Сочинение по картине сурикова утро стрелецкой казни описание

Сочинение по картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Подготовка к сочинению по картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Цель урока:

  • подготовить учащихся к сочинению по картине, соединяющему описание с элементами повествования и рассуждения;
  • обогатить учащихся необходимыми для работы с исторической картиной фоновыми знаниями;
  • обогатить словарный запас: узнать значения устаревших слов, которые необходимы для понимания и описания исторической картины;
  • способствовать формированию языкового и художественного вкуса учащихся.

Оборудование:

  • портрет В.И.Сурикова;
  • выставка репродукций картин художника; показ репродукций картин через проектор;
  • раздаточный материал с текстами.

Словарь:

Стрельцыв Русском государстве XVI- начале XVIII веков служилые люди, составлявшие постоянное войско. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Войско было упразднено Петром I.

Непоколебимый – стойкий, надёжный, такой, кого нельзя поколебать.

Регент – правитель, заменяющий монарха.

Летник – старинная летняя женская одежда с длинными широкими рукавами.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни». Некоторые картины этого автора вам, вероятно, знакомы. (Показ репродукций картин через проектор).

— К какому жанру живописи относятся эти картины? (Их можно отнести к историческому).

— Действительно, каждая из этих картин относится к жанру исторической живописи, мастером которых являлся В.И.Суриков.

— Давайте прочитаем небольшой отрывок, посвящённый этому художнику.

Василий Иванович Суриков был выходцем из старинного казачьего рода, предки которого в XVI веке пришли с Ермаком «воевать Сибирь», в XVII веке бунтовали против московских воевод во время знаменитого красноярского бунта.

Художник провел детство и юность в суровом Красноярском крае, среди людей, не знавших крепостничества, в среде, где сохранилось еще множество остатков старины. Рано лишившись отца, Вася Суриков становится кормильцем семьи – матери и старшего брата.

Работая канцелярским писцом, он, однако, не бросает занятий искусством, учится иконописи у своего дяди, исполняет заказы местного купечества. Крупный золотопромышленник Кузнецов оказывает ему материальную помощь, и Суриков принимает решение ехать учиться в Академию художеств.

Обратите внимание

Суриков успешно окончил Академию художеств, и ему предложили почетную работу – выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность.

Возможно, именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу Сурикова как будущего исторического живописца. Как писал художник и историк искусства А.Н. Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно.

Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой мистической способностью, могут перенестись в прошлое, разглядеть в его тусклых сумерках минувшую жизнь…».

— Вот и мы с вами попробуем на уроке перенестись мысленно в далёкое прошлое, совершим путешествие во времени, попробуем понять и почувствовать то, чем жили наши предки. А основным нашим путеводителем будет картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

II. Историческая справка.

Итак, представьте себе: смутный беспощадный XVII век. Первые реформы Петра I, первые нанесённые им удары национальным обычаям создали ему множество врагов. Старая Россия протестовала против насильственных действий смелого преобразователя. Внутри государства – глухое и ожесточённое сопротивление. Стрелецкий бунт, мятеж в Астрахани, восстание казаков – только эпизоды великой борьбы.

Стрелецкое войско (обращение к словарю) было учреждено Иваном Грозным в 1550 году, оно было задумано как царская армия, состоящая на государственном жаловании.

При царе Алексее Михайловиче пользовались большими льготами, теперь же царские реформы во многом стеснили экономические и политические интересы стрельцов. Они болезненно переживали утрату своих привилегий.

К тому же служба при новом царе стала гораздо тяжелее.

Мятеж начался после того, как правительство во главе с князем Ромодановским решило отправить 4 стрелецких полка на охрану польской границы, то есть оторвать от семей, от ремёсел. Стрельцов поддержала царевна Софья, которая была регентом (обращение к словарю) до достижения Петром совершеннолетия, и имела свои интересы. (Пётр находился в Вене).

В отсутствие Петра она отдаёт приказ идти на Москву и уничтожить дворян. Стрельцы двинулись на Москву, собираясь вновь передать власть Софье. На реке Истре мятежников встретили войска регулярной армии под предводительством генерала Гордона и Шеина. Стрельцы, не имевшие единого руководства, были разгромлены.

56 стрельцов были казнены немедленно, бежавшие объявлены в розыск.

Важно

Пётр, вернувшись из Вены, нашёл, что генералы и дума поступили очень мягко со стрельцами. Расправа Петра отличалась исключительной жестокостью.

30 октября явилась на Красную площадь первая партия преступников в числе 230, с зажжёнными свечами, за ними бежали их жёны и дети с громкими причитаниями. По прочтении приговора их повесили, некоторым были отрублены головы, «головы пяти мятежникам были отрублены благороднейшею в России рукою». Казни продолжались ещё 7 дней, казнены 1200 человек.

— Итак, мы с вами узнали некоторые факты из жизни и творчества В.И.Сурикова, написавшего картину «Утро стрелецкой казни», узнали об исторических событиях далёкого XVII века. Давайте теперь внимательно рассмотрим картину.

III. Беседа по картине. Собирание рабочих материалов.

— Где происходит действие? Когда?

— Дождливая поздняя осень. Светает. Сумрачный пейзаж картины передаёт тревожное ожидание наступающей трагедии.

— Можно сказать какие краски преобладают? (Нет. Пестрота толпы по замыслу Сурикова должна показать эмоциональное состояние людей.) Последние минуты перед казнью очень ценны для художника.

— Почему? (В них с особой силой раскрываются характеры, мысли, переживания ожидающих казни, их близких)

— В картине нет единого центра, она состоит из нескольких композиционных «узлов», взаимодействующих друг с другом. (Работа в группах над лексикой.)

— Рассмотрев картину, мы с вами увидели живых людей, угадали их чувства, настроения, увидели их боль. Как мастерски сумел Суриков передать мгновение прошлой жизни! Недаром, говоря о нём, известный критик Стасов В.В. писал: «…Суриков – просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало…»

План сочинения

  1. В.И.Суриков – мастер исторического жанра.

  2. Описание персонажей картины:

  1. Непокорный рыжий стрелец;

  2. Стрелец, уводимый на казнь;

  3. Пётр I.

  1. Какие чувства вызывает картина у зрителя?

  1. Работа над текстом сочинения.

— Как вы будете строить вступление?

Можно начать так: В.И.Суриков – мастер исторического жанра… На своих полотнах он отразил многие события русской истории. Самые известные: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком».

Картина «Утро стрелецкой казни» связана с трагическими страницами в истории России.

— О чём будете писать в основной части сочинения?

— О чём будете рассуждать в заключении?

Полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далёкого прошлого. Она заставляет задуматься над сложными вопросами: о людях, которые жертвовали собой ради идеи, о мужестве, о тех чертах, которые свойственны русскому человеку.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/sochinieniie-po-kartinie-v-i-surikova-utro-strielietskoi-kazni

Картина «Утро стрелецкой казни». Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Искусство и развлечения 26 января 2015

Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Что изображено здесь? Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого.

Российскому зрителю, вероятно, известен эпизод из отечественной истории, когда московские стрелецкие полки, пользуясь пребыванием государя за границей, восстали. Но что толкнуло их к этому бунту? И что хотел сказать художник своей картиной? Ведь, несмотря на мрачное название, на картине не видно ни одного повешенного или обезглавленного.

Попытаемся разобраться в этом.

Официальная версия событий

Сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, заточенная в Новодевичьем монастыре, не покидала надежд воссесть на царском троне России. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.

Она призвала стрельцов прийти к ней на помощь и защитить Россию от нашествия иноверцев (то есть европейских управленцев, которых царь пригласил из Германии и Голландии). На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года.

В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства — сосланного В. В. Голицына. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.

Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек.

Утро стрелецкой казни: история

На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г.). Царь инициировал и возглавил повторное следствие.

Настоящее утро стрелецкой казни, описание которой дают шокированные дипломаты того времени, состоялось 10 октября. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Пятерым из них царь лично отрубил голову.

Совет

Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.

Читайте также:  Образ и характеристика чацкого в комедии горе от ума 9 класс с цитатами

Тех 500 стрельцов, которые были слишком юны, царь освободил от смертной казни, однако им обрезали ноздри, уши, поставили клеймо и отправили в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале.

Видео по теме

История написания полотна

Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве? Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г.

Почему художник обратился к теме русской истории? Вероятно, сказалось пребывание в древней Москве, куда он переехал после окончания Петербургской Академии художеств. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Он даже нарисовал эскизы. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.

Поэтому Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Он тут же приобрел ее.

А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».

Композиция

Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Художник прибег к интересному приему в построении композиции.

Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. На картине уместились сразу Кремлевская башня со стеной, храм Василия Блаженного и Лобное место. Таким образом, всего несколько десятков персонажей создают ощущение огромной толпы, символизирующей русский народ.

Обратите внимание

Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий.

Царь понимает, что он не властен над гордым духом народа, и его месть остается неутоленной.

Колористика

Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Раннее осеннее утро после дождливой ночи, когда над площадью еще висит туман, служит серым фоном, на котором тем явственнее проступают белые рубахи осужденных стрельцов и огоньки свечей в их руках. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами.

Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Красный платочек маленькой девочки и золототканый кафтан стрелецкой жены переводят взгляд зрителя на скорбящий народ.

Символика

В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Во-первых, это число «7». Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души).

Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.

Строгая кремлевская башня соответствует фигуре царя Петра Первого, тогда как яркие, пестрые главы церкви символизируют чаяния православного русского народа, выразителем идей которого и выступали казнимые стрельцы.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/129113/

Утро стрелецкой казни

Живопись русских художников
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». Холст, масло, размер полотна 218 × 379 см. Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А.

Волошину, смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру – картине «Утро стрелецкой казни».

Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости.

Поэтому, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» – из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера.

О личных впечатлениях Суриков писал: «Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего, почувствовал я себя здесь уютнее, чем в Петербурге. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой.

И, как забытые сны, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, что видел в детстве, а затем и в юности, стали припоминаться типы, костюмы, и потянуло ко всему этому, как к чему-то родному и несказанно дорогому. Но больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями.

Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое. Как только начинало темнеть, я… отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души…

Важно

И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».

За годы работы над полотном «Утро стрелецкой казни» в жизни Сурикова произошли огромные перемены. Он успел жениться, в семье родились две дочери – Ольга и Елена. Его супруга Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову.

Познакомились они еще в Петербурге в костеле Святой Екатерины на Невском проспекте, куда приходили слушать органную музыку.

Работая над росписями в храме Христа Спасителя, Василий Иванович часто приезжал в столицу, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, владельцу небольшого предприятия по торговле бумагой. Художника не увлекла работа в храме, он мечтал поскорее ее закончить, стать материально независимым и жениться.

Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков боялся реакции матери на известие о своей женитьбе на француженке и не сообщил родным в Красноярск о свадьбе.

Молодые поселились в Москве. Живописец с головой ушел в работу над картиной «Утро стрелецкой казни». Он был наконец свободен от материальных забот, бытовые хлопоты взяла на себя супруга. Впрочем, в быту Василий Иванович всегда был непритязателен и прост.

В течение нескольких лет Суриков не писал ничего постороннего. Захватившая идея картины полностью заполнила все его мысли. Когда-то давно ему запал в память один образ, поразивший, как трагическая аллегория: зажженная днем свеча – печальный символ похорон и смерти.

Он много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой расправы над стрельцами. Тусклый в сизом воздухе хмурого утра огонек свечи в еще живои руке ассоциировался с казнью.

Совет

Архитектурное окружение Лобного места возле Кремля подсказало основу многофигурной композиции, а образы стрельцов и множество свечей стали ее ключевыми составляющими.

Удивительная картина насквозь пронизана символами. Потухшая свеча – это погасшая жизнь. Безутешная женщина на первом плане прижимает к голове погасшую свечу уже казненного стрельца. Рядом с ней брошена в грязь едва тлеющая свеча того, кого сейчас уводят на казнь. Солдат в центре уже отобрал смертную свечу у седого бородача и задувает ее. Остальные свечи еще горят ровно и ярко.

Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого солдата.

Его руки связаны, ноги закованы в колодки, но пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом Петра.

Иностранцы, изображенные справа, пока спокойно наблюдают за происходящим, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача.

Петр лично отрубил головы топором пятерым мятежникам и одному священнослужителю, благословившему бунт, и казнил более восьмидесяти стрельцов мечом. Царь также заставлял участвовать в жестокой расправе своих бояр, которые не умели обращаться с топором и причиняли своими действиями невыносимые муки приговоренным. Обо всем этом Суриков читал в дневнике секретаря австрийского посольства Корба, очевидца событий.

Но в самой картине отсутствуют кровавые сцены: художник хотел передать величие последних минут, а не саму казнь. Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, возвышающегося над тоетой осужденных стрельцов и их семьями, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро.

Очень важна архитектурная конструкция полотна Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены.

Обратите внимание

Художник умышленно придвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы.

Читайте также:  Сочинение мастерство бунина в рассказе темные аллеи

Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный купол храма Покрова Богородицы словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Остальные десять куполов соответствуют десяти изображенным смертным свечам.

Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией.

Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику.

Но если через расположенную на полотне выше других свечу в руках стоящего стрельца провести прямую, направленную вниз – к той, что догорает в грязи, то эта линия тоже соединит три пламени, проходя через задуваемый солдатом огонек.

Таким образом отчетливо проявляется строгий крест, словно придавивший толпу обреченных бунтовщиков.

Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам. Ее по строгому перпендикуляру пересекает прямая, проведенная между верхней свечой и погасшей. Всего же на картане три правильных креста. Третий образуется пересечением «линии воли и противостояния» (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца.

Всему творчеству Сурикова свойственна удивительная забота о тех, кто придет смотреть на его картины: «Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было…», – говорил он о своих «Стрельцах». Несмотря на ужас передаваемого исторического события, художник постарался изобразить трагедию человеческих судеб максимально сдержанно.

Никакой внешней вычурной эффектности и театральности, никаких занесенных топоров, воздетых к небу рук, окровавленных одежд, висельников и отрубленных голов. Только глубокий драматизм всенародного горя.

От этой картины не хочется с содроганием отвернуться, наоборот рассматривая ее, все больше погружаешься в детали, сопереживаешь ее героям, остро понимая жестокость того времени.

Важно

Полотно «Утро стрелецкой казни» экспонировалось на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. Еще до ее открытия Илья Репин писал Павлу Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.

Все в один голос выказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке… Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена…

Какая перспектива, как далеко ушел Петр! Могучая картина!» Третьяков сразу же приобрел это гениальное историческое произведение для своей коллекции, заплатив мастеру восемь тысяч рублей.

Но 1 марта 1881 было отмечено еще одним событием, составившим мистический противовес теме расправы над бунтарями. В день начала выставки, на которой центральное место занимала картина, изображающая казнь стрельцов царем Петром I, народовольцы совершили террористический акт, расправившись с императором Александром II.
Далее →

HD Video 1280x720px — https://youtu.be/QzF314AUacY

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_utro_strelezkoy_kasni.html

Картина Сурикова В. «Утро стрелецкой казни»

Картина Сурикова В. «Утро стрелецкой казни»

Художника В. Сурикова всегда увлекали грандиозные сюжеты, в которых  воплощался бы дух эпохи, которые  давали бы простор воображению и  в то же время предоставляли бы простор для широких художественных обобщений. И еще его всегда интересовали народные судьбы на широких перекрестках истории.

Заслуженно прославленный  как величайший художник, Василий  Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных среди  русских художников. Более того, во всем мире трудно назвать другого  живописца, который бы так глубоко  проник в прошлое своего народа и  так волнующе воссоздал его в  живых художественных образах.

Когда Петр I в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами  стрельцы подняли бунт. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Потом  последовали беспощадные казни  в октябре 1698 года в селе Преображенском, после которых стрелецкое войско мало-помалу было уничтожено.

Иногда В. Суриков отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения  его замысла.

Он переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Красную площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась.

Событие у  Лобного места на фоне древнего собора Василия Блаженного и стен Кремля, по его замыслу, приобретало большую  историческую убедительность.

История создания картины  «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в  Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Здесь  он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.

И потом  через все годы учения в Академии художеств пронес он этот заветный замысел, чтобы в 1878 году приступить к его воплощению. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В.

Совет

Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Фигуры здесь едва намечены, еще условны, однако на нем уже были сделаны те главные опорные точки, на которых держится композиция картины в ее окончательном виде.

Композиция расчленяется на две части: слева — стрельцы, справа — Петр и его приближенные, а над всем этим возвышаются купола храма Василия Блаженного.

Художник черпал вдохновение  не только в действительности. Он очень  подробно изучал исторические источники. Однако это послужило Василию  Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла.

Обращался  он с историческими источниками  вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В.

Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы, и было это уже в феврале 1699 года. Имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет, изменил и по-своему осмыслил многие подробности.

А самое главное — он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. В. Суриков сознательно отказался от зрелища бойни, того грубого эффекта, который мог бы заслонить истинной смысл этой трагедии.

В тусклом свете серенького утра темнеет силуэт храма Василия  Блаженного. Справа — кремлевские стены, около которых, охраняемая солдатами, идет дорога к виднеющимся невдалеке  виселицам.

Петр Великий — верхом на коне, неумолимый и твердый в своем  решении. Но его фигура отодвинута В. Суриковым в глубину картины, а весь передний план ее занимает народная толпа, стеснившаяся возле Лобного  места и телег со связанными стрельцами.

Где только было возможно, художник стремился найти для своей  картины живые прообразы героев. При этом его, конечно, волновало  не только внешнее сходство живой  модели с действующим лицом картины, но и внутреннее.

Одна из главных  фигур произведения — страстный, неукротимый  рыжебородый стрелец, который через  всю картину устремляет яростный взгляд на Петра. На картине этот рыжебородый  стрелец как бы концентрирует  на себе возмущение и непокорность всей массы, которые у других проявляются  более сдержанно и скрыто.

Он стоит  на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние  минуты. Он не обращает внимания на свою плачущую жену, он весь поглощен молчаливым вызовом, который бросает царю Петру.

Обратите внимание

Крепко зажатая, как нож, свеча в  его руке бросает красноватые  отблески на смуглое лицо с огромными  горящими глазами, хищным носом и  широко вырезанными ноздрями. За ним  в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову его жена.

На первом плане — мать стрельца: слезы высохли  на ее глазах, только страдальчески  надломлены брови. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель  сразу видит, что он не покорен. Неукротимая  ярость и гнев пылают в лице рыжебородого, он как будто забыл о близкой смерти и хоть сейчас снова готов броситься в схватку.

Крепко держит свечу и  чернобородый стрелец. В его смуглом  лице ясно читается уверенность в  правоте своего дела. В ожидании смерти он не замечает рыданий жены, побледневшей от слез: его гневный  взгляд исподлобья тоже брошен вправо.

Величавая торжественность  последних минут перед смертью  видна и в посеревшем от пыток  лице седого стрельца. В беспредельном  отчаянии припала к нему дочь, на русую растрепавшуюся голову которой  тяжело легла узловатая рука старика.

Напряженному накалу страстей в левой части картины противопоставлены  спокойствие и равнодушие в правой ее части. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.

Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой.

Его нисколько не волнуют ни яркие пятна рубах смертников, ни сами трагические события, происходящие на площади…

Василий Иванович Суриков  был историческим живописцем по самой  сущности своего таланта. История для  него была чем-то родным, близким и  лично пережитым.

Важно

В своих картинах он не судит и не выносит приговор, а как бы зовет зрителя пережить события прошлого, подумать о судьбах  человеческих и судьбах народных.

«Вот как бывает сурова и подчас жестока действительность, — говорит нам художник, — смотрите же и рассудите сами, кто здесь виноват, кто прав».

Источник: http://yaneuch.ru/cat_07/kartina-surikova-v-utro-streleckoj/366784.2573931.page1.html

Картины Василия Сурикова. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни и другие произведения

Василий Суриков — непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая позволяет зрителю окунуться в происходящее на картине. Разбираемся вместе с Анной Поповой, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинах.

Петр I

Василий Суриков. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872. Государственный Русский музей

Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен.

Первым таким опытом стало создание серии рисунков для Политехнической выставки, приуроченной к 100-летию императора.

Один из них посвящен событиям русско-шведской войны, а именно — взятию Шлиссельбургской крепости, или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы.

В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Тогда Петр I разработал план: он отправился в Архангельск — как все должны были думать, чтобы отразить возможную атаку неприятеля. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу.

Читайте также:  О чём заставляет задуматься рассказ лапти бунина 7 класс

От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Корабли, боеприпасы, вооружение — на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).

Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I.

Суриков создал не парадный портрет, а скорее документальную иллюстрацию, на которой царь трудится наравне со своими подданными. Чтобы подчеркнуть величие императора, художник изобразил огромный камень на дальнем плане: он похож на кусок скалы, на которой стоит Медный всадник в Петербурге.

Стрельцы

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью.

Бунтовщики направились к Москве, однако до города так и не дошли: их разбили в 40 верстах у Ново-Иерусалимского монастыря. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы.

Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Дознание шло девять лет. Даже те полки, которые не участвовали в перевороте, были расформированы, стрельцов перевели в посадские.

Они должны были поселиться в других городах, платить подати и выполнять различные повинности.

На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Напротив толпы бунтовщиков — разгневанный Петр I.

Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь — и новый мир, который строил царь. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля.

Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.

Ксения Годунова

Василий Суриков. Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича. 1881. Государственная Третьяковская галерея

Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.

Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие.

Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Едва не был заключен брак с Иоганном Шлезвиг-Гольштейнским: он согласился на все условия, понравился как невесте и Борису Годунову. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.

Совет

Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV.

После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но Смута добралась и туда. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения.

Василий Суриков изобразил Ксению Годунову у портрета жениха: она печально склонилась над изображением, а стоящие рядом придворные стараются разглядеть, каков же был заморский принц. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.

Князь Александр Меншиков

Василий Суриков. Меншиков в Березове. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Нередко образы будущих картин Сурикову навевали случайные мизансцены. Так было и с картиной «Меншиков в Березове». «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской.

Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков…

сразу все пришло — всю композицию целиком увидел» — так запомнил и записал рассказ Сурикова поэт и художник Максимилиан Волошин.

Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку.

«Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Кажется, встань Меншиков с кресла — и ему не поместиться в этом новом жилье: слишком он велик.

Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник, и младшая Александра, читающая Евангелие.

Ни князь, ни Мария так и не вернутся в Петербург: отец умрет от апоплексического удара через два года после высылки, другая — спустя еще год — от оспы.

Боярыня Морозова

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея

Масштабное полотно создано на сюжет из трагического периода российской истории — церковного раскола XVII столетия.

Некоторые критики называли его слишком «шумным» и сравнивали с варварски пестрым персидским ковром. Однако большинство с восторгом приняло эту композиционно сложную, насыщенную картину.

Художник Александр Бенуа отмечал, что работа Сурикова подобна «музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь».

Обратите внимание

Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.

Царь Алексей Михайлович знал о ее взглядах и пытался переубедить боярыню, однако та оставалась крепка в своей вере. Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. Вскоре ее арестовали и отправили вместе с сестрой сначала в Чудов, а затем Псково-Печерский монастырь.

Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.

До Сурикова к этому сюжету обращался Александр Литовченко, но именно полотно 1887 года стало самым известным и масштабным. Художник изобразил момент, когда Морозову привозят в Чудов монастырь.

Сидя в розвальнях, она вздымает вверх руку в двоеперстии. Неотрывно смотрят на нее толпящиеся вокруг люди.

Закутанная в черную шубу бледнолицая фигура в центре картины обладает почти гипнотическим воздействием.

Ермак

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895. Государственный Русский музей

«Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Его интерес к этой теме был не случаен.

Уроженец Красноярска, он происходил из семьи казаков, чьи предки пришли в Сибирь с Ермаком. В 1891 году художник отправился в поездку, во время которой изучал быт и привычки местных народов. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.

А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.

На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества.

Ермак с 1579 года служил купцам Строгановым, охраняя их владения от сибирских татар, а затем возглавил поход через Уральские горы. Несмотря на то что силы Кучума значительно превосходили его собственные, Ермак разбил ханское войско и занял столицу ханства — Кашлык.

Важно

Отправив посла к Ивану Грозному с просьбой принять Сибирь под его правление, атаман был щедро награжден.

Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Исход битвы предрешен.

«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.

Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.

Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. «Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков.

Композиционно картина построена таким образом, что зритель словно наблюдает битву глазами казаков. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей.

Источник: https://www.culture.ru/materials/166406/letopis-zemli-russkoi-sem-istoricheskikh-figur-v-kartinakh-vasiliya-surikova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector