Тема страшного мира в лирике блока (в поэзии) сочинение 11 класс

Презентация по литературе «Образ «страшного мира» в лирике Александра Блока»

  • Тема «страшного мира» — сквозная тема в творчестве Блока. Трагическое мироощущение приобретает у него космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь .

10 октября 1912

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года, входит в цикл «Пляски смерти». Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока.

Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир» .

Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, на его состояние.

Всё стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности:

«Бессмысленный и тусклый свет»  «Все будет так. Исхода нет «

Первое слово ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения.

Обратите внимание

Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами.

Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна).

Единственный освещенный объект – это аптека , еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа.

Стихотворение воспроизводит действительность.

Образ мрачной улицы это философская метафора трагичности жизни.

Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия.

Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности.

Все стихотворение представляет собой развернутую метафору: путь, дорога жизни-печальная, нескончаемая, безнадежная.

Эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет» «ледяная рябь канала» — страх, холод, смерть

Гипербола: «умрешь — начнешь опять сначала»

  •   Композиция этого стихотворения – зеркальная : в начале и в конце стиха одинаковые строчки     «ночь, улица, фонарь, аптека…»     и     «Аптека, улица, фонарь…»все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется:     «И повторится все как встарь…»     и     «Умрешь-начнешь опять сначала…»

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

14 июня 1910

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

  • Символично название. Вспомним, что «железнодорожно-трамвайной» смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, не в «своем» трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай». Перечень можно было бы продолжить…
  • В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: «Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки «бессознательного подражания».

1 строфа

Стихотворение А. Блока «На железной дороге» начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения.

Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия?

2-3 строфы

Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье:

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом…

Шла спокойно, «чинно», но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма.

Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоянство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: «Нежней румянец, круче локон…» Приходит задолго до назначенного часа

(«всю обойдя платформу длинную…»).

4-5 строфы

А вагоны «шли привычной линией», равнодушно и устало «подрагивали и скрипели». В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе.

В I и II классах (« желтые и синие») были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира.

Ну, а в « зеленых» (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, «плакали и пели»:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение – гусар с «улыбкой нежною», но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях «страшного мира» невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь.

Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая…

Она заставляет нас подумать о юности — быстропроходящей, о мечтах — часто несбывшихся… Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер.

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Единственное восклицательное предложение в стихотворении…

9 строфа

Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти «ровные взгляды». Неужели ее не заметят? Неужели она не заслуживает большего?!

Но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное равнодушие.

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

Образ неуклонного пути, мчащейся беспощадной судьбы…

В соседнем доме окна жолты. По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота, А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.

  • Короткое и ёмкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом.
  • Стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России  – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.
  • Идея этого произведения заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются.
  • В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя , подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако он также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить.

Прочитай, составь реестр цитат, сделай аналитический комментарий следующих стихотворений:

«С мирным счастьем покончены счеты…»,

«Сытые», «Как тяжело ходить среди людей…», « Город в красные пределы…».

Источник: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-literature-obraz-strashnogo-mira.html

«Страшный мир» в лирике А. А. Блока сочинение

«Страшный мир» в лирике. Поэзию А. Блока дооктябрьского периода характеризует жажда обновления жизни, поскольку окружающая действительность его пугает и тревожит, представляясь «страшным миром», губящим и уродующим человека. Но поэт еще не знает, как можно побороть социальное зло, и это неведение определяет преобладание траги­ческих интонаций в его лирике.

Разрабатывая тему «страшного мира», А. Блок стремился не толь­ко выступить против «буржуазной действительности», но и чувство­вал, что человек, живущий в этом мире, теряет нравственные ценности, переживает ощущение безверия, собственной греховности, опустошенности, поскольку замены утраченному нет.

Я обрываю нить сознанья

И забываю, что и как…

Кругом — снега, трамваи, зданья,

А впереди — огни и мрак.

Все прекрасное и естественное в «страшном мире», даже чело­веческие чувства, подменяется губительным, искусственным, при­водящим в отчаяние, Здесь не знают простой и красивой любви, зато в полном расцвете «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Унижение», «В ресторане», «Чер­ная кровь», «На островах»):

Только губы с запекшейся кровью На иконе твоей золотой (Разве это мы звали любовью?)

Преломились безумной чертой…

Обладая проницательным умом, развитыми чувствами, бога­той душой, лирический герой цикла бессмысленно растрачивает эти сокровища и, понимая происходящее, ощущает безысходность своего положения. Он предстает перед нами то «стареющим юно­шей» («Двойник»), то демоном, несущим гибель себе и окружаю­щим («Демон»),

Я коротаю жизнь мою,

Мою безумную, глухую:

Сегодня — трезво торжествую,

А завтра — плачу и пою.

Человек истратил себя в бесконечных лабиринтах «страшного мира», от него осталась одна оболочка, которая и создает обманчи­вую видимость жизни:

Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться!

Но надо, надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей…

В годы реакции после революции поэту становится ясно, что в реальности мало что изменилось. Говорит ли это о том, что зря были принесены все жертвы, впустую потраченые усилия? Тяжелая депрессия развивается в душе поэта, видящего безысходность пе­реворота, склоняющегося к мысли о роковом круговороте жизни, неизбежности страданий.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Лирический герой цикла бесконечно одинок среди окружаю­щего его зла. У него нет родных, друзей, любимых. Все, что у него было дорогого, он растерял и растратил в своей бестолковой жиз­ни. Страх, отчаяние, мука поселились в его сердце, заставляя пред­чувствовать торжество зла во всей Вселенной.

Дневное солнце — прочь, раскаяние — прочь!

Кто смеет мне помочь ?

В опустошенный мозг ворвется только ночь,

Ворвется только ночь!

Важно

Свое логическое продолжение тема «страшного мира» нашла в циклах «Возмездие» и «Ямбы». В цикле «Возмездие» лирический герой испытывает страдания и муки совести от того, что изменил высокой любви и данным когда-то священным обетам.

Поэт разви­вает тему возмездия за отступничество, и в «Ямбах» он уже готов нанести ответный удар всему «страшному миру» — жестокому и бес­человечному В этом цикле возникают мотивы веры в добро и свет, в будущее, готовность с новыми силами вступить в борьбу со злом и победить его:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

А такие слова могут вселить веру в сердце человека, под держать его угасающую надежду и вдохновить на подвиги ради достижения мечты!

Читайте также:  Характеристика и образ андрея соколова в рассказе судьба человека шолохова сочинение

Источник: https://prepodka.net/strashny-j-mir-v-lirike-a-a-bloka-sochinenie/

Тема «страшного мира» в поэзии Блока

Сочинение по произведению на тему: Тема «страшного мира» в поэзии Блока.

«Страшный мир! Он для сердца тесен!» (по лирике Блока)

Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям.

Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать и почувствовать все то, что хотел сказать поэт. Нет просто слов, которые ничего не значат, здесь каждая мелочь имеет смысл, без которого наше понимание было бы не совсем полным.

На мой взгляд, в своих произведения Блоку важно не только нарисовать реальный мир, но и изобразить всю его глубину, сущность нашей жизни. В цикле стихов «Город» пошлость и мерзость уже не замечаются, души начинают мертветь, что страшно для поэта, который всю жизнь ищет идеал духовной красоты.

Он не хочет, чтобы этот процесс продолжался, и взывает к людям, которые еще не совсем омертвели душой.

Лирический герой Блока – рыцарь, певец «Прекрасной Дамы», идеальный герой, живущий в волшебном мире, способный любить, с пылким сердцем и широкой душой. Его цель — найти Ту, которой он будет служить.

Пока это только образ, но, может быть, Она существует и в реальном мире? Проходит время, и наш герой разочаровывается, спускается с облаков на грешную землю и попадает в «страшный мир», в котором живут сотни таких же разочаровавшихся личностей.

В цикле стихов «Страшный мир» Блок как будто снимает радужную оболочку с нашей жизни и хочет показать реальность. Ему самому больно осознавать, что под ней одна чернота, пошлость и грязь, но самое страшное – признаться, что и он сам является частью этой мерзости. Так что же такое «страшный мир» Блока?

Мне кажется, что для него, самым опасным в этом мире являются «мертвецы» — люди, потерявшие самое главное в жизни — душу, они теперь живут только плотью и только для плоти, « но надо, надо в общество втираться» и отравлять других ядом, ведь плохие поступки никогда не проходят бесследно, они обязательно задевают множество людей.

В цикле «Жизнь моего приятеля» в тридцать лет человек осознает, что сердца нет. Как же с эти жить дальше? Он не способен испытывать самого прекрасного чувства на земле – любви, так как она для него «змеиный рай – бездонной скуки ад».

Совет

В «страшном мире» — мире «мертвецов» и природа такая же. Луна, волшебная и таинственная, там – «диск большой, заливавший все в природе нестерпимой желтизной». Желтизной, значит – враждебностью и пошлой повседневностью. Человек без сердца и без души видит окружающий мир в мерзких тонах:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне…

Возвращаясь к стихам цикла «Жизнь моего приятеля», нужно отметить, что здесь Блок показывает самый страшный грех – отчаяние. Он уверен, что нет ничего страшнее отчаяния. Поэту трудно признаться, что омертвение происходит и с ним, не хочется верить, что и в его жизни записан последний грех, после которого жизнь уже не жизнь.

Говорят черти: «Но толпой мы все, как ангелы чисты». Черти считают себя ангелами, разве такое возможно в мире, где живут люди, чистые душой и умеющие любить, живущие не только плотью? Конечно, нет! Вот в этом и заключается суть страшного мира, где черти, как ангелы. Даже смерть говорит:

Я отворю. Пускай немного

Еще помучается он.

Смерть не хочет его впускать, потому что это просто «стон», а не человеческий голос.

Уже само название цикла «Страшный мир» заставляет читателя задуматься.

«Пляски смерти» — бешеный вихрь, страшный танец. Почему смерть торжествует? Мертвецов все больше, царство смерти растет, ей не нужно плакать, она радуется в своих бешеных плясках.

В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок фактически рассказывает о самом себе, но, как и любому человеку, ему страшно признаваться, что его жизнь полна «мелочных забот», а душа «безрадостная и черная».

Поэтому он и пишет о себе, как о каком-то своем приятеле, как будто не его жизнь, а чья то другая превращается в ничего и чья-то чужая душа умирает, но не его самого.

Все так ужасно! Человек полностью запутался, жить без сердца просто невозможно, потому что и плоть постепенно погибает.

В «страшном мире» у человека один путь: сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно.

Обратите внимание

Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное.

Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. «Страшный мир» поглотил талантливого поэта и прекрасного человека.

Нашу жизнь можно назвать «страшным миром», в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы. Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки «мертвецом» отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот «страшный мир»…

blok/raznoe_75/

Источник: http://www.testsoch.info/tema-strashnogo-mira-v-poezii-bloka/

Сочинение ««Страшный мир» в лирике — Блок»

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени.

Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой.

Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек.

Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы.

Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла.

Оттуда, из «желтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине»,идущих на фабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд.

Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания.

Важно

Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». И от этого страдания лирического героя усугубляются.Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге».

Железная дорога здесь — это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — «сонные, с ровным взглядом», безразличные ко всему.

А «под насыпью, во рву некошенном», образ униженной женщины, раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока,- от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного «страшным миром».

Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою.

Все это туманит сознание человека и правит его судьбой.

И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:Дыша духами и туманами,Она садится у окна.Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать его тайну.

Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни.

И лирический герой видит «берег очарованный и очарованную даль», то,чего жаждет его душа.

Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина в вине»).Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден к трактирной стойке». Его «душа глухая…пьяным пьяна…

Совет

пьяным пьяна…». Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной усталости:Я пьян давно.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-strashnyj-mir-v-lirike-blok/

Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока

Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А.Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но эта тема является сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе.

Часто эти мотивы трактуют как обличение буржуазного общества, но это не совсем верно. Это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта.

Человек, живущий в страшном мире, испытывает его тлетворное влияние.

Тематика стихотворений меняется в корне по сравнению с начальным этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока.

Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела.

Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Поэт исходил в своих произведениях из чувства неудовлетворенности: «Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного». Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь».

Последовательность их размещения логична: в первой – картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором – судьба одного человека, в третьем – внутреннее состояние опустошенной личности. Сильное впечатление производит это стихотворение Блока.

Обратите внимание

В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью – «черной кровью». Это история двух героев. Каждое из стихотворений передает крутые переломы в развитии их отношений. Перед нами девять сцен – девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичный, кровавый – убийство возлюбленной.

Блок воплотил здесь не столкновение чистоты с пороком, а постепенное отравление «черной кровью».

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления. А поэт всем сердце жаждет возрождения личности.

Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В этом мире отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет.

Есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу трагико-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля» (1913-1915).

Это история человека, который «в сумасшествии тихом» тусклых, безрадостных будней растратил богатства своей души. Трагическое мироощущение большинства произведений этого цикла находят крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы.

Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучит в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Важно

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира.

Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912).

Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»).

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане – «Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане.

Читайте также:  Сочинение развитие человека

При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны.

Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает.

Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А.Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним.

Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А.Блока.

Совет

Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.


Источник: https://students-library.com/library/read/46706-tema-strasnogo-mira-v-lirike-aa-bloka

Разработка урока по литературе на тему: «Тема страшного мира в поэзии А.А. Блока» (11 класс)

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока

Цели урока: рассмотреть особенности лирики А. Блока второго периода творчества, проанализировать стихотворения, относящиеся к циклу «Страшный мир»; учить приёмам анализа стихотворного текста.

Ход урока:

I. Блиц-опрос по пройденному материалу:

1.С каким течением Серебряного века связано раннее творчество поэта? (символизм).

2.К какой школе символизма принадлежал Блок? («младосимволисты»).

3.Кто был теоретиком этой школы? (В.С. Соловьёв).

4.Как назвал Блок всё своё творчество? На сколько этапов он разделил его? («трилогия вочеловечения»; теза, антитеза, синтез)

5.Чем характеризуется первый этап «трилогии вочеловечения» Блока? (утверждением добра, светлых начал в мире).

6.Как назывался первый сборник стихотворений Блока? («Стихи о Прекрасной Даме»)

7.В каком году он вышел в свет? В каком издательстве? (1905 г., издательство «Грифъ»)

8.Кто придумал название этого сборника? (В. Брюсов).

9.Каким представляется лирическому герою образ Прекрасной Дамы? С кем он её сравнивает?

10. Какова основа создания образа Прекрасной Дамы? Чьи традиции использует Блок при его создании? (Л.Д. Менделеева, традиции В. Соловьева – Вечная Женственность, средневековая рыцарская традиция, традиции Данте и Петрарки).

11. Какие сквозные мотивы можно обнаружить в сборнике? Мотивы ожидания, появления, несовместимости путей, двойничества, жертвенности).

II. Изучение нового материала

«Лирическая уединённость» Блока, в атмосфере которой создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема – тема «страшного мира». И цель нашего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока (запись темы и эпиграфа):

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

1.Краткая характеристика второго этапа творчества Блока

Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия.

Обратите внимание

Он отходит от мистицизма Соловьёва, от идеала мировой гармонии, так как события окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира.

Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему.

Происходит некое раздвоение, внутреннее душевное противоречие. Поэт видит страшный мир, бездуховную действительность. Поэт, желая сохранить высоту, красоту идеала, создаёт новый образ – образ таинственной Незнакомки.

-На какой образ наталкивает образ таинственной Незнакомки?

Сам поэт считал, что этот образ – антитеза Прекрасной Даме: «никакого перехода от одного образа в другой нет».

Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – на картинах Врубеля:

«Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…».

Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга.

К нему вела Приморская железная дорога, начинавшаяся у Большой Невки неподалеку от Строгановского моста. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка.

В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны. Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты. Он знал толк в винах, любил, сидя за рюмкой, подолгу наблюдать за публикой.

Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев.

Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения.

2. -Прочитаем стихотворение и обратим внимание на то, как оно построено, сколько композиционных частей в нём можно выделить.

Чтение стихотворения

— На сколько частей можно разделить стихотворение?

Стихотворение состоит из 2-х частей.

Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…». Вторая часть – появление Незнакомки.

Разберёмся, какими средствами изображает поэт эту жизнь.

— В начальный период творчества Блок был символистом. Какова одна из основных черт символизма?

Музыкальность.

— Какими звуками наполнена эта жизнь?

Пьяные окрики, детский плач, скрип уключин, женский визг.

— Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

Эпитеты («воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные»), метафоры (диск луны), анафора: «И каждый вечер…».

Важно

Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки «испытанных остряков».

-От описания окружающей действительности поэт переходит к изображению себя. Проанализируем 5 и 6 строфы.

— Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение, второе «я».

— Обратите внимание на лексику 5 и 6 четверостишия. В чём отличия?

Лексика 5 четверостишия высокая, поэтичная, так как поэт говорит о себе. 6 четверостишие рисует окружение лирического героя, поэтому и лексика сниженная.

Вторая часть – это мечта, сон, в котором появляется Незнакомка.

— Как меняется тональность повествования? Что появляется в тексте, а что исчезает?

Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание.

— Каково звуковое наполнение второй части?

Вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – тишина и спокойствие.

— Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

В образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, «приснившиеся» («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.

— Почему лирический герой привержен мечте? Почему встреча с Незнакомкой так необходима ему?

— Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание лирического героя?

— Но в чём основное отличие этих образов? Почему «Незнакомка» не может входить в цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

Появление Незнакомки совершается в душе лирического героя. Кроме того, если появление Прекрасной Даме происходит в храме, то Незнакомка появляется в ресторане.

Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ.

Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала.

Совет

Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

-Найдем противоположные образы в частях стихотворения: «Горячий воздух дик и глух» — «Дыша духами и туманами»; «женский визг» — «девичий стан»; «бессмысленный… диск» луны — «солнце»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» – «излучины» души; «бессмысленный… диск» — «истина».

Вывод: Всё стихотворение построено на антитезе: в нём два плана (реальный, обыденный, пошлый) и идеальный, возникающий в душе поэта. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.

3.Сочетание внешнего (бытового) и внутреннего (философского) сюжетов – одна из ярких особенностей лирики Блока. Обратимся к стихотворению «В ресторане». Прочитаем и попытаемся найти в нём мотивы схожие с мотивами «Незнакомки».

Чтение стихотворения «В ресторане»

Какие сходные мотивы есть в этих стихотворениях?

Мотив призрачности происходящего.

Встреча среди переполненного зала.

Таинственная близость героев.

Ряд деталей: духи, шелка.

— Сравним образы лирических героев стихотворений. Где характер героя более сложный?

Во втором стихотворении переживания героя более сложны.

Контраст – основное средство создания образного ряда. В чём проявляется контраст?

-Какие цвета представлены в тексте?

«Пожар зари» (красный) – «бледное небо»; «чёрная роза» – «золотое… аи».

— Что символизируют эти цвета?

Чёрный – скорбь, печаль, но роза от этого не становится менее прекрасной. Это страдающая красота.

— Что символизирует небо?

Небо – это вечность, гармония. И лирический герой, желая спасти Незнакомку от пошлости, посылает ей розу, прекрасную, как она сама, в золотом, как небо, вине.

Вывод: Стихотворение «В ресторане» имеет сходные мотивы со стихотворением «Незнакомка»: нереальность происходящего, таинственная близость героев, антитеза как основной приём изображения.

Любовная лирика Блока связана с философской темой, а также с раздумьями об окружающем страшном мире.

28 февраля 1912 года Блок записал в дневнике: «Вечерние прогулки по мрачным местам, где хулиганы бьют фонари, пристаёт щенок, тусклые окна с занавесочками. Девочка идёт – издали слышно, точно лошадь тяжело дышит: очевидно чахотка; она давится от глухого кашля, через несколько шагов останавливается… Страшный мир».

Примерно в это же время (1909 год) у Блока умирает сын Дмитрий.

В третьем томе соединяются все многочисленные раздумья Блока о страшном мире, о человеческом бытии. Обратимся к рассмотрению цикла «Пляски смерти». Он включает в себя 5 стихотворений:

1) «Как тяжко мертвецу среди людей…»

2) «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

3) «Пустая улица. Один огонь в окне…»

4) «Старый, старый сон. Из мрака…»

5) «Вновь богатый зол и рад…»

Обратите внимание

Цикл – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей. Каждое из произведений, входящих в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённой из него, теряет часть своей эстетической значимости.

1, 2 и 3-е стихотворения публиковались под заглавием «Totentanz» («Танец смерти»), лишь пятое было опубликовано под названием «Пляска смерти», и весь цикл получает название «Пляски смерти». (Танец – изящество, грация; пляска – грубость, своеволие).

— Кто является лирическим героем стихотворения?

Мертвец.

— Как чувствует себя мертвец среди живых?

Мертвец страдает от одиночества.

— На каком принципе построено стихотворение?

На принципе антитезы. Мертвец противостоит живой толпе – на внешнем уровне, а по сути единственно живым в стихотворении оказывается именно этот мертвец, который противопоставлен духовно мёртвому обществу.

Первым стихотворением Блок рисует зловещие черты Петербурга, даёт характеристику целой эпохе.

Из зала, «многолюдного и многоколонного» поэт, гонимый тоской, выходит на улицу, которая кажется ему продолжением неодолимой тоски. Рождается стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

Чтение стихотворения.

-Для того чтобы разобраться, о чём это стихотворение, определим, каков мир стихотворения:

-Что даёт нам первая строчка?

Указание на время и место действия стихотворения.

-Чтобы разобраться в образах стихотворения, обратимся к историческому комментарию.

Действие стихотворение имеет реальную топографию: на Петроградской стороне, недалеко от того места, где Крестовский мост, перекинутый через Малую Невку, соединяет Петроградскую сторону с Крестовским островом, находилась аптека (Большая Зеленина, 44). В это малолюдное место во времена Блока часто приходили самоубийцы: они считали это место самым удобным для сведения счётов с жизнью. И одна из задач аптекаря была вытаскивать из Малой Невки тела погибших.

Читайте также:  Графиня ростова в романе война и мир толстого

Но, кроме конкретно-исторического плана, в стихотворении присутствует символический. Все образы стихотворения приобретают значение символов: ночь олицетворяет хаос, мрак, пустоту, в которую уходит улица.

— Следовательно, какая тема поднимается в стихотворении?

В стихотворении поднимается тема смерти, смысла человеческого бытия.

— Каково световое наполнение текста? «Светло» ли в стихотворении? Какие слова указывают на то, что в стихотворении темно?

Здесь присутствуют слова, указывающие на свет: «фонарь», «свет». Но при существительном «свет» стоит прилагательное «тусклый».

— Почему именно «тусклый»? Попробуем заменить это слово синонимом:

Бессмысленный неяркий свет

— В стихотворении стало «светлее»?

Важно

В слове «неяркий» ударный гласный [а] – широкий, открытый, в слове «тусклый» гласный [у] – узкий, закрытый (огублённый), и само слово производит угнетающее ощущение.

— Почему свет фонаря назван бессмысленным?

Во-первых, потому что не освещает улицу («тусклый свет»), во-вторых, жизнь не имеет смысла («Живи ещё хоть четверть века…»), поэтому и спасительный свет аптечного фонаря становится бессмысленным.

Выявление идейных и художественных особенностей:

Ночь, улица, фонарь, аптека, предмет

Бессмысленный и тусклый свет.предмет и его признак

Живи ещё хоть четверть века – время

Всё будет так. Исхода нет.безысходность

Умрёшь – начнёшь опять сначала, безысходность

И повторится всё, как встарь: время

Ночь, ледяная рябь канала, предмет и его признак

Аптека, улица, фонарь.предмет

-В чём особенность композиции этого стихотворения?

Композиция стихотворения зеркальная.

-Какие слова в первом и втором четверостишии можно назвать антонимичными?

«Живи» – «умрёшь».

-Следовательно, на каком приёме построено стихотворение?

На приёме контраста.

Человек, вглядывается в лицо страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни:

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

и обращает взор к каналу в поисках гибели. Но и там находит отражение скуки и приходит к идее бессмысленности смерти:

Умрёшь – начнёшь опять сначала…

«Пустая улица. Один огонь в окне…»

-Обратим внимание на глаголы, звуки: «охает», «скрипучие колена», на глаголы, звуки: )общими деталями бессмысленности жизни: , «чем-то звякнул», «череп повернул», «крякнул», «привстал», «свалился».

Мелодия смерти приобретает плясовой ритм, пошлый, крикливый. Аптека, призванная помогать людям становится источником смерти.

Вывод: Все стихотворения цикла объединены не только общим мировосприятием, но и общими деталями, мотивами: ночь, улица, фонарь, аптека, смерть, безысходность. «Ночная эпоха» – так определил Блок своё время.

Домашнее задание:

1) Выучить стихотворение «Незнакомка»

2) Письменно проанализировать одно из стихотворений цикла «Страшный мир».

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-na-temu-tema-strashnogo-mira-v-poezii-aa-bloka-klass-2402799.html

Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Вариант 1

Предвестием грозных потрясений, неслыханных перемен, неви­данных мятежей проникнута вся дореволюционная поэзия Блока.

Бурный общественный подъем в начале XX века, грозные собы­тия первой русской революции отразились в поэзии Блока по-свое­му. Зыбкие и туманные иносказания уступают место глубоким раз­думьям о том, что происходит в реальной жизни.

Теперь все больше привлекают его видения, возникающие на фоне пестрой суетливой жизни большого капиталистического города -Петербурга. Свое понимание этой новой жизни он воплощает, по его собственному выражению, «в формах крика, безумий и часто мучи­тельных диссонансов».

Петербург в тогдашнем восприятии и изображении Блока пре­вращается в арену «странных и ужасных» происшествий. Этот город «жуткий» и «демонический», населен порой фантастическими пер­сонажами — «черными человечками», «пьяными красными карлика­ми».

Но все это внешнее изображение не могло скрыть того реального, что становилось сутью Петербурга- ощущение капиталистичес­кого города со всеми его социальными и бытовыми контрастами как жестокого и опасного мира, в котором человеку жить трудно, неуют­но, страшно.

Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские пло­щади и улицы. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Лирический герой этого периода творчества Блока окажется в мире, который назовет «страшным миром».

Он будет жить, подчинив свою судьбу законам этой новой жизни. В конце 1903 года, будет написано, стихотворение «Фабрика», которое прозвучит нео­жиданно остро даже для самого поэта. Из «жолтых окон», «недвиж­ный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фаб­рику.

Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа.

Совет

Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто при­сваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания.

Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели».

В этом стихотворении в обобщенной форме переданы мысли поэта о социальной несправед­ливости, царящей в мире.

В годы первой русской революции поэт пишет стихотворение «Сытые». Для характеристики хозяев и заправил пошатнувшегося старого мира он нашел такие бичующие, грубые слова, которые ни­когда раньше не встречались в его поэтической речи:

Так — негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

«Сытые». 10 ноября 1905

Помимо стихотворения «Сытые» откликом на события первой революции стали стихотворения: «Барка жизни встала…», «Шли на приступ прямо в грудь…», «Митинг», «Вися над городом всемир­ным…».

Поражение первой русской революции, годы реакции усилили трагические мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко тоски и отчаяния все сильнее и острее звучат в его стихах.

«Страшный мир» — так назван Блоком один из циклов того времени. Жизнь в своем круговороте лишена цели и смысла, и в хмельном угаре поэт хочет излить свою тоску.

Так появляются стихи «Незна­комка», «В ресторане», «Я пригвожден к трактирной стойке…»

Картины бездуховного мира проходят перед читателем в сти­хотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остря­ки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глаза­ми кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. Лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Обратите внимание

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать тайну. Для него это означает познать тай­ну жизни.

Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а по­этому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и очарован­ную даль», то, чего жаждет его душа.

Но стихотворение заканчива­ется трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты по­знать истину:

Я знаю: истина в вине.

Блок сталкивает «высокое» и «низкое», создает картины волшеб­ных видений на фоне самой серой и скучной повседневности: чем низменнее и вульгарнее Окружающая поэта обстановка, тем выше и прекраснее его свободная мечта, тем безграничнее его воображение:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручентолько мне!

Существование в этом мире, где человек обречен на «голодную и больную неволю», — это лишь жалкое подобие настоящей жизни, и это подобие можно только презирать, ненавидеть и проклинать. Вот почему, то время Блок определяет как «страшный мир».

Вариант 2

    Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия «вочеловечения».

    Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой.

Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром».

Важно

Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы.

Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из «желтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине» и, подобно купринскому Молоху, поглощает их.

Впервые в своем творчестве А. Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «Ив желтых окнах засмеются, что этих нищих провели».

    Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге». Железная дорога здесь — образ символический. Перед нами железная дорога жизни, путь, лишенный доброты, человечности, духовности.

По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — «сонные, с ровным взглядом», безразличные ко всему. А «под насыпью, во рву некошенном», лежит женщина, раздавленная «любовью, грязью иль колесами», раздавленная жизнью. Вот эволюция, которую претерпевает образ женщины в лирике А.

Блока — от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного «страшным миром».

    Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

    Дыша духами и туманами,

    Она садится у окна.

    Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни.

Совет

Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и очарованную даль», то, чего жаждет его душа.

Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты: Незнакомка существует только в его душе.

    В стихотворениях поэта звучат «песни ада», вокруг героя стихов — бесовские «пляски смерти», вселенная пуста, а люди превратились в маски, потерявшие «невзначай» душу.

    «Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма «Соловьиный сад».

Как жить, куда идти? «Наказанье ли ждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Соловьиный сад — это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот край безоблачного счастья.

Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:

    Заглушить рокотание моря

    Соловьиная песнь не вольна!

    Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

    Я вступаю на берег пустынный,

    Где остался мой дом и осел.

    Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце.

А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу.

Обратите внимание

Единственный путь человека в мире — это путь постижения мира, каким бы ужасным он ни был.

    Последней трагедией в жизни лирического героя Блока, да и самого поэта, становится революция, которая выпускает на волю все те стихийные начала, которые не могут быть подвластны человеку.

Мир рушится, и как бы ни хотел Блок увидеть впереди Христа, он лишь безнадежно вглядывается в мрачную тьму метели. Стремление Александра Блока постичь «страшный мир» привело поэта к трагическому финалу.

Но разве не это предвидел он, когда писал в стихотворении «К музе»:

    Есть в напевах твоих сокровенных

    Роковая о гибели весть.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://soch67.info/index.php/sochineniya-po-literature/sbornik-sochinenij-5-11-klass/3766-tema-strashnogo-mira-v-lirike-a-a-bloka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector