Сочинение игоша смерть в кармане в повести детство горького

Характеристика героев повести «Детство» Горького

Алеша Пешков – главный герой и рассказчик повести. В раннем детстве он поселяется в семье матери – злом и скандальном семействе Кашириных. Повесть «Детство» — это рассказ Алеши о его тяжелой жизни у Кашириных.

Бабушка Акулина Ивановна Каширина – добрая, энергичная женщина. Ей около 60 лет. Бабушка становится лучшим другом Алеши на многие годы.

Дед Василий Васильевич Каширин – уважаемый, состоятельный человек, владелец красильной мастерской. Ему около 80 лет. Дед – умный, но жадный и жестокий человек.

Мать Алеши Варвара Васильевна Каширина (в замужестве – Пешкова, Максимова) – молодая женщина. После смерти мужа Варвара оставляет сына Алешу на воспитание бабушке Акулине.

Отец Алеши Максим Савватеевич Пешков – отец Алеши Пешкова и муж Варвары. Максим Пешков – добрый, веселый человек. Умирает в молодом возрасте.

Дядя Яков Васильевич Каширин – один из двух дядьев Кашириных. Яков – злой, жестокий, глупый, завистливый человек. Яков избил свою жену до смерти.

Дядя Михайло (Михаил Васильевич Каширин) – второй дядя Алеши, жестокий, завистливый, злой человек. Он избивает свою беременную жену, тетку Наталью.

Иван Цыганок – 19-летний парень, подкидыш, воспитанный в семье Кашириных. Цыганок – веселый, добрый человек. Он погибает по вине дядьев Якова и Михаила

Мастер Григорий Иванович – добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. В конце концов Григорий слепнет и становится нищим.

Хорошее Дело – мужчина, имя которого не указано в повести. Он снимает комнату в доме деда Каширина. Хорошее Дело – добрый, милый и очень одинокий человек. Он становится лучшим другом Алеши, но вскоре дед выживает мужчину из дома.

Тетка Наталья Каширина – жена дяди Михаила, робкая и тихая женщина. Беременная тетка Наталья терпит побои своего мужа и мучается в семье Кашириных. Во время родов третьего ребенка она умирает.

Саша Каширин (Яковов сын) – сын дяди Якова, двоюродный брат Алеши Пешкова. Злой, хитрый мальчик, как и его отец.

Саша Каширин (Михайлов сын) – сын дяди Михаила и тетки Натальи, двоюродный брат Алеши Пешкова. Тихий, печальный и ленивый мальчик.

Катерина Каширина – дочь дяди Михаила и тетки Натальи, двоюродная сестра Алеши Пешкова.

Нянька Евгенья живет в доме Кашириных и ухаживает за детьми.

Евгений Максимов – отчим Алеши Пешкова, второй муж Варвары. Евгений – дворянин. Женившись на Варваре, он проигрывает все деньги в карты, из-за чего семья впадает в нищету. Он бьет свою жену и изменяет ей.

Дядя Петр – извозчик, жилец в доме деда Каширина. Алеша с интересом слушает его истории из жизни крестьян. Дядя Петр кончает жизнь самоубийством.

Игоша Смерть в Кармане – блаженный человек. Местные мальчишки обижают и бьют Игошу. Алеша, напротив, с сочувствием относится к бедному человеку.

Источник: https://rulit.online/articles/harakteristika-geroev-povesti-detstvo-gorkogo/

Нравственные искания Алеши Пешкова (по повести А. М. Горького «Детство»)

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че­ловека…

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур­ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили.

Доб­рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не­прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове­ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Обратите внимание

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред­ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского… А около Господа ангелы летают во множестве…

Бога видеть человеку не дано, — ос­лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста».

Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче­лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно.

Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст­венному становлению мальчика. Одним из таких уро­ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос­лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо­гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу­мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на­казывать. Ему, а не нам!»

Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все­видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто­кость: «…вот согрешили люди и — потоплены, еще со­грешили и — сожжены, разрушены города их». «…де­дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю­бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».

Важно

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи­щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо­циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра­вился, в отличие от Бога деда.

Первые уроки нравст­венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива­ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей­ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен­ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано­вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал.

Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста­рому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко­ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло­бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от­крытым для любви к людям.

У бабушки Алеша нау­чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры­стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб­рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека.

Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов­ному и нравственному становлению Алеши.

Источник: http://5litra.ru/soch/252-nravstvennye-iskaniya-aleshi-peshkova-po-povesti-a-m-gorkogo-detstvo.html

Сочинение по повести Горького Детство

В этом удивительном рассказе, речь пойдет про одного мальчика детство, которого, было очень трудным, так как он рос в довольно неспокойной семье. Вся эта история, была написана с реальной жизни нашего писателя, который и сделал себя главным героям этой истории.

Эту повесть, можно смело назвать автобиографической, так как в ней мы прослеживаем все детство известного русского писателя.

Эта прекрасная литературная работа, может всем читателям дать достаточно большое количество поучительных моментов, а это очень полезно для пождростающего поколения, так как тут, рассматриваются очень серьезные вопросы, которые касаются отношения взрослых и детей.

Совет

Главный герой, простой мальчуган, которого все его домашние очень сильно обижают, и ему это доставляет очень много страдания, но он пытается держатся, а это в данной ситуации очень непросто.

Однажды, его избивают до полусмерти, и паренек просто лежит в постели. Вся его жизнь, это сплошной ужас, который ему очень сложно пережить.

Что делать? Как ему дальше жить? Необходимо что-то предпринимать, так как вся эта ситуация может выйти из-под контроля и уже будет поздно, что-либо делать, но самостоятельно ему этот вопрос не решить, а помочь некому, и нужно просто наедятся на свои силы.

В этой семье, постоянно происходили конфликты и драки, которые очень негативно сказывались на молодой и неокрепшей психике парня, но во всем этом ужасе, у него был один единственный друг, который ему во всем помогал.

Это друг, был цыганенком, и именно он во всем поддерживал нашего героя, которому приходилось очень непросто. Между ребятами возникла очень большая и крепкая дружба.

Они всегда поддерживали друг, друга, но это не помогало нашему герою, так как всегда происходили очень неприятные семейные драмы.

Парню, пришлось пережить очень многое, но он постоянно терпит все унижения, которые он испытает от своих родных и близких людей.

Наш герой, пережил очень много неприятностей, но он продолжает жить и надеется на лучшее, так как у него нет выхода и нужно бороться за свое существование.

Обратите внимание

Читатель переживает за судьбу этого маленького героя, который желает жить лучше, но у него это слабо получается.

Писателю очень хорошо удается передать все переживания, которые испытывает наш герой. Читатель, который прочитает этот рассказ, то у него появится очень страшное чувство, которое будет очень сложно пережить.

7 класс

Сочинение Максима Горького Детство 7 класс

Знаменитое произведение прославленного русского писателя Максима Горького «Детство», пожалуй одно из тех произведений, которое способно перевернут всё человеческое представление о жизни с ног на голову.

Безусловно, сразу же нужно отметить, что в данной повести показано очень большое количество жизненных ситуаций и неурядиц, которые порой актуальны и по сей день. Особенно если учесть что сегодня многие люди, всё острее хотят чувствовать свою свободу и не зависит ни от кого, отдавая своих совсем ещё крошечных детей на воспитание бабушкам, и навещая их лишь в выходные, да и то не всегда.

События повести, которые происходят с совсем ещё маленьким мальчиком заставляют читателей сопереживать ему, сочувствовать и вызывают желание помочь.

Стоит заметить, что все произведения данного творца являются искренними и наполненными обычной жизнью, обычных людей. Большинство людей, к которым однажды попадают эти произведения в последствии не один раз перечитывают знакомы строки.

Что же касается повести «Детство» то справедливо нужно отметить важный факт, она по своей сути является автобиографической. То есть, в ней автор описывает свою жизнь и своё детство.

Может быть именно из-за этого, большинству читателей и приходятся по душе произведения данного писателя.

Совсем маленький мальчик жил со своими родителями, но по причине преждевременной смерти своего отца он вынужден был переехать в дом к бабушке и деду. Именно в этом доме и началась его новая, совершенно другая жизнь, которая по своим событиям отдаленно стала напоминать детскую пору.

Важно

Мать мальчика, женщина довольно строптивая, постоянно желающая быть независимой и самодостаточной, а при наличие маленького ребёнка сделать это порой очень трудно.

Именно поэтому воспитанием мальчика всё чаще занимается бабушка, женщина к которой у писателя до конца своих дней было особенное отношение.

Она совмещала в своём характера совершенно противоречивые черты, и всегда старалась научить маленького внука тому, что умела и знала сам.

Несмотря на довольно не простое детство, мальчик не сломается и вырастет замечательным человеком, с золотым характером, который как и у бабушки будет содержать в себе противоречивые черты. Сможет получить достойное по тем временам образование, сделать замечательную карьеру, стать настоящим человеком.

Однако, до конца своих дней он будет помнить своё не простое детство в самых мельчайших чертах.

7 класс

← Книга в современном мире↑ 7 классОписание друга →

Детство

  • Сочинение на тему Письмо самому себе в будущее (5 класс)Здравствуй, уже повзрослевшая и, надеюсь, ставшая хотя бы чуточку умнее, я. Сегодня после уроков я задумалась: «А что если написать письмо себе в будущее?», и тут же решила воплотить эту идею в жизнь.
  • Сочинения на тему Рассказ старого учебника 6 классКонечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.
  • Сочинение на тему Деньгами надо управлять, а не служить имДеньги, пожалуй, играют главную роль в нашей жизни, потому что они – единственный способ существования для большинства людей. На них мы покупаем продукты, чтобы питаться и не умереть с голоду, оплачиваем квартиру, чтобы спокойно спать и отдыхать,
  • Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 классКартина Саврасова «Грачи прилетели» изображает типичный пейзаж русской деревни где-то в средней полосе России. Об этом наглядно говорят растущие тут берёзы. Скорее всего, это окраина деревни, т.к. на дальнем плане видны черные земли пашни.
  • Приведи в порядок свою планету сочинениеЗеленая трава, чистый свежий воздух, прозрачная вода – обо всем этом мечтаем каждый живой организм на этой планете. Окружающая среда влияет на жизнь и здоровье человека. К сожалению, не все люди помнят об этом. Загрязненные реки и озера,
  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 6 классСвою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,
Читайте также:  Тема праведничества в рассказе матренин двор 9 класс сочинение рассуждение

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/7-klass/sochinenie-po-povesti-gorkogo-detstvo-7-klass

Сочинение на тему Свинцовая мерзость в повести Детство, Горький читать бесплатно

­Свинцовая мерзость

Максим Горький написал повесть «Детство», основываясь на реальных фактах, а именно на своем не радостном детстве. Он вырос в тяжелые времена. Большой отпечаток на его биографию наложило время, проведенное в доме родных деда и бабушки героя.

Семья Кашириных, включая всех ближайших родственником, не могла похвастать дружелюбными и доброжелательными отношениями друг к другу.

В этом доме практически все было мрачно, начиная с выпивающих дядей Алеши и, заканчивая жестоким, самолюбивым дедом, который по выходных высекал внуков.

Совет

Доверяя свой рассказ бумаге, автор писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит…

» Люди, которые никогда не читали повесть «Детство», наверняка, зададутся вопросом, что он имел в виду под словами «свинцовые мерзости»? На мой взгляд, это та грязь, с которой главный герой Алеша Пешков столкнулся по приезду к самым, казалось бы, близким людям на свете. После смерти отца, мальчик вынуждено покинул отчий дом в Астрахани.

Дома у них­ всегда был уют и порядок, поэтому семья деда с бабушкой в Нижнем Новгороде подействовала на него словно пробуждение от радужного сна.

Он попал в такие «свинцовые» условия, которых и врагу не желают. Дядьки Алеши, Яков и Михайло, постоянно ссорились. Михайло временами пьяный приходил к отцу с дубиной и пытался его убить за нечестное распределение наследства. Яков стал виновником смерти сразу двух людей.

Сначала он до смерти забил собственную жену,­ а потом «совестливо» решил воздвигнуть на ее могиле громадный крест. Однако сам он его нести не взялся, а возложил это на безотказного Ивана-Цыганка, который по пути умер под тяжестью креста. Подобное бесчинство в доме деда Василия Васильича никак иначе нельзя назвать, как «свинцовой мерзостью».

Сам он временами избивал жену, а однажды в припадке злости отобрал у нее все вещи и продал.

Бабка Алеши, Акулина Ивановна, была единственным незапятнанным человеком в этом «грязном» доме. Хотя они и ее довели до того, что она стала много выпивать. В самые тяжелые для Алеши периоды она рассказывала ему о боге и об ангелах. Она была тем самым идеалом, на который нужно было ориентироваться.

Ведь, несмотря на всю жестокость, которая ее окружала, она такой не стала. Она давно смирилась со своей участью и старалась, как могла привносить хоть немного мира в этот несчастный дом. Ее персонаж является доказательством того, что никакие «свинцовые мерзости» не должны становиться причиной агрессии и тирании.

За это Алеша ее любил и уважал.

Примечательно то, что автор рассказывает историю своего детства уже с высоты прожитых лет. Иногда в произведении чувствуется благодарность за свое нелегкое детство.

Обратите внимание

Даже на деда он не держит зла, потому что эта «свинцовая» реальность закалила его, сделал более сильным в духовно-нравственном плане. Все выпавшие на его долю испытания, мальчик перенес стойко. Возможно, поэтому он вырос достойным человеком.

В продолжении о жизни Алеши Пешкова автор написал еще две повести, вошедшие в трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

см. также:
Другие сочинения по произведению Детство, Горький

Характеристики главных героев произведения Детство, Горький

Краткое содержание Детство, Горький

Краткая биография Максима Горького

Источник: http://www.sdamna5.ru/svintsovaya_merzost_detstvo

«Детство» Максима Горького: краткое содержание автобиографической повести

Воспоминания Алеши о семье тесно связаны с уходом из жизни отца и приездом бабушки «сверху, с Нижнего, по воде». Слова эти были непонятны мальчику.

Бабушка с добрым рыхлым лицом и певучим голосом просила попрощаться с отцом. Впервые мальчик увидел, как взрослые плачут. Страшно кричала и выла мать: ушел близкий человек, семья осталась без кормильца. Отец запомнился веселым, мастеровитым, он часто возился с сыном, брал его с собой на рыбалку. Мама – строгая, работящая, статная.

Хоронили отца в желтом гробу, в яме стояла вода и квакали лягушки.
В эти страшные дни у Алеши родился братик Максимка, но не прожил и нескольких дней, умер.

Во время поездки на пароходе маленький путешественник впервые услышал незнакомые слова «матрос», «Саратов». Максимку положили в ящик, и полная бабушка вынесла его на вытянутых руках на палубу. Седой матрос объяснил, что пошли хоронить.

– Знаю, – ответил малец, – я видел, как похоронили лягушек на дне ямы.
– Лягушек не жалко, мать пожалей, – сказал матрос. – Вон, как горе ее ушибло.

Увидев, что пароход причалил, а люди засобирались сойти на берег, будущий писатель решил, что и ему пора. Но попутчики стали тыкать пальцем и кричать: «Чей? Чей?» Прибежал матрос и увел мальчугана назад, в каюту, погрозив пальцем.

Путешествие на пароходе по Волге

По дороге Алеша много разговаривал с бабушкой, ему нравилось ее слушать, слова были похожи на цветы, речь образная, певучая.

Сама Акулина Ивановна, полная, грузная, с длинными волосами, которые она называла сущим наказанием и подолгу расчесывала, удивительно легко двигалась, глаза ее смеялись.

Она стала лучшим другом внуку на всю жизнь, подарила ему ту силу, что позволяла справляться с любыми трудностями.

Важно

За окном сменялись картины природы, Волга величаво несла свои воды, пароход двигался медленно, ведь шел против течения. Бабушка рассказывала сказки о добрых молодцах, о святых, прибаутки про домового, который занозил палец.

Послушать истории присаживались и матросы, за это они давали рассказчице табак, угощали водочкой и арбузами. Есть фрукты приходилось тайно, так как этим же рейсом ехал санитарный инспектор, который все запрещал.

Мама выходила на палубу, но держалась в сторонке, пыталась образумить бабушку, мол, над ней смеются. Та лишь улыбалась в ответ: и пускай.

В каширинском доме

И взрослые, и дети не понравились Алеше. Теплые отношения установились у него лишь с теткой Натальей. Особенно враждебно мальчика принял дед Василий. Дом показался приземистым, некрасивым. В тесном и грязном дворе висели какие-то тряпки, было неухоженно, неуютно.

Жизнь в Нижнем Новгороде была пустой, пестрой и тусклой, как грустная сказка. Дом был наполнен ядовитым туманом всеобщей вражды.

Братья матери требовали раздела имущества, так как Варвара вышла замуж «самокруткой», без благословения родителей. Дядья ругались и трясли головами, как собаки.

Михаила, «иезуита», связывали полотенцем, а с лица Якова, «фармазона», смывали кровь. Дед оглушительно кричал на всех. Плакали дети.

Каширин-старший казался чище и аккуратнее сыновей, хотя у тех были костюмы и жилетки. Дед следил за Алешей злыми и умными глазами, мальчик старался не попадаться на пути.

Будущий писатель вспоминал, что родители всегда были веселы, дружны между собой, много общались. А здесь, у деда, все поголовно ругались, злословили, доносили друг на друга, обижали того, кто слабее. Отпрыски были прибитыми, неразвитыми.

Не битье, а наука

Дети шалили: нагревали инструменты, чтобы разыграть мастера Григория, устраивали соревнования между упряжками тараканов, ловили мышей и пытались их дрессировать. Глава семейства раздавал подзатыльники направо и налево, выпорол внука Сашу за раскаленный наперсток. Астраханский гость никогда раньше не присутствовал при экзекуциях, самого его отец не бил.

– И зря, – припечатывал дед.

Обычно Варвара защищала сына, но однажды и ему пришлось испытать на себе крепкую руку. Двоюродный брат подговорил перекрасить белую праздничную скатерть. Жестокий глава семьи высек розгами обоих – и Сашку-доносчика, и Алешу. Бабушка отругала мать, не сумевшую спасти сына от расправы. А у самого мальчика на всю жизнь сердце стало чутким к любой несправедливости и обиде.

Дед пытался помириться с внуком: принес ему гостинцы – пряники и изюм, рассказал, как сам не раз был избит. В молодости тянул бурлаком баржи от Астрахани до Макарьева. Но вс

Бабушкины рассказы

Бабушка с малых лет плела кружева, замуж вышла в 14-м году, родила 18 детей, но почти все умерли. Акулина Ивановна была неграмотная, но знала много рассказов, сказок, историй про Мирона-отшельника, Марфу-посадницу и Илью-пророка, слушать можно было сутками.

Алеша не отпускал рассказчицу от себя, задавал много вопросов, на все получал исчерпывающие ответы. Иногда бабушка выдумывала небылицы про чертей, которые вылезали из каменки и переворачивали лохань с бельем или устраивали чехарду.

Не поверить в достоверность было невозможно.

В новом доме на Канатной улице устраивались чаепития, приходили денщики, соседи, знакомый постоялец по прозвищу Хорошее Дело. Извозчик Петр приносил варенье, кто-то – белый хлеб. Бабушка рассказывала собравшимся байки, легенды, былины.

Праздники в семье Кашириных

Праздники начинались одинаково: все приходили принаряженные, дядя Яков брал гитару. Играл подолгу, казалось, будто засыпает, а руки действуют сами по себе. Голос у него был неприятно свистящий: «Ой, скучно мне, грустно мне…» Алеша плакал, слушая, как один нищий у другого портянки украл.

Разогревшись, гости пускались в пляс. Ваня-цыганок метался стрижом, а бабушка плыла, как по воздуху, а потом кружилась, будто молодая. Няня Евгения пела о царе Давиде.

В мастерской Григория Ивановича

Алеша любил бывать в красильной мастерской, смотреть, как подкладывают дрова в костер, как варят краску. Мастер частенько говорил:

– Вот ослепну, пойду по миру, буду просить милостыню у добрых людей.

Простодушный мальчик подхватывал:

– Ослепни скорее, дяденька, я пойду с тобой.

Григорий Иванович советовал крепко держаться за бабушку: она человек «почти святой, потому что правду любит».

Совет

Когда цеховой мастер потерял зрение, его сразу же уволили. Несчастный ходил по улицам вместе со старушкой, которая просила на кусок хлеба за двоих. А сам мужчина молчал.

По словам бабушки, все они виноваты перед Григорием, и Бог их накажет. Так и вышло: через десять лет уже Каширин-старший бродил по улицам с протянутой рукой, молил о копеечке.

Цыганок Иван, подмастерье

Иван подставлял руку, когда стегали розгами, чтобы страдальцу досталось меньше. Подкидыш воспитывался в семье Кашириных с младенчества. Он сочувствовал новенькому: учил его «не сжиматься, а растекаться киселем» и «вилять телом вслед за лозой». И обязательно кричать благим матом.

Цыганку поручали закупку товаров на всю семью. Ездил добытчик на ярмарку на мерине, выполнял поручение с большим умением и старанием. Привозил птицу, рыбу, мясо, потроха, муку, масло, сладости.

Все удивлялись, как за пять рублей можно купить провизии на 15. Бабушка объясняла, что Иван больше украдет, чем купит. Дома его почти не ругали за это.

Но боялись, что поймают, и попадет цыганок в острог.

Только умер подмастерье, будучи придавленным огромным крестом, который нес со двора на кладбище по просьбе дяди Якова.

О вере в бога и о страхах

Алешу начали учить молитвам, с ним много занималась беременная тетка Наталья. Многие слова были непонятны, например, «яко же».

Бабушка каждый день докладывала Богу, как прошел день, любовно протирала иконы. По ее словам, Бог сидит под серебряными липами, и в раю у него не бывает ни зимы, ни осени, а цветы никогда не вянут.

Акулина Ивановна часто приговаривала: «Как хорошо-то жить, как славно».

Мальчик недоумевал: что ж тут хорошего? Дед жестокий, братья злые, недружные, мама уехала и не возвращается, Григорий слепнет, тетка Наталья ходит в синяках. Славно?

Обратите внимание

А вот Бог, в которого верил дед, был другой: строгий, непонятный. Он всегда наказывал, был «мечом над землею, бичом грешников». Пожары, наводнения, ураганы, болезни – все это наказание, присланное свыше.

Читайте также:  История создания романа пушкина капитанская дочка история написания

Дед никогда не отступал от молитвослова. Бабушка как-то заметила: «Скучно Богу слушать тебя, талдычишь одно и то же, от себя ни одного словечка не добавишь». Каширин рассердился и запустил в жену блюдцем.

Акулина Ивановна ничего не боялась: ни грозы, ни молнии, ни воров, ни убийц, была невероятно смелой, перечила даже деду. Единственное существо, которое вгоняло в нее ужас, был черный таракан. Мальчик иногда по часу ловил насекомое, иначе пожилая женщина не могла спокойно уснуть.

– Зачем нужны эти твари, не пойму, – пожимала плечами бабушка, – вошь показывает, что начинается болезнь, мокрица, что в доме сыро. А тараканы-то на что?

Пожар и роды тетки Натальи

В красильной мастерской начался пожар, нянька Евгения увела детей, а Алеша спрятался за крыльцом, потому что хотел посмотреть, как языки пламени будут есть крышу. Поразило мужество бабушки: укутавшись в мешок, она побежала в огонь, чтобы вынести медный купорос и банки с ацетоном. Дед в страхе закричал, но бесстрашная женщина уже выбежала с нужными кульками и банками в руках.

В это же время начались роды у тетки Натальи. Когда немного притушили тлеющие постройки, кинулись помогать роженице. Грели воду на печи, готовили посуду, тазы. Но несчастная умерла.

Знакомство с книгами

Дед учил внука грамоте. Радовался: мальчонка растет сообразительным. Когда Алеша читал псалтырь, суровость деда уходила. Звал питомца еретиком, солеными ушами. Учил: «Будь хитер, только баран простодушен».

Дед гораздо реже, нежели бабушка, рассказывал о своем прошлом, но не менее интересно. Например, о французах под Балахной, которых приютил русский помещик. Вроде враги, а жалко. Хозяйки протягивали пленным горячие калачи, уж очень бонапартисты их любили.

Дед спорил о прочитанном с извозчиком Петром. Оба сыпали поговорками. Также они пытались определить, кто из святых всего святее.

Жестокость улицы

Сыновья Василия Каширина отделились. Алеша почти не гулял, он не ладил с мальчишками, дома было интереснее. Мальчик не мог понять, как можно над кем-либо издеваться.

Сорванцы угоняли еврейских коз, мучили собак, травили слабых людей. Так, они кричали одному мужчине в нелепой одежде: «Игоша – смерть в кармане!» Упавшего могли закидать камнями. Ослепший мастер Григорий тоже нередко становился их мишенью.

Упитанный, дерзкий Клюшников не давал проходу Алеше, всегда обижал его. Но постоялец по прозвищу Хорошее Дело подсказал: «Он толстый, а ты верткий, живой. Побеждает юркий, ловкий». На следующий день Алеша легко победил давнего врага.

Воспитательные моменты

Однажды Алеша закрыл в погребе кабатчицу, так как она бросила в бабушку морковку. Пришлось не только срочно выпустить пленницу на волю, но и выслушать нотацию: «В дела взрослых никогда не лезь. Взрослые – люди испорченные, греховные. Живи детским разумом, не думай, что сумеешь старшим помочь. Им и самим-то разобраться трудно».

Каширин стал брать небольшие суммы в рост и вещи под залог, хотел подзаработать. На него донесли. Потом дед говорил, что избежать тюрьмы ему помогли святые угодники. Водил внука в церковь: только там можно очиститься.

Большей частью дед не верил людям, видел в них только плохое, замечания его были желчными, ядовитыми. Уличные острословы прозвали хозяина Кащеем Кашириным. Бабушка же была светлой, искренней, и Бог бабушки тоже был таким же – сияющим, неизменно ласковым и добрым. Бабушка учила «чужих законов не слушаться и за чужую совесть не прятаться».

На Сенной площади, где была водопроводная колонка, мещане били одного человека. Акулина Ивановна увидела драку, бросила коромысло и кинулась спасать парня, у которого уже была разорвана ноздря. Алеша побоялся влезть в клубок тел, но поступком бабушки восхитился.

История женитьбы отца

Посватался отец-краснодеревщик, сын ссыльного, к Варваре, но воспротивился этому Василий Каширин. Акулина Ивановна помогла молодым тайно обвенчаться. Михаил и Яков не приняли Максима, всячески ему вредили, обвиняли в видах на наследство и даже пытались утопить в ледяной воде Дюкова пруда. Но зять простил душегубов и выгородил перед квартальным.

По этой причине родители уехали из родного города в Астрахань, чтобы вернуться через пять лет в неполном составе. К маме сватался часовщик, но он был ей неприятен, и она отказала ему, несмотря на давление отца.

Дети полковника Овсянникова

Алеша наблюдал за соседскими детьми с высокого дерева, но ему не позволяли с ними общаться. Однажды он спас от падения в колодец младшего из Овсянниковых. Старшие братья Алешу зауважали, приняли в свою компанию, а он ловил для приятелей птиц.

Социальное неравенство

Но отец, полковник, с предубеждением относился к семье цехового мастера и выгнал мальчика со двора, запретив даже приближаться к его сыновьям. Алеша впервые почувствовал, что такое социальное расслоение: ему не положено играть с барчуками, он не подходит им по статусу.

А братья Овсянниковы полюбили славного соседа-птицелова и общались с ним через дырку в заборе.

Извозчик Петр и его племянник

Петр вел с Кашириным длинные беседы, любил дать совет, прочитать нотацию. У него было плетеное лицо, похожее на решето. Вроде молодой, но уже старик. Пешков с крыши плюнул на лысину барина, и только Петр его за это похвалил. По-отечески опекал своего немого племянника Степана.

Узнав, что Алеша играет с полковничьими детьми, Петр доложил об этом деду, и мальчику попало. Закончил доносчик плохо: его нашли мертвым в снегу, а всю банду разоблачила полиция: оказалось, что вполне разговорчивый Степан вместе с дядькой и еще кем-то третьим грабили церкви.

Новый избранник матери

В доме появились будущие родственники: мамин ухажер Евгений Васильевич и его мать – «зеленая старуха» с пергаментной кожей, глазками «на ниточках», острыми зубами. Однажды пожилая дама осведомилась:

– Почему ты так быстро ешь? Тебя надо воспитывать.

Алеша вытащил кусок изо рта, подцепил на вилку и протянул гостье:

– Ешьте, если жалко.

А однажды он приклеил обоих Максимовых к стульям вишневым клеем.
Мама просила сына не шалить, она всерьез собралась замуж за этого чудака. После венчанья новые родственники уехали в Москву. Никогда сын не видел улицу такой мертвенно-пустой, как после отъезда матери.

Скупость разорившегося деда

Под старость дед «сдурел», как сказала бабушка. Он объявил, что делит имущество: Акулине – горшки и кастрюли, ему – все остальное. В очередной раз продал дом, деньги дал в рост евреям, семья переехала в две комнатки в цокольном этаже.

– Больше содержать тебя не буду, – заявил супруге Василий, – живи, как знаешь.

Обед готовили по очереди: один день дед, другой – бабушка, которая подрабатывала плетением кружев. Каширин не стеснялся подсчитывать чаинки: он положил заварки больше, чем другая сторона. Значит, и чаю ему положено выпить не два, а три стакана.

Переезд в Сормово

Вернулись из Москвы мама с Евгением, сообщив, что дом и все имущество сгорели. Но дед вовремя навел справки и уличил молодоженов во лжи: новый мамин муж Максимов проигрался в пух и прах, разорил семью. Переехали в село Сормово, где была работа на заводе. Каждый день гудок звал рабочих волчьим воем, проходная «пережевывала» толпу.

Родился сын Саша и почти сразу умер, вслед за ним появился на свет Николка – золотушный, слабенький. Мать болела, кашляла. А мошенник Максимов ограбил рабочих, его уволили с треском. Но он устроился в другое место. Стал изменять матери с женщинами, ссоры не прекращались. Однажды даже ударил беззащитную супругу, но получил отпор от пасынка.

Алеша нашел в книге две банкноты – 1 рубль и 10 рублей. Рубль взял себе, купил сладостей и сказки Андерсена. Мама плакала:

Важно

– У нас каждая копейка на счету, как ты мог?

Максимов рассказал о проступке коллеге, а тот был отцом одного из соучеников Пешкова. Алешу в школе стали звать вором. Варвара была потрясена тем, что отчим не пожалел мальчонку, сообщил о неблаговидном поступке посторонним людям.

В школе и на промысле

Учебников не хватало, поэтому на уроки богословия Алешу не пускали. Но приехал епископ и поддержал мальчика, знающего множество псалмов и жития святых. Ученику Пешкову вновь разрешили посещать уроки закона божьего. По остальным предметам паренек хорошо успевал, получил похвальный лист и книги. Из-за безденежья подарки пришлось отдать лавочнику, чтобы выручить 55 копеек.

Вместе с товарищами Вяхирем, Чуркой, Хаби, Костромой и Язем Алеша собирал по помойкам ветошь, кости, стекло, куски железа и сдавал сборщику утиля. Воровали бревна, доски.

В школе ребята стали презирать Пешкова, стыдить, называли нищебродом, жаловались, что от него дурно пахнет. Паренек был уверен, что это неправда: ведь он старался мыться ежедневно, менял одежду.

В результате и вовсе бросил школу.

Мальчик очень ценил уличное братство, ребята его уважали за грамотность и справедливость.

Смерть матери

Мама угасала в темной комнатушке без полноценного питания и лекарств. Муж опять загулял и дома не показывался. Дед сердился, что повесили на его шею столько нахлебников:

– Всем надо еды понемногу, а получается много.

Николушку он не кормил. Дав кусочек хлеба, щупал животик младенца и приговаривал:

– И хватит, наверное. Ребенок не понимает сытости, может съесть лишнее.

После смерти мамы дед твердо объявил:

– Ты, Лексей, не медаль на шее. Иди-ка ты в люди.

Что означало: надо учиться ремеслу, стать подмастерьем.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/detstvo.html

Сочинение по повести М. Горького «Детство»

Сочинение по повести М. Горького «Детство»

Максим Горький создал удивительную и необыкновенную повесть «Детство», которая является автобиографической, то есть в ней описаны реальные люди и реальные события.

Читая ее, я очень сильно переживал за главного героя –Алешу Пешкова, от чьего лица и велось повествование. Мальчику пришлось пережить ужасное детство, которое и детством назвать сложно.

Его семья не был дружной, в ней никто никого не поддерживал, жилось маленькому, болезненному и впечатлительному мальчику очень плохо.

Совет

Над ним издевались, как взрослые, так и его ровесники. Алеша любил только свою бабушку и маму. Остальных домочадцев он сторонился и пытался не попадаться им не глаза.

Особая неприязнь у него была к деду, старому склочному мужчине, который каждые выходные бил своих внуков за провинности. Однажды и Леши не удалось избежать этой участи.

Его высекли до полусмерти, и он долго лежал и болел после этого.

Единственный человек, который тогда заступился за мальчика был Иван-Цыганенок. Он подставлял деду под розги руки, чтобы смягчить удар. Алеше нравился Иван. Он был добрым и наивным парнем. Но жизнь его была не долгой и закончилась довольно трагически.

Когда я читал строки о том, как умирал Иван-Цыганенок, мне было так его жалко и одновременно страшно, что маленькому мальчику пришлось все это видеть своими глазами. На мой взгляд, такие вещи не могут бесследно пройти для психики. Увидеть и принять смерть в столь юном возрасте очень трудно.

На протяжении всего детства, Алеша Пешков видит смерти людей. Начало повести тоже начинается с того, что умирает его отец. Затем умирает его младший новорожденный брат. На страницах данной повести можно встретить еще много смертей и от этого становиться так страшно.

Ведь человек реально все это пережил.

Дедушка Алеши постоянно переезжал из одних домов в другие. И их преследовал брат матери и хотел забрать ее приданное. На этой почве часто происходили конфликты и даже драки. Самой противоречивой фигурой, на мой взгляд во всей повести является мама Алеши Пешкова.

Она постоянно куда-то пропадает, редко заботиться о сыне и его здоровье. В середине повести она снова выходит замуж. Мальчик сразу же возненавидел отчима. Какое-то время две семьи жили спокойно. Леша остался у бабушки с дедушкой, а мать ушла жить к новому мужу.

Но идиллия быстро закончилась. Отчим проигрался в карты и вынужден был продать свой дом. Теперь они живут все вместе. Мама Леши снова беременная и вскоре родила больного ребенка, который тихо умер.

Читайте также:  Сочинение отзывчивость в рассказе матренин двор солженицина

После этого отчим завел себе любовницу, и начались постоянные скандалы.

Обратите внимание

Однажды мальчик увидел, как мужчина бьет ее снова беременную мать ногами в грудь. Алеша решил с ножом заступиться за нее, но в последний момент мать оттолкнула его, и обошлось без жертв.

Мальчика снова отправляют жить к деду, который стал еще скупее и отказался кормить бабушку. Та снова начала заниматься рукоделием. Но вскоре вернулась мама с маленьким братом Николаем, а отчим куда-то исчез.

Женщина была очень больная и через несколько месяцев умерла на руках своего старшего сына. Страшно подумать, какой это был удар для мальчика. Так он остался круглым сиротой.

Дед заявил, что отказывается его дальше обеспечивать и отправляет «в люди».

Данная повесть Максима Горького непременно оставит в душе каждого читателя неизгладимое и страшное впечатление. Вся книга наполнена болью и страданиями маленького мальчика, который стойко переносит их и продолжает жить дальше несмотря ни на что.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-po-povesti-m-gorkogo-detstvo/

Сочинение на тему «Изображение «свинцовых мерзостей» жизни в повести Горького «Детство»»

Автобиографическое произведение М.Горького «Детство» рассказывает о жизни главного героя Алеши Пешкова. Читатели узнают о том, что после смерти отца он проживает вместе со своими ближайшими родственниками — дедом и бабушкой. Однако, несмотря на присутствие близких людей, жизнь Алеши далека от идеальной модели детства. В доме деда царит мрачная атмосфера.

Мальчик вынужден мириться с окружающей его действительностью и стараться, чтобы она не нанесла непоправимого вреда его формирующемуся характеру. Мировоззрение главного героя произведения в корне отличается от обстановки вокруг него. С первого момента пребывания в доме деда Алеша понимает, что его родственники отличаются многими отрицательными чертами характера.

Они угрюмые, жадные и самолюбивые люди, в особенности дед. Этот человек производит впечатление злого жестокого тирана. Под стать ему и дядя Алеши. Интерес вызывает другой персонаж — слепой мастер Григорий, проживающий в доме деда. Этот уже пожилой человек вынужден терпеть жестокие шутки окружающих.

Родственники Алеши насмехались даже над его слепотой, ради смеха могли обидеть мастера и спокойно наблюдали за его болью. Григорий — пример величайшего смирения, в данном произведении он олицетворяет собой слабость и на контрасте с другими героями подчеркивает их ничтожество.

Это, наверное, и есть «свинцовые мерзости», о которых говорил автор.

Больше чем за себя Алеша переживает за свою бабушку. Ее личность знаменательна, потому что именно бабушка привносила хоть какую-то радость в жизнь мальчика. Автор рассказывает, что в его детстве именно бабушка была главным человеком.

Ее портрет выдает нам типичную крестьянку, полную, простую. Двигалась бабушка плавно, несмотря на полноту, ее движения легкие, а еще у нее была замечательная улыбка, которая моментально озаряла лицо и молодила ее.

Бабушка говорила весело и складно, нараспев, часто упоминала Бога. Пребывание таких добрых людей, как Алеша и его бабушка, в мире, где царит злость, — это печальный факт действительности, который автор сумел наглядно отразить в своей повести.

Важно

Алеша прекрасно видит, как плохо живется бабушке и тем немногим людям, которые скрашивали его детство, например, Цыганку и Хорошему Делу.

Он любил общаться с ними или просто сидеть и молчать, думая о чем-то своем. От своих друзей Алеша учился стойкости и перенимал их положительные качества. Добрым т чутким сердцем Алеша Пешков сильно выделялся из общей массы мрачных нерадостных людей, которые являются первопричиной «свинцовых мерзостей».

Его понимание добра и зла произошло в детстве, поэтому выбор в сторону того или иного делался не под влиянием каких-то «взрослых» обстоятельств, а интуитивно. Алеша сумел найти для себя жизненный курс, найти то, ради чего следует жить, а именно любовь и доброту, и сумел сохранить положительный взгляд на жизнь.

Этого героя я бы назвала светлой личностью, которая не зависит от условий внешнего мира.

Источник: https://schoolsochinenie.ru/izobrazhenie-svintsovh-merzostey-zhizni-v-povesti-gorykogo-detstvo.html

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

1)       История создания повести М. Горького «Детство».

В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трило­гии — «Детство», в которой изобразил веху в становлении лично­сти маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии.

Через три года автором была написана вто­рая часть трилогии — «В людях», в ней описывается тяжёлая тру­довая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университета».

2)   Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горь­кий создаёт повесть «Детство», повествование о жизни малень­кого мальчика Алёши.

Рассказ в повести ведётся от первого ли­ца, от имени главного участника событий. Это даёт возмож­ность писателю показать изображаемые события более досто­верно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа.

Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце мо­ему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыст­ная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». В тексте повести герой признаётся в своей не­любви к деду.

Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиогра­фической повести. Цель М.

Горького — не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день живёт — простой русский че­ловек». События детства переданы писателем максимально под­робно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера.

Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыно­симо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Горьков- ское произведение «Детство» небольшое по объёму, имеет гра­ницы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все вто­ростепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писа­тель одновременно наделяет главного героя своими пережива­ниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «..да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

— Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем авто­биографическая повесть отличается от автобиографии писа­теля? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.)

—         Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть Л.Н. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

—         Что такое внутренний монолог? (размышления главного ге­роя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» — Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

—         Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

—         Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от от­ношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Ат­мосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоот­ношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

—         Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

—         Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имуще­ство деда.)

—         Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

—         К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сиро- те-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григорию Ива­новичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в об­разе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алё­шу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются

писателем через восприятие маленького мальчика.

—         С кем главный герой — Алёшка — едет на пароходе? (с бабуш­кой и матерью)

—         Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

—         Как мать ведёт себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

—         Какое первое впечатление произвёл дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

—         Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в ко­тором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось не­приятным)

—         Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы.)

—         Как ведёт себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжа­ет кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

—         Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливо­стью)

—         Как ведёт себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

—         Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необыч­ность, непохожесть на других людей)

—         В какой главе звучит уже голос не маленького человека, а серьёзного писателя, переосмысливающего многие явления жизни? (в 12 главе, когда писатель говорит о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни»)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную проти­воположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на ли­це бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «све­тилась изнутри… неугасимым, весёлым и тёплым светом».

Совет

Ха­рактер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жиз­ни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть.

Бабушка не умела долго хранить оби­ду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она ни­когда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Ко­гда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила по­смеиваясь, отчуждённо, как-то издали, точно соседка, а не вто­рая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к лю­дям — основные качества характера бабушки, поэтому она пе­реживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка.

Трудно­сти, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Вашошку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено…

да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден поби­раться.

Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «гляде­ла на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запе­чатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духов­но обогащая трудную жизнь людей.

—         Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка — примиряю­щее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природ­ным материнским умом.)

—         Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.) Образ деда.

—         Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? По­чему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то

же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не

задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) — Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжёлое дет­ство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают рас­крыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/6075-analiz-povesti-m-gorkogo-detstvo

Ссылка на основную публикацию