Анализ произведения маленький солдат платонова сочинение

Сочинение. Анализ рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат»

Рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат» начинается с описания вокзала. Вокзал, полустанок — временное пристанище. Какая-то серость, неизвестность в нем, как и в образе «давно-покинутого дома».

Как будто смазанная фотография, врезавшаяся в память не столько образами, сколько впечатлением. Но есть и то, что оживляет эту картину: «на втором пути тихо шипел котел горячего дежурного поезда».

Что-то теплое слышится в этом шипении, что-то, что связывает этот замерший, уснувший где-то «недалеко от линии фронта» вокзал с домом, с Родиной, с жизнью. Паровоз — образ движения, надежды.

Обратите внимание

Само название состоит из двух частей: «Маленький» и «солдат». Солдат — воин, значит, храбрость, стойкость, сила воли. Солдат — образ жизни, склад ума.

«Маленький» — это только возраст, определение «маленький» не относится непосредственно к понятию «солдат». Некая противоречивость, несоответствие (антитеза) служит средством выражения основной мысли. Маленький — значит, ребенок; солдат — это не ребенок, не мужчина и не старик, солдат — это все сразу.

«Маленький солдат» — это уже образ. Слово «маленький» в таком сочетании становится емким эпитетом, сразу вводящим нас в ощущение трагедии войны.

В сюжете мы видим развитие антитезы, заложенной в названии, ее отклик, отзыв, как глухие орудийные удары.

Когда читаешь описание мальчика: «серая шинель», «пилотка и сапоги», то невольно хочется воскликнуть: «Солдат!» А далее появляются «светлые глаза ребенка, ясно отражающие его грусть», словно они были «живой поверхностью его сердца», и к слову «солдат» невольно приходит определение — «маленький».

Композиция тоже необычна — фабула не совпадает с сюжетом: начало — образ дома среди войны, затем идет описание прощания мальчика с майором, после чего автор рассказывает нам его историю, скупо, просто перечисляя подвиги Сережи, после чего опять возвращаясь к реальности происходящего. Такое перетекание из прошлого в настоящее как бы символизирует непрочность связей на войне, насильственное их прерывание — встречи-разлуки, рождение-смерть, словом, «людям оттуда трудно вернуться друг к другу».

Война… От нее нельзя скрыться, уйти, она неотвратимо затрагивает всех, война внутри каждого человека, тем более ребенка. Впечатлительная детская душа главного героя — Сережи — впитывает в себя все, что происходит вокруг.

Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: «ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны», он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он близко принимал к сердцу войну, он уже стал солдатом. Сам А.

Платонов в одном из своих писем говорит о том, что война — ненормальное состояние, она неестественна, она нарушает жизнь людей, калечит их души. И «Маленький солдат» во многом звучит как боль от того, что война касается и беззащитной детской души. Но, с другой стороны, А.

Платонов сам живет в этом времени, в войне, и в этом смысле его рассказ звучит и как бессилие изменить что-либо.

Важно

Когда я читаю «Маленького солдата», то представляю, как бы я снимала фильм по этому рассказу. Фильм обязательно черно-белый: вокзал – общим планом, потом сам мальчик, его глаза, его самого — крупным планом.

Сцену прощания — крупным планом, переводя камеру то на майора, то на мальчика. История его, история ребенка, выросшего на войне, в войну и из войны, представляется мне как череда мелькающих черно-белых кадров…

Рассказ был написан в 1943 году, автор просто не мог не обратиться к теме войны, и, наверное, он хотел показать и то, как отражалась она в душе маленького человека, только вступившего в жизнь и уже вынужденного идти по ней самостоятельно, подчиняясь ее жестоким законам («характер его втянулся в войну»).

Сцена прощания десятилетнего Сережи с майором Савельевым — человеком, заменившим ему всех, как будто разорвана на части. Это выделено даже графически: практически каждое предложение начинается с нового абзаца — как будто всхлипы, вздохи, стоны.

Это «святое детство, откуда увела его война», все же отзывалось в ребенке, отражалось в его глазах, звучало в его верности «одному чувству и одному человеку». Этот рассказ, как мне кажется, — не просто описание истории Сережи Лабкова, это картина, изображающая войну с одной из ее самых трагических сторон, что подчеркивается и его открытым финалом.

В конце рассказа мальчик уходит в неизвестность, как уходили, наверное, тысячи, как растворялись в войне детские души. Образ этого мальчика, чью историю описывает А.Платонов, — это как будто остановившийся кадр, «пойманный» автором.

«Все судьбы в единую слиты» (В. Высоцкий) — действительно, пришедший ниоткуда, пришедший без имени (просто «Маленький солдат»), мальчик и уходит в никуда. «Маленький солдат» — как обобщение, как собирательный образ, как надпись на могиле.

Источник: http://vsesoch.ru/a-p-platonov/1152-sochinenie-analiz-rasskaza-andreya-platonova-lmalenkij-soldatr.html

Краткое содержание Платонов Маленький солдат

Шла Великая отечественная война. Действия рассказа происходят на вокзале, который располагался недалеко от фронтовой линии. Главным героем этого произведения является мальчик по имени Сережа. На вид ему было около десяти лет.

Жил Сергей в полку, так как его родители служили в одном полку. Этот ребенок не понаслышке знает все ужасы войны: он уже был в тылу врага, обезвреживал взрывчатку, передавал информацию, которую он смог раздобыть своему отцу – полковнику и военному врачу. В свете бурных военных событий отец Сережи был тяжело, ранен, а мать его сильно заболела, так мальчик стал сиротой.

Новым командиром полка стал майор Савельев. Он взял ребенка к себе и старался заменить ему и отца, и мать. Сережа также тянулся к майору. Но на жизненном пути мальчика появляется новое препятствие – война снова разлучает ребенка с единственным родным человеком.

Сережа должен был оставаться с майором Бахичевым. Но израненное потерями сердце мальчишки не могло снова вынести горесть разлуки. На следующее утро после отъезда майора Савельева мальчик пропал.

Совет

  Никто не знает, куда сбежал юнец: вслед за своим единственным родным человеком, оставшимся на этом свете или же в тот полк, которым когда-то руководил его отец, к могилам своих родителей, а может он хотел внести еще больший вклад в победу над фашизмом.

Этот рассказ показывает читателю все ужасы войны. Основной смысл этого произведения заключается в том, что война – противоестественное явление, она уносит тысячи людских жизней.

А те, кто остался в живых, опустошены или мертвы внутри, потому что многие люди, которые любили, которых любили уже никогда не вернутся домой.

  Автор смог передать внутреннее состояние главного героя: тревогу, горесть, тоску, страх.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Хемингуэй Острова в океанеГлавный герой – Томас Хадсон, замечательный американский художник. Одинокое проживание главного героя на острове – не творческое уединение, а бегство от семейных проблем. Томас Хадсон молодость провёл в Париже
  • Краткое содержание Толстая КысьЯдерная война не уничтожила жизнь на Земле, но сильно изменила ее. Появились новые растения, животные, сказалось это и на людях. Все они рождались с какими-то уродствами или аномалиями: у одного полтора лица
  • Краткое содержание Гоголь ИгрокиГлавные действующие лица комедийной пьесы «Игроки» — картежники Швохнев, Кругель и Утешительный, которые виртуозно обманывают и обкрадывают заезжего шулера Ихарева. При первоначальном знакомстве они делают вид будто бы не знают о способностях
  • Краткое содержание Шукшин ОбидаРассказ начинается с авторского обсуждения об обиде. Писатель говорит, что из-за нее не стоит разочаровываться в жизни, нужно оставаться спокойным и здравомыслящим человеком.
  • Краткое содержание Станюкович МаксимкаАтлантический океан. Шесть часов утра. Все вокруг спокойно и красиво. Не видно ни одного паруса, а только время от времени покажется спинка рыбы, которая плывет в нужном ей направлении.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platonov/malenkij-soldat

Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)

Урок литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г. Сыктывкара

Куликовой Ирины Леонидовны

Тема: Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)

Цели урока:

  1. Знакомство с рассказом А. Платонова « Маленький солдат»;

  2. Познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат»;

  3. Познакомить с ролью детей в годы Великой Отечественной войны;

  4. Развивать умение работать с художественным текстом;

  5. Закрепить навыки анализа рассказа.

  6. Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.

Оборудование: портрет А. Платонова, текст рассказа «Маленький солдат», (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)

Теория литературы: рассказ, композиция, метафора, сравнение.

Ход урока:

Учитель: Урок по рассказу А. Платонова хотелось бы начать стихотворением поэта Владимира Суслова «Сыны полков» (выразительное чтение наизусть учащимся)

-Сформулируйте тему этого стихотворения (Это стихотворение о том, что в тревожные годы войны за защиту родины вставали мальчишки и воевали наравне со взрослыми.)

-Почему этим стихотворением начат урок по рассказу «Маленький солдат»? (Сегодня на уроке, анализируя рассказ А.Платонова, мы будем говорить о войне, ее страшном влиянии на душу ребенка. Но в начале познакомимся с автором произведения-Андреем Платоновичем Платоновым, поговорим о жанровых особенностях произведения)

-Запишите тему.

Слово учителя: Перед вами портрет А.Платонова (Андрея Платоновича Климентова) Обратите внимание на глаза этого человека.

-Что вы можете о них сказать?

(Полные грусти и тепла, заботы и доверчивости, чувствуется особая сила притяжения во взгляде)

-Охарактеризуйте его лицо ( мягкое, доброе. «Видит насквозь» говорят о таких глазах)

И действительно, он видел в жизни много тяжкого и губительного для человека.

Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей, для детей вышло более двадцати его книг . Самые известные: «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др.

Во время Великой Отечественной войны Платонов был специальным корреспондентом фронтовой газеты «Красная звезда». Летом 1943 г. он был на Курской дуге, а весной 1944 во время наступательных боев нашей армии -на Украине.

Писатель Виктор Полторацкий, много раз встречавшийся с Платоновым на фронте, вспоминает: (Воспоминания В. Полторацкого об А. Платонове читает учащийся)

Учитель: войну А.Платонов знал не понаслышке, видел тяжелый ратный труд фронтовиков и ,конечно, лишения взрослого населения.

Читайте также:  Тема страшного мира в лирике блока (в поэзии) сочинение 11 класс

Итак, перейдем к рассказу «Маленький солдат»

-Объясните принадлежность произведения к жанру рассказа?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Что особенного вы заметили в композиции рассказа?

(В рассказе можно выделить три части, три основных эпизода)

I часть — сцена прощания, свидетели которой случайно оказались рассказчики. Знакомство с героями.

II часть- рассказ о судьбе Сережки Лабкова, услышанный из уст Майора Бахичева.

III часть — побег Сережки.

-От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта.

-Где происходит действие? (На чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными)

-По каким прогнозам можно догадаться, что недалеко от вокзала шли бои? (Много раненых, грохот зениток, гул самолетов). Это страшные звуки войны.

Слово учителя: Среди этого многолюдья рассказчик заметил двух майоров, держащих за руки ребенка.

-Что сближает майоров? (Общей добротою морщинистых загорелых лиц).

— В чем выражается их доброта?

-Посмотрим, каким вы представили себе мальчишку… (рисунки учащихся, устные выступления)

-А теперь обратимся к тексту и найдем описание ребенка в рассказе.

-Что поражает вас во внешности мальчика?

(1)На вид было лет 10, а выглядел как бывалый боец; был одет в серую шинель (видимо, перешитую), в пилотку, сапоги, пошитые по мерке на детскую ногу;

2)маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, а приспособленное к жизни;

3) светлые глаза ясно обнажали грусть)

-О чем говорят характеристики: «бывалый боец», «лицо, привычное к жизни», «грусть в глазах» (Много испытал, давно на войне, рано повзрослел)

-Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?

(Светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца).

-Кто может жить, бояться умереть от одиночества? (Человек, живое существо). (О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе)

-Какое чувство возникает при чтении этих строк? (Сострадание, жалость)

-А что поражает вас в поведении мальчика? (Смотрел умоляюще, прильнул лицом к руке одного из майоров, от руки другого старался освободиться)

-Предположите, почему мальчик так боится разлуки? (Наверно, он уже испытал боль расставания с близкими и боялся новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой не оставлять его с чужим человеком).

Учитель: Платонов смог передать «незабываемую грусть», силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.

-Можно ли найти объяснение поведению мальчика в его судьбе?

Да, II часть рассказа — это судьба Сережи Лабкова.

-Почему автор доверяет рассказчику поведать о судьбе, подвигах семьи?

-О чем поведал рассказчику майор Бахичев?

«Дела отца уже начал понимать по-настоящему…»

-Какие факты об этом говорят? (Читать эпизоды)

(Помог полковнику — отцу сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, передавливая взрывной провод, неоднократно пробивался в тыл к противникам, запоминал расположение немецких войск, давал отцу верные засечки)

-А кому под силу такая опасная работа? (Только взрослому, опытному разведчику. Он выполнял работу, которую делали опытные разведчики, она была очень опасна).

-Можно ли помощь Сережи Лабкова назвать подвигом?

Слово учителя: Во время Великой Отечественной войны тревогами и заботами взрослых было проникнуто много ребят, ваших ровесников, об этом говорят фотографии тех лет, книги, документы. На стенде — фотографии тех, кто воевал и защищал нашу Родину с отцами наравне.

Об этих фактах говорят художественны фильмы: (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)

-Чем судьба Ивана похожа на судьбу Сережи? ( Мама тоже не хотела отправлять его в тыл, но Сережа уже не мог уйти из армии, лучше «убежит, скроется в плен к немцам и узнает все о них». Характер его втянулся в войну).

-Какой смысл заключается в этих словах (Привык к войне, к трудным условиям)

Слово учителя: Наверно, можно привыкнуть к трудным условиям, но к смерти близких привыкнуть почти невозможно.

-Найдите в тексте эпизод, где говорится о страшной трагедии.

Учитель:война сделала огромное количество детей сиротами, обрекла их на одиночество.

-А теперь вернемся к началу рассказа: почему Сережа не хотел расставаться с майором Савельевым? (Он заменил ему родителей)

Учитель: какие бы бесстрашные подвиги не совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своими отчаянными поступками, все-таки он остался ребенком.

III часть — краткий пересказ концовки

-Явилась ли концовка неожиданной для вас? Почему?(примеры из текста)

(Что-то должно было случиться, Сережа остался верен себе — побег от хорошего, порядочного майора — не случайность? Да, с ним Сереже было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут.)

-Почему убежал? ( Сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять)

-Какова судьба Сережи?

-Прочитайте концовку рассказа: «Наутро С.Л….»

-Чем страшна война для ребенка?

Учитель: А. Платонов считает, что война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их дома, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее.

-Все это несет с собой война.

Домашняя работа: «Чем страшна война для ребенка? Что хотят современные дети?» Письменно ответьте на вопросы.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/dietstvo-opaliennoie-voinoi-po-rasskazu-a-platonova-malien-kii-soldat

“Платонов маленький солдат” сочинение

Имя этого писателя двадцатого века нам уже известно. Мы привыкли к его сказкам. В этих сказках отразилось жизнь русского народа в начале прошлого века.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель создает ряд произведений о людях, взваливших на свои плечи тяжкую ношу ответственности за свою землю. В этих произведениях первый лан выступают образы простых солдат.

Так и в рассказе “Маленький солдат” без вступления, без экспозиции сразу слова: “Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы”. Войны как будто и нет поблизости.

Даже метафора со сравнением: “Тихо шипел котел горячего дежурного паровоза. будто пел успокаивающий голос”. И эпитет “успокаивающий”. Правда, здесь есть созвучие шипящих – это настораживает, вселяянекую тревогу.

Обратите внимание

На этом почти мирном фоне начинает разворачиваться действия. Два майора держат ребенка лет десяти за руки9и пока непонятно, почему. Из диалога героев мы узнаем, что один из майоров отдает мальчика другому, а мальчик совсем этого не хочет.

Здесь мы в первый раз видим, что рассказ ведется от лица автора, военного корреспондента, чутко чувствующего состояние другого человека.

Мальчик оказался бывалым. Несмотря на то, что ему исполнилось только девять лет, он уже хорошо разбирался в войне.

Когда высоко в небе пролетел разведчик, Сережа сразу же определил, что зенитки его не возьмут. Далее рассказ нам представлен, как рассказ в рассказе, потому что в нем пойдет речь от лица узнанного нами автора^ с места событий.

Он расскажет о Сереже Лабкове совершенно прозаическими словами, но мы сделаем совсем непрозаические выводы. Война – дело противоестественное и уж совсем на ней нечего делать ребенку.

Майор Бахйчев уснет. Уснет и автор. А маленький Сережа Лабков уйдет. Уйдет бог весть куда. А может быть, в отцовский полк, где были могилы его отца и матери. Словом, и там, и там его ждет смерть.

Действие в рассказе начинается вечером и заканчивается утром. Здесь почти нет пейзажа, и интерьера, лирических отступлений. Да они и не нужны, так как война в них не нуждается, она только все стирает с лица земли.

И время выбирает Платонов относительного затишья. Но от этого еще неспокойнее на душе, потому что никто не может помочь десятилетнему ребенку. Потому в последнем предложении стоят слова ” может быть”.

Важно

Что они значат? Надежду ли нам подает автор или, наоборот, указывает на то, что жизнь Сережи Лабкова закончится трагически в его десять неполных лет, скорее всего, трагически, так как в тексте есть удивительная по своей силе метафора, что сердце не может быть в одиночестве, оно просто не выдержит и умрет.

Источник: http://schoolessay.ru/platonov-malenkij-soldat-sochinenie/

Цели: Знакомство с произведением по теме «Война и дети»: с рассказом А.Платонова «Маленький солдат»; выяснить, в чем секрет воздействия этого небольшого. — презентация

1<\p>

2 Цели: Знакомство с произведением по теме «Война и дети»: с рассказом А.Платонова «Маленький солдат»; выяснить, в чем секрет воздействия этого небольшого произведения на читателя; закрепить навыки анализа рассказа; Вспомнить литературоведческие понятия (рассказ, рассказчик, композиция, сравнение, метафора); Познакомить с ролью детей в годы ВОВ; воспитание у детей патриотизма, чувства любви к своей стране.<\p>

3 Платонов –псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича; родовая фамилия его — Климентов<\p>

4 Писал Платонов не только для взрослых, для детей вышло более двадцати его книг. Самые известные его рассказы для детей – «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле».<\p>

5 Он выпустил в литературной обработке сборники русских народных сказок, куда вошли такие сказки, как «Финист – Ясный сокол», «Волшебное кольцо», «Солдат и царевна».<\p>

6 Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.<\p>

7 Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека».<\p>

8 А.П.Платонов с дочерью Машей.<\p>

9 М.А.Платонова, А.П.Платонов с дочерью Машей<\p>

Читайте также:  Великая отечественная война в литературе 20 века сочинение

10 Памятник А.П.Платонову<\p>

11 Рассказ – описание какого-то события, случая Композиция – построение художественного произведения, взаимосвязь его частей. 1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел»).<\p>

Совет

12 От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа? Рассказчик – это человек, от лица которого ведется повествование<\p>

13 Что поражает нас во внешности и поведении ребенка при первой встрече? Каким вы его себе представляете? Словесно нарисуйте портрет героя, опираясь на текст.<\p>

14 Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?<\p>

15 Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. Метафора – употребление слов или оборотов речи в переносном значении. Метафора – это скрытое сравнение<\p>

16 «светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца». «…Сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что оставшись одно, умрет».<\p>

17 О чем поведал рассказчику майор Бахичев? Что добавляет этот рассказ о жизни ребенка для понимания его характера?<\p>

18 Почему автор передоверяет рассказ о подвигах маленького солдата майору Бахичеву?<\p>

19 Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.<\p>

20<\p>

21<\p>

22<\p>

23 Домашнее задание: Что я узнал о детях войны? Найти и прочитать произведения по этой теме, поделиться своими впечатлениями.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/584630/

О рассказе андрея платонова «маленький солдат»

Автор этого рассказа – выдающийся советский писатель и драматург Андрей Платонов (1899-1951) был свидетелем Курской битвы, форсирования Днепра, освобождения Украины и Белоруссии. Потеряв в годы войны единственного сына, он душевно приближал к себе детей. Платонов считал, что дети нуждаются в любви и писал свои рассказы о них по законам любви.

Рассказ «Маленький солдат» повествует о судьбе ребенка, волею обстоятельств втянутого в войну и сознательно в ней участвующего. Писателя привлекла в маленьком солдате, одетого в военную форму, не только его храбрость, но и душевные качества.

Автор говорит о том, какие чувства движут ребенком – его сыновья любовь и тоска по погибшим родителям и привязанность к тому, кто заменил ему их. В рассказе присутствует трагедийный аспект – отпечаток душевной травмы ребенка.

«О глубине рассказа Андрея Платонова, – пишет исследователь творчества писателя А.Н.Акимова, – свидетельствует тот факт, что из него как из зерна, вышли многие лучшие произведения о военном детстве, конечно, «Иван» В.Богомолова».

Андрей ПЛАТОНОВ

МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу успокаивающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров.

Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец – в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу.

Обратите внимание

Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь к одному майору, светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным.

Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе, и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время.

Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке.

Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны – людям оттуда трудно вернуться друг к другу, – поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

– Ну, Сережа, прощай пока, – сказал тот майор, которого любил ребенок. – Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь – тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты – держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Важно

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

– Их разведчик идет! – сказал он тихо, будто самому себе. – Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

– Пошлют, – сказал майор. – Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка.

– Как он мне надоел за войну, этот мешок, – сказал майор, – и как я ему благодарен!

Мальчик уснул после еды, и майор Бахчиев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война.

И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата, – ну, с поспешностью, конечно, – и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен пойти вперед и вернуть утраченную землю, и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда.

«Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели – ведают, что отойти придется», – сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец.

Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно – память же ничем не порченная, – а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где находится.

Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережа, неприятель его за суслика в траве принимал – пусть, дескать, шевелится. А Сережа, наверное, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца – неизвестно кто из них, – а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну.

И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится.

И он бы сделал, пожалуй, так, потому, что у него воинский характер.

Совет

А потом случилось горе, и в тыл мальчика некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале.

Мать тоже захворала, затомилась – она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно в полость живота, – и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала…

Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных, всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

– А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта.

Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду.

Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет… Да и когда еще Володя вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахчиев задремал, уснул и Сережа Лабков. Он всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях – майор Бахчиев и я, а Сережки Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы пришли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Обратите внимание

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и Бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку – может быть во след ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

16 июня 1943 г.

Вопросы для обсуждения:

1. Писатель, рассказывая о Сереже Лабкове, отметил, что у того воинский характер. Как вы это понимаете?

2. Почему у него глаза были полные грусти?

3. Как мальчик попал в полк, где служили его родители и как после их гибели он оказался у майора Бахчиева, к которому не лежала его душа?

4. Какие разведывательные действия мальчику удалось совершить и остаться незамеченным?

5. Как вы представляете дальнейшую судьбу мальчика: куда он ушел от Бахчиева и что с ним стало? Ваши предположения.

6. Как вы думаете, почему писатель сам не рассказал об этом читателю?

Источник: https://studlib.info/voennaya-nauka/1451779-o-rasskaze-andreya-platonova-malenkiy-soldat/

Рассказ

Искусство и развлечения 23 января 2015

В 1940 годы, с начала агрессии захватчиков, вырос дух свободы населения. Не редкостью стали и патриотические, вольнолюбивые настроения детей. Даже после того, как фашистов выгнали из советской земли, истории о ребятах-героях вдохновляли. В русле патриотической литературы работал Андрей Платонов.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй.

Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат».

Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

Андрей Платонович Климентов (Платонов — псевдоним писателя) родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже. Он хорошо понимал детскую душу и поэтому его работы пользуются популярностью.

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами — Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика.

К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует.

Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Видео по теме

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

Поезд в их направлении будет завтра, поэтому офицер, мальчик и рассказчик идут на ночлег в общежитие. Там Бахичев кормит ребенка из своего пайка, и пока мальчик ест, он не начинает рассказ. Маленький солдат заснул, майор поведал историю парня.

Подвиги юного солдата

Сергей — сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.

Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.

Еще один подвиг героя — Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его.

Важно

Но мальчик уговорил приставленного бежать и кто-то из них, из засады, застрелил немца. Тогда мать решила отправить ребенка в тыл. А Сергей размышляет о том, что полезнее ему в плен к немцам. Он там все узнает и вернется с докладной.

Между тем и мать за ним соскучится.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

Второй майор из другой части давно знает названного отца Сергея. И пока Савельев на курсах, то за мальчиком будет присматривать Бахичев.

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей.

Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе.

Совет

Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

Читателю не стоит беспокоиться о дальнейшей судьбе героя, ведь его силы, мужества и отваги достаточно, чтобы достичь желаемой цели. А из контекста понятно, главная цель Сергея — вернуться к Савельеву, который стал для него единственной родной душой.

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала.

Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут.

Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

В десять лет, когда его должны были интересовать игрушки и шалости, Сергей говорит о высоте полета самолета и возможности его уничтожения.

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он — солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг.

Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне.

Обратите внимание

Единственное, что сказатель добавляет от себя — это размышления о том, куда отправился ребенок.

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей — светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он — маленький солдат — Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/129159/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector