О чём заставляет задуматься рассказ лапти бунина 7 класс

Сочинение: Рассказ Бунина «Лапти» (мини-рецензия)

В творчестве каждого великого писателя найдется хотя бы несколько произведений, посвященных детям, или о детях. Иван Андреевич Бунин не исключение. Его всегда волновали вопросы: откуда в человеке возникают те или иные качества, как они воспитываются.

Он никогда ничему не учил в своих произведениях. Подобно Чехову, он лишь приоткрывал завесу над тайной человеческой личности.

«…Бунина надо читать, читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказывать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью…» – так писал о Бунине Константин Паустовский.

Рассказ Бунина «Лапти» повествует о человеческой доброте, готовности помочь другим даже ценой собственной жизни. Маленький мальчик тяжело болен. Что может быть хуже для несчастной матери? Ребенок страдает, а доктора рядом нет.

Обратите внимание

На улице метет вьюга, поэтому везти мальчика в больницу не представляется возможным. Мать плачет от своей беспомощности и страха за жизнь ребенка. В бреду малыш просит красные лапти. Зачем они нужны ему, непонятно. Но мужик Нефед говорит: «Значит, надо добывать.

Значит, душа желает. Надо добывать».

Чтобы добыть красные лапти, нужно очень далеко идти по морозу и метели. Нефед не испугался трудностей и отправился в путь. Он замерз в дороге, но все-таки добыл лапти и пузырек с фуксином, чтобы их выкрасить. Поступок Нефеда заслуживает самого глубокого уважения. Больной мальчик не был его родственником, это был господский сын. Казалось бы, какое дело простому мужику до чужих детей?

Но Нефед рассудил иначе. Примечательна его фраза о том, что душа ребенка желает красные лапти. Быть может, именно этот предмет поможет мальчику выздороветь.

А если и нет, то разве можно отказать заболевшему ребенку в такой малости! «А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море».

Человеческое участие, забота о других толкают Нефеда в путь. Разве не боялся он замерзнуть в лесу? Скорее всего, Нефед в тот момент просто не думал об этом. Ему было необходимо купить лапти и фуксин, чтобы порадовать больного мальчика.

Вся семья переживает за Нефеда, с нетерпением ждет его возвращения. «Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

Иногда один-единственный поступок способен раскрыть истинные качества человека. Нефед – удивительная личность. Он способен забыть об опасности, которая грозит ему самому, ради того чтобы помочь ближнему.

К нему никто не обращается с просьбой, он по доброй воле рискует своей жизнью. Возможно, люди, живущие с ним рядом, даже не подозревали о душевном богатстве, которым обладал этот простой мужик.

Он груб и не образован, но его до глубины души ранит чужая боль.

Важно

Очень жаль, что подобных людей можно встретить очень редко. Такие люди совершенно не думают о себе, и порой их очень трудно понять. Нефед своей смертью спас мужиков, которые заблудились.

«Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках.

Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек… Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье». А за пазухой у погибшего Нефеда нашли и новые детские лапоточки, и пузырек с фуксином.

Смерть Нефеда не была бессмысленной. Он оставил о себе память. И все окружающие наверняка запомнят поступок мужика, который решил во что бы то ни стало исполнить просьбу больного мальчика.

В рассказе автор ни словом не обмолвился о том, выздоровел ли ребенок. Остается надеяться, что малышу стало лучше, когда он получил красные лапти, о которых так долго просил мать. Этот рассказ вызывает у читателя грусть и одновременно восхищение мужественным, благородным и добрым человеком.



Источник: http://vsekratko.ru/sochinenie/new/sochinenie_rasskaz_bunina_lapti_mini-retsenziya.html

Искупительная жертва в рассказе И.А.Бунина “Лапти”

Сочинения › Бунин И.А. › Лапти

Готовые Домашние Задания

Художественное своеобразие рассказа.

В рассказе «Лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта история.

Стихия жизни, её многообразие сравнивается со стихией природы и неизвестностью завтрашнего дня. Именно поэтому тема гуманизма, человеческого отношения к судьбам людей является главной в этом произведении.

Только любовь к ближнему ведет героя рассказа сквозь вьюгу навстречу трагическому финалу.

Для меня главный герой представляется добродушным человеком. Сострадание, взаимопонимание , самопожертвование и , конечно, смелость являются основными чертами его характера . Он отважный человек, которому небезразлично состояние мальчика.

Нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает», а противиться желанию души ребенка он не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. О том, что твориться на улице дают представление такие фразы , как «непроглядная вьюга»; «такая страсть»; «белое, куда-то бешено несущееся степное море, бездна снежного урагана и мрака».

Слышен «гул и грохот вьюги», а от ощущения леденящего ветра так, что «весь дом гудел», можно не только увидеть, но и услышать и почувствовать страшную картину происходящего.

Холод улицы противопоставляется в рассказе жару, огню, пылающему в теле ребенка. Для ребенка красные лапти – желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, его последняя просьба.

Совет

Красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, показывается как противопоставление бледному сумраку и мрачной ночи.

Эта же цветовая гамма отразилась и в видениях бредившего ребёнка: “Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями”.

Трагичности событиям добавляет стиль автора. Начало рассказа предвещает ожидание чего-то страшного в конце. Однотонность и обыденность повествования показывают стихию природы беспросветной, обстоятельства ещё более безвыходными, а смерть Нефеда ещё более мрачной. Автор создаёт впечатление замкнутого круга и безысходности.

Тем не менее финал рассказа открытый: остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед. Такое завершение заставляет еще раз задуматься о поступке главного героя.

Нефед, не думая о себе, решает выполнить, возможно, последнюю, волю тяжелобольного мальчика, и в этот момент для него нет ничего важнее. Бескорыстность поступка Нефеда очевидна.

Уже не зная того, он спасает отчаявшихся новосельских мужиков, ведь именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу.

Наблюдая за противостоянием людей и сил природы , мне кажется, что смерть Нефеда – та искупительная жертва, ценой которой спасаются люди и , скорее всего, возвращается к жизни ребёнок , ведь за смертью непременно идёт жизнь.

Источник: http://1soch.ru/bunin-ia/lapti/iskupitelnaya-jertva-v-rasskaze-i-a-bunina-lapti

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти»

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

Читайте также:  Сочинение анализ поэмы ахматовой реквием

У рассказа “Лапти”, как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев – Нефёд из рассказа “Лапти”.

 
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий.

Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.

 
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века.

Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Обратите внимание

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности.

 Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Его не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка.

Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.

Повествование ведётся от лица автора, но автор здесь не сторонний наблюдатель, он остро переживает всё происходящее, что создаёт ощущение того, что это не просто рассказ, а авторские воспоминания.

Источник: http://zojaburluzkaja.blogspot.com/2013/11/blog-post_3382.html

И.Бунин «Лапти» Нравственный смысл рассказа (7 класс литература)

И.Бунин «Лапти»

Нравственный смысл рассказа

(7 класс литература)

Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить.

И.Бунин

Цели урока:
Обучающие.

– через создание словаря исследовать культурные знаки современной русской литературы;

– формировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.

Развивающие.

– развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова;

– развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

– формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.

Воспитательные.

– воспитывать толерантность, умение работать в группе;

– бережное отношение к традициям русского народа, его культуре;

– воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти». Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ, выделим ключевые слова и начнем работу по составлению лингвокультурологического словаря к этому тексту, а закончите работу дома.

Дома вы прочитали рассказ И.Бунина «Лапти».

3. Работа по анализу текста. Вопросы по тексту:
Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?
Ответы учащихся:

– Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.- Потому что мальчик бредил красными лаптями.

– Мальчик был тяжело болен и просил лапти).

– Где мог видеть лапти сын барина?
Ответы учащихся: – Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.
Учитель: Назовите главных героев рассказа?

Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.

-Учитель: В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
Ответ: зимой. “Пятый день несло непроглядной вьюгой…”.
Учитель: Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?

Ученики: Отец в отъезде, а на улице вьюга.

Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».

Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

Ученики: зипун, обыденкой, отвал, кнут.

Учитель: Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

Обыденкой – одним днем.

Отвал – возвышение за кроватью.

Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.

Кнут – большая плеть.

Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

Учитель: Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

Ученики: Федор.

Учитель: Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Ученики. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

Учитель. Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Ученики: Догадывался.

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.

Учитель: Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
Ученики. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

Учитель: Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем?
Ученики:Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.
Учитель.

Важно

Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока?
Ученики: Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – помогать другим, жертвуя своей жизнью.

употребляется это слово в тексте?

Ученики: лапти – это мечта для ребенка, надежда на спасение сына для матери, символ жизни для новосельских мужиков, связь между ребенком и Нефедом.

Учитель: Составьте кластер со словом «лапти». Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?

Итог урока

Домашнее задание

Источник: https://multiurok.ru/files/i-bunin-lapti-nravstviennyi-smysl-rasskaza-7-klass.html

Разработка конспекта урока литературы в 7 классе по рассказу И.А.Бунина “Лапти” “Смерть ради жизни”

«Смерть ради жизни»

Читайте также:  Сочинение на тему никто не забыт, ничто не забыто

Урок по рассказу И. А. Бунина «Лапти»

План-конспект урока по литературе в 7 классе

Тип урока: ОНЗ

Основной метод: технология продуктивного чтения.

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  1. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

  2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  3.  Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 

Ход урока

I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

  • Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  – Кто он может быть по профессии? (Писатель).

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений И.Бунина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

Давайте прочитаем, как И.Бунин назвал своё произведение?.

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

– Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? 

Учитель ставит задачу провести диалог с автором через текст и соотнести свою интерпретацию с авторским видением

.

Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя.

ЛАПТИ

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.

-Почему автор обращает внимание на погодные условия?

И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходив­шая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,—от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

-Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

– Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

-Почему мать одна переживает за сына?

-Чем можно помочь сыну?

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

-Что имеет ввиду автор под словосочетанием «в такую страсть»?

-Давайте предположим, чем можно было бы еще помочь?

Стукнуло в прихожей,— Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной све­жестью, приотворил дверь, заглянул:

Ну что, барыня, как? Не полегчало?

Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

Лапти? Что за лапти такие?

А господь его знает. Бредит, весь огнем горит…

Мотнул шапкой, задумался.

Шапка, борода, старый полушу­бок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

-С какими героями вы познакомились?

-Кто такой Нефед?

– Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

Почему мать мальчика называет его Нефедушка?

-Почему он интересуется состоянием мальчика?

-Что заставило героя задуматься?

-О чем он мог задуматься?

-Почему автор описывает одежду Нефеда?

-Что значит здесь слово твердо?

Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добы­вать.

Как добывать?

– В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

Словарная работа: фуксин- краситель красного цвета, главным образом для крашения бума­ги и кожи

Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где же в такой ужас дойти!

Еще подумал.

Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

-Чем опасно то решение, которое принял Нефед? Чего он не учел?

-Почему он не подумал об этом?

И, приотворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, на­тянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой под­пояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.

Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыден­кой в такую пору не вернешься.

Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страш­нее.

Словарная работа: зипун- верхняя крестьянская одежда из грубого сукна.

Словарная работа: Обыдёнкой — в тот же день.

-Почему Нефед делал все это , ни слова не говоря?

-Что значат слова писателя «бешено несущееся степное море»?

-Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

-Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

-Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

-Почему Нефед не вернулся, что с ним могло случиться?

-Почему ночь казалась еще страшнее?

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, неска­занно великолепными и грозными видениями.

-Есть ли надежда на улучшение состояния мальчика?

А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

Господи, помоги! Господи, защити!

-Каково состояние матери ? Надеется ли она на положительный исход событий?

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

-Почему стук в окно был «зловещим»? Кто мог стучать в окно?

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,— белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.

-Что произошло? Как мужики нашли Нефеда?

Мужики ехали из города, сами всю ночь плу­тали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили про­падать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в вален­ках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, зна­комый человек…

-Что значит фраза автора «решили пропадать»?

-Почему автор заканчивает своё предложение многоточием?

Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хутор­ские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

Читайте также:  Анализ рассказа быкова дожить до рассвета

-Почему спаслись мужики?

-Как вы думаете, сделал ли Нефед то, что пообещал?

-Почему автор и это предложение заканчивает многоточием?

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузы­рек с фуксином.

III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом.

Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

-Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

         – Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

– Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

-Как можно назвать тему нашего урока?( «Смерть ради жизни») Как вы понимаете это выражение? (смерть помогла кому-то выжить)

-Чью жизнь спас Нефед?

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

-Каково по жанру прочитанное произведение и почему? Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описан 1 эпизод из жизни героев; небольшой объем – 1 страница; несколько героев: мать, Нефед, новосельские мужики, мальчик.)

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.

Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора .

-Почему рассказ так назван?

-Заглавие связано с темой произведения или идеей?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

2.

Совет

Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

-Чтение стать в учебнике о И.Бунине.

Вопросы по иллюстрации:

-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

-Точен ли художник в деталях?

-Совпадает ли его видение с вашим?.

           Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)

  • Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

Примеры синквейна:

1.  ЕЛЬ

2.

  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

            Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.

– Что понравилось сегодня на уроке?

– Оценки.

Домашнее задание. Написать отзыв о произведении И.Бунина.

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии  продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания и может быть эффективно применена не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д.

Преемственность в использовании данной образовательной технологии помогает педагогу в решении задач ФГОС, поскольку обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору); активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого; постижение содержания произведения на уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы

к  тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/razrabotka-konspekta-uroka-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-iabunina-lapti-smert-radi-zhizni-78509.html

О чём заставляет задуматься рассказ бунина «лапти» | свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: И. А. Бунин
  • Произведение: Лапти
  • Это сочинение списано 39 729 раз

Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ.

Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме — барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о мужчинах-дворянах. Муж барыни или отец, способные принять решение, что-то серьезное сделать. С женщины — что же возьмешь?

Есть, правда, Нефед. По-видимому, крестьянин, скорее всего — уже немолодой, одинокий. Бобыль. Отметая все лишнее, всю шелуху с текста сдувая, Бунин оставляет лишь остов, главное, идею.

Обратите внимание

Этот Нефед — главное действующее лицо кратчайшего, эмоционально напряженного рассказа «Лапти».

Вернемся к пересказу. Мальчик болеет. У него жар, бред, и помочь совершенно нечем. Ребенок просит у матери какие-то «красные лапти».

Та, и так на грани нервного срыва от безысходности и беспомощности, от страшной снежной бури, от оторванности от мира, не понимает, о каких лаптях идет речь.

Она в состоянии лишь молиться да в грудь себя бить, свечки зажигать да плакать. Но ребенку от всех этих манипуляций ничуть не лучше.

Узнав про желание малыша, который уже, видно, при смерти, Нефед решает идти в лавку, в деревню, за 6 верст. «Доехать нельзя», но пешком, возможно, получится.

Только ещё отправляясь «в поход», старик (мне почему-то видится Нефед стариком, с окладистой деревенской бородой, в онучах, веревкой подпоясанный — несколько нарочитый и символический киношный персонаж) уже не уверен в благоприятном исходе путешествия.

И все же он не раздумывает, не сомневается. Раз хочет мальчонка лаптей красных, их нужно достать. Цена значения не имеет.

Поскольку красных лаптей никто не плетет, нужно раздобыть ещё пузырек «фуксину» и собственноручно обычные детские лапти выкрасить.

Важно

И вот Нефед, «ни слова не говоря», накинув полушубок, уходит в ночь. Во вьюгу и навстречу своей смерти. Быстрой, но страшной.

Через несколько строк рассказа мужики уже везут его обратно, на хутор, в телеге. Обледенелого, белого, ужасного. С лаптями и фуксином за пазухой. На этом повествование кончается.

Я не стану распространяться о том, как велик и добр, силен духом и бесстрашен простой русский люд. Поскольку о мужиках Бунин писал много и разнообразно. Не все они так уж у него хороши.

Меня поразило противопоставление этой барыни-мамаши постороннему для мальчика человеку, слуге. Мать бездействует, она заранее смирилась с возможностью смерти собственного сына (единственного, поскольку упоминаний о других детях в рассказе не имеется).

«Верно, и не выживет», — говорит она, уже готовая оплакивать малыша и утешать себя тем, что «господь лучших прибирает». А старик — делает. С медицинской точки зрения, его подвиг не поможет выздороветь больному.

Но бывает так, что мелочь какая-то психологически помогает излечению.

И за эту «мелочь» Нефед готов отдать свою единственную жизнь…

Источник: http://resoch.ru/o-chyom-zastavlyaet-zadumatsya-rasskaz-bunina-lapti/

Ссылка на основную публикацию