Сочинение что такое кровная месть? итоговое

Что такое «кровная месть»? | Литерагуру

(403 слова) Кровная месть – один из самых древних обычаев, появившихся в человеческом обществе.

Она представляет собой обязательное возмездие, которое должно осуществиться по отношению к лицу, совершившему убийство одного из членов семьи (племени или рода), однако в некоторых случаях она заменялась выкупом.

В данный момент эта традиция является пережитком прошлого, но когда-то она была настоящим бичом, приводящим к уничтожению целых родов. Поэтому данная проблема описывалась многими писателями.

Так, одним из замечательных примеров трагедии, разыгрывающейся из-за кровной мести, является нетленная пьеса Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие происходит в Италии, где с новой силой разгорается вражда между двумя знатными родами – Капулетти и Монтекки.

Обратите внимание

Ромео влюбляется в юную Джульетту, и они попадают в безвыходную ситуацию. Их разделяет пропасть, которую они не могут преодолеть, при этом Джульетту хотят выдать замуж за нелюбимого ею человека.

Девушка желает отравиться, но, переубежденная святым отцом Лоренсо, выпивает снотворное, а священник готовит побег возлюбленных, отправляя гонца с вестью Ромео, но тот не получает вести из-за эпидемии чумы.

В итоге, юноша отравляет себя над телом возлюбленной, не зная, что та спит, а девушка, очнувшись, закалывает себя, обезумев от горя. Кровная месть между семьями была прекращена только после смерти их детей – и Уильям Шекспир делает на этом акцент, показывая весь ужас, кровавым следом тянущийся за местью.

На Руси понятие кровной мести существовало с древних времен, и довольно рано такому принципу как «око за око, зуб за зуб» была предложена такая альтернатива, как денежный выкуп за убитого или искалеченного члена семьи. Например, царь Иван Грозный в произведении М.Ю.

Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» обязуется содержать семью купца, которого он казнил за нарушение закона. В кулачном бою, который был организован ради забавы, Калашников убил Кирибеевича, который был любимым воином правителя. Он мстил за то, что герой осрамил его жену, приставая к ней на улице.

Но виновник так и не выдал царю причины своего поступка. Тогда Иван Грозный вынужден был его казнить, чтобы прекратить круговорот мести. Однако на своем примере владыка показал, как человек должен вести себя по закону. Еще Ярослав Мудрый отменил кровную месть и назначил штраф для тех, кто искалечил или убил представителя другой семьи.

Поэтому герой дает Алёне Дмитриевне и ее детям пожизненное обеспечение, заглаживая свою вину перед ними.

Кровная месть – страшный обычай, в основе которого лежит право мести, принадлежащее родственникам пострадавшего или убитого человека. Деятели искусства не раз обращались к этой теме, стараясь показать, насколько ужасные последствия она несет за собой. Кровная месть осталась рудиментом своей эпохи, поэтому ее нет ни в одной цивилизованной стране.

Источник: https://LiteraGuru.ru/chto-takoe-krovnaya-mest/

Сочинение: Что такое месть? | Литрекон

(376 слов) Месть – это самосуд обиженного над виновником его бед. Ослепленные гневом, отчаявшиеся люди совершают расправу над обидчиком, и зачастую сами становятся жертвами своего поступка, ведь путают жажду справедливости с озлобленностью, завистью и ожесточением. Чтобы полностью раскрыть сущность мести, приведу примеры из литературы.

Когда человек оказывается в плену мести, от все его мысли заняты только ею, поэтому он выносит свой приговор в плену у негативных эмоций, то есть несправедливо и предвзято судит врага. Так, в романе М.Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий, чьи чувства к Мери были задеты насмешками Григория, решается на необдуманный поступок. Он провоцирует Печорина на дуэль и в итоге добивается своего, очернив репутацию девушки, которую любил.

В конечном итоге пострадал в данной ситуации сам Грушницкий. За свою глупую попытку отомстить он погиб в цвете лет. Значит, месть – это не правосудие, а судилище, ведь даже самые обидные шутки не стоят жизни человека.

Важно

Также ее характеризует необдуманность, так как в пылу нанесенного оскорбления люди не могут мыслить хладнокровно, и все их поступки спонтанны.

Месть, какой бы она ни была справедливой, не приносит удовлетворения человеку. Подтверждение этому мы можем найти в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Из-за желания отомстить за своего отца Владимир готов был разорить поместье Троекурова вместе со своей бандой. Но ему помешала возникшая любовь к Маше, дочери его врага.

Он понял, что не способен причинить столько страданий любимому и дорогому человеку, эти чувства были выше его желания восстановить справедливость. Но тот образ жизни, который вел молодой человек в попытке наказать всех потенциальных виновников смерти Дубровского-старшего, лишил его возможности посвататься к Марье и создать семью.

Клеймо разбойника и постоянные риски не сочетались с женитьбой. Таким образом, возмездие всему свету не дало Владимиру ни морального удовлетворения, ни возможности забыть обиды и начать все сначала. Жажда наказания свела всю его жизнь к одной лишь охоте за злодеем и навсегда разлучила его с любимой женщиной.

Значит, месть – это еще и сила, порабощающая человека и доводящая его до крайней степени опустошения.

Месть – это жгучая жажда справедливости, которая, тем не менее, выражается в несправедливых поступках и влечет за собой плохие последствия. Она ослепляет, заставляя людей идти на такие деяния, на которые, с ясным взглядом и чистой душой, они бы не пошли. Тогда мститель становится на одну ступень с обидчиком и превращается в новый источник зла. Поэтому данное чувство нельзя поощрять в себе.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/chto-takoe-mest/

«Месть и великодушие». Небанальные аргументы к итоговому сочинению

Каковы причины мести? Что доставляет большее удовольствие: совершенное «правосудие» или ожидание расплаты? Великодушие — не просто противоположность «мести», это гораздо более широкое понятие.

Милосердие, жертвенность, добродушие, безусловная любовь… Об этих гранях человеческой личности можно рассуждать бесконечно, они не подвергаются однозначной оценке.

Выйди за рамки школьной программы и найди ответы в нетривиальной литературе.

Ги де Мопассан «Вендетта»

В большинстве случаев месть не приносит удовлетворения и разрушает человеческую душу. Но бывают и ситуации, когда только отмщением возможно восстановить справедливость.

В новелле Мопассан описывает мечту матери отомстить за убитого единственного сына. Она придумала коварный план, который ей удалось осуществить. Только после жестокой расправы она смогла спокойно заснуть.

Совершенное деяние подарило ей удовлетворение.

В. Осеев «Бабка»

Пример безграничного великодушия — бабка из рассказа Осеева. Старушка заботилась о каждом члене семьи, хозяйничала на кухне, вязала вещи, воспитывала внука. Но домочадцы не ценят бабушку, делают вид, что её нет, и только дают ей наставления.

Только друг внука говорит о том, что бабушка — самый дорогой член семьи, ведь она всех вырастила и достойна уважения. Только после смерти бабки всем стало понятно, как её не хватает. У неё в сундуке остались вязанные вещи и леденцы для Борьки.

Ему стало грустно, что она больше никогда не придет его будить. Цените и уважайте своих близких.

А.П. Чехов «Месть»

Герой упивался ожиданием мести, он в красках представлял исход своего коварного плана. Им двигало чувство задетого самолюбия. Справедливость должна была восторжествовать. Лишь ожидание сладкой мести наполняло его день.

Каково же было его разочарование, когда план не удался… Неудавшееся отмщение обнажило пороки и другого «купчишки», ведь из-за его трусости и нечестности у Льва Саввича ничего не вышло.

Его бы не настигло разочарование, откажись он от мести совсем.

Рэй Брэдбери «Все мои враги мертвы»

Для главного героя есть только один смысл в жизни: месть. Он жив, пока у него есть враги. Он жив, пока есть для чего жить. Правду ли сказал его друг или намеренно сгустил краски, дабы раззадорить товарища, остается загадкой. «Мы живы, пока остался хотя бы один враг», – очень спорные слова героя. Тем не менее иногда только жажда мести заставляет почувствовать нас живыми.

Л. Андреев «Друг»

Понятие великодушия включает в себя не только умение прощать и жертвовать, но и способность любить и заботиться. Питомцы становятся нам друзьями и спутниками по жизни. В рассказе Леонида Андреева верный пес был единственным другом Владимиру Михайловичу даже в самые сложные времена.

Но когда жизнь наладилась, появились успех и любимая женщина, он стал забывать о своем преданном товарище. Он так и не купил ему печенки, которую всегда обещал. После смерти собаки Владимир Михайлович почувствовал вину и стыд за то, что не уделял ему должного внимания.

Не забывайте о своих настоящих друзьях, проявляйте к ним истинное великодушие.

В любой непонятной ситуации — читай. Во-первых, у героев книг всё гораздо сложнее, чем у тебя. Во-вторых, уж лучше учиться на чужих ошибках. В-третьих, итоговое сочинение тогда покажется совсем не страшным.

Небанальные аргументы по другим направлениям:

  • Отцы и дети
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость
  • Мечта и реальность»

Источник: https://egeturbo.ru/blog/ege/2019/rus/mest_i_velikodushie_argumenty

«Месть и великодушие» — итоговое сочинение

Месть – это всегда большой соблазн для того, кому причинили боль. Ему хочется ответить более сильным ударом, поставить обидчика в те же условия. Заставить также почувствовать боль.

Проблема

Месть – это слабость. Жажда возмездия разрушает душу. Истинная сила в великодушии.

Тезис №1

Аргументация

Человек, которого предали испытывает тяжелые моральные муки. Предательство товарища, друга выбивает из общего ритма жизни. Но самую острую боль приносит измена любимого человека. Этой теме посвящали свои произведения многие литераторы.

В рассказе И.А. Бунина «Кавказ» офицер, которого все считали сухим и холодным, не выдерживает позора и боли. После побега жены с любовником, он стреляет в себя из двух пистолетов. Похожая судьба у Алексея Каренина – мужа Анны из романа Л.Н. Толстого.

Будучи сиротой, герой вырос с дядей – важным чиновником. Благодаря ему получил прекрасное образование. И полностью посвятил себя службе. К браку мужчина подошел ответственно, как ко всему в своей жизни. Но отсутствие эмоциональных проявлений со стороны супруга угнетало юную Анну и огорчало их маленького сына.

Когда возникают подозрения об измене, Алексей Александрович стыдится этой пошлой мысли. И просит молодую жену лишь о соблюдении внешних приличий. Но она с омерзением и слезами сознается в порочной связи.

Совет

Герой не назначает дуэли, понимая ее бессмысленность. Но и простить не может. По-своему добрый и порядочный человек в минуту обмана, унижения, предательства не смог проявить великодушия. Он уязвлен и раздавлен. Страдает сам, заставляя страдать жену.

У постели жены, мечущейся в бреду и умоляющей о милосердии, герой прощает ее и обидчика. Открывает новые грани собственной души, такие как: доброта, сострадание, любовь, великодушие. Но единственным человеком, проявившим к нему сочувствие становится графиня Лидия Ивановна.

Отсутствие прощения Алексея, невозможность видеться с сыном, всеобщее порицание толкают Анну на страшный шаг.

Вывод

Литературный пример доказывает, что человек, который уязвлен, обижен, предан и не может проявить великодушие, на самом деле слаб, незащищен. Если бы Анна проявила участие к мужу в эти дни, искренне покаялась перед ним, трагедии бы не случилось.

Тезис №2

Аргументация

Мелочность мести проявляется в героях А.П. Чехова. В рассказе «Неприятность» земский врач Овчинников ссорится с фельдшером. Григорий Иванович давно не возлюбил выпивоху помощника, которого ему навязали. Однако, сильно переживает из-за того, что ударил его прилюдно.

Михаил Захарович сам приходит вечером к доктору, просит прощения за то, что пришел нетрезвым на службу. Но врач, усомнившись в искренности, прогоняет мужчину, продолжая переживать. Все доходит до мелких кляуз друг на друга и мирового судьи. Оба измучились, что стало отражаться на работе. А ведь достаточно было сразу великодушно друг друга простить и примириться.

В рассказе «Месть» другая ситуация. Лев Саввич Турманов привык к неверности, ветрености супруги. Уже не удивляется ее интрижкам. Но, подслушав разговор, жены и приятеля, понимает, что обманывают его оба. Друг, закрутив роман с чужой женой, оскорбляет Турманова обидными словами. Тогда, как в глаза любезен, вежлив, услужлив.

Лев Саввич сильно расстроился после бала. Стал вынашивать план мести. Придумал как подставить Дегтярева под арест. Но в итоге оказалось, что не только не досадил, но и оказал услугу. Обидчик благодаря такой «мести» заработал двести рублей.

Вывод

Герои А.П. Чехова простые обыватели. Они не обладают великой душой. Их поступки совершаются под влиянием эмоций. Автор показал в этих двух рассказах всю мелочность и бессмысленность бытовой мести.

Тезис №3

Аргументация

Наиболее ярко эта тема освещена в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семьи Болконских и Курагиных – антиподы в романе. Два старинных княжеских рода, но таких не похожих друг на друга. Болконские –сдержанные, интеллигентные.

Им присуща фамильная гордость и твердость духа. Но внешней красотой они не отличаются. А также сторонятся светской жизни. Курагины, в свою очередь, привлекательны, горды, высокомерны, меркантильны. Им присущи эгоизм и лицемерие.

Любят бывать в свете.

Случается так, что Андрей Болконский и Анатоль Курагин становятся злейшими врагами. Князь Андрей не может забыть обиду. Он продолжает любить, но в то же время ненавидеть Наташу, считая ее изменницей. И мечтает убить Анатоля.

Обратите внимание

Он делится этими мыслями с Пьером. Безухов – сторонник иного мнения. Он обижен тем же родом. Элен Курагина была его женой, но изменила с Долоховым. И хотя Пьер дрался на дуэли с соперником, он жалеет об этом. И благодарит Бога, что его не убил.

Граф – добрый, великодушный юноша.

Позиция Болконского меняется, когда он тяжело раненый, видит рядом искалеченного противника. Сцена ампутации ноги Курагина оказывает на него неизгладимое впечатление. Он прощает все бывшему сопернику.

Вывод

Несчастье врага превзошло ненависть героя. Андрей проявляет сострадание. Это говорит о его великодушии. Правдиво утверждение А.Дюма.

Заключение

Месть редко приносит удовлетворение. Ее не заглушить боль. Наоборот, она рождает еще большее зло. Она разрушает душу. Чтобы искоренить зло, на него необходимо отвечать добром, прощением. Только великодушие может спасти в трудной ситуации.

Источник: http://spadilo.ru/mest-i-velikodushie-itogovoe-sochinenie/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Если вы выбрали для себя это направление, то необходимо обратить внимание на таких героев литературы, которые оказались перед нравственным выбором и проявили свой характер, свою натуру.

Нам не просто так даны два противоположных понятия. Это значит, что скорее всего нам придется выбрать то, что ближе нам по духу и аргументировать свою точку зрения, противопоставив две литературные ситуации.

Читайте также:  Характеристика и образ симеона в рассказе куприна яма

Можно сравнить двух противоположных героев: доброго и злого, милосердного и жестокого, миролюбивого и агрессивного. Для аргументации подойдут произведения, в которых дан психологический портрет личности и мотивировка поступков.

Возможно, у вас есть любимый герой или злодей из зарубежной литературы. Не забывайте, что можно использовать не только произведения школьной программы!

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • Что такое месть?
  • Что такое великодушие?
  • Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
  • Что такое «кровная месть»?
  • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  • Можно ли отомстить врагу?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Как убедить человека отказаться от мести?
  • Как научить подрастающее поколение великодушию?

Примерный список литературных произведений по направлению “Месть и великодушие”

  • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
  • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • В.М. Гаршин, «Трус»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
  • Мартин “Песнь льда и пламени”;
  • Дюма “Граф Монте-Кристо”.

Произведения и аргументы по направлению «Месть и великодушие»

Произведение На что обратить внимание
А. Чехов «Месть» Герой упивался ожиданием мести, он в красках представлял исход своего коварного плана. Им двигало чувство задетого самолюбия. Справедливость должна была восторжествовать. Лишь ожидание сладкой мести наполняло его день. Каково же было его разочарование, когда план не удался…
А.С. Пушкин «Выстрел» В рассказе А. С. Пушкина “Выстрел” оскорблённый Сильвио мечтал убить графа на дуэли. Но он в последний момент отказывается от выстрела. Почему? «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» . Он удовлетворён тем, что итак чувствует своё превосходство и месть в виде выстрела ему не нужна.
Р. Брэдбери «Все мои враги мертвы» Для главного героя есть только один смысл в жизни: месть. Он жив, пока у него есть враги. Он жив, пока есть для чего жить. Правду ли сказал его друг или намеренно сгустил краски, дабы раззадорить товарища, остается загадкой. «Мы живы, пока остался хотя бы один враг», – очень спорные слова героя. Тем не менее иногда только жажда мести заставляет почувствовать нас живыми.
Н.В. Гоголь «Страшная месть» Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.
А.С. Пушкин «Дубровский» В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.
Ги де Мопассан «Вендетта» Мать мечтала отомстить за убитого сына. Она придумала коварный план, который ей удалось осуществить. Только после отмщения она смогла спокойно заснуть. Совершенное деяние подарило ей удовлетворение.
В.А. Закруткин «Матерь человеческая» Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.

Другие направления итогового сочинения:

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Источник: https://examer.ru/ege/2019/itogovoe-sochinenie/mest_i_velikodushie

Кровная месть

Кровная месть – это страшный обычай решения вопросов в конфликтных ситуациях. Страшный не только потому что в результате происходит, но и тем что возникает ситуация когда люди не видят другого решения.

Обычай кровной мести появился очень давно.

Во времена, когда понятие «государство» еще не было таким как сейчас и определяло лишь территорию, на которой живут люди говорящие на каком-либо языке. А «право» означало только право у сильного.

Обычай кровной мести представляет из себя правовой принцип, существовавший в государствах, которые не могли закрепить за собой монопольное право на насилие.

Кровная месть предполагает, что за смерть соплеменника или потерю имущества следует добиваться такого же, равного наказания обидчику или общине обидчика. Вред имущества за имущество. Вред здоровью или материальную компенсацию за вред здоровью.

За убийство – смерть виновнику или члену его семьи. Последнее положение ставит убийцу перед фактом, что избежать наказания бегством не удастся, может пострадать кто-то из членов его семьи. Обычай страшен еще тем что, отомстить могли не одному, а нескольким родственникам убийцы.

И тут эта кровавая карусель шла на следующий круг.

Особенность кровной мести у кавказских народов выражалась тем, что это был четко сформулированный устный свод правил, который определял многие нюансы жизни кровников.

Например, они не могли проживать в одной местности. Пострадавшая семья клялась исполнить кровную месть. Это четко понимал виновник и если не хотел кровопролития или сдавался или, продавая (бросая) все имущество быстро старался скрыться со всей семьей. Уезжал куда подальше, туда, куда никто из соседей никогда даже случайно не забредёт.

Кровная месть не имела срока давности. Это означало, что вести об обнаружении где-либо виновника обязывала мужчин рода ехать туда, искать убийцу и исполнять наказание. Что характерно делалось это тоже демонстративно, что бы все знали, как и почему это произошло.

Таким образом, колесо мести вертелось бесконечно, унося самых сильных, способных членов общества. Может поэтому на Кавказе до сих пор рождению в роду сыновей радуются больше.

Когда мужчины в роду кончались, в дело могли вступать женщины. Могли, означает, имели право и видимо вступали в него.

Мотив кровной мести мог быть разным. Наказать смертью могли не только за убийство, но и за унижение, за обиду, за имущество и т. д. Пострадать мог не один человек, а несколько. Родственники до объявления примирения не общались, избегали друг друга, старались не появляться в одних местах, разрывали соседские отношения и конечно, не вступали в брак.

Прощение кровной мести, примирение, конечно, было возможным. Виновная сторона, всей семьей выказывала смирение и уважение семье погибшего, носила вместе с ним траур, предлагала выкуп.

Есть еще описания, что убийце предлагали побрить голову и бороду. Это считалось позором и, делал это кто-то из семьи пострадавшего. Однако в этот момент бреющий мог не случайно порезать виновника и исполнить кровную месть.

В какой степени это легенда правдива, судить не возьмусь.

Важно

Если примирение достигалось, то для закрепления его могли применяться аманаты. Аманатами выступали малолетние дети, которыми могли обменяться семьи, чтобы гарантировать безопасность остальным членам семей. Они жили в чужой семье как родные. Но в случае нарушения примирения их могли казнить. По достижению совершеннолетия дети возвращались в родную семью.

Применение кровной мести началось еще в первобытном обществе. И сохранялось до 20 века во всех обществах.

Дольше всего применение кровной мести продолжалось на Сицилии (вендетта) и на Кавказе.

В художественной литературе с последующей экранизацией хорошо известны такие произведения как «Ромео и Джульетта», «Крестный отец», «Граф Монте-Кристо».

На Кавказе и сейчас можно встретить проявления кровной мести, они потом квалифицируются в отдельные уголовные дела, но общество продолжает считать их справедливыми. Видимо это от недоверия к судебной системе.

Автор картин Вадим Каджаев.

Источник: http://pro-derbent.ru/samoe-interesnoe-o-dagestane/490-krovnaya-mest

Сочинение на тему: «Месть и великодушие»

Сочинение на тему: «Месть и великодушие». Пример итогового сочинения, по приключенческому фильму – «Узник замка Иф» и роману «Дубровский» А. С. Пушкина.

Месть часто путают с правосудием. В некоторых культурах месть является общепринятой нормой и никто не удивляется «кровной мести».

Это явление широко распространено там, где правоохранительная система бездействует и отпускает преступника на свободу, не наказав его должным образом.

Совет

В таких случаях, обязанность отплатить «глаз за глаз, зуб за зуб», берёт на себя жертва преступления либо члены его семьи.

Порой это порождает волну насилия, потому что, и у преступника (жертвы мести) есть родственники, которые, в свою очередь, тоже начинают мстить. В литературе масса таких примеров, когда «вендетта» длится годами и затрагивает даже тех, кто не знал или давно позабыл первоначальную причину конфликта.

В христианской религии принято прощать обидчика и позволить судить Богу, кто прав, кто виноват. Иногда это самый разумный подход, особенно в тех случаях, если обида была нанесена случайно, по глупости или стечению обстоятельств. Не всегда обиду наносят с целью навредить ближнему и разумней проявить великодушие, и не «прятать камень за пазухой».

В народе есть много пословиц и притч о мести. О них пишут повести, рассказы и легенды с тем посылом, чтобы объяснить поступки людей, совершающие преступления, и тех, кто им мстит. Показать примеры, что происходит с жизнью человека, если он берёт на себя роль «карающего меча».

«Узник замка Иф» – прекрасное произведение, описывающее месть длиною в жизнь. Молодой и перспективный капитан Дантес оказался жертвой предательства друзей, малодушия знакомых и забвения невесты. Только жажда мести помогала узнику выжить в темнице, и только ненависть питала его сердце.

Освободившись, и взяв себе другое имя, теперь уже граф Монте-Кристо начинает мстить тем, кто его предал. Одного за другим настигает месть. Доведя одного до самоубийства, другого до банкротства, третьего до безумия, граф понимает, что месть не приносит ему радости.

Более того, отголоски мести поражают невиновных, страдают люди, которые ничем его не обидели и не имеют к нему никакого отношения.

Так всегда бывает, когда жажда мести застилает глаза и ты уже не видишь ничего вокруг, только свою цель. Идя на поводу мести, можно потерять собственную душу и вновь разрушить свою жизнь.

Возникает вопрос, можно ли было простить предателей, которые намеренно уничтожили твою жизнь?

Великодушных людей часто считают малодушными слабаками. Если человек не отвечает ударом на удар, выстрелом на выстрел, значит, он проявляет слабость и не может постоять за себя? Так ли это на самом деле?

Обратите внимание

На самом деле, есть разница между малодушием и великодушием.
Малодушный человек труслив и слаб. Он не проявит открыто агрессию, и не станет решать конфликт публично. Его оружие – это тихая месть, гадости исподтишка, чтобы не наказать обидчика, а просто сделать ему гадость.

Великодушный человек – это сильная личность, способная понять и простить практически всё. В первую очередь, великодушный человек требователен к самому себе, и всех остальных он также судит по себе.

В каждой конкретной ситуации, он примеряет на себя поведение обидчика и анализирует, мог бы и он сам так поступить, и не стал ли он сам, случайно, провокатором такого поступка? В зависимости от ситуации, человек принимает решение, наказать человека или простить.

Примером прощения можно считать поведение Дубровского, в одноимённом романе Пушкина. Молодой Владимир простил Троекурова, который разорил и стал причиной смерти отца героя.

Критики считают этот роман худшим из произведений поэта, из-за смазанной концовки. На самом деле, Пушкин не дописал роман, представив читателям самим домыслить развязку.

Будет ли это счастливый финал или Дубровский решиться наказать бывшего соседа? Наверняка большинство хотели, чтобы всё закончилось примирением сторон.

Наказание и месть, как не спутать? Наказывая кого-либо за проступок, вы делаете это ради него самого. Он должен понять свою неправоту, осознать и раскаяться. Жизнь сама наказывает виновных, и порой, это наказание намного более жестоко, чем можно было бы себе представить.

Важно

Месть бессмысленна, она ничего не несёт, кроме утешения собственного эго. Но, как измерить глубину своей обиды и не нанести больший вред, чем нанесли вам? Это невозможно.

Только по-настоящему сильный человек умеет проявлять великодушие и не опускаться до мелкой мести. Прощение и забвение – вот лучшая месть и наказание для обидчика.

На этой странице искали :

  • темы сочинения месть и великодушие
  • ПУШКИН ДУБРОВСКИЙ
  • месть и великодушие рассуждение
  • месть и великодушие сочинение
  • месть и великодушие сочинение выстрел

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-mest-i-velikodushie.html

Месть и великодушие

Месть и великодушие – это два противоположных понятия. Месть – это намеренное причинение зла за обиду, унижение, поруганную честь. Отомстить обидчику или простить его, отдать на суд Божий – это зависит от человека. Я думаю, что месть выжигает душу, опустошает её, но в то же время, наверное, есть такие вещи, которые прощать нельзя.

Да, очень трудно быть снисходительным к ошибкам и слабостям других людей, ещё труднее проявлять великодушие по отношению к подлым поступкам.

Наверное, нельзя, говоря о мести и великодушии, ограничиваться какими-то правилами, мерить всех одной меркой, потому что каждый поступок человека зависит от времени, жизненной ситуации, характера и душевных качеств того, кто его совершает, то есть строго индивидуален.

Конечно, вечные вопросы мести и великодушия нашли отражение и в художественной литературе.

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» говорится о мести. Мстит богатый барин Троекуров помещику Дубровскому, которого называл своим другом. Разоряет его, неправедными путями отнимает у него имение. За что? За гордость, за то, что тот не склоняет головы перед Троекуровым, за то, что смеет иметь своё мнение этот полунищий дворянин.

Читайте также:  Сочинение анализ по повести быкова обелиск

Это месть богатого человека, которому всё дозволено. Ведь и в современной жизни таких много. Но на этом мотив мести в повести не закончен. Молодой Дубровский теперь мстит за своего отца. Он понимает, что не найдёт правды в том мире, в котором живёт, и выбирает другой путь.

Становится главарём разбойников, грабит богатых, хитростью проникает в дом Троекурова. И только любовь к дочери Кирилы Петровича Маше останавливает его, не даёт наказать виновника смерти его отца. Читая повесть, мы возмущаемся поступками Троекурова, переживаем за Владимира Дубровского, вместе с ним желаем наказания его обидчикам.

Совет

Называется ли такая месть праведной? И бывает ли такая? Об этом заставляет задуматься Пушкин.

Можно ли говорить о великодушии кого-либо из героев этой повести? Троекуров, отобрав имение у старого друга, не торжествует, «победа не радовала его сердце». Он даже решился помириться с соседом, вернуть ему отобранное.

Что было причиной этих благих намерений? Великодушие ли? Нет. Просто, как говорит автор, «совесть его роптала», грехи мучили. Другой герой, молодой Дубровский, грабит только богатых, помогает обиженным.

Но я думаю, что это тоже не из великодушия, просто честь не позволяет ему поступать иначе.

Одно из произведений в книге А.С. Пушкина «Повести Белкина» называется «Выстрел». В нём тоже говорится о мести. Когда-то, ещё в гусарском полку, Сильвио, главный герой повествования, сам оскорбил молодого офицера, графа, только за то, что тот был баловнем судьбы, красивее, богаче, успешнее его.

Сильвио не стал убивать противника на дуэли, потому что увидел, что тот не дорожит своей жизнью, не боится смерти, и отложил свой выстрел. Шесть лет он жил ожиданием мести. Дуэль продолжилась уже в богатом доме молодого графа, у которого была красавица жена. Сильвио не стал стрелять в хозяина дома. Но это не было великодушием.

Это тоже было местью. «Будешь меня помнить», — сказал Сильвио, выстрелив в картину, висящую на стене. Что нужно было ему? Дать почувствовать свое превосходство над противником, стать выше его в нравственном отношении – заставить вновь стрелять в себя. Эту моральную победу он одержал и вполне удовлетворён.

«Предаю тебя твоей совести», — сказал Сильвио, перед тем как навсегда исчезнуть из этого дома.

Я думаю, что такой человек, как Сильвио, не способен забывать и прощать обиды, стать выше своего самолюбия, а таким людям живётся очень непросто.

В заключение хотелось бы сказать, что вопросы мести и великодушия – это вечные вопросы человеческого бытия и их нельзя решать однозначно.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Источник: https://rusulitka.ru/mest-i-velikodushie.html

Материалы к ИТОГОВОМУ. МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Если рассматривать в данном направлении диаметрально-противоположные понятия, то наиболее точным антонимом слова «месть» является слово «прощение».

Учитывайте это при подготовке к  декабрьскому сочинению.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане. 

Аспекты направления: 

Месть. 

Причины мести: обида, зависть и т.д. 

Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). 

Последствия мести.

Прощение и его последствия. 

Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. 

Месть и великодушие как две стороны одной медали. 

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. 

Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. 

Великодушие к врагу. 

Обратите внимание

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением. 

Месть как чувство и действие 

Кровная месть как социально-историческое явление. 

Рассмотрим 3 взаимосвязанных  понятия: 

МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ

МЕСТЬ 

Определение: 

Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта 

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость. 

Словоупотребление: 

Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть. 

Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая(Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов) праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная. 

ВЕЛИКОДУШИЕ 

Определение: 

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. 

Простить обиду в порыве великодушия. 

Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство. 

Итак, великодушие – это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.

Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.

Важно

В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым.

Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. 

Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость. 

Устойчивые выражения и словоупотребление: взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно. 

ПРОЩЕНИЕ 

Определение: 

Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. 

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним…

На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389).

Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его.

Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений.

Совет

Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их.

Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.

В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т.

Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира.

При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр). В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.). 

Синонимы к слову прощение: помилование,  отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие. 

Словоупотребление и устойчивые выражения:  заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.

Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Список литературы

•«Война и мир» Л.Н. Толстой 

•«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов 

•«Капитанская дочка» А.С Пушкин 

•«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

•«Граф Монте-Кристо» А. Дюма 

•«Маскарад» М.Ю. Лермонтов 

•«Три мушкетера» А. Дюма 

•«Гамлет» У. Шекспир 

•«Ромео и Джульетта» У. Шекспир 

•«Макбет» У. Шекспир 

•«Выстрел» А.С. Пушкин

•«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

•«Электра»  Софокл 

•«Страшная месть» Н.В. Гоголь 

•«Дубровский» А.С. Пушкин 

•«Дочь Ивана, мать Ивана»  Г.Е. Распутин 

•«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах

•«Искупление» И. Макьюэн 

•«Ребекка» Д. Дюморье 

•«Отелло» У. Шекспир 

•«Грозовой перевал» Э. Бронте 

•«Три товарища» Э.М. Ремарк

•«Медея»  Еврипид 

•«Белый олеандр» Дж. Фитч 

•«Кэрри» С. Кинг 

•«Милые кости»  Э. Сиболд 

•«Замок из стекла» Дж. Уоллс 

•«Театр» У.С. Моэм 

•«Тигр, тигр!» Альфред Бестер 

•«Рита Хейуорт или побег из Шоушенка»  С. Кинг 

•«К востоку от рая» Дж. Стейнбек 

•«Амстердам» И. Макьюэн 

•«Убийство в «Восточном экспрессе»»  А. Кристи 

•«Овод» Э.Л. Войнич 

•«Джентльмены и игроки» Дж. Харрис 

•«Притворяясь мертвым» С. Каста 

•«Кадиллак» Доллана  С. Кинг 

•«Клоун Шалимар» С. Рушди 

•«Ворошиловский стрелок» В.А. Пронин 

•«Декамерон»  Дж. Боккаччо 

•«Дом, в котором» М.С. Петросян 

•«Мемуары гейши» А. Голден 

•«Белая голубка кордовы» Д.И. Рубина 

•«Выживший» М. Панке 

•«Алая буква» Н. Готорн 

•«Опасные связи» П. Ш. де Лакло 

•«Престиж» К. Прист 

•«Срок авансом» У. Тенн 

•«Все мои враги мертвы» Р. Брэдбери 

•«Месть» А.П. Чехов 

•«Бабка» В.А. Осеева 

•«Любовь к жизни» Дж. Лондон

•«Друг» Л.Н. Андреев (возмездие) 

•«Смертный приговор» А. Азимов 

•«Приказ есть приказ» Б. Фредерик 

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/ege-po-russkomu-yazyku/159-vypusknoe-2019/3062-materialy-k-itogovomu-mest-i-velikodushie

Месть и жестокость: разработка тематического направления итогового сочинения

МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗРАБОТАЛ:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКАА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ РО «НШИ ПЛП»

Тетеревятникова Н.Ф.

Слово – ассоциации – смысл

Беспощадность

Милосердие

Миролюбие

Месть и великодушие

Нежелание простить

Доброта

Зло

Снисходительность

Уступчивость

Жестокость

Возмездие

Отсутствие злопамятности

Умение прощать

Выведите понятие великодушия через понятие мести и наоборот

Жизнь понятия в языке

Месть – это блюдо, которое подают холодным

Жажда мести

Мне отмщение, и аз воздам

Сладкая месть

Кровная месть

Око за око, зуб за зуб

Вопросы для обсуждения

Что толкает человека на месть?

Почему важно уметь прощать?

Как желание мести влияет на внутренний мир человека?

Чем чревато неумение прощать?

Как связаны понятия «месть» и «саморазрушение»?

Могут ли великодушные люди мстить?

Может ли месть быть оправданной?

Рекомендации ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане

ОБРАТИМСЯ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

Шекспир. «Отелло»

Месть завистливого Яго

Шекспир. «Гамлет, принц датский»

За что и кому мстит Гамлет?

За что мстит Гамлету Лаэрт?

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачёву , когда, не смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В данном произведении затрагивается также проблема мести. Швабрин встал на путь мщения, потому что хотел жениться на Маше Мироновой, даже сватался к ней. Получив отказ девушки, он воспылал лютой ненавистью к приехавшему в Белогорскую крепость Гринёву. Его не останавливает ни дуэль, её последствия, ни враг у стен крепости. Чувство мести приводит его к предательству.

А.С. Пушкин «Дубровский»

В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию.

Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков.

Обратите внимание

А. С. Пушкин. «Выстрел»

В рассказе А. С. Пушкина “Выстрел” оскорблённый Сильвио мечтал убить графа на дуэли. Но он в последний момент отказывается от выстрела.

Почему? «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» .

Он удовлетворён тем, что и так чувствует своё превосходство, и месть в виде выстрела ему не нужна.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Андрей Болконский разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой , когда узнает, что она увлеклась Анатолем Курагиным . Он делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не любил я и не ненавидел, как её». Но все же при встрече перед смертью смог проявить великодушие и простить.

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Отомстить за сломанную судьбу – основная задача, которая стоит перед главным героем романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос на моряка Дантеса , после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства.

Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей возлюбленной Мерседес , не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела.

Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.

Темы сочинений

Месть и великодушие как нравственный выбор человека?

Месть и великодушие: что выбирает сильный?

Согласны ли Вы со словами П. Зюскинда: «Нельзя сразу получить и то и другое: отомстить миру и продолжать в нем жить»?

Спасибо за внимание!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/miest-i-zhiestokost-razrabotka-tiematichieskogho-napravlieniia-itoghovogho-sochi.html

Примеры сочинений на тему: Месть и великодушие

 
ПодробностиКатегория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе

Направление “Месть и великодушие” итогового сочинения 2018-2019 по литературе: примеры, образцы

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Месть и великодушие”. К сочинениям приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Примеры сочинений

С малых лет нас учат прощению: прощать нужно всех и вся. ,- говорит мама. , – гласит Библия. Но сердце жаждет мести, желая отомстить обидчику. Стоит ли опускаться до уровня негодяя, причинившего вам боль? Опыт мировой литературы говорит о том, что нет, не стоит. Достаточно вспомнить историю Швабрина, героя повести А.С.Пушкина .

Молодой человек, оскорбленный невзаимностью Маши Гриневой, распускает о девушке гнусные сплетни. Воспользовавшись случаем, герой берет в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, угрожая заморить девушку голодом.

Это не любовь, это месть Гриневу, более удачливому влюбленному. Но справедливость торжествует, ведь мстительность – всего лишь одна из многих отрицательных черт персонажа.

Важно

И Швабрин в итоге попадает в темницу за измену Родине. То есть человек, не умеющий прощать, скорее всего, не способен сострадать, а значит, жесток и порочен. И Б.

Васильев, известный писатель, тоже поддерживает данную точку зрения. Вспомним повесть .

Федор Ипатьевич Бурьянов не смог простить Егору Полушкину назначения на пост лесничего. Поэтому вместе с дружками избивает Егора так, что за мужчиной тянется кровавый след до самого дома.

Но Полушкин, даже умирая, не отплатил родственнику той же монетой: не выдал, что узнал нападавших. Его совесть чиста, не испятнана местью. Но мне кажется, что дело все-таки в том, кому и за что мстить.

Тот же автор в повести рассказывает о гибели пяти девушек-зенитчиц от рук фашистских захватчиков.

Оставшись в живых, командир маленького отряда Васков в ярости убивает немцев, оставляя в живых только четверых. Это праведная месть, и, мне кажется, единственная, имеющая право на существование.

Таким образом, месть – низкий для нравственно развитой личности поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным. Однако это далеко не так. Лишь единичные случаи достойны праведного возмездия.

Но точно не человек, который нарочно или нечаянно вас обидел.

Всего: 296 слов

Великодушие и эгоизм – антонимы в русском языке и антонимы в жизни.Как много говорят лишь одним своим происхождением эти два слова: великодушие – сложение двух основ – великая душа.

Эгоизм – основа слова – эго – “я”.

Совет

Великодушие, на мой взгляд, это редкое качество у нынешнего поколения, нечасто встретишь по-настоящему великодушных людей, открытых миру, близким, окружающим, готовых помочь всегда и безвозмездно.

При нашей жизни, жестокой и неискренней, люди становятся эгоистами, перестают доверять окружающим, делают всё лишь во благо себе, идут на какие-то поступки только из корыстных побуждений.

В них говорит то самое “я”, которое заложено с самом слове – эгоизм.

А как же важно все-таки, несмотря на все жизненные неурядицы и трудности, оставаться великодушным человеком, прощать, но при этом не ждать прощения, помогать, и не ждать чего-то взамен, любить без корысти, без злого умысла, делать открыто, мыслить светло.Мне кажется, важно уметь посмотреть на себя со стороны, если тебя назвали эгоистом, задуматься, почему так произошло, что дало повод людям так думать. Важно, я бы сказал, жизненно важно, искоренить в себе ростки эгоизма, если они стали прорастать.

Великодушие еще никогда не было никому во вред, а эгоизм – это то, из-за чего происходят многие разрушения в нашей жизни – рушатся дружба, любовь, близкие и родственные отношение, отношения деловые, рушится бизнес, карьера, да, в конце концов, часто рушится сама жизни. Эгоизм – это не только отделение себя от остальных, эгоизм – это, прежде всего, одиночество.

Будьте великодушными, люди, ведь тогда мы сможем разукрасить нашу жизни более яркими красками, и закрасить чёрный цвет эгоизма.

Всего: 252 слова

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар.

И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.Бывают случаи, когда месть – единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева молодую девушку изнасиловали преступники.

Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников.

Обратите внимание

Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку.

Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.В книге М. Горького молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой.

Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела.

Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв.

Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам.

Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

Всего: 423 слова

Месть – порождает зло,а зло влечет за собой кару.Месть – это последнее, что остается у человека.Человека одиного, безнадежного.Отказаться от мести все ранво,что спасти себя.

Мы часто не понимаем, что если человек сделал тебе что то плохое, неужели он должен остаться безнаказанным?Моя бабушка всегда говорила, что месть сводит сума. Я ей верю. Она прожила много лет и видела, то что мне предстоит узнать.

Она говорила, что сама на себе испытывала это чувство беспощадности, то что грызет тебе изнутри, то что пораждает боль и обида. Всегда хочется дать сдачи, так чтобы обидчику было намного больней чем тебе.Порой месть может занять всю твою жизнь. Ты забываешь о друзьях, родителях.

Ты увлечен карой, которой ты каждый раз успокаиваешь себя: “Вот погоди же ты! Отомщу я тебе сполна!”У А.

Дюмы есть замечательный роман “Монте-Кристо”, в котором описывается жизнь юного моряка, у которого отняли все невесту, звание капитана, посадили в тюрьму, основываясь на ложных обвинениях и 11 лет он прозивал во мраке замка Иф. С того момента, как он понял, что попал в тюрьму благодаря злым людям, именно с того момента, он начал обдумывать план мести. Он отомстил, потратив на это большую часть своей жизни. И в конце он понимает, что месть была словно червем, которая грызла его изнутри.

Месть – это отчаянный поступок.

Нужно сто раз все обдумать, прежде чем идти на этот отчаянный поступок.

Всего: 226 слов

Важно

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают – со знаком минус.

Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих “минусов”, становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это – деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность.

По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. “Люби ближнего и прощай все несправедливости”. А потому я считаю, что месть – это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви.

Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему.

История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход и ситуации. И выход я усматриваю здесь один – в высокой духовности людей.

Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность – это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества.

Совет

А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество – это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека.

Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, – это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек – это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых.

Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений – творческий человек.

За годы обучения в школе я не раз слышала “творческий ученик”, “творческий учитель”. Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность.

Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам.

Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности.

Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: “Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета”. Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного.

Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций.

Обратите внимание

Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.

Всего: 547 слов

Источник: http://www.egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/itogovoe-sochinenie/289-obraztsy-sochinenij-ege/2350-primery-sochinenij-na-temu-mest-i-velikodushie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector