Анализ произведения вампилова прошлым летом в чулимске

Содержание пьесы «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова

Выдвигая на первый план обаятельный образ восемнадцатилетней миловидной девушки Валентины, кстати, собственным поведением пробуждающей Шаманова, заставляющей его отрешиться от безнадежного «все равно» и начать новую жизнь, драматург далек от обличительного пафоса.

Употребленное выше в связи с «Утиной охотой» слово «бездуховность» на этот раз еще больше, чем в предыдущей пьесе, соответствует тому, что в особенности беспокоит писателя.

Сложность, противоречивость нашей действительности воспринимается и показывается им здесь многоаспектно.

Обратите внимание

Драматург сумел рассмотреть в этом кусочке нечто общезначимое, тот провинциализм, который может сопровождать человека на всех этапах жизни в самых культурных центрах.

Более того, он обнаружил драму, скрывающуюся за внешне бесспорным стандартизованным благополучием, так выражаемым героем пьесы: «В чем дело?.. Чем ты недоволен? Чего тебе еще не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, женщины тебя любят. Живи да радуйся.

Чего тебе еще надо?» Неспроста в авторской ремарке в начале пьесы дважды употребляется выражение «типовой дом». Есть работа. Есть семья. Есть квартира в «типовом доме», из окна которой видна крыша опять-таки «типового дома».

Но жизнь в целом должна строиться так, чтобы не позволять человеку растрачиваться на несущественное, превращаться в потребителя, пусть даже и с эстетическими наклонностями.

Далее следует цитированный уже рассказ о палисаднике и калитке, которую неутомимо чинит Валентина.

Для догадливого читателя и зрителя в приведенной ремарке рассыпано столько конкретных деталей, что он по ним без труда заключит: описываемые события происходят где-то в Юго-Восточной Сибири, в районе Иркутска например, где еще до революции строились такие дома и где сопки одеты вот в такие кофты и юбки.

Рисует, изображает в том смысле, что наряду с совершенно естественными, почти бытовыми диалогами в его пьесах не меньшее значение имеют, как я уже сказал, развернутые, леоновского типа авторские ремарки, полные напряженного драматизма и глубокого психологизма.

Первая из них, занимающая две страницы убористого текста, предваряет диалог героев, следующие являются неотъемлемыми частями этих диалогов, их внутренним планом, из которого рождаются новые диалоги, снова естественно вливающиеся в ремарки, влекущие за собой опять диалоги.

Рекомендуем почитать ►

Творческая история «Пира Петра Первого»

Важно

Читателя своих пьес Александр Вампилов чаще всего уводил в места, далекие от столицы, называвшиеся в давние времена «медвежьими углами». «Какое здесь житье?— жалуется одна из героинь пьесы «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Ну, нам еще, старикам, ну ладно, а для молодежи? Добра-то в нашем Чулимске. Одно комарье.

Куда ни повернись — тайга в любую сторону на сотни верст. Другой раз как подумаешь — душно делается… Глядите, Илья на что уж таежный житель, и тот не выдерживает…» А другие? Чем живут они? Прежде всего трудом, конечно.

Но как относятся к нему? Приносит ли он им удовлетворение? Или — только деньги, что, например, полностью удовлетворяет Помигалова?

На веранду дома выходят три окна и дверь, на которой иоибита вывеска: «Чайная». Перед мезонином — небольшой балкончик с чуть приоткрытой дверью; внизу окна закрыты ставнями. Па одной из ставен висит бумажка — должно быть, распорядок работы чайной.

Здесь же, на веранде, стоит несколько новеньких металлических столов и стульев. Слева от дома — калитка и скамейка, а дальше— высокие ворота. Начинаясь за воротами, вверх к дверям мезонина ведет лестница с перилами. На карнизах, оконных наличниках, ставнях, воротах — всюду ажурная резьба.

Наполовину обитая, обшарпанная, черная от времени, резьба эта все еще придает дому нарядный вид…»

    Валентина. Неправда… (Двумя-тремя движениями закончила с оградой.) Вот и все. Много ли здесь труда — и все на месте. И ограда целехонька. (Живо) Ну неужели вы не понимаете? Ведь если махнуть на это рукой и ничего не делать, то через два дня растащат весь палисадник.

По-разному относятся люди к выполняемому ими труду. Все валится из рук у бывшего фронтовика, потом военнопленного Дергачева. Механически исполняет свои обязанности следователь Шаманов.

Всего какой-то год он «процветал» в областном центре, «разъезжал в собственной машине», но «чей-то сынок наехал на человека», следователь Шаманов проявил принципиальность, решил посадить виновного, за что был смещен, отправлен в глубинку, стал апатичен и ни о чем больше не мечтает, кроме пенсии.

«С меня хватит,— заявляет он.— Биться головой об стену — пусть этим занимаются другие. Кто помоложе и у кого черепок потверже».

Совет

Идя от этой удачно найденной детали, Александр Вам-пилов в пьесе «Прошлым летом в Чулимске» включается в спор о нашем человеке, о нашей действительности по самым главным регистрам, показывая, как новое отношение к труду, к человеку постоянно вынуждено вступать в схватку со старым.

Причем поскольку последнему помогают не только предрассудки прошлого, но и то, что культурное, духовное, душевное развитие людей часто явно отстает от образования, роста материального благосостояния, в результате чего к этому старому прибавляются бюрократизм и множество других, заново приобретаемых, создаваемых предрассудков и «окаменелостей»,— старое нередко подминает и даже надламывает новое.

Характерно следующее наблюдение: из 2450 строк пьесы «Прошлым летом в Чулимске», выпущенной издательством «Искусство» в 1974 году, 740 набраны курсивом, то есть третью часть текста пьесы составляют авторские ремарки. Последняя занимает 14 строк.

Ею заканчивается сцена расставания, заключающая пьесу. Открывается же эта сцена диалогом, с первого взгляда выпадающим из общего повествования. Впервые собрались вместе все герои, каждый из которых потерпел очередное поражение.

Перед каждым впереди неизвестность.

В отличие от них молодая девушка Валентина, дочь Помигалова, работающая в местной чайной, обязанности свои исполняет охотно, образцово, к людям уважительна и доброжелательна. Верит только в самое хорошее, даже когда жизнь не дает оснований для оптимизма.

Вот, к примеру, перед чайной — «деревянный тротуар и такой же старый, как дом (ограда его тоже отделана резьбой), палисадник с кустами смородины по краям, с травой и цветами посередине. Простенькие бледно-розовые цветы растут прямо в траве, редко и беспорядочно, как в лесу.

Палисадник расположен так, что для посетителей, направляющихся в чайную с правой стороны улицы, он выглядит некоторым препятствием, преодолеть которое должно, обойдя его по тротуару, огибающему здесь половину ограды палисадника.

Труд этот невелик — в обход шагов десяток, не более того, но по укоренившейся здесь привычке посетители, не утруждая себя «лишним шагом», ходят прямо через палисадник.

Следствием этой манеры является неприглядный вид всего фасада: с одной стороны из ограды выбиты две доски, кусты смородины обломаны, трава и цветы помяты, а калитка палисадника, которая выходит прямо к крыльцу чайной, распахнута и болтается косо на одной петле». Валентина упорно начинает свой день с того, что поправляет ограду, распрямляет траву. Следователь Шаманов, в которого она тайно влюблена, спрашивает, зачем она занимается напрасным трудом, и уверяет, что «они будут ходить через палисадник. Всегда».

Обратите внимание

Так же как Леонид Леонов, сибирский драматург любил снабжать диалоги в своих пьесах развернутыми авторскими ремарками, ставящими его драматургию между двумя родами литературы.

Перенося читателей и зрителей пьесы «Прошлым летом в Чулимске» в далекий сибирский райцентр конца 60-х годов, он уже в развернутой вводной ремарке-экспозиции дает почувствовать, каким удивительным, противоречивым соединением «старины» и «новизны», «дерева» и «металла», «резьбы» и «обшарпанности» и прочих столь же различных компонентов, включая нравы, обычаи, характеризуется наша жизнь, но крайней мере, в изображаемом регионе. «Старинный деревянный дом с высоким крыльцом, верандой и мезонином. За домом возвышается одинокая береза, дальше видна сопка, внизу покрытая елью, выше сосной и лиственницей.

Источник: http://www.getsoch.net/soderzhanie-pesy-proshlym-letom-v-chulimske-aleksandra-vampilova/

«Прошлым летом в Чулимске», или шедевр Вампилова на сцене | Молодежный информационно-развлекательный журнал

Мне нравится читать произведения, а потом думать над ними, постигая глубокий авторский замысел. После просмотра в Классическом театре драмы «Прошлым летом в Чулимске» я задумалась над смыслом произведения, которое стало последним для талантливого драматурга Вампилова. Какие мысли и чувства хотел донести автор до читателя? Мысли о простом, человеческом счастье.

Главная героиня – Валентина, юная красивая девушка, безнадежно влюбленная в разочаровавшегося в жизни следователя Шаманова, но при этом ее активно добивается сын буфетчицы Павел.

Все усложняется тем, что аптекарша Кашкина имеет виды на следователя и не очень-то жалует Валентину. С началом пьесы мы уже предчувствуем, что ничего хорошего из этого не выйдет. Слишком много судеб на одной сцене, слишком разные люди.

И до самого последнего зритель находится в предчувствии трагедии. В постановке, на которую мы ходили, финал был не трагичным. Но ведь Вампилов написал две концовки.

В одной замученная такой жизнью, непониманием окружающих и чрезмерным вниманием со стороны сразу двух мужчин в финале пьесы Валентина застреливается из ружья, в другой – никто не умирает, все остаются живы. Но счастливы ли?

Пока я смотрела пьесу, мне не давал покоя один вопрос: зачем Валентина все время чинит палисадник? Ведь все, кроме Шаманова, продолжают ходить сквозь него, снова ломают калитку, переступают, но не обходят по тропинке вокруг. Почему она это делает? Да ведь это олицетворение ее собственной трагедии.

Страдая от непонимания окружающих, она восстанавливает то, что все равно сломают. И не отступается от этого. В разговоре с Шамановым она говорит, что никакого неудобства починка палисадника ей не доставляет. А ведь он – это и есть ее жизнь. Девушку никто не понимает и не воспринимает серьезно.

Отец, боясь потерять последнюю дочь, так как все остальные уже уехали в город, запрещает Валентине покидать Чулымск, ее возлюбленный следователь Шаманов – запутавшийся в своей жизни и уже ничего, кроме пенсии, в ней не желающий, Пашка, сын буфетчицы, который привык получать все, что захочет… Никому из них не важна судьба девушки. Через нее просто переступают, также, как и через палисадник.

Когда Шаманов узнает о любви девушки, он решает начать новую жизнь. В нем просыпается то, что давно казалось безвозвратно потеряно в его серых буднях.

Он решает добиться ее, назначая свидание в столовой в 9 часов вечера, но даже не думает, что ревнивая Кашкина перехватит его послание, и Валентина, пожалев Пашку, которого мать выгоняет в город, пойдем с ним на танцы. В итоге, вернувшись на место встречи, он находит лишь аптекаршу, которая во всем ему признается.

Вскоре возвращаются с танцев Паша и Валентина. На девушке нет лица, она рыдает, прижавшись к стене. Молодой человек принудил ее к близости, надеясь, что теперь она будет только его. Но нет. В финале пьесы Валентина отказывается от всех.

Важно

И от любимого, и от теперь уже ненавидимого ею сына буфетчицы и просит отца, чтобы «они больше никогда к ней не вязались». Теперь – перед каждым героем неизвестность. Вампилов дает читателю самому додумать финал произведения. Что будет дальше?

Вапмилов рассказывает историю любви. Историю несчастной девушки в потерянном городе. Даже названия соседних городов говорят сами за себя: Потеряхи и Ключи. По сути, у героев драмы и не могло быть счастливого конца, ведь все указывало на это.

И вечный, не кончающийся ремонт в столовой, и разрушаемый ежедневно палисадник, и Шаманов, пытающийся скрыть свою связь с Зинаидой Кашкиной, и ружье, вынесенное на сцену, но так и не выстрелившее, и даже дедушка Еремеев, не имеющий документов и живущий в лесу… Все это создает атмосферу упадка, бесконечности серых будней и отсутствие будущего.

Все эти люди никогда не выберутся из Чулимска, ведь сами ничего из себя не представляют. Привыкшие к пустой размеренной жизни, они уже и не нуждаются в чем-то большем. Даже не пытаются.

Пустая бесцельная любовь, роман между героями, ссоры и драки… Но Валентина упорно чинит палисадник, потому что она единственная, кто еще хоть немного верит в то, что можно все это изменить. И в конце пьесы палисадник уже не просто ее жизнь, а жизнь всего Чулимска.

«Они будут ходить через палисадник. Всегда». 

Источник: http://timix.nios.ru/node/5330

“Прошлым летом в Чулимске” самая поэтичная из пьес Александра Вампилова

Поэзия в ней вырастает почти до символа. Точная обрисованность быта органично сплавлена с высоким трагическим звучанием. Нас привлекли в пьесе ее нравственный максимализм, бескомпромиссность чувств, поистине чеховская требовательность к человеку и такая же щемящая за него боль”.

Исследователи всесторонне и убедительно выявили литературно-генетические связи пьес Александра Вампилова с драматургией Гоголя, Сухово-Кобылина, Чехова. Не прошли они и мимо соприкосновений ее с народной “смеховой культурой”.

К сожалению, остались почти не рассмотренными связи с драматургическим творчеством Леонова, не исключая и постановки новых, коренных проблем человеческого бытия в процессе трудного становления нового мира.

Совет

Недостаточно была, на мой взгляд, подчеркнута и важнейшая специфическая черта драматургии Александра Вампилова в целом.

Читайте также:  Афраний в романе мастер и маргарита булгакова образ и характеристика сочинение

Ныне его пьесы оценены и зрителями и критикой по достоинству. Но по-прежнему нет единства в понимании природы его таланта. Позволю себе привести обширную цитату по этому поводу из статьи К. Л. Рудницкого “По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова”, остающейся одной из лучших и сегодня.

Автор писал: “Одни считают, что театр Вампилова – прямое продолжение опыта Леонова, Арбузова, Розова, Володина, другие видят в нем последователя чеховских традиций. Называют и Горького. Упоминают Достоевского! Та же разноголосица слышна и в попытках определить, что представляют собой герои Вампилова.

“Праведники”,- убежденно говорит один критик. “Бесхарактерные, склонные к компромиссам”, – замечает другой. “Сломленные люди”, – припечатывает третий. “Романтики”, – уверяет четвертый. “Фанатики, одержимые”, – поддакивает ему пятый. “Просто чудаки”, – улыбается шестой.

“Лишние люди”, “аморфные души”, – хмуро сообщает седьмой, И так далее. Разным восприятиям вампиловских героев сопутствует и разное понимание авторского мироощущения.

Одним очевидна возвышенная приподнятость Вампилова, другим – сентиментальность, едва ли не слащавая, третьим – сухость, трезвая и холодная объективность, а иным даже и мрачный пессимизм…

“Восторженное непонимание”, окружающее Вампилова, скорее всего проистекает из попыток замкнуть анализ в пределах собственно литературных сопоставлений: Вампи-лов и Чехов… и Володин… и Арбузов…

Такие покушения к успеху не приводят: с одной стороны, и правда налицо всевозможные реминисценции, всяческие отзвуки; с другой же стороны, очевидна яркая оригинальность, рано или поздно опровергающая любое сопоставление.

Искусство Вампилова впитало в себя разные традиции – и чеховскую в их числе. Но распоряжалось ими свободно, смешивая, переиначивая, настраивая их на свой лад.

В его пьесах властно выразили себя некоторые социальные коллизии наших дней.

Важно было бы понять, навстречу каким неутоленным духовным потребностям устремилась творческая энергия писателя, как отзывалось его дарование на сдвиги, совершавшиеся в самой действительности, почему и как жизнь, участником и свидетелем которой явился Вампилов, предопределила оригинальную форму, эмоциональную щедрость, повышенный тонус, трагизм и комизм его творений…

Почти все герои Вампилова повинуются обычно не убеждениям и не расчету, не той или иной идее, пусть даже самой прекрасной, но – трудно постижимым и непредуга-дываемым импульсам. Действуют экспромтом.

Таков и Бусыгин в “Старшем сыне”, таков и Шаманов в пьесе “Прошлым летом в Чулимске”, таков даже и Зилов в “Утиной охоте”. Порою, кажется, они самому автору преподносят сюрпризы. Похоже, и Вампилов не знал, что они так себя поведут в тот или иной критический момент.

Обратите внимание

Почти всегда мы получаем право гадать: а что было бы, если бы герой поступил иначе?

Критические мгновения, заставляющие героев Вампилова что-то важное решать, так или иначе распоряжаться своей судьбой, совершать поступки, от которых зависит их будущее, обычно застают этих героев врасплох и некстати. Жизнь шла, как шла. И вдруг!.. И внезапно!.. Они оглянуться не успели, а все изменилось, чуть ли не перевернулось. Хочешь не хочешь, надо решать.

Склонность Вампилова к игре маловероятных ситуаций, к быстрой организации коллизий, больше похожих на веселые или мрачные гипотезы, нежели на реальные случаи из действительной жизни, обнаруживает счастливую свободу его театрального таланта”.

И далее: “Вампилов же, вовсе не отказываясь ни от изощренной тонкости психологизма, ни от достоверности бытописательства, ни от пристальной наблюдательности, рискнул тем не менее переосмыслить и радикально изменить наиболее распространенные принципы композиции пьесы.

Технику легкомысленного водевиля он заставил служить идейно значительным целям, уверенно предполагая, что абсурдность сценической ситуации, совершенно невообразимой в повседневной будничности бытия, может – и должна!–подобно сильному лучу прожектора, прорезавшему туман, вдруг ярко высветить характерные черты реальности, которые ускользают от внимания писателя, послушно повторяющего ее едва заметные движения, старательно фиксирующего привычные коллизии: гладкие или шероховатые, плавные или неровные. Точно таким же способом Вампилов приспособил и подчинил своим намерениям надежный, выверенный механизм мелодрамы…” И еще: “Вампилов прекрасно понимал, что жить легче – совсем еще не значит жить лучше. Между этими вот двумя полюсами: достигнутым “легче” и трудно достижимым “лучше” – простирается наэлектризованное силовое поле его драматургии”.

Где-то в глубинах пьес Вампилова запрятана ирония, а может быть, вернее сказать, – не ирония, а мудрая усмешка автора, обусловливающая тональность речей многих персонажей: говорят всерьез, а чувствуешь, будто чуть подсмеиваются и над собой, и над собеседниками, то горьковато, то язвительно, то простодушно, по легкомыслию или оттого, что не берут изрекаемое ими же всерьез.

Невольно связываешь эту их особенность с жанровой необычностью пьес Александра Вампилова, при чтении которых вспоминаются и “народная драма”, и раешник, и даже анекдотические поединки “пустобрехов”.

Но все это словно бы растоплено, не ухватывается глазом, а лишь смутно ощущается, отодвигаемое на самый задний план большими проблемами, решаемыми на неброском, повседневном “бытовом” материале, в его устойчивых формах побудившем Чехова сказать, что в жизни не каждый день вешаются или стреляются, но каждый день в ней разбиваются человеческие сердца.

Важно

Внутренне драматичные в каждом звене, пьесы Александра Вампилова поэтичны в том смысле, что автор их влюблен в каждую конкретную деталь изображаемой действительности, согревает ее теплом собственного сердца.

Не знаю другого такого современного драматурга, который бы самые жесткие образы лепил из такого мягкого словесного материала и, весь погруженный в современный быт, так легко и естественно поднимался бы к проблемам современного бытия.

Детали здесь – частицы общего, отчего порой приобретают значение символов, а пьесы, взятые вместе, воспринимаются как единая сага об отнюдь не простом утверждении человечности среди людей.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

“Прошлым летом в Чулимске” самая поэтичная из пьес Александра Вампилова

Другие сочинения по теме:

  1. Содержание пьесы “Прошлым летом в Чулимске” Александра Вампилова Драматург сумел рассмотреть в этом кусочке нечто общезначимое, тот провинциализм, который может сопровождать человека на всех этапах жизни в самых…
  2. “Прошлым летом в Чулимске” Вампилова краткое содержание Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает,…
  3. Библиография произведений Александра Вампилова Смерть нелепейшим образом вырвала Александра Вампилова из жизни. Великолепный пловец, рыболов, охотник, он в день своего рождения решил угостить друзей…
  4. Драматургическая сага Александра Вампилова В конце 60-х годов на литературном небосклоне ярким светом вспыхнула звезда Александра Вампилова (1937- 1972). В начале следующего десятилетия его…
  5. Содержание пьесы “Утиная охота” Александра Вампилова В написанной в 1967-м и напечатанной в 1970 году пьесе “Утиная охота” Александр Вампилов создал галерею характеров, озадачивших зрителя и…
  6. УРОК ПО ПЬЕСЕ А. ВАМПИЛОВА “УТИНАЯ ОХОТА” ( о финальной сцене) Обращаемся к финальной сцене. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова? “Плачет он или смеется, понять невозможно,…
  7. Драматургия А. Вампилова. Проблема героя и жанровые искания Александр Валентинович Вампилов 1937-1972 Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во…
  8. Прощание с прошлым в поздней лирике Ахматовой В поздней лирике, особенно в той, что носит почти дневниковый характер, ахматовская фрагментарность и лапидарность остаются и даже, как сказано,…
  9. “Дом, где разбиваются сердца” одна из самых причудливых пьес Шоу Шоу назвал ее “фантазией в русской манере на английские темы”. Этим он подчеркнул родство своей пьесы с пьесами любимых драматургов…
  10. Жанровое разнообразие лирики Александра Олеся Александр Олесь – один из поэтов начала XX столетия, уже первый сборник которого удостоверил, что это поэт-лирик. Уже первый печатный…
  11. Сочинение на тему: море летом Как славно опосля прохладной и длинной зимы ощутить почти горячие солнечные лучи. Пришло Лето, время отдыха. Одним из самых излюбленных…
  12. Краткое содержание “Жития Александра Невского” Ы Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него…
  13. Цикл пьес Бернарда Шоу “Приятные пьесы” В цикл вошли “Оружие и человек” (1894), “Кандида” (1895) и “Избранник судьбы” (1895). Название “Приятные пьесы” исполнено скрытой иронии, так…
  14. Краткие сюжеты пьес Шепарда В предисловии к одному из изданий пьес Шепарда влиятельный американский театральный критик Р. Джилмен подытожил наблюдение коллег за его творчеством:…
  15. Анализ одной из пьес А. П. Чехова (НЕ “Вишневый сад”) Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара – старая нянька Марина….
  16. Жанровая своеобразность пьес Кальдерона Драма (как жанр, не путать с драмой как с родом литературы!) – это пьеса социального или бытового характера с острым…
  17. Самая яркая и драматическая глава в биографии Гюго 17 июня 1851 года Гюго поднимается на трибуну Законодательного собрания, чтобы протестовать против пересмотра статей конституции, запрещающих переизбрание президента республики…
  18. Цикл пьес Бернарда Шоу “Пьесы, для пуритан” В этот цикл вошли “Ученик дьявола” (1897), “Цезарь и Клеопатра” (1898) и “Обращение” капитана Брассбаунда” (1899). Название “Пьесы, для пуритан”…
  19. Сочинение на тему: “Лес летом” Сочинение на тему: “Лес летом” Летний лес. Вы бывали летом в лесу? Прогулки по лесу – это так приятно, а…
  20. Художественные особенности пьес Чехова Драматургия Чехова формировалась в обстановке общественного безвременья, когда, вместе с наступившей реакцией и крушением революционного народничества, интеллигенция в преобладающей массе…

Источник: https://ege-russian.ru/proshlym-letom-v-chulimske-samaya-poetichnaya-iz-pes-aleksandra-vampilova/

Клуб пергам: литература глазами читателей

Первый вариант пьесы   был   написан   специально   для   Московского академического театра им. Вл. Маяковского по договоренности с его главным режиссером А.А. Гончаровым.

Однако ни этот, ни другой вариант на сцене театра поставлены не были. Пьеса закончена в начале 1971 г. Впервые опубликована в альманахе «Ангара» (1972, Э6) после гибели драматурга.

Писатель Геннадий Николаев в своих воспоминаниях о Вампилове описывает события, связанные с публикацией этой пьесы:

«На мой взгляд, это была отличная пьеса, светлая, добрая, написанная с вампиловской пронзительной силой.

 Всем нам, я имею в виду редколлегию альманаха, хотелось, чтобы пьеса увидела свет именно в нашем альманахе, ибо это стало уже традицией, которой мы гордились: все главные пьесы Вампилова начинали свою дорогу в шумную театральную жизнь со страниц альманаха.

 Да просто потому, наконец, что это была великолепная пьеса! Но, увы, на ее пути встали непредвиденные трудности, которые в то время казались непреодолимыми.

Вампилов сидел на тахте, опершись подбородком о стиснутый кулак. После долгого раздумья он сказал:

— Слушай, неужели не ясно, о чем пьеса? Так обидно! И потом, ведь я написал Товстоногову, что пьеса принята. Они уже разворачивают репетиции. Выходит, я трепач?

Утром мы с Марком Сергеевым были в обкоме партии и договорились с секретарем обкома Е.Н. Антипиным о проведении повторной,   расширенной редколлегии по пьесе.

Редколлегия была намечена на двадцать восьмое июня, ждать надо было еще двадцать пять дней, а пока…

Совет

пока я мог только подарить Вампилову типографский оттиск пьесы, чтобы он послал его Товстоногову в знак того, что пьеса действительно   принята   редколлегией»   (О   Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. С.595).

Первоначальное название — «Валентина». Вампилов вынужден был изменить название из-за того, что, пока пьеса, следуя участи всех вампиловских произведений, проходила многочисленные стадии утверждений, а точнее — неутверждений, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее.

Название было изменено на «Лето красное — июнь, июль, август…» Однако оно не удовлетворяло драматурга. Во время работы над своим первым однотомником (вышедшим в изд-ве «Искусство» уже после смерти автора) Вампилов дал пьесе «рабочее» название «Прошлым летом в Чулимске», которое и оказалось окончательным.

Правда, О.М. Вампилова  вспоминает, что последнее название нравилось Вампилову и, возможно, что на нем бы он и остановился, но теперь это уже из области догадок и предположений. Первое название — «Валентина» — сохранилось в фильме, поставленном Г. Панфиловым («Мосфильм», 1981).

Первая постановка пьесы в Москве состоялась в 1974 г. на сцене Театра им. М.Н. Ермоловой (режиссер В. Андреев). Тогда же «Чулимск» был поставлен в ленинградском БДТ им. М. Горького (режиссер Г. Товстоногов).

 Существует вариант финала пьесы, оканчивающийся самоубийством Валентины (в процессе подготовки пьесы для изд-ва «Искусство» автор отказался от этого финала):

     «Появляются: Пашка перед Валентиной пятится, Валентина идет прямая, глядя мимо Пашки.

     ПАШКА. Кофту возьми.

    Он сует ей кофту, она ее не берет. Кофта падает ей под ноги. Валентина на нее наступила. Пашка посторонился, Валентина вошла во двор.

     До завтра, Валя…

     Пашка поднимает с земли кофту, замечает Хороших. Небольшая пауза.

     ХОРОШИХ (негромко). Ты че наделал?

ПАШКА (бодро). Все, мать. Завилась веревочка… Она моя.

     Небольшая пауза. Хороших угрюмо качнула головой: врешь, не твоя.

     ПАШКА. Брось, мать. Это пустяки, это по первости.

ХОРОШИХ. Она тебя возненавидела…

ПАШКА. Молчи, мать. Все будет в норме.

ХОРОШИХ. И я бы тебя возненавидела… Я бы тебя… (Подступает к Пашке.)

ПАШКА (пятится). Спокойно, мать.

ХОРОШИХ (наступает). Я бы тебе…

ПАШКА(Пятится). Мать, мать.

     Хороших остановилась, прислонилась к палисаднику. Небольшая пауза.

     ХОРОШИХ. Уходи, Павел.

     Шаманов появляется со стороны, противоположной той, откуда появились Пашка и Валентина.

Читайте также:  Образ и характеристика швабрина в романе капитанская дочка пушкина сочинение

     ШАМАНОВ (подходит). Где Валентина?

ХОРОШИХ. Павел, уходи.

ШАМАНОВ. Что случилось? (Подступает к Пашке.) Где Валентина?

     Берет Пашку за грудки.

     ХОРОШИХ (Шаманову). Отпустите его… Пусть он уходит.

ПАШКА (Шаманову). А ну, отцепись.

ШАМАНОВ. Где она?.. Что с ней?..

     Снова голоса с улицы.

     ГОЛОС ЕРЕМЕЕВА. Не нальет.

ГОЛОС ДЕРГАЧЕВА. Посошок нальет.

ГОЛОС ЕРЕМЕЕВА. Не нальет.

ГОЛОС ДЕРГАЧЕВА. Нальет, никуда не денется.

     Оба появляются.

     ШАМАНОВ. Где она?

ПАШКА. Отцепись.

ШАМАНОВ. Говори или…

Обратите внимание

     Со двора выбегает Помигалов с ружьем в руках. За ним, вцепившись в него, — Валентина.

Все поворачиваются к ним. Шаманов выпустил Пашку.

     ВАЛЕНТИНА. Нет, папа!.. Не сме-ей!

     Помигалов отшвырнул Валентину в сторону. Кашкина выбегает на балкон.

     ПОМИГАЛОВ. Где он? Где?.. Дай мне гада!

ХОРОШИХ. Беги!

ПОМИГАЛОВ. Не беги… Не убежишь.

     Пашка замер, прижавшись к ограде палисадника. Кашкина, стоя на балконе, закрывает лицо руками. Так простоит она до последней реплики этой картины.

     ХОРОШИХ (бросилась к Пашке, но Дергачев ее схватил). Не виноват он! Не виноват!

ПОМИГАЛОВ. Не подходи! Пристрелю любого, кто подойдет… Он получит, че заслужил. (Взводит курок.)

ШАМАНОВ (делает шаг в сторону Помигалова). Остановитесь!.. С Валентиной был я.

     Помигалов на мгновенье застывает.

     Он не виноват. С ней был я.

     ВАЛЕНТИНА (кричит). Не-ет!

     Но секундного помешательства Помигалова достаточно для того, чтобы с одной стороны Еремеев, а с другой Дергачев подошли к нему и отняли у него ружье.

     ШАМАНОВ. С ней был я.   (Обращаясь   к   Валентине.)   Валентина!.. (Остальным.) Мы… Я увезу ее отсюда.

ПАШКА. Врешь!.. Врет он! Не слушайте его! (Сорвался с места, бросился на Шаманова, но его схватили Хороших и Дергачев.)

ЕРЕМЕЕВ (с ружьем в руках, качая головой). В зверя можно стрелять, разве можно в человека? (Валентине.) На, спрячь. Подальше спрячь.

Важно

     Валентина берет ружье сначала одной рукой, машинально, потом — крепко, двумя, и уходит во двор.

     ПОМИГАЛОВ (Шаманову). Кто?.. Кто из вас? Он или ты?

ШАМАНОВ. Я. Валентина и я — мы отсюда уезжаем. Завтра же. (Всем.) Вам всем понятно?

ПАШКА. Врешь! (Всем.) Не он! Не он! Я! Я! Я!

     Во дворе раздается выстрел. Тишина. Только стучит дизель.

     ВСЕ РАЗОМ. Валентина!

     Стук прерывается — это перебой, и наступает темнота.

                       Утро следующего дня

     На крыльце чайной. Сидят: Шаманов у калитки, на нижней ступеньке, на этой же ступеньке, слева, близко друг к другу — Пашка, Хороших и Дергачев. Пашка сидит, низко опустив голову и обхватив ее руками. Двумя ступеньками выше сидят — справа Еремеев, слева Кашкина. Со двора доносятся причитания старух.

     ЕРЕМЕЕВ (сокрушается). Бумагу давал, ружье давал — разве думал, что так получится?.. (Не сразу.) В тайгу не попадаю, в свидетели попадаю…

     Мечеткин выходит со двора от Помигаловых, на ходу надевая шляпу.

     МЕЧЕТКИН (не сразу). Что же это, товарищи?.. Это подумать, как судьба распорядилась.

ДЕРГАЧЕВ. Мы виноваты… Все виноваты. Слышь, Павел…

     Помигалов появляется, останавливается у своих ворот. За его спиной причитания становятся тише.

     Все причастные. Все будем отвечать.

     Старухи умолкают. Причитания их больше не слышны. Сопка за домом освещается первыми лучами солнца. Послышался лай собаки и где-то вдали ровное гудение мотора.

Шаманов поднимается, заходит в палисадник. При всеобщем молчании он восстанавливает ограду. Далее Шаманов переходит к калитке. С нею у него не выходит.

     ШАМАНОВ (выпрямился). Помогите кто-нибудь.

     С крыльца поднимаются все, кроме Пашки, который продолжает сидеть, опустив голову. К калитке подходит находившийся ближе всех Еремеев. Шаманов и Еремеев склоняются над калиткой.

                                  Занавес

                                                                 Т. Глазкова

Источник: http://pergam-club.ru/book/650

Прошлым летом в Чулимске

Вы здесь

Писатель и драматург Александр Вампилов написал пьесу «Прошлым летом в Чулимске» в 1971 году, и это вариант был создан для постановки пьесы в Московском академическом театре, но тогда спектакль так и не поставили. В одном из вариантов Валентина кончала жизнь самоубийством.

Публикация пьесы состоялась год спустя, в 1972 году. Издательством выступил альманах «Ангара». Интересна история названия пьесы.

Изначально она называлась «Валентина», но пока произведение утверждалось цензурой, Рощин написал пьесу «Валентин и Валентина», получившую широкую известность. Пришлось название заменить на «Лето красное — июнь, июль, август…

«, однако Вампилов в итоге назвал произведение «Прошлым летом в Чулимске», и после его смерти название так и закрепилось.

Читайте краткое содержание «Прошлым летом в Чулимске».

Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром.

Совет

Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана.

Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.

Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает ее чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию».

Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага.

Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому.

Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таежный райцентр, где нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушел, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается.

Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, — и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.

В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовет ее на танцы. Но Валентина твердо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров.

Обратите внимание

Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка — незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен ее слушаться.

Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.

Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым.

Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришел хлопотать о пенсии.

Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, — всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.

Еще один участник действия — бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что ее связь с Шамановым вызывает в поселке пересуды и оскорбляет общественную нравственность.

Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьезных намерениях.

Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить свое внимание именно на Валентину.

Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.

Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его.

Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она — красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает ее, почему она не уехала в город, как многие ее сверстницы.

И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы.

Важно

Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч», как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.

Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора.

Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие.

Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.

Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы.

Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят.

Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину.

Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на ее поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для нее чужим.

Совет

Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал ее, что он ее любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признается Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за ее честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.

На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать ее, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание «Прошлым летом в Чулимске» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века.

Другие краткие содержания

Источник: https://reedcafe.ru/summary/proshlym-letom-v-chulimske

Краткое содержание Вампилов Прошлым летом в Чулимске

События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы, девушка полна молодости, задора и с оптимизмом смотрит в будущее. Она стройна, мила и хороша собой.

Как обычно, в утренний час отправляется в заведение. Заботливая, она поправляет удаленные из ограждения доски. Кто-то вновь сорвал калитку, направляясь напрямик по палисаднику.

Героиня испытывает нежные чувства к следователю Шаманову. Городскому парню в будущем представлялись перспективы, но, поступив по совести, он однажды засуживает сына значимого в городе лица. Потерпев неудачу в процессе, вскоре он сбегает в Чулимск. Испытывая подавленное состояние и разуверившийся в поисках правды, единственное, о чем он мечтает – поскорее уйти на заслуженный отдых.

Девушка втайне страдает по 30-летнему мужчине. Его возлюбленная Кашкина обижается о его скрытости, хотя ей, как и другим, известно его нерадостное прошлое при расследовании дела.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но с некоторых пор начинает проявлять к ней симпатию. Попытки объяснения ее поступков относительно починки калитки в палисаднике вызывают в нем воспоминания о прошлом и о первой любви. Ее искренние чувства вдохновляют его, как, по его собственным рассуждениям «выходящего из запоя пристрастившегося к алкоголю человека».

Читайте также:  Сочинение подарок маме на 8 марта

Ностальгируя по детству и прошлому, все вдруг возвращается к Шаманову: прежние вечер, улица, лес, деревья, трава и запахи. Признание девушки не вызывает у него ответных чувств. Он по-прежнему к ней сух. Узнав о неравнодушном к ней отношении сына буфетчицы Хороших Павла, он требует от него больше ее не тревожить. Пашка постоянно ссорится с отчимом, в семье разлад и непрерывные скандалы.

https://www.youtube.com/watch?v=12xeNcaxApQ

Вызванный любовью и ревностью конфликт осложняется неуместным вмешательством бухгалтера Мечеткина. Целью скептика и бюрократа является скорейшее обустройство быта с непременной женитьбой. Кашкина категорически его отвергает.

Звучат недвусмысленные намеки на отношения с Шамановым, о которых судачит вся округа, нанося обиду социальным устоям и коллективной морали.

По научению питающей неприязнь к Шаманову Кашкиной, бухгалтер делает предложение Валентине, получая согласие ее отца.

Обратите внимание

Вначале девушка отказывается сопроводить Павла по его просьбе на танцы, но, проявляя сочувствие из-за услышанной ссоры с матерью, выгоняющей его из дома, в конечном итоге уступает. Отцу она говорит о проведении времени с Мечеткиным, наставляя Шаманова и Павла ее не беспокоить.

Шаманов покидает поселок для речи на суде. Пьеса завершается сценой в чайной. Внимание посетителей обращено к Валентине. По обыкновению, приближаясь к калитке, она с горделивой осанкой снова принимается ее чинить, налаживая после этого с Еремеевым палисадник. Произведение учит читателей в сложных условиях сохранять нравственность, чистоту души и искреннее отношение к окружающим.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • ГогольПервое произведение «Басаврюк» начало карьеру писателя. Последующие рассказы Николая Васильевича вызывали все больший восторг у читателей.
  • Краткое содержание Нетерпение сердца ЦвейгАнтон Гофмиллер, главный герой данного произведения. Рассказал об одной истории из своей жизни. И автор ее с точностью передал на бумаге.
  • Краткое содержание сказки Морской царь и Василиса ПремудраяВ далеких краях, жил царь со своей супругой, детей у них не было. Отправился как-то государь по чужим сторонам ездить, а царица тем временем, родила ему сына.
  • Краткое содержание Коваль АлыйПриехал на границу служить молодой солдат. Ему в питомнике дали щенка и сказали дать ему кличку на букву «А». Каждый год кличка пса соответствовала определенной букве, в этом году это оказалась буква «А».
  • Краткое содержание Лондон Смирительная рубашкаДаррэл Стэндинг будучи профессором агрономии Калифорнийского университета, в припадке ярости убивает своего коллегу профессора Хаскелла. Его находят на месте преступления и приговаривают к пожизненному осуждению в тюрьме Сен-Квентин.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vampilov/proshlym-letom-v-chulimske-pereskaz

«Прошлым летом в Чулимске» Александра Валентиновича Вампилова вкратце

Чайная в таежном райцентре. На полу в углу спит Еремеев.

Приходит молодая Валентина, вставляет доски в забор, и чинит калитку палисадника, через который все ходят и топчут его. Еремеев просыпается и помогает ей.

Приходит Мечеткин, с Валентиной здоровается любезно, а с Еремеевым строго. Пришла буфетчица Хороших, поздоровалась со всеми, открыла буфет. Говорит Мечеткину, что ждет, когда же он наконец женится и перестанет ходить сюда завтракать и обедать. Тот обижается.

Приходит Дергачев, муж Хороших, друг Еремеева. Рад другу, который пришел из тайги, где живет один.

Дергачев просит у жены водки и закуски для друга, но она не дает сначала, напоминает, что он должен делать ремонт в их чайной.

Валентина опять возится с палисадником, отец, не глядя на нее, дает ей задание на день по хозяйству и уезжает на мотоцикле. Из мезонина от Кашкиной выходит Шаманов. Они разговаривают негромко, но внизу все слышно.

Дергачев с Еремеевым выпивают, и Илья (Еремеев) говорит, что пришел узнать, полагается ли ему пенсия, но у него, всю жизнь (40 лет) проработавшего в тайге с геологами, нет трудовой книжки. Шаманов с Кашкиной завтракают, причем Шаманов взял стакан вина.

Хороших спрашивает у него, как поступить Еремееву. Тот сам не знает, но советует сходить в исполком. Хороших ругает мужа, который с гостем ушел пить в чайную, а Кашкина поясняет Шаманову, что они любят друг друга, но ругаются, т.к.

Важно

приехал Пашка – сын Хороших, которого она родила, пока Дергачев был на фронте и в плену.

Шаманов спрашивает Кашкину, чего она от него хочет. Она приглашает его вечером на танцы в соседнюю деревню, он отказывается, и не хочет рассказать ей ничего из своего прошлого.

Но Кашкина говорит, что встретила в городе общую подругу и она рассказала, как Шаманов хотел справедливо осудить сынка важного человека, но не смог добиться справедливости, бросил все и уехал.

Шаманов говорит, что ему пришла повестка на суд, который будет через два дня, но он никуда не поедет, т.к. понял, что его выступление ничего не изменит, он перестал бороться.

Кашкина уходит на работу в аптеку, Шаманов звонит в милицию на счет машины, ему говорят, что нужно подождать. Пришел Пашка, просит у матери папирос, она дала и говорит, что пора ему ехать – отпуск его закончился. Но Пашка заинтересовался Валентиной и, увидев ее, грубо приглашает вечером на свидание.

Валентина отказывается, он ее не пускает. Шаманов заступается за девушку, Пашка пытается вызвать его на скандал, но только глухо предупреждает, чтобы он не касался Валентины.

Дергачев просит у Хороших еще выпивки, она не дает, ей помогает Пашка, и они с Дергачевым готовы подраться, но Хороших им не дает, и Шаманов грозно командует прекратить и отвести пьяного Дергачева домой.

Пашка уводит отчима, Хороших – за ними. Валентина опять восстанавливает разрушенный ими палисадник. Шаманов разговаривает с ней о бесполезности ее трудов, но Валентина надеется, что люди ее в конце концов поймут.

Разговаривая по телефону с товарищем из милиции, Шаманов вдруг замечает, что Валентина молодая и симпатичная, он даже стал помогать ей ремонтировать калитку. Он внимательно разглядывает ее, спрашивает, почему она не уехала в город, как ее сверстники. Шутит, что она осталась, т.к. влюбилась.

И Валентина с отчаянием ему: «Вы слепой! Слепой – ясно вам!» Тот поражен и растерян. Валентина уходит в свой дом (он рядом).

Совет

Приходит Кашкина и говорит, что все видела из окна, и спрашивает у Шаманова, что он будет делать. Тот пытается отшутиться, но потом раскричался и прогнал Кашкину. Она ушла обиженная.

Тогда подходит к нему Пашка, и снова угрожает убить Шаманова, если увидит его с Валентиной. Тот не боится, даже дает ему свой пистолет и кричит Пашке, что он уже давно встречается с Валентиной, и она любит его, а не Пашку. Тот нажимает на курок – осечка.

Оба испугались, Пашка кладет пистолет на стол и уходит, как пьяный, а Шаманов не может встать со стула.

Входит расстроенный Еремеев – от него требуют документы. Шаманов пишет на салфетке записку и просит Еремеева передать ее Валентине. Тот обещает, Шаманов уезжает на машине.

Приходит Кашкина, которая опять все видела, советует Еремееву быстро идти в райздрав, а записку обещает передать сама.

Еремеев радостно уходит, а Кашкина прочитала записку, в которой Шаманов приглашает Валентину в 10 вечера на свидание.

Действие второе. Вечер. Конец того же дня

Хороших стыдит Валентину, советует ей уехать в город, как и ее сестры, но Валентина не стыдится своей любви: «А из-за кого переживаю – мое дело…» Мечеткин пришел ужинать, из чайной выходят Дергачев и Еремеев. Мечеткин советует Еремееву, который так и не добился пенсии, подать в суд на дочь, чтобы платила ему алименты, но тот говорит, что вернется в тайгу. Дергачев собирается уйти с ним.

Мечеткин говорит Кашкиной, что у него к ней серьезный разговор, и по ее приглашению поднимается на балкончик. Он сначала говорит, что в местком поступают сигналы о ее связи с Шамановым, а потом говорит, что он может на ней жениться.

Кашкина хохочет, и советует Мечеткину обратить внимание на Валентину. Тот удивлен, говорит, что она молода, а он старый, толстый и лысый. Кашкина его ободряет: «Вы тут первый жених.

Это вам каждый скажет», и советует поговорить с отцом Валентины.

Обратите внимание

Мечеткин дождался его возвращения с работы и ушел с ним говорить в дом. Валентина прибирает в чайной, пришел Пашка с охоты. Спрашивает у Валентины, не остаться ли ему тут, она отвечает: «Твое дело.

Что я тебе посоветую?» Пашка говорит, что следователь ему рассказал, что давно встречается с Валентиной, та говорит, что ничего не было, это он так пошутил. Пашка приободрился и приглашает ее в Потеряиху на танцы: «На руках тебя понесу.

До самой Потеряихи». Валентина отказывается.

Выходит Кашкина, хвалит рябчиков, Пашка отдает их ей, а та намекает, что у нее сегодня будет мужчина в гостях и уходит в магазин за вином. Валентина уходит в чайную, Пашка – домой. Мечеткин уговорил отца Валентины и уходит. Отец говорит дочери, что Мечеткин сватается за нее.

Валентине смешно, а отец серьезно говорит ей, что пора замуж, а это жених серьезный, а о городе Валентина пусть и не мечтает, и уходит. Валентина поражена. Увидев Пашку, она уходит в дом.

Хороших уговаривает сына уехать в город завтра же, тот не хочет, во всем винит мать, доводит ее до слез, но и сам переживает. Валентина подходит к нему и говорит, что согласна пойти с ним на танцы.

Это слышит Кашкина, она хотела пройти мимо к себе, но вернулась с полдороги и советует Валентине не ходить с Пашкой, просит выслушать ее, но Валентина резко говорит: «Я вам, кажется, не мешаю. Что вам от меня надо?», и уходит с Пашкой.

Кашкина садится за столик в глубине веранды. Приходит нарядившийся Мечеткин и, думая, что это Валентина, заговаривает с Кашкиной. Она говорит, что Валентины нет, и можно ее не ждать. Тот обиделся и ушел.

Пришел Шаманов, он возбужденно говорит Кашкиной, что сегодня необыкновенный день, он чувствует, что начинает жить заново, благодарит ее и просит прощения, и спрашивает ее, где Валентина.

Важно

Кашкина говорит, что она с Пашкой ушла на танцы, и признается, что она не передала ей записку, и Валентина не знает о назначенном ей свидании с Шамановым. Тот убегает в другую сторону, а Кашкина медленно поднимается к себе.

Ночь. Хороших прошла проверить, закрыла ли она кассу. Отец Валентины сидит на лавочке и спрашивает у нее, где Валентина. Та говорит, что не знает. Тогда Помигалов выкатывает мотоцикл и уезжает на нем.

Тут же с другой стороны появляются Валентина и Пашка, она с презрением говорит ему: «Ко мне больше не подходи… Уезжай отсюда… Не уедешь – отцу расскажу». Она идет к дому, но опускается на скамью. Хороших с сыном ее не видят. Пашка матери: «Все, мать. Завилась веревочка… Она моя».

Но мать говорит, что Валентина возненавидела его, и ему в самом деле надо уезжать. Она выталкивает его.

К Валентине спускается Кашкина и говорит про записку и что Шаманов любит ее. Приходит Шаманов, садится рядом, говорит, что искал ее всюду. Валентина начинает рыдать.

Шаманов успокаивает ее: «Что бы не случилось – скажи слово, и я увезу тебя отсюда…» Подходит Пашка и говорит следователю, что он опоздал. Приехал отец Валентины и строго спрашивает, где она была. И Пашка и Шаманов говорят, что с ним.

А Валентина: «Не верь им, отец. Они ждали меня здесь. Я была с Мечеткиным Успокойся.»

Утро следующего дня. На веранде все, кроме Валентины и ее отца. Шаманов и Кашкина завтракают вместе. У ног Пашки большой чемодан. Еремеев укладывает свой рюкзак, а Дергачев ему помогает, но уговаривает остаться.

Совет

Мечеткин рассуждает о доме Валентины. Шаманов по телефону звонит в милицию и просит машину. Говорит, что поедет на суд: «Мне это надо. И не мне одному…» Приходит Валентина.

Все смотрят на нее, а она молча проходит восстанавливать палисадник. Еремеев ей помогает.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. — М.: Олимп; 000 «Издательство ACT», 1997

Источник: http://vkratze.ru/vampilov/proshlym_letom_v_chulimske

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector