Анализ рассказа дочь ивана, мать ивана распутина

Проблема народного самосознания в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Попова Т.П.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 г. Новокубанск

Проблема народного самосознания в повести В. Распутина

«Дочь Ивана, мать Ивана»

Валентин Распутин – один из тех писателей, чьи произведения при прочтении захватывают дух. Читая их, в каждом герое мы находим черты себя и окружающих нас людей. Многие критики видят в Распутине народного писателя.

Так, например, Юрий Селезнёв в своей статье «О прозе Валентина Распутина поздних лет» пишет об авторе как о продолжателе лучших традиций русской классики: он «один изведущих наших писателей, один из тех, по которому мы вправе судить и об общем состоянии дел в литературе…

»; он «принадлежит к писателям… кто в силах угадывать в обыденных, кажется, фактах реальной действительности шекспировскую глубину.

А потому и стоит читателям Распутина не торопко пробежать по его рассказам и очеркам удовольствия или любопытства ради, но и понять, почувствовать, что тревожит сегодня чуткую совесть писателя, умеющего видеть подспудные процессы, улавливать в фактах явления и тенденции в их возможности развития».

Обратите внимание

Все мы знакомы с известными произведениями Распутина «Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». И в каждом из них автор сумел раскрыть непростые проблемы, не могущие не затронуть струны души читателей. В каждом из них автор создал свой неповторимый, порой противоречивый, образ русской женщины.

В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентин Распутин на примере героини Тамары раскрывает тему не покорно идущей женщины, а женщины, в которой просыпается самосознание, которая знает, что она такой же человек, как и те, кто её окружает, и поэтому она пытается отстоять свои человеческие права.

В центре произведения – образ сильной русской женщины Тамары Ивановны Воротниковой, которая по воле обстоятельств была вынуждена взять в руки отцовский обрез и застрелить насильника своей несовершеннолетней дочери.

Образ Тамары Ивановны показан писателем очень подробно. В каждой главе присутствует описание жизни главной героини для того, чтобы мы её лучше узнали и поняли её натуру изнутри, прожили то, что проживала она.

Тамара Ивановна деревенского корня. «Все делала с заглубом, запасом»: стряпню разводила на две семьи, капусты солила столько, что сами не могли съесть, мужа выбирала не спеша, нашла его в своем Анатолии. Моде следовала, дав ей «притереться в народе», то есть, увидев ее практичность и пользу.

В город из деревни убежала рано, но и тут не «опьянилась новизной», а «продвигалась вперед неторопливыми и выверенными шагами, выстраивая свою судьбу как крепость, без единого серьезного ушиба, только дальше и дальше».

Работала телеграфисткой, отдав дань детским романтическим представлением об этой профессии (по кино), но стало скучно, ушла водить грузовики, где и познакомилась с Анатолием.

Следом родила детей (дочь Светку и сына Ивана), чтобы быть к ним ближе, сменила работу водителя грузовика на воспитателя в детском саду, а вырастив их, ушла закройщицей на фабрику. И жизнь шла у неё спокойно, и сердце матери было на месте. Но в один день всё поменялось. После горя, которое случилось в их семье, ушли тот лад и спокойствие, которые были рядом всегда.

Важно

Что же оставалось делать, когда милиция не смогла помочь и счастье просто отвернулось? Неужели нужно было перетерпеть и жить дальше? И если придётся жить дальше, то как, зная, что преступник находится на свободе и может совершить другие преступления?

Именно об этом пишет Валентин Распутин в своей не похожей на остальные произведения повести. Сам прозаик рассказывал о работе над книгой: «С повестью я провозился долго. Начинал и бросал, снова начинал и снова бросал. Останавливал самосуд Тамары Ивановны, чем бы он ни вызывался, какой бы безысходностью ни подталкивался.

Можно было допустить, что в сложившихся обстоятельствах (а обстоятельства эти черным пологом облегли всю Россию) – не оказалось у нее другого выхода: на войне как на войне. Однако имеет ли право писатель на оправдание выстрела? Но и обойти этот случай каким-нибудь виртуозным ходом я не мог, это сразу перекрывало мне возможность говорить откровенно.

Моя героиня и сама не может оправдывать себя, до конца жизни ей предстоят тяжелейшие нравственные муки, которые ни приговором, ни зоной среди таких же несчастных, не снимутся. Но еще страшнее и мучительнее была бы ее жизнь, если бы она позволила преступнику торжествовать победу и до последнего дыхания издеваться над ее правдой.

Для нее это значило бы, что мир в своих нравственных и законополагающих основаниях перевернулся, и никто не собирается устанавливать его на прежнее место».

Героиня убила, совершила грех, потому что мы не в праве лишать жизни тех, кому ее мы не давали. Человек не Бог, который только один может вершить суд.

Но как бы Тамаре Ивановне пришлось жить дальше, зная, что её любимая дочь больше не будет знать спокойствия, что теперь всё ей будет напоминать о том роковом дне.

Если на войне человек вправе убить, защищая свою семью, то пусть это тоже будет война, на которой она мстит за боль своей дочери, а значит и за боль многих девушек, которые бы попали в сети преступника. Поступок Тамары Ивановны – звучание голоса народа.

В словаре говорится, что «самосознание – это полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе». Тогда Тамара Ивановна – это женщина, которая выстрадала и прошла все этапы становления самосознания, поняла значение своей роли как матери в жизни дочери и просто как человека в жизни общества. 

Источник: http://litoros.agpu.net/MyEyes/ReviewWork/Popova.aspx

Краткое содержание Дочь Ивана, мать Ивана Распутина

В семье Тамары Ивановны случилась беда – пропала шестнадцатилетняя дочь Светлана. Девочка всегда возвращалась домой до девяти часов вечера – этого требовали родители, но была уже ночь, и мать сильно тревожилась. Она стояла у окна, непрерывно вглядываясь в темноту, и мысли, одна страшнее другой, приходили ей на ум.

Читайте также:  Любовь и предательство в повести иуда искариот андреева сочинение

Потом пришел муж Тамары, Анатолий, со своим другом Дёминым, и они поехали на другой конец города к подруге дочери расспросить ее о Свете.

Сама Тамара была родом из деревни. Отец ее, Иван – смекалистый, мастеровитый человек, в руках которого спорилось любое дело. Томка с малых лет тянулась к отцу и научилась от него разным полезным вещам. Кроме прочего, она неплохо разбиралась в ремонте автомобилей.

Совет

Приехала Тамара в город молоденькой девушкой.  Пару лет поработав на телеграфе, она ушла оттуда, потому что эта профессия казалась ей нудной и однообразной.

Затем, окончив водительские курсы, Тамара стала водить грузовые машины. С мужчинами вела себя строго, к Анатолию год приглядывалась, прежде, чем согласилась выйти за него замуж.

Затем родились дети: Светка, а через год с небольшим – Иван.

Светка бросила школу после девятого класса, выучилась на продавца, но на работу ее никуда не брали как несовершеннолетнюю. И бродила она по рынку с такими же неустроенными подружками в поиске разовой работы. Мать не могла себе простить, что разрешила дочке бросить школу и стать торгашкой.

И вот, расспросив подружку Лиду с пристрастием, родители пропавшей узнали, что Света познакомилась с азербайджанцем и он увел ее. На другой день, нигде не найдя дочери, родители обратились в милицию. А вскоре нашлась и сама Светка. Следователь допрашивал ее в присутствии матери, и Тамаре пришлось услышать ужасные вещи. Оказываются, дочь увели против ее воли, а потом били и насиловали.

Преступника задержали сразу, и родители девочки были убеждены, что тот будет наказан. И вдруг им заявляют, что дочь сама виновата и что преступник – не преступник.  И еще Тамара Ивановна увидела, как родственники насильника передали следователю пачку денег.

И мать принимает решение, после которого ей становится спокойно.

 Когда парня, надругавшегося над  девушкой, привели, чтобы отпустить на волю, из сумки женщины, караулящей в коридоре, раздается выстрел. Преступник мертв.

Эта повесть учит тому, что никакое зло не должно оставаться безнаказанным

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/rasputin/doch-ivana-mat-ivana-kratko

Урок по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе

Урок по повести В.Г.

Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» в 11 классе.

Багаева Надежда Ильинична, учитель русского языка и литературы

Произведения писателя В.Г. Распутина входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения. «Уроки французского», «Женский разговор», «Изба», «Пожар» – все эти произведения я обязательно рассматриваю на уроках литературы в разных классах.

В 2003 году В.Г.Распутин написал повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Книга так взволновала и потрясла меня, что я для себя решила: обязательно в 11 классе проведу уроки внеклассного чтения по этому произведению.

Рассказав ребятам о повести, я была приятно удивлена, что дети так заинтересовались произведением, что почти все выпускники приобрели эту книгу и прочитали. Примечательно то, что повесть прочитали многие родители.

Обратите внимание

Чтение по сути своей – дорога, ведущая навстречу писателю, самому себе, постижению мудрости жизни. Когда читатель, по словам В.Г.

Распутина, «доверчиво и самоотверженно переливается в героя, вместе с ним плачет, и радуется, и любит, он всю душу отдаёт книге, для него она не развлечение, а мучение, то сладкое, то горькое, и непременно возвышенное», только тогда можно сказать, что истинное, настоящее произведение наполняют нашу жизнь высоким, духовным смыслом.

На изучение повести В.Г.Распутина- «Дочь Ивана, мать Ивана» я взяла два часа. Тема уроков: « Нравственная проблематика повести В.Г.Распутина».

Цели:

-определить основную идею произведения и позицию писателя;•

-способствовать осмыслению учащимися нравственных тем произведения: продолжение традиций русского народа, воспитание любви к родной земле, к своим детям к русскому языку;

-осуждение социальных пороков современного общества;

-умение выбрать нравственные ориентиры, найти самого себя.

Оформление доски: иллюстрации учащихся (предполагаемые обложки к книге В.Г. Распутина, эмблемы), написанная из повести цитата:«Душою жалели Тамару

Ивановну, служебным положением осуждали за превышение… за превышение чего? – материнских и человеческих чувств, за превышение чувства справедливости? Но как еще можно противостоять бешеному разгулу насилия и жестокости, если государство своих обязанностей не исполняет, а правосудие принимается торговать законами как редькой с огорода? Как?»

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

В.Г. Распутин в интервью журналистам так сказал о назначении литературы: «Литература – искусство слова, но это искусство только тогда из красивой игрушки превратится в пульсирующую ткань жизни, когда оно освящено духовным и нравственным смыслом …

Я не понимаю и не принимаю литературу, не оплодотворённую очистительными и возвышающими чувствами».

И вот сегодня рассматривая повесть, мы с вами должны определить те высокие чувства, о которых говорил автор, несмотря на то, что в основной сюжетной линии Распутин показывает убийство, совершённое женщиной.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/153594-urok-po-povesti-vg-rasputina-doch-ivana-mat-i.html

О повести валентина распутина “дочь ивана, мать ивана” и теме зла в современной литературе

О повести Валентина Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана” и теме зла в современной литературе

Кокшенева К. А.

Проект либералов по назначению себя в консерваторы провалился стремительно. Быстро исчезнувшая газета “Консерватор” только и запомнилась, что скандалом ее главный журналист Дмитрий Быков представил публике страшноватый “портрет” Татьяны Толстой.

Этот скандал “среди своих” был бы совершенно не интересен, если бы не настойчивые набеги в консервативное пространство как Толстой, так и Дм. Быкова.

Первая опасается “ползучего перерождения светского государства в “православно-фундаменталистское”; а второй, умучивший себя непомерной ношей “консерватизма”, делает “сильные выводы” относительно “почвенной” литературы его статья “Снасильничали” недавно появилась в “Огоньке” (№ 44, 2003). Поводом Дм.

Важно

Быкову “показать себя” послужила новая повесть В. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”, впервые напечатанная в иркутском журнале “Сибирь” (№ 4, 2003), и вскоре опубликованная в столичном “Нашем современнике” (№ 11, 2003). Но еще прежде Быкова написал свою статью Владимир Бондаренко в “Дне литературы”, где он посочувствовал “долюшке женской”.

Читайте также:  Почему онегин обречен на одиночество? сочинение

Нет ничего удивительного в том, что критики заметили прежде всего “тему насилия” в распутинской повести. В провинциальном городе, в Сибире, мать (героиня Тамара Ивановна) отомстила за изнасилованную азербайджанцем дочь она убила его прямо в прокуратуре, не надеясь на справедливый суд и наказание насильника.

Распутин взял документ жизни, но за все эти годы культура наша проделала нечто такое с документом, что выхолостила его, сделала штампом, а саму жизнь сделала брэндом. Писатель взял “насилие и отмщение”, и тем самым, как бы ступил на территорию массовой культуры, потому как массовая культура уже давно приватизировала тему железного, мускулистого полу-человекамстителя.

И вот уже Тамару Ивановну утверждают этакой народной мстительницы-одиночкой. И вот уже Бондаренко поставил Распутина в затылок “пламенному Проханову и революционному Лимонову”. Да, борьба за влияние на массовую культуру в патриотической среде существует и для ряда писателей она даже и неизбежна Проханов и Лимонов именно в ней отвоевывали себе место.

Но как же опасны те механизмы культуры, те механизмы сознания, которые позволяют не видеть разницы между названными писателями!

Этот, столь прямой и обжигающий “контакт с реальностью”, задевает критиков больше всего: кого-то коробит от столь явной “публицистичности” (которую всегда противопоставляют в пику “художественности”, мол, нельзя уж так, прямо!); кого-то, как Быкова, “колбасит” совсем по иным причинам повесть с национальным акцентом допустима для него только в строго установленных либеральных стандартах. Вот если бы Светку изнасиловал русский отморозок или человек “без национальности” (как это было, например, в рассказе В. Астафьева “Людочка”), то это совсем другое дело здесь нет ничьей национальной “вины”, а есть “просто насилие”, к которому все уже давно привыкли как к общему фону жизни.

Кажется, Бондаренко слишком спешно читал повесть, не заметив в ней ничего другого, кроме “нравственного вывода”, что русская женщина сегодня сильнее, смелее, чем мужчина. Впрочем, на этом сущностном разрыве русской женщины и русского мужчины растаивает и Быков.

Я же пока только отмечу (а позже об этом буду говорить), что повесть Распутина гораздо обширнее и глубже того “факта насилия”, который привел критиков к столь кардинальным, но ложным выводам. А желающих узнать о силе русского мужика, отправляю прямиком к эпическому повествованию Василия Ивановича Белова “Час шестый”.

Совет

Думаю, что с его героем Павлом Роговым вряд ли бы захотел поспорить о “судьбе России” г-н Быков…

Самозванцы

Проворно лавируя на журналистском поле, Дм. Быков додумался до того, что “сквозная тема изнасилования” “кроваво-красной нитью проходит через почвенную литературу последнего десятилетия.

Город растлил, кавказцы снасильничали, плохие мальчишки до плохого довели… Да как же это? Да что же это вас, сердешных, все время насилуют? Так ли вы красивы, умны, во всех отношениях совершенны, чтобы это с вами постоянно происходило? Может не только китайцы да кавказцы, но и вы сами себя маленько…а? Был у меня спор со многими русофилами на эту тему, и всегда они говорят про насилие.

Но если вас все насилуют в диапазоне от Маркса до кавказцев, может, вы как-нибудь не так лежите? К тому же у кавказцев, насколько я знаю, ровно противоположное мнение насчет того, кто кого насилует, и мнение это подтверждается как хроникой кавказских войн, так и историей последних московских погромов.

Так, может образ страдающей изнасилованной кроткотерпицы страдает некоей как бы односторонностью… ась?”. Оставим без внимания все эти “ась” и “маленько”, как и скучный, бездарный ернический тон г-на Быкова. Любопытно другое чуть выше в этой же статье, он признавался, что всю жизнь читает Распутина “с чувством уважения и родства”.

Но коль скоро речь зашла о “почве”, тут же аккуратный критик предпочел безопасную дистанцию от “них”, русских, которые должны усомниться в своем уме, в своей истории, в своем положении (“не так лежим”). Впору задать вопрос: быть может, это вы так косоглазо смотрите? Быть может это вам “Русь не дает ответа”, поскольку вам нечем этот ответ слышать и воспринимать?

Источник: https://www.studsell.com/view/92103/

Урок по повести В. Г. Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана” “Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора”

Урок по повести

В.Г.Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”

“Человек в кризисной ситуации,

или Проблема выбора”

9 класс

Урок разработала учитель русского языка илитературы МБОУ СОШ№5г.ТимашевскаБахмутова Э.И.

Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора.

( По повести Валентина Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”)

Цель:

– осмысление проблем, поднятых писателем в повести;

– формирование активной гражданской позиции учащихся;- воспитание чувства ответственности, сопричастности к тому, что происходит вокруг

Эпиграф:

“Во всем, что происходит с нами и вообще в мире, истоки там, в наших душах, в том, чем они наполнены”. В.Распутин

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о писателе.

Валентин Григорьевич Распутина – известный российский писатель, дважды лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического труда, автор многих произведений, в которых нашли отражение острые проблемы современности.

Распутину характерна обостренная чуткость к происходящему. Художественный талант писателя и активная гражданская позиция позволяют его поставить в один ряд с известными писателями современности: В.Беловым, А.Солженицыным, В.

Астафьевым.

Обратите внимание

Распутин родился в 1937 году в Сибири, в небольшом поселке Усть – Уда, который был расположен на берегу Ангары. Живописный край, чудесная природа – вот истоки писательского творчества.

Распутин создал произведения, которые стали классикой российской литературы: “Деньги для Марии”, “Последний срок”, “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Пожар”.

Эти произведения мастера явились знаковыми и в какой – то мере – пророческими. Последнее значительное произведение писатель (повесть “Пожар”) было опубликовано в середине 80- х годов. Затем Распутин надолго замолчал, уйдя в публицистику.

Вновь заговорить о себе он заставил почти 20 лет спустя, когда в 2003 году сначала в журнале “Сибирь”, а затем в “Нашем современнике” была опубликована его новая повесть “Дочь Ивана, мать Ивана”. Сам писатель так сказал о своей новой работе: “В повести моей едва ли что нужно разъяснять, там все на виду.

Читайте также:  Образ михея тарантьева в романе обломов гончарова сочинение

И изгнание нашего отечественного духа, и насилие над “аборигенами”, и дешевое развращение “побрякушками” и “картинками”. И надо всем возвышается вопрос: чьи мы? кто мы? каким поклоняемся богам?”

В “Литературной газете” критик Александр Ананичев так написал о произведении: “Повесть Распутина – слепок времени. ..

Произведение не только интересное, но и поучительное, особенно для читателей, растерявших такие духовные свойства, во все века отличавшие русских людей, как решительность, мужество и твердость”.

Каждая строка повести “Дочь Ивана, мать Ивана ” выстрадана и наполнена нечеловеческой болью и переживанием за своих героев, а значит, и за всю Россию.За повесть “Дочь Ивана, мать Ивана” Валентину Распутину присуждена президентская премия.

2. Работа над повестью

Беседа по вопросам.

Повесть Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”, опубликованная в 2003 году, основана на реальных событиях, которые произошли в 1993 году в Иркутской области.

1) Вспомним сюжет повести Распутина.

( И событие, дающее жизнь сюжету, и сам сюжет повести Валентина Распутина”Дочь Ивана, мать Ивана” – страшно просты: русская девочка Света изнасилована рыночным торговцем – азербайджанцем. Мать Светланы, Тамара Ивановна, убедившись, что судебная система не в силах осуществить наказание, сама вершит правосудие – убивает насильника из собственноручно изготовленного обреза).

2) Убийство или возмездие? Как вы считаете?

(Учащиеся высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы.)

3) Почему именно в руки матери автор вкладывает орудие возмездия?

( Женщина, защищая своего ребенка, в кризисные ситуации способна на многое, даже на убийство человека, надругавшегося над ее дочерью)

4) Каковы истоки характера главной героини?

( Проследить по тексту повести, как складывается характер героини: детство, юность, влияние отца на характер героини)

5) Каким предстает отец пострадавшей девочки?

(Характер отца девочки слабее характера матери. Немаловажная деталь – фамилия Воротников – лишь подчеркивает второстепенность образа)

6) Как вы считаете, символично ли, что только главную героиню автор называет по имени – отчеству?

( Уважаемого человека всегда называют по имени – отчеству. Именно такой является Тамара Ивановна. Традиционно у Распутина женские образы сильнее, чем мужские. Именно женщина является хранительницей семьи, ее консолидирующим центром)

7) Обратим внимание на семантику имени главной героини: Тамара в переводе с древнееврейского (“финиковая пальма”), вспоминается и грузинская царица Тамара, правившая в XIII веке, которая отомстила своим врагам.

8) Каков смысл названия повести?

(Дважды повторенное “Иван” в имени сына и деда дает основание говорить о преемственности поколений. Сын – мать – дед – неразрывная жизненная нить, которая связывает семью)

9) Какие еще проблемы поднимает автор в своей повести?

( проблемы: преступление – наказание, отцы – дети, народ – власть)

10) Как решается первая проблема?

( За совершенное убийство главная героиня осуждена на шесть с половиной лет, она не пытается оправдываться: “Сама ответ держать буду”. В городе женщине сочувствуют)

11) Можно ли утверждать, что беда случилась с дочерью, потому что существовала проблема “отцов и детей”?

(Иногда недопонимание между старшим и младшим поколениями приводит к печальным и даже трагическим последствиям)

12) Как показаны в произведении народ и власть?

( Народ, уставший ждать, когда жизнь наладится, способен на открытое проявление недовольства, если власть продажна, не способна навести порядок)

13) Каковы приметы времени?

( Город, в котором все чувствуют себя неуютно, противопоставлен деревне с вековыми традициями. Хорошо живут лишь те, кто приспособился к новым условиям жизни, вписался в рыночные условия)

14) Что автор говорит о современной школе?

(Новомодные предметы вытеснили традиционные, школа – уменьшенная модель общества, в которой отразились все реалии современного времени)

15) Как автор показывает досуг молодежи?

( Учащиеся находят в тексте повести описание Дома пионеров, погром скинхедов)

16) Какая роль автором отводится сыну Ивану?

( Иван в отличие от надломленной Светланы характером пошел в мать, Тамару Ивановну. Он также не пасует перед опасностью, может за себя постоять. Зачитать фрагмент “На берегу”. После армии с артелью плотников Иван отправляется в деревню строить храм)

17) Тяжело ли было читать повесть? Дает ли автор совет, как найти выход из сложившейся ситуации?

( Свой взгляд на происходящее в России Валентин Григорьевич вложил в литературно выграненную формулу: “За эту эпоху жизнь закалилась и уплотнилась настолько, что она не признает никаких сомнений, ничего хлябающего, перетаптывающегося, и уверенно делает главное дело – чеканит из человека монету”)

18) Повесть Распутина вызвала разные отклики: положительные и отрицательные. Некоторые рецензенты считают, что повесть разжигает национальную рознь. Как вы считаете?

( Учащиеся высказывают свою точку зрения)

19) Можно ли молчать, когда на ваших глазах происходить утрата традиций, попирается святое, на чем веками держалась жизнь?

( Автор показал причины, почему это произошло с нами, поставил диагноз, наша задача сделать свой нравственный выбор)

3. Подведение итогов урокаМожно по – разному оценивать повесть В.Распутина, но важно то, что в изображении страдания, в описании людей, потерявших себя, ему по – прежнему нет равных. Точностью его диагнозов нельзя не восхититься. Распутину удалось главное: его произведения не оставляют читателя равнодушным.Невольно вспоминается ранее написанная вещь Распутина, где писатель сказал: “Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоить твой дом”. Давайте прислушаемся к мудрому совету писателя. Это наша земля, и от нас с вами зависит, каким будет завтра, от нас зависит, будем ли мы на своей земле хозяевами. Выбор за нами.

4. Домашнее задание: напишите сочинение – отзыв о прочитанном произведении В.Распутина: “Нравственные уроки повести “Дочь Ивана, мать Ивана”

Источник: http://psiholik.ru/urok-po-povesti-v-g-rasputina-doche-ivana-mate-ivana-chelovek/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector