Сочинение анализ рассказа яма куприна

Сочинение на тему Анализ произведения Яма, Куприн читать бесплатно

­Анализ произведения

Идея повести «Яма» возникла у Александра Ивановича Куприна еще в 1906 году. К этому времени в России появилось множество публичных домов, которые вели свою деятельность официально и находились под покровительством полиции.

Создавая это произведение, автор поставил перед собой сложную задачу: изучить и описать одно из страшнейших зол русского общества своего времени — узаконенную проституцию. В 1909 году вышла первая часть повести, а вторая и третья части были изданы лишь в 1914-м и 1915 году.

Появление «Ямы» спровоцировало шумную полемику в прессе, многие даже обвиняли Куприна в «сеяние разврата». Но сам автор считал, что «проституция — это еще более страшное зло, чем война, мор и так далее. Война пройдет, но проституция живет веками». Именно эта мысль является главной в его произведении.

­

Название повести

Обратите внимание

Название произведения очень аллегорично. С одной стороны, оно обозначает сокращенное наименование местности: «Ямская слобода, или просто Ямская, Ямки, или, еще короче, Яма». С другой стороны, оно ассоциируется с падением человеческих нравов. Одна из героинь повести (проститутка Женька) так говорит о себе: «…погляди на меня, — что я такое? Какая-то… помойная яма, отхожее место».

­

Композиция произведения

Повесть «Яма» состоит из трех неравных по величине частей. Первая часть (двенадцать глав) знакомит читателя с основными персонажами произведения. Во второй части (семнадцать глав) происходит назревание конфликтов, которые находят свое разрешение в третьей части повести (девять глав).

В произведении переплетается множество сюжетных линий, и в нем нет главного героя. Связующим звеном для описания судеб девушек, работающих в публичном доме, служит диалог, который ведет репортер местной газеты Платонов со студентом Лихониным.

­

Проблематика повести

Персонаж Платонова в произведении выражает позицию самого автора. Этот герой является завсегдатаем заведения Анны Марковны, но никогда не пользуется услугами проституток, а лишь наблюдает за тем, что происходит в доме терпимости, и чем может помогает девушкам.

Платонов дает характеристики всем главным персонажам произведения. Взглянув на других героев его глазами, читатель имеет возможность увидеть не только их отрицательные, но и положительные стороны. Платонов искренне сочувствует девушкам, которых «судьба столкнула на проституцию».

Он отмечает, что даже такая бессердечная хищница, как Анна Марковна, может быть любящей матерью, а жестокий садист Симеон — верующим христианином.
Изображая жизнь людей, которые по воле судьбы или по своей воле оказались на самом дне жизни, автор поднимает проблему порочности нравов общества.

Куприн намеренно показывает, что таких открытых домов терпимости, как у Анны Марковны, в Яме множество. Все они различаются лишь «внешними мелочами».

Параллельно с главной темой произведения, в повести поднимается также ряд других проблем. Здесь идет речь о системе образования и воспитания в целом, о человеческом невежестве и о силе искусства. Герои Куприна рассуждают и о революции. А в эпизоде, посвященном отношениям Лихонина и проститутки Любки, поднимается проблема оторванности интеллигенции от народа.

­

Образы и судьбы героев

Важно

В повести «Яма» перед нами проходит целая галерея ярких и жизненных образов обитателей публичного дома.

В первую очередь, это, конечно же, образы девушек: яркой, «гордой и злой» Женьки, скромной и кроткой Тамары, несчастной безумной Паши, простодушной и доверчивой Любки, толстой краснокожей Кати, романтичной и доверчивой Веры, а также любопытной и говорливой Нюры.

Характеры хозяйки заведения Анны Марковны, ее мужа Исайя Саввича, экономки Эммы Эдуардовны и швейцара Симеона также очень тонко и художественно прописаны Куприным в произведении.

Отдельного внимания заслуживают образы посетителей заведения и любовников девушек. Это не только образ Платонова и Лихонина, но также других студентов, кадета Гладышева, Ваньки-Встаньки, Сеньки и пожилого нотариуса. В совокупности все эти персонажи дают читателю целостное представление о том, как выглядит мир русской проституции изнутри.

Важное значение в раскрытии основной идеи повести имеет финальный эпизод произведения. В нем рассказывается о том, как трагически сложились судьбы большинства главных героинь.

Из предыдущих глав читатель узнает о печальной истории Любы, увезенной из публичного дома Лихониным, а затем брошенной на произвол судьбы, а также об ужасной болезни Женьки (сифилисе), из-за которой девушка убивает себя.

В последней главе рассказывается о тех событиях, которые произошли после этого: окончательно сошла с ума и умерла в психиатрической лечебнице Паша, попала в тюрьму Тамара, став подельницей вора Сеньки, любовником была застрелена Вера. А после разгрома публичного дома солдатами почти ни одна из его жительниц не избежала «кровавой, грязной или постыдной» участи.

Таким образом, Куприн стал первым в России писателем, который смог глубоко и подробно раскрыть тему продажной любви. При этом автору удалось не только описать порочность нравов людей, достигших социального дна, но и, как истинному гуманисту, поднять «низменное» до немыслимой высоты.

см. также:
Другие сочинения по произведению Яма, Куприн

Характеристики главных героев произведения Яма, Куприн

Краткое содержание Яма, Куприн

Краткая биография Александра Куприна

Источник: http://www.sdamna5.ru/analiz_yama

Сочинение. Женщина в повести А. И. Куприна «Яма»

Повесть Куприна отражает жизнь публичного дома. Жизнь каждого его жителя и посетителя. Терзания загубленных душ девушек и черствость души управляющих.

Не случаен и двойной смысл, который писатель вложил в название произведения. С одной стороны – это лишь обозначение самого места, ведь публичный дом расположен в Ямской слободе. Но есть и более глубокий смысл названия, который сродни «помойной яме», складу для опустошенных, мусорных душ.

А. И. Куприн подымает в данной повести различные аспекты «купленной любви», любви продажной. Ее духовную, моральную и социальную сторону. А также проблему узаконенных публичных домов в России.

Совет

Ключевым персонажем данной повести является Женя — девушка, безусловно, падшая. Но при этом она умна, способна жалеть и сострадать, у нее есть гордость.  Ее низкий социальный статус – не ее выбор, так было предрешено, ведь с 10 лет ее не пожалела собственная мать и продала доктору  Тарабукину в качестве наложницы.

Она не знала в своей жизни ни слова доброго, ни тепла человеческого. В итоге жизнь ее не складывается, ее душа сломленная с самого раннего детства, опустошена, истоптана, лишена веры и надежды,  “дохлая какая-то… , старушечья, сморщенная, землей пахнет… ”.

Сама жизнь толкает ее в пучину грязи и страданий, из которых ей не выбраться.

Она заражается от одного из посетителей сифилисом, что пробуждает в ней жажду мести и смерти. Она решает заразить всех, кто приходит к ней, никому не сообщив о своем недуге. Пожалела она лишь одного молодого офицера, который отнесся к ней с состраданием и уважением. Заканчивает она самоубийством, совершенно разбитая своим недугом и тем «что все люди подлецы, и что жить очень гадко».

Судьба многих из героинь в этой повести прискорбна : Зоя, красивая девушка с серыми глазами, лишилась невинности ради того, чтоб сохранить себе место в школе; Тамара влюблена в вора, Сеньку, ради которого готова на все, а он отвечает ей предательством на преданность;  Люба, сумевшая искренне полюбить, но при этом слишком малодушная, чтоб изменить свою жизнь; Паша, страждущая от болезни; Манька Маленькая – кроткая тихоня, страдающая алкоголизмом и превращающаяся под его воздействием в буйную скандалистку. Ее тоже ждет трагический конец – она погибнет в пьяной драке.

Есть и другие женщины в этой повести, не менее несчастные, к тому же не ведающие своего бедствия. Женщины с уродливой и низкой душою. Это Анна Марковна, прошедшая тот же путь что и обитательницы ее заведения, которая не научилась ни добру, ни жалости.

Ее главный девиз: «Деньги не пахнут». Это и Эмма Эдуардовна — женщина жадная, склочная, жестокая. Единственное дело в ее жалкой жизни, которым она владеет искусно – обдирательство и без того униженных  девушек.

Все с единственной целью – заработать как можно больше капитала и совсем не имеет значения, какой ценой.

Мы видим в этой повести разные судьбы и характеры, образы. Но итог и мораль здесь только одна. Женщине не в силу с достоинством вынести подобные испытания, если только у нее есть душа.

Обратите внимание

Потому что если желание денег выше человеческого достоинства и чести – то не может быть эта личность духовной.

А если душа сломлена горем и страданиями – «пойти по рукам» — всего лишь кратчайший путь к самоуничтожению.

Источник: http://vsesoch.ru/a-i-kuprin/1109-sochinenie-zhenshhina-v-povesti-a-i-kuprina-lyamar.html

Повесть Александра Куприна «Яма»: краткое содержание, критика :

В 1915 году вышла в свет книга «Яма». Повесть Чуковский назвал «пощечиной обществу». Один из критиков – лучшим произведением Куприна. Однако оно вызвало гневное возмущение в определенных слоях общества. Многие, даже не зная краткого содержания «Ямы» Куприна, но имея поверхностное представление о проблематике повести, отказывались от прочтения произведения.

Писатель понимал, что щепетильные читатели его произведение найдут неприличным, безнравственным. Тем не менее он посвятил повесть «Яма» матерям и юношеству. О чём книга, которая вызвала негативные отзывы критиков? Краткое содержание «Ямы» Куприна даст ответ на этот вопрос.

Это самое объемное произведение русского писателя. Состоит из трех частей. Краткое содержание «Ямы» Куприна в этой статье изложено по следующему плану:

  • Большая Ямская.
  • Платонов.
  • В чем же трагедия?
  • Девушки.
  • Лихонин.
  • Болезнь Жени.
  • Конец заведению Анны Марковны.

Большая Ямская

Когда-то давно, на окраине некоего южного города, жили исключительно ямщики. А потому местность эту назвали Ямской слободой. Но появились паровозы, и труд жителей района потерял смысл. Ямщики разбрелись кто куда, но название сохранилось. Правда, со временем район начали называть просто – Яма. В этом имелся некоторый социальный и даже философский смысл.

На Большой Ямской (так официально называлась одна из улиц района) располагались дорогие, дешёвые и средние публичные дома. Героини повести Куприна – проститутки, которые трудятся в заведении Анны Марковны Шойбес. Есть дома пошикарнее. Например, заведение Треппеля. Но имеются на Большой Ямской и совсем дешевые, рублевые, куда боится попасть каждая обитательница дома Анны Марковны.

Платонов

Это главный герой «Ямы» Куприна. Платонов – довольно странный человек. Он много вечеров провел в заведении Анны Марковны, всё знает об унылом, принужденном веселье, которое царит здесь каждую ночь. Ему известны секреты обитательниц заведения. Но ни у одной из девушек Платонов не бывал.

Великие художники избегают темы проституции. Вероятно, у них не хватает самоотверженности, времени, самообладания вникнуть в жизнь падшей женщины. Но если б кто-нибудь создал книгу о проституции, искреннюю и правдивую, она бы стала великим произведением. Приблизительно такие слова произносит Платонов. Прототипом этого героя является сам писатель А. И. Куприн.

Название повести символизирует социальное дно. Но можно ли назвать героинь падшими? Куприн не осуждает их. Он сторонний, объективный наблюдатель. Автор осуждает, скорее, тех, кто меняет жизнь девушек в худшую сторону.

Так, одну из героинь в бордель привез не кто иной, как ее муж.

Позже оказалось, что он профессиональный мошенник, который тем и промышляет: влюбляет в себя молодую особу, женится на ней, затем отправляет к Анне Марковне за неплохой гонорар.

В чем же трагедия?

Произведение вызвало неоднозначную реакцию критиков не только из-за скандальной темы. Краткое содержание «Яма» Куприна изложить непросто. Ведь проблематику понять можно из диалогов героев, рассуждений Платонова, страшных подробностей быта героинь.

В доме Анны Марковны творится ужас. Но воспринимается он как нечто обыденное. Девушки продают себя, но лишь немногие из них осознают, насколько жалким, грязным является их существование. К слову, Лев Толстой, не оценил глубокую тему повести «Яма». Прочитав лишь несколько первых глав, он отметил: «Автору доставляет удовольствие копаться в неприглядных подробностях».

Девушки

Женя – одна из героинь повести А. И. Куприна. Это самоуверенная, красивая, дерзкая девушка. Тамара – личность довольно загадочная. Известно, что прежде она была монахиней. Паша – самая востребованная проститутка в заведении Анны Марковны. Она единственная пришла сюда добровольно. Эта девушка больна. Основной симптом ее недуга заключается в том, что ей нравится ее работа.

Читайте также:  Сочинение на тему деньгами надо управлять, а не служить им

Люба – девушка простая, недалекая. С ней приключится история, которая станет одной из ведущих сюжетных линий повести «Яма». Есть здесь и проститутка Сонька Руль. Прозвище получила из-за крупного носа.

Жизнь обитательниц борделя

Заведение Анны Марковны представляет собой двухэтажный дом. На втором этаже девушки и работают, и отдыхают. Обитательницы этого логова так же разношерстны, как и их клиентура. У каждой своя история.

В этом месте они потеряли свои имена, родных, близких, права, принципы и, наконец, свое «я». Жизнь их сера и уродлива, статична и не имеет развития, лишена всякого смысла.

Скорее, это не жизнь, а жалкое существование.

О чем пишет Куприн? Об отвратительных обитательницах борделя? Или о мужчинах, которые в своем стремлении получить удовольствие губят судьбы молодых женщин? Можно сформулировать идею повести как угодно, но смысл остается один. Александр Куприн написал страшную историю о проститутках – женщинах, которые жить иначе не умеют.

Важно

Автор извлек наружу всю подноготную публичного дома, раскрыл все тайны и хитрости. Мужчина хочет историю о том, как девушка докатилась до такой жизни? Она расскажет ему милую ложь о подлом друге семьи, бросившем ее на растерзание судьбе. Клиенту нужны зрелища и веселая компания? Он получит это, если оплатит девушке шампанское.

В книге плотно переплетаются истории разных девушек. У каждой из них своя жизнь и судьба. Одна попала сюда по собственному желанию. Другая мечтает о сказочном принце.

Третья вынашивает жесткой план мести «двуногим подлецам». Всех девушек объединяет лишь одно. Все они ненавидят мужчин, не всех, но именно тех, что готовы платить за любовь.

Они презирают их скупость, глупость, склонность к извращениям.

Лихонин

Этого студента однажды вдохновляют речи Платонова. В голову ему приходит безрассудная, глупая идея – спасти одну из девушек. Платонов пытается отговорить Лихонина.

Хорошо зная нравы и психологию обитательниц заведения, он понимает, что задача эта непростая. Многолетний разврат сделал их глупыми, ленивыми существами. Но студент стоит на своём. Уехать с ним соглашается Люба.

В чём же суть перевоспитания проститутки по методу Лихонина?

Студент и его друзья просвещают Любу. Он водит ее по театрам, выставкам. Его товарищи рассказывают девушке о литературных произведениях. Однако в эти моменты их посещают мысли отнюдь не об искусстве.

Много сил потрачено, но результата никакого. Люба недоумевает, отчего студент отказывается от интимной связи с ней. Тем временем она превращается в непосильную ношу для Лихонина.

Наконец он возвращает Любу в заведение Анны Марковны.

Болезнь Жени

Эта девушка неглупая и, быть может, именно поэтому всей душой ненавидит двуногих подлецов – именно так она называет клиентов. В доме Анны Марковны регулярно бывает доктор. Если девушка больна, ее отправляют в более дешевое заведение. Медицинского обследования обитательницы дома панически боятся.

Женя узнаёт о своем страшном недуге – сифилисе. Но она, конечно, ничего не говорит об этом Анне Марковне. Более того, она каждую ночь пытается заразить как можно больше мужчин. Такова ее месть. О прошлом девушки известно немного. Но однажды Платонову Женя поведала: в публичный дом ее продала родная мать.

Конец заведению Анны Марковны

Жене удаётся заразить многих. Только гимназиста, влюблённого в неё, она жалеет. В день обследования она кончает жизнь самоубийством. Печальная участь ждет и других девушек дома терпимости.

Паша впадает в беспамятство, после чего ее определяют в сумасшедший дом. В лечебнице девушка умирает. Тамара исчезает из города со своим любовником-вором. В драке погибает ещё одна проститутка – девушка по прозвищу Манька Маленькая.

Что же касается хозяйки дома, то и ей приходится спасаться бегством. Смерть Жени и недуг, которым она наградила десятки клиентов, а среди них есть и важный чиновник, – все это привело к большому скандалу. Экономка выкупает заведение, которое вскоре разграбят солдаты. В этом весь сюжет книги Куприна «Яма». Итак, каковы были рецензии на повесть, открывшую мрачные стороны общества?

Критика повести «Яма»

Произведение встречено было самыми противоречивыми отзывами. О повести Куприна до сих пор не сложилось у критиков определенного мнения. Эта книга является плодом большого труда писателя, но она вызвала, скорее, осуждение, нежели понимание. Автора обвинили в чрезмерном натурализме и безнравственности.

В советское время критиками о повести почти ничего не было написано. Немногие статьи, предлагающие анализ произведения «Яма» Куприна, были пронизаны идеологией.

Совет

Проституция – это явление, которое могло существовать исключительно в царской России, автору удалось красочно передать ужасы дореволюционных времен – примерно такой была точка зрения советских критиков. Прошло более ста лет после первой публикации «Ямы».

Давно нет ни царской, ни советской России. На произведение Куприна все так же актуально.

Положительные отзывы

Одним из немногих, кто оценил произведение Куприна, стал Корней Чуковский. Писатель согласился с мнением критиков о том, что героини книги действительно омерзительны.

Но при этом подчеркнул, что чем больше в них грязи, тем больше позора для общества.

Чуковский в статье, опубликованной в журнале «Нива», сказал: «Необходимо перестроить общественный быт так, чтобы не было в нём места для ямы».

Повесть стала последним крупным произведением Александра Куприна. После ее публикации талант писателя, конечно, не иссяк. Он всё так же продолжал создавать интересные рассказы и повести. Но больше уже не достигал столь высоких творческих вершин.

Страшнее, чем война

Над повестью «Яма» Александр Иванович Куприн работал на протяжении шести лет. Он первым осмелился задеть столь больную тему социального общества. В самом же обществе порыв автора совсем не оценили. Произведение назвали порнографическим, на издательство даже подали в суд.

Негативных отзывов стоило ожидать. Общественный строй во все времена видит то, что желает видеть. Куприн все же ответил критикам: «Я убежден, что свое дело сделал. Проституция – это еще более страшное зло, чем война, мор, голод. Войны проходят, но проституция живет веками».

Фильм 1990 года

Первую экранизацию «Ямы» Куприна сегодня помнят немногие, несмотря на блестящий актерский состав. Главную роль в этом фильме исполнила Татьяна Догилева. Олег Меньшиков сыграл Лихонина.

Правда, согласно сюжету киноленты, молодой человек, решивший перевоспитать проститутку, не студент, а состоявшийся адвокат. Режиссер фильма – Светлана Ильинская.

В картине также сыграли Евгений Евстигнеев, Ирина Цывина, Валентина Талызина.

Телесериал «Куприн»

Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.

Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.

Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу.

«Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало.

Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».

Обратите внимание

Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности.

Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства.

Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.

Источник: https://www.syl.ru/article/360471/povest-aleksandra-kuprina-yama-kratkoe-soderjanie-kritika

Александр Куприн “Яма” (1909-15)

В первые десятилетия XX века написать о публичных домах было вполне возможно, только не приходилось рассчитывать, чтобы кто-нибудь согласился подобное произведение опубликовать. Александр Куприн сделал пробный шаг в 1909 году и впал в хандру от потока последовавшей критики.

Его ругали и обвиняли, считая “Яму” попранием норм морали. Это ныне писатели не представляют, как можно рассказывать истории, не поднимая со дна всевозможную грязь, чему читатель радуется и даже защищает якобы ратующего за правду автора.

Современники Куприна такой подход к изложению действительности встретили негативно, вследствие чего Александру пришлось до 1914 года отложить работу над произведением.

Побудить продолжать писать его могло многое, в том числе и написанная в 1912 году пьеса “Пигмалион” Бернарда Шоу, рассказывающая о преображении пропащих элементов общества.

Куприн действительно живописно отразил реалии своих дней. Публичные дома во все времена сохраняли сходные черты. Одни из них предназначались для располагающих деньгами клиентов, значит и трудящиеся там женщины вели достойных их образ жизни.

Другие публичные дома ориентировались на клиентуру победнее, а то и вовсе на любого, кто располагает лишними средствами. Куприн пишет о последних. Оттого-то и может впадать в гнев читатель, наблюдая нелицеприятные сцены, в которых задействованы пропащие девушки.

И пропащие по причине объективной – вне публичного дома они себя не мыслят, как не мыслит их в ином качестве общество в целом.

Важно

Именно понимание безысходности губит первую часть “Ямы”, встретившую холодное восприятие её читавших.

Девушки работают на износ, но продолжают тонуть в долгах, покуда не заразятся постыдным заболеванием, вследствие чего им придётся искать другие средства пропитания, что практически неосуществимо, либо закончат жизнь самоубийством, единственным верным для них способом прекращения мук. Как в такое мог поверить современник Куприна? Может всё так и было на самом деле в то время, однако русскоязычный читатель не привык видеть столь голый натурализм.

Возникла необходимость в поисках разрешения ситуации. Могла ли работница публичного дома выйти из него и заново начать жизнь? Конечно. Для этого ей требовалось найти человека, способного обеспечить её финансово и разобраться с ворохом проблем.

И была бы беда в негативной оценке людей, знающих о прошлом таких девушек. Проблема проистекала из необходимости уладить ряд моментов, требующих денежных, временных и моральных затрат. Проще махнуть рукой и забыть о принципах, нежели тянуть красну-девицу за хвост из подземелья.

Куприн и тут показал трудности адаптации, пусть и представив читателю происходящее в лучшем виде.

Не просто так вспоминается “Пигмалион” Бернарда Шоу. Есть много сходных черт. Куприн аналогично ведёт к свету одну из героинь, нравственно её наставляя и выгораживая всеми возможными способами. Ей предстоит выбраться из ямы, если она сама того захочет.

Реальность в любом случае начнёт возводить преграды на пути и финал зависит от ряда обстоятельств, в том числе и от самой девушки. Куприн будет возвышать, найдёт способы разрешения ситуации, но против мнения общества пойти ему оказалось трудно.

Поэтому читатель постоянно будет возвращаться в исходную точку, начиная знакомиться с проработкой следующей проблемы.

Совет

Всё течёт и изменяется – не стоять вечно и публичным домам. Они пользуются спросом, потом их забывают, пока не возникнет нужда в услугах особого рода снова. Кто трудился, тот пришёл на смену, чтобы его сменили другие. Кратковременные эмоции вспыхивают и гаснут. Герои Куприна живут, после умрут.

Что-то существенно изменилось с тех пор? Нет. Куприн показал обыденность, дал шанс героям вырваться и объяснил, почему улучшения не произойдёт.

Не повлияют на это ни войны, ни революции, ни морализаторство, ибо человек – животное, а животное в первую очередь удовлетворяет потребности организма: есть, пить, спать и продолжать род.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа коновалов горького

Дополнительные метки: куприн яма критика, куприн яма анализ, куприн яма отзывы, куприн яма рецензия, куприн яма книга, куприн яма содержание, Alexander Kuprin, Yama The Pit, analysis, review, book, content

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна
– “Пигмалион” Бернарда Шоу

Источник: http://trounin.ru/kuprin09/

Повесть Александра Куприна “Яма”, краткое содежание

Повесть «Яма» вызвала у критиков исключительно неодобрительные отзывы. Одним из немногих литературных деятелей, отозвавшихся о повести положительно, оказался К. Чуковский.

Писатель назвал «Яму» «пощёчиной современному обществу», которому не нравится, когда ему указывают на самые неприглядные его стороны. По мнению Чуковского, замалчивание существующего положения ничего не меняет. Единственный выход – уничтожение «ям».

Положительный отзыв Чуковского вызвал иронические замечания со стороны других литературных деятелей.

Обратите внимание

Повесть была трижды экранизирована: в 1915, в 1990 и в 2014 годах (в последнем случае «Яма» была первой частью телесериала «Куприн» и называлась «Куприн. Яма»).

Действие происходит в Ямской слободе, иначе называемой «Яма». Эта часть города известна огромным количеством публичных домов, один из которых принадлежит Анне Марковне Шойбес. Её заведение не считается шикарным, но и низкопробным его тоже трудно назвать.

Повесть начинается с того, что гости борделя Анны Марковны беседуют за столом. Больше всех говорит репортёр местной газеты по фамилии Платонов. Он неоднократно посещал это заведение, однако так ни разу и не воспользовался услугами проституток.

Именно от репортёра читатель многое узнаёт о жизни обитательниц борделя.

Платонов считает проституцию большим злом для всего общества, полагая, что данное социальное явление уродует души не только самих жриц любви, но и тех, кто пользуется их услугами, и тех, кому принадлежат публичные дома.

Внимательнее остальных репортёра слушает студент, идейный анархист Лихонин. Молодого человека так вдохновил рассказ Платонова, что он заявил, что не намерен оставаться наблюдателем. Лихонин обязуется спасти одну из женщин. От слов студент немедленно переходит к делу и забирает из заведения проститутку Любу.

У студента не было намерения сожительствовать с Любой. Он пытается дать ей образование, выкупает её паспорт. Вскоре Лихонин понимает, что слишком поторопился, взяв на себя ответственность за чужую судьбу.

Друзья, помогавшие Лихонину «воспитывать» подопечную, начинают проявлять к бывшей проститутке повышенный интерес. Сам Лихонин старается поддерживать с Любой братские отношения, что очень обижает девушку.

В конце концов, студент понимает, что его подопечная не подходит для той жизни, к которой он пытается её адаптировать.

Платонов ушёл из газеты. Теперь он работает в порту на разгрузке арбузов. Однажды к нему приходит Женька – девушка из борделя. Женька признаётся, что больна сифилисом и что, зная об этом, умышленно заражает своих клиентов. Через некоторое время Платонов узнаёт, что Женька повесилась.

Анна Марковна решила продать заведение своей экономке Эмме Эдуардовне. Однако новой хозяйке борделя не удалось разбогатеть. Все девушки, работавшие в доме терпимости, постепенно покидают её. Паша умерла в больнице. Веру застрелил любовник по её же просьбе.

Важно

Тамара бежала со своим возлюбленным Сенькой, который, будучи вором, совершил крупное ограбление. Манька Маленькая была убита в драке. В соседнем борделе обсчитали двоих клиентов. Обиженные посетители привели сотню солдат для восстановления справедливости.

Солдаты разорили не только «провинившийся» бордель, но и несколько близлежащих, в числе которых оказалось и заведение Эммы Эдуардовны.

Характеристика персонажей

Репортёр Платонов

Работник местной газеты воплощает в повести нравственное начало. Платонов успел стать завсегдатаем борделя. При этом он ходит туда не для того, чтобы уединиться с одной из девушек. Репортёр пытается понять причину, по которой все эти женщины оказались в «Яме», проникнуть в этот маленький порочный мир грязной похоти.

Публичные дома вызывают отвращение у Платонова. Однако все его действия сводятся к жалости, которую он выражает обитательницам дома терпимости.

Всё, что может репортёр, это отказаться от услуг проституток, сделав тем самым древнюю профессию хоть немного менее востребованной. Это не поможет остановить зло.

Но Платонов уверен, что даже если небольшая часть мужчин последует его примеру, бордели перестанут приносить доход своим владельцам, а значит, будут закрываться.

Анна Марковна

В разговоре со своими собеседниками Платонов удивляется тому, как в одном человеке могут уживаться две совершенно непохожие личности. Девушки, работающие у Анны Марковны, знают свою хозяйку только с одной стороны. Эта женщина алчна, кровожадна и не остановится ни перед чем ради собственной наживы.

Хозяйка борделя беспощадна к Паше, которая пользует у клиентов повышенным спросом. Доведённая до полного эмоционального истощения девушка медленно сходит с ума, но Анну Марковну это не касается. Репортёр упоминает и о другой стороне хозяйки заведения.

Для своей Берточки она самая нежная мать, не жалеющая денег на капризы любимого дитя.

Вышибала Симеон

Не менее противоречив и вышибала по имени Симеон. Платонов подозревает, что в прошлом этот человек был убийцей. В борделе поведение Симеона тоже нельзя назвать примерным. Он обирает и бьёт проституток. При этом вышибала отличается необычайной религиозностью.

Сусанна Райцына

Поступая в бордель, девушка получала вымышленное имя. Оказавшись в заведении, Сусанна Райцына стала просто Женькой. Среди всех проституток Женька обладала наиболее ярким и независимым характером. Платонов считает её гордой и злой.

Жизнь Сусанны была суровой и жестокой. Девушка стала проституткой в десятилетнем возрасте, когда родная мать продала её мужчине. Пройдя нелёгкий жизненный путь, Сусанна оказалась в борделе и получила новое имя.

Совет

Узнав о своей болезни, Женька начинает мстить мужчинам, утехой для которых она служила с детства. Девушка признаётся подругам, что каждый вечер умышленно заражает несколько клиентов.

Женька пожалела только кадета Колю Гладышева, единственного клиента, который относился к ней уважительно.

Социальная яма

Ямская слобода названа «Ямой» не случайно. Обилие борделей превращает это место в полную нечистот выгребную яму.

Здесь бездарно прожигают свою жизнь сотни молодых девушек, оказавшихся на социальном дне в силу различных обстоятельств. Большинство проституток никогда не выберется из ямы.

Многие из них погибнут совсем юными: одни – от венерических заболеваний, другие – от побоев хозяев и клиентов.

Помощь извне также не всегда оказывается эффективной. Студент Лихонин, в отличие от репортёра Платонова, предпринимает конкретные действия, чтобы спасти хотя бы одну падшую девушку.

Он создал для Любы все условия. У девушки появилась возможность получить такое образование, которое вряд ли получили бы воспитанницы пансиона для благородных девиц.

Тем не менее, попытка оказывается крайне неудачной.

Внутренняя сторона порока

Чтобы искоренить зло, не достаточно просто закрыть бордели. В очищении нуждается, прежде всего, человеческое сознание.

Женщина, на протяжении многих лет живущая в публичном доме, не сможет измениться за несколько дней или месяцев. Она привыкла относиться к себе, как к живому товару, и не представляет, что может быть полноценным членом социума.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/yama.html

Специфика творчества А.И. Куприна. Идейно-художественный анализ 2-3-х произведений

Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870 – 25 августа 1938 г.г.)

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни.

Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом.

Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Обратите внимание

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека.

Первые творческие искания Куприна завершились повестью “Молох”, в которой писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека.

Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала — всё это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества.

Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев.

Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, в этот период появляется его рассказ “Ночная смена”. Именно в это время в творчестве Куприна появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия — военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя.

Важно

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”, в которой он отдает дань натурализму, показывая обитательниц публичного дома.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” — рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет” о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода — роман “Юнкера”.

Проза Куприна стала одним из заметных явлений русской литературы начала века, ее литературные традиции новаторски, оригинально обогащаются писателем, Куприн заметно усилил в своих произведениях событийное, сюжетное начало. Куприн – мастер увлекательного сюжета, изобразитель порой странных и маловероятных событий («Штабс-капитан Рыбников», «Капитан», «Звезда Соломона»).

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

«ПОЕДИНОК»

Тематически «Поединок» продолжал многие купринские рассказы о русской армии, достигнув дотоле небывалой остроты и глубины осмысления. Критика живо и одобрительно откликнулась именно на эту линию повести, отметив, что армейская действительность обнажена здесь «во всей ее ужасной и трагической неприглядности».

Повесть Куприна рассматривалась как подлинно художественный обличительный документ эпохи и как выражение авторской сбивчивой и пассивной по смыслу положительной программы. В основе «Поединка» – постижение мира и своего «я» личностью, ее духовное пробуждение. Критическое осмысление армейских порядков только одна из многих граней этого процесса.

Совет

Путь сложных и мучительных раздумий проходит подпоручик Юрий Ромашов. Столь, казалось бы, традиционный для русской литературы мотив приобретает у Куприна особое наполнение. Ромашов – молод, чист, даже наивен, а вынужден находиться в тягостной и скудной обстановке заштатного полка.

Все, что свойственно юности – мечты о счастье, любви, тяготение к красоте, болезненно обостряется в постоянном общении с ограниченными и грубыми офицерами. А восприятие окружающей жизни приобретает редкую интенсивность под влиянием нетерпеливого ожидания своего «звездного часа».

Читайте также:  Образ лары и ее характеристика в романе доктор живаго пастернака

За короткий период (действие повести протекает в пределах около двух месяцев) происходит мужание души, созревание новых нравственных и эстетических идеалов. И потому стремительно меняется и углубляется понимание Ромашовым конкретных людей и сущности человеческих отношений.

Томящееся по красоте сердце измеряет реальность по своим внутренним законам.

Авторский голос органично вплетается в раздумья главного действующего лица «Поединка», расширяя и углубляя их. Так донесена правда о русском офицерстве, для которого военная службапринудительная, «опротивевшая барщина«.

Конкретный факт – самоубийство солдата – сопоставлен (отнюдь не в памяти Ромашова) с таким же случаем в прошлом – оттенена печальная закономерность. Именно автор связывает персонажей повести со всеми людьми одной трагедией «запутанного и угнетенного сознания».

Границы сюжетного времени и пространства свободно раздвинуты.

Смысл жизни Ромашова тоже нужно искать не в суждениях его друзей и сослуживцев, а в целостном звучании произведения. Устойчивыми стали такие определения купринского героя, как «безвольный», «сомневающийся», «пассивный».

Может быть, потому, что Шурочка назвала Ромашова «слабым», хотя явно по-своему истолковав это качество как неспособность завоевать «место под солнцем». Постоянные сомнения, угрызения совести молодого подпоручика самому писателю представляются стимулом прозрений.

А прозрения были, и самого сокровенного для Куприна свойства.

В «Поединке» есть сквозной мотив юности. Молодость Ромашова усиливает его тягостное переживание повсеместных «нелепости, сумбурности, непонятности». Вместе с тем жажда нового бытия – верный знак непрочности дряхлого мира.

Возраст героя влечет к иной ассоциации — с преображением жизни. Поэтому так трагична бессмысленная гибель Ромашова на дуэли от руки ничтожного карьериста. Последний аккорд исполнен не только сострадания, но и осуждения эгоистичных людей, не оценивших прекрасно расцветающую юность.

Куприн был недоволен краткостью финальной главы своей повести.

Представляется, однако, что именно сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова как нельзя более усиливает ощущение недопустимости смерти молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, вступившего в поединок с пошлостью и подлостью.

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Обратите внимание

Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений — «Гранатовый браслет» (1911).

Рассказ зачастую толкуют примитивно – противоположением аристократке Вере Шеиной бедного чиновника Желткова. А они оба принадлежали примерно к одному кругу образованной интеллигенции. В «Гранатовом браслете» все сложнее и значительнее.

Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа.

Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде.

Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования.

С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с «точно выродившимися», мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» предзимья.

Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к нему давно притупилось.

Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Царское спокойствие и разрушает Желтков.

Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний.

Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини.

Психологическая кульминация рассказа – прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» – поворотный момент в ее внутреннем состоянии.

Важно

На лице усопшего она прочла «глубокую важность», «блаженную и безмятежную» улыбку, «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,- такого никогда не испытывала сама Вера.

«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом.

Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела.

Под звуки бетховенской сонаты – прослушать ее завещал Желтков — Вера как бы принимает в свое сердце все, что перенес он.

Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее.

Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в «Гранатовом браслете». Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа.

Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф «Гранатового браслета»).

Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем.

Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Поэтический «Гранатовый браслет», посвященный, казалось бы, какому-то частному случаю, очень важен для понимания авторской концепции человека.

Совет

В этом произведении, может быть, более четко, чем во многих других вещах, сближены священные для Куприна понятия — творчества и любви. Она толкуется как таинственная энергия, созидающая гармонию земного бытия, в том числе человеческих отношений.

«Гранатовый браслет», пожалуй, единственный в купринской прозе, отразил феномен любви-сотворчества с самой матерью-природой.

Источник: https://cyberpedia.su/3x764c.html

Краткое содержание Куприн Яма

В одном из городков Ямской слободы (иными словами — Ямы), находился публичный дом Анны Марковны. Однажды в заведении оказалась компания, состоящая из студентов и доцента Ярченко с журналистом Платоновым, который так же был нанят Анной Марковной в учителя для горячо любимой дочки Берты.

Репортер говорил, что его здесь принимают как своего, хотя он не ходит к девицам, а только исследует мир торговли женскими телесами изнутри. Он записывает свои наблюдения и поражается тому, что происходящее в этих стенах не воспринимается как кошмар и непотребство.

В зал вышла красавица Женя, снискавшая всеобщее уважение за дерзкий характер. Она беседовала с Тамарой и была чересчур взволнована, потому что Пашку в десятый раз уводили из зала — девушка была очень популярна среди визитеров. Скоро с ней случилась истерика и она лишилась чувств. Платонов оплатил ее время, чтобы Пашка могла прийти в себя и отдохнуть.

Студент Василий Лихонин признался Платонову, что пожалел местную девушку Любу, и хотел бы помочь ей начать новую жизнь. Девушка согласилась. Лихонин с Платоновым выкупил ее на весь день и увез. Когда вскрылась правда, хозяйка заведения уволила учителя. Лихонин оплатил долги Любы и вернул ее паспорт, но пока еще не знал, чем все это обернется.

Ни поддержка друзей, ни обучение наукам, ни походы по театрам, ни уроки игры на гитаре не принесли желаемых результатов, а вот растраты были ощутимыми. Лихонин не желал Любу, а она обижалась в ответ на его равнодушие. Она не принимала знаков внимания со стороны других из-за преданности спасителю. В конечном итоге Люба вернулась обратно к девицам.

В то время в заведении, в отдельно выделенной комнате, оперная певица Елена Викторовна Ровинская с баронессой Тефтинг собрала девушек и пела с ними песни. В комнату влетела хмельная Манька Маленькая и закатила скандал, заявив, что в дом пожаловали новые девки.

Возмутившись таким заявлением, баронесса сообщила, что патронирует приют Магдалины, пристанище для падших женщин. Женька в ответ обозвала ее и предложила убраться. Бывшая послушница монастыря, владеющая немецким и французским, заговорила Тамара.

Обратите внимание

Она сказала, что многие женщины, считающиеся приличными, являются содержанками или сами тратят деньги на юных любовников и делают аборты чаще чем девицы из публичных домов, в которых все происходит без лжи. Баронесса узнала Тамару, но не могла вспомнить, где они встречались. Ровинская сообщила, что она — хористка Маргарита, которая выступала в Харькове.

Обычно спокойная Женька разрыдалась во время одной из песен, упав в ноги певице. Она прошептала Елене Викторовне, что очень больна, и никак не могла успокоиться.

Затем Женя призналась Тамаре, что заражает сифилисом всех приходящих к ней мужчин. Девушки стали проклинать тех, кто был с ними жесток или несправедлив.

Именно в этот момент на пороге появилась Люба, которую сперва не хотели принимать, но решили оставить до первого проступка.

Одним из посетителей публичного дома был молодой кадет Коля, который питал нежные чувства к Женьке. Сегодня он нашел деньги, чтобы оплатить ее, но девушка отказала ему. Сжалившись, она призналась кадету, что больна. То была их последняя встреча.

На следующее утро она нашла Платонова в порту и призналась ему в том, что заражала мужчин. Один из них, студент, впоследствии застрелился. Платонов усомнился, что идея Женьки мстить всем приходящим мужчинам была удачной.

Через несколько дней бедная Женька повесилась. Анна Марковна наспех собрала вещи и уехала, продав дом Эмме Эдуардовне. Тамара стала ее помощницей. С помощью Ровинской она похоронила Женьку по православным канонам. Затем в сумасшедшем доме умерла Пашка. Спустя недолгое время в потасовке убили Маню Маленькую.

Тамара помогла своему любовнику Сеньке совершить ограбление, но он сдал ее, попавшись в Москве. Итогом разорения публичного дома стала драка, когда на выручку двум задирам, которых обманули в соседнем заведения, прибыла сотня солдат.

Важно

Повесть Куприна учит читателя отличать белое от черного, ложь от правды. Настоящая любовь, как и счастье, не продается и не покупается ни за какие деньги.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Григорович Деревня

    На скотском дворе, в грязной избе, скотница родила дочь. Родив, женщина умерла. Девочку-сироту взяла на воспитание Домна, у которой было много своих детей.

  • Краткое содержание Носов Радуга

    Добрый рассказ о десятилетнем мальчике Евсейке и его вере в чудо природы. В начале повести автор прибыл на железнодорожную станцию и искал кого-нибудь, кто мог бы его добросить до ближайшей деревни

  • Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский — гениальный писатель. До сих пор произведения Владимира Маяковского вызывают восхищение. Он относится к числу величайших поэтов двадцатого века. Его жизнь была наполнена творчеством.

  • Краткое содержание Пришвин Синий лапоть

    Проводили как-то отдельные дороги для машин и пешеходов, для чего пришлось срубить часть деревьев. Крупные стволы сразу увезли, а оставшиеся ветки раскидали по кучам. Лето окончилось, и охотники заметили, что исчезли все зайцы

  • Краткое содержание Набоков Король, дама, валет

    Для начала, чтобы хоть что-то представлять о персонажах произведения, давайте кратко охарактеризуем их. Франс является самым нелепым участником романа Набокова. Он несамостоятельный и очень слабый, причём за постоянно всё решает мать и Марта

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/kuprin/yama-pereskaz

Ссылка на основную публикацию