Анализ произведения карамзина наталья, боярская дочь

«Наталья, боярская дочь» Карамзина: особенности обрисовки персонажей, авторская позиция

Экзамен: Русская литература 18 века

Карамзинский рассказчик в “Наталье, боярской дочери” не просто открывает для нас историю героев, сопереживая тому, о чём ведётся речь, он свободен в своей беседе с читателем, часто весел и ироничен.

Соотнесённость с жанровым каноном оды вновь возвращается в первой, и основной, характеристике, предваряющей появление добродетельного боярина Матвея, отца Натальи.

Его главные умения – способность быть “другом человечества”, принимать удары судьбы и без боязни идти навстречу смерти; как легко представить портрет такого человека, читая строки философских од поэтов – предшественников Карамзина: А. П. “Сумарокова, М. М. “Хераскова или В. И. “Майкова.

“Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества.

Обратите внимание

Уже минуло ему шестьдесят лет, уже и кровь медленнее обращалась в жилах его но доброму ли бояться сего густого непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? Он идёт вперёд, бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным – хотя тёмным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность”.

Своеобразие первой исторической повести Карамзина состоит в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Героиня повести Наталья – единственная дочь престарелого вдовца боярина Матвея Андреева. Изображается уединенная теремная жизнь молодой девушки, ее скромные забавы вместе с соседками-подругами.

Главное содержание повести – любовные переживания героини, начиная с непонятных ей самой тревожных томлений и кончая всепоглощающей страстью, овладевшей ею при встрече с избранником ее сердца. Наталье разрешалось появляться за пределами дома только в церкви и то под присмотром мамки.

Здесь-то и происходит ее знакомство с Алексеем Любославским, сыном опального боярина, вынужденным скрываться в подмосковных лесах. По убедительной догадке А. Старчевского, отправной точкой при создании повести послужил “брак царя Алексей Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева”.

Но от этой исторической основы в повести, кроме имен, ничего не осталось. Историзм произведения носит пока еще поверхностный характер и ограничивается предметами быта, одежды, оружия XVII в.

В повести Карамзина факты биографии А. С. Матвеева(воспитатель матери Петра I боярин Артамон Сергеевич Матвеев) поделены между двумя героями. Первая, благополучная часть его жизни послужила материалом для образа отца Натальи – боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А. С.

Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем отразилась в судьбе боярина Любославского и его сына Алексея. Карамзинский боярин Матвей представлен мудрым и нелицеприятным наставником царя, защитником всех обиженных. Он выступает как посредник между народом и верховной властью.

Не боясь опалы, говорит царю все, что думает, справедливо разрешает судебные споры, всегда стоит только за правду. Особое место отведено хлебосольству и нищелюбию отца Натальи; филантропия всегда была одним из краеугольных камней общественной программы Карамзина. Семейные, домашние добродетели служат у Карамзина надежной опорой для общественных.

Важно

Боярин Матвей – идеальный отец и столь же идеальный гражданин. Алексей Любославский – нежный сын, образцовый супруг и вместе с тем отважный воин. Даже в Наталье любовь к мужу пробуждает воинский пыл, и вместе с Алексеем она выходит на ратное поле. Разумеется, не следует видеть в этом произведении верное отражение социальных и семейных отношений XVII в.

Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в., перенесшего на прошлое свое представление об идеальном сословно-монархическом государстве и противопоставившего этот идеал общественным отношениям своего времени.

Источник: http://www.testsoch.info/natalya-boyarskaya-doch-karamzina-osobennosti-obrisovki-personazhej-avtorskaya-poziciya/

Композиция повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Несложности сюжетной линии соответствует ограниченное число действующих лиц. Перед нами проходят добрый «сказочный» царь, его добродетельный приближенный – боярин Матвей, его дочь, ее возлюбленный и ее няня. Но при ограниченном количестве персонажей не все они раскрыты в повести с одинаковой полнотой.

Повесть «Наталья, боярская дочь» сравнительно невелика и не очень богата событиями «внешнего» характера, так как основной интерес автора сосредоточивается на событиях «внутренних», психологических.

Однако повесть, как бы сама собой, делится на две части, отличающиеся характером содержания и в особенности темпом развертывания в них действия.

Создавая «Наталью, боярскую дочь» в новом жанре «сентиментальной повести», Карамзин вместе с тем не порывает связей с предшествующей и современной ему литературной традицией. В некоторых случаях писатель еще остается в пределах традиции, чаще преодолевает ее, Но именно поэтому повесть так органично вписывается в общую картину историко-литературного процесса.

Карамзин набрасывает яркую картину опустевшей Москвы, где, после выступления русских воинов против врага, остались лишь слабые старцы да женщины: «Увы! какая пустота в столице российской. Все тихо, все печально.

На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские».

Но уже в «Письмах русского путешественника» встречаются картины такого же характера (хотя и не на русском материале), а в «Бедной Лизе» имеются попытки исторической живописи на материале отечественной истории.

Описывая Симонов монастырь, Карамзин представляет взору читателя «изображение чудес, в сем монастыре случившихся,- там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества – печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях».

Рекомендуем почитать ►

Главный образ пьесы «Вишневый сад»

Какую бы драму, основанную на борьбе «долга» с «чувством», создали бы писатели-классицисты, окажись их герои в подобном же положении.

Тем не менее, отдельные нити, связывающие «Наталью, боярскую дочь» с волшебно-авантюрными романами, можно найти во многих местах повести. Карамзин не только пародирует их и иронизирует над ними, но иногда попадает под влияние этих романов. Известно утверждение писателя о пользе чтения такого рода произведений.

Совет

Со стороны стиля повесть Карамзина также представляет несомненный интерес. «Наталья, боярская дочь» – повесть сентиментальная, но в ней имеется ряд характерных особенностей, свойственных новому зарождающемуся литературному направлению – романтизму. Ряд ситуаций повести подан Карамзиным явно в духе предромантизма.

В этом отношении примечательна сцена венчания Натальи с Алексеем. Обряд венчания совершался в таинственной, мрачной обстановке престарелым священником, «согбенным бременем лет»; только внук его – послушник и Натальина мамка были свидетелями; роль церковных певчих исполняли порывы ветра, «который шумел в худое окно церкви».

Не зная, кто были врачующиеся, священник закончил венчание проповедью, в которой сказал, что «любовь супружеская есть любовь святая, божеству приятная», и обещал новобрачным «благополучие в жизни», если они будут всегда любить друг друга; и это, несмотря на то, что брак был совершен без родительского «благословения».

Устами священника автор как бы сам «благословляет» искреннее и настоящее человеческое чувство, ставя его выше вековых предрассудков и этим сам становясь выше их.

Началом второй «части» следует считать побег Натальи с Алексеем. С того момента, как Наталья с Алексеем поселились в лесу, Карамзин начинает вести рассказ в двух планах, создавая контрастные картины: то, описывая жизнь новобрачных, то возвращая внимание читателей к Москве.

Этим композиционным приемом автор пользуется весьма искусно.

С одной стороны, рисуется нежная идиллия двух влюбленных, поселившихся в густом лесу, вдали от шумного мира, на лоне живописной природы наслаждающихся счастьем, которое и «описать-то возможно ли»; даже дикие звери «не приближались к жилищу супругов и ревели только в отдалении».

С другой стороны, описывается Москва, смятение ее жителей, которым угрожали «свирепые литовцы», «восставшие на русское государство»; далее рисуется патриотический порыв «толп народных», восклицавших в один голос: «Умрем за царя государя! умрем за отечество или победим литовцев!»

Рекомендуем почитать ►

Сочинение по роману А. Камю « Чума»

Медлительной, эпически спокойной, с вставными рассуждениями автора, первой части противопоставляется вторая часть, более лаконичная, несколько более убыстренная, с привнесением элементов фантастики, сродной любовно-авантюрному роману XVIII века.

Обратите внимание

Проследим теперь соотносительность повести «Наталья, боярская дочь» с любовно-авантюрными романами. После венчания Алексея и Натальи, спустя некоторое время, «свадебный» поезд очутился около «маленького домика, обнесенного забором».

Подъехав к дому Алексея, находившемуся в густом лесу, мамка Натальи увидела несколько человек, вооруженных длинными ножами, и с ужасом воскликнула: «Ахти! мы погибли! мы в руках у разбойников!» Следующее за тем замечание автора устанавливает его, отчасти ироническое, отношение «к общим местам» авантюрных романов.

В коротком отрывке Карамзин как бы пародирует, удачно схватывая самую «суть» содержания этих романов: «Теперь мог бы я представить страшную картину глазам читателей – прельщенную невинность, обманутую любовь, несчастную красавицу во власти варваров, убийц – женою атамана разбойников, свидетельницею ужасных злодейств и, наконец, после мучительной жизни, издыхающую на эшафоте под секирою правосудия, в глазах несчастного родителя; мог бы представить все сие вероятным, естественным, и чувствительный человек пролил бы слезы горести и скорби, но в таком случае я удалился бы от исторической истины, на которой основано мое повествование».

Источник: http://www.getsoch.net/kompoziciya-povesti-karamzina-natalya-boyarskaya-doch/

История в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского».

В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней».

Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее.

Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое.

Хотя исторические приметы довольно‑таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения.

Важно

Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит‑рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце».

Читайте также:  Анализ и мораль басни обоз крылова 8 класс

И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М.

иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно‑определенного, вполне точного ― было делом будущего.

Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»

Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать».

История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто‑насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж.

Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях‑хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного.

Совет

Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича.

Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

Источник: http://resoch.ru/istoriya-v-povesti-karamzina-natalya-boyarskaya-doch/

О чем повесть “наталья, боярская дочь” карамзина

Рассказчик тоскует о временах, когда “русские были русскими”, а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом.

Не зная грамоты, она росла, как цветок, “имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц”. Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяластарая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила “семнадцатая весна жизни ее”. Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце ее проснулась потребность любить.

Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла – это он.

Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвертый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки ее терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюбленным встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил ее обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привез Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожены поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику.

Тогда Алексей признался, что он – сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр “восстали против законной власти юного государя”. Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету.

“Верный друг отворил ему дверь темницы”, боярин бежал, много лет прожил среди чужих племен и умер на руках у единственного сына. Все это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу.

Обратите внимание

Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свел знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Все это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привез другую весть – о войне с литовцами.

Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода.

Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привез царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это – сын боярина Любославского.

Государь уже знал о несправедливом доносе от умершего недавно мятежника. Боярин Матвей же с радостью узнал в младшем брате героя Наталью. И царь, и старый боярин простили молодым супругам самоуправство. Они переехали в город и еще раз обвенчались.

Алексей стал приближенным царя, а Боярин Матвей прожил до глубокой старости и умер в окружении любимых внуков.

Через века рассказчик нашел могильную плиту с именами супругов Любославских, распложенную на месте ветхой церквушки, где влюбленные венчались в первый раз.

Источник: http://schoolessay.ru/o-chem-povest-natalya-boyarskaya-doch-karamzina/

Характеристика Натальи (по повести Н. М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”)

Главная героиня повести Карамзина – Наталья, дочь боярина Матвея Андреева. Я считаю, что эта героиня – идеал автора. Образом Натальи Карамзин показал, какой должна быть настоящая женщина. Наталья Андреева – 17-летняя девушка. Она очень красива: “Наталья была всех прелестнее”. Ничто не могло сравниться с белизной ее лица и алостью ее щек.

Черные глаза Натальи, густые темно-русые волосы, нежность кожи девушки вызывали всеобщее восхищение. Боярин Андреев души не чаял в своей любимой дочери.

Но прекрасней всего была душа Натальи: “…наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц: одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки…”

Важно

Наталья очень любила свою родную Москву, обожала отца, была искренне привязана ксвоей няне. Весь день героиня проводила в делах: вышивала, молилась богу. Но ей не были чужды и развлечения. Наталья часто ездила в гости к своим подругам, где они весело проводили время, но под строгим присмотром старших. Так мирно и счастливо Наталья дожила до 17 лет.

Но вскоре одна печаль стала грызть душу героини. Она начала тосковать по любви, по любимому человеку. И, когда он появился в ее жизни, Наталья не задумываясь пошла за любимым на край света. Алексей, возлюбленный героини, предложил ей бежать из родительского дома и тайно венчаться. Несмотря на большую привязанность и благодарность к отцу, Наталья выбрала свою любовь.

Мне кажется, Карамзин восхищается своей героиней. Автор считает, что именно так должна поступать настоящая женщина.

В этой серьезной ситуации проявился сильный и твердый характер героини. Когда она решилась бежать, то ничто не могло свернуть героиню с намеченного пути. Наталья безоговорочно поверила своему возлюбленному. Алексей привез свою жену в лесной дом.

Но

https://www.youtube.com/watch?v=r17ovaByJHM

она и не подумала испугаться, ведь ее любимый дал слово, что все будет хорошо. В замужестве героиня также проводила все дни в работе. Она не забывала своего отца и очень переживала, оставив его одного в полном неведении.

Поэтому Алексей посылал своего человека, который каждую неделю привозил вести о боярине Андрееве. Так супруги жили в мире и согласии. Но когда они узнали, что на Москву напали литовцы, то не смогли сидеть сложа руки. Наталья тут же решила отправиться в боевой поход вместе с мужем.

Героиня не мыслила себе жизни без Алексея. Как верная жена, она всюду следовала за своим суженым. Для того, чтобы быть рядом с Алексеем, Наталья переоделась отроком, не побоявшись изменить традициям. В итоге все закончилось хорошо. Москва была отбита, Алексей прощен государем и боярином Андреевым.

Молодожены счастливо зажили в Москве.

Наталья – идеальная героиня. Она прекрасна и внешне, и внутренне. Скромная и чистая, она в тоже время обладает сильным и живым характером. Наталья – верная и преданная жена. Ее счастье – в счастье мужа, за которым героиня пойдет на край света.

Наталья безоговорочно доверяет своему Алексею. Мне кажется, именно в характере своей героини Карамзин видит секрет ее счастья.

Источник: https://rus-lit.com/xarakteristika-natali-po-povesti-n-m-karamzina-natalya-boyarskaya-doch/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории Государства Российского».

В этой повести читателю показана любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней».

Перед нами соединение готического романа с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом – все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Совет

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «…никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа яма куприна

Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представляя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных». Собственно, весь этот славянский пласт мог бы быть и в «Бедной Лизе».

Рисуемые события отличались романтической остротой – внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое.

Хотя исторические приметы довольно-таки условны, но они – знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения.

Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит-рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце».

И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «…сей прав по моей совести, …сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса, сокрыть стыд свой от человеков».

Литературный критик Скобичевский иронизировал по поводу повести: «…все герои ее наивны, повествование мало имеет точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени – предметно определенного, вполне точного – было делом будущего.

Именно в этой повести Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением-вступлением: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т.е.

Обратите внимание

говорили, как думали?»Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом – его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки», хотя русские не читали тогда ни Дж. Локка «О воспитании», ни Ж. Ж. Руссо «Эмиля».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» – прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас – «особенная стать».

История в повести еще довольно условна и носит статичный характер. Скрыто-насмешливое упоминание кумира юности Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях-хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» – печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к чувству собственного достоинства.

Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – декорации для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все же устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила – впервые! – простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Дж. Стерна, а художником.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/karamzin-n-m/12538-istoriya-v-povesti-n-m-karamzina-natalya-boyarskaya-doch

Краткое содержание Наталья, боярская дочь Карамзин

Ключевым персонажем произведения является Наталья, представленная писателем в образе дочери боярина, приближенного к царскому трону.

События повести описывают жизнь допетровских времен, в которых царят порядки, предусмотренные Домостроем.

Героиня воспитывается в семье отца, шестидесятилетнего вдовствующего боярина Матвея Андреевича, являющегося верным помощником и правой рукой государя, отличающегося добрым и щедрым нравом.

Наталья описывается писателем в образе милой, красивой, кроткой, отзывчивой девушки с чистыми помыслами и нежной душой, воспитывающейся после смерти матери нянюшкой, служившей в их доме с давних времен.

Вся жизнь девушки состоит из регулярных посещений церковных служб, занятий рукоделием и встреч с подругами под присмотром нянек, но при этом Наталья остается мечтательным и думающим человеком, умеющим восхищаться красотой окружающей природы. Характерными чертами героини изображаются ее доброта, трудолюбие, послушание.

Достигнув семнадцатилетнего возраста, Наталью охватывает желание познать истинное чувство любви и однажды в храме девушка встречает красивого юношу, при виде которого сердце ее вспыхивает пламенными ощущениями, влюбившись с первого взгляда.

  Несколько дней подряд при посещении церкви девушка втайне надеется увидеть предмет ее обожания, но юноша на глаза Натальи не попадается.

Девушка перестает ощущать интерес к жизни, не желая принимать пищу, тоскуя и мучаясь, стараясь скрыть от близких причину своего грустного настроения.

Важно

Неожиданно юноша снова посещает церковь и молодые люди знакомятся, осознав, что чувствуют друг к другу искреннюю симпатию.

С помощью верной няни Наталье удается организовать свидание с молодым человеком, представившимся Алексеем, на котором юноша признается девушке в любви и предлагает ей руку и сердце.

Однако Алексей просит Наталью обвенчаться с ним тайно от отца, боясь, что не сможет получить благословение Матвея Андреевича, обещая возлюбленной покаяться перед родителем после свадьбы.

Влюбленные, поддерживаемые преданной няней, осуществляют обряд венчания в стареньком храме, а по окончании процесса Алексей поселяются в лесной избушке, где новоявленный муж рассказывает Наталье причину, по которой вынужден скрываться от окружающих. Алексей является сыном боярина Любославского, оказавшегося по клевете в царской опале и умершего в изгнании. Сын намеревается восстановить честное имя своей семьи перед государем, поскольку уверен в злом навете на своего отца.

Матвей Андреевич обнаруживает пропажу дочери и няни, но поиски исчезнувших женщин, даже с помощью государя, не приводят ни к каким результатам. Однако Наталья не забывает любимого отца, общаясь с доверенным человеком, рассказывающим ей новости о родителе, а также вышивая для любимого папеньки рукотканные полотенца, молясь о родительском прощении.

В один момент доверенное лицо приносит молодоженам новость о начавшейся русско-литовской войне, Алексей решает принять участие в защите родной земли, а Наталья отказывается расставаться с любимым супругом и, приняв мужской облик, отправляется с Алексеем на передовую, где сражается с врагом наравне с мужчинами.

На войне супруги отличаются невероятным мужеством и храбростью и весть о их подвигах в качестве двух братьев доходит до государя.

Влюбленные предстают перед царем, который уже уведомлен о лживом доносе на отца Алексея, и получают его царское прощение.

Совет

Матвей Андреевич узнает в одном из молодых храбрецов свою пропавшую дочь и с радостью бросается ей в объятия, простив ее неблаговидный поступок.

Обретя семейное спокойствие и получив благословение от отца и государя, Алексей и Наталья повторно венчаются и наслаждаются личным счастьем, подарив престарелому Матвею Андреевичу радость общения с внуками.

Пересказ повести Наталья, боярская дочь

Действие этой повести происходит в далекие допетровские времена, когда жизнь мирян протекала согласно устоям «Домостроя».

Матвей Андреевич – боярин, приближенный к государю. Он его верный помощник и правая рука. Был он человеком щедрым.

Матвею Андреевичу уже за шестьдесят. Он вдов. Единственной отрадой для него была дочь – Наталья. Девушка была мила, красива и кротка. Душа ее была чиста и отзывчива. Воспитанием ее занималась няня, которая была верной прислужницей ее покойной матери.

Девушка посещала обедни в храме. Затем, весь день она занималась рукоделием, а вечера проводила с подружками.

Вот, минуло Наталье семнадцать лет. Настала и для нее пора, когда сердце юных особ жаждет любви. Девушка впала в тоску, не понимая, что с ней происходит.

Но вот, однажды, встречается она в храме с красивым юношей. Девушка сразу же влюбилась в него. Как оказалось, и молодой человек тоже ее приметил. И в его сердце вспыхнула любовь к Наталье.

 Несколько дней он провожал красавицу до ее дома, не смея завести разговора. Потом, явился он к ней в дом. Признался юноша в своей любви девушке. Свидетельницей стала старая няня, которая и устроила им свидание. Юноша, которого звали Алексей, сказал Наталье, что боится сейчас говорить с отцом ее и предлагает ей обвенчаться тайно, а после признаться во всем боярину.

Девушка согласилась. Венчание состоялось. После, взяв с собой няню, Наталья вместе с ней и молодым супругом селятся в лесной избушке. Тут Алексей рассказывает ту причину, по которой приходится им скрываться.

Отец его, ныне покойный, вынужден был долгие годы жить в изгнании, так как был обвинен в участии в заговоре против государя. Это было клеветой. Но, так и умер он в чужих землях на руках у единственного своего сына.

А после кончины его и решил Алексей приехать в Москву и восстановить честь отца своего. Он поселился в этой избушке.

Обратите внимание

Так и прожили молодые всю зиму в лесу. Девушку все это время разыскивали, но тщетно. Один доверенный человек приезжал к Наталье и рассказывал ей об отце. Но, однажды, донес он до них весть о войне с литовцами. Алексей отправляется на место сражения. Наталья не оставляет его, а переодевшись в мужское платье, едет вместе с ним.

Герои совершают подвиг, бросившись смело в битву с недругом. Весть о двух храбрых братьях достигает царя. А Алексей и Наталья, возвратившись в Москву, о всем рассказывают.

Алексей становиться приближенным государя, который знал уже о напраслине, наведенной на отца его. Со своей верной женой они обвенчались еще раз и жили счастливо.

Отец простил дочери своеволие и дожил до глубокой старости в окружении детей и внуков.

Эта повесть, конечно же, о любви. О той любви, которая способна на подвиги ради любимого человека. Но, не только об этом. Еще одной ее главной мыслью является то, что во чтобы то ни стало нужно отстаивать честь семьи, что и сделал молодой боярин.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/karamzin/natalya-boyarskaya-doch-kratko

Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь» Ход урок

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока: «Жизнь сердца»

( по повести Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь»)

Ход урока:

На последних уроках мы имели возможность познакомиться с повестью Николая Михайловича Карамзина «Наталья, боярская дочь». Это первая наша встреча с Николаем Михайловичем Карамзиным, известным историком и писателем 18, начала 19 века. Повесть эта построена на материале русской истории.

Действие в повести происходит в Москве во времена царя Алексея Михайловича.

Писатель воссоздает быт и нравы русских людей 17 века, когда, по мнению автора, «…русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили …как думали…»

Воссоздавая картину жизни далекой эпохи, Карамзин подчеркивает, что царь Алексей Михайлович радел о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, любил народ свой, думал о благе отечества.

Под стать царю-батюшке были и бояре, на которых опирался царь.

Важно

Боярин Матвей, приближенный государя, не пользовался своим положением в корыстных целях, не разворовывал государственной казны, а был заступником и покровителем бедных.

Читайте также:  Карл великий в песне о роланде сочинение

Картина государственной гуманности и справедливости предстает перед нами в этой повести. Но ведь повесть названа «Наталья, боярская дочь»,

что свидетельствует о том, что писателя в большей степени занимала жизнь сердца, история жизни и любви Натальи.

Вот сегодня мы и остановимся на этой теме. Итак, тема нашего урока «Жизнь сердца».

Чтобы понять, почему «жизнь сердца», я хочу обратить ваше внимание на слова писателя: «Один великий психолог, которого имени я, право, не упомню, сказал, что, описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение сердца».

И далее автор описывает, как Наталья «проводила время своё от восхода до заката красного солнца».

Цель описания ежедневных занятий Натальи теперь ясна – «изобразить» жизнь сердца, т.е. жизнь души, внутреннего облика москвитянки.

Наша задача – следуя за автором, попытаться раскрыть внутренний мир нашей героини.

II Беседа по вопросам.

– Итак, Наталья – эта дочь боярина Матвея. В какой атмосфере проходит детство Натальи? Нам важно знать это, потому что мы знаем, что нравственное начало формируется в человеке в семье.

(Ученики рассказывают об отце, няне. Атмосфера нежной любви).

– Мать, рано умершая, была, по-видимому, достойной супругой боярина Матвея, потому что печаль об умершей супруге долго терзала сердце отца, пока не получил он утешение в дочери своей, в которой «увидел он новый образ умершей».

Итак, Наталья росла в обстановке большой нежной любви, заботы, в окружении высоконравственного отца, заботливой няни.

– Автор дает нам портрет девушки. (Обратите внимание, что лицо девушки в этот момент озарено лучами восходящего солнца)

( Зачитать)

– Какими языковыми средствами пользуется Карамзин, чтобы оживить созданный образ?

( Целый ряд эпитетов: «юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями», «нежные щеки», «алейший румянец», «белое лицо», «черные, пушистые ресницы»).

Яркие, контрастные краски:

«темно-кофейные волосы» – «белая грудь».

«черные ресницы» – «алейший румянец на белом лице»

– Как называется это средство выразительности? (Противопоставление: темный – белый, черный -алейший).

– Для чего использован этот прием?

(Чтобы подчеркнуть яркую, выразительную красоту девушки)

– А какие еще средства выразительности использует автор, чтобы подчеркнуть красоту?

(Сравнения. Проводит параллель: цветы в поле – красавицы Москвы, роза всех прекрасней – Наталья была всех прелестней).

Метафоры. (Приводят примеры)

– А раскрывает ли нам автор внутренний мир девушки? (Да, он хочет дать «вернейшее изображение сердца», рассказывая о времяпрепровождении нашей героини.)

(Зачитать со слов «Лишь только первые лучи солнца…»)

– А какие чувства испытывает Наталья? («чувствовала в сердце своём тихую радость; не умела красноречиво хвалить натуры, но умела ею наслаждаться»)

Ребята, а ведь в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

Сокровенно – любовное отношение к природе характеризует Наталью как девушку с богатым внутренним миром, тонко чувствующую натуру. Скоро и автор отметит, что «прелестная Наталья» имела и «прелестную душу».

Каждое утро Натальи начиналось с обедни (утренней церковной службы), где она с усердием молилась Богу, раздавала бедным деньги и шла к отцу.

– Это как-то характеризует девушку?

– Расскажите, что еще занимало нашу героиню.

Так протекала теремная жизнь девушки:

«Веселилась она, как вольная пташка, жизнь её текла, как прозрачный ручеёк стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков».

– Подведем итоги. Что же формировало характер Натальи?

Все это способствовало развитию эмоционального характера. Перед нами семнадцатилетняя девушка с вполне сформировавшимся характером. Мы видим обаятельную девушку, очень чувствительную, способную глубоко и тонко чувствовать, воспринимать окружающий мир и людей больше сердцем своим, нежели разумом. Автор заставил читателя с большим доверием относиться к своей героине.

– Но с некоторых пор Наталья изменилась («Наталья во многом переменилась – стала не так жива, не так резва … иногда задумывалась … не находила ни в чем прежнего удовольствия … красавица вздыхала и томилась»)

Совет

Что же произошло? Автор поспешил нам объяснить причину Натальиной грусти: «Появилась потребность любить, любить, любить!»

– «Человек, по словам Пушкина, – это часть природы, его нельзя разлучить с ней,ибо он, несмотря ни на что, вынужден подчиняться её законам».

Естественность и гармония природы не ускользнула от наблюдательного взгляда девушки: она заметила, что птицы живут парами, а рядом с ней никого не было. Она одна.

Но Наталья не понимала, что с ней происходит. Найдите слова, характеризующие состояние героини:

– «не умела дать отчёта в своих новых чувствах»

– «не понимала сердечных своих движений»

– «не знала, как толковать сны»

– «не знала, чего желала»

– Посмотрите, сколько глаголов с отрицательной частицей не. И все глаголы имеют общую семантику: «разумом, умом понять не могла». Почему? Потому что жила чувствами («чувствовала и томилась»).

Её воображение рисовало ей «прелестный, милый образ», «призрак», являющийся её взору и исчезающий.

У неё богатое воображение, ведь образ её возлюбленного создавался не на героях книг или фильмов, а силой её воображения.

И потому, когда в церкви она встретилась взглядом с «прекрасным молодым человеком», «сердце сказало ей: «Вот он!»

«Новый свет воссиял в душе её, как будто бы пробужденной явлением солнца…»

С этого дня началась новая жизнь для Натальи, жизнь, озаренная светом любви, наполненная и радостями и горестями, потому что, увы, «самая нежнейшая, самая пламеннейшая страсть родится всегда с горестью»: влюбленный не уверен во взаимности любви.

– Прочитайте, что испытывает Наталья, когда сердце сказало ей: «Вот он!»

Посмотрите, в каком смятении находится наша красавица:

«Она потупила глаза свои, но ненадолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своём и снова затрепетала в своём сердце».

– Посмотрите, какие глаголы употребляет автор в ряду однородных членов, чтоб живописать своеобразную «борьбу» застенчивости Натальи и её желания взглянуть ещё раз на прелестного юношу.

А сколько пришлось пережить бедной Наталье, когда она не встретила юношу ни на другой, ни на третий день. (Зачитать: «… чувствительная боярская дочь не хотела ни пить, ни есть, перестала спать и насилу ходить могла….Только по ночам лились слезы её на мягкое изголовье»)

– А теперь давайте посмотрим, как автор описывает состояние влюбленной девушки, когда на четвертый день он, наконец, появляется.

(Вошел первый человек – не он! Вошел другой – не он! Третий, четвертый – все не он! Вошел пятый, и все жилки затрепетали в Наталье – это он, тот красавец, которого образ навсегда в душе её впечатлелся! От сильного внутреннего волнения она едва не упала и должна была опереться на плечо няни своей.)

Обратите внимание

Позднее, когда долгожданная встреча состоялась, в глазах влюблённых «изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце».

(Иллюстрация)

– Такими вы представляли героев?

– Ребята, вы заметили, что рядом с героиней постоянно присутствует автор. Он словно боится, что читатель ненароком обидит её, будет неверно оценивать её поступки.

Автор предостерегает нас: не спешите порицать её за любовь с первого взгляда: «…не сомневайтесь в истине; не сомневайтесь в силе того взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга сотворенные», не спешите порицать её за безрассудное, на первый взгляд, решение (бежать из родительского дома и венчаться с человеком, которого не знаешь). Автор уверен: принятое решение не есть безрассудство, потому что она доверяет себе, своему сердцу:

«Если бы все люди, сколько их было тогда в русском царстве, в один голос сказали Наталье: «Алексей-злодей!», она бы с тихою улыбкою отвечала им: «Нет!.. Сердце моё знает его лучше, нежели вы, сердце мое говорит, что он всех любезнее, всех добрее».

В этом поступке раскрывается характер Натальи: она решительна, мужественна: «на лице её видны были знаки сильных душевных движений, но не сомнения, не колебимости – ибо она решилась», зная наверняка: «милый душе её не может быть злым человеком!»

– В каком ещё поступке раскрывается Наталья как женщина преданная, самоотверженная?

(Когда Алексей решился ехать на войну со «свирепыми литовцами», которые « восстали на Русское царство». Верный сын своего отечества, Алексей намеревался победить и заслужить милость царскую. Наталья решается отправиться с ним, чтоб в минуту опасности быть с ним и своим щитом прикрыть его.)

– Что, по-вашему, лежит в основе её столь решительных поступков? (Любовь к Алексею).

– А достоин ли был Натальиной любви её избранник?

– Чем заканчивается повесть? («Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостью… чувства их составляли восхитительную гармонию»).

– Вернемся к повести и вспомним, что во время обряда венчания обещал им престарелый священник.

(Зачитать: Я не знаю и не спрашиваю, кто вы, но именем великого Бога, которого нам и мрак ночи и шум бури проповедует, – именем непостижимого, ужасного для злых, для добрых милосердного обещаю вам благоденствие в жизни, если вы будете всегда любить друг друга, ибо любовь супружеская есть любовь святая, Божеству приятная, и кто соблюдает её в чистом сердце – в нечистом же она жить не может, – тот приятен Всевышнему. Грядите с миром и помните слова мои!»)

– Почему сбылось обещание старого священника?

– Значит, при венчании обещанное старым священником «благополучие в жизни» стало реальностью. Да, именно так заканчивает автор свое повествование.

Подведем итог.

Итак, тема урока «жизнь сердца» молодой девушки. Автор свою задачу видел в том, чтобы дать «вернейшее изображение сердца» Натальи.

Посмотрим на экран. (работа с обобщающей таблицей)

Здесь собраны выдержки из текста, где автор отмечает только то, что составляет внутреннюю, «психологическую» сущность своей героини.

– Какие слова здесь являются ключевыми? (чувство, сердце, душа, любовь) Вот эти настоящие человеческие чувства и составляют, по мнению автора, «летопись человеческого сердца». Поэтому он устами старого священника «благословляет» эти чувства, ставя их выше вековых предрассудков.

«Вернейшее изображение сердца»

– чувствовала в сердце своем тихую радость;

– чувствовала некоторую грусть томность в душе своей;

– Сердце… желает чего-то другого: оно хочет такого сердца… которое вместе с ним составляло одно чувство, нежное, странное, пламенное…

– новый свет воссиял в душе её…

– не сомневайтесь в силе взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга… сотворенные

– в глазах «изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце»

сердце мое знаетсердце моё говорит

– Наталья просыпалась и – любила; вставала с постели и – любила; молилась – и любила; что ни думала – всё любила и всем наслаждалась;

чувства их составляли восхитительную гармонию

Источник: https://refdb.ru/look/1788134.html

Ссылка на основную публикацию