Мое отношение к чацкому
Мое отношение к чацкому
А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого.
Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, – “благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.
Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: “Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными”.
Еще жестче по поводу Чацкого высказался М. А. Дмитриев, которому принадлежитодин из первых откликов на комедию “Горе от ума”. По мнению критика, Чацкий “есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого”.
Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум – это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды. Для Чацкого же ум – это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить.
Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала “Сын отечества” О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова. В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы.
Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время. Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких.
“Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце – и ему как будто стало легче”. И. А. Гончаров в критическом этюде “Ми – льон терзаний” убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи.
В основе комедии – любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой. Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал “мильоном терзаний”.
Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий “мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь… Чацкого роль – роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна”.
Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: “Этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок”.
Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
Источник: https://goldsoch.info/moe-otnoshenie-k-chackomu/
Сочинение на тему: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧАЦКОМУ
Мне всегда нравились неординарные, яркие личности, какими богата и наша история, и наша литература.
Лучших героев произведений классической русской литературы всегда отличала яркость человеческой натуры — сила и смелость душевных порывов, наличие собственных взглядов, умение отстаивать их, проницательный ум, способность к глубоким искренним чувствам, а главное, способность в любых жизненных обстоятельствах оставаться самим собой. Всеми этими качествами в полной мере наделен Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Прежде чем появиться на сцене, Чацкий уже характеризуется в диалоге Софьи Фамусовой и ее служанки Лизы. Последняя заявляет, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер».
Софья уточняет: «Он славно пересмеять умеет всех…» Лиза вспоминает, что Чацкий, расставаясь с Софьей, обливался слезами, словно предчувствовал, что «года через три» он потеряет свою любовь.
Девушке, конечно, неприятно слышать это напоминание, и она одергивает служанку, говоря себе в оправдание:
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой…
Но Софья вынуждена признать и достоинства Чацкого:
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
То, что человека характеризуют как счастливого «в друзьях», многое говорит о его личных качествах, но друзья и единомышленники Чацкого не фигурируют в числе действующих лиц пьесы — представление о них создается из реплик других персонажей.
Это двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и удалившийся в деревню, где занялся самообразованием; «химик» и «ботаник» князь Федор, не признающий чинов; профессора Педагогического института в Петербурге, упражняющиеся, по мнению княгини Тугоуховской, «в расколах и безверьи».
Сам Чацкий воспринимает себя как частичку некоего братства, воодушевленного великими идеалами:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!!
Биография Чацкого складывается из отдельных упоминаний о нем других персонажей комедии. Лиза, например, говорит, что Чацкий, по слухам, лечился на водах («Не от болезни, чай, от скуки…»). Фамусов считает, что он «рыскал по свету» и «бил баклуши». Тот же Фамусов, рекомендуя Чацкого Скалозубу, аттестует его как сына покойного друга и сожалеет, что Чацкий не служит:
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Правда, про себя Фамусов называет Чацкого «мотом» и «сорванцом». Молчалин упоминает, что первоначально карьера Чацкого складывалась весьма удачно («С министрами… связь, потом разрыв…»).
Сам Чацкий по поводу своей карьеры выражается предельно ясно: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Из разговора Чацкого с Платоном Михайловичем Горичем можно понять, что Чацкий лет пять назад находился в армии, изведал «шум лагерный».
И сам он признается, что не так уж давно отрекся «от нежности» к мундиру.
Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся домой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу.
И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Надеждами я мало избалован», все же возвращается он на родину с какими-то определенными мечтами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли детство и юность, Чацкий видит, хотя сначала старается не верить этому, что стало иным — холодным, безразличным, а порой и враждебным, раздражительным — отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимнему пути скорость по тем временам значительная). Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Фамусовского дома и его гостей, «дряхлеющих над выдумками, вздором». Прежним осталось все то, от чего он несколько лет назад бежал.
Чацкий всем своим существом протестует против праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения перед всем иностранным. Этим он сразу же вызывает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.
Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни «бодрого и умного народа». Он не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость.
Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, когда крестьян можно продавать или менять на борзых собак.
Понятно, что с такими взглядами Чацкий не может не вступить в конфликт с враждебным ему обществом.
Противостоять окружающей пошлости Чацкому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, умение защитить и подтвердить делом свои слова. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно подшутить над тем, кто ему не понравился.
При этом остроты его направлены против тех, кто составляет «цвет» московского общества. Конечно, за это его не любят окружающие.
Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…тот и славится, чья чаще гнулась шея», «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»
Беда Чацкого в том, что он смело высказывает свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противоположным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям.
Именно этим продиктовано такое возмущение пренебрежительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о раболепии перед «французиком из Бордо». Ему обидно, что какой-то никчемный иностранец чувствует себя в Москве как в своей провинции.
Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отечества нам сладок и приятен!» Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патриотические чувства должны стоять выше преклонения перед заграничным.
У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые достойны того, чтобы их уважать и следовать им. А слепое подражание всему иностранному выглядит смешно и нелепо.
Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним «общения» одним из моих любимых героев, состоит в том, что он несовместим с «веком минувшим».
Все его установки, его взгляды устремлены в будущее, он готов к искренности и открытости отношений, он верит, что слова «родина», «Россия», «гражданский долг» — не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам.
И уже одним этим становится опасен для Фамусова и подобных ему. Чацкий трагически переживает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать.
А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.
Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеялся. Его душат злость и обида, вот почему он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова желчным монологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы; из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Герой пришел к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательством. Он повзрослел и начал лучше понимать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:
Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…
Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произошедшей в сознании героя. Чацкий осмыслил уроки, которые преподнесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-moe-otnoshenie-k-chackomu.html
$AlexLat$
Прекрасное произведение «Горе от ума» Александра Грибоедова — вызов против светского общества, его лицемерия и неискренности. Особенно сильно Грибоедов осуждает черту, которая присуща многим его современникам — чинопочитание, желание угодить всем, кто может помочь тебе сделать карьеру и добиться положения в обществе.
Чтобы свободно высказывать свои мысли, автор вводит в комедию единственного умного человека — Александра Андреевича Чацкого. В его уста он вкладывает слова, которые сказал бы сам. Главный герой не боится высказывать собственное мнение, открыто выражая протест против идеалов фамусовского общества, в то время как остальные совершенно не понимают его.
Все в нынешней Москве привыкли жить так,
как они живут, боясь что-то менять. Чацкого не было в городе
три года, но он уже наперёд знает всё, что тут происходит: Помилуйте, не вам, чему же удивляться? Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах. Все тот же толк и те ж стихи в альбомах. Так и у Фамусова все заботы сводятся к тому, что не забыть про то, к кому, когда нужно прийти на приём.
К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. …В четверг я зван на погребенье. …в четверг, одно уж к одному, А, может, в пятницу, а, может, и в субботу Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить… Высшее общество живёт по своим законам.
Авторитетными становятся только те личности, которые лучше гнут шеи перед высшими чинами.
Вот и Фамусов ставит в пример Чацкому дядюшку: Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Но Чацкий не такой. На вопрос, почему он не хочет служить, герой отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Уже эти его слова свидетельствуют о том, что Чацкий не приживётся в этом обществе. Равно как и общество не примет его. Свежо предание, а верится с трудом, Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол, не жалея! Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели. Прямой был век покорности и страха, Все под личиною усердия к царю. Но
какое-то время герой пытается изменить лживые законы высшего света.
Сначала он верит в то, что можно вразумить всех. Чацкий вступает в борьбу один против целого общества. Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Представители высшего общества не столько не понимают его, сколько не хотя понять. Для них Чацкий «Опасный человек!». Конфликт становится очень
острым как раз из-за того, что люди видят в главном герое силу
и боятся, что он действительно сможет всё изменить, переделать то, к чему они так привыкли. А для них нет ничего страшнее. И уже благодаря этому, нельзя сказать, что Чацкий проиграл в этой неравной битве против целого общества, хотя и не выиграл. То, во что верили люди всю свою жизнь
не так-то просто изменить за короткое время. И возможно
ли это вообще? Чацкий, безусловно, является положительным героем. Долгое время он отчаянно пытается открыть людям те истины, которые сам для себя открыл не так давно.
Герой до конца не может поверить в то, что его слова так и не затронут никого. Поэтому он так отчаянно обличает лицемерие и живость окружающих людей.
И только когда последняя надежда на присутствие хоть
каких-то здравых мыслей в головах представителей фамусовского
общества рухнула, мы слышим его слова, которые уже давно стали «крылатыми»:
«Карету мне, карету!»
Источник: http://alexlat.ucoz.ru/load/sochinenija_po_russkoj_literature/as_griboedov/mojo_otnoshenie_k_chackomu/223-1-0-680
Мое отношение к Чацкому и Молчалину
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года.
В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов.
В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел “самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности”, как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
Чацкий вырос в доме Фамусова,в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей.
Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного.
От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного дляфамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы.
Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно.
Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого – рушатся его надежды на личное счастье.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной, и “ум” понимался широко – как вообще интеллигентность, просвещенность, культура.
С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Пример тому – объявление сумасшедшим Чаадаева.
Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем “своим”, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. “Умеренность и аккуратность” – вот два “таланта”, которые он ставит себе в заслугу.
Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего “сужденья произнесть”, потому что в чинах он небольших, поэтому “надобно ж зависеть от других”.
Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.
Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.
Его тон, и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
https://www.youtube.com/watch?v=Hl_VvgpwNMw
Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука.
Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке.
Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних “теплых местечках” находилось больше достойных людей.
Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.
Источник: http://home-task.com/moe-otnoshenie-k-chackomu-i-molchalinu/
Сочинение по комедии грибоедова горе от ума. тема: мое отношение к чацкому
Прекрасное произведение «Горе от ума» Александра Грибоедова — вызов против светского общества, его лицемерия и неискренности. Особенно сильно Грибоедов осуждает черту, которая присуща многим его современникам — чинопочитание, желание угодить всем, кто может помочь тебе сделать карьеру и добиться положения в обществе.
Чтобы свободно высказывать свои мысли, автор вводит в комедию единственного умного человека — Александра Андреевича Чацкого. В его уста он вкладывает слова, которые сказал бы сам.
Главный герой не боится высказывать собственное мнение, открыто выражая протест против идеалов фамусовского общества, в то время как остальные совершенно не понимают его. Все в нынешней Москве привыкли жить так, как они живут, боясь что-то менять. Высшее общество живёт по своим законам.
Авторитетными становятся только те личности, которые лучше гнут шеи перед высшими чинами.
Вот и Фамусов ставит в пример Чацкому дядюшку: Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Но Чацкий не такой. На вопрос, почему он не хочет служить, герой отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Уже эти его слова свидетельствуют о том, что Чацкий не приживётся в этом обществе. Равно как и общество не примет его. Но какое-то время герой пытается изменить лживые законы высшего света. Сначала он верит в то, что можно вразумить всех.
Чацкий вступает в борьбу один против целого общества.
Представители высшего общества не столько не понимают его, сколько не хотя понять. Для них Чацкий «Опасный человек!».
Конфликт становится очень острым как раз из-за того, что люди видят в главном герое силу и боятся, что он действительно сможет всё изменить, переделать то, к чему они так привыкли. А для них нет ничего страшнее.
И уже благодаря этому, нельзя сказать, что Чацкий проиграл в этой неравной битве против целого общества, хотя и не выиграл. То, во что верили люди всю свою жизнь не так-то просто изменить за короткое время.
И возможно ли это вообще? Чацкий, безусловно, является положительным героем. Долгое время он отчаянно пытается открыть людям те истины, которые сам для себя открыл не так давно. Герой до конца не может поверить в то, что его слова так и не затронут никого.
Поэтому он так отчаянно обличает лицемерие и живость окружающих людей.
И только когда последняя надежда на присутствие хоть каких-то здравых мыслей в головах представителей фамусовского общества рухнула, мы слышим его слова, которые уже давно стали «крылатыми»: «Карету мне, карету!»
Сочинения » Сочинение » Сочинение по комедии грибоедова горе от ума. тема: мое отношение к чацкому
(нет оценок)
Loading…
Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-po-komedii-griboedova-gore-ot-uma-tema-moe-otnoshenie-k-chatskomu/
Сочинение мое отношение к чацкому
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года.
В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов.
В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п.
Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности», как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен.
Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей.
Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к ро-.
дине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы.
Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно.
Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема «ума9quot; в грибоедовское время была весьма злободневной, и «ум9quot; понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура.
С понятием «умный9quot; связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких «умников9quot; оборачивалась в глазах обывателей «безумием9quot;, «горем от ума».
Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева.
Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем «своим9quot;, что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон.
У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «Умеренность и аккуратность» — вот два «таланта9quot;, которые он ставит себе в заслугу.
Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?» Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего «сужденья произнесть», потому что в чинах он небольших, поэтому «надобно ж зависеть от других».
Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.
Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.
Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.
https://www.youtube.com/watch?v=Hl_VvgpwNMw
Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
Ведь нынче любят бессловесных.
https://www.youtube.com/watch?v=8AiQASHX-E4
Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей?
Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука.
Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке.
Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду.
Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям.
Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних «теплых местечках» находилось больше достойных людей.
Два характера, два типа поведения, два жизненных пути.
Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С.
Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.
29898 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Мое отношение к Чацкому и Молчалину
Смотрите также по произведению «Горе от ума»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого.
Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, — «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями».
Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Ренетиловым и тому подобными».
Еще жестче по поводу Чацкого высказался М. А. Дмитриев, которому принадлежит один из первых откликов на комедию «Горе от ума».
По мнению критика, Чацкий «есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого».
Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум — это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды.
Для Чацкого же ум — это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить. Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала «Сын отечества» О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова.
В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время.
Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких. «Он уже не думает, слушают и донимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце — и ему как будто стало легче». И. А.
Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи. В основе комедии — любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву.
Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой.
Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал «мильоном терзаний».
Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий «мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь.
Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна».
Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: «Этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок». Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:
- Когда, бывало, в вечер длинный
- Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
- Играем и шумим по стульям и столам.
Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой.
Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца.
Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием — указать на недостатки:
- «Да! Грозный взгляд, и резкий тон,
- И этих в вас особенностей бездна;
- А над собой гроза куда не бесполезна. »;
- «Заметно, что вы желчь на всех излить готовы».
Любовные неурядицы Чацкого сопровождаются его острым конфликтом с фамусовским обществом. Высказывая свое отношение к жизни, Чацкий вовсе не собирается «бросать вызов», но постепенно его раздражение нарастает. Основной удар его критики направлен на Фамусова. Это и понятно.
Чацкий видит, какие глубокие изменения произошли в сознании Софьи, а кто, как не батюшка, влиял на формирование подобного отношения к жизни.
Но, с другой стороны, в пламенных «нравоучительных» речах Фамусова содержится столько откровенной глупости и невежества, что нашему пылкому герою ничего не остается, как защищаться, отстаивая собственное мнение. Чацкий восстает против попытки Фамусова навязать ему идиллическое представление о прошлом.
Он уверен, что «нынешний век» далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. «А судьи кто? » — восклицает Чацкий. В монологе, который по жанру является гражданской одой, поэт наряду с изображением разлада героя с обществом анализирует общественную среду, прикасается к главным пружинам жизни.
Чацкий отстаивает право жить своим умом, не видя достойных образцов в «отцах отечества». Последняя строфа оды рисует положительную программу героя, основным смыслом которой является защита свободной жизни.
Я восхищен смелостью и отвагой, с которыми Чацкий вступает в единоборство с устоявшимися традициями, взглядами на жизнь.
Он является одним из тех «сумасбродов», которые во все времена пытались заставить общество дышать новым, свежим воздухом, а не задыхаться в затхлой атмосфере невежества, лицемерия, тщеславия. Вызывает сочувствие и то, что в личной жизни Чацкий был несчастлив.
Он обладал в полной мере всеми достоинствами, позволяющими ему называться гордым именем Человек. Но такие как Чацкий успевают лишь сеять зерна истины, а плоды пожинают другие. Именно безнадежность успеха — главная беда Чацкого и ему подобных.
Каждое дело, требующее обновления, вызывает в нашем сознании образ Чацкого, и какие бы жизненные задачи ни решали люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и стремления уйти от рутины к «свободной жизни» — с другой.
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: http://miyakirb.ru/3118/
Сочинение
Образование 26 августа 2017
Сочинение «Мое отношение к Чацкому» входит в перечень обязательных, потому что позволяет проанализировать главного героя с разных точек зрения. Ведь его взгляды на жизнь сильно отличаются от общепринятых, а смелые идеи повергают московское общество в изумление. Но, несмотря на всю правильность убеждений, кто же все-таки Чацкий — победитель или побежденный?
Немного о главном герое
Прежде чем приступить к ответу на вопрос о том, удалось ли ему одержать победу, в сочинении «Мое отношение к Чацкому» нужно рассказать о личности и образе жизни этого персонажа. С главным героем читателя уже знакомят в разговоре других персонажей пьесы. И тогда же становится понятным, что у Александра Андреевича есть возлюбленная, с которой они вместе росли, — Софья.
Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.
Представление о его жизни можно составить лишь из обрывков речи других героев. Он начинал карьеру вместе с Молчалиным, она складывалась удачно, но он не смог привыкнуть к бюрократическим порядкам.
Также молодой человек был военным, но и это занятие оставил. Несмотря на то что ни на одном месте Чацкий не задерживался надолго, это не говорит о легкомысленности молодого человека.
Он не остался на этих поприщах, потому что «служить бы рад — прислуживаться тошно».
Чацкий — это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей фамусовского общества лучше всего покажет его характер.
Сравнение Александра Андреевича и Молчалина
Почему в сочинении «Мое отношение в Чацкому» будет уместным сравнить этих двух персонажей? Потому что главной темой пьесы является конфликт между «веком минувшим» и приходящим ему на смену «веком новым». А Чацкий и Молчалин являются представителями этого конфликта.
Молчалин — это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни — это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства.
Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе. А это для Фамусова и его знакомых было очень важно.
Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград.
Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения.
Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.
Чацкий и Софья
Но сложность положения главного героя не ограничивается враждебностью к нему фамусовского общества. В сочинении «Мое отношение к Чацкому» можно кратко написать о том, что единственной его опорой была любовь к Софье. Ему не давала отчаяться надежда на то, что девушка станет его женой.
Он до последнего отказывался верить в то, что она предпочла ему Молчалина. Когда же Чацкому становится известно, что Софья пустила слух о его безумии, то последнее, что его удерживало в Москве, было утеряно. Ведь ради нее он и вернулся обратно, храня в сердце образ, который увез с собою. И разрушение этой иллюзии помогает Чацкому решиться уехать.
Противопоставление обществу Фамусова
В сочинении «Мое отношение к Чацкому» одним из ключевых моментов будут отношения между героем и фамусовским обществом. В этом конфликте не просто столкновение личностей — это отражение того настроения в обществе, которое царило во времена писателя. Это время грядущих реформ, которые должны были произойти в обществе.
Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества. Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность.
«Мильон терзаний» Чацкого
В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.
Ему кажется, что он не сможет ничего сделать один. И поэтому главный герой решает уехать. Трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, Чацкий — победитель или побежденный. Потому что кажется, что он ничего не сделал — общество осталось прежним.
Но на самом деле Чацкий заставил их бояться и смог им показать, что перемены неизбежны, что «век грядущий» сменит «век минувший».
И потом уже другие люди докажут им (а может, и сам Чацкий с товарищами), что идеи главного героя были правильными, что он является победителем.
Источник: fb.ru
Источник: http://monateka.com/article/245021/