В ней Владимир Егорович передал горе и отчаяние обманутых людей, создал целую галерею ярких социальных типов. Многочисленные бытовые живописные сценки, написанные Маковским в этот период, — это новеллы, проникнутые сочувствием, любовью к людям, иногда перерастающие в острую сатиру.

Из наиболее известных произведений можно отметить «В четыре руки» (1880), «В передней» (1884), «По начальству» (1888), «Объяснение» (1889-91), «Первый фрак» (1892), «Не припомню…» (1898). В своем творчестве Маковский много вниманию уделял портрету. Из произведений этого жанра известны картины «И. Прянишников» (1883), «Е. Сорокин» (1891), «Гоголевский тип» (1891). Исполнил иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и главным образом Н.В. Гоголя. Также написал серию патриотических картин, посвященных обороне Севастополя.

Маковский известен и как прекрасный рисовальщик, гравер-офортист, акварелист. С 1882 по 1993 год вел натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были известные впоследствии художники А.Е. Архипов и В.Н. Бакшеев. Был профессором, руководителем мастерской жанровой живописи Высшего художественного училища при Академии художеств в Петербурге.

Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Источник: http://www.stydiai.ru/gallery/makovsky-vladimir/

Маковский Владимир Егорович

МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ (1846 – 1920)
В ТРАКТИРЕ. 1887 .

Дерево, масло
36,0 х 28,0

Справа внизу подпись и дата: “В.Маковский 1887”

ПРОВЕНАНС

Частная коллекция (Финляндия) до 2014 г.
Частная коллекция (г. Москва)

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Егорович Маковский (1846 — 1920) известен как художник-жанрист, отличавшийся редкой наблюдательностью и знанием жизни представителей разных сословий и социальных слоев, начиная от высоких сановников и кончая завсегдатаями толкучек, трактиров, обитателями ночлежных домов. Его композиции это живые сценки, подмеченные художником в реальной действительности.

Умение нащупать нерв во взаимоотношениях героев, дать квинтэссенцию ситуации делает картины Владимира Маковского особенно запоминающимися. Это готовые театральные мизансцены, а изображенные на картинах персонажи, подчас обладают гротескной выразительностью и подобно талантливым актерам, прекрасно играют свои драматические или комические роли.

Их мимика очень выразительна, позы характерны, жесты убедительны. 
Художник часто обращался к двухфигурной композиции небольшого формата, что позволяло сосредоточиться на взаимоотношениях персонажей, которые как будто ведут живой диалог на глазах у зрителя, с интересом наблюдающего разыгрываемую сценку.

Важно


Работа “В трактире” написана в период зрелости художника и является типичной для творчества В.Маковского, как по выбранному сюжету, так и его исполнению. Мизансцена разыграна точно и убедительно, “декорации” органичны выбранному сюжету. Типы и характеры показаны настолько выразительно, что, кажется, мы знаем этих людей, встречали их в реальной жизни.

Смелый мазок, богатая живописная фактура придают сценке еще большую живость и характерность.В 1887 году картина демонстрировалась на XV Передвижной выставке и была названа “в числе лучших украшений” этой экспозиции. Ее гравированное изображение было помещено в журнале Нива (1887, №28, стр. 688) и сопровождалось следующим описанием (стр.

702): “Посмотрите на этого лакомку с лоснящимся от жира лицом, перед блюдом раков в виде закуски, не знающего что бы такое придумать себе на обед, что еще не приелось его избалованному вкусу. Половой подобострастно выслушивает его заказ, на манер Гоголевского Петуха, но со всеми тонкостями современной гастрономии.

Вы так и слышите: “А в суфле из рябчиков положи ты мне трюфелей, штучки две покроши, да мушкатного ореху… только не перевали смотри ореху-то, самую малость, понимаешь?”. 
В этом произведении Владимир Маковский в очередной раз подтвердил звание тонкого наблюдателя жизни, с юмором воспринимающего ее многообразные проявления.


Воспроизведение картины имеется также в книге Товарищество передвижных художественных выставок 1871 – 1923 Энциклопедия, автор-составитель Г.Б.Романов (СПб., 2003), страница 106.

ВЫСТАВКИ

XV-я выставка ТПХВ, г.Санкт-Петербург, 1887 г.

ЛИТЕРАТУРА

Иллюстрированный каталог XV-й выставки ТПХВ, г.Санкт-Петербург, 1887 г.Журнал “НИВА”, №28, 1887, стр. 688. Гравированное изображение.Журнал “НИВА”, №28, 1887, стр. 702. Статья. Описание.

Романов Г.Б. Энциклопедия ТПХВ 1871 – 1923, СПб, 2003, стр.106, иллюстрация.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Маковский Владимир Егорович (1846 — 1920) — академик живописи, жанрист, портретист. Сын Е.И.Маковского, брат Константина и Николая, отец Александра Маковских. Первые художественные навыки получил в семье. Учился в МУЖВ (1858 — 1866). За время обучения неоднократно награждался золотыми и серебряными медалями. В 1873 году за картину “Любители соловьев” удостоен звания академика.

В 1892 году получил звание профессора. Жил в Москве и Петербурге. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1882 — 1894). Был профессором-руководителем мастерской жанровой живописи ВХУ (1894 — 1918). Постоянный экспонент выставок ТПХВ. Участник многих международных выставок.

Совет

Много путешествовал по России (Украина, Крым, Кавказ), бывал в Финляндии, Нормандии, во Франции и др. 

Источник: http://collectart.ru/makovskiy-v/v-traktire/1887

Ссылка на основную публикацию