Карл великий в песне о роланде сочинение

«Песнь о Роланде» — героический эпос средневековья сочинение

«Песнь о Роланде» — образец средневекового повествования, которое называется героическим эпосом. Это произведение, по­священное историческим событиям и написанное торжественным стилем. В песне изображены великие герои средневековья: король Карл и его преданный рыцарь Роланд.

В восьмом веке нашей эры в Западной Европе происходило много войн между христианами, которые верили в одного Бога и теми, кто верил в существование множества богов — варварами.

В 778 году король Франции Карл Великий по просьбе своих испанских союзников начал войну против мусульман. Семь лет верные рыцари короля отважно сражались и разбили много вра­жеских крепостей, однако врагам удалось их перехитрить.

Прави­тель варваров Марсилий обещал «много богатых даров» Карлу Ве­ликому, если французское войско отступит. Только легендарный рыцарь Роланд не поверил язычникам, и они задумали его убить. Марсилий договаривается с отчимом Роланда графом Ганелоном.

Обратите внимание

И когда небольшой арьергард во главе с Роландом остался во вра­жеском тылу, арабы внезапно нападают. Роланд успевает протру­бить в свой рог и погибает. Это трагическое событие было описано в поэтическом произведении «Песнь о Роланде» придворным по­этом Турольдом.

Песня прославилась среди народа. Люди переда­вали и дополняли из поколения в поколение сказание о храбром рыцаре Роланде.

Карл Великий и рыцарь Роланд в произведении являются иде­альными героями — защитниками народа. Торжественность геро­ическому эпосу придавала гиперболизация — преувеличенное изображение событий и явлений. Вот как отзывается о Великом Карле граф Ганелон:

Вам каждый скажет, кто его узрел,

Что мир не видел воина смелей.

Слов в языке людском достойных нет,

Чтобы воздать ему хва.пу и честь!

Ради французского короля Бог совершает чудо — останавлива­ет во время битвы солнце. 12 пэров короля напоминают нам 12 апо­столов из Библии. Преданность Великому Карлу воспринималась в те времена как преданность Христу. Рыцарь Роланд даже перед смертью помнит о своем короле:

Уста покрыты у Роланда кровью,

Висок с натуги непомерной лопнул,

Трубит он в Олифан с тоской и болью.

В образе рыцаря Роланда воплотился средневековый идеал героя-патриота своей страны.

В «Песне о Роланде» французский народ навсегда запечатлел не только память о древнем историческом событии, но и память о героических подвигах отважных и благородных людей средневе­ковья — рыцарях.

Источник: https://sochinenya.com/pesn-o-rolande-geroicheskij-epos-srednevekovya-sochinenie/

Историческая правда и вымысел в средневековом эпосе «Песнь о Роланде»

В истории каждого народа есть свои герои. И в большей степени это воины-защитники. Им приписываются идеальные черты характера и идеальные поступки. Ими гордятся, их подражают, о них рассказывают. А насчет героического эпоса, то славные подвиги воинов-защитников нашли свои отзывы в дальнейшем творчестве талантливых потомков.

К сожалению, литература Средневековья не могла дойти до потомков в полном объеме. Но бессмертные образцы до сих пор поражают своим совершенством.

Героический эпос эпохи Средневековья сохранился лучше, чем другие жанры, так как распространялся он дружинных певцами. В более поздние годы Средневековья эпос записывался и приходил к потомкам в обработано виде.

Важно

Литература Средневековья наиболее ярко представлена французским героическим эпосом. Дело в том, что на территории современной Франции жили племена галлов, которые, после завоевания их римлянами, начали быстро развивать культуру.

Но со временем еще одни завоеватели, французские, смешались с этими племенами, приняв их более высокую культуру. Именно поэтому из всех героических эпосов Европы наиболее значимым стал французский эпос, который сохранился в виде поэм.

Вершиной французского героического эпоса является поэма «Песнь о Роланде», которая вошла в «Королевского цикла».

Составлена около тысяча сотый года на основе народного героического эпоса, она дошла до нас в нескольких записях, лучший из которых — оксфордский рукопись.

Сюжет поэмы имеет историческую основу: в семьсот семьдесят восьмом году Карл Великий по просьбе одного мусульманского обладателя вмешался в распри испанских мавров. Поход был неудачным. Возвращаясь домой узкой горной дороге, арьергард французов подвергся вражеского нападения со стороны местных басков, которых так и не удалось наказать.

С момента этого события прошло более трехсот лет, пока появилась поэма. Поэтому в произведении, как и в народном творчестве, исторические факты и события постепенно переплелись с поэтическим вымыслом.

«Песня о Роланде» начинается с воспевания побед Карла Великого в Испанию, хотя на самом деле мы знаем, что он имел там свои интересы. За семь лет войны с сарацинами Карл завоевал все сарацинское города. Кроме Сарагосы, где сарацинский царь Марсили, собравшись со своими вассалами, советовался, как избавиться франков.

Марсилио автор поэмы показывает человеком бесчестно, поскольку тот лживо клянется Карлу в вечной дружбе и обещает принять христианство и окрестить всех подданных. Карл, с точки зрения автора, — человек принципиальный и порядочный. Причем, с позиций того времени Карл не считается захватчиком, поскольку цель его походов благородна — окрестить мусульманское поселение Испании.

В содержании поэмы отразились важные противоречия Средневековой Франции.

Во-первых, страну терзали внутренние феодальные распри, во-вторых —стране угрожала иностранная нашествие, в-третьих, в десятом веке обострилась борьба между христианской Европой и мусульманским Востоком.

Но истинной причиной крестовых походов было желание ограбить богатые мусульманские страны. Но в глазах народа поступки христиан полны благородства, так как их цель. Поэтому Карл поверил лживым заверениям Марсилио и повернул свое войско.

Совет

Освободительный пафос произведения противопоставляется феодальному эгоизма Марсилио и предательству Ганелона. Саля Ганелон, посланец Карла, оказался предателем, войдя в заговорщическую ложь Марсилио. Ганелон виноват в смерти своего пасынка Роланда, возглавлявший двадцатитысячный арьергард франков при коварного нападения четырёхсоттысячную вражеского войска.

Ганелон — не случаен предатель, а типичный пример феодальной непокорности. Он руководствуется собственными интересами и приводит к гибели десятков тысяч соотечественников.

Автор произведения, как передовой человек своего времени, понимая необходимость государственного единства, осуждает феодальное своеволие и прославляет патриотизм франков, ведь борьба французов с арабскими завоевателями отождествлялась с религиозным подвигом.

Кстати, «божественную» миссию франков автор показывает через вымышленные небесные знамения. Так, по просьбе франков бог продолжил день, а самого короля от смертельной раны исцелил архангел Гавриил.

Выдумкой является и возраст короля, в произведении ему двести лет, а во время похода было всего тридцать шесть. Видимо, это связано с тем, что возраст ассоциируется с мудростью и рассудительностью.

Преувеличенно также и мужество Роланда, когда он, смертельно раненный, наводит ужас на врагов. В произведении раскрываются доблесть и духовная красота героя:

«Мой добрый меч, в Дюрандале верный,

Когда я умру, ты больше не нужен!

А сколько битв с тобой выиграл я,

А сколько царств завоевал тобою,

Для императора с сидою бородой!

Ты не попадешь в руки трусам, —

Тобой владел такой вассал,

Каких не знает уже Франция-красота »

Для освещения образа героя преувеличено также количество войск, которые столкнулись в ущелье. Вымышленной является не только количество сарацин, но и количество франков. Это придает больший вес победе французов и славы их предводителю:

Роланд почувствовал себя в объятиях смерти — Смертельный холод в голове и сердце. Ложится под ель ниц Роланд, прижал к сердцу меч и Олифант. Он лег лицом в страну мавров, чтобы Карл сказал своей жене славной, Что граф Роланд умер — и победил.

Обратите внимание

Сочетание исторической правды и вымысла в поэме «Песнь о Роланде», гиперболизация силы и храбрости героя и жестокости и коварства врагов является традиционным фольклорным средством, свойственным не только литературе Западной Европы, но и литературе Киевской Руси.

Итак, знакомясь с «Песней о Роланде», невольно проводишь параллель со «Словом о полку Игореве», ведь произведения эти были созданы в одну историческую эпоху.

Еще одной общей чертой является то, что проблема «авторства» многих произведений того времени является полемической.

Важным остается то, что поэмы эпохи Средневековья является достойным памятником героического подвига во имя родины.

Мохито проводишь параллель со «Словом о полку Игореве», ведь произведения эти были созданы в одну историческую эпоху. Еще одной общей чертой является то, что проблема «авторства» многих произведений того времени является полемической.

Важным остается то, что поэмы эпохи Средневековья является достойным памятником героического подвига во имя родины.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/276

Сочинение «Песнь о Роланде»

К числу замечательных памятников средневековой литературы относится эпическое сказание французского народа — «Песнь о Роланде». Незначительный исторический факт лег в основу этой героической эпопеи и со временем, обогатившись рядом позднейших событий, помог широкому распространению сказаний о Роланде, о войнах Карла Великого во многих литературах ЗападнойЕвропы.

В «Песни о Роланде» отчетливо выражена идеология феодального общества, в котором верное служение вассала своему сюзерену было неприкасаемым законом, а нарушение его считалось предательством и изменой.

Однако черты мужественной стойкости, воинской доблести, бескорыстной дружбы и вдумчивого отношения к происходящему не получили в поэме, как и в замечательном памятнике творчества русского народа «Слово о полку Игореве», сословно-феодальной приуроченности; напротив, эти убедительные свойства доблестных защитников родины — военачальников-пэров и их вассалов, воспринимались как типические, общенародные. Еще в большей степени признанию и сочувствию со стороны широких народных масс способствовали мысли о защите отечества, о позоре и опасности поражения, которые красной нитью проходят через всю поэму.Феодальное общество с его резкой классовой борьбой дифференциацией, со своеобразным пафосом сословной рыцарской героики и чертами христианской религиозности вызвало к жизни десятки эпических сказаний. Именно воФранции, где феодальные отношения сложились в классической форме, возникло такое большое число героических поэм.

Различные по теме, объему и форме, эти поэмы далеко не в равной степени отражали широкие народные интересы.

Некоторые из них рассказывали о кровавых междоусобиях, о мстительных и корыстолюбивых баронах-захватчиках, которые признавали единственным законом право сильного и основой своей морали считали насилие и произвол; убедительным примером такого рода поэм является поэма «Рауль де Камбре».

Личный интерес преобладал в этих произведениях, и верное служение сюзерену и государству утрачивало обязательный характер для «неверных баронов». В других эпопеях тема верности доминировала, и судьба изменника, предателя родины и нарушителя вассальной клятвы приводила его к возмездию и печальному концу.

Важно

Отчетливей всего эта тема разработана в поэмах, повествующих о войнах Карла Великого, и, особенно, в «Песни о Роланде».Действительные события VIII века составили ядро «Песни о Роланде». В778 году в Пиренеях на войска Карла Великого, которые возвращались из испанского похода, совершили нападение баски.

В кровопролитной битве были уничтожены лучшие полки, общей судьбы, по словам приближенного биографаКарла Эйнхарда, не избежали и лучшие полководцы. В «Жизнеописании КарлаВеликого» этого автора говорится: «В сражении этом убиты Эггихард, королевский стольник, Ансельм, пфальцграф и Хруодланд (т. е. Роланд.), начальник Бретонской марки».

Частный эпизод сражения с басками, единоверцами французов (франков), подвергся значительному переосмыслению: вместо басков появились грозные арабы-мусульмане, захватившие значительные пространства в Испании и уже не раз вторгавшиеся в пределы Франции.

Поражение при Ронсевале не покрыло позором французов, а лишь способствовало выявлению их храбрости, умения стоять на смерть, защищая свою родину и прикрывая тыл главных отходящих сил.

Исторический наместник Бретонской марки стал главным персонажем эпического сказания — Роландом, его столкновение с отчимом Гвенелоном и предательство последнего стали основой сюжета. Появились и новые подробности, характеризующие враждующие лагери и их полководцев.

Историческому Карлу Великому был противопоставлен сарацинский царь Марсилий, лицо вымышленное. Сместились во времени и пространстве события и их участники: крестовые походы XI века придали новую идейную окраску всей поэме в целом.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-pesn-o-rolande/

Песнь о Роланде в кратком пересказе Карл Великий

Песнь о Роланде

В кратком пересказе

Карл Великий

Державный император франков великий Карл (тот самый Карл, от имени которого происходит самое слово «король») семь долгих лет сражался с маврами в прекрасной Испании. Он отвоевал у них уже многие испанские замки.

Его верное войско разбило все башни и покорило все грады. Лишь повелитель Сарагосы, царь Марсилий, безбожный слуга Мухаммеда, не желает признать господства Карла.

Но скоро гордый владыка Марсилий падет и Сарагоса преклонит главу перед славным императором.

В Сарагосе

Совет

Царь Марсилий созвал своих верных сарацин и спросил у них совета, как избежать расправы Карла. Мудрейшие из мавров хранят безмолвие, и лишь один из них, валь-фондский кастелян, не стал молчать. Бланкандрин (так звался мавр) посоветовал обманом добиться мира с Карлом.

Марсилий должен послать гонцов с великими дарами и с клятвой в дружбе, он обещает Карлу от имени своего государя верность. Посол доставит императору семьсот верблюдов, четыре сотни мулов, нагруженных арабским золотом и серебром, да так, чтоб Карл смог наградить богатыми дарами своих вассалов и заплатить наемникам.

Когда же Карл с великими дарами отправится в обратный путь, пусть Марсилий поклянется последовать через малое время за Карлом и в день святого Михаила принять христианство в Ахене, престольном граде Карла. Заложниками будут к Карлу посланы дети знатнейших сарацин, хотя и ясно, что суждена им гибель, когда вскроется вероломство Марсилия.

Читайте также:  Сочинение ярмола в повести олеся куприна

Французы уйдут домой, и только в Ахенском соборе Мощный Карл в великий день святого Михаила поймет, что маврами он обманут, но будет поздно мстить. Пускай лучше заложники погибнут, но трона не лишится царь Марсилий.

Марсилий согласился с советом Бланкандрина и снарядил в путь послов к Карлу, обещая им за верную службу в награду богатые поместья. Послы взяли в руки ветвь оливы в знак дружбы к королю и отправились в путь.

Карл Великий

Тем временем могучий Карл праздновал победу над Кордовой. Вокруг него сидели вассалы, играли в кости и в шахматы.

Послы мавров увидели Карла на золотом троне, лицо короля гордо и прекрасно, борода его белее снега, а кудри волнами ниспадают на плечи. Послы приветствоали императора. Они изложили все, что Марсилий, царь мавров, велел им передать. Внимательно выслушал Карл гонцов и погрузился в раздумье.

Совет у Карла

Ярко сверкало солнце над станом франков, когда Карл созвал своих приближенных. Он хотел знать, что думают бароны, можно ли поверить словам Марсилия, который обещает во всем повиноваться франкам. Бароны, уставшие от долгих походов и тяжелых сражений, желали скорейшего возвращения в родные края.

Обратите внимание

Но ни один не мог посоветовать этого Карлу, так как каждый из них знал о коварстве Марсилия. И все молчали. Лишь один, племянник короля, молодой граф Роланд, выступив из рядов приближенных, начал уговаривать Карла не верить словам лживого царя мавров.

Роланд напомнил королю о недавней измене Марсилия, когда он также обещал верно служить франкам, а сам нарушил свое обещание и предал Карла, убив его послов, славных графов Базана и Базилия. Роланд умолял своего повелителя как можно скорее идти к стенам непокорной Сарагосы и отомстить Марсилию за смерть славных воинов.

Карл поник челом, наступила тишина. Не все бароны были довольны предложением молодого Роланда. Граф Гвенелон – отчим Роланда выступил вперед и обратился с речью к собравшимся. Он убедил всех, что войско Карла и без того уже устало, а завоевано так много, что можно с гордостью стремиться в обратный путь к границам прекрасной Франции.

Нет повода не верить маврам, у них нет выхода иного, чем подчиниться Карлу. Другой барон, Немон Баварский, один из лучших вассалов короля, посоветовал Карлу прислушаться к речам Гвенелона. Карл обратился к баронам с вопросом, кого послать в Сарагосу с ответом. Граф Роланд готов был отправиться к маврам, хоть его совет и отвергнут господином.

Карл отказался отпустить от себя любимого племянника, которому он был обязан многими победами. Тогда Немон Баварский охотно предложил отвезти послание, но и его Карл не желал отпускать.

Тогда Роланд сказал Карлу: «Пусть едет мой отчим, Гвенелон». Граф Гвенелон понимал, что может не вернуться живым из Сарагосы, что больше не увидит родной Франции. Но император протянул ему свою перчатку как знак посольских полномочий. Граф уронил ее на землю. Это была плохая примета

Посольство Гвенелона, заговор

Недалеко от стана франков Гвенелон нагнал возвращающееся посольство мавров. которых Граф и Бланкандрин завязали разговор, и мавр узнал о вражде между Гвенелоном и любимцем Карла Роландом.

Гвенелон открыл тайну побед Карла в Испании: войска Карла во все сражения ведет доблестный Роланд.

Важно

И когда послы проехали половину пути, Гвенелон и хитрый Бланкандрин дали друг другу клятву погубить могучего Роланда.

Гвенелон в Сарагосе

Через день Гвенелон прибыл в Сарагосу, и его отвели к царю мавров Марсилию. Поклонившись царю, Гвенелон передал ему послание Карла. Карл согласен с миром уйти в свои пределы, но в день святого Михаила он ждет Марсилия в престольном Ахене, и если сарацин ослушаться посмеет, его в цепях доставят в Ахен и предадут там позорной смерти.

Марсилий, не ожидавший столь резкого ответа, схватил копье, желая сразить графа, но Гвенелон увернулся от удара. Тогда Бланкандрин обратился к Марсилию с просьбою дослушать посла франков. Гвенелон сказал, что гнев царя напрасен, Карл лишь хочет, чтоб Марсилий принял закон Христа, тогда он отдаст ему пол-Испании.

Но другую половину Карл отдаст, -продолжил граф, — своему племяннику, кичливому графу Роланду. Роланд будет плохим соседом маврам, он будет захватывать соседские земли и всячески притеснять Марсилия.

Все беды Испании от одного Роланда, и если Марсилий хочет покоя в своей стране, то должен не просто послушаться Карла, но также хитростью или обманом погубить его племянника, Роланда. Марсилий не знал, как справиться с Роландом, и спросит Гвенелона, каков же выход.

Коварный план Гвенелона

У Гвенелона уже был готов план, он точно знал, что Карл оставит часть войска прикрывать уход французов из Испании.

Карл несомненно попросит именно Роланда остаться на страже, с ним будет совсем небольшой отряд, и в ущелье (король уже будет далеко) Марсилий разобьет Роланда, лишив Карла лучшего вассала.

Этот план пришелся по душе Марсилию, он позвал Гвенелона в свои покои и приказал принести туда дорогие подарки, лучшие меха и украшения, которые новый царский друг отвезет своей супруге в далекую Францию. И вскоре графа проводили в обратный путь.

Возвращение Гвенелона

Совет

Граф Гвенелон подъехал к стану французов и направился к Карлу. Он привез повелителю множество даров и привел заложников, но главное — Марсилий передал ключи от Сарагосы. Ликовали французы.

Карл приказал собраться всем, чтоб сообщить: «Конец войне. Мы отправляемся домой». Но Карл не мог оставить уходящее войско без оприкрытия.

И граф Гвенелон подсказал императору оставить Роланда в Ронсевальском ущелье с отрядом храбрых воинов.

И вот Роланд собирает друзей, которые останутся с ним, когда Карл уведет войска. Это будут доблестный Готье, Ожье-датчанин, архиепископ Турпин и славный витязь Оливьер.

Уход Карла на родину, появление врага

Карл покидал Испанию в печальном настроении и на прощание отдал Роланду свой лук. Роланд, собрав свое войско, спустился в Ронсевальское ущелье. Они долго слышали стук копыт и провожали взглядом уходящих на родину.

Прошло время, Карл был уже далеко, Роланд и граф Оливьер поднялись на высокий холм и увидели полчища сарацин. Они все поняли. Оливьер умоляет Роланда трубить в рог, Карл еще может услышать призыв и повернуть войска. Но гордый Роланд не пожелал звать на помощь. Трижды просил Оливьер и трижды отказался Роланд поднести к губам свой рог – Олифант.

Сарацины

Сверкали на солнце богатые доспехи сарацинских вельмож, развевались флажки на пиках, драгоценные камни играли всеми цветами радуги. Сарацины заняли все пространство перед отрядом Роланда.

Сражение

Роланд устремился в битву. Крики и звон оружия раздавались над глухим ущельем. Граф Оливьер промчался по полю с обломком копья, он поразил мавра Мальзарона, за ним Тургиса, Эсторгота. Граф Оливьер сразил десятки неверных, но бой разгорался все жарче. Все жарче бой… Жестокие удары разят и французов, и сарацин, но нет у отряда Роланда свежих сил, а напор врагов не ослабевает.

Обратите внимание

Сам Марсилий спешил из Сарагосы с огромной ратью. Роланд увидел приближающегося Марсилия и только теперь окончательно понял, что Гвенелон предал их.

Гибель французов. Роланд трубит в рог

Ужасен бой, Роланд видит, как гибнут молодые рыцари, и в раскаянии бросается он к Оливьеру, он хочет трубить в рог. Но Оливьер говорит, что уже поздно, не успеет Карл прийти на помощь. Но Роланд трубит. Кровавой пеной покрываются уста Роланда, раскрылись жилы на висках, и далеко разносится протяжный звук. Роланд трубит в свой рог Олифант. Звуки плывут над горами.

Возвращение Карла в ущелье

Дойдя до границы Франции, Карл услышал рог Роланда, понял он, что предчувствия его были не напрасны. Император разворачивает войска и несется на помощь племяннику. Все ближе и ближе Карл к месту кровавой битвы, но уже не застать ему никого в живых.

Гибель храбрейших французов

Роланд глядит на горы и равнины. Повсюду смерть и кровь, везде лежат французы, витязь падает на землю в горьких рыданиях.

Прошло время, Роланд вернулся на поле битвы, он бьет сплеча, рассек Фальдрона, многих знатных мавров, ужасна месть Роланда за гибель воинов и за предательство Гвенелона.

На поле битвы он сталкивается с Марсилием, царем всей Сарагосы, и кисть руки ему отсек, царевича и сына Марсилия булатным мечом свалил с коня и заколол копьем. Страшен меч Роланда – знаменитый Дюрандаль.

Марсилий в испуге обращается в бегство, но это уже ему не поможет: войска Карла слишком близко.

Настали сумерки. Но бой не утихает. Халиф на скакуне подлетел к Оливьеру и поразил его в спину булатным копьем. Увидел Роланд графа истекающего кровью Оливьера и понял, что друг убит. Он ищет взглядом архиепископа Турпина, но нет уже рядом никого, войско разбито, день подошел к концу, принеся гибель доблестным франкам.

Гибель Роланда

Идет Роланд один по полю битвы, он чувствует, что силы покинули его, кровью покрыто лицо, глаза застилает кровавая пелена, он ничего не видит. Герой упал на траву, закрыл глаза, и последний раз увидел образ любимой Франции.

Роланд лег лицом к врагам, чтоб Карл увидел, что герой погиб, он не пытался спасаться бегством. Убит могучий рыцарь, и никогда никто уж не поднимет грозный меч Дюрандаль, никто не заменит французам несравненного воителя. Лежит Роланд лицом к врагам под сенью ели. Здесь на рассвете нашли его воины Карла.

Император с рыданиями упал на колени перед телом племянника и обещал отомстить за него.

Разгром сарацин

Важно

И поспешили войска Карла Великого скорее в путь, чтобы догнать мавров и разгромить их.

Раненый Марсилий пытался спастись от гнева императора в столице, в Сарагосе. Он слышит победный клич французов, вошедших в город.

Марсилий умолял о помощи соседей, но все в испуге отвернулись от него, один лишь Балигант готов был помочь. Сошлись его войска с войсками Карла, но были разгромлены и они.

Карл возвращался на родину, чтобы благочестиво похоронить тела героев и совершить справедливый суд над предателями.

Суд Карла

Вся Франция оплакивала великих воинов. Все требовали казни предателя Гвенелона. Но Карл захотел казнить вассала, не дав ему слова в свое оправдание. Настал день великого суда, и Карл призвал к себе предателя. Тогда один из славных рыцарей, Тьедри, попросил Карла устроить поединок между ним и родственником Гвенелона, Пинабелем. Если Тьедри победит, Гвенелона казнят, если нет, он будет жить.

Поединок истины

Сошлись на поле боя Тьедри и Пинабель, непобедимый прежде воин, подняли мечи и помчались в бой. Долго сражались герои, но ни тому, ни другому не давалась победа.

Судьба же распорядилась так, что, когда раненый Тьедри последний раз поднял свой меч над головой Пинабеля, тот, пораженный, замертво упал на землю и больше уже не очнулся. Суд императора был свершен.

Ужасные мучения испытал предатель Гвенелон.

Крещение Брамимонды

А в славном городе Аахене дочь Марсилия Брамимонда приняла крещение в день Святого Михаила. Так была одержана победа христианства над неверными.

Источник: http://mognovse.ru/uot-pesne-o-rolande-v-kratkom-pereskaze-karl-velikij.html

Историческая правда в поэме «Песнь о Роланде» (поход Карла Великого)

Замечательное знание содержания поэмы дает нам возможность исследовать, какой в “Песне о Роланде” используется исторический фон, исторические события. Упомянутые исторические факты — лишь отправной пункт для полета народной фантазии.

Из уроков истории в седьмом классе мы узнали, что в основу “Песни о Роланде” положены исторические события, связанные со временами правления Карла Великого и битвой франков в Ронсевальском ущелье. “Песня о Роланде” записана старофранцузким языком в период подготовки к Крестовым походам (XI — XIII ст.). Тема противостояния христианства и мусульманского мира была актуальной.

Цель войн Карла Великого — борьба с “неверными”, создание сопротивления арабским увлечениям Европы. Карл Великий основал Священную Римскую империю.

Совет

Основой войска франков была кавалерия, которая состояла из зажиточных феодалов-вассалов короля. Пехоту представляли в основном крестьяне, которые имели не меньше трех минимальных наделов земли. Армия не была многочисленной.

В одном походе принимало участие преимущественно 5-6 тысяч воинов.

Всего за времена своего правления Карл осуществил 53 военных похода с целью завоевания соседних с Франкским королевством земель Карл получил от Папы Римского титул короля франков.

Он активно противостоял арабскому вторжению и отвоевывал у арабов север Испании.

В конце своей жизни Карл объединил почти все европейские территории Западной Римской империи: современные Францию, Италию и Германию, После эпохи Великого переселения народов населения Западной Европы настолько поредело, что те завоевания, которые осуществляли десятки и даже сотни тысяч римских легионеров, теперь могла осуществить тысяча франкских воинов. 15 августа 778 года когда французский король, «римский император» Карл Великий, возвращался из Испании, из похода против арабов (арабы тогда владели Испанией), арьергард его войска в Рон-Севальськом межгорье Пиренеев был уничтожен горным племенем басков.

Читайте также:  Катерина измайлова в повести леди макбет мценского уезда характеристика, образ сочинение

Вместе с многими другими французами, передают летописи, погиб и граф Роланд (Хруодланд).Тем не менее, мало кто знает, что Роланд погиб вследствие нападения басков, которые отомстили ему за разорение их поселков.

Со временем именно баски стали движущей силой Реконкисты — многовековой войны за освобождение Пиренейского полуострова (преимущественно территория современной Испании) из-под власти арабов. Арабские племена в VII ст.

были объединены в единое государство пророком Мухаммедом, который является основателем новой религии — ислама.

Арабская армия подчинила себе всю Северную Африку, Персию, Сирию, Месопотамию, Египет. А в 711 году арабское войско высадилось в Испании и подчинило себе эту страну. Позднее Испания была захвачена Карлом Великим. О Карле Великом было составлено немало легенд и песен.

Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. Историки доказывают, что Карл принадлежит к славному роду Меровингов.

По свидетельству Эйнгарда, биографа Карла Великого, король франков был широкоплечий, крепкого телосложения. Имел круглую голову большие бодрые глаза, чуточку длинный нос, светлый волосы.

Он оказывал впечатление человека властного и уверенного в себе.

Карл всегда был убежден в уместности своих решений и поступков, некогда не колебался. Умел склонить других на свою сторону, ценил дружбу и преданность, прощал вину близкому окружению. С людьми вел себя просто, не терпел спесивости.

Обратите внимание

Захватывался верховой ездой и охотой. Обнаруживал сочувствие к убогим, не скупился на милостыню. Что различает историческую правду (поход Карла Великого 778 г. за Пиренеи) и выдумку в поэме.

Реальный поход был неудачным, а в поэме сказано, что франки завоевали едва не всю Испанию; реального Роланда (Хруодланда) убили христиане-баски, а не мусульмане-мавры и т. п.; определяет ведущую тематику средневекового героического эпоса: изображение борьбы против иностранцев и иноверцев за родину и христианскую веру.

Источник: http://sochbox.com/istoricheskaya-pravda-v-poeme-pesn-o-rolande-poxod-karla-velikogo/

«Песнь о Роланде»: краткое содержание и анализ

Вершиной французского героического классического эпоса является поэма «Песнь о Роланде». Она сохранилась в нескольких рукописях, лучшей из которых признана Оксфордская (1170).

Произведение написано на старофранцузском языке стихами и разделено на куплеты разной величины. Каждый куплет заканчивается одним и тем же ассонансом.

На самом деле поэма была песней, поскольку многие ее тирад заканчивались криком «Айо», что, видимо, означало припев или мелодию, которую исполняли во время озвучивания песни.

В основу поэмы положен исторический факт, который имел место в VIII в. Летописец Карла Великого Эйнхард сообщил, что в 778 году король франков начал свой первый поход с целью освобождения Испании от мавров.

На самом деле его вторжение в Испанию было типичной захватнической авантюрой с целью получения богатств и земель арабов. В поэме этот поход изображен как великий подвиг во славу Франции и христианства.

Исторические факты свидетельствуют о том, что мавры сумели дать решительный отпор войскам Карла Великого. Захватив несколько городов и дойдя до Сарагосы, Карл встретил мощный отпор со стороны мавров и был вынужден повернуть назад.

Во время отступления арьергард французского войска в Ронсевальском ущелье атаковали и разгромили баски. В битве погиб один из славных пэров короля, его племянник граф Роланд. В поэме же, наоборот, Карл Великий одержал полную победу. 

«Песнь о Роланде»: краткое содержание

Великий император Карл семь лет воевал в Испании и провел крещение всего края. Некрещеными оставались лишь мавры Сарагосы, потому что их король Марсилий уважал Магомета.

Поскольку он был уже не в силах сопротивляться франкам, то пошел на хитрость — отправил к Карлу гонцов с большим подарком (700 верблюдов, 400 мулов, груженных арабским золотом и серебром), чтобы тот мог наградить своих вассалов и заплатить наемникам. Кроме того, Марсилий пообещал через месяц прийти к престольному городу Карла и принять христианскую веру в день святого Михаила.

Чтобы франки поверили ему, он отдал в заложники детей известных и состоятельных сарацин, хотя знал, что они погибнут. Гонцам приказал нести в руках ветку маслины (символ покорности и примирения) и пообещал за верную службу богатые поместья.
Впрочем, Карл не доверял Марсилию, ибо уже потерял двух своих смелых графов — послов Базана и Базилия.

Важно

Чтобы принять окончательное решение, он решил посоветоваться со своими пэрами: продолжать войну до полного уничтожения войска Марсилия или предложить королю, который бежал, мир на условиях его вассальной зависимости и принятия христианства.

Роланд высказал мнение не доверять словам мавров и отомстить за смерть славных воинов. Не все бароны были довольны таким предложением, поскольку предпочитали скорее вернуться домой, устали от длительного похода и тяжелых жестоких сражений.

Граф Гвенелон пытался доказать королю, что войско достаточно повоевало, взяло много добычи и с гордостью может вернуться во Францию, а потому можно поверить словам Марсилия. Его поддержали и другие бароны.

Рыцарь Немон Баварский посоветовал прислушаться к словам Гвенелона, помня, что христианский долг предусматривал прощать неверных и обращать их к Богу. Не было сомнения, что Марсилий все-таки примет христианство.

В стан врага с ответом решили послать смелого рыцаря и дальновидного политика. Роланд предложил свою кандидатуру, и она была отклонена. Все знали, что он был несдержанным и недостаточно дипломатичным. Такой посол вряд ли достиг бы успеха.

Многие другие бароны согласились быть послами, чтобы доказать свою верность королю и Франции. Молчал только один Гвенелон.

Тогда Роланд внес новое предложение: отправить парламентарием своего отчима Гвенелона, поскольку именно он дал Карлу совет закончить дело с язычниками, а ведь Марсилий пообещал стать покорным вассалом, принять веру и закон Карла.

Внеся такое предложение, он понимал, что Гвенелону грозила смерть от руки неверных, но руководствовался главным мотивом — уважением к разуму и сдержанности отчима, который лучше всего мог выполнить опасное поручение императора.

Граф Гвенелон осознавал, что мог не вернуться, однако отказаться не имел права. Тем не менее, он решил отомстить пасынку за такой поступок.

Итак, эпическим фоном произведения стало противостояние двух миров — христианского и мусульманского. Конфликт возник из противоречия внутри христианского, а точнее рыцарского мира. Рыцари-христиане вели себя в соответствии с требованиями прежде всего сословной, а потом уже и христианской морали.

Гвенелон предъявил Марсилию низкий жестокий ультиматум, который расходился с требованиями Карла. Возможно, он хотел помешать примирению франков с сарацинами, рискуя при этом ожесточить короля мавров, хотя этим облегчил себе задачу дальнейшего примирения с врагами.

Совет

Чтобы отомстить Роланду, он предложил Марсилию во время отступления франков из Испании напасть на их арьергард, который будет возглавлять Роланд — лучший рыцарь Карла Великой. Чтобы победить его, следует послать на 20 тыс. франков 100 тыс. сарацин.

Он убедил короля мавров дать франкам большую дань, чтобы те не смогли прийти в себя. Тогда Карлу ничего не останется, как вернуться во Францию. В случае гибели Роланда король франков не решится воевать с маврами.

Марсилий поблагодарил Гвенелона за совет, взаимопонимание и поддержку, подарил мех соболя, меч, шлем и украшения для жены.

Усыпанный подарками, с грузом золота на 10 мулах, предатель вернулся к Карлу, передал ключи от Сарагосы и заверил о мирных намерениях мавров. Король франков решился вывести войска из Испании, хотя сомневался.

Арьергард франков возглавил Роланд. С ним был его товарищ Оливьер и 12 пэров — храбрых графов Франции. Когда войско Карла отступило, Роланд увидел большое войско сарацин. Оливьер попросил Роланда трубить в рог, чтобы вернуть дружину короля назад, но тот побоялся опорочить себя и не сделал этого.

Такое безрассудство привело к потере тысяч франков. Когда же осталась третья часть войска, Роланд решил сообщить Карлу и трубить в рог, но его удержал возмущенный Олифант, ведь все равно Карл не успеет им помочь, потому храбрым воинам оставалось только умереть.

В конце битвы, по совету епископа Турпина, Роланд все-таки позвал Карла, чтобы отомстить за смерть французов и похоронить их. Он горько сожалел о своем поступке, из-за которого погибло много славных баронов, среди которых 12 пэров Франции. Страдая, Роланд также умер от ран и горя. Душу храброго рыцаря приняли ангелы.

Архангел Гавриил, посредник между Богом и людьми, взял у него перчатку в знак верности рыцаря своем новом сюзерену — Богу.

Обратите внимание

Когда Роланд вострубил в рог, Карл услышал его и приказал вернуть войско обратно. Мавры бежали. Марселий, которому Карл по локоть отрубил правую руку, скрылся в Сарагосе. Битва закончилась победой Карла Великого.

Он вернулся в свою столицу Ахен. Сюда же привезли Гвенелона, которого посадили на цепь как предателя. Он им стал дважды: нарушил обязанность вассала и стал врагом своего рода и своей семьи.

Кроме того, его преступный эгоизм привел к многочисленным жертвам франков.

Суд над ним — это суд над феодальным произволом. Гвенелон не принимал упреки в измене, так как своей целью считал месть Роланду, другое его не интересовало. Он не стремился к поражению всего Карлова войска.

Поскольку Гвенелон был сторонником феодальных междоусобиц, то нашлись бароны, которые даже хотели его оправдать. Тогда Тьерри решил дать истинное толкование поступка Гвенелона: пострадал не просто барон, а верный слуга, вассал короля, а вместе с ним и славные воины страны.

Король молчал, не решаясь наказать предателя. Тогда Тьерри предложил Карлу устроить поединок между ним и родственником Гвенелона Пинабелем, а в зависимости от его результата принять решение.

Только победа рыцаря Тьерри в напряженном поединке дала возможность наказать предателя, которого жестоко казнили: привязали к лошадям, которых погнали к воде. Гвенелон был разорван на куски, с ним поступили так, как он хотел сделать с Францией.

Анализ поэмы «Песнь о Роланде»

Идейная борьба шла вокруг Карла, образ которого якобы был затемнен событиями. Он по-разному относился к своим вассалам, поскольку власть его только начала укрепляться. Образ Карла Великого изображен в возвышенном стиле.

В произведении постоянно встречается эпитет «седобородый», то есть мудрый и справедливый король, который думал только о Франции и о том, как утвердить имя Бога и христианские идеи на всей земле. Он заботился о своих воинах, любил Роланда, всегда был готов отомстить за своих сыновей в жестоком бою.

Несмотря на свой преклонный возраст, Карл не боялся участвовать в битве, бесстрашно отражая нападение мавров. Во время испанского похода ему было 36 лет, в поэме же ему гораздо больше.

В основу произведения положены два аспекта: эпико-героический и феодально-рыцарский. Роланд и другие персонажи поэмы — рыцари хранили верность своему сюзерену. Роланд — рыцарь и эпический герой, Гвенелон — рыцарь и предатель.

Следуя законам рыцарской чести, он поставил интересы феодальных междоусобиц выше интересов Франции. Причем считал, что вправе объявить пасынку междоусобицу как своему врагу. Во время суда держался надменно, ибо был убежден, что не нарушал рыцарской чести и не был предателем.

Поэтому его дело решилось с помощью «Божьего суда». Гвенелон потерял не только Роланда, но и 12 пэров — гордость франков.

Важно

Причина трагизма поэмы вовсе не в мести Гвенелона, а в природе эпического героизма. Граф Роланд не способен был испугаться ни врагов, ни самой смерти. Когда он вместе со своим войском попал в Ронсевальское ущелье, то имел возможность позвать на помощь, но не сделал этого, чтобы не «уронить род».

Роланд — воплощение народной мечты об идеальном герое, смелом, мужественном, отчаянном, преданном Франции, Богу и королю. Он погиб за честь и славу «милой Франции». Непростой была религиозность этого героя.

Роланд, который со всем пылом молодости положил свою голову за честь христианства, перешел в другой мир с полной убежденностью и сердечным раскаянием в грехах. Он понравился Богу, потому ангелы приняли протянутую им рыцарскую перчатку.

В то же время его нельзя считать настоящим христианином, он не задумывался о наставлениях церкви, не ставил перед собой больших религиозных целей, кроме борьбы против язычников.

Для рыцаря любовь не была самым важным в жизни, а иногда она ему даже мешала. Поэтому лишь в нескольких тирадах освещены отношения Роланда и его невесты Альды — сестры Оливьера. Перед смертью герой забыл о своей возлюбленной, думал только о том, чтобы его меч не попал в руки неверных.

Читайте также:  Сочинение игоша смерть в кармане в повести детство горького

Этот факт побудил исследователей считать эпизод с Альдой второстепенным, что объяснялось отсутствием данного образа в одной из древних редакций «Песни о Роланде». В отличие от рыцаря, Альда всецело предана своему чистому чувству.

Узнав о гибели любимого, она не захотела жить и покончила с собой.

Друг Роланда Оливьер — тоже храбрый и решительный рыцарь, взвешенный в своих решениях. Он всегда думал о последствиях своих поступков. Как и Роланд, он погиб героической смертью, надеясь, что народ сложит о нем и его друзьях песни. Оливьер выступает в поэме в роли своеобразного искусителя, который испытывает Роланда.

Основная идея поэмы — прославление любви к отчизне и осуждение анархического феодализма. Рыцарство — воплощение представлений о преданности Отечеству и своей вере.

«Песнь о Роланде» пользовалась популярностью в мировой культуре. Итальянский поэт Луиджи Пульчи (1432-1484) создал эпопею «Большой Моргайте» (1483). Другой итальянский поэт, Боярдо (1441-1494), написал поэму «Влюбленный Орландо», а Лудовико Ариосто (1474-1533) — поэму «Неистовый Орландо».

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. — К.: Центр учебной литературы, 2007

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/pesn_o_rolande_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/62-1-0-714

Сочинение на тему: ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ В «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»

В поэме «Песнь о Роланде» используются об­разные средства, характерные для произведений народного творчества, — это постоянные эпите­ты (так, например, французы называют Францию милой, свободной, короля Карла — могучим, славным, седобородым), повторения (просьба Оливьера к Роланду протрубить в рог повторяет­ся несколько раз), олицетворения, параллелиз­мы, причитания и плачи, сочувственное отноше­ние природы, обилие военных эпизодов, вещие сны и т. д. Одним из наиболее важных приемов является гиперболизация.

Гипербола — один из тропов, резкое преуве­личение определенных характеристик человека или предмета, их количества, размера, силы для того, чтобы сделать изображение исключитель­но выразительным, с целью передать эмоцио­нальность, восторг или презрение. М. Горький го­ворил, что люди любят яркие краски, любят при­украшать действительность.

Искусство ставит себе цель преувеличить хо­рошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличить плохое, чтобы оно вызвало неприятие, жела­ние уничтожить все самое отвратительное в этой жизни.

Совет

В поэме «Песнь о Роланде» гиперболиза­ция используется для прославления борьбы фран­ков в защиту родины против нашествия на Евро­пу арабов (в поэме они названы маврами, сараци­нами — «неверными», так как были по своей ре­лигии магометанами) и возвеличивания главно­го героя Роланда, бесстрашного воина, преданно­го родине и своему народу. Вождем и защитником государства является Карл Великий. Он — вопло­щение мудрости, справедливости и мощи:

Державный Карл, наш славный император,

Семь долгих лет в Испании сражался:

И до моря вся горная страна В его руках; сдалися Карлу замки,

Разбиты башни, грады покорились,

И стены их рассыпались во прах.

Верный вассал своего сюзерена, короля Кар­ла Великого — Роланд; он изображен воином ис­ключительной силы и мужества. Копье разлета­ется на щепки, настолько сильные удары обру­шивает герой на врагов. Лишившись копья, Ро­ланд извлекает из ножен свой верный меч Дюран­даль и наносит удары смертельной силы:

И шлем рассек, каменьями покрытый,

Стальной шишак рассек и волоса,

Глаза рассек, лицо и грудь, и броню,

Спинной хребет, рассек седло златое, —

В спине коня завяз булатный меч, —

И конь, и мавр на поле битвы пали.

В бою Роланд неуязвим, что подчеркивает любовь народа и автора поэмы к своему герою:

… Разбит весь щит Роланда,

Разорвана железная кольчуга, —

Граф невредим, но тридцать стрел и копий Его коня ретивого пронзили,

Конь наземь пал.

Даже смертельно раненный воин (гиперболи­зация: «сочится из ушей и кровь, и мозг») дума­ет не о том, как спасти свою жизнь, а о том, кому достанется его верный помощник, булатный меч Дюрандаль:

Не должен ты достаться в руки трусам,

Тобой владел столь доблестный вассал:

Нельзя найти во Франции свободной Славней меня, отважнее бойца!

Смерть героя оплакивают ангелы, рвет седую бороду могучий Карл, двадцать тысяч баронов в горести и смятении падает замертво. Творец оста­навливает движение солнца и продлевает день, поддерживая стремление Карла отомстить невер­ным за убитого Роланда. Возлюбленная героя, едва услышав весть о его смерти, тотчас умирает.

Гипербола используется и для возвеличива­ния силы, мужества, отваги других героев поэмы. Вспомним, как славный воин архиепископ Тур­пин пронзает копьем щит Абизма, подаренный самим сатаною:

Сей щит эмир Гарафрий От сатаны когда-то получил

Близ Валь-Метаса. Этот щит чудесный Не пожалел Турпин, копьем ударил, —

Динария не стоит щит, — насквозь Прошло копье чрез тело сарацина,

С помощью гиперболы передается накал воен­ных действий, воспевается победа франков над маврами. Немаловажную роль играет гипербола для показа силы, отваги и мужества главного ге­роя Роланда.

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-giperbolizaciya-v-pesni-o-rolande.html

Песнь о Роланде. Сюжет

Песнь о Роланде – одна из самых известных и наиболее примечательных героических поэм старофранцузского эпоса, датируемая еще XII веком (Оксфордская рукопись). Теории происхождения произведения рознятся.

Так, французский филолог-медиевист Жозеф Бедье полагает, что автором Песни является некий клирик по имени Турольд, проживавший в XII веке.

А вот испанский филолог-фольклорист Рамон Менендес Пидаль придерживается мнения, что данная героическая поэма стала результатом постепенного развития эпоса, основа которого принадлежит разным сказителям.

Роланд дует в свой рог Олифан

Сюжет Песни о Роланде

В центре произведения – гибель одного из арьергардных отрядов Карла Великого в ходе сражения в Ронсельвальском ущелье. Войско короля было застигнуто врасплох во время своего возращения в конце лета 778 года из завоевательной кампании в Испании. В качестве противников франков в Песне выступают мавры (т.е. арабы), хотя согласно историческим сведениям отряд Роланда пал в бою с басками.

Песнь о Роланде кратко

Персонажи:

Марсилий-сарагосский – король мавров

Бланкадрен Вальфонский – один из придворных Марсилия

Турпен – архиепископ

Граф Роланд – племянник короля Карла Великого

Отважный Оливье – его друг

Ганелон – предатель

Базан и Базилий – два графа, которых казнил Марсилий

Дюрандаль – меч Роланда

Вельянтиф – конь Роланда

Климорен – сарагосец, который держал совет с Ганелоном-изменником

Альтеклер – меч Оливье

Олифан – рог Роланда

Альда – сестра Оливье и любимая Роланда

Брамимонда – супруга Марсилия

Балиган-седой – предводитель мавров

Ахен – на тот момент столица Франции

Начинается Песнь о Роланде с того, что Бланкадрен, придворный Марсилия, советует тому отправить послов к Карлу Великому.

Карл сидит среди своих вассалов, встречает послов. Все в его осанке дышит гордостью. Выслушав послов, король собирает совет своих баранов, чтобы посоветоваться, как ему поступить. Роланд советует Карлу не верить маврам и пойти на них войной.

Тогда встает Ганелон и говорит, что в Роланде говорит гордыня, мол, нужно заключить с маврами мир. Старей Немон поддерживает Ганелона и советует отправить послов к маврам и даже предлагает свою кандидатуру. Однако Карл нуждается в уме и помощи Немона, а потому отказывает ему.

Обратите внимание

По очереди выдвигают свою кандидатуру Роланд и Оливье, но им отказано, равно как и Турпену. Роланд тогда предложил назначить послом своего отчима Ганелона.

Граф Ганелон испугался того, что его могут убить мавры и поклялся отомстить за это Роланду. Назначая Ганелона послом, Карл вручает ему жезл и перчатку, но тот роняет ее (Тогда все вокруг начинают перешептываться: «посольство это нам сулит несчастье»).

Ганелон берет свой меч Морглес и садится на своего коня Ташбрюна. По дороге мавр Бланкадрен и Ганелон ведут беседу о Роланде, размышляя, как его усмирить, решив, наконец, что «им Роланд заплатит головой»…

Продолжение читайте в посте Содержание Песни о Роланде

Источник: https://alinec.ru/best-literature/pesn-o-rolande.html

Гиперболизация в «песни о роланде»

7 класс

Сочинения по зарубежной литературе

Гиперболизация в «песни о роланде»

1 вариант

«Песнь о Роланде» — величайший поэтический памятник французского народа. Ее автором считается некий гениальный поэт Турольд, а вопрос об истоках «Песни…» и до сих пор остается не до конца разрешенным.

Одни исследователи считают поводом к созданию произведения поход Карла Великого против мусульманского правителя Абдеррахмана. Другие полагают, что сказание основано на легендах о доблестном рыцаре Роланде.

В настоящее время принято считать, что в основу «Песни о Роланде» все же легли исторические события, слегка приукрашенные домыслами автора.

В героическом эпосе средневековья отображаются исторические события прошлого и воспеваются подвиги героев-богатырей, но, в отличие от древнего героического эпоса, в меньшей степени используются сказочно-мифологические мотивы.

Для героического эпоса характерно усиление патриотических мотивов, обусловленное борьбой с захватчиками, тесная связь с народным эпосом: заимствование сюжетов народных легенд, повторов, постоянных эпитетов, гипербол.

Главный герой эпоса остается носителем героических черт защитника народа, но его психологическая характеристика становится гораздо глубже.

Древние легенды идеализировали образ воина Роланда и наделили его героическими чертами. Гипербола — литературное преувеличение — часто встречается в «Песни о Роланде». Роланд наделен недюжинной силой, отвагой и мужеством.

Гордый Роланд отказался звать на помощь Карла — честь героя, так, как он ее понимал, не позволяла ему унизиться до этого, что было ошибкой. Это гиперболизированное понимание Роландом чести. В результате Роланд потерял своих лучших воинов и погубил друзей. Верность долгу у Роланда — превыше всего.

Без устали разыскивает он павших в бою товарищей:

Роланд на месте битвы павших ищет,

По склонам гор он ищет и в долине…

Несет их одного он за другим…

Герой готов смело и бесстрашно бороться за свою страну и своих товарищей:

Я не оставлю вас в разгаре битвы.

Давайте ж снова мы врагов разить!

Важно

Роланд, как настоящий герой, не боится смерти и готов умереть во имя родной Франции:

…он не оробел,

Врагов не устрашился перед смертью.

Умирая, «подняться на ноги он все же смог» и смог ударить

О камень десять раз своим мечом

И каждый раз, не согнут и не сломан,

От камня меч отскакивал со звоном.

Долг рыцаря — смело сражаться до последней минуты за своего короля, за свою отчизну. Сражаться, сохраняя мужество, гордость и честь, рука об руку со своими товарищами. Сражаться, сохраняя твердость духа и верность своей стране.

Со временем исторические события в «Песни о Роланде» стерлись из памяти людей и изменились. Баски заменены «неверными» сарацинами (арабами), испанский поход Карла, начавшийся и закончившийся в 778 году, превратился в семилетнюю войну. Франки оказываются жертвой низкого предательства графа Ганелона, который свои личные интересы ставил выше безопасности соотечественников.

Преступному эгоисту Ганелону в поэме противопоставлен беззаветно преданный императору и «милой Франции» Роланд. Но в веках и все отрицательные черты героя стерлись, остались лишь положительные и героические. Это работа истории— отсеивать все ненужное и оставлять главное, конечно, преувеличивая подвиги и геройства.

2 вариант

«Песнь о Роланде» — древнейший памятник французского героического эпоса. Исследователи считают, что народные сказания о Роланде — племяннике короля Карла Великого — были собраны, обработаны и записаны неизвестным автором.

Поводом для создания этой эпической поэмы послужило вмешательство Карла Великого в междоусобные распри мусульманской Испании. Сюжет «Песни…» построен в основном на двух темах: это рассказ о борьбе против сарацин и рассказ о феодальной мести, в результате которой был предательски убит Роланд, истребитель язычников.

Это печальное событие произошло в Ронсевальском ущелье, в Пиренеях, а виновником гибели французского отряда был предатель Ганелон, отчим Роланда.

В «Песни о Роланде», как это характерно для героического эпоса, широко используется гипербола — вид тропа, в основе которого лежит преувеличение характерных свойств или черт предмета, явления или действия для более выразительного художественного изображения.

Например, в поэме рассказывается, что у короля Карла — «стотысячная рать». Гипербола используется здесь, чтобы показать могущество короля, любовь к нему воинов, которые спешат собраться под его знаменами. Гипербола заметна и в описаниях подвигов Роланда и его рати. Роланд изображается как лучший из рыцарей Карла. Когда он начинает бой, враги падают десятками и сотнями.

Совет

Наделенный сверхчеловеческой силой, Роланд, даже смертельно раненный, приносит с поля боя тела убитых товарищей, ранит насмерть язычника, посягнувшего на его меч, и сам этот меч пытается разбить о камень. Свойства меча также гиперболизируются. В рукоятке у него «святыня не одна заключена», его невозможно уничтожить:

Мечом по камню граф ударил.

Со звоном меч от камня отлетает,

Но невредима и не гнется сталь.

Роланд увидел: не сломить меча.

Рыцарь обращается к своему мечу как к живому, вспоминая свои сражения, увенчанные победами:

… я разных стран немало

С тобою королю завоевал…

«Песнь о Роланде» приобрела большую популярность во Франции и во всем мире. Это настоящий шедевр фольклорной литературы.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/212.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector