Сочинение анализ рассказа поздний час бунина

Сочинение на тему:Анализ рассказа И.А. Бунина «Поздний час»

    Рассказ И.А. Бунина имеет точную датировку – 19 октября 1938 года. Известно, что в это время писатель жил за границей и отчаянно скучал по родине – России. Этой тоской, горькой ностальгией наполнен рассказ «Поздний час».

    Произведение представляет собой встречу пожилого человека, долгое время проведшего за границей, со своим прошлым – с бывшей любовью и бывшей страной. Встреча эта наполнена страданием и тоской – нет в живых любимой, ушедшей так рано, нет уже той страны, в которой герою было так хорошо, нет уже молодости – нет счастья.

    По сути, рассказ «Поздний час» – это попытка героя встретиться со своим счастьем, обрести утерянный им когда-то рай. Однако увы – слишком поздно, «поздний час»: «Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня».

Обратите внимание

    Композиционно рассказ построен как описание одной прогулки героя, которую он совершил светлой июльской ночью.

Герой идет по хорошо знакомым местам: его наблюдения чередуются с воспоминаниями, которые в начале рассказа отделяют друг от друга указания маршрута: «И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи», «За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой».

Однако затем прошлое и настоящее перемешиваются, сливаются в сознании героя в единое целое. Это и неудивительно – он живет лишь прошлым, вся его жизнь заключена в воспоминаниях, главной героиней которых является его возлюбленная.

    Как всегда у Бунина, любовь является главным событием в жизни героя: «Боже мой, какое это было несказанное счастье!». Она сначала сделала его самым счастливым человеком на свете («Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле»), а затем – самым несчастным.

    Как всегда, Бунин не дает подробного описания возлюбленной героя. Мы узнаем лишь о каких-то деталях ее облика – стройный стан, живые глаза, темные волосы, уложенные в простую прическу, белое струящееся платье… Это то, что запомнилось главному герою, из чего складывался дорогой, навсегда запавший в сердце образ.

    Писатель лишь «штрихами» описывает отношения героев: первое прикосновение, первое пожатие рук, ночная встреча, полуобъятия… Запах, цвет – все то, из чего складываются воспоминания. Самые дорогие и самые ранящие: «Это было начало нашей любви, время еще ничем не омраченного счастья, близости, доверчивости, восторженной нежности, радости…»

    Воспоминания о любви перемежаются в рассказе с воспоминаниями о городе – памятных местах, где прошла молодость героя: мост, базар, Монастырская улица. Они тоже вызывают множество эмоций – герой возвращается в прошлое, сравнивает его с настоящим и. что важно, с Парижем, где он сейчас живет.

    И это сравнение всегда не в пользу французской столицы: «В Париже ночи сырые, темные», «В Париже двое суток выделяется дом…» Мы понимаем, что герою гораздо ближе его родина – он всей душою русский человек: «Тут все другое».

Важно

С какой любовью он описывает старую улицу, по которой каждый день ходил в гимназию, базар с его многообразием и обилием, старый мост и монастырь! Это, это, все это – его жизнь! Это – и ничего больше. Сам герой осознает такое положение вещей.

Он с грустью размышляет о том, что его жизнь прошла – он пережил многих своих друзей, он намного пережил и свою возлюбленную.

    В финале путешествия герой приходит в самое важное и значимое место – на кладбище. Конечно, на то, где похоронена его возлюбленная. Этот очень символично. Кладбище в «Позднем часе» становится многозначным символом. Оно указывает и на скорый конец жизни героя, и на его внутреннюю смерть, которая случилась с гибелью его возлюбленной, с отъездом из России.

Но кладбище – это еще и философский символ финала любой жизни. Я думаю, Бунин и сам печально размышляет о скоротечности человеческой жизни, о том, что все мы бренны. И у очень многих людей в жизни происходит «поздний час», описанный в рассказе. Поэтому герою произведения нужно посочувствовать и пострадать вместе с ним.

А также еще раз осознать, что самое главное в жизни – это любовь, любовь во всех ее проявлениях.

человек просмотрели эту страницу.

Зарегистрируйся

или

войди

и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: https://yougdz.ru/sochinenia/textcontent.php?sch=862

Хронотоп памяти в рассказе И. А. Бунина «Поздний час»

ПРОБЛЕМА ЖАНРА В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА

Н.Ю. Желтова, Е. Ефимова

И. А. Бунин вошел в историю русской литературы XX века как один из самых ярких новаторов и экспериментаторов в области формы.

Наиболее показательными в этом отношении являются произведения «Окаянные дни» и «Жизнь Арсеньева», жанровая принадлежность которых в современном буниноведении до сих пор однозначно не определена, что позволяет исследователям выдвигать самые разные, порой полярные трактовки этих шедевров великого русского писателя.

Между тем без изучения жанрового своеобразия «Окаянных дней» и «Жизни Арсеньева» невозможно в полной мере оценить и понять оригинальность творческих поисков Бунина в области художественной формы.

О жанре «Жизни Арсеньева» К. Паустовский писал так: «Это не повесть, не роман, не рассказ. Эго вещь нового, еще не названного жанра… Эго -слиток из всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей. Это – удивительный свод событий одной человеческой жизни, скитаний, стран, городов, морей, но среди этого многообразия земли на первом месте всегда наша средняя Россия».

На наш взгляд, эти слова по праву можно отнести и к такому произведению, как «Окаянные дни», которое, по наблюдениям исследователей, соединяет в себе элементы философской повести, лирического дневника, заметок, репортажа… Есть

все основания предполагать, что именно художественный дневник «Окаянные дни» явился началом эксперимента И.А. Бунина в сфере слияния разных жанров, «жанрового синтетизма», высшим достижением которого стал роман «Жизнь Арсеньева».

Совет

Большинство буниноведов не ограничиваются выявлением в романе какого-то одного жанра и стремятся определять его комплексно, синтетично: художественная биография, лирико-философский роман, философская поэма, мемуары, повесть о любви, лирический дневник…

Такое многообразие, видимо, связано с теми проблемами, которые легли в основу повествования: философские раздумья о судьбе России, о смысле жизни, о назначении человека, о любви и смерти, об особенностях человеческой памяти, восприятия, воображения, о роли разновеликих и разнонаправленных внешних и внутренних сил в формировании личности.

Перефразируя К. Паустовского, можно утверждать, что «Жизнь Арсеньева» – это уникальный жанровый «слитою), который позволяет говорить о романе Бунина как о синтетическом. Думается, что в «Жизни Арсеньева» писатель в полной мере сумел реализовать безграничные художественные возможности романной формы, действительно открыв новый еще «не названный жанр».

ХРОНОТОП ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ И.А. БУНИНА «ПОЗДНИЙ ЧАС»

С.В. Федотова

Сюжет рассказа Бунина «Поздний час» (1938) раскрывается в двух реальностях, обладающих собственными пространственно-временными характеристиками (хронотопами).

Первая реальность – это физическое пространство-время Парижа, где живет 69-летний русский эмигрант, и где он решает посетить городок своей юности. Вторая реальность – это нефизическое, медитативное пространство памяти, куда волевым усилием направляется герой-рассказчик.

Сдвиг событий из одной реальности в другую происходит настолько незаметно, что при беглом прочтении возникает ощущение гомогенности пространства-времени в рассказе.

Тем не менее этот сдвиг осуществляется на границе между 1-м абзацем, вводящим элемент остранения ситуации (находящийся во Франции герой собирается немедленно побывать в России), и 2-м абзацем, начинающимся со слов: «И я пошел…».

Основной корпус текста представляет собой предельно детализированное и конкретизированное путешествие героя по ночному городу: река, мост, каланча, гимназия, базар, дорога к дому любимой – все отчетливо видно вплоть до игры свето-тени, месяца и звезды в ночном небе. Реалистично и посещение кладбища, где покоится любимая девушка и где рассказчик испытывает мгновенный ужас при внезапном появлении таинственного «темного клубка». Есть в картине городка и некоторая странность: схематизация пространства на «правое-левое»; черно-белый цвет; отсутствие движения и людей; полная тишина. Однако статичность пейзажа незаметна в контексте психологических переживаний героя, усиливающих иллюзию достоверности происходящего. Это как бы остановленная навечно жизнь, где мельчайшая деталь имеет ассоциатив-

но-знаковую функцию и обладает повышенным аксиологическим смыслом.

Обратите внимание

В отличие от реалистичности хронотопа памяти настоящее бытие рассказчика лишено четких хронотопических контуров. Их выявление возможно из внутреннего монолога героя в 1-м абзаце, а также из негативно-контрастных упоминаний о Париже, дважды наслаивающихся на медитативную реальность памяти.

Сопоставление трехмерного, детализированного хронотопа прошлого и диффузного, затуше-

ванного хронотопа настоящего позволяет сделать вывод о том, что истинная полнота бытия переживалась героем в юности, где все осталось важным и непреходящим; что все последующее эмигрантское существование никак не соприкоснулось с тайной личности героя, не затронуло его памяти и сознания. Именно через хронотоп памяти рассказ «Поздний час» предстает как автобиографический.

ЖАНР СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. ЗАМЯТИНА

Е.В. Юдайкина

Стихотворение в прозе, как известно, в европейской поэзии сложилось в эпоху романтизма, опиралось на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Сам термин «стихотворение в прозе» введен французским поэтом Ш. Бодлером в «Цветах зла» (1857). А с 1857 по 1867 годы вышли первые образцы этого жанра – пятьдесят «Стихотворений в прозе» Ш. Бодлера.

В России первооткрывателем лирической миниатюры стал И. С. Тургенев, объединивший под названием «БетНа» пятьдесят одно стихотворение в прозе (1882).

В предисловии к своему сборнику Ш. Бодлер заметил, что «лирическая проза возникает от постоянного пребывания в больших городах» [1].

Лирическая миниатюра, действительно, в основе своей будет иметь явное или скрытое противопоставление двух миров – городского, фальшивого, жестокого и деревенского, истинного, природного. В русской литературе традицию И.С. Тургенева продолжат В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.С. Бунин, Е.И.

Замятин, М.Н. Пришвин. Видимо, из лирической миниатюры в 60-70-е гг. вырастет деревенская лирическая проза (В л. Солоухин, Ю. Казаков, В. Белов, С. Крутилин и др.).

Важно

Основные признаки жанра: синтез лирического и эпического, малый объем, «средоточие внимания на каком-то отдельном вопросе бытия, который рассматривается не во взаимодействии с другими, а обособленно, причем все внимание концентрируется на данном чувстве, отсюда -предельная сгущенность повествования» [2].

Характерной особенностью жанра является также четкая композиция, упорядоченность тематического и словесного материала, философичность, медитативность, стремление к созданию универсальной точки зрения на мир, фрагментарность, афористичность, открытость авторской позиции.

Актуализация жанра в русской литературе происходит в начале XX в. Отмечается стремление к синтезу поэзии и прозы, лирического и эпического, к универсальному осмыслению бытия. Присутствует явное влияние Ш. Бодлера. Не избежал его и Замятин.

Е. Замятин и Ш. Бодлер. «Верешки» Е. Замятина и «Стихотворения в прозе» III. Бодлера.

Читайте также:  Сочинение по картине московский дворик поленова 4, 5 класс описание

1. Амбивалентность, противоречивость – основные моменты, сближающие творческие индивидуальности двух художников. «Восторг жизни и ужас жизни» в творчестве Замятина и Бодлера. 2. Тема зла, ее актуальность в литературе начала XX в. и в творчестве Замятина и Бодлера. Образ расколотого сознания в произведениях Замятина.

Взаимообращаемостъ добра и зла. 3. «Вселенская аналогия» Ш. Бодлера и синтетизм Е.Замятина. 4. Преобразование романтических сюжетов и реминисценции из Бодлера в «Верешках» Е. Замятина. 5. Интертекстуальность «Верешек» (связь с русской литературой XIX в., с «вечными» мировыми сюжетами), фольклоризм произведения. 6.

Образ автора у Бодлера и Замятина.

1. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1993. С. 184.

2. Иссова Л.Н. Жанр стихотворения в прозе в русской литературе (И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, И.С. Бунин): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 1969. С. 5.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/hronotop-pamyati-v-rasskaze-i-a-bunina-pozdniy-chas

Поздней ночью.rtf – Рецензия на рассказ Бунина “Поздней ночью”

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Рецензияна рассказ И.А.

Бунина “Поздней ночью”Читая это небольшое произведение, поневоле задумываешься, о какой же любви внем идет речь. С одной стороны, автор с чувством рассказывает о своем ночном примирении слюбимой. И его радостное возбуждение передается читателю. С другой стороны, центральнаячасть рассказа ­ это тончайшая ностальгия, а следовательно, гимн самой бескорыстной в мирелюбви, любви к Родине.

Самобытность и неподражаемость И.А. Бунина очевидны. Рассказ настольколиричен, что его впору назвать стихотворением в прозе. Строки образны и высоки, хотя иповествуют о, казалось бы, тривиальном событии в жизни рассказчика.

Совет

Может, задуматься обавтобиографичности? Рассказ написан В 1899 году, в то время Бунин как раз совершал своепутешествие по Европе и, в принципе, мог “вырвать” эпизод из своей жизни. Наверное, вдвадцать девять лет уже можно говорить о неудавшейся молодости. Но это лишьпредположение.Как уже говорилось, рассказ словно бы фрагмент, выхваченный из потока жизни.Ни начала, ни конца.

Лаконичное и вместе с тем насыщенное повествование на несколькоминут захватывает тебя и заставляет представить темную парижскую ночь, “бледную ипрекрасную” любимую женщину и месяц, неизменный, влекущий воспоминания о счастливой(а как же иначе!) жизни в отчем доме. Этот образ символичен в рассказе, поэтому авторвдыхает жизнь в ночное светило.

“Кроткое и бледное лицо” его, глядящее под родимуюкровлю, горячо любимо повествователем.В строках о России явственно звучит тоска, она несколько снижает интерес клюбовным переживаниям. Каждая из тем будто обладает одинаковой значимостью иавтономностью, а вместе они создают единое целое. Между ними нет разделения на главное ивторостепенное.

Это называют главным принципом художественного мира Бунина (“Высокойценностью единичного, отдельного” называет это А.В. Леденев).

Может, благодаря этомуописание одного жизненного мгновения напоминает о вечности, ведь не зря же “толькобледный, грустный месяц видел наше счастье”? Примирение с любимой и покой, принесенныйвоспоминаниями о доме ­ ну, чем не традиционный happy end? Но финал остается открытым,так как на фоне благополучия любовных отношений грустит месяц ­ символ другого, неменее сильного чувства.Рассказ мало известен рядовому читателю. Написанный на рубеже столетий, вдореволюционной Руси, он почти затерялся за более громкими произведениями“эмигрантской поры” творчества писателя. Но тем не менее являет собою шедевр, потому что

у Бунина нет второсортных произведений.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/retsenziya_na_rasskaz_bunina_pozdnej_nochyu-82626/98878

Краткое содержание Поздний час Бунина

Рассказ «Поздний час» представляет собой тоску по родине, так как именно в период его написания Бунин находился за границей.

Здесь показана долгожданная встреча человека в возрасте со своим прошлым, со своей страной. Встреча переисполнена грустью, печалью, потому что любимая давно умерла, страны, которую он любил тоже уже нет, молодость миновала.

Рассказ построен в виде описания прогулки. Главный герой июльской ночью прогуливается по знакомыми местам, которые ему когда – то были дороги, с ними связано много воспоминаний. Он прокручивает их у себя в голове. Но потом прошлое и настоящее смешались в его голове. Он живет своим прошлым и вся его жизнь это только воспоминания, а главная героиня его жизни – это  любимая.

Как правило, Бунин ставит любовь на первое место, это самое важное в жизни каждого героя. Так и в этом рассказе у героя была возлюбленная, которая подарила ему счастье, а потом сделала его самым несчастным человеком.

Обратите внимание

Автор дает подробное и очень красивое описание любимой главного героя. У нее стройный стан, красивые глаза, волосы темного цвета, которые собраны в красивую прическу, белое развивающиеся платье. Такой она запомнилась.

Их отношения описаны штрихами. Воспоминания о любви переплетаются с воспоминаниями о городе, где герой провел лучшие свои годы, где он был счастлив. Он производит сравнение прошлого и настоящего.

Герой с тоской и грустью понимает, что жизнь его прошла, он прожил дольше некоторых своих друзей, но самое главное он пережил возлюбленную.

В конце концов, он приходит на самое важное место в его жизни – это кладбище, где покоится любимая. И оно является многозначным в этом рассказе. Он четко и ясно дает понять, что близится конец жизни, а внутренняя смерть случилась, когда умерла любимая.

У произведения философский финал, в жизни каждого человека случается конец жизни. И автор этим произведением хочет показать, насколько жизнь скоротечна, что нужно ценить каждый ее миг, проведенный в окружении близких и дорогих людей. Ценить любимых и не жалеть добрых слов, потому что может настать «поздний час». И тогда ничего не справишь и не вернешь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Анна КаренинаПотрясающие творения великолепного писателя покорили многие страны мира своей содержательностью. Прекрасный классик XIX века создал замечательные труды, среди которых выделяется «Анна Каренина».
  • Краткое содержание Гераскина В стране невыученных уроковВитя Перестукин – ученик четвёртого класса. За один учебный день он получил пять двоек. С такими оценками Вите было стыдно возвращаться домой, поэтому он решил сначала прогуляться
  • Краткое содержание Гюго ГаврошПроизведение «Гаврош», написанное французским писателем Виктором Гюго, рассказывает о тяжёлой жизни бедных детей во Франции и их участии в революционном движении восемнадцатого века.
  • Краткое содержание Володин Старшая сестраДействие пьесы происходит в Ленинграде. Перед нами предстают две сестры Надежда и Лидия, рано потерявшие родителей. В настоящее время Надя трудилась на стройке и одновременно обучалась в средне – специальном заведении. Лида же еще была ученицей.
  • Краткое содержание Байрон Шильонский узникПоэма Байрона «Шильонский узник» описывает страдания заключенного в замке человека. Посвящена она Франсуа де Боннивару. Повествование ведется от лица пленника темницы.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/bunin/pozdnij-chas

Сочинение на тему: «анализ рассказа и. бунина «темные аллеи»

Цикл рассказов выдающегося русского писателя Ивана Бунина «Темные аллеи» состоит из 38 произведений. Они отражают различные пласты времени, различаются методами создания образов и жанрами. Последний в своей жизни цикл рассказов писатель создавал в годы Второй мировой войны, в последние годы своей жизни.

В то время, как от кровопролитной войны рушился устоявшийся мир, Бунин писал о силе чувств и вечной любви. Свою книгу «Темные аллеи» он причислял к самым выдающимся своим произведениям и считал самой совершенной по художественному мастерству.

Цикл рассказов «Темные аллеи» — это книга-воспоминание, в которой автор через признание людей в любви друг к другу признается в собственной любви к России и восхищается ее глубокой таинственной душой. Сквозной темой всех рассказов цикла является любовь, великое чувство во всех его проявлениях.

Важно

Автор считает любовь величайшим бесценным даром, который никто не в силах отнять у человека.

Поэтому люди по-настоящему свободны только в любви. «Темные аллеи» — это один из рассказов цикла, который и дал название всему сборнику. Этот рассказ был написан в 1938 году. В нем, как и в других рассказах, главной темой является любовь.

Автор раскрывает перед читателем катастрофичность и трагичность природы любви. Любовь – это дар свыше, который неподвластен человеку. Рассказ «Темные аллеи» — на первый взгляд банальная история о встрече пожилых людей, которые во времена своей молодости очень сильно друг друга любили.

Молодой, богатый и красивый помещик соблазняет, а через некоторое время бросает свою горничную.

Но Бунину с помощью незамысловатого сюжета удалось впечатляюще и волнующе поведать о, казалось бы, простых вещах. Это произведение – всего-навсего короткая вспышка воспоминаний об ушедшей любви и молодости.

Рассказ имеет всего три композиционные части:

  • Стоянка на постоялом дворе пожилого военного.
  • Внезапная встреча этого военного с бывшей возлюбленной.
  • Размышления героя рассказа о состоявшейся встрече.

В начале рассказа перед нами предстают картины обыденности и повседневной унылости. Но вдруг в хозяйке постоялого двора уставший Николай Алексеевич узнает свою молодую любовь – красавицу Надежду, служившую у него горничной. Эту девушку он предал тридцать лет назад. Николай Алексеевич «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел».

С тех пор, как они расстались, прошла целая жизнь. Оказалось, что оба героя так и остались одинокими. Хотя Николай Алексеевич имеет вес в обществе и вполне устроен в жизни, но при этом он несчастен. Жена ему «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос очень плохим человеком «без сердца, без чести, без совести».

А Надежда, которая распрощалась с господами и превратилась из бывшей крепостной в хозяйку частной гостиницы, открытую при почтовой станции. Надежда – «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута». Но… Она так и не вышла замуж. Если герой рассказа уже устал от жизни, то его бывшая возлюбленная все так же красива, легка и полна жизненных сил.

Николай Алексеевич когда-то по собственной воле отказался от любви, и наказанием за это стало ему полное одиночество на всю оставшуюся жизнь, без любимого человека и без счастья. Надежда точно так же всю жизнь любила только одного человека, которому отдала «свою красоту, свою горячку», которого когда-то «Николенькой звала».

В ее сердце по-прежнему живет любовь к этому человеку, но она так и не прощает Николая Алексеевича…

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: «анализ рассказа и. бунина «темные аллеи»

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-analiz-rasskaza-i-bunina-temnyie-allei/

Проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина

В своем творчестве И. А. Бунин, чей литературный дар сформировался на рубеже ХIХ и ХХ веков, воспринял многие особенности того времени, но все же творчество Бунина сильно выделяется на фоне других авторов той эпохи. Недаром Гумилев сказал: «Все искания новой поэзии прошли мимо Бунина. Бунин — эпигон натурализма». В чем же феномен одного из величайших писателей нашего века?

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа лапти бунина

На мой взгляд, особенность творчества Бунина — умение в самых обыденных бытовых сценах Находить свою изюминку что-то такое, мимо чего мы проходили неоднократно. Автор самыми разнообразными приемами, путем мягких штрихов и деталей, но тем не менее четко и ярко, доводит до нас свои впечатления.

«Продавленная недорогая кровать», «сырой, холодный чердак», «пыльный сундук» — этих характеристик вполне достаточно, чтобы перед нами возникли картины последних дней жизни капитана в рассказе «Сны Чанга»; особенно ярко эти черты проявились в пейзажах с разнообразными характеристиками цветов («…

Красновато желтело вечернее солнце…» («Солнечный удар»), звуков и даже запахов («…Чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза…» («Сосны»). Но, тем не менее, каждая черточка, любая мельчайшая деталь находятся именно на своем месте.

Совет

Таким образом, читая произведения, мы так бы чувствуем, ощущаем предметы, описанные автором. Лучше всего то выражено в рассказе «Антоновские яблоки», читая который, мы будто переносимся в атмосферу русской деревни.

Дополняют же наши впечатления портретные характеристики (губернатор был похож на «длинного и чистого покойника в белых штанах с золотыми лампасами, в шитом золотом мундире и треуголке…» («Деревня»), разнообразно используемые автором в большинстве его произведений.

Не менее интересна и другая особенность Бунина: сюжетная линия. Очень часто мы становимся свидетелями развязки в самом начале его произведения («Легкое дыхание»).

Нередко лишь несколько слов намекают читателю об этом, но этого уже достаточно. Мне кажется, что этот прием позволяет нам лучше разобраться в проблемах, поднятых в его произведениях.

Недосказанность сюжета привлекает читателя возможностью довести -рассказ до логического конца самим.

Но все же авторские приемы — это лишь средства для настоящего глубокого анализа проблем, поднимаемых автором.

Бунин, как и другие писатели, не мог пройти мимо таких вечных проблем человеческого бытия, как проблема любви, проблема смысла жизни, «жизненной правды» («Сны Чанга»). Так же много внимания уделяется красоте русской природы, которая оказывает сильное воздействие на чувствительную натуру Бунина.

Проблема смысла жизни, цели жизни поднимается во многих произведениях. Большинству героев Бунина, даже несмотря на их кажущуюся легкость, благополучие, приходится задумываться о своем существовании. Но очень часто эта мысль ужасна, и не многие способны достойно принять ее.

Остальные же, подобно капитану из рассказа «Сны Чанга», пытаются убить в себе жизнь, и жизнь убивает их. Во многих произведениях тема смысла жизни тесно переплетается с темой любви, особенно внимательно изучаемой автором. Быть может, любовь — это и есть цель всей жизни? Вспомним рассказ «В Париже» из цикла «Темные аллеи».

Обыденная встреча в маленьком кафе перевернула жизнь двух людей, И вот они счастливы. Разве не это было целью их жизни? Но он умирает, и цели больше у нее нет. Но справедливо ли это? Автор не дает ответа на этот вопрос, позволял читателю его выбирать. Иная ситуация возникает в рассказе «Таня».

Обратите внимание

Герои нашли друг друга, но он не способен изменить свою жизнь, и поэтому он не достоин Тани, простой прислуги в доме его родственницы. Она, как и Олеся у Куприна, понимает это, что и описано автором прекрасно и удивительно.

Среди других тем творчества хотелось бы выделить также социально- философскую тему. Например, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор широко выступает против «механических», бездумных людей, всю свою жизнь отдавших погоне за золотым тельцом, за лжеценностями. Автор призывает людей вспомнить, что они — люди.

Мы рассмотрели лишь немногие черты творчества И.А.Бунина, немногие черты огромного творческого наследия, оставленного нам автором. Но познать все творчество такого автора — невозможно.

похожие материалы

Источник: http://www.bolshoy-beysug.ru/sochineniya/bunin/314-hudozhestvennyeosobennosti.html

Тема любви в произведениях Бунина на Сёзнайке.ру

Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина.

Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты.

Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений.

Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа «Солнечный удар»). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни человека.

В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как «В августе», «Осенью», «Заря всю ночь», все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами.

И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах.

Печальное прощание с любимой завершается мечтами («В августе »): «Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…».

Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: «Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной» («Осенью»). А в рассказе «Заря всю ночь» говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника.

Важно

При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью. После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.

И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет.

Именно так воспринимается нами повесть «Митина любовь» (1924). Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью.

Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной — красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству.

Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.

В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж — жена — возлюбленный («Ида», «Кавказ», «Прекраснейшая солнца»). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого.

В рассказе «Кавказ» женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется.

Уже здесь появляется мотив любви как «солнечного удара», ставший особой, звенящей нотой цикла «Темные аллеи».

Совет

С прозой 20–30-х годов рассказы цикла «Темные аллеи» сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев.

В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе «Солнечный удар», то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем — к настоящей любви.

Именно так происходит с героями рассказов «Темные аллеи», «Поздний час», «Руся», «Таня», «Визитные карточки», «В одной знакомой улице». Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы.

Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда — к смерти.

Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ «Чистый понедельник» предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой.

Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением.

Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.

Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории — рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер.

Обратите внимание

Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое — своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых.

Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8244-tema-lyubvi-v-proizvedeniyah-bunina

Светлый и. а. бунин в «темных аллеях»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем…

И. А. Бунин. «Вечер»

29 апреля 1945 года в Ницце проходил литературный вечер в среде русских эмигрантов: праздновали 75-летие И. А. Бунина. Неожиданно молодой, упругой походкой поднялся он на эстраду, чистым и сильным голосом прочел стихи:

Твой труд переживет тебя, поэт.

Переживут творца его творенья.

Живого не утратит выраженья..

С тебя когда-то списанный портрет

И станешь ты незримый, бестелесный.

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.

Читайте также:  Образ и характеристика андрия в повести тарас бульба гоголя сочинение

Твой дальний друг перед твоим портретом

Замедлит шаг, забудется – томим

Какой-то сладкой завистью, тоскою

О давней жизни, прожитой тобою.

Аплодисментов не было. В зале люди плакали и никто своих слез не стыдился. Бунин был для них словно сияние ушедшего светлого дня, который уже никогда не повторится и имя которому – молодость, Россия.

Мне очень понятны чувства тех, кто слушал тогда И. А. Бунина. Читая его «Темные аллеи», действительно проникаешься «сладкой завистью» к человеку, который так чувствовал и любил Россию, оставался таким влюбленным в жизнь в свои немолодые годы.

В «Темных аллеях» И. А. Бунин пишет о незабвенном, о том, что оставляет глубокий след в человеческой душе. Сам писатель обладал особенной, чувственной памятью, которую дает любовь, так же памятливы и его герои.

Надежда из рассказа «Темные аллеи» тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила», а ее возлюбленный, прожив целую жизнь, после долгой разлуки осознает, что она – «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. А в рассказе «Речной трактир» доктор размышляет: «…

Ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое».

Большинство персонажей «Темных аллей» живет счастливыми воспоминаниями. Герой рассказа «Поздний час» специально возвращается в город, где некогда пережил «недоумение счастья».

Важно

А в рассказе «Руся» путешествующий с женой герой внезапно вспоминает «удивительное лето, которое уже целых двадцать лет тому назад было…

», но он с такой силой вновь и вновь переживает утраченную любовь, что едва не рушится его семейная жизнь, когда он произносит по-латыни непонятную жене фразу: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!».

Один из самых дивных рассказов этой книги – «Холодная осень». Всего пара страничек, а перед нами проходит целая историческая эпоха, история жизни героини за 30 лет (невольно приходит на память чеховское: «Краткость – сестра таланта»).

Вспоминая то, что она пережила за эти годы, героиня задает себе вопрос: «А что же все-таки было в моей жизни?» И отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». Она всю жизнь хранит в душе слова убитого на войне жениха: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…

» «И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня – с той любовью и молодостью, как в тот вечер», – говорит героиня. Так объединяются в этом рассказе два основных мотива «Темных аллей» – любовь и смерть.

Наиболее глубоко, трепетно передал Бунин свои мучительные раздумья о противоборстве светлых и темных начал жизни в рассказах, «Натали» и «Чистый понедельник».

«Натали» – характерное для бунинского понимания любви произведение. Это рассказ о разрыве любящих друг друга людей; герои его Натали Станкевич и студент Мещерский разлучены и одиноки.

Причина – двойственность поведения героя: он совмещает «такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней». Оба переживания он вначале называет любовью.

Обманчивость и бедность чисто физической близости покажет время, а через всю жизнь Мещерский пронесет свой редкий дар обожания возлюбленной, возвышенное чувство к ней.

Рассказ обрывается неожиданной смертью героини, но, вопреки всему, в душе остается удивительно лучезарное, светлое чувство, поневоле соглашаешься с героиней, вопрошающей: «…Разве бывает несчастная любовь? …Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» И. А. Бунин словами своего героя отвечает: «нет несчастной любви», любовь побеждает все, даже смерть.

Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунин считал лучшим своим рассказом. По воспоминаниям его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, в одну из бессонных ночей он написал: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Здесь утонченное мастерство Бунина проявилось в создании загадочного, противоречивого женского характера. Каждый вечер героиня и ее поклонник проводили в лучших ресторанах Москвы, посещали шумные театральные «капустники» во МХАТе, пользуясь своим богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой.

А затем выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, в Кремлевские соборы, обожает Храм Христа-Спасителя, допетровскую Русь и как-то в Чистый понедельник приводит героя рассказа в Новодевичий монастырь. А затем – внезапная развязка: разделив его страсть, утром навсегда покидает его и становится монахиней.

Совет

Рассказ написан с виртуозной изобразительностью, каждый штрих, деталь, цвет играют важную роль в развитии сюжета, создают яркий, изменчивый облик героини.

Источник: http://www.testsoch.info/svetlyj-i-a-bunin-v-temnyx-alleyax/

Анализ рассказа Бунина “Ворон”

о общего счастья быть возле друг друга. От отца слышаться и странные намеки на красивые гардеробы девушки и на то, что он мало оставит сыну наследства. Но во второй части всё это лишь намеки. Однако в третьей части (третьей частью назовём ту часть рассказа, которая начинается с поцелуя героев), мы видим значительные перемены.

Как это свойственно Бунину в цикле рассказов Темные аллеи после поцелуя отношения героев резко меняются. Поцелуй происходит во время грозы. С самого начала все внешние события дня кажутся неудачными: истерика Лили, гроза, пожар, но для героев это только повод коснуться друг друга, таща ребенка, постоять перед окном, глядя на грозу.

Вопреки внешним обстоятельствам, герои счастливы, происходит поцелуй.

Всё изменилось после поцелуя: Не было после того ни единого дня без наших ежечасных, будто бы случайных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца, приезжавшего домой только к вечеру, – этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев.

И отец, что-то чуя, опять перестал выходить к вечернему чаю в столовую, стал опять молчалив и угрюм. Но мы уже не обращали на него внимания, и она стала спокойнее и серьезнее за обедами. После второго поцелуя героев всё опять переворачивается, но уже не в лучшую сторону. Отец велит сыну уехать.

Герой не осмеливается ослушаться отца и уезжает. Почему? Скорее всего, здесь действует именно практическое соображение – лишение наследства. Потом, когда герой уже вырастет и по отцовской протекции устроится в Министерство иностранных дел, он откажется от отцовской помощи.

Но пока он ничего не имеет, он выбирает не любовь, а обеспеченное будущее. Но ведь и героиня, выходя замуж за отца героя, делает точно такой же выбор. Может быть, все могло бы сложиться иначе – если бы герой с самого начала пошел против воли отца, то и героиня могла бы пойти за ним.

Как в третьей части рассказа вопреки капризам Лили и грозе, герои оказались счастливы, так и в той же третьей части героиня говорила: Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас!.

Она хотела быть счастливой, как тогда, вопреки воле отца.

Обратите внимание

Однако в конце рассказа мы видим, что героиня кажется вполне довольной своим положением. И рассказчик, глядя на нее, не вспоминает их любовь, он просто описывает её, никак не говоря о своих чувствах к ней.

Вряд ли она полюбила этого тяжелого человека, и вряд ли рассказчик сохранил свои чувства к девушке, хотя об этом ничего не сказано.

Когда Бунин писал этот рассказ, ему было уже 74 года. Возможно поэтому, мы не можем сказать, что любовь (если она была) отца к этой девушке пошлая или неправильная. Любовь героев в этом рассказе неоднозначна.

Отец героя имел такое же право любить эту девушку, как и сам герой. В конце концов, она живет в благополучии и кажется вполне довольной.

С другой стороны, возможно у девушки не было другого выхода – отец героини служит у отца рассказчика, у неё пять младших братьев и сестёр.

В романе Достоевского Братья Карамазовы герой думает, о том, что они с отцом любят одну и ту же девушку, но это его отец и он его прощает. В рассказе Бунина этот момент неоднозначен. Внутренне герой, возможно уступает отцу и прощает его.

Источник: https://www.studsell.com/view/10755/10000

«Темные аллеи», анализ рассказа Бунина

Рассказ «Темные аллеи» дал название всему одноименному сборнику И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году. Все новеллы цикла связывает одна тема – любовь. Трагичность и даже катастрофичность природы любви открывает автор. Любовь – дар. Она неподвластна человеку.

Казалось бы банальная история о встрече пожилых людей в молодую пору горячо любивших друг друга. Простой сюжет рассказа – богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Но именно Бунину удается поведать с помощью этого незамысловатого художественного хода о простых вещах волнующе и впечатляюще.

Короткое произведение – мгновенная вспышка памяти об ушедшей молодости и любви.

Всего лишь три композиционные части рассказа:

  • стоянка на постоялом дворе убеленного сединами военного,
  • внезапная встреча с бывшей возлюбленной,
  • размышления военного в пути спустя несколько минут после встречи.

Картины унылой повседневности и обыденности предстают в начале рассказа. Но вот в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает красавицу горничную Надежду, которую тридцать лет назад он предал: «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». С тех пор прошла целая жизнь, и у каждого своя. И оказывается, что оба главных героя одиноки.

Николай Алексеевич имеет социальный вес и устроенность, но несчастен: жена «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести». Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу «частной горницы» при почтовой станции «ума палата.

И все, говорят, богатеет, крута…», но так и не вышла замуж.

И все же, если герой устал от жизни, то по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья.

Важно

Надежда же весь свой век любит его одного, кому отдала «свою красоту, свою горячку», кого когда-то «Николенькой звала». По-прежнему любовь живет в ее сердце, но она не прощает Николай Алексеевича.

Хотя и не опускается до обвинений и слез.

Кроме анализа рассказа «Темные аллеи» есть еще много других сочинений:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
  • «Деревня», анализ повести Бунина
  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Господин из Сан-Франциско», краткое содержание рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/129-temnie-allei

Ссылка на основную публикацию