Сочинение по картине последний день помпеи брюллова описание

Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи

Художественное полотно «Последний день Помпеи», созданное Карлом Павловичем Брюлловым, написано в жанре исторической живописи. Художник изобразил реальное событие — извержение вулкана Везувия, из-за которого исчез с лица Земли древний итальянский город Помпея.

На картине преобладают тёмно-коричневые, бордовые и красно-черные цвета. Именно это придаёт полотну грозный вид. На заднем плане можно увидеть огромный извергающийся вулкан. Небо затянуто дымом и пеплом. Брызги лавы окрашивают его в кроваво-красный цвет. Зритель сразу обращает внимание на вспышку молнии, освещающую народ.

На полотне множество людей. Все охвачены паникой. На их лицах ужас. Все куда-то убегают, не разбирая пути. Несчастным жителям не спрятаться. Вокруг разрушаются здания, охваченные огнём. На жителей города падают статуи и куски некогда прекрасных зданий. Везде хаос.

Обратите внимание

Слева изображён священник. Он пытается скрыться, сбежать от бушующего вулкана. Внизу полотна женщина присела к испуганным детям. Она с мольбой и страхом смотрит в небо. Чуть правее идут мужчина с женщиной.

Он изображён с поднятой рукой, словно желает отгородиться от происходящего. Женщина держит на руках ребёнка. Чуть ниже ещё один малыш в ужасе прижимается к ногам взрослых.

Рядом из здания выбегает толпа, пытаясь вынести ценные вещи с собой.

В самом центре картины изображена мёртвая молодая женщина. Ее роскошная одежда изорвана, вокруг неё разбросаны драгоценности. Крошка-ребенок вцепился в её одежду. Брюллов показывает бесполезность богатства во время стихийного гнева. Никто даже не обратил внимания на разбросанные украшения. Для каждого жизнь куда важнее материальных ценностей.

Справа молодые люди несут на руках обезумевшего старика. Он в ужасе пытается закрыть голову рукой. Чуть правее мужчина предлагает свою помощь старушке. Пожилая женщина уже не в силах бежать. Её лицо изображает покорность судьбе. Вдалеке изображены лошади, вставшие на дыбы. Не понятно: это статуи или же живые напуганные существа, которые не понимают, что происходит.

Карл Павлович Брюллов мастерски изобразил страх обычных людей перед неумолимой гибелью.

Вариант №2

Перед нами картина «Последний день Помпеи», которая была написана Карлом Брюлловым в 1833 году. На полотне изображены люди, которые в ужасе бегут от извергающегося вулкана. Каждый пытается спасти себя и какую-то ценность или провести последние минуты жизни с близкими.
На переднем плане изображены люди.

Именно они создают настроение картины. Все это потому что на их лицах изображены эмоции, которые полны страха и ужаса. Все герои картины пытаются как-то спастись, но также мы видим, что люди, независимо от положения в обществе, равны перед стихией. Это мы можем понять по фигуре, которая расположена в левом нижнем углу.

Персонаж богато одет, держит в руках хорошее оружие, это показатель того, что он занимает высокое положение в обществе, но это не значит, что он не погибнет. В середине полотна изображена погибшая женщина, а рядом с ней младенец, который пытается разбудить её.

Парни несут на руках старого отца, который сам, скорее всего, не может убежать.

Важно

На заднем плане же мы видим, как мастерски изображен сам извергающийся вулкан. Он написан не черным цветом, как полагается трагедии, а красным. Это означает стремительность и быстроту стихии, которая разрушает все на своем пути.

Также художник с помощью картины пытался выразить то, что человек беззащитен перед величием природы и что он в любом случае не опередит её в любом испытании.

Сам же художник Карл Павлович Брюллов, для того чтобы показать нужный характер и живость картины, ездил на раскопки города Помпеи, а также посетил Неаполитанский музей, в котором хранится множество различных останков. Все фигуры в данной картине художник писал с натуры, а по некоторым данным даже разместил автопортрет на полотне.

Таким образом, эта картина вызывает лишь восхищение зрителей и положительные эмоции, потому что Карлу Брюллову удалось передать всю трагичность произошедшего.

Сочинение Последний день Помпеи

23 августа 79 года до нашей эры город Помпеи. Дементий — молодой парень невысокого роста с темными кудрявыми волосами и худощавого телосложения. Он мечтал попасть в ряды римской армии. С утра Дементий вместе с матерью собирался на базар в лавку. В этой лавке они во втором поколении продавали глиняную утварь, и Дементий должен был на протяжении дня помогать матери.

Не спеша Дементий загружал телегу глиняной посудой и не заметил, как к нему подошел его дядя Амадей. Амадей был крупным статным мужчиной, служившим в римской армии, и занимался набором юношей. Он хлопнул Дементия по плечу, тот обернулся и с радостью обнял любимого дядьку. Отец Дементия погиб, когда тот был маленьким и Амадей был ему, как отец.

Амадей пришел с хорошими новостями. Дементия берут в армию и вдобавок в отряд, которым командовал дядька. Паренек должен был явиться в крепость для присяги послезавтра. Эта новость невероятно обрадовала Дементий, наконец, его мечта осуществиться. Но в тот же момент нахлынуло грусть о том, что придётся покинуть родные края и любимую девушку Лукрецию.

Лукреция была соседской девушкой. Они все детство провели вместе, пока обычная дружба не перетекла в настоящую любовь. Теперь нужно все рассказать ей о том, его забирают в армию.

После разговора с дядей Амадеем, Дементий с матерью пошли на базар. Всю дорогу Дементий шел молча и обдумывал, как правильно рассказать Лукреции такую новость.

В принципе можно было бы взять ее собой. Но не каждая девушка согласиться носиться по всей римской империи и живя в палаточных городках.

Дементий очень переживал, что Лукреция откажет ему и придётся разорвать такие чудесные отношения.

Совет

Лукреция было дочерью пекаря, лавка которого также находилась на базаре, поэтому как Дементий закончит помогать матери в лавке он решил наведываться к своей девушке и все рассказать. Мать, понимая всю ситуацию своего любимого сына, не стала его долго задерживать и отпустила пораньше.

Дементий после окончания дел сразу направился в пекарню. Лукреция выносила на прилавок горячий, только испеченный хлеб и булочки. Парень подошёл аккуратно сзади, нежно обнял ее и прошептал, что ждет ее вечером в их любимом месте, на что девушка одобрительно кивнула ему, и тот ушел прочь, чтобы не мешать работать.

У подножия Везувия был старый заброшенный амбар. В этом амбаре прошло все детство. Дементий часто играл там вместе с друзьями, где и подружился с Лукрецией. В амбаре стоял небольшой столик и кровать. Лукреция и Дементий часто вдвоём оставались там, поэтому хоть и амбар был старый и заброшенный, но внутри было чисто и комфортно.

Дементий решил сделать небольшой сюрприз.  Он купил немного вина и еды. Накрыл стол и с нетерпением ждал свою любовь. Лукреция не заставила себе долго ждать и еще до захода солнца пришла в амбар. Она очень обрадовалась, что ее так тепло встретил Дементий.

Парень и девушка общались, смеялись и обсуждали прошедший день пока Дементий, наконец, решился рассказать о том, что его берут на службу. Лукреция хорошо восприняла эту новость и согласилась отправиться за Дементием хоть на край света, чему тот был не сказано рад.

Они поцеловались и завалились на кровать…

24 августа 79 года до нашей эры утром произошел невероятный взрыв и извержение Везувия. Лукреция и Дементий не проснулись, они были погребены навсегда под толстым слоем лавы и пепла.

8 класс, 6 класс, 4 класс

Брюллов — Последний день Помпеи

  • Сочинение Чему посвящен рассказ Муму против чего направлен 5 классВ произведении будто воспевается широкая добрая душа, заключённая в могучем богатырском теле Герасима, обладающего недюжинной силой. Даже несмотря на свою болезнь, на свою отгороженность и отчужденность от других людей он никогда не падает духом
  • Сочинение на тему Мой попугай 2, 3, 5 классУ меня дома живет попугай. Он очень разговорчивый, веселый и активный. Попугая мне подарили на день рожденья родители. Они привезли его в большой золотистой клетке.
  • Сочинение Вода красота всей природы 7 классВыйди на берег озера или реки и вглядись в её гладь. Там можно увидеть смысл всей жизни, почувствовать насколько ты мал и незначителен по сравнению с этой прекрасной и опасной стихией. Войди в воду, почувствуй, как она проходит сквозь тебя,
  • В чем секрет обаяния Наташи Ростовой сочинениеВсе знакомы с творчеством всем известного писателя Льва Николаевича Толстого и его одно из самых лучший произведение « Война и мир». В этом романе он описывает историю многих героев, и каждая близка по душу, читая произведение читатель
  • Сочинение Повесть о настоящем человекеСегодня хочется поговорить о людях. А точнее, о настоящих людях. Кто он такой, каков он, настоящий человек? В условиях современной действительности, в условиях экономической и политической ситуации в стране,
  • Сочинение на тему Победа и поражениеЧеловек, который не бояться принять поражение и делает это достойно, уже является победителем. Победа никогда не дается легко, а принять поражение труднее вдвойне. Для этого необходимо быть мужественным человеком.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/bryullova-poslednij-den-pompei

Как написать сочинение по картине Брюллова «Последний день Помпеи»?

Сочинение — это не описание. Поэтому позволить себе можно многое. Начните с исторической канвы, с особенной жизни горожан в 1-м веке до нашей эры и начале новой эры. Начать можно с того, что правльное названия города Поспеи и название это склоняется. И картина по идее должна называться «Последний день Посмпей», а не Посмпеи.

Там кстати достаточно много следов тех самых загадочных этрусков, письменнось которых очень напоминает славянскую. Время было бурное. Войны и сражения, гладиаторы и торговля, богатства и резиденции знатных римлян. Город был не из бедных.

Там были: площадь Форума, Базилика,Храмы Аполлона, Августа, Веспасиана, Ларов, Юпитера, Арка Калигулы, Исиды, торговое здание Евмахии, Мацеллум (крытый продовольственный рынок), Большой театр (на 5000 зрителей), Малый театр (1500), Амфитеатр (20 000), Большая палестра (стадион и бассейн),Термы: Стабиевы, Форума, Центральные, Окраинные (с фресками, бассейнами и парилками), Лупанарий (публичный дом) и ещё не менее 25 зданий и помещений для блуда, три большие и тридцать одна малая пекарня, пять мельниц, большое предприятие общественного питания и 89 термополиев (типа кулинарий с горячей пищей), 18 сукновален по обработке шерсти.

Жилые дома отличались роскошью и богатыми росписями. Среди низ известны: дома Трагического поэта, Фавна (с мозаикой, изображающей битву Александра Македонского с Дарием III), хирурга, торговцев Веттиев, позолоченных Амуров, Менандра (с конюшнями и магазинами).

Был ещё водопровод в виде акведука и свинцовых труб, а так же 42 фонтана на улицах и площадях. А ещё был квартал богачей с роскошными виллами. К примеру как вилла Мистерия:

В сочинении можно удариться в мистику и попробывать раскрутить тему о неправедной жизни помпейцев, излишней роскоши, сексуальных извращениях, греховности и обречённости.

Обратите внимание

Особо выделить, что события произошли после рождества, смерти и воскрешения Христа. Остановиться на том, что горожане были предупреждены о грядущей катастрофе землетрясением за 17 лет до гибели. Но не сделали правильных выводов.

И в результате поплатились. Хотя на самом деле большинство успело выехать из города до катастрофы.

А можно просто описать зависимость человека от природных сил, катаклизмов, катастрофических явлений. О масштабности которых говорит тот факт, что от извержения Везувия пострадали не только Помпеи, но и ещё два города Геркуланум и Стабия.

А закончить всё можно связав события из «старины глубокой» с необходимостью МЧС в современных условиях.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2992903-kak-napisat-sochinenie-po-kartine-brjullova-poslednij-den-pompei.html

Ответы@Mail.Ru: описание картины Карла Брюллова «Последний день помпеи! «

Наталья Коссова Мастер (1298) 3 года назадНа картине К. Брюлова изображена историческая трагедия города Помпеи. Один из тех случаев, когда природа оказывается сильнее человека. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Замешательство к чему обращаться, когда перед природой бессильно всё: и вера, и сила человека, и богатство. Обилие красок освещает ужас всего происходящего.

Лицом к лицу сталкиваются люди с божественной стихией, котарая передана художником игрой светотени.

На фоне катострофы прослеживается тема самого дорого, что остаётся у несчастных людей — это их сплочённая любовь друг к другу. Не случайным мне кажется и изображение самого художника.

Он настолько переживал гибель народа Помпеи, что поместил себя в сюжет с самым драгоценным, что у него было принадлежностями для рисования.

настя верлова Знаток (393) 3 года назадПоездка молодого русского художника Карла Брюллова в Италию в 1827 году стала значимой не только для самого мастера, но и для всей мировой живописи. Напитавшись впечатлениями от увиденного на месте разрушенного Везувием некогда процветавшего города Помпеи, молодой автор создаёт шедевр мирового изобразительного искусства, грандиозное полотно «Последний день Помпеи».Картина создавалась в течение 3-х лет. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения. И наконец, его замысел был воплощён. В картине соединились мир надвигающейся опасности и то, как по-разному ведут себя люди перед лицом смерти.Здесь молодой Плиний уговаривает упавшую на землю мать подняться и идти подальше от опасности. Далее сыновья, несущие старого отца, пытаются спасти его в безопасном месте. Тут же мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.Здесь же христианский священник с божественными атрибутами. Он спокоен и бесстрашен перед надвигающейся опасностью. Слуга Бога смотрит на пылающие всепожирающим огнём небеса, разрушающиеся под огромной мощью статуи прежних идолов.В глубине полотна значится языческий жрец, который в страхе пытается убежать и унести с собой священный жертвенник. В этом противопоставлении прослеживается мысль о значимости христианской веры, которая приходит на смену языческой.На втором плане слева Брюллов рисует толпу беглецов, среди которых выделяется фигура художника, спасающего предметы своего ремесла. В этом художнике автор изобразил себя.На переднем плане холста изображена лежащая на земле женщина и оплакивающий её младенец. Символика данного изображения состоит в смене одного времени другим.

В замечательном полотне Карла Брюллова зритель находит ответы на вечные вопросы о предназначении человека, о его роли в мире и истории.

Комментарий удален

Читайте также:  Основные причины великой отечественной войны 1941-1945 годов кратко

Комментарий удален

Лиса Восточно-Европейская Ученик (200) 2 года назадНа картине К. Брюлова изображена историческая трагедия города Помпеи. Один из тех случаев, когда природа оказывается сильнее человека. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической». Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Замешательство к чему обращаться, когда перед природой бессильно всё: и вера, и сила человека, и богатство. Обилие красок освещает ужас всего происходящего.

Лицом к лицу сталкиваются люди с божественной стихией, котарая передана художником игрой светотени.

На фоне катострофы прослеживается тема самого дорого, что остаётся у несчастных людей — это их сплочённая любовь друг к другу. Не случайным мне кажется и изображение самого художника.

Он настолько переживал гибель народа Помпеи, что поместил себя в сюжет с самым драгоценным, что у него было принадлежностями для рисования.

Комментарий удален

Виктория Михалищева Ученик (211) 2 года назадНа картине К. Брюлова изображена историческая трагедия города Помпеи. Один из тех случаев, когда природа оказывается сильнее человека. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Замешательство к чему обращаться, когда перед природой бессильно всё: и вера, и сила человека, и богатство. Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Лицом к лицу сталкиваются люди с божественной стихией, котарая передана художником игрой светотени.

На фоне катострофы прослеживается тема самого дорого, что остаётся у несчастных людей — это их сплочённая любовь друг к другу. Не случайным мне кажется и изображение самого художника.

Он настолько переживал гибель народа Помпеи, что поместил себя в сюжет с самым драгоценным, что у него было принадлежностями для рисования.

ОЛЬГА ХОВАЛКИНА Ученик (191) 1 год назадКартина создавалась в течение 3-х лет. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения. И наконец, его замысел был воплощён. В картине соединились мир надвигающейся опасности и то, как по-разному ведут себя люди перед лицом смерти.Здесь молодой Плиний уговаривает упавшую на землю мать подняться и идти подальше от опасности. Далее сыновья, несущие старого отца, пытаются спасти его в безопасном месте. Тут же мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.Здесь же христианский священник с божественными атрибутами. Он спокоен и бесстрашен перед надвигающейся опасностью. Слуга Бога смотрит на пылающие всепожирающим огнём небеса, разрушающиеся под огромной мощью статуи прежних идолов.В глубине полотна значится языческий жрец, который в страхе пытается убежать и унести с собой священный жертвенник. В этом противопоставлении прослеживается мысль о значимости христианской веры, которая приходит на смену языческой.На втором плане слева Брюллов рисует толпу беглецов, среди которых выделяется фигура художника, спасающего предметы своего ремесла. В этом художнике автор изобразил себя.На переднем плане холста изображена лежащая на земле женщина и оплакивающий её младенец. Символика данного изображения состоит в смене одного времени другим.

В замечательном полотне Карла Брюллова зритель находит ответы на вечные вопросы о предназначении человека, о его роли в мире и истории

Марина Жилякова Ученик (208) 9 месяцев назадНа картине К. Брюллова изображена историческая трагедия города Помпеи. Один из тех случаев, когда природа оказывается сильнее человека. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. В. Скотт назвал картину «необычной, эпической». Паника и отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Мы видим, как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Замешательство к чему обращаться, когда перед природой бессильно всё: и вера, и сила человека, и богатство. Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Лицом к лицу сталкиваются люди с божественной стихией, которая передана художником игрой светотени.

Важно

На фоне катастрофы прослеживается тема самого дорогого, что остаётся у несчастных людей — это их сплочённая любовь друг к другу. Не случайным кажется и изображение самого художника. Он настолько переживал гибель народа Помпеи, что поместил себя в сюжет с самым драгоценным, что у него было принадлежностями для рисования.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/177820558

Картина «Последний день Помпеи»: описание :

Человек всегда стремится к прекрасному, такова его суть. А еще он жадно изучает прошлое, извлекает из него уроки, работает над ошибками, ибо без этого невозможно будущее.

Примером такого сочетания искусства и истории является картина «Последний день Помпеи», написанная гениальным художником в 1830-1833 годах.

Что на ней изображено, как работал живописец и что хотел передать, мы рассмотрим в нашей статье.

Несколько слов об авторе

Картина «Последний день Помпеи» была написана в первой половине девятнадцатого столетия Карлом Брюлловым. Рожденный в Санкт-Петербурге в семье академика-скульптора, он с детства проникся страстью к искусству. Учился у лучших мастеров того времени, много путешествовал, часто посещал Италию, где жил и работал.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Работа, которой посвящена наша статья, была удостоена Гран-при в Париже. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Самые известные работы — «Всадница», «Осада Пскова», «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» и другие. А в 1862 году в Новгороде была поставлена скульптура лучшим деятелям культуры, посвященная тысячелетию России.

Среди шестнадцати фигур композиции нашлось место и Карлу Брюллову.

История одного шедевра

История картины «Последний день Помпеи» нам известна, поэтому мы с радостью поделимся ею с читателем.

Как мы упоминали ранее, Брюллов часто посещал Италию, где много работал. К слову, на этой земле он и умер, там нашло последнее пристанище его тело. В 1827 году живописец посетил раскопки древнеримского города, расположенного под Неаполем. Поселение похоронила лава Везувия, который внезапно проснулся. Этот момент как раз и запечатлела картина.

Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. И лишь немногим удалось спастись.

Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы.

Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.

Подготовка к работе

Картина «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым после тщательного изучения той эпохи. Художник несколько раз посещал раскопки, пытаясь запомнить расположение зданий, каждый камешек.

Он читал труды древних историков, в частности работы Плиния Младшего, очевидца трагедии, изучал костюмы в музеях и предметы обихода.

Это позволило ему реалистично отобразить жизнь итальянского общества времен извержения вулкана, а также передать чувства людей, которые вот-вот погибнут от стихии.

Отверженный труд

Наконец, Брюллов решил, что он готов к титанической работе, и приступил к написанию полотна. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4,5 х 6,5 метра. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.

В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Рассмотрим полотно, условно разделив его на две части.

Правая сторона картины

Картина Брюллова «Последний день Помпеи» очаровывает своим совершенствам, бурей эмоций, драматичностью и гармонией красок. В правой части художник изобразил группу людей, объединенных общим горем.

Это молодой парень и мальчик, которые несут на руках больного отца, юноша, который пытается спасти мать, но она приказывает бросить ее и бежать самому.

Совет

Предположительно, что тем самым юношей является Плиний Младший, который донес до нас печальную историю Помпеи.

Картина «Последний день Помпеи» изображает также пару: молодой человек несет на руках невесту и всматривается в ее лицо – жива ли она? За ними виднеется вздыбившийся конь с всадником на спине, падающие дома, декорированные статуями. А над несчастными людьми простилается темное от дыма и пепла небо, тучи, прорезанные молнией, поток огненной лавы.

Левая часть шедевра

Продолжаем наше описание картины «Последний день Помпеи». Слева Брюллов изобразил ступеньки, ведущие к гробнице Скавра.

На них собралась еще одна группа людей: женщина, смотрящая прямо на зрителя, художник с красками в ящике на голове, мать с двумя девочками, спокойный христианский священник, языческий жрец с драгоценностями под мышкой, мужчина, накрывающий плащом жену и маленьких детей.

Еще один «герой» полотна – это свет, точнее — его эффекты. Холодный оттенок молнии контрастирует с заревом вулкана. На его фоне панорама гибнущего города смотрится очень трагично и реалистично.

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Брюллов мастерски подобрал цвета, которые помогли ему изобразить картину очень реалистично. На холсте преобладают оттенки красного – одежда людей, зарево, цветы на голове невесты. В центре холста художник использовал зеленоватые, голубоватые и желтоватые тона.

Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу.

Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Это принцип условности, с помощью которого живописец показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле.

Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики.

Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры.

Вместо заключения

Картина, созданная гением искусства, одновременно прекрасная и страшная. Да, человек бессилен перед стихией, которая не знает преград в своей мощности. Однако он может и должен оставаться Человеком с большой буквы.

Не все способны на это, но к этому следует стремиться. Такие противоречивые чувства охватывают каждого, кто смотрит на холст с изображением последних дней древнего города.

Читайте также:  Дуэль гринева и швабрина (анализ эпизода, причины) в романе капитанская дочка пушкина сочинение

А увидеть знаменитое полотно сегодня может каждый, посетив Государственный Русский музей.

Источник: https://www.syl.ru/article/186785/new_kartina-posledniy-den-pompei-opisanie

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»: разбор картины, история создания и судьба произведения

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье.

Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором.

Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», — писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники.

«Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину».

Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Обратите внимание

Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане — два сына несут своего старика отца на руках.

А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас.

Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам.

Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи.

Важно

Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.

«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», — пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеиТы внес в отеческую сень.И был «Последний день Помпеи»,

Для русской кисти первый день! —

Лекция «Под воспаленным прахом»

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили», — Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут.

Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза.

Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».

Источник: https://www.culture.ru/materials/75604/drevnerimskaya-tragediya-stavshaya-triumfom-karla-bryullova

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине К.Брюллова «Последний день Помпеи». 8-й класс : Русский язык

Искусства мирные трофеи Ты внес в отеческую сень… И был “Последний день Помпеи”

Для русской кисти первый день…

Цель урока:

подготовка к сочинению-описанию картины.

Задачи урока:

1) подготовить учащихся к написанию сочинения;

2) способствовать формированию языкового и художественного вкуса учащихся;

3) помочь понять идею картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”;

4) закрепить умение описывать внешность и состояние человека;

5) активизировать искусствоведческую лексику (муза, классик живописи, династия живописцев, масштабное полотно, шедевр);

6) содействовать нрав ственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование:

Автопортрет К.П. Брюллова, репродукция картины К.П. Брюллова “Последний день Помпеи”, ТСО, видеоматериал “Государственный Русский музей”, учебный словарик искусствоведческих терминов, Стихотворение А.С. Пушкина “Везувий зев открыл…”, репродукция картины “Всадница”.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение цели и задачей урока.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины. (7 мин.)

2.1.

Слово учителя. Рассказ о художнике.

Сегодня у нас урок развития речи. Мы поговорим о Карле Павловиче Брюллове и о его картине “Последний день Помпеи”.

Великий Карл – так еще при жизни называли современники живописца.

Родился Б. в 1799 году в Петербурге. Профессия художника в семье была традиционной. С 1809 по 1821 год Брюллов учится в петербургской Академии художеств.

Совет

В первые десятилетия XIX века Брюллова особенно влечет портрет – жанр, считавшийся в Академии низким родом живописи. В портретах ему удается уловить и передать неповторимые черты личности, строй души, непринужденность проявления характера.

16 августа 1822 года Брюллов отправляется вместе со своим братом в Италию. Перед заграничной поездкой исконной фамилии “Брюлло” было придано русское окончание “в”.

Спустя почти год, 2 мая 1823 года, братья Брюлловы въехали в Рим. Вечный город пленяет Карла сразу и навсегда. Первое время он находится в состоянии счастливого волнения, непреходящего восторга. Италия стала для него землей обетованной. Италия была тем “прекрасным далеко”, где можно было творить.

В годы пребывания в Италии Брюллов создал около 120 портретов. Герои его портретов покоряют красотой, напряжением внутренней жизни (парадный портрет Джованины и Амацилии Пачини вошел в историю под названием “Всадница”).

Летом 1827 года, Брюллов впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел исторической картины.

Ученик

. Историческая справка. Помпеи – древний город в 23 км к юго-востоку от Неаполя, возле южного склона вулкана Везувия. Помпеи были значительным торговым портом, и благосостояние жителей города было высоким. Ввиду прекрасного местоположения многие богатые и знатные римляне, в том числе Цицерон, приобретали здесь виллы для отдыха.

По исследованиям историков в Помпеях было от 20 до 30 тыс. жителей, когда в 63 году город пережил страшное землетрясение.

Это проснулись вулканические силы Везувия, который был совершенно спокоен на протяжении многих веков. А в августе 79 года произошло мощное извержение вулкана, которое длилось около полутора суток.

Город был засыпан на высоту 6–7 метров кусками пемзы и вулканическим пеплом.

Большинство жителей успело спастись, но многие (около 2-х тысяч человек) погибли под развалинами.

Раскопки Помпеи начались в 1748 году.

2.2.

История создания картины.

Учитель: От первой мысли о будущей картине до ее завершения пройдет 6 лет.

Место действия Брюллов определил сразу – улица Гробниц, перекресток возле усыпальницы Скавра и сына жрицы Цереры (римская богиня производительных сил земли, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие).

Размер полотна 456,5 на 651 см. Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашел в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту.

Читает ученик

: “Уже первый час дня, а свет неверный, больной. Дома вокруг трясет… Решено уходить из города…Мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я бежал… Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин; одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие трепетали за близких…”. Именно те, кто “трепетали за близких”, а не за себя, станут главными героями картины.

Учитель:

По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Некоторые фигуры он изобразил в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел.

2.3.

Просмотр фрагмента видеоматериала “Государственный Русский музей”.

Учитель:

сейчас мы посмотрим фрагмент видеоматериала о картине, после просмотра вы ответите мне на вопрос “Какие чувства у вас вызвала картина?”.

3. Беседа по картине. Собирание рабочих материалов. (20 мин.)

(В процессе беседы основные словосочетания или отдельные слова записываются учащимися в тетрадях)

  • Рассмотрите внимательно картину. Какое настроение она у вас вызывает?
  • Нравится ли вам эта картина? Обоснуйте ответ.
  • Какие чувства вызывает картина? О чем вы думаете, глядя на картину?
  • Удалось ли художнику передать весь ужас происходящего события?
  • Какой момент запечатлел живописец?
  • Как представлен день катастрофы? (День катастрофы представлен трагически мрачным. Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, кроваво-красное зарево заливает вдали небосвод, тьму разрывают длинные, острые молнии. Грохот подземных толчков, треск рушащихся зданий, крики, стоны, мольбы оглашают воздух, и как в судный день, перед лицом смерти обнажается суть человеческой души)
  • Почему художник назвал картину “Последний день Помпеи”?
  • Как вы думаете, спасутся ли эти люди?
  • Есть ли главный герой на картине? Кто герои картины?
  • На картине изображено около 40 персонажей, которые объединены в группы. Каждая группа это своего рода “портрет чувств”. Давайте подробнее рассмотрим эти группы. В этом нам помогут ключевые слова, обозначающие чувства. Смятение и милосердие, мужество и самоотвержение, любовь, страх и корыстолюбие (слова записаны на доске).

— Что такое смятение?

(Паническая растерянность, тревога; паника – неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей). Какая группа, по вашему мнению, олицетворяет это чувство?

Семья, укрывшаяся плащом, будто он может защитить от града камней, ищущая спасения в бегстве, олицетворяет собой смятение. Их взоры устремлены на небо. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку. В тот день от жара гибли и птицы, и рыбы. Даже море отступило от берегов.

Читайте также:  Сочинение друг познается в беде по пословице 7 класс рассуждение

— Рассмотрите группу людей, изображенных в левом нижнем углу. Что они олицетворяют?

Коленопреклоненные мать с дочерьми недвижны, их вера (убежденность) в милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить изсострадания) Бога так велика, что они не трогаются с места, отдавшись страстной молитве. Их взоры обращены к небу. Над ними высится мужественная фигура христианского священника, не ведающего сомнения и боязни, целиком отдавшись милости Бога.

Учитель:

Подавляющее число образов в картине воплощает возвышенные чувства мужества, самоотвержения (жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага), любви.

— Рассмотрите группы людей, изображенных в правом нижнем углу. Опишите их. Какие чувства каждая из них олицетворяет?

Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели.

И все же они не могут оставить друг друга.

Юный жених, не слыша грохота и грома, неотрывно глядит в омертвевшее лицо невесты, на ее голове венок из роз, хотя в следующий миг смерть может настигнуть и его; тут чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.

Учитель:

Гибель Помпеи в представлении Брюллова – это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста – прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы.

— Как вы думаете, почему именно женщину с ребенком, Брюллов выбрал в качестве символа крушения?

Учитель:

Не все персонажи воплощают добродетельные чувства. Обратите внимание на фигуру языческого жреца, изображенного в глубине холста. Он, забыв о своей пастве, спасает свою жизнь и драгоценности. Правее изображен человек, вскочивший на коня, он мчится, не разбирая дороги и давя людей. На лестнице гробницы Скавра, в левой части картины, вор, крадущий драгоценности. Они воплощают корыстолюбие (стремление к личной выгоде, наживе, жадность), страх, бездушие (бессочувственного, живого отношения к кому-либо).

— Рассмотрите внимательно лица людей. Куда устремлены их взоры? Как вы думаете, почему большинство из них смотрит на небо?

— Найдите в левой части картины изображение женщины, взгляд которой устремлен на нас. Опишите выражение ее лица.

Женщина смотрит прямо на нас. Становится даже страшно. Такое впечатление, будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами. В ее взгляде нет чувства ужаса, в нем скорбь и печаль. На голову наброшен голубой шарф. Голубой символ бессмертия, а значит, человеческой, физической смерти, цвет печали и траура.

Обратите внимание на мужчину, изображенного за этой женщиной. Он вам никого не напоминает? Кто это? Это сам Брюллов. Он спокоен. Ловит оттенки отражения трагедии на лицах окружающих.

Обратите внимание

Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма.

Живописец, на глазах которого свершилось столько крутых поворотов истории, хочет показать причастность художника всех времен событиям современности.

— Исходя из всего сказанного, ответьте мне на вопрос “Чему учит нас эта картина?”

Добру и мужеству. Люди могут оставаться людьми, даже когда им грозит смертельная опасность.

Композиция движения

.

Учитель

: Обратите внимание на то, что лица на картине похожи, а позы – разные. Главное для Брюллова – передать человеческое чувство движением. Это трудное искусство называется “пластика”. Артистична ритмика телодвижений, жестов рук. Опишите эти жесты, используя опорные словаоберегающие, обнимающие, гневно простертые к небу, бессильно падающие. Все формы поражают своей скульптурной объемностью. Кажется, фигуры можно обойти кругом. Это ощущение усиливается отчетливым контуром, охватывающим каждую фигуру.

Цвет. Свет

. Какой цвет доминирует в картине? Как освещена центральная часть картины? А задний план? Ритму линий в “Помпеи” соответствует ритмическая организация цвета. Доминирующий в холсте цвет – красный: оттенки алого преобладают в одеяниях переднего плана, весь задний план картины целиком залит пылающим заревом. Центральная часть освещена холодным светом молнии, поэтому здесь главенствуют разбеленные голубоватые, зеленоватые тона.

Какова идея картины?

Идея картины глубоко романтична. Брюллов стремиться выразить события через характеры, состояние чувств, через многогранные оттенки переживаний, вызванных у совершенно различных по душевному складу людей одной и той же причиной – угрозой гибели. Это романтический прием.

Ученик.

Н.В. гоголь писал: “… прекрасные фигуры у Брюллова заглушают ужас своего положения красотой… Все герои являют не просто физическое, но нравственное совершенство”.

Рассмотрев картину мы увидели не мертвых персонажей, а реальных людей с их чувствами и эмоциями.

4. Слово учителя.

В 1834 году в Петербурге в Академии художеств открылась выставка “Одной картины”. Выставлялась картина Брюллова “Последний день Помпеи”. А.С. Пушкин, увидев картину, был потрясен. Снова и снова поэт отходил от картины и приближался к ней. Он был настолько поражен изображенным на полотне, что свои впечатления от увиденного выразил в стихотворении (читает наизусть ученица):

— Какие чувства вызывают строки Пушкина?

— С помощью каких слов поэт передает настроение?

— Выделите ключевые слова.

5. Лексическая работа. (5 мин.)

Объясните значение следующих слов: кумир, зев, гробница.

Кумир – 1. Статуя языческого божества. 2. Перен. Предмет восхищения, преклонения (высок. и ирон.). Зев – 1. Вход из полости рта в глотку. 2. То же, что пасть (устар.). Гробница – сооружение из мрамора, гранита и т.п., в котором хранится гроб с прахом умершего.

6. Работа над текстом сочинения (Составление плана сочинения). (7 мин.)

Мы с вами рассмотрели картину. Теперь необходимо составить план нашего сочинения.

— Скажите, с чего начинается сочинение? Как вы будете строить вступление к сочинению: вы будете описывать картину, рассказывать или рассуждать? Во вступлении нужно рассказать о художнике и об истории создания картины.

— Если вы будете рассказывать, то какой преимущественно тип речи вы будете использовать в этой части своего сочинения? (Повествование).

— О чем вы будете писать в основной части вашего сочинения? В основной части мы будем описывать картину.

— Следовательно, какой преимущественно тип речи будет использоваться в основной части? (Описание)

— Что должно содержать заключение? (В заключении необходимо сформулировать вывод, подвести итог всему сочинению).

1. Вступление. История создания картины.

2. Основная часть. Описание картины.

3. Поэтический отклик Пушкина на картину.

4. Чему учит нас картина Брюллова? (Мое впечатление от картины)

7. Итог урока. (3 мин.)

— Какова была цель сегодняшнего урока?

— Как вы думаете, цель достигнута?

— О чем мы сегодня говорили?

— Что нового для себя вы узнали?

8. Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Брюллова “Последний день Помпеи”.

Приложение 1

Источник: http://poznanie21.ru/current/russian/590706822.php

Описание картины «Последний день Помпеи» К.Брюллова

Российского художника пушкинской эпохи знают как портретиста и последнего романтика живописи, причем не влюбленного в жизнь и красоту, а скорее, как переживающего трагический конфликт. Примечательно, что небольшие по размеру акварели К. Брюллова в период его жизни в Неаполе привозились аристократами из поездок как декоративный и развлекательный сувенир.

Сильное влияние на творчество мастера оказала жизнь в Италии, и путешествие по городам Греции, а так же дружба с А. С. Пушкиным. Последняя кардинальным образом сказалась на видении мира выпускника Академии художеств – на первое место в его работах выходит судьба всего человечества.

Как нельзя ярче эту идею отражает картина «Последний день Помпеи», имеющая в своей основе реальные исторические факты.

Важно

Город неподалеку от современного Неаполя погиб при извержении вулкана Везувия. Об этом говорят еще манускрипты древних историков, в частности, Плиния младшего.

Он рассказывает, что Помпея славилась на всю Италию мягким климатом, лечебным воздухом и божественной природой. Патриции стоили тут виллы, императоры и полководцы приезжали на отдых, превращая город в древний вариант Рублевки.

Достоверно известны, что тут был театр, водопровод и римские бани.

24 августа 79 года н. э. люди услышали оглушительный грохот и увидели, как из недр Везувия начали вырываться столпы огня, пепла и камней. Катастрофе днем ранее предшествовало землетрясение, так что большинство из людей успело покинуть город.

Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения.

В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.

Именно такой момент изображен на холсте К. Брюллова, который вживую увидел улицы древнего города, даже под слоем окаменевшего пепла оставшимися такими, какими они были до извержения.

Художник долгое время собирал материалы, несколько раз бывал в Помпее, осматривал дома, ходил по улицам, делал эскизы отпечатков тел людей, погибших под слоем горячего пепла.

Многие фигуры изображены на картине в тех самых позах – мать с детьми, женщина, упавшая с колесницы и молодая пара.

Писалось произведение 3 года – с 1830 по 1833. Мастер настолько проникся трагедией человеческой цивилизации, что его несколько раз в полуобморочном состоянии выносили из мастерской.

Совет

Что интересно, в картине связаны темы разрушения и человеческого самопожертвования. Первый момент вы увидите в огне, охватившем город, падающих статуях, взбесившейся лошади и убитой женщине, которая упала с колесницы. Контраст достигается бегущими горожанами, которым до нее нет дела.

Примечательно, что мастер изобразил не толпу в привычном понимании этого слова, а людей, каждый из которых рассказывает свою историю.

Матери, прижимающие своих детей, которые не совсем понимают что происходит, хотят укрыть их от этой катастрофы. Сыновья, выносящие на руках своего отца, безумно смотрящего в небо и закрывающего рукой глаза от пепла, стараются спасти его ценой своей жизни.

Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого.

Христианский пастырь в красных одеждах, не выпускающий из рук кадила, бесстрашно и ужасающе спокойно смотрит на падающие статуи языческих богов, словно видит в этом Божью кару.

Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.

Один из них на заднем плане – автопортрет самого Брюллова. Он прижимает к себе наиценнейшее – ящик с красками. Обратите внимание на его взгляд, в нем нет страха смерти, есть лишь восхищение открывшимся зрелищем. Мастер будто остановился и запоминает смертельно прекрасный момент.

Что примечательно, на полотне нет главного героя, есть лишь мир, разделенный стихией на две части. Действующие лица расходятся на авансцене, открывая двери вулканическому аду, а молодая женщина в золотом платье, лежащая на земле – символ гибели утонченной культуры Помпеи.

Обратите внимание

Брюллов умел работать светотенью, моделируя объемные и живые образы. Важную роль здесь играют одежда и драпировки. Одеяния изображены насыщенными цветами – красным, оранжевым, зеленым, цвета охры, голубым и синим. Контрастирует с ними мертвенно-бледная кожа, которую освещают зарева молний.

Продолжает идею разделения картины свет. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Молнии вспыхивают желтым, даже лимонным, холодным цветом, превращая горожан в живые мраморные статуи, а кроваво-красная лава потоком накрывает мирный рай. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

Черные облака пыли, из которых льется не спасительный дождь, а губительный пепел, будто говорят, что спастись не сможет никто. Доминирующий цвет на картине – красный. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.

Вспышки молний освещают лишь передний план.

«Последний день Помпеи» страшна и прекрасна. Она показывает, насколько человек бессилен перед разъяренной природой. Поражает талант художника, сумевшего передать всю хрупкость человеческой жизни. Картина беззвучно кричит о том, что нет в мире ничего важнее человеческой трагедии. Тридцатиметровый монументальный холст открывает каждому те страницы истории, повторения которых не желает никто.

… Из 20 тысяч жителей Помпеи в тот день на улицах города погибло 2000 человек. Сколько их осталось захороненными под обломками домов – неизвестно и по сегодняшний день.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-bryullova-poslednij-den-pompei/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector