Сочинение кому живётся весело и вольготно на руси?

Сочинение Кому живётся весело и вольготно на Руси?

В произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» задан вопрос, заданный в названии самой поэмы. Автор отвечает поставленный вопрос постепенно во время встречи мужиков, пришедших из разных деревень, которые затевают спор на эту тему, и каждый из них считает, что хорошо живётся кому-то одному: царю, попу, чиновнику или помещику. В погоне за ответом они начинают странствие.

Встречая на своём пути людей разных сословий, мужики убеждаются, что у всех свои радости и печали. Поп например, рассказывает, что его жизнь не сладка: он постоянно ездит на похороны, помогает людям, проводит обряды. Хоть священнослужитель получает деньги, но часто – гроши, которые бедняки отрывают от своего сердца.

Выяснилось, что попу нет счастья на Руси, что же до остальных? Помещики тоже не испытывают счастья, ведь на Руси, в это время, отменили крепостное право, из-за этого помещики не могут привыкнуть к новой жизни. Крестьяне одного барина даже сжалились над ним, играя для него в «прежнюю жизнь», он счастлив, но живёт во лжи, которую плетут во круг него крестьяне.

Обратите внимание

Судьба женщины на Руси, всегда была судьбой мученицы, в произведении показана крестьянка Матрена, которая рассказывает о своей тяжёлой жизни. Эта сильная духом женщина считает себя старухой, хотя ей 38 лет. Матрёна с молодости знала, что такое труд, она вышла замуж по любви, но её муж скоро уехал от неё, любимый ребёнок погиб из-за того, что дед Савелий не усмотрел за ним.

И из-за всех этих бед Матрёна чувствует, что её жизнь полна несчастья. Женщины на Руси не знают счастья.

Но есть тот, кто живёт счастливо на Руси, и это Гриша Добросклонов – добрый, искренний, свободолюбивый и сильный духом юноша. Он решает посвятить свою жизнь освобождению народа, решил бороться за свободу угнетённых.

Гриша пережил смерть своей матери, сам он из бедной семьи, но он не жалуется на тяжёлую жизнь. Мысли о родине делают Гришу счастливым, он довольствуется тем, что у него есть. В этом, на самом деле, и есть ответ на вопрос. Чтобы познать счастье, нужно довольствоваться тем, что у тебя есть.

Секрет счастья в правильном отношении к жизни и в том, что нужно радоваться за других.

 Итак, ответ на вопрос «кому живётся весело, вольготно на Руси» таков: хорошо живётся тем, кто думает не только о себе, ценит своё счастья. Если бы каждый, кто утверждал, что он несчастен: попы, бояре, крестьяне, относились к жизни по другому, то тогда народная депрессия была бы распространена не настолько сильно.

← Анализ поэмы Дедушка↑ НекрасовОбраз музы в лирике Некрасова → Гражданский пафос Лирики Некрасова →

  • Сочинение Гардероб 2200 года 5 классНа протяжении всей мировой истории люди покрывали своё тело одеждой. В самом начале истории нашей человеческой цивилизации, одежда, сделанная из шкур животных, имела только одно применение — сохранять тепло
  • Характеристика Пискарева и его образ в повести Невский проспект ГоголяОдин из главных героев «Невского проспекта» Гоголя — художник Пискарёв. Только художник этот был характером, не как все итальянские художники, гордые и величественные, он был скромным
  • Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума сочинениеФамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.
  • Сочинение Анализ сказки Коняга Салтыкова-ЩедринаВ данном произведении автор изображает весь русский народ, завуалировав этот образ в главного героя коня. Конь постоянно трудиться на поле, он худой, истощенный и слабый, это и есть состояние русского народа.
  • Сочинение по картине Герасимова Полдень. Теплый дождьАлександр Михайлович Герасимов — русский, советский живописец, рисовал он в основном в стиле социалистический реализм. Поэтому все его картины получались действительно, будто ожившие холсты.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/komu-zhivyotsya-veselo-i-volgotno-na-rusi

Сочинение на тему: Кому живётся весело и вольготно на Руси? | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов написал через два года после проведения реформы, дарующей крестьянам долгожданную свободу. Казалось бы, вот наступило счастье – пришла долгожданная свобода. Но нет, как был крестьянин бесправным, так и остался.

Манифест Александра 11 не давал крепостным крестьянам полного освобождения, они должны были платить бывшему владельцу «выкупные» в течение 49 лет, а кроме того за пользованье помещичьей землей крестьянину также необходимо было вносить арендную плату. Цена аренды за землю чаще всего была неподъемной для простого крестьянина.

В результате после долгожданного манифеста в Российской империи вспыхивали жестокие бунты и восстания, так как тяжелый труд и бесправие вызывали протест и возмущение народных масс.

Многие просвещенные люди того времени считали данную реформу ущербной и несправедливой. К таким людям относился и поэт Николай Александрович Некрасов.

Именно положению крестьян в пореформенной России и посвящена поэма «Кому на Руси жить хорошо?», недописанная из-за преждевременной кончины автора. Все образы поэмы, даже и эпизодические, создают полную, яркую и самобытную картину, отражающую жизнь всех сословий в конце 19 века.

Герои поэмы простые крестьяне, именно их выбрал автор для далекого путешествия искать ответ на вопрос, который постоянно волнует народ: «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

Важно

И кто же хорошо живет в государстве Российском? Это — землевладелец, чиновник, священник, купец, боярин, государев министр или царь. Сами крестьяне – это вовсе не те люди, кто живет счастливо и вольготно. Они знают только изнурительный труд и тягостную нужду.

Кроме этого Некрасов показывает грубость, невежеством, суеверие и поголовное пьянство в быту у крестьян. Тяжелое положение народа можно представить, опираясь на названия мест их обитания: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, Дырявино, Горелово, Неелово, Неурожайка.

Большинство людей понимают счастье по – своему. Кто-то видит его в богатстве, кто во власти, в завидном положении в обществе, кто-то в любимом деле. Некоторые видят счастье в том, чтобы приносить счастье другим, жить для людей, для общества.
Именно таким героем поэмы является Григорий Добросклонов – свое счастье он видит в борьбе за счастье народное.

Поэт уверен, что именно Гриша достоин счастья, так как он в первую очередь думает о благе народа. Его бескорыстие, верность своим идеалам не останутся незамеченными.

В конце своей поэмы автор подводит своих правдоискателей и нас вместе с ними к мысли, что смысл жизни можно найти только в служении обществу и народу. Сам поэт видел суть своей жизни в бескорыстном служении правде.

Трудна дорога того, кто борется за народ!

В любом веке, в любое время и при любом политическом строе человек хочет счастья, хочет понять, в чем оно заключается.

На мой взгляд, понятие о счастье складывается из многих составляющих – это умение найти себя в жизни, заниматься именно тем делом, к которому чувствуешь призвание, жить насыщенной жизнью, приносить пользу обществу, найти любовь и уважение окружающих.

Именно это пытается сказать нам Николай Александрович своим произведением, он твердо уверен, что счастливый человек – это тот, кто твердо знает, что «надо жить для счастия убогого и темного родного уголка».

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-na-temu-komu-zhivyotsya-veselo-volgotno-na-rusi/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Кому живется весело вольготно на Руси»

        Своё сочинение мне хотелось бы начать с того, что поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» открыла для меня новый мир, Россию второй половины XIX века. И это не просто слова.

Государь даровал «Манифест об отмене крепостного права». Великая страна скинула со своих плеч оковы крепостничества. Казалось бы, чего не хватает для счастья русскому народу? Но люди по-прежнему несчастны.

Вопрос: почему? Да потому что нет этой свободы, народу не развязали руки, а попросту ослабили узел.

Совет

       Насчёт этого я могу рассуждать часами, но, пожалуй, стоит перейти к теме сочинения, которая показалась мне наиболее важной и интересной.

       «Кому на Руси жить хорошо?» — именно с этого вопроса начинается поэма. Среди всех героев произведения истинно счастливым можно назвать только лишь Гришу Добросклонова. Но почему? Постараемся ответить на данный вопрос. 

       В поэме изображены противоположные идеалы счастья: личное благополучие, почести, богатство, с одной стороны; счастье личное, неотделимое от народного,- с другой. Об истинном счастье говорит Григорий:

            «Не надо мне ни серебра,            Ни золота, а дай господь,             Чтоб землякам моим             И каждому крестьянину             Жилось вольготно, весело

            На всей святой Руси!»

       То есть, можно сказать, что только в борьбе «за воплощение счастья народного» человеку «вольготно, весело живется на Руси». Автор данного произведения полагает, что единственно возможный путь к счастью – это путь жертвы, подвижничества, искупления.

И Савелий изнуряет себя обетом за «все страдное русское крестьянство», Матрёна Корчагина подвергается розгам, Ермила Гирин идет в острог «за народ».

А Григорий Добросклонов, в котором довольно-таки просто увидеть черты праведника-страдальца, выбирает «дорого честную» к счастью всего народа: 

            «Ему судьба готовила            Путь славный, имя громкое            Народного заступника,

            Чахотку и Сибирь».

       Согласитесь, труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша. На этот путь в силах вступить «лишь души сильные, любвеобильные». Этот человек счастлив, потому что видит в этом главную, ведущую цель своей жизни.

       Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное счастье обретает лишь тот человек, который не отделяет свою судьбу от судьбы всего русского народа.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/22-sochinenie-na-temu-komu-zhivetsya-veselo-volgotno-na-rusi.html

Сочинение Кому на Руси жить хорошо Некрасова (по произведению)

Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но ещё и стирает.

Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. Трудно простому народу живётся, сил остаётся только выпить, чтоб немного заглушить боль.

Может быть, зря так решили мужики, ведь счастье – это только чувство. Богатый может быть очень несчастливым (из-за денег бояться, что его ограбят, например), а бомж может быть счастливцем.

Но это я так думаю, а они спорили, кто счастлив на Руси: помещик, поп…

С каждым они поговорили. Например, поп рассказал им, как ему на самом деле тяжело. Действительно, не позавидуешь – ездить нужно постоянно к умирающим или совсем на похороны, чтобы обряды проводить. Деньги за это платят, но часто такие маленькие и так их от сердца бедняки отрывают, что он и взять их не может. А молитвы если всю ночь читать над трупом? Нет, не очень счастлив поп.

Обратите внимание

Спросили у помещика. Вот только не осталось их на Руси – отменили же крепостное право. И в поэме показывают, что стало меньше порядка. Все потеряли привычный образ жизни. А есть забавная сцена со «счастливцем». Это барин, которому не говорят, что больше нет крепостных у него, старость его жалеют. И он счастлив практически, вот только живёт в обмане – комедию для него все играют.

И ещё спрашивали у женщины, но Матрена так несчастна оказалась! И муж бил, хоть один раз, и работы у неё с утра до ночи, и дети умирали страшно… Женщина страдает не только за себя, но и за всех своих детей, мужа и родных.   

И нашли они счастье в том, кто думает не о себе. Гриша Добросклонов, хотя судьба ему приготовлена страшная (страдания, тюрьма), счастлив, что думает о Родине, о народе.

Думаю, что все другие персонажи тоже могли бы быть счастливыми, если б верили в своё счастье. Поп мог бы радоваться тому, что помогает людям, тогда не так тяжело было б ему ехать по плохим дорогам в дождь к больным. Матрёна могла б радоваться, что остальные дети её живы, что сама жива. А так всем тяжело, конечно. Важно отношение.

Сочинение по рассказу Кому на Руси жить хорошо

«Кому живется весело, вольготно на Руси?» – этим вопросом задаются главные герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Они проделали непростой путь, чтобы узнать ответ и для нас остается загадкой, поняли ли они его.

На написание этой поэмы автора вдохновила отмена крепостного права в 1861. Несмотря на всю свою прогрессивность и необходимость этот процесс повлек за собой множество проблем.

Николай Алексеевич решил выразить эти проблемы в своих произведениях «Элегия» и «Кому на Руси жить хорошо». Первое написано непосредственно в 1861 году, а второе автор начал в 1863 году и закончил спустя четырнадцать лет.

Поэма состоит из четырех разрозненных частей из восьми запланированных, потому что, к сожалению, при жизни Некрасов не успел их дописать и соединить, поэтому, когда книга издавалась, возникло множество споров, в каком порядке они должны располагаться.

Разрешил их Корней Иванович Чуковский, расположив их так, как мы сейчас привыкли читать: «Последыш», затем «Крестьянка» и далее «Пир на весь мир».

Жанр этого произведения определить не очень просто, но и сам автор и большинство критиков сошлись на мысли, что это поэма-эпопея.

Читайте также:  Сочинение по картине март левитана 4, 5 классы описание

В ней соблюдены все отличительные особенности этого жанра: оно наполнено одной общей идеей, показывает жизнь простого русского народа и изображает исторически значимые события, в данном случае – процесс приспособления крестьянского люда к жизни без крепостного права.

В произведении нет одного главного героя, есть семь странников-крестьян, находящихся в центре сюжета, объединенные одной общей идеей и целью: найти же все-таки того, кому живется хорошо и счастливо на Руси?

Важно

Сюжет произведения достаточно прост и весьма незамысловато изложен непосредственно в начале произведения: собрались на дороге мужики и начали спорить, кому же лучше всех живется на земле русской? Попу, помещику, чиновнику, купцу, боярину или, может быть, царю? Самостоятельно они так и не смогли прийти к единому мнению и поэтому начали путешествовать и спрашивать людей. За время своих странствий они успели повидать множество людей, услышать большое количество мнений, но, как автор дал понять читателям, так и не смогли найти ответ на свой вопрос. А этот ответ был очень прост и нам он открылся благодаря Грише Добросклонову – сыну дьячка, семинаристу. Его счастье заключалось в том, что он искренне любил свою родину – Русь-матушку, думал о ее судьбе, необъятной мощи и силе, обо всех ее жителях. Именно образ этого героя и дает нам понимание смысла счастливой, хорошей жизни – жить не ради себя, а ради других; думать не только о себе, но и о других; заботиться не только о своем счастье, но и о всеобщем счастье.

Так, прочитав произведение Некрасова, каждый читатель сможет сделать для себя свой собственный вывод, но все согласятся в одном – тому на Руси живется хорошо, кто думает о ней и обо всем ее могучем народе. Несмотря на то, что поэма не закончена, она уже несет в себе большую смысловую нагрузку, огромную литературную ценность, имеет большой философский смысл.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/komu-na-rusi-zhit-horosho-nekrasova-po-proizvedeniyu

Сочинение на тему «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» — Сочинения

В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов пытается найти ответ на поставленный в заглавии вопрос с помощью мужиков-странников. Поэма начинается со спора мужиков из разных деревень, которые по-своему оценивают понятие счастья и считают, что хорошо и вольготно живётся лишь попу, помещику, царю, чиновнику. Их спор приводит к драке. А ответ так и не получен.

Тогда все семеро решают отправиться по матушке земле и попытаться найти самого счастливого среди людей. На протяжении всей поэмы Некрасов показывает нам встречу мужиков с совершенно разными личностями. Сначала они встречают представителей более высокого сословия: попа, помещика, которые повествуют о своей не очень лёгкой жизни.

И мужики согласны с тем, что их нельзя считать счастливыми людьми. Первичное понимание о счастливом человеке и самом счастье, как материальном достатке, сменяется у мужиков другими представлениями. Тогда они обращаются к народу и ищут счастье здесь. Ведь каждая человеческая судьба содержит в себе и хорошее и плохое. У одного есть достаток, но нет душевного спокойствия.

Другой не имеет и гроша, но счастлив тем, что остался жив, когда смотрел в лицо смерти.

Кто-то пережил много тягот и горя, но не сломился и счастлив тем, что может быть полезен другим людям. Некрасов, как прямой свидетель крестьянской жизни, показал простых людей, имеющих сильный дух и стремление к свободе, своему достоинству.

Крестьянам ещё тяжело, но многие не падают духом и борются со всей несправедливостью барщины.

Автор высмеивает помещиков, которые стали беспомощны и смешны без своих рабов. И восхищается новыми крестьянами, готовыми строить свою жизнь самостоятельно.

Некрасов уделяет много внимания женскому счастью. В главе «Крестьянка» нам показан образ русской женщины Матрены Тимофеевны. Матрена повествует путешественникам за счастьем о своей жизни, которую разделяет на период до замужества и после него. Мы знаем из многих произведений Некрасова, что женская доля не была прекрасной.

Совет

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» ситуация не меняется. Матрена Тимофеевна говорит о том, что и детство было трудным. Ей пришлось выполнять тяжелую работу в доме, помогая родителям. Она терпела унижения. Но было у неё и счастье: замуж выходила по любви, имела возможность стать матерью.

Но только моменты радости сменились бедами, унижениями и разочарованием: трагично умирает сын (его загрызли и съели свиньи по оплошности деда Савелия), принимает на себя удары, заступаясь за второго сына.

Идёт на поклон к самой губернаторше и просит за своего мужа, которого забрали на службу, терпит издевательства и оскорбления свекрови, работает наравне с мужиками, чтобы прокормить семью.

Но все это не сломило её, а лишь придало уверенности, сил, красоты душевной. Жизнь научила принимать все удары и не склонять головы. Но только о счастье женском говорить не приходится.Такой вывод можно сделать из монолога Матрены Тимофеевны.

«Ключи от счастья женского заброшены, потеряны — у бога самого!.. Не дело между бабами счастливую искать».

Некрасов один из первых показал сильный дух, ум и внутреннее богатство простой русской крестьянки, которая только начинает борьбу за своё женское счастье.

Пройдя по многим деревням и посёлкам, встретив самых разных людей из помещиков, дворян, солдат, крестьян, молодых интеллигентов, мужики приходят к выводу, что нельзя искать конкретного счастливого человека. Счастье у каждого своё и часто оно есть у того человека, который делает добро окружающим.

Поэма Некрасова актуальна и в настоящий момент. Вопросом о счастье задаётся каждый человек. Только понимание «кому живётся весело, вольготно на Руси» у всех разное.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-komu-na-rusi-zhit-horosho/sochinenie-na-temu-komu-zhivyotsya-veselo-volgotno-na-rusi/

Мой ответ на вопрос некрасовских странников

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Мой ответ на вопрос некрасовских странников.

  Скачать сочинение

    Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать. И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей.

Среди них— великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. “Кому живется весело, вольготно на Руси?” — этот вопрос задают герои его знаменитой поэмы-эпопеи всем, кто встречается им на пути.     Герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не чиновники, не богачи, не купцы, а простые крестьяне.

Некрасов выбрал их для выяснения этого вопроса потому, что именно им живется не весело и не вольготно. Они не видят ничего, кроме работы с утра до ночи, нищеты, голода и холода. С самого начала поэмы Некрасов утверждает, что крестьяне — это не те, кто купается в счастье. И это действительно так.

Обратите внимание

    А кто же, по мнению крестьян, живет, не зная горя? Это — помещик, чиновник, поп, “купчина толстопузый”, боярин, министр государев, царь. Но правы ли наши герои? Такая ли безоблачная жизнь у этих людей? И поп, и помещик утверждают обратное. По их мнению, они еле сводят концы с концами. Может, и правду они говорят, да не всю.

Разве можно сравнить жизнь крестьянина с жизнью помещика, даже самого “небогатого”? Конечно, нет. Чем больше человек имеет, тем больше ему становится надо. Вот помещику, например, мало большого дома, изобилия пищи, тройки лошадей, слуг. Ему надо больше: чтобы “травка каждая шептала: «Я твоя!»”.

Да разве у крестьян такие желания?! Для них кусок хлеба — радость.     Все понимают счастье по-разному. Большинство — в богатстве, а некоторые в том, чтобы приносить счастье другим. И такие люди, по-моему, действительно счастливы. Чтобы жить хорошо, надо помогать другим людям. Надо быть честным, добрым, бескорыстным.

Но таких людей очень мало, но все же они есть. Таким, например, является Гриша Добросклонов, герой поэмы:     Ему судьба готовила     Путь славный, имя громкое     Народного заступника…

    Некрасов утверждает, что Гриша будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. И его доброта не может остаться незамеченной. Может, потому наши странники так долго не могли найти счастливого человека, что на их пути встречались корыстные люди? Но так можно сказать не обо всех.

Например, Матрена Тимофеевна Корчагина — добрая, трудолюбивая женщина. Да и самих мужиков нельзя назвать плохими. Но все-таки что такое счастье? Как стать счастливым? Как говорится, человек сам кузнец своего счастья. Надо добиваться его. А если не получается, то, значит, такова судьба. И с этим уже ничего не поделаешь.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Мой ответ на вопрос некрасовских странников

Смотрите также по произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00021801184864064300

Сочинение Кому на Руси жить хорошо

Эпическая поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» стала неким результатом двух десятков лет творчества. Произведение было написано сразу после отмены крепостного права в1862году, то есть в то время, когда преобразование еще не оправдало чаяний крестьян и они, находясь в тяжелом положении, должны были выкупать свои же земельные наделы, тем самым попадая в экономическую кабалу.

Н.А. Некрасов был одним из ярчайших представителей небольшого количества людей того времени, которых беспокоило настоящее и дальнейшая судьба простого народа.

Важно

Именно народу посвящено творчество поэта, так как в детстве он сам видел тяжелую судьбу крестьян и то, как с ними обращался его собственный отец.

Поэма отличается от произведений того времени своеобразной новизной композиции и жанром и написана понятным для крестьянского народа языком. Для изображения полноты жизни автор использует устное народное творчество.

https://www.youtube.com/watch?v=FY5RhKNMwOo

Все события сюжета вращаются вокруг главного героя — крепостного народа Руси, что было новшеством в литературе 19 века. В произведении нет центрального персонажа, что является новшеством в поэме в целом и в ее фрагментарности.

Все главы открыты, но синтезирует их общий символ, коим является дорога. Сама поэма состоит из нескольких историй судеб большого количества людей.

Каждый эпизод это отдельный сюжет, который мог быть самостоятельным произведением, но именно в данном произведении они объединены с целью описания жизни людей в период освобождения.

Семь мужиков идут дорогами Руси и ищут того, кому действительно живется хорошо. Мужики – это обобщенные образы людей, которые спорят о счастье.

Вопрос о том, кто из них и вправду счастлив плавно перерос в вопрос, что же такое само счастье.

Авто отстаивает свою точку зрения, в которой смысл счастья состоит не только в собственном благополучии, но и в счастье других, которое можно обрести лишь в борьбе за него.

В своей поэме автор задевает злободневную и в наши дни тему счастья народа и пытается предугадать последствия реформы для будущей жизни народа. Некрасов описывает все стороны жизни крепостных.

Совет

Это и тяжелый физический труд, и долгое терпеливое ожидание улучшения жизни и народные восстания, а также пьянство, которое было единственным поводом веселья.

Я считаю, что «Кому на Руси жить хорошо» это социально-философская поэма, в которой раскрыт образ коллективного героя, образ России, который заключается в убогости и одновременно всесильности народа. Ведь истинного счастья в одиночестве не бывает.

ЕГЭ

Сочинение на тему Кому на Руси жить хорошо

Николай Алексеевич Некрасов — великий народный поэт. Его работы посвящены простому народу, огромное значение он уделял описанию окружающей его природе и красоте. Однако когда читаешь произведения Некрасова чувствуется некая тоска и безысходность, но это только усиливает эмоциональную силу произведений, после прочтения хочется о многом задуматься и многое разъяснить для себя в жизни.

Некрасов приоткрывает правду читателям. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он прибегает к таким моментам российского быта, как бесправие, бесчинство, надругательство над человеческой жизнью.

«Искатели счастья», мужики, которые решили определить «кому на Руси жить хорошо», поначалу всё кажется спокойным, но когда начинаешь зачитываться всё больше и больше, то начинаешь понимать, что, к сожалению, никому на Руси не хорошо жить.

Мужики считают, что счастлив поп, чиновники, помещики, царь.

Когда читаешь и начинаешь рассуждать, то понимаешь, что у мужиков нет единого представления о счастье. У каждого счастье разное Путешествуя, они так и не находят счастливцев: ни Ермил Гирин, ни Матрёна Тимофеевна, ни Яким Нагой.

По человечески обидно за них, ведь никто из них не счастлив, а люди хорошие. Из крестьян нельзя найти счастливых, наверное только Ермил Гирин, который живёт ради того, чтобы крестьяне жили хорошо, а сам в это время страдает.

Но разве это счастье?

Со временем мужики начинают вместе понимать ценность счастья. У них складывается общее мнение по этому понятию. Хорошей жизни на Руси не существует, наверное именно об этом хотел донести до нас автор. И наиболее счастливым считается лишь тот, кого признают в народе.

Лишь народное признание является счастьем. Счастлив тот, кто дело своё делает хорошо, и для народу, кто с гордостью может назвать себя «народным заступником». Но счастье это своеобразное, ранее не понятное мужикам.

Читайте также:  Анализ произведения разноцветная бабочка платонова (рассказа, легенды, сказки)

Постепенно, к концу поэмы мужики начинают осознавать и ценить счастье.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» популярна и в сегодняшнее время. Проходят сотни поколений, но до сих пор человек ищет счастье. Сейчас счастье приравнивают к наличию денег, однако это совершенно неправильно. Счастлив тот, кто делает благие дела, кто живёт для родных и близких, кто заботится о любимых, кто живёт по своему хобби, а всё это нельзя соединять равнять на деньги.

Пусть жизнь и тяжела, Но счастлив я, Что вся она моя,

И благие в ней дела!

Кому на Руси жить хорошо

  • Сочинения на тему Лето
  • Сочинение на тему Мой любимый школьный предмет 5 класс рассуждениеМне больше всего нравится в школе математика. Мне нравится учитель. Он сам очень любит свой предмет, постоянно учится. Он говорит нам, что без математики жизни нет – всё нужно считать. Даже в психологии (в тестах всяких) используют разную математику
  • Сочинение на тему Время года весна 3, 5, 6 классСкоро наступят теплые весенние дни. Ярче станет светить солнце. Нежным теплом будет ласкать природу. Начнет таять снег, и побегут ручьи. Из под снега появятся самые первые цветы подснежники.
  • Сочинение Что такое человечность рассуждение 15.3 ОГЭ 9 классГулял я как-то со своей собакой, и увидел как пожилой мужчина в старом потрепанном пальто сидел одиноко на лавочке. В его руках была газета, и он увлеченно ее читал. А напротив него стояла компания молодых людей. Тут с подъезда вышла молодая
  • Сочинение рассуждение на тему Любовь 9 класс ОГЭ)15.3А что мы знаем о любви? Об этом чувстве говорили многие, кто-то восхвалял ее, кто-то порицал, но ни один не оставался равнодушным. Многие люди говорят, что любви нет, что бабочки в животе не летают, а душа не стремиться к небесам. Но так ли это?
  • Тема любви в романе Мастер и Маргарита сочинениеЛюбовь приходит внезапно. Ей не важно, какие у людей социальные статусы. Мастер бедный, он бывший историк, работал когда-то в музее, совершено один живёт на этом свете — ни родных, ни друзей. Ему вдруг крупно повезло — выиграл в лотерею много денег.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/komu-na-rusi-zhit-horosho

Кому живётся весело, вольготно на Руси?

?kolybanov (kolybanov) wrote,
2017-03-13 04:29:00kolybanov
kolybanov
2017-03-13 04:29:00https://newsland.com/user/4297816004/content/gniozda-sovremennoi-znati/5726908?_utl_t=lj «Гнёзда» современной знати : Общество Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Законодательные привилегии.

Обычному гражданину России, чтобы получить бесплатно от государства квартиру, нужно быть либо малоимущим, либо ребенком-сиротой, либо опасно больным (например, туберкулезом или эпилепсией), либо проживать в аварийном доме.

Но даже если вы докажете, что име­ете право встать на учет как нуждающийся в жилье, вам, как правило, придется простоять в очереди десятки лет.

Официальный заработок высокопоставленных госслужащих в десятки (а порой и в сотни) раз выше, чем у рядовых граждан, и они легко могли бы себе позволить ипотеку даже на самое дорогостоящее жилье.

Но государство создало для чиновников привилегированные условия, и, пока миллионы малоимущих россиян десятки лет ждут своих квартир в очередях, госслужащие приватизировали по одной или несколько элитных квартир в самых дорогих районах Москвы.

Практику заботы о быте чиновников в современной России ввел первый президент Борис Ельцин. В 1997 году он издал распоряжение № 276-рп, в котором установил правила предоставления служебных квартир и улучшения жилищных условий.

В декабре 2008 года Дмитрий Медведев издал президентский указ № 1867, где были прописаны новые правила передачи квартир чиновникам.

Фрагменты из этого указа и утвержденного им положения о предоставлении жилых помещений активно цитируются во многих судебсных спорах, однако целиком этот указ в открытом доступе не опубликован.

Поэтому понять, насколько с 2008 года изменились условия передачи жилья госслужащим, — трудно.

Обратите внимание

Однако большая часть современной политической элиты получила бесплатно квартиры от государства по «ельцинской системе».

Согласно распоряжению Ельцина, квартиры для чиновников делятся на два типа — для служебного найма и для социального найма. Первый тип подразумевает, что госслужащий живет в квартире, пока работает, а по истечении контракта или после увольнения он должен освободить жилплощадь. Главное же отличие социального найма заключается в том, что жилье возвращать не нужно — его можно приватизировать.

Именно через соцнайм большинство обнаруженных нами чиновников и получили элитные квартиры от государства.

ПРИТЧА:

Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи.По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка.«Понравилась, отец», — ответил мальчик.

«Видел ли ты, как бедны могут быть люди?» — задал вопрос мужчина.«О, да!» — последовал ответ.«А что ты извлек из нашего путешествия?» — вновь спросил отец.А сын ответил: «Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них река, которой нет конца».

 У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами.

У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья».Отец мальчика застыл в онемении.

И тут сын добавил: «Я понял, как мы на самом деле бедны».

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/16581390.html

«Кому на Руси жить хорошо?»: как ответил на этот вопрос Некрасов?:

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова.

Поэма показательна чрезвычайной широтой осмысления современной ему русской действительности.

Противоречие между крестьянским миром и помещичьим, беззаконие, произвол властей, чрезвычайно низкий уровень жизни народа, разрушение его культуры — все это побудило поэта к нелегким размышлениям о судьбе России.

Видимое отсутствие на земле русской счастья, счастливых людей — вот основная идея поэмы. Чтобы ответить на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси», отправляет автор в путь-дорогу своих героев — семерых крестьян.

Каждому, кто встречается на их пути, они задают вопрос о счастье, о том, что это такое для каждого человека лично и для всех людей вместе.

Не сразу, постепенно из отдельных рассказов встреченных странниками людей складывается ответ на главный вопрос, а с каждым новым ответом уточняется, наполняясь все новым смыслом, понимание того, что же есть счастье.

Тяжела жизнь крестьянская, и поэт, не жалея красок, показывает грубость, предрассудки, пьянство в крестьянском быту. Положение народа отчетливо рисуется названиями тех мест, откуда родом странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Неелово…

Важно

Может быть, среди сытых господ находится счастье человеческое, спрашивают странники. И первым, кого они встретили, был служитель церкви. На вопрос мужиков, что же есть счастье, он ответил:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь —

Не так ли, други милые?

Но не был поп по-настоящему счастлив, понимая, что слишком часто, не давая простому люду отдохновения, церковь является для них обузой.

Может быть, «счастливцами» окажутся помещик или чиновник, купец или вельможный боярин, министр или хотя бы царь? Но нет, понимают мужики, что счастье имеет не только материальную сторону. И странники ищут счастливых уже в народной среде.

В главе «Счастливые» один за другим на зов являются крестьяне, которых слушает вся «площадь людная» — весь народ уже ищет «счастливого». Но:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатками,

Горбатое с мозолями…

Народная молва приводит странников к Матрене Тимофеевне — героине поэмы, воплощающей собой судьбу всех русских женщин, лучшие качества женского характера:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осъми

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла…

Рассказывая путникам о своей тяжелой жизни, о тяжести крепостного рабства, Матрена Тимофеевна приходит к выводу, что нет, она несчастлива… Неслучайно свой рассказ она заканчивает так:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Но рассказ женщины идет не только о собственной судьбе, а обо всем народе. Несмотря на все горести, она сохранила человеческую душу и духовную красоту. Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она не покорилась судьбе.

Позднее странники встречают Якима Нагого, человека сильного крестьянского характера, предстающего перед читателем в образе сына матери-земли:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот, у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку Он похож…

В жизни этого человека в свое время случилась история, доказавшая, что для него деньги в жизни — не главное. Во время пожара он спасает не свои сбережения, а картиночки, которые купил сыну. Значит, счастье было в них, а вернее, в любви к своему ребенку, своей семье.

Ермил Гирин, один из повстречавшихся на пути странников людей, тоже был счастлив, но по-своему. У него были и деньги, и почет, и спокойствие. Но он пожертвовал всем ради правды, и его посадили в острог.

Совет

Автор поддерживает крестьян, не мирящихся со своим существованием. Поэту близки не кроткие и покорные, а смелые и сильные, такие, например, как Савелий, «богатырь святорусский», чья жизнь говорит о просыпающемся сознании крестьян, о протесте крестьянского народа против многовекового угнетения.

Таким образом, по мере развития сюжета в поэме создается развернутый ответ на вопрос о счастье. Счастье — это и покой, и воля, и достаток, и свобода, и чувство собственного достоинства — счастье многолико. Всяким человеком счастье ощущается по-своему. Но нет счастья человеческого в полной мере, если несчастлив его народ:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай, Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Этой идеей проникнута вся жизнь еще одного, можно даже сказать, главного героя поэмы — Григория Добросклонова. Гриша — пожалуй, самый счастливый человек из тех, кого спрашивали странники о счастье.

Он еще молод, но уже мечтает о всенародном счастье, в нем зреет боец за справедливость, и он знает, что жизнь его на этом поприще будет очень нелегка.

Сильный духом, свободолюбивый, он идет по трудному, но честному пути, по которому идут только те люди, которые знают цену жизни.

Поэт верит в сокрытые силы народа и смотрит в будущее с надеждой. У каждого из героев своя задача в жизни, но истинная цель, по мнению Некрасова, — борьба за единое народное счастье, за счастье угнетенного русского народа. Именно ради этой цели живет Гриша Добросклонов, и эта цель делает его счастливым.

Слышал он (Гриша) в груди

Своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного

Пел он воплощение счастия народного…

Много тоски и грусти в поэме, много людских страданий и горя. Но итог поисков странников и вместе с ними автора обнадеживает — чтобы быть счастливым, надо уметь понимать не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Истинно счастливыми людьми Некрасов называет тех, кто отдает свою жизнь на служение народу, его счастью, его будущему.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/komu_na_rusi_zhit_khorosho_kak_otvetil_na_ehtot_vopros_nekrasov/25-1-0-11614

Тема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (сочинение)

«Кому на Руси жить хорошо?» — с этого вопроса начинается поэма. Герои, отправляющиеся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси», обращаются с вопросом к представителям разных сословий и получают разные ответы.

Порой перед нами предстают противоположные идеалы счастья. Однако главная цель героев — найти «счастие мужицкое».

Кто они, счастливые? Как совместить личное счастье с общественным? Эти вопросы ставит автор перед собой и своими героями.

Для помещика Оболта-Оболдуева и князя Утятина счастье осталось в прошлом. Эти герои жалеют о временах крепостного права: «крепь» позволяла им своевольничать, проводить время в праздности и чревоугодии, потехах псовой охоты… «Покой, богатство, честь» — вот формула счастья, которую выводит поп, но на поверку оказывается, что ни покоя, ни богатства, ни чести в жизни священнослужителя нет.

Обратите внимание

Крестьянский мир предстаёт перед нами в главе «Счастливые». Казалось бы, сейчас мы, судя по названию главы, получим ответ на главный вопрос поэмы.

Так ли это? Счастье солдата заключается в том, что беднягу не убили в сражениях, не забили палками, наказывая за «великие и малые» провинности. Каменотёс счастлив тем, что, работая, он гонит прочь нужду от семьи.

Крестьянин-белорус, натерпевшись от голода в прошлом, радуется сытости в настоящем… Таким образом, счастье для этих людей состоит в отсутствии несчастья.

Далее в поэме предстают образы народных заступников. Чистая совесть, доверие людей — вот счастье Ермилы Гирина. Для Матрёны Тимофеевны Корчагиной, наделённой силой духа, чувством собственного достоинства, представление о счастье связано с семьёй, детьми. Для Савелия счастье — это свобода. Но имеют ли и они то, о чём говорят?..

На Руси никому не живётся хорошо. Почему на Руси нет счастливых? Виновато ли одно крепостное право, привычка к рабству? Двинется ли страна к счастью, если воспоминания о крепостном праве исчезнут? Так склонен думать Гриша Добросклонов. Но для Некрасова это только часть правды. Вспомним «Элегию» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»): «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..».

Проблема счастья переводится автором в нравственную плоскость. Ключевой темой поэмы делается тема греха. Многочисленные крестьянские грехи, соединяясь с господскими, тяжёлым крестом ложатся на Русь.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа листригоны куприна

Грешны все, даже лучшие: Ермила Гирин выгородил брата из рекрутчины ценой вдовьих слёз; Савелий ответил на притеснение убийством…

Возможно ли счастье за счёт другого? И каковы они всё-таки — пути, ведущие к народному счастью? Подлинное счастье — борьба за народное благо. Жить для других — вот идеал Гриши Добросклонова.

Важно

С точки зрения автора, единственный возможный путь к счастью — путь искупления, жертвы, подвижничества. Матрёна Корчагина ложится под плети, Савелий изнуряет себя обетом, Ермила Гирин идёт в острог, Гриша выбирает «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Несмотря ни на что, финал поэмы оптимистичен. Автор приводит нас к заключению о том, что, во-первых, счастье народа будет возможно лишь тогда, когда он станет полноправным хозяином своей земли.

Во-вторых, счастливым может быть только тот, кто выполняет свой долг перед народом, видит цель жизни в его освобождении от греха рабства, холопства, нищеты, пьянства, дикости, а значит — во всеобщем счастье.

Только в борьбе «за воплощение счастия народного» человеку «вольготно, весело живётся на Руси».

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/tema_schastja_v_poehme_komu_na_rusi_zhit_khorosho_sochinenie/76-1-0-1804

Людмила Федорова: КОМУ ЖИВЕТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?

 Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

    «Нужно ли Некрасову оправдание? (Гиппиус, Чуковский и Кожинов о поэте) – под таким зоголовком появилась на днях на сайте публикация Ольги Шаховой.

    «Статья Зинаиды Гиппиус «Загадка Некрасова» помогла мне кое-что понять  в личности поэта, знакомого с детства… Что же такое забытый Некрасов, кто он? Поэт и борец? То и другое? Или ни то, ни другое? Что он за человек?» — задается вопросом Ольга Шахова вслед  за известной русской  поэтессой-символисткой  З.

Гиппиус, которую современники называли «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой», воспевали ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, оскорбляли, боялись ее и поклонялись ей.

Она всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа – но ее считали единственной настоящей женщиной-писателем в России, умнейшей женщиной империи…

    Надо сказать, что признанная, талантливая и красивая женщина Зинаида Гиппиус никогда не была образцом для подражания.

Не лишенная личных недостатков, наклонностей и пристрастий, имеет ли она право, может ли стать мерилом, вынося окончательный вердикт и приговор великому русскому поэту, «певцу горя, печали и страданий народных» Н.А.

Некрасову? К тому же изложенный взгляд Зинаиды Гиппиус без подробного знания творчества и жизни, индивидуальных приверженностей  поэта вряд ли сможет раскрыть и дать полное представление о характере и личности Некрасова.

    Н.А.Некрасов был, несомненно, гениальным поэтом, но как человек имел свои слабости, любил азартные игры, женщин, был картежником и кутилой, что ставится ему в вину. Но жизнь с самого детства не баловала Н.А.

Некрасова, несмотря на то, что он родился и воспитывался в дворянской семье. Детство и юность оставили у поэта на всю жизнь тяжелые, мрачные воспоминания.

Совет

Об отцовском помещичьем имении Грешнёво в Ярославской губернии, где он родился и вырос, поэт Некрасов позднее в стихотворении «Родина» с гневом скажет:

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,Текла среди пиров, бессмысленного чванства,Разврата грязного и мелкого тиранства;Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов,

    Отец его был грубым, невежественным человеком и помещиком. Он жестоко издевался не только над крепостными крестьянами, но и над своими детьми, а также над женой – матерью поэта.

Добрая и ласковая, хорошо образованная женщина, мать Некрасова, Елена Андреевна, воспитывала у своих детей уважение к простым людям, любовь к труду, чувство справедливости и доброту.

Во многих своих стихотворениях Некрасов подчеркивает огромное влияние матери на его жизнь и воспитание. Вот, как он пишет о ней в своей поэме «Мать»:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,И носит песнь, слагаемая мною,Живой любви глубокие черты —О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

    Перу Н.А.Некрасова принадлежат одни из самых задушевных в русской поэзии произведений о русских женщинах, многие из которых навеяны образом матери.

    Будущий поэт еще в детстве был близок с народом, вместе с крестьянскими ребятишками ходил летом в лес, купался в реке, играл вместе с ними в игры, слушал их рассказы, вникая в непростую, полную нужды жизнь крепостных крестьян.

    По Владимирскому тракту, проходившему мимо усадьбы Некрасовых, гнали закованных в кандалы ссыльных на каторгу в Сибирь. На всю жизнь запомнил поэт  «печальный звон, кандальный звон» шедших по тракту ссыльных. Владимирку называли дорогой слез, скорби и печали.

В 1840 году в сопровождении жандармского конвоя везли по этой дороге в ссылку в Пермь выдающегося русского революционера-демократа, писателя А.И.Герцена. Ехали по ней в кибитках в Сибирь вслед за своими мужьями жены ссыльных декабристов: Е. И. Трубецкая, М.Н.Волконская, А.Г.Муравьева, Е.П.Нарышкина, Н.Д.

Обратите внимание

Фонвизина, П.Е.Анненкова, К.П.Ивашева, Е.А.Бестужева и другие. Их мужество, верность и преданность опишет Н.А.Некрасов  в своей поэме «Русские женщины», первая часть которой посвящена княгине Е.И.Трубецкой.

В ней радужным снам изнеженной барской и светской жизнью женщины противопоставлена жестокая и суровая действительность крепостной России.

Исчезли радужные сны,
Пред нею ряд картинЗабитой, загнанной страны:

Суровый господин…

И жалкий труженик-мужик
С понурой головой…Засыпать спутника онаВопросами спешит:«Скажи, ужель весь край таков? Довольства тени нет?..»- Ты в царстве нищих и рабов!  —

 Короткий был ответ…

    Так как имение отца в Грешнёве Ярославской губернии находилось на берегу Волги, еще в детстве Николеньке приходилось видеть бурлаков, тянущих по реке огромные баржи. Худые, измученные, они шли под палящими лучами солнца по песчаному берегу и, выбиваясь из сил, пели тоскливые, заунывные песни. Впоследствии поэт назовет Волгу «рекою рабства и тоски».

    В своем знаменитом стихотворении «Размышления у парадного подъезда», одном из лучших образцов его гражданской лирики, он с горечью напишет:

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?Этот стон у нас песней зовется —То бурлаки идут бечевой!..Волга! Волга!.. Весной многоводнойТы не так заливаешь поля,Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля,-…

Когда Некрасову исполнилось семнадцать лет, отец отправил его в Петербург для поступления в военную школу, но военная служба не привлекала будущего поэта, и он начал готовиться к экзаменам для поступления в университет. Узнав об этом, отец отказал ему в материальной помощи и перестал посылать деньги.

    Для юного Некрасова начались тяжелые годы. Оказавшись в огромном городе без жилья, без денег, теплой одежды, без поддержки и друзей, ему приходилось ночевать в ночлежках для нищих, что позволило будущему поэту близко узнать жизнь городской бедноты и ощутить на себе многие страдания, выпадающие на долю бедняков.

Об этом периоде в своей жизни он впоследствии писал: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день…». Нужда подорвала его здоровье. Чтобы выжить, он много работал, сотрудничал в различных журналах, помещая в них статьи, рецензии на книги, очерки, повести.

«Господи! Сколько я работал. Уму непостижимо, сколько я работал!» — вспоминал он.

    Получив как поэт известность и признанне,  в 1847 году Н.А.Некрасов становится редактором журнала «Современник», с которым сотрудничал его духовный наставник и идеолог В.Г.Белинский.  За свободолюбивые идеи правительство жестоко преследовало «Современник», а самому Некрасову не раз грозила тюрьма.

    Основной темой творчества Некрасова является жизнь простого народа и крестьянства.

Важно

В своих  произведениях, стихотворениях и поэмах, таких, как «В дороге», «Огородник», «Тройка» «Размышление у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Песня Ерёмушке», «Орина, мать солдатская»,  «Железная дорога», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и других поэт раскрывает их положительные черты, физическую и нравственную красоту, способность к глубоким чувствам и любви, показывая,   вместе с тем, их бесправное положение в крепостной России:

Вчерашний день, часу в шестом,
 Зашел я на Сенную;Там били женщину кнутом,

 Крестьянку молодую.

    Его лучшие произведения зовут народ к пробуждению,  к борьбе за лучшую долю и свои права:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?Ты проснешься ль, исполненный сил,Иль, судеб повинуясь закону,Всё, что мог, ты уже совершил,-Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

    К пробуждению народного самосознания звала и великая поэма поэта «Кому на Руси жить хорошо»., в которой  правдиво изображена жизнь пореформенного крстьянства, безрадостное положение которого подчеркивается уже в говорящих названиях деревень: Заплатово, Дырявино, Неелово, Горелово, Разутово, Знобишино, Неурожайка, в содержании и названии песен: «Голодная», «Соленая», «Барщинная».

.   Крестьяне терпеливы и выносливы. Но и их терпению приходит конец. Они расправляются с управляющим, жестоким эксплуататором немцем Фогелем. Все это произошло само собой, по велению сердец угнетенных.

В расправе с упраляющим главная роль отводится Савелию – богатырю святорусскому, крестьянскому вожаку-бунтарю, который «легонечко толкнул его плечом, Потом другой толкнул его И третий… До ямы два шага..

все гурьбой Христьяна Христианыча Подталкивали бережно Все к яме…»

    «Наддай – Савелий выронил. Наддай! Наддай! – Так выдали, что ямы, словно не было…»

    Обличая произвол помещиков, Некрасов показал, что за свое счастье надо бороться. Расправа Савелия, богатыря святорусского и тружеников-крестьян с управляющим, немцем Фогелем, убийство Кудеяром пана Глуховского – это смелый призыв к активной революционной борьбе против самодержавно-крепостнического строя.

    «На вопрос «Кому живется весело вольготно на Руси?»  одни отвечают, что царю, попу, чиновнику, помещику, купчине толстопузому… Но сам автор считает, что счастливым может быть лишь тот, кто борется за счастье всего народа. Примером  такого борца в поэме является образ Гриши Добросклонова.

    Творчество Н.А.Некрасова высоко ценил великий русский критик, революционный демократ и философ-материалист В.Г.Белинский, а также русские классики: Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский,  поэт Аполлон Григорьев и многие другие.

    Так, В.Г.Белинский, познакомившись со стихотворением Некрасова «В дороге», обнял его и чуть ли не со слезами на глазах сказал: Да знаете ли Вы, что Вы поэт — и поэт истинный?»

     «Со времени появления в печати стихотворений «В дороге» и «Огородник», песни Некрасова сделались, без преувеличения говоря, событиями», — подчеркивал Аполлон Григорьев.

  А мучительную любовь  Некрасова «ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой…

доле его» отмечал Ф.М.Достоевский.

Совет

    С особой теплотой и любовью относились к Н.А.Некрасову крестьяне, с которыми он,  часто бывая в деревне, ездил на охоту, беседовал, наблюдал и изучал их жизнь. Поэт запомнился им как добрый, щедрый, простой в обращении, любящий человек.

    «Да что тут говорить, таких, как Николай Алексеевич нынче нет, да, пожалуй, и не будет», — вспоминал один из крестьян С.Макарович.

    Н.Г.Чернышевский называл его гениальнейшим и благороднейшим из всех русских поэтов. Незадолго до кончины Н.А.Некрасова в своем письме из далекой сибирской ссылки великий критик писал о том, что слава его будет бессмертна, а любовь России к нему вечна. Как вспоминал известный народнический писатель П.В.Засодимский, тысячи людей шли за гробом во время похорон великого поэта.

«Был ясный морозный день. На Литейной, у дома Краевского, Где помещалась редакция «Отечественные записки» и жил Н.А.Некрасов, уже с 8 часов утра стали собираться толпы народа – интеллигенции и простолюдинов.

В то утро первым был принесен на гроб усопшего поэта венок «от русских женщин»… Гроб несли на руках до кладбища Новодевичьего монастыря….

Впереди несли лавровые венки с надписями; «От русских женщин», «Певцу народных страданий», «Бессмертному певцу народа», «Некрасову – студенты», «Слава печальнику горя народного» и др.

    ,,, Почти все литераторы, большие и малые, други и недруги воздали дань певцу горя народного. Здесь были представители всех литературных лагерей…, можно сказать, представители всей русской интеллигенции…

    Публика долго оставалась у могилы Некрасова и стала расходиться поздно, когда зимние сумерки уже набрасывали на кладбище полупрозрачные тени, а в темно-синем небе вспыхивали звезды…»

    Похороны Некрасова носили характер политической демонстрации. В этот день вышли на улицу все, кто ненавидел царизм и эксплуатацию.

    «Не принижая ни на минуту великих алтарей Пушкина и Лермонтова… мы всё же говорим — нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова»,  — писал А.В.Луначарский.

     Своим творчеством Некрасов пробуждал сознание народа, призывал к решительному протесту против неравенства, рабства и угнетения. В этом его великое, непревзойденное значение. Его поэзия будет жить в веках! Имя Н.А.Некрасова не забудется никогда!

Источник: http://zavtra.ru/blogs/komu_zhivetsya_veselo_vol_gotno_na_rusi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector