Сочинение еремеевна в произведении фонвизина недоросль (характеристика и образ)

Образ и характеристика Еремеевны в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Еремеевна – второстепенная героиня в пьесе Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль». Она приходилась кормилицей и нянькой для Митрофана. Автор говорит об Еремеевне, как о крепостной крестьянке, сильно преданной своим хозяевам. Фонвизин отчётливо показал нам, что хозяева не ценили в крепостных людях их хорошие качества, а только вселяли в них рабскую покорность.

Еремеевна почти сорок лет служила Простаковым. Она выслушивала от хозяев много оскорблений и ей платили маленькое жалование – она получала пять пощечин в день и пять рублей в год. Еремеевна нянчилась с Митрофанушкой с самого его рождения и практически заменила ему родную мать. Не жалея себя, она постоянно защищала и оберегала его.

Когда Скотинин хотел наброситься на мальчика, она заслонила его своим телом и со злостью крикнула на дядю Митрофана, что готова отдать свою жизнь ради Митрофанушки, а если Скотинин от него так и не отстанет, то Еремеевна грозилась «поотрывать ему бельмы».

Обратите внимание

Но лентяй Митрофан относился к своей няне не как к человеку, а как к «старой хрычовке», на которую можно было всегда пожаловаться матери, чтобы та ей пригрозила.

Многие жалели бедную Еремеевну, но ничем не могли ей помочь. Но сама она никогда себя не жалела.

Еремеевна была предана своим хозяевам как рабыня, у неё не было чувства своего достоинства, на чём и сделал акцент автор: «Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не только что… живота не жалеешь… а все не угодно».

Еремеевна не злилась и не ненавидела Простаковых, она беспрекословно выполняла все их приказы, не обращая внимания на то, что помещица и её сынок Митрофанушка обзывали её «собачьей дочерью», «бестией», «старой ведьмой» и другими обидными для неё прозвищами.

Однако, несмотря на всё это, она очень боялась своей хозяйки, ведь именно Еремеевна несла всю ответственность за Митрофанушку, и если бы с ним что-нибудь случилось, то виновата была бы во всём только она.

Однажды был такой случай, когда Еремеевна, кроме Митрофана подумала и о себе. Это произошло в тот момент, когда Милон оттолкнул её от Софьи, и она воскликнула: «Пропала моя головушка!».

Таким образом, можно сделать вывод, что судьба Еремеевны довольно трагична и тяжела, ведь всю свою жизнь она прислуживала хозяевам-извергам, а они ей и слова доброго не сказали и кроме этого она никогда от них не получит благодарность за свою верность и привязанность.

Вариант 2

Данный персонаж комедии показывает качества, которые холопская жизнь и нежелание развиваться формируют у человека.

Еремеевна – нянька, с младенчества воспитывающая Митрофанушку. Она искренне привязана к недорослю, несмотря на всю его неблагодарность. Она грудью защищает его от Скотинина, готовая вступить в драку, но не дать обидеть своего великовозрастного воспитанника.

Используя образ Еремеевны, автор показывает, как добрые чувства людей превращаются в свою противоположность.

Важно

Ее любовь к воспитаннику, естественная привязанность, вызванная тем, что он рос под ее присмотром, переходит в гиперопеку.

Испытывая к Митрофанушке добрые чувства, она, в той же степени, что и его родители, балует своего воспитанника, способствуя его превращению в бесполезного себе и окружающим члена общества.

Еремеевна продолжает считать Митрофана, взрослого уже по понятиям того времени, ребенком. В этом сказывается и ее природная доброта и консерватизм. Кормилица, также как и ее воспитанник не желает учиться в широком смысле слова.

Еремеевне гораздо комфортнее жить в мире, который не изменяется, так как в таком случае не нужно прилагать усилия, хотя бы, чтобы осмыслить сложившуюся ситуацию.

Няня оказывается не только защитницей недоросля, но и, в некоторой степени, его духовным близнецом.

Терпение кормилицей побоев и унижений также вызвано, в значительной степени, ее нежеланием предпринять что-либо для изменения своего положения. Личностные усилия у Еремеевны вызывают гораздо более сильный стресс, чем привычное повседневное унижение.

Еремеевна продолжает верно служить семье своим хозяевам, несмотря на грубость и побои, которым она постоянно подвергается. Фонвизин делает акцент на этом в сценах, где появляется героиня.

Его, как и многих передовых русских людей возмущала рабская покорность у представителей русского народа.

Совет!

Ее причиной была ограниченность Еремеевны, которая всю жизнь провела в роли прислуги, которой не с чем сравнить.

Раболепие кормилицы сочетается с ее усердием и добросовестностью. Одно с другим неразрывно переплелись. Фонвизин стремится показать, насколько опасна такая безграничная преданность и добросовестность. Еремеевна оказывается замешанной в темные дела своих хозяев. Она помогает похитить Софью. Причем Еремеевна делает это, просто следуя привычке повиноваться всему, что прикажут хозяева.

В данном случае Еремеевна олицетворяет худшие качества, которые видели ряд писателей и публицистов в русском народе — безграничное терпение и готовность повиноваться самым жестоким правителям. Исполняя любые их прихоти, люди, с рабской сущностью еще больше развращают своих повелителей.

Сторонник просвещения, познания и усовершенствования мира, автор произведения резко осуждал лень, вне зависимости от того, вызвана ли она богатой и праздной жизнью или просто привычкой и образом жизни. В духовном раболепии, показанном им в образе Еремеевны, писатель видел благодатную почву для развития пороков, разрушающих и общество, в целом, и жизнь отдельных людей.

Сочинение про Еремеевну

Фонвизин Денис Иванович высмеивал в своей работе «Недоросль» особенности дворянства. С его вечными прислугами, которые задарма трудились, не сгибая своих горбов.

Ему не нравилось, что эта выдуманная интеллигенция обирала людей и жила припеваючи. Поэтому, он создавал персонажей, максимально похожих на эпоху того времени.

Через слабоватые образы людей, он выводил собственную гармонию ненависти к помещичеству.

Еремеевна – старуха неизвестных лет, была кормилицей и няней пятнадцатилетнего лба Митрофанушки. Несмотря на то, что он был уже в приличном возрасте, с ним сюсюкались как с маленьким младенцем, которому вечно нужно потакать.

Няня постоянно бегает за своим «барином» и выполняет все его указания, словно она его личная рабыня. Она безответно привязана к семье Скотининых, что делает её ещё более жалкой.

Когда происходит ситуация, что ей приходится защищать своего хозяина, она грудью бросается на защиту, чтобы никто не имел права причинить ему вред. С одной стороны, это хорошие материнские качества, которые она могла бы использовать на своих детей, но Бог дал ей только право воспитывать чужих. Это лишает её всех адекватных чувств, показывая что она не уважает даже своё достоинство.

Она даже решается на преступление и караулит ночью Софью, чтобы помочь своим хозяевам похитить её. Единственное, что получает Еремеевна в ответ – побои и плохое уважение. Учитывая то, что она второстепенный персонаж – она контрастна и заметно выделяется на фоне других.

Обратите внимание

 Чтобы образ получился ключевым, Денису Ивановичу Фонвизину пришлось обнажить пороки того общества. Образ вышел действительно очень живым, о чем свидетельствуют письма Гоголя, который говорил, что комедия поражает своей реалистичностью и трагичностью происходящих событий, которым место быть в самых удаленных уголках страны.

И в действительности, все второстепенные персонажи были выражены очень ярко, что оживило общее настроение работы. Чтобы работа была наполненной силой реалистичности, были подняты все темы, которые беспокоили общество. Это и наделило комедию своим непередаваемым духом и смелой сатиричностью.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/fonvizin-d-i/obraz-i-harakteristika-eremeevny-v-komedii-nedorosl

Сочинение Еремеевна в произведении Фонвизина Недоросль (характеристика и образ)

Среди главных героев комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» нет той преданной женщины, которая на самом деле заслуживает уважения и достойна занимать первый план в его сценах. Еремеевна – второстепенный герой.

Хотя в силу своих бесценных человеческих качеств, могла бы относиться к главным. Являясь представительницей крепостных крестьян, она подвергается унижению, словесному насилию со стороны жителей дома, будь это госпожа Простакова или ее пятнадцатилетний сын.

На примере этой героини автор сделал акцент на том, как жили люди того сословия в те далекие несправедливые времена.

Слишком много агрессии испытала Еремеевна за сорок лет своей работы в доме, где кормила и нянчилась с Митрофаном – хозяйским сыном. Несмотря на то, что каждое ее действие приносило лишь пользу окружающим, она не знала похвалы. За свою заботу она получала не так много денег, а за терпение – лишь пощечины.

Несмотря на свой возраст, она справлялась с любой работой, которой ее нагружали. Но не жаловалась. Поэтому ее преданность хозяйке переросла в «рабское подобострастие». Женщина является обладательницей лучших положительных качеств в противоположность жителям этого дома. Она всегда была добра и терпелива. Митрофана любила всем сердцем.

Когда ему грозила опасность, она охотно выступала в его защиту. Трудолюбие и терпение удовлетворяло всех вокруг. Но Еремеевна не чувствует взаимности от них, превратившись в раба. Страх, угрозы, паника – то, что наполняет душу няни Митрофана. Безропотно выполняя приказы хозяев, остается прислугой.

На фоне некоторых положительных качеств няни более четко просматриваются отрицательные черты некоторых героев комедии.

Важно

Фонвизин вводит в произведение образ Еремеевны именно такой, какая она есть для того, чтобы показать извращенное влияние существующего крепостного права в то время на человека с истинными человеческими качествами.

Под гнетом человек проявляет раболепство, не в силах противостоять агрессии.

В отчаянии он становится покорным, стирается грань между гордостью и смирением, не испытывает удовлетворения от своего труда, поступков, а становится мучеником.

Автор подчеркивает, что ни Еремеевна, ни подобные ей люди не заслуживают такой тяжелой судьбы, но они не реагируют на унижения и оскорбления: «старая ведьма», «хрычовка», понимают, где находится грань, но не могут противостоять, так как им тяжело выступить против деспотичных хозяев.  

Вариант 2

В пьесе «Недоросль» Фонвизин Д.И. достаточно художественно описал второстепенную героиню. Ереемеевна выступает в роли няньки, матери и кормилицы Митрофана.

По сюжету она выступает крепостной крестьянкой, которая покорна и верна своим хозяевам. Автор в пьесе «Недоросль» ярко описал отношение к Еремеевой.

Несмотря на ее доброту и преданность хозяева не ценили ее (как и всех остальных крепостных). Ей внушали, что она никчемна и должна им быть благодарна всю жизнь.

Еремеевна верой и правдой прослужила в доме Простаковых около сорока лет. За работу хозяева платили ей гроши. Еремеевну часто оскорбляли, унижали и поднимали на нее руку. Но, несмотря на это женщина любила свою работу и маленького Митрофанушку. Она нянчилась с ним с рождения и была для него как мать. Еремеевна оберегала малыша и защищала его. Она совершенно не жалела себя.

Однажды на Митрофанушку хотел наброситься Скотинин (дядя малыша), но женщина встала между ними и не позволила ударить своего подопечного. За такой поступок Еремеевна могла бы поплатиться жизнью. Но Митрофан рос неблагодарным лентяем и относился к своей защитнице плохо и предательски. Мальчик часто жаловался, матери на наню.

Он жаждал наказания для женщины, которая безумно его любила.

Еремеевна была хорошим и добрым человеком, поэтому ее многие жалели. Но помочь они ей не могли, так как были крепостными крестьянами. Хозяева внушили Еремеевне, что она их рабыня и у нее нет чувства собственного достоинства. Поэтому женщина не любила себя, не жалела и не уважала.

Она старалась служить хозяевам, но им все было не так. Женщина не держала зла на Проскуряковых и беспрекословно исполняла все их указы. Хозяева и маленький Митрофанушка часто оскорбляли Еремеевну обидными словами, а она в свою очередь все терпела, молчала и была преданна Простаковым.

Совет!

Фонвизин в своей пьесе «Недоросль» отобразил отношение хозяев к крепостным крестьянам. Из-за такого обращения Еремеевна потеряла себя и свое «Я». Она была безмолвна и жила только ради блага Митрофанушки и его семьи. Она готова была жертвовать собой, но никто этого не ценил.

В пьесе Дениса Ивановича Фонвизина описано как хозяева ломают психику крепостных крестьян. Как они к ним относятся. Простаковы своими ежедневными издевательствами и побоями превратили чуткую и душевную Еремеевну в забитое и напуганное существо.

Так же они научили своего ребенка (маленького Митрофана) к жестокому и бестактному обращению с людьми.

Еремеевна была несчастной женщиной. Она была вынуждена служить в доме, где господствуют изверги и тираны. За верную и преданную работу на протяжении сорока лет она ни разу не услышала похвалы в свой адрес.   

Образ Еремеевны

Еремевная – это героиня комедии Дениса Ивановича Фонвизина Недоросль. Она находиться на второстепенной сюжетной линии. Еремеевна выступает в произведении, как нянька и кормилица Митрофана, то есть всю заботу о нем она взяла на себя.

Сам автор изобразил ее как сильную и верную женщину. Так как она была крепостной и всегда была верна своему хозяину. Также Фонвизин смог хорошо выразить отношение помещиков к своим крепостным.

Они не ценили их и относились к ним как к вещам, которые в любое время можно заменить.

Еремеевна была верна Простаковым целую половину века. За это время она претерпела несколько взлетов и падений. Она изо дня в день выслушивала оскорбление и угрозы в свою сторону. Простаковы платили очень мало. Еремеевна получало каких-то жалких пять рублей и год. Когда родился Митрофан, она все свое время уделяло ему.

Можно сказать, что она заменила ему мать. Не смотря не на, что она старалась всегда давать ему защиту. Когда Скотинин захотел ударить Митрофана, то она защитила его прикрыв своим телом. А Скотинину сказала, что жизни своей не пожалеет ради защиты Митрофанушки.

Читайте также:  Дуэль печорина и грушницкого анализ эпизода сцены сочинение

Но Митрофан некогда не ценил заботу Еремеевны и постоянно жаловался матери, чтобы та ее наказала.

Все крепостные пытались ее утешить и помочь ей, но не в их силах было это сделать. Также у нее была занижена самооценка, и она полностью растеряла чувство собственного достоинства. Сама же Еремеевна некогда не давала себе слабину и всегда была верна своему хозяину.

Обратите внимание

Она некогда не держала зла на Простаковых и без лишних слов выполняла все приказы. И это не смотря на все унижения со стороны Простоковых. Они постоянно обзывали ее собачьей дочерью. Но все-таки они видели в ней того, что не видели в других крепостных, так как именно ей доверили заботу о Митрофанушки.

И вся ответственность лежала только на плечах Еремеевны.

В итоги можно сказать, что жизнь Еремеевны была наполнена трагичными случаями и вся судьба ее была довольно печальна. Она провела всю свою жизнь в поместье Простаковых. За сорок лет службы она не услышала не одного слова благодарности за свои труды. По-моему мнению она заслуживает большего чем просто слова благодарности.

Сочинение 4

Это второстепенный персонаж в данном произведении. Еремеевна приходится не только няней для Митрофана, а также и кормилицей.

Она крепостная женщина крестьянка, преданно служит своим хозяевам Простаковым. Фонвизин в своём творчестве прекрасно даёт понять читателю, что господа не жалели и не ценили свою прислугу.

Они лишь могли сделать подобными покорным рабам, которые ничего могут высказать против хозяев.

Она верою и правдою служит господам уже почти четыре десятка лет. Простаковы её ни во что ни ставили и постоянно оскорбляли и давали пощёчины. Жалованье она получала в размере всего пять рублей за год. Она ухаживала и заботилась о Митрофанушке с самого его момента рождения. Она почти что заменяла ему его родную мать.

Всё время он ходил у неё под присмотром и надёжной защитой. Она не жалела собственной жизни, ради него. Когда Скотинин собирался наброситься на мальчика, няня перегородила ему дорогу и сказала, чтобы он убрался. Иначе она грозила ему выцарапать бельмы. Однако Митрофан относился к няне по-хамски и с безразличием.

Он в любой момент мог пожаловаться на неё собственной матери.

Большая часть прислугу жалела Еремеевну, однако они ничего не могли для неё сделать. Сама же няня себя не собиралась жалеть. Она служила хозяевам с наивысшей долей рабской покорности.

Но несмотря на то, что Митрофан и его мать постоянно злословили и обзывали Еремеевну обидными словами, та никогда не таила на них зла. Она слушала все упрёки и оскорбления и всё равно выполняла требования господ. Но также она боялась хозяйку Простакову.

Ведь няня была в ответе за Митрофана, и если бы с ним что-либо произошло, обвинили бы во всём только кормилицу.

Но был такой момент в произведении, когда Милон оттолкнул Еремеевну от Софьи. Тогда няня крикнула, что её голова пропала. В тот момент кормилица единственный раз пожалела себя.

Из этого можно сделать вывод, что жизнь Еремеевны была очень тяжкой. Она никогда не слышала от Простаковых доброго слова, только одни упрёки.

← Смысл названия комедии Недоросль ← Тема воспитания в комедии Недоросль↑ ФонвизинНад чем меня заставила задуматься комедия Недоросль →

  • Образ и характеристика Платона Михайловича Горича в комедии Горе от ума Грибоедова сочинениеПлатон Михайлович не является главным персонажем в произведении Грибоедова Горе от ума, но все равно в его образ вложено многое. Платон Михайлович представлен товарищем Чацкого и желанным гостем в доме Фамусова.
  • Сочинение Анализ романа Воскресение ТолстогоРоман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок
  • Сочинение Анализ рассказа Весна ТэффиОсновным лейтмотивом произведения является наступление весны, с приходом которого в каждом человеке возникает надежда на осуществление всех его желаний и чувствуется острое желание на проявление нежных, искренних изъявлений.
  • Сочинение на тему Что такое Мечта?Человека без мечты, наверное, просто не существует. Еще с раннего детства мы начинаем мечтать. Кто-то из нас мечтает о новых игрушках, кто-то – стать супергероем или просто героем какого-то мультфильма
  • Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс сочинениеРоман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них — Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/fonvizin/eremeevna-v-proizvedenii-nedorosl

Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»

  Скачать сочинение

    Тарас Скотинин, брат Простаковой,— типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Услыхав о взятии в опеку имения Простаковых, он говорит: «Да этак и до меня -доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку…

Уберусь же я отсюда подобру-поздорову».     Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям. Скотинин — свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден.

Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника — Митрофана.     С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана.

Важно

Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга.

Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер.

У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой.

«Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану.

А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»     И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка.

Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.     Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.     Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он.

В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.     В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

    В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума.

Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика.

Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

34018 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»

Смотрите также по произведению «Недоросль»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00075901184864181247

Характеристика героев «Недоросль» (кратко)

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения.

Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии.

Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне.

Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте.

Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена.

Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником.

Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина.

Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло.

Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание.

Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная.

Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1401-harakteristika-geroev-nedorosl-kratko.html

Образ и Характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера (злой, завистливый, честный, и т.д.) которые не меняются на протяжении всего сюжета вне зависимости от происходящего.

Читайте также:  Сочинение хутор татарский в романе тихий дон шолохова

В пьесе Фонвизина подобная классификация дополнена и имеет четкую структуру, четко выделяются три группы, в каждой из которых по три мужских и одному женскому герою: учителя (Цыфиркин, Вральман, Кутейкин и кормилица Еремеевна), отрицательные (Митрофанушка, Скотинин господин и госпожа Простаковы) и положительные (Стародум, Правдин, Милон и Софья). Говоря о последних, важно отметить Правдина, человека постороннего, который не является частью семьей, не учувствует непосредственно в конфликтах пьесы, однако, играет очень важную роль.

Герой, как и все остальные в произведении, носит «говорящую» фамилию, которая акцентирует внимание на основных, наиболее ярких чертах характера персонажа. Правдин – образовано от слова «правда», т.е.

именно справедливости он придерживается в своих словах и поступках.

Совет!

На эту деталь специально несколько раз с акцентировано внимание в тексте, например, при знакомстве героя с Тарасом Скотининым, который несколько раз переспросил, якобы не расслышав, фамилию.

Он чиновник, служащий в наместничестве (учреждение, которое создала Екатерина Вторая для того, чтобы контролировать выполнение указов в каждой губернии). Своей главной целью, не только силу должности, но и из-за свойственной ему честности и чувства долга, герой считает пресечение жестокости дворян в отношении крепостных крестьян.

Как известно, во время своего правления императрица сильно приблизила сословие дворян к себе, многое им позволяя и закрывая глаза на многие вещи. Поэтому, многие помещики того времени были известны своей жестокостью.

Пример тому – госпожа Простакова, которая держит в ежовых рукавицах не только своих слуг (которых она уже давно обобрала до нитки), но и своих родных.

Правдин разделяет многие идеи, которые высказывает Стародум (именно через него Фонвизин высказывает свои мысли). Оба эти героя являются образованными, начитанными людьми, не приемлющими жестокость, царящую в доме Простаковых. Оба ценят в людях в первую очередь их личные качества, а не чин или материальное положение.

Нельзя сказать, что герой участвует в основном конфликте пьесы – любовном.

Он — не один из претендентов на руку Софье, а также не является тем храбрым «рыцарем», спасшим девушку (эту роль, в традициях романтизма, автор отдает ее возлюбленному – Милону).

Правдин как бы находится немного в стороне, тем не менее играя важную роль в исходе событий. Именно он, как представитель власти, отнимает поместье у Простаковых, тем самым наказывая за их жестокость и невежество.

Характеристика Правдина в комедии Недоросль

Комедия, которая высмеивает всех помещиков и не порядочных чиновников из-за которых страдают простые крестьяне, которые должны терпеть все бесчинства и унижения, но очень скоро всему этому придет конец, так как эту дремучую деревню едет Правдин, а этот парень сможет разобраться даже в самых запутанных делах, так как он очень яростно блюдет букву закона и не позволит издеваться над бедными людьми.

Этот герой, имеет положительный образ в этой камеди, так как в его лице, автор показывает, что не все еще потеряно, так как остались люди, которым не безразлична судьба простых людей, которых все постоянно обманывают и хотят нажиться за их счет.

Все начинается с того, что наш герой отправляется расследовать одно запутанное дело, он ревизор, который должен навести порядок в одном поместье, но сделать это будет очень сложно, так как вся ситуация уже давно вышла из-под контроля и найти концы будет сложно, но он постарается это сделать, так, как только он сможет восстановить правду и справедливость, которая должна обязательно восторжествовать.

Он непреклонен и не берет взяток, так как считает, что это мерзко и не по закону, а этого многие не понимают, так как большинство чиновников и ревизоров, погрязли во лжи и взятках.

Этим образом, автор показывает, что все небезнадежно, и Россию ждет великое будущее, но с одним условием: нужно трудится на ее благо, а не набивать свои собственные карманы.

Именно тогда, все наладится, а такие люди, как Правдин, обязательно помогут усовершенствовать, а самое важное очистить, эту старую, не нужную систему, которая уже, начинает давать сбои.

Обратите внимание

Мастер своего дела, который берется за эту непосильную ношу, но он уверен, что все может получится, так как есть еще люди, которым можно доверять. Правдин, это герой нашего времени, которому выпала очень сложная, но выполнимая миссия.

Образ и Характеристика Правдина в Недоросле

  • Сочинение Дуэль Печорина и ГрушницкогоДействие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.
  • Характеристика и образ Варвары из пьесы Гроза сочинениеВарвара, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой и свояченица Катерины, яркий персонаж второго плана, в пьесе «Гроза». Эта молодая девушка под воздействием постоянных нотаций матери, будучи от природы, правдивой и честной, научилась врать,
  • Характеристика и образ Бэлы в романе Герой нашего времени сочинениеГригорий Печорин безумно влюбился в Беллу, дочь князя. Он выкрал молоденькую девушку у отца и спрятал в крепости. Поспособствовал краже брат черкешенки. Белла была пугливая, как серна. Несколько дней девушка сидела, забившись в угол. Она с ужасом
  • Сочинение на тему Традиции моей семьиВ нашей семье, существует, одна очень давняя традиция, которую придумали насколько мне известно, еще мои брабабушка и брадедушка. Каждое первое воскресенье весны, мы всей семьей, включая даже дальних родственников,
  • Сочинение по рассказу Кавказский пленник Пушкина 5 класс»Кавказский пленник» (поэма Пушкина) произвел на меня очень сильное впечатление. Это очень красивые стихи. И в них трагическая история. Поэтом передана прекрасная природа.
  • Сочинение на тему Здоровый образ жизни 3, 4, 5, 9 класс краткоПолезно делать по утрам утреннюю зарядку, и в течение недели уделять время тренировкам и совершенствованию своего организма. Большую пользу для организма приносит плаванье.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/oraz-i-harakteristika-pravdina-v-komedii-nedorosl

«Недоросль»: анализ произведения Фонвизина, образы героев

Современники Фонвизина высоко ценили «Недоросля», он восхищал их не только своим удивительным языком, ясностью гражданской позиции автора, новаторством формы и содержания.

Особенности жанра

По жанру это произведение — классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования «трех единств» (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа («резонер», «злодей» и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные.

 Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло — а если мы вспомним «Недоросль», то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, «порок наказан», зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым .. Да и с «единством действия» всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не «работают» на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии «Недоросль», речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина «Недоросль» стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от «злонравия», способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.

Система образов

Проведем анализ системы образов комедии «Недоросль», которая, как того и требовала эстетика классицизма, представляет собой два прямо противоположных «лагеря» — положительных и отрицательных героев.

Здесь также можно заметить определенное отступление от канонов, оно проявляется в том, что несет в себе двойственность, их практически невозможно отнести чисто к положительным или чисто к отрицательным героям. Вспомним одного из учителей Митрофанушки — Кутейкина.

С одной стороны, он терпит унижения со стороны госпожи Простаковой и своего ученика, с другой — не прочь, коль подвернется возможность, «урвать свой кусочек», за что и подвергается осмеянию.

Или «мама Митрофана» Еремеевна: её всячески поносит и унижает хозяйка, она покорно терпит, но, забыв себя, бросается на защиту Митрофанушки от дяди, и делает это не только из страха перед наказанием…

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться.

Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку»?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына.

Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана.

Важно

Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых».

Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?».

Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил.

Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё.

Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…

Образ Митрофана

Образ Митрофана создан Фонвизиным также не совсем традиционно. «Недоросль», которому нравится быть «маленьким», который старательно пользуется отношением к себе матери, не так-то прост и глуп, как может показаться на первый взгляд.

Он научился использовать любовь родителей к себе для своей выгоды, он хорошо знает, как добиться своего, он убежден, что имеет право на всё, чего ему хочется.

Совет!

Эгоизм Митрофанушки является движущей силой его поступков, но в герое есть и жестокость (вспомним его реплику о «людях»), и изворотливость (чего стоят его рассуждения о «двери»), и барское презрение к людям, в том числе и к матери, у которой он при случае ищет помощи и защиты. Да и отношение его к образованию столь пренебрежительно только потому, что он не видит реальной пользы от него.

Вероятно, когда он «послужит», он — если это будет выгодно — переменит свое отношение к образованию, потенциально он готов ко всему: «По мне, куда велят». Следовательно, образу Митрофана в комедии «Недоросль» также присущ определённый психологизм, как и образу Простаковой, что является новаторским подходом Фонвизина к созданию отрицательных образов, которые должны были быть только «злодеями».

Положительные образы

В создании положительных образов драматург более традиционен. Каждый из них представляет собой выражение определённой идеи, и в рамках утверждения этой идеи создаётся образ-персонаж.

Практически положительные образы лишены индивидуальных черт, это присущие классицизму образы-идеи; Софья, Милон, Стародум, Правдин — это не живые люди, а выразители «определенного типа сознания», они представляют передовую для своего времени систему взглядов на отношения между супругами, общественное устройство, сущность человеческой личности и человеческое достоинство.

Читайте также:  Образ и характеристика богодула в повести прощание с матерой распутина

Образ Стародума

Во времена Фонвизина особую симпатию у зрителей вызывал образ Стародума в комедии «Недоросль».

Уже в самой «говорящей» фамилии персонажа автор подчёркивал противопоставление «века нынешнего веку минувшему»: в Стародуме видели человека эпохи Петра I, когда «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные» Мысли Стародума о воспитании, о путях, которыми человек может достигать славы и благополучия, о том, каким надлежит быть государю вызывали горячий отклик у значительной части зрителей, которые разделяли передовые убеждения автора комедии, при этом особую симпатию к образу героя вызывало то, что он не просто провозглашал эти передовые идеи – по пьесе выходило, что он собственной жизнью доказал правильность и выигрышность для человека такого поведения. Образ Стародума был тем идейным центром, вокруг которого объединялись положительные герои комедии, выступившие против господства морали Скотининых-Простаковых.

Образ Правдина

Правдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему.

Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: «Тщетно звать врача к больным неисцельно»? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ «идеального чиновника».

Милон и Софья

История любви Милона и Софьи — это типично классицистическая история любви двух благородных героев, каждый из которых отличается высокими нравственными качествами, поэтому их отношения и выглядят так искусственно, хотя, на фоне «скотининского» отношения к той же Софье («Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку») она и в самом деле представляет собой образец высокого чувства нравственных, образованных, достойных молодых людей, противопоставленный «плодовитости» отрицательных героев.

Значение комедии «Недоросль»

Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелым властелином», и комедия «Недоросль», анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя.

В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии «Недоросль» для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/fonvizin_d_i/nedorosl_analiz_proizvedenija_fonvizina_obrazy_geroev/74-1-0-1690

Особенности обрисовки персонажей в комедии «Недоросль» Характеристики Простаковой, Митрофана, Скотинина, Еремеевны Стародум как выразитель авторской позиции в пьесе

Экзамен: Русская литература 18 века

«Недоросль» была написана в 1781 году.В то время в России самой революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая французскими энциклопедистами.

Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием.

Конкретности изображаемой действительности соответствует и Язык произведения (одно из правил классицизма).

Например, Речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник»,»скот»,»воровская харя» — портной Тришка; «бестия», «каналья» — нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой (» век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»).

«Правильный», книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма). Соблюдается в комедии и Правило трех единств.

Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае — решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма завершается.

Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма.

В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых.

Обратите внимание

В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. В отличие от произведений классицизма, где действие развивалосьв соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» — произведение многотемное.

Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев.

В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращенного века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения Отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание «власть имущих», в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнениюсо строго классицистическими произведениями.

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыферкин).

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном.

Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и В создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене.

Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.

«Простакова – движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата).

Позже, когда ее планы рушатся, Простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты Софьи).

«Главная черта в характере Простаковой – безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, — хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына – своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею и т. д.

Важно

Таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. П. А. Вяземский писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…» Фонвизин видит две причины «злонравия» героини.

Первая, внутренняя, причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, — указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына.

Ее крах – это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

Митрофанушка – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями). «Митрофан груб и жесток.

Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. «Митрофан остановился в своем развитии.

О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

«В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб.

Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»).

Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов.

Совет!

Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

«Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным.

Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Тарас Скотинин– дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума.

Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия.

Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».

Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

«В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана.

Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.

«Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница – жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества».

Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен.

Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность.

Обратите внимание

Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана.

Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е.

жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»

«И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.

Источник: http://www.testsoch.info/osobennosti-obrisovki-personazhej-v-komedii-nedorosl-xarakteristiki-prostakovoj-mitrofana-skotinina-eremeevny-starodum-kak-vyrazitel-avtorskoj-pozicii-v-pese/

Ссылка на основную публикацию