Сочинение анализ рассказа счастье чехова

Проблема счастья в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов – русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почетный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.

Его пьесы, в особенности “Чайка”, “Три сестры” и “Вишневый сад”, на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.
За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений, многие из которых стали классикой мировой литературы.

Особенное внимание обратили на себя “Степь”, “Скучная история”, “Дуэль”, “Палата № 6”, “Рассказ неизвестного человека”, “Мужики”, “Человек в футляре”, “В овраге”, “Детвора”, “Драма на охоте”; из пьес: “Иванов”, “Чайка”,“Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад”.

Обратите внимание

Оно представляет собой комическую пародию на ученый язык; этим якобы ученым языком пишет донской помещик, большой невежда, своему действительно ученому соседу. В ранних произведениях Чехова еще нет глубины в обрисовке персонажей, иногда проглядывает. смотреть целиком

Я обратился к теме, посвященной творчеству Чехова, так как это один из любимых моих писателей-классиков. Личность Чехова поражает сочетанием душевной легкости, интеллигентности, благородства с силой воли, мужеством. Главную роль в жизни писателя, в формировании. смотреть целиком

В русской литературе существовало немало писателей, которые исследовали в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес для русских писателей. Одним из таких писателей, посвятивших проблеме личности. смотреть целиком

Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волей людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься. Из писем читателей к Чехову Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал “праздником жизни”, сравнительно редко. смотреть целиком

Всей своей жизнью и творчеством А. П. Чехов был тесно связан с Москвой. Писатель любил этот город, чувствовал его своеобразие, тот особый колорит, который отличает его от других мест России, понимал его огромное значение в культурной жизни страны. Образ. смотреть целиком

Почти в любом российском городе есть улицы, носящие имя Антона Павловича Чехова. Конечно, названные так в 30-50-е годы, в большинстве своем они не имеют непосредственного отношения к писателю, Антон Павлович не мог побывать во всех российских городах. смотреть целиком

Пошлость понимается писателем как лень души человека, как узость его взглядов на мир, как ограниченность его личности в сочетании с неутолимым желанием обладать и нередко завышенной самооценкой. Невозможность существования любви в мире пошлых людей очевидна. смотреть целиком

Источник: http://schoolessay.ru/problema-schastya-v-rasskazax-chexova/

Проблема счастья в произведениях Чехова

Счастье… О нем мечтает каждый человек, каждый к нему стремится и хочет жить счастливо. Только, к сожалению, не всем оно доступно. Отчего? Почему в мире существует проблема, связанная с дефицитом человеческого счастья? В своих произведениях А.П.

Чехов так же не обошел стороной вопрос о человеческом счастье.

Все герои Чехова мечтают. Многие делают вид, что они счастливы, но быть таковыми не могут. Взять, к примеру, героиню пьесы «Дядя Ваня», Елену Андреевну.

Автор награждает ее молодостью, красотой, дарит ей двух талантливых мужчин, которые всем сердцем любят привлекательную, но внутренне пустую женщину.

Почему, почему счастливой должна быть именно она, а не Соня? Соня — душевная девушка, но не красивая, ее все уважают и ценят, к несчастью, никто не любит. Она же влюблена, всем своим маленьким сердечком она любит Астрова.

Важно

За что же любят Елену Андреевну? Почему счастлива она? Наверное, каждый, кто читал эту пьесу, задавал себе этот вопрос. На самом же деле она скорее хочет такой казаться. Она полностью зависит от своего старого, бездарного мужа. Она бы и рада его бросить и уйти, забыться, но не может, не в ее это власти.

Как и он, она ни чего не умеет. Она лишь может «порабощать» окружающих своей красотой и новизной. В отличие от Сони, которая является уже привычным бытом в усадьбе Серебрякова, Елена Андреевна олицетворяет собой новизну. Она ярче и окружающим кажется более интересной.

Но куда бы они с мужем не приехали, «куда бы, ни ступили» всюду они «вносят разрушение».

А Войницкий Иван Петрович? Ведь он оказался единственным героем, способным к протесту против бездарности и праздности.

Но его протест был лишь мимолетной вспышкой, маленькой искоркой, которая в очень короткий промежуток времени оказалась потушенной. Дядя Ваня остался верен самому себе, своим принципам.

Он вновь смирился с «талантом» Серебрякова, хотя прекрасно понимал, что тот лишь искусственно созданный идол и, что он не обладает никаким талантом, он — бездарность. Всю свою жизнь Войницкий подчинялся ему, он просто не знает другой жизни и поэтому для него, то, что есть, — это уже счастье.

Только единственно,- эти герои, пожелав и приложив усилия, могли бы достичь счастья, что не было дано Беликову, герою одного из рассказов «маленькой трилогии». Беликов был странным, осторожным человеком. Он «был замечателен тем», что, несмотря на погоду, всегда «выходил в калошах и с зонтиком и… в теплом пальто на вате».

Беликов все всегда делал чересчур правильно, «как бы чего не вышло», — думал он по каждому поводу и без повода. Все у него было в своем чехольчике, в своем футляре, «и лицо казалось, тоже было в чехле».

Беликов пятнадцать лет держал весь город в страхе и, когда он умер, его коллеги шли с кладбища с грустными, постными физиономиями, так как ни кто не хотел обнаружить чувство удовольствия. И Беликов, когда лежал в гробу «был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже, никогда, не выйдет».

Совет

Город был спасен от маленького «футлярного человечка». Но «футлярная жизнь» была не только у Беликова, а и у героев пьесы «Дядя Ваня». Оказывается, и Соня, и Войницкий, и Астров, и Елена Андреевна — все они жили в футлярах, которые создал для них профессор Серебряков.

С отъездом же Серебрякова и его жены все осталось по-прежнему, лишь завтракать они стали раньше, да еще какие-то бумаги заполнять. Но в целом жизнь в усадьбе ничем не изменилась, все тот, же покорный дядя Ваня (нераскрытый талант), всеми уважаемая не красивая Соня, Марина и Телегин с вечным клубком.

Люди в творчестве Чехова осознают безысходный тупик «футлярной» жизни. Они понимают, как обманчиво было то, что мешало им любить, жить, работать. Но жизнь никак не меняется, оставаясь не запрещенной. Но и не разрешенной.

Жизни и судьбы чеховских героев очень схожи с жизнями и судьбами реальных людей. И недостача их счастья, беда не только для героев, но и для всего человечества.

Кто не мечтает о счастье, которое, кажется, вот-вот постучится в двери?

Источник: http://biblioman.org/compositions/chehov/obschee/problema-schastya-v-proizvedeniyah-chehova

Тема женского счастья и любви в творчестве Чехова

Темой женского счастья и любви связаны чеховские рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Дама с собачкой».

В романном содержании рассказа «Попрыгунья» (1899) поставлены и решаются проблемы взаимоотношения мужчины и женщины, нарушения моральной нормы, истинных и ложных ценностей, роли женщины в семье.

Интересно, что писатель долго не находил подходящего заглавия, которое настраивало бы читателя на объективное прочтение авторской мысли. Заглавие «Попрыгунья» рассказ «Великий муж» получил уже в редакции. Оно сразу вызывает в памяти стрекозу И. Крылова и ясное завершающее поучение басни.

В «Попрыгунье» центральной сюжетной линией, поведением Ольги Ивановны и других персонажей подчеркнут мотив обмана. Героиня «Попрыгуньи» — хорошая, милая, редкая женщина. И, казалось бы, ничто в жизни не подталкивает ее к обману.

Он начинается незаметно, непреднамеренно, но с очень важного момента — жизненной установки. Жену-попрыгунью больше всего привлекают необычные люди, например художники. Именно в среде живописцев ей хочется быть своей и добиться успеха.

Поддавшись влечению ложного чувства и порочной страсти, героиня постепенно погружается в сеть обмана.

Однако страшнее то, что острая драма самообмана и любовного романа превращается в трагедию для мужа Ольги Ивановны. И автор здесь не может скрыть своего отрицательного отношения к женщине, которая не разглядела рядом с собой по-настоящему любящего и поистине великого человека. Ее роль в судьбе мужа очевидна: в заболевании Дымова «виноват не один дифтерит».

Конечно, возникает естественное недоумение и в отношении к Осипу Дымову: позволительно ли быть таким покорным, очевидно обманутым? Чехов затрагивает очень сложную психологическую проблему — особенностей душевного и интеллектуального склада человека-ученого.

Психологически точно в образе Дымова изображен особый тип характера, не приспособленного к бытовым мелочам, с детской наивностью верящего в святость женщины.

Обратите внимание

Поразительно, как далека от Дымова, оказалась Ольга Ивановна, превратившая мужа в «метр-д'отеля», не заметившая его душевого величия и настоящего ученого рядом с собой.

В рассказе «Душечка» (1899) создан характер другой Ольги, во многом противоположный и дополняющий женский образ «Попрыгуньи». По словам Л. Толстого, А. Чехов «хотел поведать в комическом стиле про любовь Душечки, но любовь к любимому человеку, привязанность — самое трогательное, что существует в женском облике». Лев Николаевич был прав и тогда, когда предвидел, что «Душечка» как истинно художественное произведение, осталось прекрасным и смогло произвести различные впечатления. Действительно, привязанность к мужьям, безмерная опустошенность в одиночестве, любви обилие Ольги Семеновны Племянниковой по-разному принимаются читателем. А автор мудро не навязывает свою позицию.

Еще одна женская судьба, еще одна история любви и неразрешимых противоречий запечатлена в рассказе «Дама с собачкой» (1899). В истории отношений Дмитрия Дмитриевича Гурова и Анны Сергеевны интересен не только сюжет — его роль, как всегда у Чехова, ослаблена.

Увлекают не страсти — жажда обладания другим, острота чувств отсутствуют. Читатель захвачен лирическим повествованием, поэтизирующим любовь, верит в искренность и подлинность того чувства, которое Гуров в свои сорок лет осмысленно называет настоящей любовью.

Автор «Душечки» не изменил манере бытописания, реалистическому анализу. Его герои имеют устоявшееся представление о жизни. Дмитрий Дмитриевич настолько хорошо изучил характер женщины, что иронически причисляет ее к низшей расе.

Реалистично показана социальная среда, в которой живут герои. Она обрисована с помощью емкой детализации, которая обретает символическое значение. Первое, что видит Гуров, отыскавший дом Анны Сергеевны, — это забор, «серый, длинный, с гвоздями».

«От такого забора не убежишь», — думает Гуров.

Мужа Анна Сергеевна называет лакеем, и во всех последующих ракурсах он подтверждает эту характеристику.

В жене Гурова выделено волевое начало, подавляющее женственность, и как следствие — муж «побаивался своей возлюбленной и не любил проводить свободное время дома».

Важно

Супруга Гурова явно противопоставлена Анне Сергеевне, которая «все время называла его добрым, необыкновенным, возвышенным…». Как тут не вспомнить «Душечку»! В сравнении женских образов вырисовывается типология женского характера.

В «куцей, бескрылой жизни» трудно найти место «красивому поэтическому» чувству. Но подлинная любовь, показывает Чехов

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/tema-zhenskogo-schastya-i-lyubvi-v-tvorchestve-chekhova.html

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник» | Литерагуру

Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Читайте также:  Сочинение антоновские яблоки бунина рассуждение по рассказу

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И.

Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась.

Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч.  Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно.

Совет

Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок.

С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить.

Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует  и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем.

Их представления о жизни —  наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы.

Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник».

    Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.

  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика.

    Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви.

    После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью.

Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою.

Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать.

Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье — это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них.

    В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы

  2. Не менее важная проблема — эгоизм.

    Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом.

Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека.

Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

Обратите внимание

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-rasskaza-chehova-kryzhovnik/

Что значит быть счастливым по рассказам Чехова, Бунина, Куприна (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…» — сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и повестей, мотивы которых немного позже позаимствовали Куприн и Чехов. Это извечная проблема счастья, которая нашла свое отражения в творчестве этих трех писателей.

Герои рассказов Бунина не думают о том, что счастье можно найти во всем окружающем. Каждый рассказ имеет несчастливый конец, который заставляет читателя задуматься над тем, что же все-таки собой представляет счастье и почему о нем говорят так много.

Ложное представление о счастье складывается в рассказе «Господин из Сан-Франциско». На роскошном пароходе в мире денег, драгоценностей и разврата поистине счастливых людей нет. Богачи живут в постоянных заботах, им неизвестны искренние чувства.

Самым счастливым человеком оказывается бедный рыбак, а в чем именно его счастье – в бедности или в чем-то другом – Бунин заставляет задуматься нас самих.

Для героев повестей Куприна наивысшим счастьем является любовь, причем, любовь невзаимная, но чистая, достойная самопожертвования. «Гранатовый браслет» — история любви человека, который находит свое счастье в смерти.

Социальный статус мешает Желткову быть со своей возлюбленной, которая, между прочим, замужем. Но этот человек счастлив даже оттого, что имеет возможность видеть ту, которая делает его счастливым.

Вера Шеина, скорее всего, тоже была бы счастлива с Желтковым, если бы не ее любимый, а властный и ревнивый муж. Наверное, такие люди, как эта несостоявшаяся пара, смогли бы сделать друг друга счастливыми, если бы не обстоятельства. Для Желткова счастье длилось недолго.

Он не смог вынести своего положения, вынуждающего его постоянно прятаться, поэтому поступает быстрее и проще. Спасение он видит в смерти и быстро идет на этот шаг, прося свою возлюбленную не винить себя ни в чем.

Важно

Антон Павлович Чехов известен не только как сатирик, но и как человек, поднимающий сложные жизненно важные вопросы. Конечно же, и для его героев счастье заключалось либо в любви, либо в материальных благах.

В рассказе «Крыжовник» происходит встреча двух братьев, один из которых считает себя счастливым человеком, а второй пытается рассуждать о его счастье и положении обездоленных людей.

В конце концов Иван Иваныч, от лица которого ведется рассказ, приходит к мнению, что смысл жизни заключается не в счастье, и уж тем более не в поедании плодов со всех кустов крыжовника, а в том, чтобы делать добро. Так может, это и есть наивысшее счастье…?

Все три писателя представили на суд читателю свою трактовку счастья. Так что же это – богатство, любовь или просто доброта? Выбор остается за каждым из нас.

Источник: http://resoch.ru/chto-znachit-byt-schastlivym-po-rasskazam-chexova-bunina-kuprina-sochinenie/

Сочинения по рассказам и повестям Чехова, — Сочинения по литературе

«БЕРЕГИТЕ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА!»

(по произведениям А. П. Чехова) В человеке все должно быть прекрасно…

А. П. Чехов

Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма.

Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке.

И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.

Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павлови ча Чехова.

Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный.

Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.

Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности.

Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.

Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца.

Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: «А приданого дадут, должно быть, немало!»
Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с «обширной практикой», разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел.

И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что «Ионыч» — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется.

Совет

Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.

Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходя- чий циркуляр «как бы чего не вышло», добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он «влюбился».

Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что «малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий»…
Сохрани он в себе этот свет, не подумай: «Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю» — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.

Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского («Крыжовник «) — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась.

И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, тоже «похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает «тяжелое чувство, близкое к от- чаянию».

Действительно, — человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой.

Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить комуто горе, зло.

Обратите внимание

В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле».

А вот герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью («филолог, но служит в банке», «его женили», «не любит бывать дома», «никак не могла объяснить, где служит ее муж», знала только, что он по натуре «лакей»), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — «все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни». Они рядом, как очень близкие, родные люди, «оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.

Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие «душеньки», не «хамелеоны», меняющие свои мнения и взгляды, не «попрыгуньи», не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе.

В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В.

Высоцкого:

Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почем, — Значит, нужные книги ты в детстве читал.

К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochineniya-po-rasskazam-i-povestyam-chehova/

Напишите сочинение на тему

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году.

Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник».

Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию», в которой три героя – два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алёхин – рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней.

Важно

В рассказе «О любви» главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви.

Алёхину в наследство выпала не самая лучшая участь – отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алёхин решил долг выплатить.

Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, «вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной».

В первые же годы Алёхина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали очень радушно, и где Алёхин очень охотно знакомился.

Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем – председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время «молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной» женщиной Анной Алексеевной. Встретив её, Алёхин полюбил с первого взгляда. Шли годы. Алёхин уже стал «своим» в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились.

Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алёхиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алёхин «чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.» К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда её послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алёхин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно.

Алёхин проводил её и «потом пошёл к себе в Софьино пешком…» Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность».

Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону.

Совет

Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм. А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом.

В «Человеке в футляре» главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось….

В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь.

Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.

Источник: http://www.sochuroki.com/napishite-sochinenie-na-temu-chto-takoe-schaste-po-rasskazu-chexova-o-lyubvi-tolko-poproshhe-kak-nibud-zaranee-spasibo/

Идейно-тематическое содержание рассказов Чехова

Идейно-тематическое содержание. В ранних рассказах Че­хова в соответствии с жанром короткой юморески жизненные си­туации намеренно упрощены, характеры персонажей просты, на­делены комичными чертами, а ситуации зачастую анекдотичны.

Чехов рисует жизнь чудаковатых провинциалов, неудачливую и смешную судьбу заштатных актеров, простых и непритязательных людей. Мир его героев — это царство неумных, ненормальных, ис­каженных отношений, которые вызывают смех.

Но есть уже и среди этих ранних юморесок произведения другого плана.

Путь Чехова в большую литературу начался с переосмысления традиционных тем, которые на протяжении всего XIX века были предметом пристального внимания русских писателей. Под пером мо­лодого Чехова они приобретают не только юмористические черты, но и, кардинально трансформируясь, позволяют задуматься о важней­ших проблемах, обозначившихся в новую историческую эпоху.

Так происходит с одной из наиболее значимых в русской литературе XIX века тем — темой «маленького человека». В письме брату Чехов пи­сал: «Брось ты … своих угнетенных коллежских регистраторов!.. Неу­жели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам…».

В этом высказывании, по сути, за­ключено содержание таких рассказов, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», переосмысливающих ситуацию гоголевских про­изведений. В них скромный маленький чиновник превращается в ох­ранителя системы, где низший по чину просто обязан пресмыкаться перед вышестоящим.

Напротив «значительное лицо» выглядит гораз­до человечнее и вовсе не стремится помыкать нижестоящим. Так чи­новник Червяков из рассказа «Смерть чиновника» умер не от страха перед генералом Бризжаловым, на которого он случайно чихнул в те­атре, и не от того, что унижено его человеческое достоинство — уни­жать его как раз никто и не собирался.

Наоборот, все старания «ма­ленького человека» оказываются направлены на то, чтобы убедить непонятливое «значительное лицо», что оно должно быть разгневано, а когда это не удается, Червяков умирает, потому что не может пере­нести крушение сложившейся системы отношений, пусть даже унизи­тельной для него.

Этот рассказ смешон и грустен одновременно, как и многие другие, например, «Хамелеон». В основе комичной ситуации, когда полицейский надзиратель Очумелов несколько раз меняет свое мнение на происшествие в зависимости от того, кому принадлежит со­бака, лежит его незыблемая уверенность в превосходстве «генераль­ского» над «прочим».

Генерал здесь даже не появляется, но достаточно лишь упоминания о нем, чтобы Хамелеон изменил свой приговор. Та­ким образом, действие системы зависимости и подчиненности обна­руживается в поведении фигур подчиненных, которые и выступают ее главными охранителями. Это смешно и страшно одновременно.

Обратите внимание

В других рассказах этого периода, несмотря на юмористическую форму, также затронуты важнейшие общественные проблемы. Кар­тина страшной темноты и невежества народа встает за веселой исто­рией в рассказе «Злоумышленник».

Но здесь же впервые в чеховской прозе поднимается одна из ее важнейших тем: полное, абсолютное непонимание человека человеком. Ведь крестьянин Денис Григорь­ев, откручивающий гайки на железной дороге, и судебный следова­тель говорят на разных языках.

В более позднем рассказе «Тоска» проблема непонимания перерастает в тему отчуждения и одиночест­ва человека, которая станет ведущей в литературе XX века. Это под­линный шедевр чеховской новеллистки.

Показательно, что в нем пи­сатель использует эпиграф — «Кому повем печаль мою?» — что нехарактерно для его писательской манеры. В данном случае ссылка на библейское изречение явно говорит о серьезности темы рассказа.

Мрачное лицо рядового представителя полицейско-самодержавной системы России представлено в рассказе «Унтер Пришибеев». Удивительно, но и в его герое отставном унтере про­сматриваются черты, сходные с Червяковым и Очумеловым.

Они не на внешнем, а на глубинном уровне: у каждого из них есть опреде­ленные стереотипы мышления и поведения, которые определяют все их действия, дают жизненные ориентиры.

В дальнейшем эта тема перерастет в основную проблему творчества писателя, опреде­лившую произведения его зрелой прозы.

Эти ранние рассказы оказываются тематически связаны с шедев­ром зрелого творчества Чехова рассказом «Человек в футляре», герой которого стал восприниматься как символ, как социальное обобще­ние в самом широком смысле.

Важно

Через описание тщедушного гимнази­ческого учителя вырастают точно обозначенные приметы эпохи: мысль, которую стараются запрятать в футляр; господство «циркуля­ра», запрещающего все проявления живой жизни; разгул шпионства, доноса.

Как итог всего этого — всеобщий страх, рабский, доброволь­ный, убивающий, мертвящий все живое, человечное.

В сюжетной части рассказа — истории не состоявшейся женитьбы Беликова на Вареньке Коваленко, заканчивающейся смертью «человека в футля­ре», — сталкиваются два контрастных начала: жизнь, молодость, свобода, воплощенная в веселой, жизнерадостной девушке, и кос­ность, омертвение, подавление любого свободного человеческого про­явления, связанные с образом Беликова.

Именно в этом рассказе писатель нашел удивительно емкую и точную форму, обозначающую стереотип мышления человека, стремление жить по определенному шаблону, — это «футляр».

Все реакции «человека в футляре» Беликова на живую жизнь уклады­ваются в одну фразу: «Как бы чего не вышло».

Но так же по шабло­ну живут и мыслят многие другие герои чеховских рассказов — не только Червяков, Тонкий, Хамелеон, Пришибееев, в которых явно обозначены комические черты, но и внешне вполне «серьезные» ге­рои зрелой прозы.

Чехов показывает сковывающую власть «футля­ра» даже там, где, казалось бы, каждый человек свободен, сам вы­бирает свои ориентиры. В рассказе «Крыжовник», входящем, как и «Человек в футляре» в «маленькую трилогию», речь идет о всей че­ловеческой жизни, втиснутой, как в футляр, в мечту о собственном имении со своим крыжовником.

Так в своих рассказах и повестях зрелой поры Чехов показывает, что ненормальной становится сама норма жизненных отношений, а не ее нарушение. Это жизнь мещанская, обывательская, причем по­казанная не в экстремальных ситуациях, не в социальных эксцессах, не в кричащих фактах общественной несправедливости, а в обычной, повседневной действительности.

Такое мещанство, «разлитое в воз­духе», еще более страшно, потому что его часто не замечают. Ненор­мальная жизнь, ставшая обычной, засасывает человека, обезличива­ет его. Такова судьба доктора Старцева из рассказа «Ионыч».

В скучной жизни обывателей губернского города выделяется семья Туркиных, которая, на первый взгляд, кажется очень талантливой: мать семейства Вера Иосифовна пишет романы, ее муж известен своим остроумием, а дочь Екатерина Ивановна собирается сделать карьеру пианистки.

Совет

Но писатель тонко показывает, что на самом де­ле эти люди бездарны, пошлы и ограниченны. Побывав и них в гос­тях, молодой, полный жизненных планов доктор Старцев влюбляет­ся в девушку, которую в семье зовут Котик.

Эта любовь оказывается единственным светлым моментом в его жизни, но она не получает развития: девушка едет в Москву учиться в консерватории, а доктор все больше погружается в мещанскую жизнь, которая заполнена ра­ботой, приносящей ему изрядный доход.

Спустя несколько лет он превращается в «пухлого, красного», тучного человека, похожего на «языческого бога». Он разъезжает на тройке, скупает дома, бесцере­монно вторгаясь в чужие жилища.

А о Екатерине Ивановне, так и не сумевшей сделать карьеру пианистки и вернувшейся ни с чем домой, Ионыч может вспомнить лишь то, что это дочь Туркиных, которая «играет на фортепьянах». Так завершается процесс деградации че­ловека, наделенного умом, талантом, стремлением заниматься важ­ным, нужным людям делом. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча? Писатель не дает прямого ответа на этот вопрос, но чита­тель чувствует, насколько сильно влияние этой внешне даже прият­ной, но по сути пустой и мелкой, обывательской жизни, для сопро­тивления которой нужно подлинное мужество и настоящая цель в жизни. Этого и не хватило Ионычу.

Сам писатель так определил главную тему своего творчества: в переходную эпоху, когда рушились старые представления, а новые идеи еще только вырабатывались, важнее всего было показать, как «русская жизнь бьет русского человека и маленькому человеку нет сил ориентироваться».

В прозе Чехова появляется новый «герой вре­мени», отличающийся как от героев онегинско-печоринского склада, так и от «маленького человека». Это представитель среднего слоя общества — мелкий чиновник, врач, учитель, художник, музыкант, священник, владелец магазинчика, лавки и т.д.

, — именно той его части, которая стала определять картину жизни России 1880-1890-х годов. Это тип «среднего человека», обывателя, на которого тяжелее всего ложится груз переходной эпохи.

Не удовлетворяясь бездумным существованием, он рано или поздно приходит к «проклятым вопро­сам» (как жить, зачем, что нужно человеку), но ему часто не хватает сил подняться над обстоятельствами, отыскать верный ориентир в мире — «настоящую правду», «общую идею».

«Общая идея» — слова из повести Чехова «Скучная история», ставшие определением основ­ной проблемы его творчества: поиск истинных жизненных ориенти­ров («настоящей правды»). Такая идея придает жизни цель и смысл и делает человека сильным, способным противостоять жизненным испытаниям, вырывает его из «футлярного» существования.

Чехов­ский герой, сталкиваясь со сложностью, не понятностью, а порой и враждебностью жизни, находясь в динамическом процессе поисков истины, мучается, ошибается, пытается опереться на какие-то обще­принятые нормы. Но это чревато односторонностью, грозит опасно­стью оказаться в «футляре», в плену «ложных представлений» и рас­хожих истин.

Обратите внимание

Писатель приводит читателей к выводу: «никто не знает настоящей правды». Вот почему центральная проблема чехов­ского творчества может реализовываться в самых разных по темати­ке произведениях. Поднимая важнейшие вопросы, волновавшие со­временников, Чехов как бы проверяет различные варианты понимания «общей идеи», распространенные в обществе той поры.

Так толстовство с его идеей «непротивления злу насилием» под­вергается критическому рассмотрению в рассказе «Палата № 6». Трагическая судьба доктора Рагина показывает, что примирение с действительностью чревато самыми негативными последствиями. Но не спасает человека от ошибок и выбор иной позиции, связан­ной с активным включением в общественную жизнь.

Так представ­лена популярная в то время «теория малых дел» в рассказе «Дом с мезонином», где ее последовательница — старшая из сестер Волчаниновых — оказывается человеком черствым, способным безжало­стно разрушить счастье своей младшей сестры. Чехов не говорит о том.

что плоха сама теория, просто читатель не верит в то, что та­кой человек, как Лида Волчанинова, может действительно желать творить добро для других людей.

Точно так же писатель прямо не критикует бурно развивающие­ся капиталистические отношения в России, он просто показывает, что богатство не делает человека счастливым («Случай из практи­ки», «Три года»). Столь же нетрадиционно раскрывается у Чехова и тема русской деревни, очень важная для писателей второй полови­ны XIX века.

В рассказах «Мужики», «Новая дача», «В овраге» ужа­сы деревенской жизни предстают не как из ряда вон выходящее со­бытие, а показаны в их повседневности, привычности, а потому производят гораздо более сильное впечатление.

Особенно страшно, когда это касается детей, как в «Овраге», где маленький ребенок, сын Липы, становится жертвой жестокости, жадности и корысти, царящих в семье Цыбукиных. Тема детства в творчестве Чехова часто связана со страданиями, которыми наполняется жизнь детей.

Но в отличие от многих других современных ему писателей, Чехов не стремится акцентировать именно темные стороны, он утвержда­ет, что мир детства и в условиях страшной действительности сохра­няет свои светлые основы.

Важно

Так, например, это происходит в расска­зе «Беглец», где в беспросветную жизнь больного мальчика из бедной крестьянской семьи неожиданно врываются свет и тепло, которые несет в себе добрый доктор, не только лечащий ребенка, но и помогающий ему почувствовать атмосферу настоящего детства с его играми, радостями, весельем, таким контрастом предстающего в угрюмой, страшной деревенской больнице.

Это ощущение мимолетности человеческого счастья, его зыбко­сти и непрочности, ускользающей красоты часто наполняет расска­зы Чехова, в творчестве которого и тема любви и счастья также по­лучает очень своеобразную интерпретацию.

Так в рассказе «Счастье», герой которого старик-пастух всю жизнь мечтал о кладе и не утратил надежду найти его, наивная вера в возможность хо­рошей жизни не подкрепляется ничем, кроме самой атмосферы, ко­торая пронизывает рассказ.

Она создается описанием гармоничной, умиротворенной природы степи, которая как бы растворяет в себе человеческое горе и страдание. Сходную роль может играть у Чехо­ва тема времени, например в рассказе «Студент».

Оно высвечивает все временное, преходящее и утверждает извечную, непреходящую ценность добра, любви, понимания, которые противостоят мраку и холоду отчуждения. И опять эта тема выражена не столько в словах героев, не в сюжете (он здесь практически отсутствует), сколько в общем настроении, самой атмосфере рассказа, который Чехов на­зывал самым любимым из своих произведений.

Тема отчуждения, одиночества человека, так остро поставленная еще в рассказе «Тоска», получает в «Студенте» новый поворот: в жиз­ни есть то, что единой связующей нитью проходит через века и вре­мена, объединяет самых разных людей, только найти эту основу очень трудно.

Не дает ощущения устойчивости, уверенности в ис­тинности найденного жизненного пути ни занятия наукой («Скучная история», «Черный монах»), ни искусством («Скрипка Ротшильда»), ни даже религия («Архиерей»).

Только человек, самозабвенно пре­данный другому, полностью растворяющийся в любви может ощу­тить счастье. Но и оно оказывается зыбким и непрочным, потому что при этом размывается личность самого этого человека («Душечка»).

Совет

Потеря любимого оборачивается для героини рассказа Оленьки по­терей всех жизненных ориентиров. Лишь новая любовь может вновь сделать ее жизнь целеустремленной, осмысленной и наполненной.

Именно такой силой, противостоящей обыденности, поднимаю­щей человека над бессмысленной мещанской, обывательской жиз­нью предстает любовь в шедевре чеховской прозы рассказе «Дама с собачкой». Кажется, уже ничто не может изменить жизнь старею­щего ловеласа Гурова, да он и выглядит вполне довольным своим существованием.

Но знакомство в Ялте с молодой «дамой с собач­кой» Анной Сергеевной, казавшееся поначалу обычным курортным романом, неожиданно для самого героя перерастает в настоящую любовь. Именно в этой любви, скрываемой, тайной, для обоих геро­ев открывается подлинный смысл их жизни.

Чехов не дает никогда готовых решений, финал этого рассказа, как и многих других, оста­ется открытым, но сама устремленность к поиску придает мысли писателя светлое, оптимистическое звучание.

В поздних произведениях Чехова часто звучит мотив бегства, про­рыва к иной, сознательной, красивой и одухотворенной жизни («Не­веста»). Какой должна быть эта жизнь? Ни герои, ни сам писатель не дают ответа на этот вопрос, он адресован читателю и зрителю, опреде­ляя во многом тематику не только чеховской прозы, но и драматургии.

На этой странице искали :

  • почему герои многих ранних рассказов чехова чиновники
  • тематика рассказов чехова

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/idejno-tematicheskoe-soderzhanie-rasskazov-chexova.html

Ссылка на основную публикацию