Графиня ростова в романе война и мир толстого

Образ и характер характеристика Графини Ростовой по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Графиня Ростова – один из женских образов романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, симпатичных автору. В молодости графиня вращалась в светском обществе, ее приглашали в салоны, и она была их желанным гостем.

После замужества образ ее жизни меняется, она целиком посвящает себя мужу и детям.

Мы знакомимся с героиней в тот момент, когда она уже является образцовой матерью семейства, полной сердечности, любви, доброты и такта.

Обратите внимание

Для своих детей графиня – близкий друг и советчик. К ней приходит по вечерам за советом Наташа, делится с ней своими тайнами, раскрывает девичьи секреты. В доме графини воспитывается Соня, племянница Ильи Андреевича, Борис Друбецкой, сын подруги и дальней родственницы Ростовых. Ко всем графиня Ростова относится по-матерински.

Создавая образ графини, Толстой соединил в ней черты

характера, а также события жизни двух реальных женщин, своих родственниц – тещи Л. А. Берс и бабушки по отцу П. Н. Толстой.

Внешняя характеристика героини немного противоречит общему образу всей семьи Ростовых, таких шумных и полных жизни: “…женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение”.

Да, графиня так не похожа на любящего общение мужа, на живую Наташу, но ведь в семействе есть еще старшая дочь – холодная и спокойная Вера. Она также отличается от членов этой дружной и любящей семьи. Ее характер Илья Андреевич объясняет просто: “Графинюшка мудрила с Верой”.

Однако эта мудрость сослужила плохую службу: из дочери выросла бездушная копия Элен Курагиной. Учитывая, что Вера была первым ребенком в семье, можно сделать вывод, что многие ее черты присущи и матери, просто со временем, с рождением других детей они стерлись, им

на смену пришли другие качества, более мягкие и сердечные. Но то негативное, что есть в душе героини, иногда проявляется.

Так, когда дела у Ростовых идут плохо, из-за безалаберного поведения и излишней щедрости графа Ростова семья оказывается практически на грани разорения, когда масла в огонь подливают проигрыш Николая и потребованное Бергом приданое Веры, в графине обнаруживаются черты, невидимые доселе: скупость и отсутствие душевной чуткости. Героиня не желает отдавать подводы раненым, этим она старается сохранить те остатки имущества семьи, которые могут стать приданым Наташи, средствами для существования Николаю. Графиня ведет себя как мать, инстинкт которой подсказывает ей спасать свою семью и имущество, но не ради себя, а ради детей. На второй план при этом отступает гражданская позиция Ростовой, она даже не задумывается о том, что ее поведение становится для детей уроком бесчеловечности.

Однако графиню нельзя однозначно осуждать, она мать, и этим объясняются ее редкие нелицеприятные поступки. Ее волнуют судьбы детей, в отношении которых она всегда принимает разумные и взвешенные решения. Дружба и доверие детей являются предметом гордости для графини. Героиня заботится и о счастье своих детей.

Важно

Николая она желает женить на богатой невесте, причем, видя симпатию, с которой ее сын относится к Соне, графиня не может удержаться от придирок к девушке. Ростова прислушивается к переживаниям Наташи и старается дать ей добрый совет. Героиня чуть не сходит с ума, узнав о гибели Пети. Семья – это вся ее жизнь.

Толстой не ставил перед собой цель нарисовать в лице графини Ростовой идеальный образ русской женщины, он изображал реальную русскую женщину с ее неоспоримыми достоинствами и человеческими недостатками.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-grafini-rostovoj-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

» [2, c. 511]. Идилличен, по сути, дом Ростовых, художественно родственный дому Иртеньевых. Знакомство с домом Ростовых начинается с праздника тезоименинства — в семье две именинницы, Натальи — мать и дочь. Интересы графини, как, впрочем, и графа, сосредоточены в семье.

Уже уставшая от череды визитов, Ростова оживляется лишь тогда, когда речь заходит о единственном по-настоящему интересующем ее предмете — детях.

Высказывая свои сокровенные мысли, она как будто отвечает «на вопрос, который никто ей не делал, но который постоянно занимал ее: — Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них (детей. — К.Н.) радоваться!» [7, IV, c. 55]. Темы разговоров графа Ростова с гостями — погода, здоровье и еда.

Предметом его беспокойства является стол; он периодически заходит в «большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов» [7, IV, c. 48], чтобы хозяйским взглядом оценить приготовления. Тема еды в линии Ростовых — одна из определяющих.

Распорядок «званого обеда» демонстрирует еще одну родовую черту идиллии: обращенность к прошлому, к патриархальному времени.

Субординация мест застолья — его архетипический топос, и, в соответствии с традицией, граф и графиня рассаживаются на разных концах стола, причем самые почетные гости располагаются справа и слева от графини, «гости мужского пола» — от графа. С одной стороны стола сидит «молодежь постарше», с другой — «дети, гувернеры и гувернантки» [7, IV, c. 79].

Самым подробным образом перечисляются блюда и напитки, описываются предметы разговоров.

Связь Ростовых с темой еды поддерживается описанием обеда в Английском клубе, который устраивает старый граф Илья Андреич в честь князя Багратиона: «.

редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел или хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройства пира» [7, V, c. 16]. Этот пир имеет еще больший размах — он готовится на «двести пятьдесят человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей» [7, V, c. 18]. С тем же интересом к деталям вновь описываются блюда и напитки, подчеркивается иерархия мест застолья: «На первом месте, между двух Александров — Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: триста человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее — поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже» [7, V, c. 23].

Сращенность Ростовых с темой еды подчеркивается автором при каждом удобном случае.

Совет

Иногда Толстой ограничивается лишь упоминанием об обеде, как в эпизоде визита князя Андрея в Отрадное, когда дом Ростовых в очередной раз полон гостей по случаю все тех же именин, или при описании жизни Ростовых в Петербурге, когда князь Андрей не может отказаться от настойчивых приглашений к обеду, или в описании зимнего дня в Отрадном, когда все семейство, включая гувернанток и учителей, собирается за чаепитием. Одной из кульминационных обеденных сцен является пир у дядюшки в Михайловке, продолжающий сцену охоты; охотничья тема уже звучит здесь на заднем плане, обрамляя повествование. В «холостую охотницкую» открыта дверь, оттуда слышны звуки балалайки, в кабинете пахнет табаком и собаками, на диване лежит пес Ругай, в сенях висят волчьи и лисьи шкуры. Хозяйкой застолья становится «толстая, румяная, красивая женщина лет сорока», дядюшкина экономка Анисья Федоровна: «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку? — сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей и счастливой улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна» [7, V, c. 274]. Точно так же, как и на званых обедах в доме Ростовых, Толстой подробно описывает стол, уставленный закусками и напитками, причем Наташа приходит в такой восторг от еды, что ей кажется, будто ничего подобного «никогда она нигде не видала и не едала» [7, V, c. 274]. Сам дядюшка выступает чуть ли не квинтэссенцией идиллического — идеальной патриархальной жизни русских, причем в тему идиллического он включен очень по-толстовски, самым своеобразным образом, через мотив «чистого», на что обращает внимание Е. Толстая: «.он все время твердит поговорку чистое дело марш; затем говорится о его доме, что челядь не слишком заботилась, чтоб там не было пятен, и появляется его любовница Анисья — то есть устройство жизни его, по-видимому, совершенно не чистое, а безнравственное. И тем не менее, когда он поет, дважды подчеркивается чистота звука, то есть дядюшка при всем сомнительном, что есть в его жизни, чист в высшем смысле, — или, как это определяет Николай, ладен. Лад, гармония, музыкальный чистый тон — вот что искупает жизнь дядюшки» [6, c. 118]. толстой война мир идиллия

Читайте также:  Сочинение на тему осень мое любимое время года
Дом Ростовых, разрушенный войной 1812 года, обретает свое продолжение в доме Николая и Марьи в Лысых Горах. Ростов придает дому тот патриархальный, хлебосольный и гостеприимный характер, который единственный знает и любит с детства. В этом доме время также совершает свой годовой круговорот от праздника к празднику, в череде которых опять же выделяются именины. Знакомство с домом Ростовых Толстой начинает с именин Натальи, а историю этого «обновленного» дома заканчивает именинами Николая. Видимо, как замечает А. Ранчин, «для Толстого существенно то, что вслед за зимним Николиным днем следует Николь- щина: в народном быту это празднество всегда справляют в складчину В отличие от прочих, — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов К зимнему Николи- ну дню собираются вместе все оставшиеся представители родов Ростовых и Болконских и Пьер Безухов — единственный признанный законным сын графа Безухова; вместе оказываются главы, отцы семейств Ростовых — Болконских (Николай) и Безуховых — Ростовых (Пьер). Из старшего поколения — графиня Ростова» [5]. Толстой все так же подробно описывает гостей и домочадцев, сидящих за столом. Все так же хозяева сидят на противоположных его концах, только теперь место графа Ильи Андреича занимает Николай, а место старой графини — Марья. Однако в этой обеденной сцене интерес Толстого сосредоточен на графине Марье, которая страдает от временного разлада с мужем и потому не разделяет общего оживления. В этом доме, приобретшем дух Ростовых, присутствует и иное начало, связанное с графиней Марьей: духовное, преображающее родственное и семейное, приобщающее дом земной к дому небесному.

В изображении дома Ростовых как идиллического пространства Толстой наследует Пушкину. Обращаясь к вопросу влияния Пушкина на автора «Войны и мира», Г. Лесскис цитирует отрывок из «Евгения Онегина», в котором Пушкин «противопоставил нравоучительному просветительскому роману XVIII века и роману ужасов направления романтического программу своего романа»: «.Тогда роман на старый лад / Займет веселый мой закат. / Не муки тайные злодейства / Я грозно в нем изображу, / Не просто всем перескажу / Преданья русского семейства, / Любви пленительные сны, / Да нравы нашей старины. / Перескажу простые речи / Отца или дяди старика, / Детей условленные встречи / У старых лип, у ручейка; / Несчастной ревности мученья, / Разлуку, слезы примиренья, / Поссорю вновь, и наконец / Я поведу их под венец.» [3, IV, c. 59]. В этом отрывке Г. Лесскис видит «не просто литературную игру», а «подлинную литературную программу, выражающую антиромантический принцип изображения положительно прекрасного идеала, взятого из самой жизни, характерного для искусства высокого Ренессанса, для Гете для Пушкина, для Толстого» [2, c. 512]. Именно эту программу, с точки зрения исследователя, и «осуществил Толстой, «пересказавший в Войне и мире преданья семейства Волконских — Толстых, а отчасти Берсов и некоторых других своих родных, свойственников и знакомых» [2, c. 512].

В творчестве самого Пушкина идиллический мир представлен широко и разнообразно. В «Евгении Онегине» в его парадигму вписано семейство Лариных, черты мира которых — «почти всегда идиллически инварианты» [8, c. 95]. Близость мира Ростовых миру Лариных заключается в описании реалий быта семей, проникнутых идиллическим представлением о времени. Тема еды, связанная с домом Ростовых, является доминантной и для Лариных: «Центр ларинского мира — стол, за которым собирается семья. С ним всегда связаны появления Лариных на страницах романа: 2-я глава — ужин с соседями, перечисление любимых блюд; 3-я — прием Онегина с Ленским второй их визит глава 5-я — у Лариных пир; в 7-й — Ларина с соседом — где ж, как не за столом, Татьяну ждут давно. В седьмой же главе в списке скарба, который везут в Москву, больше половины — провизия и посуда; Ларины пытаются увезти с собой свой мирок» [8, c. 62].

Нечто подобное происходит и с Ростовыми. Оставляя Москву, они укладывают в сундуки добро, которого «в доме на сто тысяч» [7, VI, c. 323). Особое внимание в этой сцене уделено коврам, хрусталю и фарфору; упоминаются «киевские тарелки» и «саксонские блюда». Но семейству не суждено забрать «домашний» мир с собой. Пересечение границы идиллического пространства чревато катастрофой, кроме того, свои условия диктует война: Ростовы отдают подводы раненым. Пожар Москвы окончательно разоряет их; имение продается с молотка, а семья поселяется в маленькой квартирке в Сивцевом Вражке.

Смерть в идиллии лишена трагичности; в мире Лариных она «благостна и едва ли не долгожданна», когда речь идет о главе семейства [8, c. 62].

В идиллии Ростовых смерть старого графа является ожидаемым событием; Илья Андреич предчувствует свою кончину и умирает на руках жены, оплаканный семьей: «С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья.

Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых» [7, VII, c. 259].

Здесь следует заметить, что умирает граф не в собственном доме, а в «наемной квартире»: его смерть совершается уже после разрушения идиллического мира, которое ознаменовано «пожаром Москвы и бегством из нее, смертью князя Андрея и отчаянием Наташи, смертью Пети, горем графини» [7, VII, c. 259].

В идиллическом мире Толстого соседствуют еда и смерть: «В то время как у Ростовых танцевали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безуховым сделался шестой уже удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет.» [7, IV, c. 89]. Г.

Лесскис указывает на сюжетную связь сцен именин и смерти: «Сперва княгиня Анна Михайловна, помогавшая графине Ростовой в деле принимания и занимания разговором гостей, едет от Ростовой к умирающему графу в надежде выхлопотать что-нибудь для своего сына, потом Пьер, оставив умирающего отца, отправляется к Ростовой на именинный обед, а затем снова Анна Михайловна с Пьером возвращается к постели умирающего графа» [2, c. 517]. Исследователь справедливо отмечает отсутствие драматизма в темах смерти и смены поколений; главное здесь — «естественность младой жизни, играющей у гробового входа» [2, c. 518]. Одинаково идилличны и у Пушкина, и у Толстого «заботливая прислуга», в «Евгении Онегине» поющая «по наказу» за сбором ягод, гадающая вместе с барышней на святках, в «Войне и мире» любовно-почтительно относящаяся к своим господам, разделяющая их горести и радости.

Читайте также:  Сатира и юмор салтыкова-щедрина в сказках, произведениях, творчестве

Идиллические мотивы, доминантные в линии Ростовых, у Толстого носят программный характер, отвечая представлениям писателя об идеальном русском доме. В пушкинском творчестве идиллические мотивы также связаны с идеей дома. На наличие у Пушкина особой модели сюжетообра- зования, близкой к сентиментальному роману, указывает Е. Хаев, обнаруживая ее в «Домике в Коломне», в «Медном всаднике», «Уединенном домике на Васильевском», в «Станционном смотрителе», «Русалке» и «Капитанской дочке». Сюжетная ситуация в этих произведениях связана с домиком на окраине города или села, вокруг которого — «открытое пространство, чуждый и опасный мир, где бушует метель, или наводнение, или пожар Пересечение границы чревато гибельными последствиями» [8, c. 97]. Мотив идиллии труда, мотив поколений, соседствующих в идиллическом мирке, цикличность времени, движение времен года, обращенность к прошлому, перфектность циклического времени представлены у Пушкина в каждом случае; смерть же «почти никогда не бывает идиллической а, как правило, связана с катастрофической гибелью всего мира» [8, c. 97]. «Идиллический мир, — заключает Е. Хаев, — как нельзя лучше приспособлен к воплощению идеала Но воплощение идеала — это его анализ, а анализ — это губительная объектность. противоречивости утопического идеала патриархальности соответствует структурный механизм, обеспечивающий нестабильность идиллического мира. Поэтому идиллический мир у Пушкина столь часто предстает в ироническом и пародийном свете, с подчеркиванием его литературности, утопичности и в то же время сильнейшего его обаяния» [8, c. 104].

Отношение Толстого к идиллическому миру предельно серьезно, без намека на иронию и пародийность. Сознание утопичности идиллии, свойственное Пушкину, заменяется у Толстого мыслью о необходимости ее осуществления и художественным утверждением жизнеспособности, поскольку именно идиллия удовлетворяет потребность писателя в устойчивой концепции мира.

Обратите внимание

Иное дело, что, утверждая идиллию, Толстой значительным образом модернизирует ее, осложняя устойчивой связью с идеей «живой жизни», сопряжением двух пространственных парадигм — дома и неба, а также мотивами музыки и волшебной трансформации пространства.

Это как раз и придает ей устойчивость, способность «подстраиваться» под меняющийся мир, восстанавливаться после катастрофического вторжения мира чужеродного.

Список литературы

1.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

2.Лесскис Г. Лев Толстой (1852 — 1869). Вторая книга цикла «пушкинский путь» в русской литературе. — М.: ОГИ, 2000.

4.Радомская Т. И. Дом и Отечество в русской литературе первой трети XIX в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. — М., 2006.

5.Ранчин А. М. Мир символов в «Войне и мире» Л. Н. Толстого: несколько разъяснений. — [Электронный ресурс]: http: //www.portal-slovo.ru<\p>

6.Толстая Е. Экспериментальные приемы в «Войне и мире» // Лев Толстой и мировая литература: Материалы к Международной научной конференции. — Тула: Ясная Поляна, 2008. — Вып. 5. — С. 109-131.

7.Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 22 т. — М., 1978-1985.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=664906

Сочинения на Getsoch.ru

Характеристика семьи Ростовых в романе «Война и мир»

       Л.Н.Толстой один из первых писателей-реалистов, который затронул тему семьи и ее значения в своих произведениях.

Его знаменитый роман-эпопея «Война и мир» раскрывает одну из главных сюжетный линий – «мысль семейную» в русской литературе. В романе представлено три семьи с подробным описанием их традиций, ценностей, моральных устоев.

Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Семейным идеалом Л.Толстой представил семью Ростовых.

Важно

       Граф Илья Андреевич, графиня Наталья, дочери Наташа и Вера, сыновья Николай и Петр, племянница Соня – это члены семьи Ростовых, представленные читателю в романе. Л.Н.Толстой считает ее образцовой семьей светского общества. В основе ее лежат любовь и гармония, чувственное отношение друг к другу, живое участие в жизни всех членов семьи.

Граф и графиня – радушные хозяева, они принимают гостей без корысти и чванства. Здесь нет наигранного гостеприимства или нечестных целей, как это принято у Курагиных. Они рады любому гостю в любое время. Здесь всегда звучит детский смех, слышны светские разговоры, все спокойно, тактично и с любовью.

«До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием», — говорит графиня Ростова.

       Николай, старший сын Ростовых, воспитан в патриотическом духе. Он даже записался в гусары, потому что считал, что должен быть обязательно военным. В сражениях войны 1812 года он проявит все свои лучшие качества истинного патриота.

«…я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую», — говорил Николай. После смерти старого графа, заботу об имении Ростовых Николай взял на себя.

Много не получалось, было трудно, но Николай «всеми силами души любил этот наш русский народ и его быт».

       Петя, младший сын Ростовых, пятнадцатилетним мальчиком ушел на войну и погиб в бою, даже не успев толком понять, что же такое война. Вера, старшая дочь, была сдержанна.

Она единственная в семье не лелеяла чувства доброты к людям, не была радушна и искренна. Соня, племянница Ростовых, «…как кошка, прижилась не к людям, а к дому».

Она всегда была рядом, помогала с детьми, потом ухаживала за графиней, но, как сказала Наташа, оказалась «пустоцветом», в ней жила любовь не к людям, а к семье.

       Но более всех занимает читателя Наташа. Это идеал доброты, душевной чистоты, самоотверженности и любви к людям. Она готова помочь, не прося ничего взамен, не требуя награды.

Совет

Пройдя сложный путь исканий истины, любви, Наташа находит свой идеал жизни: «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья…». Соединившись с Пьером Безуховым, Наташа обрела семейное счастье.

Продолжение семейных традиций и ценностей семьи Ростовых Наташа воплотила в новой семье.

       Тема семьи является у Л.Толстого центральной сюжетной линией романа. Семья – основа жизни человека. Главная ценность – любовь и гармония. Семья Ростовых в романе «Война и мир» — идеал семейных отношений.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/514-kharakteristika-semi-rostovykh-v-romane-vojna-i-mir.html

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

В романе «Война и мир» Толстой поднял много важных тем: война, честь, преданность родине, любовь, взаимоотношения между людьми. Список можно долго продолжать, но я хочу более внимательно рассмотреть, как автор раскрывает тему семьи в своем произведении. Болконские, Курагины и Ростовы – истории трех совершенно разных семей вошли в основу романа.

Но Ростовы наиболее близки к толстовскому идеалу.     Семья – то, с чего начинается жизнь каждого человека. Первые опыты, первые впечатления и знания об устройстве мира мы получаем от родителей. И важно даже не то, чему учат нас мама и папа.

Важно то, какой они подают пример своими поступками, насколько они чтут, поддерживают и передают детям семейные традиции, как действуют в тех или иных критичных ситуациях. И Ростовы – подходящий эталон сплоченной русской семьи.     Ростовы – это граф Илья Андреевич, его жена и четверо их детей – Вера, Наташа, Николай и Петя.

Также практически членом их семьи стала Соня, племянница графа, которая с детства росла и воспитывалась в доме Ростовых.

    Глава семьи Ростовых – граф Илья Ильич Ростов – мягкий, доверчивый, бескорыстный человек. В ранних набросках к роману Толстой характеризовал своего героя как небрежного, непоследовательного, несколько тщеславного, но в целом добродушного человека. Граф очень любит своих детей и жену.

Он глубоко чувствует искусство, прекрасное. Но этот герой крайне непрактичен в житейских вопросах. Он может потратить немногие оставшиеся у него деньги на роскошный бал. Илье Андреевичу чужды расчет, корысть, алчность. Его жена – старая графиня — отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам.

Она находит отраду в своих детях.

    У детей много схожих черт: они откровенны друг с другом, имеют понятие о чести и достоинстве, способны испытывать глубокие чувства, добры и отзывчивы. Пожалуй, только старшая Вера отличается от других. Она редко появляется на страницах романа и неприятно удивляет своей холодностью, излишней «правильностью» и бесчувственностью. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. Возможно, Вера была старшим ребенком, она знала, что такое быть единственной дочерью и поэтому скрыто ревновала родителей с младшим братьям и сестрам. На мой взгляд, с помощью образа Веры Толстой хочет подчеркнуть, что чем больше в семье детей, тем больше хороших качеств у них развивается.     В отличие от старшей дочери, к воспитанию младших графиня подошла с иной стороны. В основу взаимоотношений с детьми были положены откровенность, доверительность, «незаметное» воспитание. Эти идеи были взяты у модного в то время философа Ж.Ж.Руссо. Поэтому, когда младшие дети начали подрастать, в доме Ростовых поселились смех, веселье и праздник. Любое событие, будь то бал, охота или именины становятся настоящей радостью для всех, кто в них принимает участие.     Отец смог привить своим детям чувство чести. Именно поэтому он с легкой душой отпускает младшего сына Петю на войну. Гибель мальчика трагична. В романе дано описание такого материнского горя, равное которому трудно найти у других писателей. Старая графиня поседела и чуть не лишилась рассудка. Наташа разделила с матерью ее горе. Именно она помогла графине справиться с горем, была вместе с ней в трудный момент.     Николай очень походит на Наташу и Петю. Он стал военным, повзрослел, приобрел жизненный опыт. Все отчетливее в его характере стали проступать «отрицательные» черты ростовской породы. Во всех трудных случаях, когда надо размышлять, он действует не раздумывая. Чем взрослее становится Николай, тем все более выясняется, что он – посредственный, недалекий человек. В конце романа этот герой становится рачительным хозяином. При этом Николай заявляет, что будет до конца своих дней защитником старых порядков. В этом герое больше чем в других просматривается продолжение семейных традиций Ростовых. Крестьяне отмечают, что у Николая лучше получается вести хозяйство, чем у старого графа, простые люди ценят и уважают молодого барина. В этом образе Толстой выразил свою приверженность к крепостничеству и патриархальному укладу жизни.

    Несомненно, любимой героиней в семье Ростовых является Наташа. На страницах романа мы видим, как она из девочки превращается в женщину, совершает не всегда правильные поступки, но искренние и идущие из самого сердца. Наташа живет в полном смысле этого слова. В ее любви нет места корыстным интересам, ее дружба крепка и надежна.

Для матери Наташа – близкая подруга и лучик света. И еще больше поражает в этой хрупкой девушке огромная духовная сила и доброта. Судьба отняла у Наташи горячо любимого брата, будущего мужа Андрея Болконского. Но в итоге подарила ей радость материнства.

Обратите внимание

Наташа тоже является идеалом Толстова, где женщина прежде всего – мать и жена, и ее интересы ограничиваются семьей и детьми.

    Искреннюю любовь испытывает писатель к семье Ростовых. В этой большой и дружной семье царит атмосфера любви, взаимопонимания. Здесь очень теплые и дружеские взаимоотношения. Ростовы принимают самое живое участие в радостях и бедах друг друга. Семья в понимании Толстого – нравственный ориентир, которым должен дорожить человек.ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/4876-semya-rostovykh-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Женские образы в романе Толстого «Война и мир» на Сёзнайке.ру

«Война и мир» — одна из тех книг, которые каждый раз читаешь заново, и каждый раз она рождает новые мысли. Она охватывает все, чем живет человек.

На страницах романа сталкиваются, знакомятся, расстаются люди разных общественных положений, разных характеров. Мы их запоминаем, и потом они нас будут сопровождать всю жизнь.

Не трудно заметить; Толстой любит людей таких, как графиня Ростова, Наташа, Ахросимова, княжна Марья. Он не любит всех тех,

кто похож на Шерер, Элен Безухову, Жюли Курагину.

На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой героиней. Ее характерная примета — постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей. Сдержанная улыбка постоянно играет на ее лице, хотя и не идет к уже отжившим чертам.

Она напоминает, как говорит Толстой, избалованных детей, которые совсем не хотят исправляться. Когда заговорили об императрице, лицо Анны Павловны «представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью».

Вот это «представляло» сразу же ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным. Несмотря на свои сорок лет, она «преисполнена оживления и порывов». Представляя героиню, Толстой сразу же выдает свою нелюбовь к ней.

Эта нелюбовь автора распространяется и на Элен Курагину, которая всегда одинаково красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая, неизменяющаяся и сияющая. Для Толстого все это не нейтральные приметы, а знаки человеческой духовной недостаточности.

Он сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «Черты его лица были те же, как у сестры, но у той все освещалось жизнерадостностью, …самодовольною, неизменной улыбкой и необычайной античной красотой тела… у брата то же лицо было отуманено идиотизмом».

Важно

Таким образом, сестра, при всей красоте ее лица и античной фигуры, в том, что касается собственно человеческих, нравственных ценностей, мало чем отличается от брата. Она столь же самоуверенна и самодовольна, то есть неподвижна духовно и внутренне застойна.

Представителям так называемого большого света Толстой противопоставляет семью Ростовых. Вот графиня, которая не знает, как начать разговор с мужем, чтобы попросить денег для Анны Михайловны Друбецкой.

Мы видим, как графиня Ростова оттягивает объяснение, понимая, что ее муж стеснен в деньгах, но не может ей отказать.

Перед нами проходит сложная гамма чувств героини, которая показывает ее с самой привлекательной стороны.

В минуту смертельной опасности, нависшей над страной, когда Наташа, как буря, врывается в комнату матери, требуя чтобы подводы были отданы раненым, графиня понимает правоту своей дочери и соглашается с ней, довершая тем самым собственное разорение. Но самое страшное горе — смерть Пети. Толстой так ярко описывает трагедию матери, что об этом невозможно читать спокойно. Она кричит, зовет сына, разговаривает с ним, как с живым. «Смерть Пети оторвала половину ее жизни», — говорит Толстой.

Почему графиня Ростова, Наташа, Марья Волконская милы, душевно близки и самому Толстому и его читателям? Сказывается та «чистота нравственного чувства», которая и помогает нам определить, что «дурно», а что «хорошо».

Мы никогда не забудем Наташу лунной ночью в Отрадном, когда она заставляет Соню петь, высовывается из окна и снова будит Соню. «Ведь такой прелестной ночи никогда не бывало!»— восклицает Наташа. Пусть будут ошибки, мы ей прощаем все, потому что она не может лгать и лукавить.

И даже в эпилоге романа, потеряв очарование юности, она приобретает нечто большее: всепоглощающую любовь к мужу и детям, способность к самопожертвованию.

Совет

Трудно прощаться с героями Толстого, и потому время от времени я снова открываю «Войну и мир» и снова погружаюсь в волшебный мир радостей, страданий, человеческих судеб и тех нравственных ценностей, которые по праву считаются вечными.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9775-jenskie-obrazi-v-romane-tolstogo-voyna-i-mir

Ссылка на основную публикацию