Образ клеонта в комедии мещанин во дворянстве мольер сочинение

Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

Актуальность образа главного героя комедии Мольера. Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше.

Главное здесь — актуальность образа главного героя комедии Мольеране выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам. Вот и герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден поставил себе целью «перебраться» из мещанского сословия в дворянское — стать дворянином.

Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде, и блестящих знакомств.

Обратите внимание

Казалось бы, его желание «понабраться ума-разума» более чем похвально. Прекрасно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем предметам — от философии до фехтования: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!»

Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его «открытие», что он, оказывается, говорит прозой! Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов — так называемых учителей! И все-таки в своем желании учиться он выше госпожи Журден, Клеонта, служанки Николь — носителей здравого смысла. В этом-то и гений Мольера, что, выходя за рамки классицизма, он создает своих героев не однозначно положительными или отрицательными, а показывает их живыми людьми, с достоинствами и недостатками.

Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он: «Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета, вот я и хочу, чтобы она была маркизой».

Кроме того, господин Журден искренне отождествляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой.

Еще не научившись отличать показное от настоящего, «снимать шелуху», он принимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Клеонта: «Вы — не дворянин; дочку мою вы не получите».

А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».

Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место красит человека, а человек — место.

Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме — главное в самом человеке.

Важно

Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.

Источник: https://sochinenya.com/aktualnost-obraza-glavnogo-geroya-komedii-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve/

Общечеловеческий смысл пьесы мольера «мещанин во дворянстве»

9 класс

Сочинения по зарубежной литературе

Общечеловеческий смысл пьесы мольера «мещанин во дворянстве»

Более трёхсот лет назад появилась на свет комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». Времена изменились, кардинально изменились условия человеческой жизни, но интерес к комедии Мольера не ослабевает.

Как и три сотни лет назад, читатели и зрители восхищаются мастерством драматурга, смеются вместе с ним над пошлостью и невежеством, лицемерием и чудачествами его героев.

В чем же секрет долголетия и успеха произведения великого французского драматурга? Прежде всего в том, что ему удалось отобразить общечеловеческие ценности, понятные в любые времена. Его герой нарушает общепринятые нормы поведения, его личность разрушается, но он, несмотря ни на что, вызывает искреннее сочувствие.

По мнению классицистов, человек одарен «силою, рассудительно размышляющей». Эта сила проявляется в разуме и воле.

Назначение разума — познавать истину, воля же помогает следовать добру, предпочитать полезное, отличая его от вредного. Истина во все времена считалась целью познания, а добро — смыслом всех человеческих деяний.

Человек — существо свободное, наделенное умом и свободной волей. Ему свойственно стремиться к прекрасному, величественному, высокому.

Господин Журден также стремился к прекрасному, высокому и величественному, которое в его воображении было связано с титулом дворянина. Мечта стать дворянином целиком овладела этим человеком и определила все в его поведении.

Совет

Утро господина Журдена начинается с уроков музыки, танцев, фехтования и философии, которые призваны преодолевать его невежество. Однако учителя, нанятые Журденом, по-разному относятся к своим обязанностям: если учитель танцев искренне желает успехов своему ученику, то учитель музыки ставит на первое место его платежеспособность. Он считает, что Журден глуп, «судит…

обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке». В конце концов, учителя затевают бессмысленный спор на предмет, чье ремесло лучше.

Учитель философии, подоспевший как раз в разгар спора, пытается помирить драчунов: ни суетная слава, ни положение в обществе не являются, по его мнению, причиной раздора между людьми. «Чем мы резко отличаемся друг от друга, так это мудростью и добродетельностью», — твердит философ, пока дерзость трех «изрядных нахалов» не задевает его честь.

В конце концов философ оставляет свои глубокомысленные размышления о добродетели, и просветители, светочи искусства и науки как свора бездомных псов набрасываются друг на друга: «Жулики, прощелыги, продувные бестии, проходимцы!» — вопит философ.

Казалось бы, только Журден смешон в этой ситуации: его нещадно используют все окружающие. Но, с другой стороны, в отношениях с Журденом эти окружающие отражаются, словно в зеркале: все их дурные черты характера оказываются на всеобщем обозрении. Прежде всего, учителя демонстрируют свое корыстолюбие и жажду славы.

Они, выражаясь словами известной поговорки, мечут бисер перед Журденом в надежде немного подзаработать себе на жизнь. Подмастерья портного проявляют по отношению к Журдену лакейство, верноподданничество. Почувствовав слабую струну в его характере, они называют его «вашей милостью», «вашим сиятельством», «вашей светлостью».

Журден признается, что если бы дошло до «вашего высочества» , он остался бы без кошелька: «Вовремя остановился, а то бы я все ему отдал».

В то же время в комедии присутствуют персонажи, которые пытаются образумить Журдена. Молодой мещанин Клеонт, влюбленный в Люсиль, дочь главного героя, честный, открытый и искренний молодой человек.

Он считает, что ложь — один из самых непростительных грехов, а добродетельным и благородным человек может стать независимо от своего происхождения. Клеонт приходит к Журдену и просит руки его дочери: он любит Люсиль, а Люсиль любит его. Однако Журден не перестает жить надеждой.

Читайте также:  Дефорж в романе дубровский пушкина

С одной стороны, это желание продиктовано отеческой заботой выдать дочку замуж за молодого человека из высшего общества, а с другой — Журденом руководит порядочный эгоизм: в угоду собственным представлениям о порядочности и благонравии он готов принести в жертву даже личное счастье своей дочери.

То, что Журден отказывается воспринимать правду, питая несбыточные иллюзии, — своего рода душевная болезнь, от которой еще не придумано лекарств: Журден не способен на компромисс, он слышит только себя, понимает только себя.

Обратите внимание

Именно поэтому Клеонт вынужден пойти на обман, который, на мой взгляд, в данном случае вполне оправдан, ведь справедливость в конце концов восторжествовала — влюбленные смогли соединить свои судьбы.

Одна из особенностей творческой манеры Мольера — народность. Драматург любил народ, прислушивался к его мнению, активно использовал фольклорный материал — пословицы, поговорки, поверья, народные песни, которые привлекали Мольера непосредственностью, простотой, искренностью.

Теоретик классицизма Буало, высоко ценивший творчество Мольера, обвинял его в том, что он «слишком народен». Народность комедий Мольера, в том числе и «Мещанина во дворянстве», которая проявлялась и в содержании, и в форме, была основана на народных традициях.

Мольер следовал этим традициям в своем литературном и актерском творчестве, всю жизнь сохраняя пристрастие к демократическому театру. О народности творчества Мольера свидетельствуют и его народные персонажи.

В «Мещанине во дворянстве» это слуга Ковьель и служанка Николь, в которых драматург выразил характерные национальные черты французского характера: веселость, общительность, приветливость, остроумие, ловкость, удаль, здравый смысл. Николь не боится открыто смеяться над господином, увидев его смешное цветастое одеяние.

По словам госпожи Журден, у Николь побольше ума, чем у ее господина.

Ковьелю принадлежит гениальная идея разыграть господина Журдена, уловку слуги оценивает даже граф Дорант, дворянин, на которого так стремился быть похожим Журден: «Я не догадываюсь, какая именно это ловушка, но зато догадываюсь, что успех ей обеспечен, коль скоро за дело берешься ты». Таким образом, похвала народной смекалке звучит из уст изысканного дворянина! Думается, не просто было драматургу решиться на такой ход.

В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер достиг высокого уровня художественного мастерства, это определило жизнь его произведения за пределами эпохи. Сила эмоционально-психологического воздействия комедии на современников, так же как и на зрителей в последующие эпохи, определялась глубиной разработки драматургом общечеловеческих нравственных проблем и их художественной правдой.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/393.html

Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

Это вовсе не комедия, это дело очень

Серьезное.

Мольер

Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и оставаясь внутренне все на том же уровне.

Вот и герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден поставил себе целью «перебраться» из мещанского сословия в дворянское — стать дворянином.

Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде, и блестящих знакомств.

Важно

Казалось бы, его желание «понабраться ума-разума» более чем похвально. Прекрасно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем предметам — от философии до фехтования: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!»

Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его «открытие», что он, оказывается, говорит прозой! Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов — так называемых учителей! И все-таки в своем желании учиться он выше госпожи Журден, Клеонта, служанки Николь — носителей здравого смысла. В этом-то и гений Мольера, что, выходя за рамки классицизма, он создает своих героев не однозначно положительными или отрицательными, а показывает их живыми людьми, с достоинствами и недостатками. Другое дело, когда в погоне за внешними признаками высшего общества господин Журден облачается в нелепейший костюм, потому что «Все господа так носят», когда важно кричит: «Эй, два моих лакея!» Портной с подручными легко выманивают у него деньги, просто повышая его титул — от «Вашей милости» до «Вашей светлости». Так же легко одурачивает Журдена Дорант, который, не собираясь отдавать прежние долги, занимает у него вновь, рассказывая, что утром он говорил о господине Журдене в «королевской опочивальне». «Многие с радостью дали бы мне взаймы, но вы мой лучший друг, и я боялся вас обидеть, если попрошу у кого-нибудь еще», заявляет граф, обделывая в доме господина Журдена свои дела, ухаживая за счет хозяина за маркизой Дорименой и даже пользуясь услугами нотариуса, оплаченного Журденом, чтобы оформить свой брак с ней.

Венец всего — непревзойденная комическая сцена посвящения Журдена в «мамамуши», чтобы будущий тесть был достоин сына турецкого султана, в которого переоделся Клеонт, — сцена с плясками, маскарадом, тарабарщиной перевода «с турецкого» и даже битьем палками по спине.

Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он: «Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета, вот я и хочу, чтобы она была маркизой». Кроме того, господин Журден искренне отождествляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой.

Еще не научившись отличать показное от настоящего, «снимать шелуху», он принимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Клеонта: «Вы — не дворянин; дочку мою вы не получите». А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».

Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место красит человека, а человек — место.

Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме — главное в самом человеке.

Важно

Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.

Источник: http://www.sochuroki.com/aktualnost-obraza-glavnogo-geroya-komedii-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve/

Ж. Мольер «Мещанин во дворянстве» — особенности классицистической комедии

Творческая деятельность Мольера, крупнейшего комедиографа нового времени, тесно связана с классицизмом — ведущим направлением во французской литературе XVII века.

Читайте также:  Сочинение на тему гениальность рассуждение

Согласно требованиям классицизма, комедии Мольера, как «низкий» жанр, изображают мастную жизнь простых горожан в комическом плане. Он умеет сосредоточить действие вокруг одного главного конфликта, сделать его концентрированным и динамичным.

Композиция  мольеровских комедий отличается строгой последовательностью, внутренней гармонией и симметрией. Комедии Мольера не богаты внешними событиями, главное внимание в них сосредоточено на диалоге, в котором раскрываются взаимоотношения действующих лиц и их характеры.

Совет

Персонажи мольеровских комедий являются либо обобщенным выражением какого-нибудь морально-психологического качества (скупости, лицемерия, мизантропии и т. п.

), либо воплощением какой-нибудь смешной слабости, которая превращается в манию, определяющую все поведение героя (буржуа Журден в комедии «Мещанин во дворянстве» обязательно хочет получить дворянское звание, Арган, герой комедии «Мнимый больной», помешан на своих болезнях).

Иногда законы классицизма ограничивали стремление Мольера к правдивому изображению действительности и приходили в столкновение с его демократическим взглядами.

На протяжении всей творческой деятельности Мольер сохранял верность фарсовым традициям («Тартюф»), что резко вызывало осуждение со стороны Буало, который считал фарсовый смех грубым и непристойным.

Мольер вольно обращается с правилом «трех единств» (в комедиях «Дон Жуан», «Лекарь поневоле» нарушено правило единства места действия).

Вопреки законам классицизма, Мольер в комическом виде изображает дворян и вводит картины деревенской жизни, в то время как теоретики классицизма деревню исключали из сферы искусства. Все эти отступления от законов классицизма не нарушали художественных достоинств его комедий, а, напротив, способствовали более полному изображению жизни и созданию живого комического действия.

Одной из лучших комедий Мольера, посвященных критике буржуазии, является «Мещанин во дворянстве». По форме она относится к жанру комедии- балета, т. к. в комедию введены танцевальные номера, тесно связанные с действием.

Мольер высмеивает буржуазию, которая стремилась сблизиться с дворянством и приобрести аристократический титул, манеры и образ жизни дворян. Богатый мещанин Журден помешался на дворянских титулах и светском обхождении. Для этого он хочет усвоить аристократические манеры и обучиться тем искусствам и наукам, которые необходимы дворянину.

Обратите внимание

Он щедро платит учителям, те охотно служат ему, хотя внутренне и посмеиваются над ним. Сцены обучения Журдена очень забавны.

Автор использует и приемы фарсового смеха (учителя ссорятся, грубят друг другу, завязывают драки), и более тонкий юмор, который направлен и против невежества Журдена, и против того аристократического искусства и той формалистической науки, которые ему преподносятся.

Журден не только смешон, но и социально вреден. Он обманывает жену, разрушает счастье своей дочери, запрещает ей выйти замуж за человека не дворянского происхождения.

Мольер раскрывает полную несостоятельность аристократии. Граф Дорант — это разорившийся аристократ, человек без совести и чести. Журден преклоняется перед людьми, которые этого не заслуживают. Но Журден не только смешон. Когда глупая мания соединится с эгоизмом буржуа-самодура, она становится опасной для других людей.

Люсиль и Клеонт выступают в комедии носителями естественного человеческого чувства, свободного от всяких предрассудков, расчета и тщеславия. Но их любовь встречает препятствие. Журден в жертву своему эгоизму приносит счастье дочери.

Ковьель и служанка Николь — третья социальная сила — народные низы. Они воплощают положительное, естественное, гуманное начало, противопоставленное и паразитизму дворян, и эгоизму буржуазии.

Кульминацией комедии считается церемония посвящения Журдена в «мамамуши», так как мания Журдена достигает в этой сцене своей высшей точки и вся нелепость, уродливость его поведения обнажается здесь в особенно яркой форме.

Под видом турецкого султана Клеонт получает руку Люсиль. Журден, осчастливленный титулом «мамамуши», не подозревает, что его обошли.

Мольер критикует но только дворянскую манию Журдена, но и те черты его характера, которые возникали на основе буржуазной практики. Он становится грубым, эгоистичным, своенравным.

Важно

Комедия «Мещанин во дворянстве» выдержана в основном в духе требований классицизма. В ней соблюдены правила трех единств. Действие происходит в пределах одного помещения — в доме буржуа Журдена — и не выходит за рамки одних суток. Единство действия выражается в том, что все события подчинены раскрытию характера одного центрального персонажа — Журдена.

Не перегружая комедию событиями, автор раскрывает характеры персонажей и их взаимоотношения средствами диалога, использует разные формы создания комического эффекта: тонкий интеллектуальный юмор, которым насыщены его диалоги, комизм внешних положений, заимствованный из фарсовой традиции (сцены ссоры учителей, переодевание Журдена, Ковьеля и Клеонта, церемония посвящения Журдена в «мамамуши», сопровождающаяся палочными ударами), комические сцены, основанные на недоразумениях и взаимном непонимании (сцена ссоры двух влюбленных пар, сцена маскарада, во время которого действующие лица не узнают друг друга и попадают в смешное положение). Мольер создает веселое живое зрелище. Все формы смеха Мольер подчиняет выполнению одной общей задачи: раскрытию комедийного конфликта, имеющего глубокий социальный смысл.

Согласно правилам классицизма, комедия имеет пять актов. Ее композиция отличается стройностью и внутренней гармонией. Язык комедии приближается к разговорному языку. Отступления от правил классицизма в этой комедии выразились в комическом показе дворян и в использовании форм фарсового смеха.

Жан Батист Мольер явился создателем комедии классицизма. Влияние Мольера испытали все крупные комедиографы XVIII в. не только во Франции, но и в других странах.

Источник: https://referat.hhos.ru/1009568844/1753-778u7866.html

Актуальность образа главного героя комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”

Желание каждого человека выбиться в жизни – стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь – не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и оставаясь внутренне все на том же уровне.

Вот и герой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” господин Журден поставил себе целью “перебраться” из мещанского сословия в дворянское – стать дворянином.

Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде, и блестящих знакомств.

Казалось бы, его желание “понабраться ума-разума” более чем похвально. Прекрасно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем предметам – от философии до фехтования: “Пусть меня выдерут хоть сейчас,при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!”

Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его “открытие”, что он, оказывается, говорит прозой! Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов – так называемых учителей! И все-таки в своем желании учиться он выше госпожи Журден, Клеонта, служанки Николь – носителей здравого смысла. В этом-то и гений Мольера, что, выходя за рамки классицизма, он создает своих героев не однозначно положительными или отрицательными, а показывает их живыми людьми, с достоинствами и недостатками. Другое дело, когда в погоне за внешними признаками высшего общества господин Журден облачается в нелепейший костюм, потому что “Все господа так носят”, когда важно кричит: “Эй, два моих лакея!” Портной с подручными легко выманивают у него деньги, просто повышая его титул – от “Вашей милости” до “Вашей светлости”. Так же легко одурачивает Журдена Дорант, который, не собираясь отдавать прежние долги, занимает у него вновь, рассказывая, что утром он говорил о господине Журдене в “королевской опочивальне”. “Многие с радостью дали бы мне взаймы, но вы мой лучший друг, и я боялся вас обидеть, если попрошу у кого-нибудь еще”, заявляет граф, обделывая в доме господина Журдена свои дела, ухаживая за счет хозяина за маркизой Дорименой и даже пользуясь услугами нотариуса, оплаченного Журденом, чтобы оформить свой брак с ней.

Читайте также:  Капитон климов в рассказе муму тургенева сочинение

Венец всего – непревзойденная комическая сцена посвящения Журдена в “мамамуши”, чтобы будущий тесть был достоин сына турецкого султана, в которого переоделся Клеонт, – сцена с плясками, маскарадом, тарабарщиной перевода “с турецкого” и даже битьем палками по спине.

Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он:”Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета, вот я и хочу, чтобы она была маркизой”. Кроме того, господин Журден искренне отождествляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой.

Еще не научившись отличать показное от настоящего, “снимать шелуху”, он принимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Клеонта: “Вы – не дворянин; дочку мою вы не получите”. А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: “Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, – это, на мой взгляд, признак душевной низости”.

Совет

Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место красит человека, а человек – место.

Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме – главное в самом человеке.

Важно

Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.

Источник: http://home-task.com/aktualnost-obraza-glavnogo-geroya-komedii-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve/

Смысл сатирического изображения героев комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»

Но темой безосновательных социальных претензий содержание пьесы не исчерпывается. Наряду с ней звучит тема трогательной и вызывающей сочувствие тяги к миру иных ценностей.
Сорок с лишним лет Журден жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой».

Этот мир был гармоничен, потому что в нем все было на своих местах. Журден был достаточно умен, по-буржуазному сметлив. Стремление попасть в мир дворян разрушает гармоничный семейный порядок.

Журден становится самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Лю-силь только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на желании во что бы то ни стало выглядеть дворянином (учитель музыки говорит, что Журден ничего не смыслит в искусстве, а его эстетический вкус «находится в его кошельке»). Учителя льстят Журдену почем зря, лишь бы приохотить «ученика» к своим урокам.

Творя для себя иллюзорный мир «высокого вкуса» и изящества, господин Журден упоен не только новым «из индийской ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками головками вверх». Ключевая фраза героя звучит так: «…я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой».

Открытие, сделанное Журденом, изобличает, конечно, его безграмотность. Но необразованный, нелепый, невоспитанный торговец, в отличие от своего окружения, оказывается способен увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, погрязшей в грубых материальных интересах.

Неуклюжий буржуа Журден, примеряющий на себе этикетные стандарты дворянства, оказывается в пьесе своеобразным зеркалом, отражающими безыдеальный, лишенный творческого духа образ жизни буржуазии, и жеманный стиль аристократического поведения.

В уста Клеонта автор вкладывает основную идею пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянские звания, — подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека.

Обратите внимание

Стыдиться тех, от кого тебе небо сулило родиться на свет, блистать в обществе с вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости ».

Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим. Журдену не терпится вжиться в роль завзятого придворного, а окружающие подыгрывают герою, преследуя свои меркантильные цели.

Даже сопротивляющаяся дорогостоящим безумствам мужа госпожа Журден и ее служанка в конце концов понимают, что «игру» Журдена достаточно направить в нужное русло, чтобы от нее никто не пострадал.

Так, в конце пьесы с помощью ряженых домочадцев выходит за любимого дочь Журдена, которую непреклонный папаша прочил исключительно за дворянина. А сам Журден становится «мамамуши» и «приближенным турецкого султана».

Этот хитрый план придуман озорными и предприимчивыми молодцами, Клеонтом и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало получить в жены дочь и служанку спятившего буржуа.

Рекомендуем почитать ►

Иней — сочинение-описание явления природы

Журден, заставляя своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, приспособившись к заблуждению героя.

В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу.

Он не жалеет денег на то, чтобы научиться музицировать и танцевать, одеваться подобно светским людям и наряжать своих слуг в ливреи.

Литература – 9 классСмысл сатирического изображения героев комедии Ж. Б.Мольера «Мещанин во дворянстве».

Важно

Это пьеса об иллюзиях, об иллюзорности и относительности многих человеческих установлений, таких, например, как кастовые правила хорошего тона и принятые формы жизни общества; В этих условиях игра — это последний, а может быть, и единственный способ придать человеку творческую энергию, заставить воспарить в волшебных пространствах мечты.

Источник: http://www.getsoch.net/smysl-satiricheskogo-izobrazheniya-geroev-komedii-zh-b-molera-meshhanin-vo-dvoryanstve/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector