Судьба человека — история создания рассказа шолохова

«Судьба человека»: анализ рассказа Шолохова

Рассказ «Судьба человека», анализ которого мы вам представляем, был опубликован в газете «Правда» в номерах от 31-го декабря 1956-го года и от 1-го января 1957-го года, и это странным образом совпало с его этапным знамением в послевоенной литературе: Шолохов как бы открывал новую, «постсталинскую» эпоху, когда в лучших литературных произведениях в центре внимания оказывались не «партия» и «народ» в абстрактном значении, а человек как средоточие народа, его мудрости и жизненной силы.

История жизни Андрея Соколова — это история трагическая, однако сам образ главного героя  рассказа «Судьба человека» не может не вызвать восхищения и удивления.

Шолохову удалось создать образ не «советского человека», а настоящего Человека, в котором соединяются лучшие черты русского народа и общечеловеческие черты, присущие любому человеку, отстаивающему своё право на жизнь в страшных условиях произвола, когда, кажется, жизнь мало что стоит и сам человек мало что может.

Обратите внимание

Образ Андрея Соколова убеждает читателя, что это не так, что настоящий человек всегда выше тех обстоятельств, которые направлены против него, что в его душе сокрыты огромные запасы жизненных сил, которые и помогают ему сохранить человеческое достоинство, человечность и нравственную высоту.

Жизнь Андрея Соколова — это цепь страшных потерь, делающих человека бесконечно одиноким. Когда он уходит на фронт, гибнут его жена и дочери, потому что, как говорит герой, «построился я неловко»: его дом был рядом с авиазаводом, и «одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку»…

Но самый, наверное, страшный удар судьба нанесла ему тогда, когда, казалось бы, всё осталось позади и война уже почти закончилась: «Аккурат девятого мая, утром, в день победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…

» Это произошло как раз тогда, когда отец строил планы, «как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить»…

К этому времени герой уже прошел через плен, где вынес нечеловеческие страдания и где проявил себя как необыкновенно мужественный человек, мужество которого вызвало уважение даже у врагов; к этому времени он бежал из плена, пережил потерю жены и детей и радость от обретения сына, и вот оказалось, что дальше жить незачем и нечем.

Душевную силу и стойкость героя рассказа «Судьба человека» Шолохов показывает с помощью детали: узнав о гибели сына, Соколов «качнулся…, но на ногах устоял».

Вот только с тех пор взгляд его стал взглядом, о котором автор говорит: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Однако, по убеждению Шолохова, в настоящем человеке всегда остаются душевные силы, которые позволяют ему не замыкаться в своём горе, а обостренно воспринимать горе других людей, и это сочувствие помогает ему жить даже тогда, когда он, в общем-то, и не видит смысла в своей собственной жизни — он живёт ради других, ради людей, которым он по-человечески необходим. Так было всегда в жизни Андрея Соколова: выжить в плену ему помогали мысли о семье, а оставшись один, он начинает жить ради мальчишки Ванюшки, который остался сиротой после войны. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло», — так описывает автор принятие героем решения, изменившего его жизнь и вернувшего маленькому сироте семью и родительское тепло.

Несмотря на убедительность образа главного героя, сам рассказ Шолохова «Судьба человека» отличается рядом фактических неточностей, некоторым приукрашиванием действительности, налётом сентиментализма в описании обстоятельств, и это существенно снижает его художественную значимость, достоверность изображенной в нём действительности. Вероятно, объяснить это можно особенностями образа автора, который, будучи много повидавшим и испытавшим в жизни человеком (ведь далеко не каждому такой человек, как Андрей Соколов, откроет душу!), сохранил способность сочувствовать чужому горю, сопереживать ему: «Я весь превратился в слух”, — говорит автор в самом начале рассказа. О сентиментальности автора говорит и сцена прощания героев: «Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву». Можно ли осуждать автора за это? Нет, конечно, ведь это его авторское право — видеть мир и героев именно так, как он видит, и описывать их так, как он описывает. В рассказе «Судьба человека», анализ которого мы провели, при определённых художественных недостатках, автор проявил себя как писатель-гуманист, создавший цельный, достоверный и привлекательный образ героя, несущего в себе общечеловеческое начало и достойно противостоящего обстоятельствам, которые намеревались разрушить его как личность.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/sudba_cheloveka_analiz_rasskaza_sholokhova/14-1-0-1725

Судьба человека

Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряжённой двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно — снег начал таять, грязь непролазная. А тут возле хутора Моховского река Еланка.

Мелкая летом, сейчас разлилась на целый километр. Вместе с неизвестно откуда взявшимся шофёром рассказчик переплывает реку на какой-то полуразвалившейся лодке.

Шофёр подогнал к реке стоявший в сарае автомобиль марки Виллис, сел в лодку и отправился обратно. Обещал вернуться через два часа.

Рассказчик присел на поваленный плетень и хотел было закурить — но сигареты намокли во время переправы. Так бы и скучать ему два часа в тишине, одиночестве, без еды, воды, выпивки и курева — как подошёл к нему мужчина с ребёнком, поздоровался.

Мужчина (это и был главный герой дальнейшего повествования Андрей Соколов) принял рассказчика за шофёра — из-за стоявшего рядом автомобиля и подошёл пообщаться с коллегой: он сам был шофёром, только на грузовой машине.

Рассказчик не стал расстраивать собеседника, раскрывая подлинную свою профессию (так и оставшуюся неизвестной для читателя) и соврал, что ждёт начальство.

Важно

Соколов ответил, что не торопится, а перекурить охота. В одиночестве курить скучно. Увидев разложенные для просушки сигареты, он угостил рассказчика собственным табаком.

Закурили они, разговорились. Рассказчику неловко было из-за мелкого обмана, поэтому он больше слушал, а говорил Соколов.

Довоенная жизнь Соколова

— Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел.

А отец с матерью и сестрёнкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатёнку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошёл на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился.

Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная весёлая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почём фунт лиха стоит, может, это и сказалось на её характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор.

И не было для меня красивее и желанней её, не было на свете и не будет!

Придёшь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ.

Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьётся, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить.

Смотришь на неё и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь её, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе.

Дальше рассказывал опять таки про жену, как она его любила и не упрекала даже тогда, когда приходилось выпить лишнего с товарищами. Но вскоре родились у них дети — сын, а потом — две дочери. Тогда с выпивками было покончено — разве что кружку пива в выходной себе позволял.

В 1929 увлекли его машины. Стал он шофёром грузовика. Жил себе поживал да добра наживал. А тут — война.

Война и пленение

На фронт провожала его вся семья. Дети держали себя в руках, но жена очень расстроилась — в последний раз мол видимся, Андрюша… В общем и так тошно, а тут ещё и жена заживо хоронит. В расстроенных чувствах уехал на фронт.

На войне он тоже был шофёром. Дважды легко ранили.

В мае 1942 года оказался под Лозовеньками. Немцы шли в наступление, а он вызвался на передний край везти боеприпасы нашей артиллерийской батарее. Боеприпасы не довёз — снаряд упал совсем близко, взрывной волной перевернуло машину. Соколов потерял сознание. Когда очнулся — понял, что находится в тылу врага: бой гремел где-то сзади, а мимо шли танки.

Притворился мёртвым. Когда решил, что все прошли — голову приподнял, увидел идущих прямо к нему шестерых фашистов с автоматами. Спрятаться было негде, поэтому решил умереть достойно — встал, хотя еле мог стоять на ногах — и смотрел на них. Один из солдат хотел застрелить его — но другой удержал. Сняли с Соколова сапоги и отправили пешком на запад.

Совет!

Через некоторое время догнала еле шедшего Соколова колонна пленных из той же дивизии, что он сам. С ними шёл дальше.

Ночевали в церкви. За ночь случилось 3 заслуживающих внимания события:

а) Некий человек, представившийся как военврач, вправил Соколову вывихнутую во время падения из грузовика руку.

б) Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя.

в) Фашисты застрелили верующего, который надоедал им просьбами выпустить из церкви для визита в туалет.

На следующее утро стали спрашивать — кто командир, комиссар, коммунист. Предателей не оказалось, поэтому коммунисты, комиссары и командиры остались живы. Расстреляли еврея (возможно, это был военврач — по крайней мере, в фильме дело так представлено) и троих русских, похожих на евреев. Погнали пленных дальше на запад.

Всю дорогу до Познани Соколов думал о побеге. Наконец представился случай: пленных отправили копать могилы, охранники отвлеклись — он и дёрнул на восток. На четвёртые сутки догнали его фашисты с овчарками, собаки Соколова чуть не загрызли. Месяц его держали в карцере, потом отправили в Германию.

«Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголёк откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить»

Читайте также:  История создания поэмы гоголя мертвые души (творческая история, замысел)

На волоске от смерти

В лагере Б-14 возле Дрездена работал Соколов и другие на каменном карьере. Угораздило его, вернувшись однажды после работы сказать, в бараке, среди других пленных: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Кто-то донёс начальству об этих словах и вызвал его к себе комендант лагеря Мюллер. Мюллер русский язык знал отлично, так что общался с Соколовым без переводчика.

«Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдём во двор, там ты и распишешься». — «Воля ваша», — говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подаёт мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель».

Обратите внимание

А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение.

Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишете меня».

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подаёт мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться».

Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему своё: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям.

Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников.

Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь.

Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — и подаёт мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Харчи разделил Соколов со своими товарищами — всем поровну.

Освобождение из плена

В 1944 году Соколова определили шофёром. Возил он немецкого майора-инженера. Тот обращался с ним хорошо, иногда делился едой.

Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали.

По дороге Соколов оглушил майора, забрал пистолет и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

Важно

Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками машут, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошёл на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулемётов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырёх местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…

Отправили Соколова в госпиталь подлечиться и подкормиться. В госпитале сразу написал письмо жене. Через две недели получил ответ от соседа Ивана Тимофеевича. В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.

Выписался Соколов из госпиталя, получил месячный отпуск. Через неделю добрался до Воронежа. Посмотрел на воронку на том месте, где был его дом — и в тот же день отправился на вокзал. Обратно в дивизию.

Сын Анатолий

Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий. Прислал письмо мне на фронт, видать, с другого фронта. Адрес мой узнал от соседа, Ивана Тимофеевича.

Оказывается, попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике.

Через год с отличием закончил училище, пошёл на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали.

9 мая 1945 Анатолий был убит снайпером.

После войны

Андрея демобилизовали. Куда податься? В Воронеж ехать не хотел.

Вспомнил, что в Урюпинске живёт мой дружок, демобилизованный ещё зимою по ранению, — он когда-то приглашал меня к себе, — вспомнил и поехал в Урюпинск.

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофёром в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня.

Возле чайной познакомился он с беспризорным мальчиком Ваней. Его мать погибла при авианалёте (во время эвакуации, вероятно), отец погиб на фронте. Однажды по дороге на элеватор Соколов взял с собой Ванюшку сказал ему, что он его отец. Мальчик поверил и очень обрадовался. Усыновил Ванюшку. Жена приятеля помогала смотреть за ребёнком.

Может, и жили бы мы с ним ещё с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил её с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шофёрскую книжку, как я ни просил его смилостивиться.

Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, — он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофёром, — и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку.

Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не даёт на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте

Тут пришла лодка и рассказчик распрощался со своим негаданым знакомым. И стал думать об услышанном рассказе.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

С тяжёлой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой.

Совет!

И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться.

Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

Вы прочитали краткое содержание рассказа Судьба человека. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/sudba-cheloveka

Художественные особенности рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

    Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения.

    Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались к тем ужасным годам. М.Шолохов создал произведение о великих страданиях русского народа и его удивительной стойкости.

    Основной идеей рассказа, на мой взгляд, является стремление показать духовную, внутреннюю силу русских людей. Ничто не способно сломить дух тех, кто защищает родную землю от врага.

    Рассказ можно разделить на три части. Первая — это своеобразная экспозиция, представляющая собой размышления автора. Вторая — основная часть, которая является ключевой и представляет собой повествование героя. Третья часть — концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает, на мой взгляд, собственную оценку тому, что было рассказано героем.

    Безусловно, подобная композиция — рассказ в рассказе — оправдана, ибо историю жизни может лучше всего передать лишь тот человек, который сам все это испытал.

    В самом начале произведения Шолохов повествует о первой послевоенной весне. Таким образом, он словно подготавливает читателя к последующему рассказу главного героя – Андрея Соколова.

    Далее повествование ведется от лица самого персонажа, который рассказывает о своей жизни случайному попутчику.

Обратите внимание

Чуть ли не самое главное место в портрете Соколова отводится его глазам, которые «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

По моему мнению, глаза – зеркало души, и, естественно, что они в большей степени передают страдания героя.

    Андрей Соколов с самого детства узнал тяготы человеческого существования. Он сражался в гражданскую войну, затем работал, женился, у него появились дети. Недолгой была семейная жизнь героя. Снова война изменила его судьбу коренным образом, оторвала от родного дома и близких людей.

    Очень тяжело вспоминать Андрею Соколову сцену прощания с женой. Помнит он, что она прижалась «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может». Не знал еще тогда герой рассказа, что это была последняя их встреча.

    Уже во время войны выпадает на долю Соколова еще одно испытание – плен. Герой не может смириться с ним и поэтому пробует бежать. Выбравшись из плена, он снова воюет с врагами своей родины. Но «беда не ходит одна». Андрей узнает, что от фашистской бомбы погибли жена и дочь. А в последние дни войны убит и его единственный сын.

    Несмотря на те страдания, которые пришлось испытать главному герою, он все же остается настоящим человеком. Единственной панацеей от душевной боли для него стал мальчик Ванюша, «со светлыми, как небушко, глазами».

Читайте также:  Характеристика и образ васьки пепла в пьесе на дне горького сочинение

Этот маленький человек также одинок, как и Андрей Соколов. Таким образом, два одиноких человека становятся опорой друг для друга.

Найден смысл жизни! А, следовательно, боль, страдания и тоска если не ушли из жизни каждого, то, по крайней мере, притупились, уступив место любви и пониманию.

Важно

    Ключевыми, по моему мнению, являются слова автора в конце рассказа, которые подводят своеобразный итог: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

    Нельзя оставить без внимания и то состояние «тяжелой грусти», которое охватило рассказчика от всего услышанного, ибо в этой грусти — и боль, и восхищение, и преклонение перед теми, кто не жалел себя ради будущего родной земли.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/sudba-cheloveka/9893-khudozhestvennye-osobennosti-rasskaza-m-sholokhova-sudba-cheloveka

История создания и написания проблема и идея по рассказу «Судьба человека»

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» написан был в 1956 году. Замечен он был сразу, получил огромное множество читательских и критических отзывов. В основе произведения лежит реальная история. Шолохов отважился написать рассказ на запретную тему: наш человек в плену.

Можно ли это принять и простить? Некоторые писали о «реабилитации» бывших пленных, другие изобличили в рассказе ложь. Произведение написано в форме исповеди. Вполне типична судьба главного героя, Андрея Соколова, до войны. Работа, семья, дети, спокойная и размеренная жизнь. Андрей – строитель, он человек самой мирной профессии.

Началась война и перечеркнула мирную жизнь Соколова, как и жизнь всей огромной страны. Соколов становится бойцом, частью большой армии. Поначалу герой сливается с общей массой и почти растворяется в ней, позже он будет вспоминать этот период с острой болью. За время войны герой проходит долгий путь испытаний, лишений, унижений и несчастий.

Этому человеку довелось столкнуться с бесчеловечной машиной, но он не сдался, а боролся с ней из последних сил.

Фашистский лагерь стал для Соколова настоящим испытанием на человеческое достоинство. Там ему впервые пришлось убить человека, не немца, а своего, русского, но предателя, которого и «своим» то назвать нельзя.

Попытка Соколова сбежать из плена оказалась неудачной. Сцена в кабинете коменданта является кульминацией рассказа.

Соколов не боится смерти, он ведет себя вызывающе, но с достоинством, фашистам не удалось сломить его гордость, сила духа героя оказалась сильнее. Благодаря этому, он остается жив.

Совет!

Судьба посылает Соколову еще одно испытание. Вернувшись с гостинцем от коменданта к своим товарищам, он также не теряет достоинства. Хлеб и сало пленные поделили поровну. Всем досталось по малюсенькому кусочку, но зато обошлось без обиды.

Позже Андрею удалось совершить побег из лагеря. Он узнает о смерти жены Ирины и двух дочерей. А в радостный для всех День Победы, Соколов теряет еще и сына Анатолия.

Парня подстрелили в Берлине, и хоронить его пришлось в чужой земле. Тяжелые испытания выпали на долю Соколова, но сломить его у них не получилось. Он не утратил своего достоинства, гордости и силы духа.

В этом и заключается идея произведения.

В первый год после войны Андрей возвращается к своей мирной профессии и встречает случайно маленького сироту Ванюшу. У Соколова появляется цель и смысл в жизни. Мальчик тоже тянется к нему, как к родному отцу.

Таким образом, Шолохов добавляет в рассказ тему обновления каждого человека после войны.

В произведении «Судьба человека» Шолохов выделяет две основные идеи: огромная ненависть мирных людей к войне и насилию и великая любовь к Родине и к людям.

В своем рассказе Шолохов подчеркнул красоту души и небывалую силу характера простого русского человека.

Источник: http://www.litra5.ru/sholohov/istorija-sozdanija-i-napisanija-problema-i-ideja-po-rasskazu-sudba-cheloveka/

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»

Цель: познакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о М.А. Шолохове, обучить умению анализировать произведение; способствовать воспитанию духовности, учить состраданию, любви к другим людям.

Задачи:

1) Обучающие: познакомить с историей создания рассказа «Судьба человека»; дать биографические сведения о жизни М.А. Шолохова;

2) Развивающие: научить анализу отдельных эпизодов

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, патриотизма.

Наглядность: портрет М.А. Шолохова, текст рассказа, схема «Изменения в судьбе героя».

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные, практические (работа с текстом).

Тип урока: усвоение новых знаний

Использование СОТ на уроке: технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.

Ход урока:

Каждой семьи коснулось 

черное крыло войны:

кто-то был ранен, кто-то погиб,

кто-то вернулся с покалеченной душой.

Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы и эпиграфа урока.

Обратите внимание

Мы с Вами знаем, что Вторая мировая война оставила незабываемый след в истории многих народов. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда.

Люди ждали с войны возвращения своих близких и родных, но не дождались. Мать потеряла сына, дети – отца, жена – мужа. Только представьте себе, как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть на месте родного дома глубокую воронку.

Его никто не встречал, потому что все погибли.

Тема войны нашла свое отражение в музыке, в живописи, но глубже всего эта тема задела русских писателей, в особенности Михаила Александровича Шолохова.

Формирование новых знаний, умений, навыков.

Сообщение ученика о важных этапах биографии М.А. Шолохова.

Слово учителя:

Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.…  Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение.

В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать. Все эти события легли в основу самых значимых его произведений: «Поднятая целина», «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Тихий Дон».

За последний роман-эпопею писатель в 1965 году получает Нобелевскую премию.

История создания повести «Судьба человека».

В 1946 году во время охоты М.А. Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком, который рассказал ему историю своей жизни, приняв его за шофера.

Шолохов долго работал над рассказом и только в 1956 году он был напечатан в газете «Правда». Люди писали письма, выражали свое сочувствие.

Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

Работа над содержанием рассказа, выразительное чтение отдельных эпизодов, эвристическая беседа.

Каково ваше впечатление от рассказа? Легко ли он прочитался? Каким показался язык произведения? Каков стиль произведения? (Автор пользуется особым композиционным приемом – рассказ в рассказе (кольцевая композиция), чтобы выразить свои мысли и чувства. Рассказ ведется не от лица главного героя, в начале и конце рассказа присутствует сам автор).

Где происходят события? (На Верхнем Дону).  Зачем автор указывает конкретное место действия? (Чтобы подчеркнуть правдивость изображения событий). Чтение примеров, подтверждающих ответ на вопрос.

Важно

На какие периоды можно разделить жизнь главного героя Андрея Соколова? (До войны, война, после войны). Работа по группам. Первая группа называет довоенные события в жизни главного героя, вторая группа – события, произошедшие во время войны, третья – послевоенные события.

Какие основные события можно отнести к довоенному периоду? (Семья, Ирина, работа, дом). К периоду войны? (ранение, плен, побег, карцер, побег с «языком», госпиталь, отпуск, демобилизация)  К послевоенному? (пустота (воронка от дома), Ванюшка).

Что помогло Андрею Соколову остаться человеком в нечеловеческих условиях? (Духовность).  «У меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…». Андрей Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом.

В каком эпизоде мы видим, что герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира).

Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли).

А о чем говорит тот момент, когда герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? ( Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям).

Что помогло пережить, вынести все это? («На то  ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения).

Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный. Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей.

Совет!

Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему?  (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

Читайте также:  Образ и характеристика вани солнцева в повести катаева сын полка

Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы с вами узнали еще об одном из писателей – лауреате Нобелевской премии, М.А. Шолохове. Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? Хотелось бы Вам познакомиться с другими его произведениями?  (Выставление оценок за урок)

Информация о домашнем задании.

Дочитать рассказ до конца и заполнить таблицу «События в жизни главного героя» до конца. Найти информацию о Е.Г. Левицкой. Почему рассказ посвящен именно ей?

Справка для учителя:

Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала М.А. Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман «Тихий Дон».

Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны.

Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/ma-sholokhov-slovo-o-pisatele-sudba-cheloveka.html

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

Поиск Лекций

Шолохов Михаил Александрович (1905—1984)

Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит?

М. А. Шолохов

Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая 1905 года в крестьянской семье в станице Вешенской на Дону. Окончил 4 класса гимназии села Богучар. С двенадцати лет Шолохов участвовал в Гражданской войне, которая разразилась на Дону после революции 1917 года. Его революционная деятельность продол­жалась до 1923 года, после будущий писатель продолжил образование в Москве.

В 1925 году Шолохов возвратился на Дон, и в том же году были опубликова­ны его «Донские рассказы».

Начатый в 1926 году роман о трагической судьбе казачества «Тихий Дон» был завершен в 1940 году. Роман был переведен на многие языки мира.

Одновременно с работой над «Тихим Доном» Шолохов трудится над созда­нием романа «Поднятая целина», воспроизводящим историю коллективизации казачества.

Третий роман «Они сражались за родину» был начат Шолоховым в конце 1942 года, сразу после битвы за Сталинград. Отрывки из романа публиковались в период войны и в послевоенное время.

Шолохов был многократно отмечен наградами советского правительства. Он получил Сталинскую премию в области литературы, был награжден орденом Славы за военные заслуги, получил орден Ленина. Шолохов — дважды Герой Социалистического Труда. Был депутатом Верховного Совета, академиком АН СССР, членом Президиума Союза писателей СССР.

Обратите внимание

В 1965 году за роман «Тихий Дон» Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Умер Михаил Александрович Шолохов в станице Вешенской 21 февраля 1984 года.

«Судьба человека»

Время и история создания

Рассказ написан в 1956—1957 годах, напечатан в газете «Правда« в 1957 году.

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему трагическую историю своей жизни. Писатель решил воспроизвести этот рассказ в художественной форме.

Сюжет

Действие происходит первой послевоенной весной. Рассказчик едет в стани­цу. По дороге он встречает Андрея Соколова, ведущего за руку мальчика лет пяти-шести. В ожидании переправы мужчины разговорились. Новый знакомый рассказывает о своей жизни.

Он уроженец Воронежской губернии. В Гражданскую войну воевал в Красной Армии, затем работал на Кубани. Его отец с матерью и сестрой умерли от голода. Он работал слесарем на заводе в Воронеже. Женился на сироте Ирине. Родился сын, потом две девочки. Семейная жизнь была благополучной. Герой стал рабо­тать шофером. Построил небольшой домик, и жили они «не хуже других людей».

Началась война. На третий день Соколова призвали на фронт. Его провожала вся семья. Он запомнил слова жены о том, что они не увидятся больше на этом свете. Тогда Соколов даже рассердился на нее.

В мае сорок второго года он попал в плен. С колонной других пленных Соко­лов попадает в лагерь — в какое-то село. Их загоняют в разрушенную церковь. Ночью Андрей слышит разговор: один солдат собирается утром выдать своего взводного командира, указав, что тот коммунист. Соколов задушил предателя, возмущенный его подлостью.

Два года Соколов провел в плену. Он работает на каменном карьере. Норма — четыре кубометра в день на душу. Андрей возмутился по этому поводу, и кто-то донес об этом коменданту лагеря Мюллеру. На другой день тот вызвал Соколова к себе. За столом сидело все лагерное начальство. Андрей вел себя достойно, проявив смелость и мужество.

Он отказался пить за победу немецкого оружия, хотя ему угрожал расстрел. Его достойное поведение вызвало уважение немцев. За то, что Соколов даже в такой ситуации сохранил человеческую гордость, ко­мендант сохранил ему жизнь. Он награждает его буханкой хлеба и куском сала.

Соколов приносит продукты в барак и делится со своими товарищами.

Важно

Плен длится еще некоторое время. Андрей возит немецкого инженера в чине майора армии. Его направили в прифронтовую полосу на строительство оборони­тельных сооружений. В Полоцке он бежал из плена, оглушив майора и привезя его к своим.

Соколова направляют в госпиталь. Он пишет письмо домой, но отвечает ему сосед-столяр Иван Тимофеевич, который сообщает, что в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна бомба попала прямо в его хату.

Жена и дочки погибли, а сын ушел на фронт добровольцем.

Соколов отправляется в Воронеж. Он дошел пешком до того места, где ко­гда-то был его дом, но не смог там оставаться и уехал обратно в дивизию.

Его сын Анатолий написал Андрею письмо на фронт. Оказывается, он полу­чил звание капитана, командует батареей, имеет шесть орденов и медали.

Соколов мечтает об окончании войны, о том, как он женит сына, как будет плотничать и нянчить внучат. Но его мечтам не суждено было воплотиться: ут­ром девятого мая, в День Победы, Анатолия убивает немецкий снайпер.

Когда закончилась война, Соколов устроился работать шофером в автороту, возил различные грузы. Однажды он увидел маленького мальчика, оборвыша, который кормился возле чайной. Соколов забрал его с собой, сказав ему, что он — его отец.

Тут появился товарищ рассказчика, и они с Соколовым расстались.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s17986t5.html

История создания рассказа Шолохова «Судьба человека»

Инструкция

Школьное сочинение – это не литературная статья в миниатюре. Цель сочинения – понять, как чувствует школьник произведение, как он умеет мыслить, какие выводы делать, а также насколько хорошо он усвоил теоретический курс литературы и информацию о данном авторе и произведении.

Темы для сочинений бывают самыми разными, но, как правило, для сочинения учитель выбирает тему, которую на уроках вы не успели пройти в рамках изучения данного произведения. Поэтому вот несколько правил написания любого сочинения, в том числе и по «Тихому Дону».1) Произведение должно быть прочитано.

Правда, школьники часто практикуют написание сочинений по произведениям, о которых лишь слышали урывками на уроках или прочитали в кратком содержании. Мало того, такие сочинения иногда получаются вполне успешными.

Совет!

Однако опытный учитель всегда отличит вдумчивое сочинение от поверхностного, даже если и не укажет на это ученику.2) Нужно четко следовать теме сочинения. Отступления возможны, но сочинение, написанное на совершенно другую тему вряд ли будет оценено высоко.3) Не увлекайтесь цитированием.

Цитаты нужны для подтверждения текстом ваших суждений, но не стоит составлять из них сочинение.

4) Применяйте теорию, исторические сведения и факты об авторе и произведении.

Теперь немного о специфике произведения «Тихий Дон». Это произведение – роман-эпопея, и рассматривается в школе с нескольких основных точек зрения. Во-первых, это тема войны и того, как она влияет на судьбу народа.

Во-вторых, тема казачества как совершенно особого сообщества и образа жизни. В-третьих, это судьба отдельно взятого человека, его характер и качества.

Если речь идет о войне или о казачестве, то непременно нужно изучить какие-либо материалы на эту тему, чтобы быть подкованным в этих вопросах и суметь правильно построить аргументацию.

В сочинении по «Тихому Дону» непременно нужно сказать о неповторимом языке Шолохова. Во многом от него зависит художественное своеобразие романа. В языке много диалектной лексики, просторечий. Много настолько, что современному человеку иногда трудно без словаря понять, о чем идет речь. Таким образом Шолохов пытался погрузить читателя в мир произведения.

Помните об основных компонентах композиции сочинения – вступлении, основной части и заключении. Выстройте логическую цепочку рассуждений, все свои мысли подтверждайте текстом.

Используйте в сочинении все то, что давал учитель на уроке, перечитайте свои записи. Возможно, это и не слишком правильно, но большинство учителей любит, когда в сочинениях фигурируют те самые положения, которые они диктовали на уроках.

Обратите внимание

Пользоваться готовыми сочинениями по «Тихому Дону» можно, но не стоит выдавать их за свои. Во-первых, можно попасть в неудобную ситуацию, а во-вторых, учителя часто знакомы с текстами готовых сочинений. Лучше использовать их для поиска интересных идей и оборотов.

Полезный совет

При подготовке к сочинению полезно будет посмотреть фильмы Сергея Герасимова или Сергея Бондарчука, снятые по этому произведению.

Источники:

  • Темы для сочинений и сочинения по «Тихому Дону» в 2019

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-883441-istoriya-sozdaniya-rasskaza-sholohova-sudba-cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector