Человек и природа в лирике пастернака (в творчестве, стихах) сочинение

Сочинения на Getsoch.ru

Тема человека и природы в лирике Б. Пастернака

«Милый Пастернак, Вы – явление природы…»
Марина Цветаева

       Борис Пастернак появился на свет в семье знаменитого художника и известной пианистки. Его детство прошло в окружении людей искусства, которыми прививалась любовь в музыке, поэзии, художественному творчеству.

       В детстве Пастернак желал связать свою судьбу с сочинением музыки, таково было влияние композитора Скрябина. Но вскоре будущий писатель и поэт решил круто изменить направление деятельности и получил образование на философском факультете университета.

       К теме отношений человека и природы в творчестве Пастернак подходит философски и музыкально.

Обратите внимание

       Произведения Пастернака отличаются целостностью мировоззрения, основой которого стала идея любви к жизни, благоговения перед природой. Смысл человеческого существования определялся Пастернаком как умение «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов».

Жизнь, по мнению поэта, состоит из мелочей. И нужно стремиться к тому, чтобы каждое мгновение, отпущенное человеку на земле, превращать в праздник – праздник единения с природой, открытия мира и человека.

А предназначение человека, владеющего искусством слова, — внушение человеку веры в жизнь, обучение умению удивляться и восторгаться красотой природы.

       Февраль. Достать чернил и плакать!Писать о феврале навзрыд,Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

       Пастернак пытается объяснить читателю, что не нужно приносить интересы личности потребностям общества. В природе все гармонично, и единение с ней позволит человеку преодолеть все стоящие перед ним проблемы: преодолеть страх одиночества, кратковременность жизни на земле и увидеть новые горизонты за гранью человеческого сознания.

       В книге стихов «Сестра моя – жизнь» любовная история героев развивается на фоне природных явлений. Начавшись весной:

       О неженка, во имя прежнихИ в этот раз твойНаряд щебечет, как подснежник,

Апрелю: «Здравствуй!»,

       она   развивается знойным летом (стихотворения «Степь», «Душная ночь»), а осень становится для влюбленных порой расставания («Осень… Как приелось жить!»).

Все приметы мира, в котором живет – любит, испытывает счастье, страдает – человек, встают в стихах в его опаленном страстью восприятии.

Важно

Мир и человек предстают как одно целое: гроза, которая, «как жрец, сожгла сирень» выглядит и как вспышка страсти (стихотворение «Наша гроза»).

       Книга стихов «Сестра моя – жизнь» писалась в годы социально – политических катаклизмов в России, на фоне революционных потрясений. Но лирический герой Пастернака не ощущает себя щепкой на дороге мироздания. Ощущение единения с природой позволяет ему быть выше сиюминутных катаклизмов.

       Герой этот эмоционально воспринимает все, что его окружает: «намокшая воробышком сиреневая ветвь», и снег, уподобленный кокаину, и весенний дождь, усмехающийся черемухе, и тишина – лучшее из всего, что слышал лирический герой. В восторг приводит его прогулка по ночной степи:

       Как были те выходы в тишь хороши!Безбрежная степь, как марина.Вздыхает ковыль, шуршат мураши,И плавает плачь комариный,И Млечный Путь стороной ведетНа Керчь, как шлях, скотом пропылен.Зайти за хаты, и дух займет:Открыт, открыт с четырех сторон.

Он готов расплакаться от счастья, наблюдая за плачущим садом (стихотворение «Плачущий сад»).

       Это особенное, почти навязчивое сближение человека и мира останется характерной чертой стиля Пастернака на протяжении всего его творчества.

       Но Пастернак идет и дальше утверждения, согласно которому все в окружающем мире живо и разумно. Он говорит о том, что творческое начало исходит не от человека, а от природы, и поэт взят ею как бы «напрокат» как орудие, средство выражения (стихотворение  «Определение поэзии»). Недаром Цветаева написала в письме Пастернаку: «Милый Пастернак, Вы – явление природы…»

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/289-tema-cheloveka-i-prirody-v-lirike-b-pasternaka.html

Человек, природа, творчество в лирике Б. Л. Пастернака. Художественное своеобразие стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..» » Шпоры для студентов

Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви.

Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение — обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин».

Совет

И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» — написал поэт в одноименном стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Так, пролетка за шесть гривен переносит его в мечты о весне с пасхальным «благовестом», «ливнем» и «слезами».

Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека.

Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Его душа полна «сухой» грусти от созерцания весеннего оживления этих птиц. Благодаря этой грусти, душевному оживлению, в душе поэта вновь просыпается творчество.

Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Это герой, равно как и Пастернак, считает единственно верным путем для истинного творчества:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет».

Обратите внимание

Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования.

Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/chelovek-priroda-tvorchestvo-v-lirike-b-l-pasternaka-xudozhestvennoe-svoeobrazie-stixotvoreniya-fevral-dostat-chernil-i-plakat.html

Природа в лирике пастернака

Природа в лирике пастернака Поэт Борис Пастернак — лирический живописец. Огромное ко­личество его стихов посвящено природе.

В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная тема его поэтического творчества.

Пастер­нак точно так же, как в свое время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь — именно «божий мир».

Важно

Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на писательской даче. Все ручьи, овраги, старые дерева этого чудесно­го места вошли в его пейзажные зарисовки.

Те читатели, которые, как я, любят стихи этого поэта, знают, что у него нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими кар­тинами бытия. Для Пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него.

Явления природы в стихах поэта приобретают свойства живых существ: дождик топчется у порога «скорей забывчивый, чем роб­кий», иной дождик у Пастернака ходит по просеке «как землемер и метчик». Гроза у него может угрожать, как злая женщина, а дом себя чувствует так, как человек, который боится упасть.

Пастернак наделяет дождик качествами поэта, и дождик пишет стихи:

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго до зари

Крапают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Звукопись передает нашему слуху звуки, издаваемые настоя­щим дождем.

Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие по масштабам стихам Маяковского. В первозданности кра­сок предстает перед читателем Урал в стихотворениях «На парохо­де», «Урал впервые». Есть у него и зарисовки севера — «Ледоход», «Отплытие».

Но более всего берут за душу стихи, в которых Пастернак изо­бражает природу близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запах ландышей и сосен:

Недавно этой просекой лесной

Прошелся дождь как землемер и метчик.

Лист ландыша отяжелен блесной,

Вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком,

Они росой оттягивают мочки,

Не любят дня, растут особняком

И даже запах льют поодиночке…

Мне очень нравится сборник стихов Пастернака «На ранних по­ездах». В этой книге поэт открыл для себя и новые поэтические го­ризонты, и обновленную утонченным чувством природу.

С такой волшебной силой создавал на холсте свои пейзажи, по­жалуй, только Куинджи.

Заметил я и то, что поэт изображает пейзажи, словно строит сюжет сказки:

Глухая пора листопада.

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо,

У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,

Пугает ее перед сном,

Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом.

Пастернак, кроме всех прочих его литературных заслуг, всегда будет волшебной сказкой для нас в своих стихах о родной природе.

Источник: https://prepodka.net/priroda-v-lirike-pasternaka/

Пастернак — тема человека и природы | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии».

Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году – книжка «Поверх барьеров», а в 1922 году – «Сестра моя – жизнь». Так поэзия навсегда стала делом его жизни.

Поэт был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это «высота, которая валяется в траве под ногами». Истина и добро составляют суть творчества настоящего художника, а философская тема человека и природы становится одной из главных в творчестве Пастернака.

В ранней лирике ощущается зыбкость взгляда молодого поэта на мир, на события, происходящие в стране. Не только юному поэту, но и людям искушенным было сложно разобраться в вихре политических потрясений того времени. Поэт уловил главное: мир стремительно менялся, но где же место человеку в нем? Собственный поэтический мир был для него убежищем, источником, в котором он черпал силы.

Совет

В цикле стихотворений «Темп и вариации» он говорит о необходимости противостоять разрушительным силам истории. В поэме «Девятьсот пятый год» лирический герой проходит период становления именно в годы революций. Грандиозность событий восхищает его, но вместе с тем проскальзывает мысль об «обличительных крайностях» насаждения новой власти.

Читайте также:  Сочинение рассуждение глобализация

Поэт не может вписаться в жестокую прозу революции.

Разделяя тезис о том, что «революция пожирает своих детей», Пастернак в поэме «Лейтенант Шмидт» утверждает, что герои революции одновременно ее жертвы. Поэт, все больше вникая в окружающую жизнь, убеждается, что поэзия выше людской суеты, что только в ней – высший смысл:

Искусство для Пастернака не зависит от катаклизмов эпохи. В своих высказываниях поэт всегда сохранял мудрую сдержанность культурного человека.

Он не собирался конфликтовать или настаивать в отличие от современных ему поэтов, с их лозунгами, агрессией, протестами. У Пастернака тихая лирика, но от этого значение ее не уменьшается, а возрастает.

В известном стихотворении «Стансы» поэт говорит о духовной свободе художника, о многом, чего он не мог принять в советской действительности, с ее декретами и постановлениями:

Мудрость и покой природы возвращали поэту веру в жизнь. Лирический герой поэзии Пастернака всегда вписан в окружающий пейзаж. Чувства человека, движения его души перекликаются с изменениями в природе. В стихотворении «Душная ночь» поэт рисует картину, которая мгновенно воспроизводится в душе читателя:

Восприятие природы у Пастернака тоже особое. Он меняет местами субъект и объект. Получается, что лирический герой оказывается не главным в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот.

У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: «Она шептала мне: “Спеши!” губами, белыми от стужи…». Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии.

Обратите внимание

Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника».

Большой поэтический дар и масштаб личности позволяли поэту по-иному воспринимать время: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно.

Или:

Источник: http://resoch.ru/pasternak-tema-cheloveka-i-prirody/

Мир природы в лирике б. л. пастернака

МИР ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ. В истории русской литературы можно встретить немало писате­лей и поэтов, которые красиво и вдохновенно писали о мире приро­ды . Но очень немногие могли настолько полно слиться с этим миром, раствориться в нем, как оригинальный и самобытный поэт XX века Борис Пастернак. «Вы — явление природы, — писала ему Марина Цветаева.

— Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком». Подобное сравнение встречается и у других авторов. «Впечатление, что всегда что-то слушает, непрерывность внимания и — вдруг — прорыв в сло­во — чаще всего довременное какое-то: точно утес заговорил или дуб », — так говорил о поэте А. Н. Архангельский.

И эти сравнения не слу­чайны: Борис Пастернак все время находился в состоянии востор­женного, молчаливого наблюдения — за жизнью, за окружающим миром, за миром природы. «Природы вечный соглядатай» — эти слова, сказанные о себе прекрасным поэтом А. А. Фетом, можно сме­ло отнести и к Б. Пастернаку.

Лирический живописец постоянно «подглядывает» за природой, как за живым, самостоятельно суще­ствующим, развивающимся и чувствующим существом:

Душистою веткою машучи.

Впивая впотьмах это благо,

Бежала на чашечку с чашечки Грозой одуренная влага.

На чашечку с чашечки скатываясь.

Скользнула по двум, и в обеих Огромною каплей агатовой Повисла, сверкает, робеет.

Только приблизившись вплотную, вглядевшись, затаив дыхание, чтобы случайно не спугнуть это чудо, можно увидеть волшебное дви­жение капель дождя по чашечкам цветка. Автор растворяется в природе полностью, сливается с ней, совпадает во всех чувствах и движениях души. Поверхностный, беглый взгляд никогда не спосо­бен уловить тончайшие оттенки переливающегося знойного возду­ха в хвойном лесу:

Текли тучи. Текли жуки с отливом,

Стекло стрекоз сновало по щекам.

Бога полон лес мерцаньем кропотливым.

Как под щипцами у часовщика.

Пастернак испытывал искренний, неподдельный восторг перед миром природы. И этот восторг, все состояние своей души поэт стре­мился подарить нам, его читателям. «Во всем мне хочется дойти до самой сути», — говорил он. И наиболее ярко это стремление отрази­лось в стихах о природе.

В постоянном внимании поэта к необъятным земным просторам, к вечно сменяющим друг друга временам года, к восходам и закатам солнца скрыта главная тема его поэтического творчества. Ему, как никому другому, удалось проникнуть в самую глубину жизни окружающего мира, понять взаимосвязь всех пред­метов и явлений в нем.

В природе, как ни в чем другом, отражаются все явления этого мира, все переживания человеческой души:

Земля и небо, лес и поле

Ловили этот редкий звук.

Размеренные эти доли

Безумья, боли, счастья, мук.

У Пастернака даже человек отсутствует как самостоятельный герой — он слит, растворен в природе, его почти не видно. А при­рода живет, дышит, мыслит, чувствует. Гроза угрожает, как злая женщина; снег идет в ногу со временем «с.

топами темными»; слы­шится «ручейков бессонных болтовня»; дождик ходит по просеке ♦как землемер и метчик», или «скорей забывчивый, чем робкий», топчется у порога, или как чудесный поэт, пишет стихи, «пуская в рифму пузыри», волны-мысли набегают в ровном ритме.

Ни у кого другого Црирода не выступает настолько одушевленной, как у Пас­тернака. В его пейзажах чувствуется живая душа — то игривая и озорная, то суматошная и порывистая.

Важно

Пейзажная лирика поэта во многом носит философский харак­тер. Образы природы то выступают объектами реальной действитель­ности, то олицетворяют человеческие переживания, то призваны создать определенное настроение, то выступают в роли каких-либо символов. Даже смысл самого своего призвания — смысл поэзии Пастернак передает с помощью образов природы:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Поэт смотрит на мир совершенно по-новому и как бы впервые. Потому его образы такие волшебные, такие непривычные, но поче- му-то все же понятные и близкие любому, кто сможет проникнуть­ся чувствами автора, взглянуть на природу его глазами. Это даже не образы, это некое эмоциональное состояние самого человека — слезы счастья, упоение, восторг:

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь!

У капель — тяЬкесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез.

В стихах Бориса Пастернака сама природа радуется, словно удив­ляясь собственному существованию. И тому же, что и природа, раду­ется человек. Он словно подражает ей, заражается ее эмоциональным состоянием.

Такая взаимосвязь укрепляется еще и тем, что природа часто становится неким зеркалом, в котором отражается душа чело­века.

И чтобы это отражение было приятным и гармоничным, чело­век должен жить, беря пример с мира природы, который, подобно храму, открыт всем желающим, всем способным в него войти.

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.

Но не каждый человек обладает такой способностью, ведь

Сколько надо отваги.

Чтоб играть на века.

Как играют овраги,

Как играет река.

Да, в стихах Бориса Пастернака природа предстает храмом, иде­алом, частью вселенской жизни, частью человеческой души, отра­жением любых эмоций и любых явлений. Она — зеркало, она — путеводная звезда, она — источник радости и надежды.

Но она еще и мудрый целитель, способный излечить от любых болезней и чело­века, и общество, и весь окружающий мир. Снег может «выводить* боль, «как пятна с башмаков», пыль глотает «дождь в пилюлях».

У поэта степные травы играют роль «сонных лекарств», «туман енот- ворен, ковыль как мед», а после дождя в воздухе пахнет «выпиской из тысячи больниц».

Великий мастер художественного слова Борис Пастернак сумел увидеть, услышать, почувствовать, понять мир природы в его мель­чайших деталях, во всех его изменчивых состояниях и проявлени­ях — так, как не сумел, наверное, никто до него.

Читая стихотворения Пастернака, мы погружаемся в этот вол­шебный мир всем своим существом, начинаем жить его жизнью, дышать его дыханием, чувствовать то, что чувствует окружающая нас природа.

Мы словно попадаем в сказку. И эта сказка всегда со счастливым концом.

Задумываясь над смыслом собственной жизни или вообще вселенского бытия, мы все чаще и чаще видим перед собой пейзажи Пастернака, слышим эхо его строк:

Пусть ветер, рябину занянчив,

Пугает ее перед сном,

Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом.

Источник: https://sochinenya.com/mir-prirody-v-lirike-b-l-pasternaka/

Каким предстает мир природы в лирике Б. Л. Пастернака?

1. Особенности лирики Пастернака.2. Этапность развития образов в лирике автора.3. Глубинный смысл событий в произведениях Пастернака.С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды.

Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни.

Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств.

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и литературные каноны, и творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те объективность изображения тех мгновений, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии «Люди и положения», он написал: «…моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину… Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»:

Как были те выходы в степь хороши!

Безбрежная степь, как марина.

Вздыхает ковыль, шуршат мураши,

И плавает плач комариный.

…Не стог ли в тумане?

Кто поймет! Не наш ли омет?

Доходим. — Он. — Нашли!

Он самый и есть. — Омет.

Туман и степь с четырех сторон»,

И далее:

… И через дорогу за тын перейти

Нельзя, не топча мирозданья.

В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы.

Природа, мир, тайник вселенной.

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

Совет

В слезах от счастья отстою!Творчество зрелого Пастернака перестает быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. В стихотворении «Свадьба» он пишет:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием.

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни.

Читайте также:  История создания рассказа один день ивана денисовича (история написания, публикации и интересные факты)

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность. Он чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества.

И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось напрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов.

Убеждение в том, что «поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством «безвременное значение»», сопровождало Пастернака и в самых ранних произведениях в стихах позднего периода и романа «Доктор Живаго».

Источник: http://lit-helper.com/p_Kakim_predstaet_mir_prirodi_v_lirike_B__L__Pasternaka

Природа и искусство в поэзии Пастернака — Сочинение

Как в поэзии Пастернака отражена связь природы и искусства, художественного творчества?

После выхода сборника стихотворений «Сестра моя — жизнь» современники заговорили о Б.Л. Пастернаке как о талантливейшем поэте. Это заглавие раскрывает самую суть мироощущения художника, утверждает единство душевной жизни его и жизни природы, мира в целом.

Образы, достой­ные художественного воплощения, существуют повсюду — на улице, в доме, в лесу. Критики отмечали, что Пастернак совершенно не приемлет предвзятое отношение к искусству, следование четким традициям, догмам.

Главной для него ос­тавалась непосредственность восприятия.

Восприятие природы сливается у поэта с процессом вдох­новения. Об этом Пастернак говорит уже в своем раннем сти­хотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..».

Тема это­го произведения — предчувствие приближающейся весны. Природа здесь — это ливень, «грохочущая слякоть», «тысячи грачей» на деревьях, черные проталины. Это внешний план стихотворения.

Внутренний план — процесс пробуждения поэзии:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Лирический герой этого стихотворения, проникнутый ощущением приближения весны, обретает способность сла­гать «стихи навзрыд». Приближающаяся весна, само ожида­ние ее рождает в душе лирического героя сильные эмоции. В начале и финале стихотворения звучит мотив слез, рыданий. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Основной цвет этого стихотворения — черный (грачи, чер­неющие проталины, чернила). Этот тон задан уже в первой строфе («Достать чернил и плакать!»). Таким образом, уже здесь обозначается противостояние зимы и наступающей весны.

Поэт использует здесь различные средства художествен­ной выразительности: эпитеты («грохочущая слякоть», «су­хую грусть»), метафору («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит», «И ветер криками изрыт»).

В стихотворении «Все наденут сегодня пальто…» также со­стояние природы соответствует душевному состоянию лири­ческого героя, который «ненастьями запил». Осеннее солнце кажется ему таким же грустным, как и его любимая:

Засребрятся малины листы,

Запрокинувшись кверху изнанкой,

Солнце грустно сегодня, как ты,—

Солнце нынче, как ты, северянка.

Та же самая тематика присутствует в стихотворении Пас­тернака «Определение поэзии». По мысли поэта, процесс твор­чества включает в себя все явления окружающей действитель­ности и природного мира:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

Обратите внимание

Поэт использует здесь необычные эпитеты («круто налив­шийся свист», «на трепещущих мокрых ладонях»), олицетво­рение («Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях», «Этим звездам к лицу б хохотать»).

Полное растворение жизни поэта в природных явлениях мы видим в стихотворении «Снег идет».

С картиной падаю­щего снега сливаются здесь и цветы герани на окне, и ступе­ни черной лестницы, и чердак, и «убеленный пешеход», и «удивленные растенья», и «перекрестка поворот». Ощутимо звучит здесь мотив кружения, снежной круговерти.

Затем мо­тив этот плавно переходит в размышления лирического героя о круговерти жизни. Время быстротечно, оно подобно круже­нию метели, напористому зимнему снегопаду:

Снег идет густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

И опять явления природы здесь сближены с процессом творчества. Слова в поэме подобны снегу, годам жизни.

Основные цвета этого стихотворения контрастны, поляр- ны. Это черный и белый. И в этом заключена определенная символика. Жизнь, по мысли поэта, — это чередование хоро­шего и дурною. Эта символика проявляется и в образах про­изведения.

Так, «убеленный пешеход» — это умудренный опы­том человек, проживший жизнь одинокий странник. Пуска­ющиеся в полет «черной лестницы ступени» — это виражи, которые предлагает человеку его судьба. Они не всегда благо­приятны, желательны для нас.

«Перекрестка поворот» — так­же символ жизненных перипетий, судьбоносных, роковых обстоятельств, ситуаций.

Поэт использует в этом стихотворении эпитеты («белым звездочкам», «черной лестницы», «в заплатанном салопе»), метафору («Потому что жизнь не ждет»), риторические вопро­сы («Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?»).

Важно

Таким образом, природа порождает в поэте вдохновенье, она — неизменный спутник творческого процесса.

Источник: http://sochineniye.ru/priroda-i-iskusstvo-v-poezii-pasternaka/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Б. Пастернак

Пейзаж — неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи “неусовершенствованной”, впоследствии склонился перед ней “стихотворно”.

Русская поэзия трех веков не мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин природы использовались в различных целях, каждый из них вкладывал свое, особое содержание в эту тему.

Новой стороной оборачивается пейзаж и в лирике Пастернака.

Нельзя сказать, что большая часть стихов Б. Пастернака по жанру своему — пейзажные. В его лирике практически нет чисто “пейзажных” произведений. Однако многие из названий его стихотворений как будто отсылают нас к этому виду поэзии: “Осень”, “Август”, “Зимняя ночь”, “В лесу”, “Июльская гроза”. Для понимания подобного рода несоответствия нужно хорошо знать, чем была природа для Пастернака.

Основные темы поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного авторского подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Тем самым утверждается полное единство, подобие всех форм жизни. В их ряду и имеет место быть природа.

Отсюда вытекает и место и назначение пейзажа в лирике Пастернака. У него все не так, как у мастера стихотворного пейзажа Тютчева. Последнему приходилось доказывать, что “не то, что мните вы, природа… в ней есть душа…”. Тютчев одухотворяет природу — человеческим духом, он делает ее параллелью к человеческим страстям:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Тютчев остро чувствует противоборство, таящееся в природе. Кроме того, именно он расширил границы природного до масштабов космического, и это, пожалуй, единственное совпадение (хотя и не случайное) восприятия природы у него и у Пастернака.

Для Пастернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно существует по единым для всего законам любви — настолько бесспорна, что дается в его творчестве как нечто само собой разумеющееся.

И не разрешимых коллизий, противостояний у него также нет.

Природа — один из многих обликов жизни, почти, пожалуй, равный ей, но все же не полностью тождественный. Поэтому пейзаж в поэзии Пастернака так тщательно и с любовью “перемешан” с обиходом. Он одомашнен, приручен:

Гроза в воротах.На дворе!

Преображаясь и дурея,

Во тьме, в раскатах, в серебре,

Она бежит по галерее.

У Пастернака нет резкого противопоставления природы и города, как, скажем, в лирике Есенина; тем более нет у него и того неприятия мира природного, которое свойственно поэзии Маяковского.

Совет

Природа выступает у автора как мощное восстанавливающее силы души начало. Необыкновенно точно и полно говорят об этом следующие строки:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Возникает ощущение, что у Пастернака в стихах все — о природе. Почти в каждом стихотворении явлена она нам — наряду с прочим. Читая лирику автора, поражаешься его специфическому видению мира, которое проявляется в его образах, сравнениях, метафорах. Он пишет:

Как бронзовой золой жаровенъ,

Жуками сыплет сонный сад.

Предмет мира природного сравнивается с предметом обихода. Еще один пример подобного рода — сравнение шелка со льдом:

И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Такие образы в поэзии Пастернака делают затруднительным ответ на вопрос, насколько то или иное стихотворение можно считать “пейзажным”.

Иногда поэт совершенно выбивается из привычного нам восприятия и описания пейзажа. Стихотворение “Ветер” написано как будто в совершенно привычной нам по творчеству других поэтов манере: за стенами дома дует ветер. Однако он раскачивает не только лес, но и дачу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к деревьям. Сравнение с деревом вновь проявляется в стихотворении “Сосны”:

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены…

Марина Цветаева некогда сравнила Пастернака с деревом, добавив, что чтобы ни писал поэт — это всегда природа, “возвращение вещей в ее лоно”.

Носителем природного начала в лирике Пастернака выступает женщина. Ее красота, естественность, таящаяся в ней способность давать жизнь другим делают женщину ближе к природе. В стихотворении “Любить иных — тяжелый крест” героиня — из числа таких же “основ” жизни, что и весна:

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Обычно в поэзии других поэтов пейзажные описания сопровождаются, хотя бы в некоторых стихах, вопросами о развитии природы, о ее начале и конце, о месте человека в ней. Пастернак же пишет:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

Обратите внимание

Чувство благоговейного восхищения перед жизнью во всех ее формах не покидало Пастернака всю его жизнь. Природа, ее поэтическое восприятие и отражение в лирике, то есть то, что мы понимаем под словом “пейзаж”, составляют один из основных мотивов его творчества.

Внимание поэта — пристальное, не упускающее ни малейших подробностей, деталей — практически в каждом его стихотворении обращено к прекрасному миру природы: лето и осень, снег и дождь, леса и луга, горы и моря, деревья и травы воспеты им с интонацией радостного восторга.

Пастернак не выбирает и не разделяет природу на привычную глазу и экзотическую, на живую и неживую. Она вся в равной степени существует для него. Она входит в его поэзию наравне со всеми другими родами жизни и наравне с самим поэтом.

Она исцеляет, она же становится неиссякаемым истоком, причиной поэзии: у Пастернака февраль — повод для того, чтобы “достать чернил и плакать, писать о феврале навзрыд”. Она является основой и целью бытия:

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель —

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=79082

2. Природа и человек в лирике Пастернака

Анализ метафор в произведении Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

За последние тридцать лет были выведены новые, в чём-то отличные критерии классификации слов и свободных словосочетаний с метафорическим содержанием. Однако все они основаны на семантической двойственности метафоры как единице языка…

Біографія та творчий шлях С.О. Єсеніна

4. Природа і ліричний герой

Поезія Єсеніна … Чудовий, прекрасний, неповторний світ! Світ, який близький і зрозумілий усім, Єсенін — справжній поет Росії, поет, який до вершин своєї майстерності піднявся з глибин народного життя…

Жизнь и творчество С.А. Есенина

Природа и лирический герой

Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем, Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни…

Читайте также:  Сочинения по рассказам носова

Комічне у творі Б. Шоу «Дім, де розбиваються серця»

1.3 Лексична природа комічного

У філологічної та естетичної літературі засоби та прийоми комічного досить часто перетинаються. Розглядають такі види комічного як гумор, сатира, гротеск, іронія, карикатура, пародія тощо…

Человек и природа в лирике Лермонтова

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова — тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”…

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Творческий путь Б.Л. Пастернака

Б.Л. Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. С тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции…

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Основные мотивы творчества Б. Пастернака

Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних стихов Пастернака, одновременно признавая «новизну» и «исключительную…талантливость” книги в целом. Сам же Пастернак скажет о том…

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Лирический герой Б. Пастернака

Наибольшей точностью самовыражения обладает лирическая поэзия. Лирический герой, выдуманный и отстраненный, на самом деле оказывается самым адекватным, самым ясным самовыражением поэта. Поэт пишет как бы не о себе и в то же время — именно о себе…

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

Природа в поэзии Б. Пастернака

Лирический герой Пастернака постоянно обращается к природе. И понимание лирического героя было бы неполным без понимания значения природы в поэзии Пастернака. Лихачев Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго”…

Пастернак Б.Л. и его роман «Доктор Живаго»

3. Роман Пастернака — повествование об интеллигенции и революции

«Доктор Живаго» — роман о потере идеала и о попытке обрести его заново, «напоминание о свете и гармонии в условиях мглы и вихря». Интересен взгляд Г. Гачева на роман Пастернака, — он рассматривает проблему и сюжет романа…

Природа и человек в лирике Пастернака

2.2 «Сестра моя жизнь как формула мироощущения Б. Пастернака

«Сестра моя — жизнь»(1922) — лучший поэтический сборник Пастернака. Он включает в себя стихотворения, создававшиеся летом 1917 года, в частности такие шедевры, как «Памяти Демона», «Про эти стихи»…

Природа и человек в лирике Пастернака

2.3 Мир внешний и внутренний в изображении Б. Пастернака

В 1923 году выходит четвертая книга Б. Пастернака «Темы и вариации», фактически вобравшая в себя то, что по каким-либо причинам не вошло в предыдущий сборник. Ведущей и здесь продолжает оставаться тема любви…

Тема Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»

Глава 2. Человек-пахарь и человек-солдат перед лицом Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом…

Экспрессия звука в поэзии Б. Пастернака

Глава 2. Экспрессия звука у Б.Л. Пастернака

Экспрессия звука в поэзии Б. Пастернака

2.2 Экспрессия звука в творчестве Б. Пастернака

На протяжении своего творческого и жизненного пути Пастернак испытывал влияние двух стихий — музыки и живописи, чему способствовала среды, в которой рос и воспитывался поэт. Пастернака по полному праву можно назвать художником слова…

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/6449

Тема природы в лирике Б. Пастернака

Категория: Пастернак Б.Л.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Творчество Бориса Пастернака многообразно и самобытно. У этого поэта имеется своя точка зрения, своя трактовка всех основных жизненных явлений. Поэтому нам так интересно читать произведения этого художника, соглашаясь или не соглашаясь с ним. В любом случае, это обогащает нас опытом, делает богаче и мудрее.     Тема природы занимает одно из главных мест в творчестве Б. Пастернака.

Поэт своеобразно изображает мир природы и взаимоотношения человека с ней. Этот мир необычен, сложен и многообразен. Вспомним хотя бы такие произведения Пастернака, как «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Ландыши» и другие.     В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» лирический герой передает свое предоощущение весны как всемирной жажды обновления жизни.

В этой прелестной лирической миниатюре окружающий мир представлен звучащим на многие лады. Здесь и плавность, и шуршание, и грохот природы (клик колес, грохочущая слякоть, шум ливня, «ветер криками изрыт» и т.д.) Все это звуки приближающейся весны. Здесь поэт очень удачно, на мой взгляд, использует прием звукописи: пролетка – ливень – слезы; колеса – клик – слякоть – слагаются – лужи.

    В данном стихотворении большое место занимают черные (темные) оттенки цвета («весною черною горит», «обугленные груши», «чернеют проталины»). Но они не кажутся мрачными, так как передают динамику прихода весны. Поэтому здесь черный цвет ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Получается, что черные краски в этом стихотворении являются символом обновления жизни.

    Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Это слово ассоциируется с вьюгой, поземкой, холодом, морозом, ветром, а также с февральской лазурью. То есть оно связано с ощущением скорой весны и таянием снега. Таким образом, уже первое предложение в стихотворении заявляет о приближении самой молодой поры года.

    В композиции этого произведения, на мой взгляд, можно выделить внутренний и внешний планы. Внешний – это образ приближающейся, во всем чувствующейся весны. Внутренний план повествует о процессе пробуждения поэзии. Лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся жизни, обретает способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд».

При этом в произведении усиливаются и нарастают чувства, ощущения, переживания. Природа и поэзия уравниваются. Поэзию творит включение поэта в мир живой природы.     В1927 году Б. Пастернак пишет стихотворение «Ландыши», вошедшее в его сборник «Поверх барьеров». При произнесении названия этого произведения возникают ассоциации: ландыш серебристый, душистый, «светлого мая привет».

Важно

В мыслях рисуется хрупкость, чистота, стройность, изящество этого весеннего цветка.     Однако, перечитывая текст Пастернака, убеждаешься, что таких ассоциаций у поэта нет. Стихотворение начинается с неполного предложения: «С утра жара». Образ жары усиливается в последующих строках первой строфы: «грузный полдень», «потное плечо», «жары нещадная резня».

Образ жары создается с помощью эпитетов, метафор, а также звукописи. Как эхо, повторяются звуки слова «жара» и сходные с ними: грузный полдень, жары нещадная резня. Поэт гиперболизирует этот образ, усиливает его, используя в первой и второй строфах такие глаголы и глагольные формы, как «хряснет», «обламываясь», «рухнет».

    В третьей и четвертой строфах стихотворения мы наблюдаем метафору «жары нещадная резня» и сравнение «Весна здесь сказочна, как Углич». Эти тропы связаны между собой ассоциативно: вид березок напоминает красавиц Древней Руси, а также древнерусскую архитектуру с ее белоснежными свечками соборов под золотыми и зелеными куполами. Совсем, как в Угличе.

    В четвертой строфе уже чувствуется присутствие лирического героя. Он способен всмотреться и насладиться миром, укрывшим его от жары. Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно:     И вот ты входишь в березняк,     Вы всматриваетесь друг в дружку.     Более того, внимательному наблюдателю природа открывает свои тайны.

В этом состоит ее удивительное чудо:     Но ты уже предупрежден.     Вас кто-то наблюдает снизу:     Сырой овраг сухим дождем     Росистых ландышей унизан.     Такое олицетворение помогает автору подчеркнуть, что природа тоже ждет встречи с человеком, прислушивается и присматривается к нему. Таким образом, в стихотворении показан путь человека к природе.

    Осмысление лирики Пастернака, посвященного природе, позволяет нам увидеть, что все его стихотворения глубоко философичны. Они не просто раскрывают красоту русской природы, ее тайны.

Эти произведения показывают взаимоотношения и взаимопроникновения природы и человека друг в друга, результатом которого является творчество.

Природа для лирического героя – мастерская, где «производится чудо».



Постараемся сравнить образы двух литературных персонажей: Онегина и Печорина. Гораздо легче сравнивать героев одного произведения или, в крайнем случае, писателя.

Совет

Но говорить о персонажах, созданных Пушкиным и Лермонтовым, так же трудно, как и интересно.     Эти гениальные художники создали образы героев, характерных своему времени. Онегин — молодой человек первой четверти, а Печорин — сороковых годов XIX века.

Малый отрезок времени разделяет наших молодых людей, но какими разными они являются в

Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности. Он является основоположником жанра баллады в России.

Его перу принадлежат не только оригинальные «русские» баллады, но и талантливые переводы из зарубежной классики, например, «Лесной царь». Это перевод баллады Гете «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе.

Жуковский отступил от подлинника,

Нам кем-то высшим подвиг дан, И спросит властно он отчета. Трудись, пока не лег туман, Смотри: лишь начата работа! В. Брюсов В литературе «серебряного века» важное место занимала поэзия.

Наступила эпоха бурного развития лирики, в поэзии появились яркие творческие индивидуальности, среди которых одно из первых мест принадлежит В. Я. Брюсову. Валерия Брюсова называют вождем русского символизма.

Для его творчества были характерны беззаветная преданность своему призванию поэта, страстное служение

Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества.

Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах “Сатирикон” и “Новый сатирикон”, а в своей автобиографии “Я сам” под датой “1928”, то есть за два года до смерти, написал: “Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо”.

Обратите внимание

Правда, “Плохо” поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись.     Рассмотрим их подробнее. В ранней

Не знаю, почему этот мальчик привлек к себе мой взгляд. Младенчески улыбающееся лицо, а в ясных глазах безмерное любопытство, которое готово вырваться десятками неожиданных вопросов. Оттопыренные уши и немножко раскрыт рот. Мальчик как мальчик.

Почему Онегин живет и не стареет? На мой взгляд, во-первых, потому что этот образ вышел из-под пера гениального писателя, признанного во всем мире. А ничто гениальное не теряет своей актуальности очень долгое время. Во-вторых, А.С.

Пушкин описал в своем романе человека со сложным и противоречивым характером. Его нельзя отнести ни к «положительным», ни к «отрицательным» героям. Это значит, что образ Онегина далек от схематичности и предстает перед читателем более жизненным.

В-третьих, Евгений Оне

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра.

В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер отразил сложные процессы разложения старого аристократического слоя французского общества. В то время во Франции при слабом короле более 35 лет фактически правил герцог-кардинал Ришелье.

Его целью было укрепление королевской власти. Многие потомственные аристократы не подчинялись королю, говоря, что п

Один из главных героев произведения Гоголя Пискарев — скромный, застенчивый художник. Он живёт в своём небольшом мирке, и нечасто вылазиет наружу. В «Невском проспекте» его характеристика противопоставляется характеристике поручика Пирогова.

Важно

По своей натуре Пискарев «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

Так случается и тогда, когда на Невском проспекте Пискарев встречает симпатичную брюнетку, в которой вскоре разочаруется.

Роман «Евгений Онегин» можно назвать одним из «окрашенных» произведений поэта. Пушкин использует цвет в его назывной функции, лаконично и четко изображает его.

Автора не привлекают яркие колориты, созданные за счет смешивания тончайших оттенков разных цветов, он создает простое и понятное цветовое описание.

В пушкинской особенности изображения цветов – в предельном цветовом лаконизме – просматривается влияние классицизма, а именно стремление к особой ясности и логической точности описаний.     «

Описание памятника в жидком городе Впервые этот памятник я увидела почти два года назад на снимке в газете, и меня поразила его величество. На вершине чотирнадцятиметровои колонны, облицованной медными плитками, расправил крылья трехметровый сокол, а у ее подножия стоит десятилетняя девочка, окаймленная пшеничным колосом, с поднятыми вверх руками и обращенным к солнцу лицом.

Сейчас смотрят:{module Пастернак:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-pasternaka/11166-tema-prirody-v-lirike-b-pasternaka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector