Образ и характеристика степы лиходеева в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

«Мастер и Маргарита»: анализ романа, образы героев

''Фантастический роман», который создавался Булгаковым в последние двенадцать лет его жизни, признаётся лучшим произведением писателя, в котором он, как бы «итожа то, что прожито», сумел с поразительной глубиной осмыслить и с глубокой художественной убедительностью воплотить своё понимание коренных вопросов бытия: вера и неверие. Бог и Дьявол, человек и его место в мироздании, душа человека и ответственность ее перед Высшим Судиёй, смерть, бессмертие и смысл человеческого существования, любовь, добро и зло, ход истории и место человека в нём. Можно говорить, что Булгаков оставил читателям роман-завещание, который не просто «преподносит сюрпризы», но и постоянно ставит вопросы, ответы на которые каждый из читателей должен отыскать в соотнесении произведения с собственными представлениями о том, что значат лично для него эти «вечные проблемы».

Очень интересна композиция романа «Мастер и Маргарита», который справедливо называют «двойным романом» — ведь «Роман о Понтии Пилате», созданный Мастером, ювелирно «вписан» в собственно роман, становясь неотъемлемой его частью, делая это произведение в жанровом плане уникальным: противопоставленность и единство двух «романов» образуют некий сплав несовместимых внешне приёмов создания повествования, который можно назвать «стилем Булгакова». Здесь особое значение приобретает образ автора, который в каждом из романов занимает значительное место, но проявляет себя по-разному. В «романе Мастера» о Иешуа и Пилате автор специально самоустраняется, его как бы нет в этом почти хроникально точном изложении событий, его «присутствие» выражается в присущем эпосу авторском взгляде на изображаемое, выражение его нравственной позиции как бы «растворяется» в художественной ткани произведения. В собственно же «романе» автор открыто провозглашает своё присутствие («За мной, мой читатель!»), он подчеркнуто пристрастен в изображении событий и персонажей, но при этом его авторская позиция не может быть понята легко, она особым образом «спрятана» в буффонаде, насмешке, иронии, нарочитой доверчивости и прочих художественных приемах.

Философской основой нравственной позиции писателя являются идеи «доброй воли» и «категорического императива» как обязательных условий существования человеческой личности и разумно устроенного общества, и именно они служат «пробным камнем» для оценки каждого из героев и исторических событий, изображённых в обоих романах, которые роднит общность нравственной ситуации: эпоха Иешуа и эпоха Мастера — это время выбора, который предстоит сделать каждому из героев и обществу в целом. В этом плане очевидно противостояние этих центральных образов.

«Иешуа, по кличке Га-Ноцри» в романе «Мастер и Маргарита» представляет собой человека, изначально несущего в себе добро и свет, и такое его отношение к миру основано на той нравственной силе, которая присуща этому слабому, беззащитному человеку, находящемуся во власти прокуратора Пилата, но стоящему неизмеримо выше всех тех, кто, кажется, властен над ним.

Много спорят о том, насколько образ Иешуа близок к евангельскому Христу, но, при их несомненном сходстве, отличает их то, что герои Булгакова изначально не воспринимает сам себя как Мессию, он прежде всего человек по своему поведению и отношению к себе.

Обратите внимание

Однако это происходит только потому, что на самом деле он-то и является той высшей силой, которая определяет все происходящее — и именно он «вершит судьбы» героев, именно с ним особым образом спорит Воланд, по-своему восстанавливая попранную в мире «Массолитов» справедливость, в конечном итоге, именно к нему обращены все помыслы героев романа, осознают или нет они это.

Можно сказать, что образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» — это духовный центр произведения, это то нравственное начало, которое обеспечивает возможность существования мира.

Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — это трагический образ человека, которому свыше был вручён «дар Слова», который сумел прочувствовать это, выполнить возложенную на него миссию — но потом оказался не в силах удержаться на той нравственной высоте, на которую он был поднят своим творчеством.

В отличие от Иешуа, носителя и воплощения «доброй воли», Мастер лишь на время проникается идеей служения добру как основой жизни, но реальное столкновение с этой самой «жизнью» (донос Алоизия Магарыча, клиника профессора Стравинского) заставляет его предать самого себя, то лучшее, что в нём было, отречься не только от своего романа, но, по сути, от всего того, что было связано с идеей преобразования жизни. По-человечески можно понять человека, которого «хорошо отделали» (по выражению Воланда) и который признаётся в своем поражении: «Я возненавидел этот роман и я боюсь.. Я теперь никто.. Ничего больше не хочу в жизни… У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновений» Однако каждому из людей в жизни определен свои путь, Божий Промысел определяет место каждого из нас в этом мире, и поэтому Мастер, отрекшийся от своего романа (и значит, от себя самого), оказывается, «не заслужил света, он заслужил покой», который, наверное, может излечить его измученную душу для того, чтобы … но куда тогда он сможет деться от воспоминаний о своей капитуляции перед миром обыденности и бездуховности?..

Носителем высшей справедливости в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» выступает Воланд, сатана, прибывший со своей свитой в Москву для того, чтобы «повидать москвичей», чтобы понять, насколько «новый строй» изменил людей, которые, как ему это отлично известно, не склоны к тому, чтобы становиться лучше. И действительно, «сеанс», на котором москвичи полностью «разоблачаются» (и не только в прямом смысле слова), Степа Лиходеев и прочие, сатирически изображенные образы, вроде бы убеждают его, что «эти горожане» «внутренне» не изменились, поэтому у него есть все основания для того, чтобы сделать свой малооптимистический вывод: «… люди как люди, … обыкновенные люди…». Однако история Мастера и Маргариты показывает сатане, что и в этом мире «обыкновенных» людей есть нечто, восходящее совсем к иным нравственным категориям — есть самоотверженная, преданная любовь, когда «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит».

Самоотверженность Маргариты, готовой ради спасения любимого человека переступить грань, отделяющую Добро от Зла, очевидна, но здесь Булгаков показывает нам не просто любовь, а любовь, противостоящую общепринятым нормам, возвышающую людей, которые вроде бы эти нормы нарушают.

Ведь отношения Маргариты с Мастером — это нарушение ею супружеской верности, она ведь замужем, и муж ее замечательно относится к ней.

Но этот «брак без любви», превратившийся в мучение, оказывается несостоятельным тогда, когда героиня оказывается во власти настоящего чувства, отметающего все, что мешает людям быть счастливыми.

Вероятно, готовность Маргариты любой ценой спасти любимого вызвана ещё и тем, что она испытывает чувство вины за то, что слишком долго медлила с уходом от мужа, наказанием за что и стала утрата Мастера.

Важно

Но, согласившись стать королевой бала Сатаны, пройдя через все, что было ей уготовано, в самый последний момент героиня оказывается не в состоянии сделать то, ради чего она пошла на такие испытания, — она просит Воланда не о том, чтобы ей вернули любимого, а о несчастной Фриде, которой пообещала помощь…

Вероятно, здесь можно говорить о полном торжестве «доброй воли», и именно этим своим поступком Маргарита доказывает, что она, несмотря ни на что, человек по-настоящему нравственный, ведь слова «заветные и приготовленные в душе», она так и не смогла произнести…

И как бы она сама себя не убеждала, что она «легкомысленный человек», прав все-таки Воланд: она «высокоморальный человек». Просто не ее вина в том, что она живёт в том мире, где подлинные нравственные ценности для большинства людей недоступны.

Большое значение в романе «Мастер и Маргарита» имеет образ поэта Ивана Бездомного, ставшего впоследствии профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Этот человек, одаренный поэт («изобразительная… сила…

таланта»), после встречи с Мастером понимает свою нравственную неготовность быть служителем Слова, он является как бы учеником Мастера, который сознательно отходит от избранного пути, повторяя тем самым судьбу своего учителя.

Сатирический «пласт» анализируемого романа Булгакова очень убедителен, здесь писатель использует широкую палитру изобразительных средств — от юмора до фарса и гротеска, он рисует общество людей, занятых своими мелкими делишками, устраивающихся в жизни любой ценой, от лести до доносов и предательства. На фоне подлинно нравственных отношений главных героев такая «жизнь» не может не вызывать осуждения, но писатель скорее жалеет большинство своих героев, нежели осуждает их, хотя, разумеется, такие образы, как Берлиоз и критик Латунский, выписаны весьма однозначно.

Вернемся к образу Воланда. Его «деятельность» в Москве стала особой формой восстановления справедливости — во всяком случае, он покарал тех, кого нельзя было не покарать, и помог тем, кто вправе был рассчитывать на помощь высших сил. Булгаков показывает, что Воланд выполняет волю Иешуа, являясь как бы его посланником в этом мире.

Конечно, с точки зрения христианской этики такое недопустимо. Бог и Сатана — это антиподы, но как быть, если в этом мире все настолько перепуталось, что трудно понять, каким образом можно заставить людей вспомнить о том, что они-то все-таки создания Божьи?..

Совет!

В этой связи трагическим представляется роль в романе Понтия Пилата, предназначением которого было осуждение на смерть Иешуа, который пытался его спасти и потом мучился содеянным — ведь по сути прокуратор Иудеи играет на земле ту же роль, которая в мироздании (по мысли Булгакова) отведена Воланду: быть судьёй.

Пилат внутренне ощущает невозможность послать на смерть «бродячего философа», но делает это. Воланд, похоже, не испытывает внутренних переживаний и колебаний, но почему же он тогда так эмоционально реагирует на просьбу Маргариты?..

Явная противоречивость образа Воланда, странное родство его с Иешуа и Пилатом делают этот образ во многом трагическим: его кажущееся всемогущество на самом деле не может ничего изменить в этом мире, потому что не в его силах приблизить наступление «царства истины» — не от него это зависит… «Вечно хотеть зла» — и «вечно совершать благо» — вот удел Воланда, потому что этот путь определен ему Тем, кто «подвесил нить жизни»…

Роман «Мастер и Маргарита», анализ которого мы провели, принадлежит к тем произведениям в истории человечества, которые стали неотъемлемой частью его духовной жизни.

«Вечные проблемы» и сиюминутные «истины», исчезающие вместе с закатом солнца, высокий пафос и трагизм и явная сатира и гротеск, любовь и предательство, вера и ее утрата, Добро и Зло как состояние души человека, — вот о чём этот роман.

Каждое обращение к нему — это новое приобщение к миру непреходящих нравственных ценностей и подлинной культуры.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Читайте также:  Сравнительная характеристика олеси и ивана тимофеевича (олеся куприна)

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/master_i_margarita_analiz_romana_obrazy_geroev/12-1-0-1669

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Он писал его на протяжении двенадцати лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму, Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.

    Через весь роман проходят образы москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов, которые очень хорош знал.

Кроме того, Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома, продавцов и просто уличных зевак.     Роман открывается знакомством читателя с представителями «пишущей братии»: председателем Массолита М.А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным.

Обратите внимание

Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления, приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос. Мы сразу понимаем, что это «творение» было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти.

    Булгаков показывает нам, как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование слову партии и вождя. Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время.

Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко, он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры, а настоящего поэта от подделки.

    Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией.

Просвещая Бездомного в вопросах религии, «высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, — поэт узнавал все больше и больше…» Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду остается только одно – убить его тело.

    Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха. Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда. Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту, Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.     Одним из ярких «московских» персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого «великого» взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка, либо звонок от влиятельного человека. Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение, большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали.     Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что он всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым. И этот герой был справедливо наказан Воландом. Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он взял взятку советскими червонцами, которые в «нужный» момент превратились в доллары. Босого арестовали. Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.     Для того, чтобы показать главные пороки москвичей, Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная, казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.     Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья, забыв обо всем на свете: «И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось, — шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».     Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, падки до денег и т.д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, что замечает и Воланд.     Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость, сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому оторвали голову за надоедливость.     Автор подчеркивает реальность своего повествования детальным описанием одежды москвичей. Так, мы видим, что Берлиоз был одет «в летнюю серенькую пару…приличную шляпу пирожком…сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе…» Иван Бездомный был «в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках».     В то страшное время, которое описывает Булгаков, все москвичи были охвачены страхом перед иностранными шпионами. Мы понимаем это уже из первых сцен романа. Берлиоз и Бездомный принимают Воланда за иностранного засланца. Это символично: для советского человека зарубежный шпион приравнивался к самому Дьяволу.

    На страницах романа есть и лучшие представители Москвы – Мастер и Маргарита. Мастер воплощает собой образ настоящего художника, противостоящего толпе. Он подобен Иешуа.

Но этот герой не достоин света, так как, в отличие от Га-Ноцри, не претерпел до конца и отрекся от своего детища – романа. Всепоглощающую любовь и большую преданность олицетворяет собой Маргарита.

В этом образе писатель нарисовал идеальную спутницу гения.

    Важно то, что лучшим героям Булгакова нет места в лживой и продажной Москве. Они заслужили покой, который невозможно получить в этом городе. Формально их тела умирают, а по сути эти герои уходят в другую реальность, оставив Москву ее жителям.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/bulgakov-m-a/master-i-margarita/2440-bulgakovskaya-moskva-v-romane-master-i-margarita

Значение финала в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М. А

Бытие поэта — только первая часть его биографии; другую и больше важную часть составляет посмертная история его поэзии. В. О. Ключевский Подина финалом понимается последняя глава романа «Прощение и неумирающий приют» и эпилог.

В них писатель заканчивает рассказ об всех героях, которые появлялись на страницах книги. В жизни второстепенных героев произошли радикально понятные изменения: каждый из них занял в таком случае место, которое соответствует его талантам и деловым качествам.

Вдетый конферансье Жорж Бенгальский ушёл из театра держи пенсию.

Грубый и невоспитанный администратор Варенуха стал отзывчивым и вежливым. Теревшийся директор театра Варьете, любитель алкоголя и женщин, Стёпа Лиходеев ноне директор гастронома в Ростове, он перестал пить портвейн, а пьёт в какой-нибудь месяц водку и сторонится женщин.

Важно

Финдиректор Римский из Театр перешёл на работу в детский театр кукол, а Семплеяров, ведущий акустической комиссии московских театров, бросил акустику и возглавляет в (настоящий заготовку грибов в брянских лесах, к большой радости москвичей-любителей грибных деликатесов.

С председателем домкома Никанором Ивановичем Босым сделался импульс, а сосед Мастера и доносчик Алоизий Могарыч занял губерния финдиректора в театре Варьете и отравляет жизнь Варенухе.

Буфетчик изо Варьете Андрей Фокич Соков, как и предсказывал Коровьев, умер с подачи девять месяцев от рака печени… Кому суждено же главных героев в финале неясна, что до основ понятно: Булгаков не может точно описать посмертную судьбу Мастера и Маргариты в трансцендентальном мире.

Отселе следует, что финал романа можно толковать в области-разному. Покидая вместе со свитой Москву вчерась Пасхи, Воланд забирает с собой Мастера и Маргариту.

Весь компания на фантастических конях летит в горы, идеже на «безрадостной плоской вершине» (2, 32) в каменном кресле сидит Понтий Пилат.

Из говна конфетку делае произносит последнюю фразу своего романа, и прощённый Пилат ровно по лунной дорожке спешит в город: «Над чёрной бездной (…) загорелся неисчерпаемый город с царствующими над ним сверкающими идолами надо пышно разросшимся за много тысяч (…

) лун садом» (потом же). Этот волшебный город напоминает Новый Дарохранительница, каким он изображён в Апокалипсисе (21 : 1, 2) или в философских трудах европейских утопистов, — флаг нового земного рая, «золотого века».

«»Мне тама (…)?» — спросил беспокойно Мастер» (там же), только получил от Воланда отрицательный ответ; «Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и спирт погас» (там же).

Мастеру определено высшими силами другое, нежели Понтию Пилату: «»Он не заслужил света, дьявол заслужил покой»» (2, 29), — сообщает Воланду Левий Мотя.

Что же такое свет и покой в романе? Одни литературоведы полагают, что-что в романе Булгакова отражены идеи украинского религиозного философа XVIII века Григория Сковороды, книги последнего, не принимая во внимание сомнения, были известны писателю хотя бы путем отца.

Совет!

Покой, согласно философской концепции Сковороды, является «наградой по (по грибы) все земные страдания человека «истинного», покой (…) олицетворяет бессменность, вечный дом. А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является лунный серп, «посредствующая между землёй и солнцем», вернее, походящая в мост лунная дорожка» (И. Л.Галинская. Загадки известных книг. М.

, 1986, с.84). Несложно. Ant. трудно заметить, что «вечный приют» в последней главе «Мастера и Маргариты» и хилый сон Ивана Понырёва в эпилоге благодаря некоторым деталям могут восприниматься чисто художественная иллюстрация к рассуждениям украинского философа. Другие литературоведы считают, сколько финал булгаковского романа перекликается с «Божественной комедией» Данте (В. П.

Крючков.

«Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога романа М. Булгакова.//Кацапка литература, 1995, №3). В третьей части Дантовой «Комедии» (в «Рае») храбрец встречается с Беатриче, которая ведёт его к Эмпирею, огненному центру раиса.

Здесь из ослепительной точки струятся потоки света и пребывают Господь, ангелы, блаженные души.

Может быть, об этом свете говорит Левий Матфей? Сам себя герой-рассказчик у Данте помещает отнюдь не в Эмпирей, а в Лимб — первый круг ада, где обитают античные поэты и философы и ветхозаветные праведники, которые избавлены через вечных мук, но и лишены вечной радости соединения с Богом.

Деятель Данте оказывается в Лимбе за то, что имеет с христианской точки зрения неисправность — гордыню, которая выражается в стремлении к абсолютному знанию. Да этот порок одновременно достоин и уважения, потому что-то принципиально отличается от смертных грехов. В последней главе романа Булгаков рисует замогильный мир, напоминающий Лимб.

Мастер и Маргарита, расставшись с Воландом и его свитой, переходят «в блеске первых утренних лучей помощью каменный мшистый мостик» (2, 32), идут по песчаной дороге и радуются тишине и покою, о которых мечтали в телесный жизни, а теперь будут наслаждаться ими в вечном доме, увитом виноградом.

Благодаря этому же Мастер не заслужил света?

Читайте также:  Сочинение праздник день пожилого человека 1 октября

В упомянутой книге И. Л. Галинекой дан ужас простой ответ: свет уготован для святых, а шум предназначен «истинному» человеку (указ. соч., с.84). Все же необходимо объяснить, что не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Хоть предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся неумеренно земным.

Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное точка (исходная и забыть, например, свою великую, но грешную преданность к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире.

Во-вторых предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, спирт не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему пролонгировать. Ant.

Обратите внимание

сократить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Спец отказывается: «Он ненавистен мне, этот роман… Я преувеличенно много испытал из-за него» (2, 24). На третьем месте предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, в таком случае есть не имел истинной веры.

Доказательством этому может священнодействовать образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа во вкусе нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение (на)столь(ко). и не показано).

Следует признать, что награда светом уставшего через жизни Мастера была бы неубедительной, она противоречила бы художественной концепции романа.

А в придачу того, между Булгаковым и Мастером много общего, потому Булгаков, как и Данте, не мог наградить райским сиянием-блаженством героя, похожего получи и распишись себя.

При этом Мастер, с точки зрения автора, ага положительный герой. Он совершил творческий подвиг, написав умереть и не встать времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. Ведь, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И снова, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что-нибудь сильнее смерти.

Творчество и любовь для Булгакова — высшие сокровище, которые искупили отсутствие правильной веры у героя: Дедал и Маргарита не заслужили рая, но избежали Адка, получив покой. Так Булгаков выразил свой разумный скептицизм, столь характерный для писателей XX века. Описывая Мастера в финале, Булгаков никак не даёт однозначного толкования.

Здесь следует обратить первый план на состояние главного героя, когда он хорошо к своему вечному (то есть последнему) приюту: «…пустозвонство Маргариты струятся так же, как струился и шептал побросанный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами воспоминания стала потухать.

Кто-то отпускал на свободу Мастера, во вкусе он только что отпустил им созданного героя» (2, 32). Эйдетизм о романе, о земной любви — это единственное, что оставалось у Мастера. И прелюдий) «память потухает», а значит, возвышенные любовные переживания про него умирают, становится невозможным творчество, о котором любимец так мечтал в земной жизни.

Иными словами, Виртуоз получает телесно-душевный, а не божественный покой.

Важно

Какого (дьявола Мастеру сохранять творческие силы, если никто безграмотный прочитает его произведений? Для кого писать? Булгаков отнюдь не доводит изображение судьбы Мастера до ясного конца.

Умалчивание Булгаков сохраняет и в отношении Ивана Бездомного. В финале прольский поэт живёт в реальном мире, прекращает свои поэтические примеры и становится сотрудником Института истории и философии.

Он без- написал продолжение романа об Иешуа, как завещал ему Из говна конфетку делае. Он вылечился от порчи, напущенной на него «преступными гипнотизёрами».

Просто-напросто раз в год — в праздничное полнолуние — ему чудесным образом открывается порцион истины Мастера, которую ученик вновь забывает быть пробуждении-выздоровлении.

Раз в год профессор Понырёв видит Водан и тот же странный сон: непомерной красоты жилица выводит за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека, а следом они вместе уходят к луне (данный эпизод куда напоминает шествие героя Данте и Беатриче к Эмпирею и симультанно заставляет вспомнить лунную дорожку, о которой писал Г. Сковорода). С одной стороны, данный навязчивый сон можно расценить как бред больного, с статья (особь — как прозрение, когда душа единственного ученика Мастера открывается встречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Из-за этот сон-видение Иван навсегда связан с Мастером. А может бытовать, этот сон — наваждение от Воланда: ведь месячный луч — колдовской свет ночи, странно всё преображающий; до перебора красивая женщина — ведьма, которая стала красивой по причине волшебному крему Азазелло. Так каков же апофеоз романа Булгакова — счастливый или трагический?

Кажется, что-то писатель сознательно не даёт прямого ответа получи и распишись этот вопрос, потому что в данном случае какой бы то ни был определённый ответ был бы неубедителен.

Подводя остаток вышесказанному, следует подчеркнуть, что толкования финала «Мастера и Маргариты» могут вестись различными.

Однако сближение романа Булгакова и поэмы Данте позволяет выставить наружу интересные особенности булгаковского текста.

Совет!

В «Мастере и Маргарите» (за)просто увидеть влияние образов и идей «Божественной комедии», только это влияние сводится не к простому подражанию, а к спору (эстетической игре) со знаменитой поэмой эпохи Возрождения.

В романе Булгакова завершение является как бы зеркальным отражением финала поэмы Данте: месячный луч — лучезарный свет Эмпирея, Маргарита (возможно, чертиха) — Беатриче (ангел неземной чистоты), Мастер (обросший бородой, со страхом озирающийся) —Данте (целеустремлённый, вдохновлённый идеей абсолютного сведения). Эти различия-сходства объясняются разными идеями двух произведений. Данте рисует рейс (корабля) нравственного прозрения человека, а Булгаков — путь творческого подвига художника. Булгаков, может составлять, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в груз торжественному финалу «Божественной комедии».

Писатель XX века отказывается вкоренять что-либо наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном. В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился эстетический вкус автора.

На первый взгляд финал романа трагичен. Артист, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе, умирает.

Маргуша умирает, так как не может жить помимо любимого человека, которого она любит за доброе внутренность, талант, ум, страдания.

Иешуа умирает, так по образу людям не нужна его проповедь о добре и правде. Хотя Воланд в конце романа вдруг говорит: «Всё хорош правильно, на этом построен мир» (2, 32), — и сколько) (на брата герой получает по своей вере. Мастер мечтал о покое и получает его.

Маргаритка мечтала о том, чтобы всегда быть с Мастером, и остаётся с ним ажно в загробной жизни. Понтий Пилат подписал смертный осуждение невиновному человеку и мучается за это бессмертием и бессонницей почитай две тысячи лет.

Но в конце концов исполняется и его самое заветное алчность — встретиться и говорить с бродячим философом.

Обратите внимание

Берлиоз, который безвыгодный верил ни во что и жил в соответствии с сим убеждением, уходит в небытие, превратившись в золотой кубок Воланда. Просто так что же: мир устроен справедливо и поэтому годится. Ant. нельзя со спокойной уверенностью жить дальше? Булгаков вдругорядь не даёт определённого ответа, и читатель сам может присмотреть ответ для себя.

Источник: http://sochbox.com/znachenie-finala-v-romane-master-i-margarita-bulgakova-m-a/

М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Сочинение

Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
Маргарита”

На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
«Мастер и Маргарита» — одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.

«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.

Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.

Булгаков недаром пишет, что он «вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих качеств.

Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность.

Воланд точно определяет «кто есть кто»: Степа Лиходеев, известный человек в культурном мире Москвы, — бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой- взяточник; Фокин, буфетчик «Варьете»,- вор; барон Майгель, служащий одной из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт А.

Рюхин — закоренелый лицемер

В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора идея Иешуа, что «все люди добрые».

То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун» назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью.

«Изменились ли эти горожане внутренне?»—прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
«нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы».

Важно

Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, «самым тяжким» из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.

Итак, тема добра и зла у Булгакова — это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и его свита, — воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам.

Читайте также:  Сочинение пари печорина с вуличем анализ главы фаталист романа герой нашего времени лермонтова

Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя — идеал. Мастер — тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой.

Поэтому автор дарует ему тот покой, о котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.

Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

Евгений

Источник: http://diplomba.ru/work/97782

Готовые школьные сочинения

Янв 31 2011

Система образов в романе «Мастер и Маргарита»

Азазелло — один из подручных Воланда; маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими волосами, торчащим изо рта клыком, когтями на руках и гнусавым голосом.

Имя персонажа напоминает о демоне иудейской мифологии Азезеле, обитающем в пустыне; это одно из традиционных именований беса, в романе Булгакова употреблено в итальянизированной форме. Образ А.

отмечен известной брутальностью — он выполняет в основном поручения, связанные с физическим насилием: выкидывает из Москвы Лиходеева, вместе с Бегемотом избивает и похищает Варенуху, бьет и сталкивает с лестницы Поплавского, во время бала подносит Воланду блюдо с головой Берлиоза, затем убивает из пистолета барона Майгеля. Кроме того, А. выполняет функции слуг и посыльного: жарит мясо и угощает им Сокова, когда тот приводит к Воланду, является в качестве медсестры к профессору Кузьмину, заговаривает с Маргаритой в Александровском саду, вручая ей чудесную помаду и крем.

Он же встречает Маргариту на кладбище, доставляя ее в квартиру № 50 дома № 302-бис по Садовой улице А. посещает Мастера и Маргариту, вернувшихся в арбатский подвал, и от имени Воланда приглашает их на прогулку. Герои умирают, выпив принесенного А. вина, и таким образом переходят в инобытие. А.

Совет!

поджигает подвал и вместе с Мастером и Маргаритой на черном коне летит над городом: они летят «в черном хвосте его плаща». Во время последнего полета А.

, «блистая сталью доспехов», принимает истинный вид: его глаза «пустые и черные», а лицо «белое и холодное»; он предстает «как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б.

в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью.

Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причем уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая ее маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху. Перед сеансом черной магии Б.

поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет ее на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала, Б. приказывает дирижеру оркестра «урезать марш».

После посещения Б. кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм. Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Б. сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы. Б. крадет из морга голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Б.

играет с хозяином в шахматы, причем, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения. Б. дает сигнал к началу бала, а во время приема гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший ее хозяин кафе. Во время бала Б.

купается в бассейне с коньяком. За ужином после бала Б. угощает Маргариту спиртом и пьет сам; при этом рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Реплики Б. пародийно остраняют слова Воланда, и раздраженный Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо было бы утопить». Б.

диктует Гелле справку для Николая Ивановича и вместе с другими провожает Мастера и Маргариту до машины. В дальнейшем он в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, ведет с ними яростную перестрелку, притворяясь убитым и «оживая», с помощью примуса поджигает квартиру и скрывается.

Обратите внимание

Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причем оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Б. В сцене на Воробьевых горах Б. издает свист, подобный ветру. Во время последнего полета он принимает истинный облик «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Деятельность Б.

служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять черных котов.

Берлиоз Михаил Александрович — литератор, председатель МАССОЛИТа. Фамилия персонажа, во-первых, сближает его с известным композитором — но именно как «антидвойника», отмеченного признаком «немузыкальности» (ср. также «музыкальные» фамилии других персонажей: Римский, Стравинский): Б.

прежде всего функционер, чиновник от литературы; с другой стороны, имя героя ассоциируется с самим автором романа, а инициалы — М. А. Б. — полностью совпадают с инициалами Булгакова. Б. проживает в «нехорошей квартире» № 50 дома № 302-бис по Садовой улице; вскоре после вселения туда жена Б. бросает его, оказавшись, по слухам, «в Харькове с каким-то балетмейстером».

В самом начале романа, в сцене на Патриарших, Б. в беседе с Иваном Бездомным отрицает историчность Иисуса Христа, а затем, в разговоре с Воландом, заявляет, что человеческой жизнью управляет «сам человек». Воланд предсказывает герою его судьбу, и предсказание сбывается: Б.

«отрезает голову» женщина, управляющая трамваем, под который он попадает, поскользнувшись на разлитом масле. Воланд со свитой водворяется в квартире Б. Останки героя увозят в морг, и его голову дли похорон пришивают к туловищу, однако ночью голова исчезает, украденная Бегемотом. Во время бала Воланд обращается к ожившей голове Б.

, как бы продолжая разговор, начатый на Патриарших. Затем череп Б. превращается в чашу, которая наполняется кровью убитого Майгеля, «претворенной» в вино: этим вином Воланд «причащает» Маргариту.

Варенуха Иван Савельевич — администратор Варьете. Вместе с Римским В. дожидается появления исчезнувшего директора Варьете Лиходеева; они получают от него телеграммы из Ялты и пытаются придумать правдоподобные объяснения происходящему. В.

звонит на квартиру к Лиходееву, разговаривает с Коро-вьевым, после чего отправляется в ГПУ, чтобы заявить о таинственном исчезновении Лиходеева. В летней уборной около Варьете В. подвергается нападению Бегемота и Азазелло, которые доставляют его в квартину № 50 дома № 302-бис, где В. целует девушка-вампир Гелла.

После сеанса черной магии в Варьете В. является в кабинет к Римскому, причем тот замечает, что В. не тот — не отбрасывает тени. Выступая в роли «вампира-наводчика», В. дожидается Геллу, пытающуюся открыть снаружи окно кабинета; однако крик петуха заставляет их отступить, и В. вылетает в окно. В сцене после бала В.

возникает перед Воландом и просит отпустить его, т. к. «не может быть вампиром», поскольку «не кровожадный». Его просьбу удовлетворяют, но Азазелло наказывает В. впредь не хамить и не лгать по телефону. Впоследствии В.

вновь пребывает в должности администратора Варьете, причем «приобретает всеобщую популярность и любовь за свою невероятную  отзывчивость и вежливость».

Воланд — персонаж, воплощающий бесконечный и непостижимый универсум в единстве нерасторжимых противоположностей, пребывающий «по ту сторону добра и зла» и предпочитающий справедливость милосердию. Ср. монументальный истинный «облик» В.

, принимаемый им в финале: «Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь — только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд». Появление В.

Важно

среди людей связано с актуализацией основных философских проблем, сменой культурной парадигмы (присутствие во время допроса Иешуа Пилатом, беседа с Иммануилом Кантом, встреча с Берлиозом и Бездомным, разговаривающими о Христе). Имя В. заимствовано из «Фауста» Гёте (нем. der Voland — черт), и перед людьми персонаж предстает в традиционной культурной «роли» сатаны.

В романе Булгакова предлагается также иной вариант имени персонажа — «Фаланд»: это, в частности, свидетельствует о том, что ударение здесь падает на последний слог (Воланд). В образе В. подчеркнуто театрально-оперное начало: не случайно он выступает в качестве «артиста» — как черный маг.

Соединение противоположностей в образе В. подчеркнуто многими способами, начиная с портрета. В. появляется на Патриарших прудах перед Берлиозом и Бездомным, и те последовательно принимают его за иностранца, шпиона-эмигранта, ученого-историка, сумасшедшего. В разговоре о возможностях человека «управлять» собственной жизнью В.

предсказывает собеседникам их судьбы. В качестве доказательства историчности Иисуса В.

призывает к отказу от каких-либо «точек зрения», выступая адептом беспредпосылочного знания, и излагает эпизоды допроса Иешуа Пилатом, беседы Пилата с Каифой и объявления приговора; при этом словесно воссозданная им реальность обладает практически материальной «осязаемостью».

Как выясняется впоследствии, рассказ Воланда одновременно является фрагментом романа о Понтии Пилате, написанного Мастером; отношения между этими персонажами важны и сложны: например, литера «W» на визитной карточке Воланда воспринимается как перевернутое «М» на шапочке Мастера; возлюбленная Мастера, чтобы спасти его, выполняет функции хозяйки бала и как бы жены Воланда и т. п.

Явившись к Лиходееву в качестве артиста, В. «выкидывает» его из Москвы, поселяясь в квартире № 50 дома № 302-бис по Садовой улице. Во время сеанса черной магии в Варьете В.

в беседе с Коровьевым (Фаготом) задается вопросом о том, изменились ли москвичи внутренне, — а после эпизода с отрыванием головы у Бенгальского делает вывод: «Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»

Совет!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Система образов в романе «Мастер и Маргарита» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sistema-obrazov-v-romane-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector