Сочинение анализ рассказа мнимый больной мольера

Жан Батист Мольер

Мольер — это псевдоним великого французского драматурга. Настоящее его имя — Жан Батист Поклен. Он родился 15 января 1622 года в Париже в семье потомственных обойщиков. Мастерами по обивке ткани были оба деда будущего комедиографа и его отец, Жан Поклен-старший. Родители имели собственный дом в бойком торгово-ремесленном квартале.

Жан Поклен-старший купил должность королевского обойщика и камердинера короля, что обеспечивало ему неплохие доходы и возможность устроить будущее детей. Когда Жану Поклену-младшему исполнилось 15 лет, отец добился от короля разрешения назначить сына своим преемником.

Но, вероятно, не о карьере обойщика для сына заботился отец, когда отдал его несколькими годами раньше в Клермонский коллеж — это лучшее учебное заведение Парижа того время. После завершения обучения в нем Жан Батист Поклен получил диплом о юридическом образовании и даже несколько раз выступал в суде в качестве адвоката.

Но его не привлекали ни карьера адвоката, ни возвращение к профессии обойщика. Поклена-младшего манил к себе театр. В двадцать один год он отказывается от своих прав на отцовскую должность, забирает свою часть материнского наследства и полностью отдаётся своей безоглядной страсти.

Жан Батист собирает вокруг себя нескольких таких же молодых и не очень опытных актёров и открывает свой театр, который называет помпезно — Блистательным. Играются в нём в основном трагедии. Именно в это время писатель и выбирает себе псевдоним — Мольер.

Обратите внимание

Театр существует недолго — около полутора лет: конкуренции с профессиональными парижскими театрами он выдержать не может.

Мольер понимает, что успеха надо добиваться иначе — и находит решение: попытать счастья в провинции, играть не трагедию, а комедию, фарс. Он ищет поддержку публики и находит её.

Комедийные постановки мольеровской труппы очень скоро выводят её в первый ряд среди провинциальных театров.

В 1658 году Мольер со своей труппой предпринимает новую попытку завоевать Париж. Возвращение в столицу на этот раз приносит успех. Мольер заручается поддержкой брата короля, Месье; он даже добился того, что теперь его театр называется «Труппа Месье», а король позволяет ей выступать в своей резиденции — в Лувре.

Дело в том, что двадцатилетнему Людовику ХІV очень понравился мольеровский фарс «Влюблённый доктор» (пьеса до наших дней не дошла, но воспоминания о ней и о реакции короля сохранились). Благосклонность изысканной публики Мольер получает за свои пьесы «Шалый, или всё невпопад» и «Любовная досада».

Считается, что этот успех в большей мере связан с актёрским мастерством Мольера, нежели с совершенством его первых литературных опытов.

Вскоре приходит и драматургический успех. Он вызван постановкой пьесы «Урок мужьям», где действует персонаж, ранее уже появлявшийся в комедиях Мольера, — Сганарель. В других пьесах герой получит новые имена (Арнольф в «Уроках жёнам», Арган в «Мнимом больном»), но между этими персонажами будет существовать явная связь. Герои Мольера никак не умеют и не хотят видеть истинную суть вещей, они находятся во власти заблуждений, самодовольны и при этом подозрительны. Они не хотят быть как все, не принимают во внимание чужое мнение о себе, их не волнует жизнь вокруг, вне их личности и их дома. Они далеки от правил вежливости и приличий и потому очень часто попадают в нелепые положения. Они не замечают неискренности своих возлюбленных, их легко морочат жены. Главная тема первых сочинений Мольера — отношение с женщиной и к женщине.

Исключительно тяжёлым эмоционально и психологически был для Мольера 1672 год — умирают его друзья: актриса Мадлена Бежар и философ Ламот ле Вайе. Однако самая тяжёлая утрата этого периода — смерть маленького сына Пьера.

В этом же году обострилась и стала необычайно тяжело протекать застарелая болезнь лёгких. К концу года положение усугубилось и казалось почти безнадёжным. Но Мольер не сдавался, не терял оптимизма и продолжал работать.

В последние 29 месяцы жизни он написал и поставил на сцене комедию «Мнимый больной». Она стала его лебединой песней. В ней драматург и актёр сыграл свою последнюю роль.

«Жизненный парадокс состоял в том, что смертельно больной Мольер с уничтожающим смехом, с громадным комедийным темпераментом рассказывал о мнимом больном, о его зоологическом эгоизме, о медицинской науке и её фальсификаторах.

Важно

Упадок физических сил, тяжёлые душевные переживания нисколько не сказались на этой пьесе, поражающей совершенным писательским мастерством, богатством и мощью художественно-выразительных средств», — напишет об этом советский исследователь творчества Мольера И.Д. Гликман.

Мольер находился на сцене до конца своего последнего спектакля. Едва опустился занавес — и его на носилках перенесли за кулисы, а затем доставили домой. Жить ему оставалось несколько часов. Началась агония, после которой писатель скончался. Это было 17 февраля 1673 года.

Официальный Париж этой смерти словно и не заметил — не последовало никаких откликов, некрологов в газетах. Католическая церковь не прощала покойному весёлого лицедейства и забвеньем мстила драматургу.

Она нашла даже «благовидный» официальный предлог не афишировать дату смерти — Мольер на смертном одре так и не отрёкся от своей профессии. Не помогло даже заступничество Людовика ХІV который просил архиепископа смягчить позицию.

Тот был непреклонен: Мольера повелели похоронить поздно вечером 21 февраля незаметно, тихо, без торжеств и как самоубийцу — за церковной оградой. Но всё равно за гробом покойного шло достаточно много людей, почитавших великого драматурга.

Слава Мольера не угасает и в наши дни. Его наследие — гордость Франции и достояние мировой культуры.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/02/blog-post_4.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась — поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз — в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Совет

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе — с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант.

Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха — племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор.

В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома — единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух — Арган твердо стоял на своем.

Важно

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь.

Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого.

Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Обратите внимание

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения — настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью.

Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей — здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей… В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества.

Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы — так, пустячная импровизация.

Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе — подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж — пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения.

Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял.

Велев им остановиться, он сразу перешел к делу — предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез.

Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Важно

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство.

Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел.

Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности — представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был тверд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика — дело десятое.

Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своем железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешел на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование.

Беральд утверждал, что все врачи — хотя они в большинстве своем люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим — либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду.

Совет

Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своем. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достается представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь.

уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание свое сдержал — спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорбленный до глубины души доктор Пургон.

Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир… Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придет в состояние полной неизлечимости, а еще через несколько — отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету.

Читайте также:  Сочинение дикой и кабаниха в пьесе островского гроза

Он с ходу отрекомендовался непревзойденным странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, — ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением легких, на худой конец чуму.

Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

Обратите внимание

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь — третьего не дано, настаивал Арган.

Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у нее, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел.

Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мертвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа — теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мертвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув — к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, — Арган дал согласие на брак дочери… но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову — это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнешь рассуждать о болезнях, и притом — по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актеры, которые и исполнили последнюю интермедию — шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=74550

Пересказ комедии «Мнимый больной» Мольера

Арган постоянно сосредоточен на состоянии своего здоровья, ему кажется, что он болен и ему следует регулярно и серьезно лечиться, хотя в действительности этот человек не страдает никакими заболеваниями.

Его домочадцы воспринимают манию главы семейства по-разному, вторая супруга Аргана по имени Белина во всем соглашается с хитрыми докторами, рассчитывая на то, что их микстуры и снадобья достаточно быстро заставят ее мужа распрощаться с жизнью.

В то же время его дочери Анжелике абсолютно не нравится отцовская мания, но девушка, обладающая скромным и покорным нравом, предпочитает не спорить с Арганом. Служанка Туанета без стеснения ругает врачей и громко говорит о том, что хозяин буквально помешался на различных лекарствах и кровопусканиях.

Именно с Туанетой юная Анжелика делится своей тайной, касающейся того, что девушка влюбилась в некоего молодого человека по имени Клеант. Правда, она встретилась с ним всего лишь один раз, присутствуя на представлении театра, но Клеант произвел на Анжелику самое выгодное впечатление и с тех пор она мечтает лишь о нем.

Неожиданно отец приглашает дочь к себе и начинает беседовать с нею о предстоящем замужестве. Анжелика сначала решает, что к Аргану пришел свататься именно Клеант, но, к разочарованию девушки, выясняется, что отец наметил для нее совершенно другого жениха.

Речь идет о некоем Тома Диафуарусе, племяннике доктора Пургона, лечащего врача Аргана.

Тома и сам в скором времени станет дипломированным специалистом в области медицины, к тому же этот юноша является единственным наследником как своих родителей, так и дядюшки Пургона. Анжелика приходит в ужас от слов отца, однако она не в силах противостоять его желаниям. Зато служанка Туанета резко высказывает своему господину все, что она думает по этому поводу.

Однако ее усилия напрасны, Арган не желает ничего слушать.

Белина, мачеха Анжелики, также не желает, чтобы девушка выходила замуж.

Важно

Молодая дама рассчитывает полностью унаследовать состояние Аргана после его смерти, а падчерицу Белина стремится отправить в монахини, чтобы та впоследствии не могла претендовать на отцовское имущество.

Анжелика в полнейшем отчаянии умоляет помочь ей Туанету, та сразу же соглашается и решает в первую очередь сообщить Клеанту о том, что его возлюбленную намереваются сделать супругой другого человека.

Юноша тут же является в дом Аргана, выдавая себя за нового преподавателя пения. По его словам, предыдущему учителю, товарищу Клеанта, пришлось в срочном порядке уехать в деревню. Хозяин дома соглашается на предложенную замену, но требует, чтобы молодой человек занимался с Анжеликой лишь в его присутствии.

Как только начинается первый урок пения, сразу же появляются Тома и его отец. Будущий врач делает Анжелике предложение руки и сердца в самых изысканных выражениях, и Арган приходит от этого юноши в искренний восторг, считая, что о лучшем муже его дочери не приходится и мечтать.

Он тут же просит девушку спеть для гостей, и Клеант протягивает дочери Аргана ноты, в которых излагается короткая история их любви.

Анжелика и ее возлюбленный поют куплеты, в которых обещают вечно любить друг друга и никогда не расставаться, хотя окружающие и не понимают истинного смысла их пения.

Арган все же подозревает, что перед ним происходит нечто нежелательное, он резко требует от дочери подать руку Тома и назвать его при всех своим супругом.

Но Анжелика категорически отказывается выполнить это отцовское распоряжение.

Тома и его отец уходят из жилища Аргана в самом скверном настроении, вскоре в гости к хозяину дома прибывает его брат Беральд и сообщает, что у него есть на примете прекрасный жених для племянницы.

Совет

Арган отказывается даже выслушать предложение брата, он твердит о том, что желает видеть зятем лишь врача.

Беральд, в свою очередь, не сомневается в том, что доктора являются лишь ловкими шарлатанами и любую болезнь способна излечить только сама природа, если, разумеется, ей не будут препятствовать врачи.

Однако Аргана нисколько не впечатляют слова брата, он продолжает слепо верить в медицинскую науку и ее возможности.

Вернувшись к беседе о возможном браке Анжелики, ее отец продолжает настаивать на том, что существуют лишь два варианта. Девушка может либо стать супругой доктора либо уйти в монастырь, никакой другой судьбы он для нее не видит.

Идею о том, чтобы сделать Анжелику монахиней, исподволь уже давно навязывает мужу Белина, но Арган не допускает даже мысли о том, что у нее могут быть какие-то недобрые намерения. Туанета предлагает организовать небольшой спектакль и таким образом увидеть истинное лицо супруги Аргана.

Ее хозяин соглашается и начинает изображать умершего.

Белина не скрывает беспредельного восторга при виде мертвого супруга, ведь она наконец сможет получить в свое распоряжение его средства. Анжелика и Клеант, напротив, по-настоящему переживают из-за смерти Аргана, они готовы даже отказаться от намеченной свадьбы.

Но внезапно хозяин дома резко воскресает, его супруга приходит в неописуемый ужас, а дочь и ее возлюбленный от всей души радуются такому повороту событий.

Арган все же соглашается позволить Анжелике выйти за Клеанта, однако требует, чтобы молодой человек выучился на врача, только в таком случае он разрешает девушке стать его женой.

Но у Беральда имеется другое предложение, он советует брату самому стать доктором.

Обратите внимание

По его мнению, для этой профессии вовсе не требуется каких-либо специальных знаний, достаточно лишь надеть шапочку и мантию, соответствующие ремеслу врача, после чего любой человек сможет приступить к пространным рассуждениям о заболеваниях, используя при этом латынь.

К счастью, неподалеку как раз оказываются актеры, являющиеся давними знакомыми брата Аргана. Они проводят шутливую церемонию, в ходе которой присваивают хозяину дома звание врача, и все члены семьи чувствуют себя абсолютно счастливыми.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/04/pereskaz-komedii-mnimyj-bolnoj-molera.html

Жан Батист Мольер. Мнимый больной

Жан Батист Мольер. Мнимый больной

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант.

Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор.

В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух Арган твердо стоял на своем.

Важно

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь.

Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого.

Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвел большое впечатление на хозяина дома многоученой приветственной речью.

Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тещей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей… В подарок невесте Тома преподнес свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Вполне удовлетворенный достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества.

Совет

Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы так, пустячная импровизация.

Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения.

Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюбленные должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюбленные пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял.

Велев им остановиться, он сразу перешел к делу предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез.

Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут еще Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство. Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завел разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем так�

Источник: https://www.studsell.com/view/43820/

Мнимый больной … Жан-Батист Мольер — DRIVE2

Сегодня побывала на замечательной комедии Мольера «Мнимый больной», которая была написана этим великим комедиографом в 1673 году.

Читайте также:  Сочинение на тему оправданный риск рассуждение

Главная мысль этой увлекательной истории заключается в преодолении человеком страха перед смертью.

Главному герою пьесы, мсье Аргану, невероятно скучно жить в этой жизни и поэтому он постоянно придумывает себе различные болезни от которых затем и лечится. Каждая из болезней становится огромным событием, как в его жизни, так и в жизни его домочадцев.

Для того чтобы ему было удобнее и дешевле лечиться он даже пытается выдать свою дочь Анжелику за доктора, немного слабоумного, но как говорит мсье Арган «каждая добрая дочь должна быть счастлива, что выходит замуж за человека, который может быть полезен ее отцу».

Конечно же бедная Анжелика к тому времени уже успела влюбиться и ждет предложение руки и сердца от своего возлюбленного … но различные хитросплетения, в виде желания ее отца, препятствуют ее мечте. Но ничего, все равно, рано или поздно все становится на свои места … так и тут.

Не верится, что эта комедия была написана в XVII веке. Она современнее многих нынешних пьес. Ведь ничего не изменилось с тех пор: доктора, полицейские, шарлатаны и пройдохи всех мастей – образы и мысли всё те же.

Саму пьесу называют жемчужиной в творчестве Мольера, самой «смешной» из его сценических творений, так как она пытается высмеять извечные человеческие страхи, а также рассказать про одиночество и любовь.

Советую всем ознакомиться с этой удивительно веселой и жизненно-реалистичной историей: www.lib.ru/MOLIER/molier2_11.txt, ну а кого есть возможность, обязательно сходить на одноименную пьесу, ведь нету ничего изумительнее чем увидеть как герои книги оживают.

Ну и в завершении, как обычно маленькие жемчуженки этой комедии — цитаты:

— Верно, он много людей уморил, если так разбогател.

Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость разумной речью. Право, сударь, одна ваша борода уже много значит: у кого есть борода, тот уже наполовину доктор.

Природа сама, если ей не мешать, постепенно наводит порядок. Это только наше беспокойство, наше нетерпение все портят: люди почти всегда умирают от лекарств, а не от болезней.

Лучшим доказательством вашего здоровья и прекрасного состояния вашего организма является то, что при всем вашем старанье вы до сих пор умудрились не испортить вконец вашей здоровой натуры и не подохнуть от всех этих лекарств, которыми вас пичкают.

Однако высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь.

— Насилие — дурной способ заставить полюбить себя.

Ах, господа, неужели ничто не может смягчить ваши сердца?

ПолицейскиеО нет, добры мы по природе,Растрогать нас легко, в нас человечность есть!На водку дайте нам хотя б червонцев шестьИ будете сейчас же на свободе

Увы, господа, уверяю вас, у меня с собой ни гроша.

ПолицейскиеНу, если в деньгах недостаток,Так что б избрали вы охотней:Ударов палочных десяток

Иль просто в лоб щелчков полсотни?

— Правда, он никогда не отличался ни пламенным воображением, ни блестящим умом, как некоторые другие юноши, но именно поэтому я ожидал, что у него непременно разовьется рассудительность — качество, необходимое в нашем деле. Он никогда не был резвым и бойким ребенком.

Он всегда был кроток, спокоен, молчалив, никогда ни с кем не разговаривал и не играл в так называемые детские игры. Его еле-еле научили читать: в девять лет он толком не знал азбуки. «Ничего, — думал я, — деревья, которые поздно цветут, приносят нам лучшие плоды. Чертить на мраморе гораздо труднее, чем на песке, но то, что на нем начертано, сохраняется несравненно дольше.

Обратите внимание

Так и здесь: эта неспособность к ученью, эта вялость воображения — все это признак будущего здравомыслия».

По правде говоря, должность врача, состоящего при великих мира сего, никогда не привлекала меня; мне всегда казалось, что лучше всего для нас, грешных, держаться простых смертных. С ними куда легче. Вы ни перед кем не отвечаете за свои действия: надо только следовать правилам науки, не заботясь о том, что из этого получается.

А с великими мира сего это очень хлопотливо: когда они заболевают, они непременно хотят, чтобы врач вылечил их.
Туанетта.

Вот забавно! Какие чудаки! Хотят, чтобы ваш брат, доктор, их вылечивал! Но ведь вы совсем не для этого при них состоите! Ваше дело — получать от них вознаграждение и прописывать им лекарства, а уж они пускай сами выздоравливают, как умеют.

Нельзя быть благоразумным по заказу. И старые мозги развинчиваются так же, как и молодые.

— Арган (муж).

Одним словом, душенька, мне надо составить завещание так, как советует господин нотариус, однако из предосторожности я хочу дать вам на руки двадцать тысяч франков золотом, которые спрятаны в потайном шкафчике моего алькова, и два векселя на предъявителя, которые я получил от господина Дамона и господина Жеранта.Белина (жена). Нет, нет, мне ничего не надо! Ах! Сколько, вы говорите, у вас в шкафчике?Арган. Двадцать тысяч франков, душенька.

Белина. Не говорите мне о деньгах, пожалуйста. Ах! А эти два векселя на какую сумму?

В любви притворство очень похоже на правду, мне случалось видеть отличных актеров.

P.S. А на обратном пути проезжала мимо самого знаменитого места во всем мире — улицы Грушевского, где вчера проходили уличные бои — и самое удивительное, что как и в пьесе Мольера, в конце актеры сорвали авации — так и тут — был салют прямо над отрядами милиции.

Источник: https://www.drive2.ru/b/889814/

Краткое содержание «Мнимый больной» Жана Батиста Мольера

Арган – человек здоровый как внешне, так и внутренне, но при этом не могущий представить себе и дня без любимых докторов, а главное, без лекарств, ими назначаемых. Разубедить главного героя в пользе врачей, которых к нему, проведав о его благосклонности, стекается великое множество, не в силах ни любимая дочь, ни родной брат.

Арган твердо верит в то, что его жизнь напрямую зависит от принимаемых микстур и личного доктора Пургона – настоящего волшебника по части выдумывания несуществующих болезней пациента и выписывания огромного количества лекарственных средств.

Единственным человеком, который во всем потакает прихотям Аргана, оказывается его молодая жена – Белина, увидевшая в принимаемых мужем микстурах, реальный шанс в скором времени стать богатой вдовой. Крутой и своенравный норов Аргана играет в этом плане лишь на руку коварной особе, надеющейся отправить падчерицу в монастырь и выйти за более почтенного и молодого человека.

Но в коварные планы Белины то и дело вносит свои коррективы Туанета – умная и не менее изворотливая прислужница, готовая многим пожертвоватьради благополучия вверенной ее заботам семьи. Туанета безуспешно пытается образумить хозяина и показать ему истинное лицо его жены, но в силу своего положения, удается это ей не часто.

Арган свято верит жене и докторам, причем вера эта столь сильна, что больной решается на отчаянный, но довольно практичный шаг, загоревшись идеей выдать свою единственную дочь исключительно за доктора, так как это позволит сэкономить немалые средства на его дальнейшем лечении. Естественно, что мнения самой дочери Арган спрашивать не собирается, уверенный, что та не посмеет перечить отцовской воле.

И действительно, воспитанная и кроткая Анжелика, совсем недавно испытавшая радость и муки первой любви, не смеет воспротивиться, хоть и понимает, что выходить замуж за незнакомого навязанного силой человека, ей не следует.

В защиту девушки пытаются выступить ее дядя и Туанета, которым на некоторое время удается изгнать из дома докторов-прилипал. Но Арган оказывается непреклонен в вопросе замужества дочери, и даже устраивает импровизированные смотрины, на которые помимо потенциального жениха заявляется воздыхатель Анжелики – Клеант, переодевшийся учителем музыки.

Решив долго не тянуть с предстоящей свадьбой, Арган просит дочь сыграть жениху и другим гостям что-нибудь красивое, показав тем самым свои неоспоримые достоинства и таланты.

Важно

Девушка нехотя соглашается, но в процессе игры к ней присоединяется Клеант, который в музыкальной форме представляет слушателям историю любви, возникшей между ним и Анжеликой.

Девушка и парень столь сильно увлеклись, что не заметили как Арган и его гости начали поглядывать на них с непониманием.

Песня была столь откровенна, что все присутствующие были более чем заинтригованны, из-за чего влюбленным пришлось во всем признаться отцу, пришедшему в ярость. Признаки недовольства выказали также жених и его родители, оказавшиеся в один миг, лишены большого приданного.

После того как несколько обиженные гости удалились в доме Аргана начинается самая настоящая семейная ссора, в центре которой оказываются молодые люди.

Разгневанный родитель, подогреваемый науськиваниями жены, грозится упечь дочь в монастырь, но от этой пагубной мысли его отговаривает Туанета, решившая, наконец, раскрыть хозяину истинное лицо Белины.

Хитрая Туанета уговаривает Аргана отказаться от услуг Пургона, из-за чего последний покидает дом в крайне расстроенных чувствах, призывая на голову бывшего клиента все муки Ада и все болезни, которые когда-либо существовали.

Едва сие действующее лицо удаляется, служанка просит хозяина довериться ей и притвориться чрезвычайно больным.

Не до конца понимая, что от него хотят, Арган тем не менее исполняет просьбу, и притворяется не просто тяжело больным, а мертвецом, в надежде что дочь его увидев подобное отречется от возлюбленного и все же исполнит последнюю волю отца.

Совет

Но у Туанеты на этот счет совсем иные планы, так как она рассчитывает показать хозяину истинное лицо хозяйки, что удается сделать без особых усилий, ведь едва муж закрыл глаза, как Белина приступила к дележу наследства и подготовке праздничного пира.

Совсем по иному повела себя Анжелика, решившая отложить свадьбу из-за постигшего ее горя. Понимая любовь девушки к отцу и ее страдания по поводу его неожиданной кончины, Клеант также настаивать на свадьбе не стал.

Молодые люди предались скорби, наблюдая за которой Арган преисполнился любви и умиления, решив, что не так-то и важен для него союз с доктором, гораздо важнее благополучие дочери, сумевшей выбрать столь благородного юношу себе в мужья.

Таким образом, поразмыслив над коварством жены и страданиями дочери, Арган «воскрес» и принялся наводить новые порядки, начав с благословления брака Анжелики и Клеанта, согласие на который было дано, впрочем, с условием будущего обучения жениха врачебному делу.

Естественно, что счастливые влюбленные приняли все поставленные им условия, но подошедший к этому времени брат Аргана – Беральд посоветовал пройти обучение ему самому, что и было воспринято с большим энтузиазмом.

Мнимый больной выздоровел, и более никогда не докучал родным своими не существующими болячками.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-mnimyj-bolnoj-zhana-batista-molera.html

Мнимый больной

После долгих подсчётов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась — поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз — в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он ещё и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Продолжение после рекламы:

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе — с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант.

Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха — племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор.

Обратите внимание

В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вторых, Тома — единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух — Арган твёрдо стоял на своём.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у неё имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь.

Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого.

Посланцем она избрала давно и безнадёжно влюблённого в неё старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьянённого любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюблённый юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения — настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Не успел, однако, начаться урок, как Аргану доложили о приходе Диафуаруса-отца и Диафуаруса-сына, Будущий зять произвёл большое впечатление на хозяина дома многоучёной приветственной речью.

Важно

Затем, правда, он принял Анжелику за супругу Аргана и заговорил с нею как с будущей тёщей, но, когда недоразумение прояснилось, Тома Диафуарус сделал ей предложение в выражениях, восхитивших благодарных слушателей — здесь была и статуя Мемнона с её гармоническими звуками, и гелиотропы, и алтарь прелестей…

В подарок невесте Тома преподнёс свой трактат против последователей вредной теории кровообращения, а в качестве первого совместного развлечения пригласил Анжелику на днях посетить вскрытие женского трупа.

Читайте также:  Образ и характеристика снежной королевы в сказке андерсена

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Вполне удовлетворённый достоинствами жениха, Арган пожелал, чтобы и дочь его показала себя. Присутствие учителя пения пришлось тут как нельзя более кстати, и отец велел Анжелике спеть что-нибудь для развлечения общества.

Клеант протянул ей ноты и сказал, что у него как раз есть набросок новой оперы — так, пустячная импровизация.

Обращаясь как бы ко всем, а на самом деле только к возлюбленной, он в буколическом ключе — подменив себя пастушком, а её пастушкой и поместив обоих в соответствующий антураж — пересказал краткую историю их с Анжеликой любви, якобы служившую сюжетом сочинения.

Оканчивался этот рассказ появлением пастушка в доме пастушки, где он заставал недостойного соперника, которому благоволил её отец; теперь или никогда, несмотря на присутствие отца, влюблённые должны были объясниться. Клеант и Анжелика запели и в трогательных импровизированных куплетах признались друг другу в любви и поклялись в верности до гроба.

Влюблённые пели дуэтом, пока Арган не почувствовал, что происходит что-то неприличное, хотя, что именно, он и не понял.

Велев им остановиться, он сразу перешёл к делу — предложил Анжелике подать руку Томе Диафуарусу и назвать его своим мужем, однако Анжелика, до того не смевшая перечить отцу, отказалась наотрез.

Совет

Почтенные Диафуарусы ни с чем удалились, попытавшись и при плохой игре сохранить хорошую профессиональную мину.

Арган и без того был вне себя, а тут ещё Белина застала в комнате Анжелики Клеанта, который при виде её обратился в бегство.

Так что, когда к нему явился его брат Беральд и завёл разговор о том, что у него на примете есть хороший жених для дочки, Арган ни о чем таком и слышать не хотел.

Но Беральд припас для брата лекарство от чрезмерной мрачности — представление труппы цыган, которое должно было подействовать уж не хуже Пургоновых клистиров.

Пляски цыган и их песни о любви, молодости, весне и радости жизни явили собой вторую интермедию, развлекающую зрителей в перерыве между действиями.

В беседе с Арганом Беральд пытался апеллировать к разуму брата, но безуспешно: тот был твёрд в уверенности, что зятем его должен стать только врач, и никто кроме, а за кого хочет замуж Анжелика — дело десятое.

Но неужели, недоумевал Беральд, Арган при своём железном здоровье всю жизнь собирается возиться с докторами и аптекарями? В отменной крепости здоровья Аргана сомнений, по мнению Беральда, быть не могло хотя бы потому, что все море принимаемых им снадобий до сих пор не уморило его.

Разговор постепенно перешёл на тему медицины, как таковой, и самого её права на существование.

Обратите внимание

Беральд утверждал, что все врачи — хотя они в большинстве своём люди хорошо образованные в области гуманитарных наук, владеющие латынью и греческим — либо шарлатаны, ловко опустошающие кошельки доверчивых больных, либо ремесленники, наивно верящие в заклинания шарлатанов, но тоже извлекающие из этого выгоду.

Устройство человеческого организма столь тонко, сложно и полно тайн, свято охраняемых природой, что проникнуть в него невозможно. Только сама природа способна победить болезнь, при условии, конечно, что ей не помешают доктора.

Как ни бился Беральд, брат его насмерть стоял на своём. Последним известным Беральду средством одолеть слепую веру в докторов было как-нибудь сводить Аргана на одну из комедий Мольера, в которых так здорово достаётся представителям медицинской лженауки. Но Арган о Мольере слышать не хотел и предрекал ему, брошенному врачами на произвол судьбы, страшную кончину.

Сия высоконаучная полемика была прервана появлением аптекаря Флерана с клистиром, собственноручно и с любовью приготовленным доктором Пургоном по всем правилам науки. Несмотря на протесты Аргана, аптекарь был изгнан Беральдом прочь.

уходя, он обещал пожаловаться самому Пургону и обещание своё сдержал — спустя немного времени после его ухода к Аргану ворвался оскорблённый до глубины души доктор Пургон. Многое он повидал в этой жизни, но чтобы так цинично отвергали его клистир…

Пургон объявил, что не желает отныне иметь никаких дел с Арганом, который без его попечения, несомненно, через несколько дней придёт в состояние полной неизлечимости, а ещё через несколько — отдаст концы от брадипепсии, апепсии, диспепсии, лиентерии и т. д.

Стоило, однако, одному доктору навсегда распрощаться с Арганом, как у его порога объявился другой, правда подозрительно похожий на служанку Туанету.

Важно

Он с ходу отрекомендовался непревзойдённым странствующим лекарем, которого отнюдь не интересуют банальные случаи, — ему подавай хорошую водяночку, плевритик с воспалением лёгких, на худой конец чуму.

Такой знаменитый больной, как Арган, просто не мог не привлечь его внимания. Новый доктор мигом признал Пургона шарлатаном, сделал прямо противоположные Пургоновым предписания и с тем удалился.

https://www.youtube.com/watch?v=PEoQtpu9LXE

На этом медицинская тема была исчерпана, и между братьями возобновился разговор о замужестве Анжелики. За доктора или в монастырь — третьего не дано, настаивал Арган.

Мысль об определении дочери в монастырь, совершенно очевидно с недобрым умыслом, навязывала мужу Белина, но Арган отказывался верить в то, что у неё, самого близкого ему человека, может появиться какой-то недобрый умысел.

Тогда Туанета предложила устроить небольшой розыгрыш, который должен был выявить истинное лицо Белины. Арган согласился и притворился мёртвым.

Белина неприлично обрадовалась кончине мужа — теперь-то наконец она могла распоряжаться всеми его деньгами! Анжелика же, а вслед а ней и Клеант, увидав Аргана мёртвым, искренне убивались и даже хотели отказаться от мысли о женитьбе. Воскреснув — к ужасу Белины и радости Анжелики с Клеантом, — Арган дал согласие на брак дочери… но с условием, что Клеант выучится на доктора.

Беральд, однако, высказал более здравую идею: почему бы на доктора не выучиться самому Аргану. А что до того, что в его возрасте знания навряд ли полезут в голову — это пустяки, никаких знаний и не требуется. Стоит надеть докторскую мантию и шапочку, как запросто начнёшь рассуждать о болезнях, и притом — по-латыни.

По счастливой случайности поблизости оказались знакомые Беральду актёры, которые и исполнили последнюю интермедию — шутовскую, сдобренную танцами и музыкой, церемонию посвящения в доктора.

Источник: https://briefly.ru/moler/mnimyj_bolnoj/

Краткое содержание “Мнимый больной” Мольера

Последние несколько дней Арган провел в долгих подсчетах и записях.

Благодаря им он наконец выяснил, почему в последнее время он стал так плохо себя чувствовать: оказалось, что в последний месяц он перебрал с лекарствами; им было принято около сорока видов разнообразных таблеток и микстур, сделано пятнадцать уколов и четырнадцать впрыскиваний. Арган решил выразить свое недовольство его лечащему врачу, доктору Пургону – он чуть не довел его до смерти!

Члены семьи по-разному относились к тому, что у Аргана гипертрофированный интерес к собственному здоровью. Его вторая жена, Белина, добросовестно выполняла все наказания многочисленных врачей, надеясь, что лекарства угробят муженька быстрее, чем какая-нибудь простуда.

Его дочь, Анжелика, не приветствовала потуг отца вылечить очередное выдуманное заболевание,однако она покорно молчала, не смея пререкаться со старшими.

Совет

Зато служанка Туанета не молчала: она осуждала докторов и нахально пререкалась с больным, отказываясь делать ему какую-нибудь припарку.

Однажды Анжелика рассказала Туанету о мучавшем ее секрете: она впервые влюбилась в юношу по имени Клеант. Видела она его всего лишь однажды – но тот успел произвести на нее впечатление, спася девушку от грубости какого-то джентльмена.

Анжелику охватило волнение, когда отец впервые заговорил с ней о свадьбе – девушка решила, что Клеант попросил ее руки и сердца. Но ее пыл быстро остудили: отец собирался сватать ее за более подходящего, по его мнению, жениха.

Этим женихом оказался племянник его лечащего доктора Пургона, Тому Диафуаруса, который сам скоро станет врачом. Арган воодушевленно расписывал дочери достоинства будущего зятя: во-первых, у нее всегда будет под боком врач, и ей не придется тратиться на докторов.

Во-вторых, Тома наследует состояния и отца, и дяди Пургона.

Анжелика ничего не сказала отцу, но после их беседы долго плакала на плече у Туанеты. Служанка высказала Арагану все вместо дочери. Но все было напрасно – Арган был словно глухой.

Белина тоже не хотела допустить брака Анжелики по своим собственным причинам: жадная мачеха не хотела делиться наследством мужа с девчонкой, и пыжилась упрятать ее в монастырь.

Таким образом, судьба Анжелики оказалась полностью в руках Туанеты, и служанка с радостью приняла это бремя. В первую очередь надо было поставить Клеанта в известность, что Анжелику хотят выдать замуж за другого.

Она послала к Клеанту давно влюбленного в нее ростовщика Полишинеля.

Первая интермедия, содержащая песни и танцы, изображает Полишинеля по улице, который шатается, как пьяный, от любви. Это привело к смешному происшествию с жандармами.

Обратите внимание

В скором времени Клеант появляется в доме Аргана, но не из-за любви к Анжелики, а в качестве заменяющего учителя пения – последний по срочным делам ненадолго уехал в деревню. Арган пошел на уступки при условии, что он будет присутствовать при занятиях.

Едва урок начался, как пришли Диафуарус-отец и Диафуарус-сын. Сын поприветствовал Аргана высокопарной речью. Затем он принял Анжелику за будущую тещу. Узнав о своей ошибке, он поспешил торжественно сделать ей предложение.

Все присутствующие издали вздох умиления, увидев эту сцену. Тома подарил своей будущей супруге трактат о вреде кровообращения, написанный им собственноручно.

Для празднования столь знаменательного события он выбрал музей, где производилось публичное вскрытие мертвой женщины.

Арган захотел, чтобы его дочь тоже как-то проявила себя. Его взгляд пал на учителя пения, и Арган заставил Анжелу развлечь присутствующих пением. Клеант дал ей ноты и сказал, что сейчас они споют его новую оперу – пусть Анжела приготовится к легкой импровизации.

В опере пелось о двух влюбленных – пастушке и пастушке. Под пастушком не сложно было опознать Клеанта, а в его возлюбленной – Анжелу. Исполняя оперу как бы для всех, Клеант на самом деле обращается к одной единственной, пересказывая их историю любви, которая якобы была сюжетом пьесы.

Оканчивается пьеса следующим описанием: пастушок приходит в дом пастушки, услышав о том, что отец собирается отдать его любимую за недостойного ухажера. Так, у всех на глазах, пастушок изъясняется в любви к пастушке.

Клеант и Анжелика поют трогательную импровизацию, поочередно признаваясь друг другу в любви до гроба и клянясь в верности.

Дуэт продолжался до тех пор, пока Арган не приказал им остановиться – сам не понимая, в чем дело, он чувствовал, что дело в этой опере.

Когда музыка смолкла, Арган приказывает дочери взять Тома под руку и при всех назвать своим мужем. Анжелика, до этого самого момента будучи покорнее овечки, неожиданно отказывается от приказа отца.

Дивфуарусам приходится покинуть дон несолоно хлебавши, пыжась при этом сохранить свое достоинство.

Важно

Арган в бешенстве. Белина, зайдя к Анжелике, застает там Клеанта, который тут же поспешно убегает. Когда к Аргану приходит его брат, Беральд, и говорит о том, что есть еще один достойный кандидат на роль супруга для Анжелики, отец ничего не хочет слышать. Беральд приглашает в дом цыган, которые своими песнями и плясками должны были развлечь угнетенного Аргана.

Вторая интермедия заключает в себе танцы цыган и их жизнерадостные песни о людях, любви и весне. Так зрителей развлекают между действиями.

Беральд пытается образумить своего брата, но бесполезно: тот хочет в зятья только врача, и никого другого. Желание его дочери имеют второстепенное значение. Беральд недоумевает: зачем Аргану, обладая таким крепким здоровьем, тратить время на каких-то врачей? Крепкое здоровье его брата Беральд объясняет тем, что тот еще не умер, принимая такое огромное количество разных лекарств.

Постепенно братья начинают говорить о медицине в целом и в частности – имеет ли она право существовать? Беральд допускал, что врачи – люди образованные, разбираются в гуманитарных науках, знают древние языки. Но все же они – вруны и притворщики, которые вымогают деньги у больных.

Остальная же их часть – те, которые верят в магию этих шарлатанов, но все же не теряют возможность взять на лапу себе. Организм человека чужд всякого рода вмешательствам – он сам по себе тонок, сложен и органичен.

Только природа может излечить болезнь, если при этом ей не будут мешаться доктора.

Но никакие убеждения Бертольда не действуют на Аргана. Последним и единственным выходом остается сводить этого упорного сторонника медицины на комедию Мольера, где автор так ловко высмеивает горе-лекарей. Арган чхать хотел на Мольера и убеждает брата, что тот умрет страшной смертью, если не послушается врачей.

Тут приходит аптекарь Флеран и приносит клистир, который доктор Пургон изготовил специально для Аргана. Несмотря на активное сопротивление своего брата, Бертольд все-таки прогоняет его прочь. Уходя, Флеран обещает рассказать все самому Пургону.

Совет

И действительно – через некоторое время вбегает доктор Пургон, уязвленный до самого сердца. Он многое готов пережить, но чтобы вот так, ни за что, отвергали его клистир… Пургон заявляет, чтобы Арганон больше не смел являться к нему с какими бы то ни было просьбами.

И злобно замечает, что без должного докторского ухода он, несомненно, скоро умрет.

Тут появляется Туанета, переодетая в странствующего лекаря. Он представляется наилучшим доктором, который обладает лучшими лекарствами и рекомендациями во всем мире.

Его заинтересовал Арган, которого никто никак не может вылечить, и предлагает свои услуги – дескать, его уникальный случай представляет большую ценность для медицины. Новый доктор заявляет, что Пургон – неуч.

Ставит противоположный ему диагноз, оставляет рецепт и уходит.

Медицинские дрязги закончились, и братья снова обсуждают замужество Анжелики. Арган настаивает, что либо она выйдет за доктора, либо уйдет в монастырь.

Белина навязывает мужу последний вариант, и Арган уверен, что у его любимой жены есть хоть какая-то неприязнь к падчерице. Тогда Туанета решает подстроить ситуацию, которая раскроет истинные намерения Белины.

Арган соглашается принять в этом действии участие и притворяется мертвым.

Белина, узнав о кончине мужа, не скрывает своей радости – наконец-то все деньги достались ей! Анжелика и Клеант, наоборот, впадают в отчаяние и горько плачут. Арган неожиданно воскресает, дав согласие на помолвку дочери с Клеантом при условии, что жених получит медицинское образование.

Беральд предлагает брату самому стать доктором. А если в его старую голову ничего не вобьется, так это не страшно – все равно ничего знать о медицине ему не нужно. Достаточно одеть докторский халат и шапочку, рассуждая о болезнях на латинском языке.

Обратите внимание

Последнюю интермедию исполняют знакомые Беральда актеры. Она получается комичная, танцевальная и музыкальная. Происходит посвящение Аргана в доктора.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-mnimyj-bolnoj-molera/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector