Анализ рассказа екимова ночь исцеления сочинение

Сочинение по тексту Б.Екимова «Ночь исцеления»

Сочинение ОГЭ по тексту

Перед нами фрагмент  текста советского публициста Б. П. Екимова. Автор рассказывает о желании главного героя,   Гриши, помочь своей бабушке забыть о страшных месяцах  блокады Ленинграда. В финале текста Б. П. Екимов описывает состояние мальчика таким образом: «Он не спал, но находился в странном забытье…»

Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я считаю, что Б.Екимов хотел передать читателю   внутренние переживания героя, не дающие ему возможности забыть увиденное ночью.

Действительно, узнав о тяжёлой жизни в оккупированном Ленинграде, о потерянных хлебных карточках, о голодающих детях,    Гриша был подавлен, как написано в предложении № …, сердце его «облилось жалостью и болью» — именно поэтому он не мог заснуть.

Обратите внимание

Из текста мы узнаём, что герой не только жалостлив и добр — он   хочет помочь бабушке забыть те страхи и кошмары. И ему это удаётся: после мягких, ласковых, успокаивающих  слов баба Дуня смолкла, «ви­ди­мо, там, во сне, она всё слы­ша­ла и по­ни­ма­ла».

В заключение хочу сказать, что у каждого человека в жизни бывают тяжёлые времена и очень хорошо, когда рядом есть тот, кто способен понять тебя и постараться помочь.

Текст Б. Екимова:

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно.

(7)Но как помочь ей? (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло. (9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. (11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа.

(14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии. – (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке.

(19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя!.. (24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала: – (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка! (30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка. – (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. (34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

(35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите. (43)Баба Дуня смолкла.

(44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!» (51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет. – (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые.

(54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите. (59)Баба Дуня смолкла. (60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться.

(64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком.  

(По Б. Екимову)*

Источник: https://vopvet.ru/news/sochinenie_po_tekstu_b_ekimova_noch_iscelenija/2016-09-14-5830

Сочинения-рецензии

Рецензия на текст А.Чехова об одиночестве.

Я думаю, мало кто любит болеть, вряд ли кому-то нравится  это подавленное состояние сердца и мыслей, к которым к тому же добавляется боль физическая.

И, наверное,  в такие минуты каждому вспоминаются детские годы, когда во время болезни все близкие с теплотой и нежностью стараются как-то помочь, волнуются, переживают. Вот именно про такие моменты жизни можно сказать словами А.

Чехова: «даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления как праздника».

В данном тексте Антон Павлович Чехов пишет о днях, проведенных им в Венеции, о внезапно начавшихся плеврических болях, когда он «чувствовал на своих боках сильные широкие крылья, которые уносили его бог весть куда» И все это от того, что рядом  с ним в нелегкий период болезни  находился любящий, заботящийся о нем человек, Зинаида  Петровна, о которой писатель говорит так нежно и трепетно:  «Какая прелесть, сколько порой радости от мысли, что в моей жизни теперь идет рядом другая жизнь…». «Яркое солнце,..плескание весел, звон колоколов..чувство полной свободы»—все это ощущает человек, счастливый от прикосновения дружеской руки.

Антон  Павлович Чехов затронул  здесь очень важную, на мой взгляд проблему, проблему поддержки друг друга в трудные минуты жизни, когда порой одно доброе слово может стать для больного светлым лучом надежды на сумрачном небосклоне отчаяния. Чехов утверждает, что люди не должны страдать от одиночества, им всегда нужно протягивать свою неравнодушную руку помощи.

По-моему, с этим нельзя не согласиться. И здесь невольно хочется вспомнить замечательный рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления», в котором юный герой своим  теплым участием, безграничным терпением и заботой способствовал чудесному исцелению своей бабушки, прошедшей трудный  жизненный путь в годы войны.

Равнодушию взрослых, детей этой старушки, автор противопоставил  душевную чуткость заботливого внука.

В рассказе М.

Важно

Шолохова «Судьба человека» тоже говорится о нелегкой жизни Андрея Соколова, прошедшего страшные испытания в годину Великой войны, но не очерствела его душа , потому  что на дорогах войны он встретил такого же одинокого и нуждающегося в участии мальчика. Они обрели друг друга, и от этого жизнь каждого из них наполнилась  смыслом, стало теплее и радостнее, как будто действительно «крылья выросли».

Литература – это отражение жизни, и в художественных произведениях мы всегда находим подтверждение  многих своих мыслей и убеждений.

Так в пьесе Горького «На дне» странствующий Лука своим простым участием  помогает умирающей Анне отойти в мир иной, снять с души бремя  ее нелегкой жизни, обрести успокоение, и  ей стало не страшно умирать, и совсем по-другому посмотрела она на мир. Вот как важно не быть забытой всеми,  не оставаться один на один со своею бедой.

Одиночество – это очень страшное и даже опасное чувство.

Оно, как черный человек из одноименной поэмы Сергея Есенина, разъедает душу, поэтому людям необходимо обращать внимание на тех, кто находится  с ними рядом, стараться по  мере возможности заботиться о своих ближних, уметь и успеть услышать  слова мольбы : Друг мой, друг мой, я очень и очень болен… И постараться  успеть  откликнуться на этот зов.

Суряднова Мария, Бажинская, Полуэктова.  11 класс  2010 год

Сочинение

Каждому человеку необходимо знать, что он нужен кому-то, что есть человек, которому не безразлично, что с тобой происходит. Именно поэтому проблема одиночества актуальна всегда. Это и есть основная проблема текста, написанного А.П. Чеховым.

Многие люди страдают от того, что не к кому обратиться в сложную минуту, что просто не с кем поговорить. Лирический герой, представленный А.П. Чеховым, очень радуется, что нашел друга, что теперь он не будет один.

Даже заболевание не пугает его, ведь «рядом с его жизнью теперь идет, другая жизнь». Общение с Зинаидой Федоровной и окружающая природа сделали с лирическим героем чудеса.

Он чувствовал «на своих боках крылья, которые уносили его бог весть куда».

Не зря говорят, что одной из главных духовных потребностей человека является дружба. Невозможно представить человека счастливого, но одинокого. Из-за одиночества умирает много людей, ведь не так страшна болезнь, как ощущение ненужности.

Мне кажется , что с одиночеством можно бороться. Просто нужно всем стать капельку добрее и внимательнее. Нужно не забывать навещать близких, заботиться о них, если с ними что-то случилось.

Совет

И, самое главное, никогда не давать понять, что всем все равно, что происходит с людьми, которые вам действительно дороги.

Проблема одиночества – одна из важных проблем нашего времени. Но нужно запомнить одно простое правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И тогда в нашем мире станет гораздо меньше несчастных людей.

Сочинение – рассуждение

Одиночество можно назвать болезнью, с которой человек не может справиться самостоятельно. Победить одиночество можно только сообща. Даже самому сильному и волевому человеку, попавшему в беду, необходима человеческая помощь и осознание того, что он не одинок, что он любим.

В данном тексте А.П. Чехов хотел донести до читателей, что в самую трудную минуту можно наслаждаться жизнью, если рядом с тобой находиться близкий человек, которому ты нужен, участие и забота которого помогают забыть о болезни и по-новому думать, чувствовать и воспринимать действительность.

Несколько лет назад мне не повезло – я получил травм позвоночника. Я целый месяц должен был лежать на жестком щите. Мне было десять лет и я хотел бегать, играть со всеми, как это было всегда. Но врачи были строги, да и я сам понимал, что последствия могут быть плачевными.

Душная больничная палата, отвратительная еда, стоны соседей по палате: все это я переносил намного легче, потому то рядом всегда была заботливая и любящая мама. Она меня кормила, читала мне книги, занималась о мной уроками, чтобы я не отстал от школьной программы.

А какой праздник был для меня, когда папа принес целую пачку забавных писем от одноклассников! Там были кроссворды, рисунки, забавные истории из жизни, пожелания скорого выздоровления. И я почувствовал себя намного лучше. Я как будто вернулся в класс, в свою обычную жизнь.

Я храню эту пачку до сих пор.

Моя бабушка воспитывалась в детском доме, но перед самой войной ее удочерили добрые люди. Она обрела семью, о которой могла только мечтать. Хотя ее детство выпало на нелегкие военные годы, она чувствовала внимание и любовь близких ей людей. Она радовалась жизни, не чувствуя себя брошенной, никому не нужной. Она часто вспоминала о них с благодарностью.

Обратите внимание

От одиночества страдают миллионы людей. Нам необходимо научиться замечать людей, которые нуждаются в поддержке, находить время, нужные слова, проявлять заботу о них. Ведь это так сложно – быть одиноким!

Рецензия на текст Паустовского «Телеграмма» Автор Серегина Юлия 11 класс.

Родители…Самые дорогие и близкие люди для любого человека на этой земле… Свои первые шаги к становлению личности, самореализации мы делаем под пристальным вниманием мамы.

Читайте также:  Сатира и юмор салтыкова-щедрина в сказках, произведениях, творчестве

И то, каким человеком вырастет каждый, в большей степени зависит от воспитания, полученного именно в семье. Мы безгранично обязаны нашим родителям. Мы у них всегда в неоплатном долгу.

Но, к сожалению,  уже став взрослыми, мы часто забываем тех, кто не спал ночами из-за нас, кто посвятил нам лучшие годы своей жизни .

К.Г.Паустовский в данном тексте тоже поднимает проблему «брошенности» самых близких людей – родителей. «Никогда ни за что не жаловалась» — так характеризует с первых строк автор Катерину Ивановну. Действительно, и наши бабушки тоже не хотят часто досаждать, бояться лишний раз побеспокоить, помешать, отвлечь нас от повседневных забот.

Они боятся быть нам в тягость. Катерина Ивановна осталась одна «дочь уже четвертый год как не приезжает», но мать не корит ее за это она все понимает, но в тоже время она не хочет осознавать себя никому не нужной, брошенной.

Конечно, «Настя присылает деньги…с перерывами», но на в этом нуждается больше всего Старушка, ей просто хочется «приласкать, пригладить ее русые волосы», ей хочется такой же  ласки ,какую она когда-то отдавала без остатка своей маленькой и беззащитной дочке, теперь она сама беззащитна и одинока.

В душе  у старой женщины еще теплится зыбкая надежда на встречу с родным человеком, внутри у нее бушуют чувства, оставаясь наедине с собой, она «плакала, как очень старые люди, не стыдясь свих слез». Мне кажется, она рыдала не только об ушедшей молодости, беспомощности своей, главной причиной слез являлась одинокая старость, тоска и обида.

»Не дай вам бог, родной мой, дожить до одинокой старости,» — слова эти бередят душу читателя, заставляют задуматься, переоценить, переосмыслить свое отношение к родителям.

Важно

Позиция  автора здесь четко не прослеживается,  но мне кажется, отношение Паустовского к героине выражено словами  «как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама».

Я думаю, этим автор хотел выразить мысль о том, что у всех у нас замечательные, самые лучшие родители в мире, и мы понимаем это, но, к сожалению, не умеем  ценить их  и так же без остатка отдавать заботу, тепло и ласку, как это делают они, когда мы в этом нуждаемся.

К.Г.Паустовский поднимает очень актуальную проблему, и хотя рассказ написан  очень давно, еще в середине прошлого века , в наше  время данная проблема становится еще злободневнее.

Ведь сегодня  все больше и больше стариков вынуждены доживать свой век  в глубоком одиночестве, жестоко забытые собственными детьми, которые часто и живут-то неподалеку. Как это горько и обидно.

Но что самое ужасное, это пребывание пожилых и немощных людей в Домах  для престарелых, это при живых детях.

«Ночь исцеления» Борис Екимов.

   Одиночество… Это когда крикнешь, а в ответ только посуда задрожит на полке. Когда протянешь руку и почувствуешь холодную пустоту. Сваришь суп, по привычке, в большой кастрюле, а съешь только половину и ту силком, проливая горькие слезы в безжизненной кухне.

Одиночество души – это страшно, а для человека с глубокими, незаживающими ранами – вдвойне ужасней. Порой кажется, что люди на земле все вымерли, а остаешьсяся только ты, никому не нужная и совсем беспомощная.

И только неожиданный стук в дверь и знакомый мальчишечий голос крикнет: «Здорово, ба!», так сразу же все в этом мире преображается, и снова хочется жить, и куда-то стремиться, и быть снова кому-то необходимой.  Внук приехал –огромное, несказанное счастье.

Совет

Об этом рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления», но не только об этом. Автор затрагивает также и еще одну проблему, проблему непонимания людей старшего поколения.

Что делать старушке, которая всю жизнь привыкла заботиться о ком-то и жить не для себя. Состарившись, она становится никому не нужна. Дети выросли и вылетели из родительского гнезда.

Военные и трудные послевоенные годы уже миновали, но по ту сторону сознания бабушки все так же переживает  то страшное время, и ночные крики и разговоры не дают ей покоя, вырываясь как эхо, эхо бесконечной войны…

И что делать мальчику, у которого болит сердце, беспокоясь о дорогом ему человеке? «Топни ногой и прикажи ей молчать – она и успокоится»—совет матери не идет из головы, и уже вроде бы готов крикнуть, и ногу заранее поднял …но нет.  Видимо, шевельнулась, какая-то струнка души, дрогнуло детское сердце и подсказало другое решение, по-настоящему правильное.

Гришка начинает вести разговор со спящей и бормочущей во сне бабушкой: «Вот, вот ваши карточки  .. . в синем платочке, я нашел их, возьмите». И замолчала, успокоилась бабушка.

Оказывается совсем немного нужно старому человеку, всего лишь забота и немного внимания, тепла и ласки.

Ведь когда-то она пожертвовала очень многим для спасения жизни своих детей, в том числе и отца  Григория, так неужели теперь нельзя пожертвовать совсем немногим, сном, ради спокойствия бабушки? И мальчик понимает, что он нашел единственно правильное решение.

Очень символично Борис Екимов заканчивает произведение: «Он будет делать так постепенно, ночь за ночью, и придет исцеление». Мне кажется, автор надеется не только на телесное исцеление героини, но и душевное исцеление всего общества, равнодушного и спокойного к чужой беде.

 Автор : Суряднова Мария   8 класс

Борис Екимов «Ночь исцеления»>

Обратите внимание

Для меня и моих ровесников война – это уже ушедшая частичка истории. Мы не прожили, не прочувствовали, не ощутили это на себе, поэтому моим сверстникам сложно понять, почему в День  Победы у многих пожилых людей на глазах горькие слезы. Для всех, кто прошел войну, война  все еще не закончилась, потому что невозможно до конца забыть слезы и горечь утрат, потерь.

Вот и героиня рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления» тоже не смогла отпустить свои воспоминания о великом сражении.  Каждую ночь переживала баба Дуня вновь и вновь тот ужас, тот ад, что был в ее прошлом. Чтобы не причинять неудобство другим, своим близким, бабушка постепенно отдалялась от детей и старалась не беспокоить их своими кошмарными снами.

Ни врачи, ни  лекарства не помогли старушке. Оказывается, здесь нужны были совсем другие средства, и лишь внук  Гришка сумел оценить данную ситуацию, догадался, как помочь дорогому человеку. Мальчику стало жаль бабушку.

И вот однажды во время каникул мальчик  решил попробовать то, до чего не додумались взрослые умные и мудрые люди. Он просто успокоил во сне бабу Дуню, пожертвовав своим сном, он сел рядом с любимой бабушкой и стал разговаривать с нею, отвечая на вопросы, которые волновали старушку.

» Вот они, вот ваши карточки, в синем платочке..» — шептал в ответ на крик во сне. И помогло. Баба  Дуня успокоилась, затихла. И понял мальчик своим детским сердцем, что надо так делать каждую ночь, и придет исцеление.

Так терпением и любовью можно прогнать то страшное, казалось, неизгладимое, жалящее и не дающее покоя чувство, оставленное  жестокой войной.

Как жаль, что один лишь Гришка смог по-настоящему понять и пожалеть одинокую бабушку, посочувствовать ей, помочь, чтобы ушел навсегда  некогда пережитый ужас. Да, война разделила жизнь на две половины – до и после. Для многих «после» не настало.

Но потери можно заполнить заботой о близких, как это сделал Гришка. И война уйдет, отступит далеко-далеко, она не сможет больше беспокоить человека.

Главное понять – никто не одинок в своей борьбе с войной, есть люди, которые способны защищать близких от этого страшного эха ужасной войны.

Важно

Автор произведения считает, что благодаря таким, как Гришка наступит исцеление не только героини рассказа, но, вероятно, Б.Екимов полагает , что должно прийти исцеление общества, исцеление от равнодушия, эгоизма, бесчеловечности по отношению к людям, вынесшим жестокое испытание войной.

Автор : Есина Маргарита  8 класс

Рецензия на текст Соловьевой «Рябинка»

Я прочитала притчу Соловьевой «Рябинка», которая заставила меня серьезно задуматься. Передо мной представилось два мира, которые никогда не должны соединиться, потому что один мир – это мир природы, а второй мир – это мир глупых людей, считающих себя вправе причинять боль природе, уничтожать ее.

«Не делайте то, чего не сможете исправить!» — кричат слова автора данного текста.

А ведь самое главное,  намеренно никто не желал  причинить вреда деревцу, но всем хотелось лишь взять на память прекрасную гроздочку, частичку души великолепной, пышной рябинки.

«Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет,» — вот принцип каждого прохожего: и юной девочки, и  незадачливых туристов, и влюбленного. К несчастью, такое встречается нередко, а выходит, что «виновных нет».

Ведь никто из прохожих не позаботился о сохранении рябинки,  не подумал о том, чтобы  красота деревца постоянно радовала многих и поднимала им настроение. Люди даже не поняли, как важно сберечь рябинку, хотя жаль ее было всем, но не обобрать не смог никто. Вот и выходит, «что рябинки тоже нет». А взяли-то не так уж много – по одной веточке. И не стало деревца, уничтожили…

Автор затрагивает очень актуальную на сегодняшний день проблему, проблему ответственности человека за свои поступки, за все, что происходит вокруг. Как важно понять, что природа тоже живая и ей порой бывает очень больно, а мы, люди, не чувствуем эту боль.

Но часто так случается не только с природой, но и с людьми. Нередко окружающие просто не видят беды и боли другого.

А с чего все начиналось? С гроздочки рябинки, сорванной по осени, никто же не подумал, что дереву больно; с голубенького подснежника, выкинутого по дороге домой, с бездомного животного, брошенного на произвол судьбы…

Мне кажется, как человек относится к другим людям, так же он будет относиться и к природе, и наоборот. Разве умеющий видеть прекрасное может быть жесток? Думаю, нет. Просто нам надо научиться не только потребительски воспринимать природу, но и просто ценить и беречь  то прекрасное, что чарует глаз каждого.

Совет

В данном тексте нет четко выраженной авторской позиции, но последние строчки заставляют нас задуматься о своих порой опрометчивых поступках, заставляют понять то, что природа – наш дом, и задача каждого – беречь эту красоту и великолепие.

Автор :Есина Маргарита 8 класс

Источник: http://verasazonova.ru/compositions-reviews.php

Нравственные проблемы рассказов Б. Екимова «Ночь исцеления» и «Родня»

Рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» об одной из тысячи человеческих судеб, в которой оставила свой неизгладимый след война и для которой эти страшные годы не прошли бесследно.

Главными героями рассказа являются пожилая женщина. Живущая в деревне, и её внук Гриша. С приездом внука в жизни бабы Дуни всё оживало, она «суетилась», « варила», «доставала», «затевала» (глаголы действия). Как замечает автор, «живым духом веяло в доме».

Можно предположить, что это оживление вызвано радостью: старушка теперь не одна. Семантический ряд синонимов, использованных в рассказе: «одна» -«одинокая» -«одиночество»,- передаёт трагедию бабы Дуни. Есть родня, а она одна и живёт лишь ожиданием приезда внука.

С каждый годом баба Дуня всё реже ездила в город к детям, потому что не хотела быть для них обузой, не хотела им мешать. Она стыдилась своей болезни(ночных кошмаров), от которой её дети не могли найти лекарства. Глаголы и деепричастия передают душевное состояние героини, привыкшей думать о других: « горевала», «совестясь», «чувствовала себя такой виноватой».

Ночь была для бабы Дуни мучением. Именно в своих снах она возвращалась в то далёкое военное время, о котором её внук знает лишь по рассказам и фильмам.

Читайте также:  Анализ произведения маленький солдат платонова сочинение

Ей снилось то, что много лет назад было страшной реальностью, а теперь стало кошмаром, мешающим забыть тот ужас: она потеряла продуктовые карточки и теперь беспокоилась, чем ей накормить детей.

И мы можем представить, насколько тяжёлые испытания уготовила война обычным людям, насколько это запало им в души, если, спустя годы, тот страх, та боязнь не покидает человека.

Обратите внимание

Из снов бабы Дуни можно понять, что продуктовые карточки были на вес золота. В них спасение от голода, надежда на выживание. Ужас от потери самого дорогого, карточек, старушка испытывает по ночам, возвращаясь в ту жизнь. И вновь боль- и «рыдания», «крик», ошеломление.

Автор не случайно даёт описание бабушки и внука рядом. Он – «красив», у него «милое лицо, смуглое, с румянцем». У неё « согбенное, оплывающее тело», «седая голова», «в глазах что –то нездешнее».

Видя рядом бабушку и внука, мы понимаем, что молодость и счастье Гриши куплены страданиями старости. Гриша чувствует это и вспоминает лицо бабушки в слезах после ночных кошмаров.

Это воспоминание «резануло по сердцу».

Гришу не покидает мысль о страданиях родного человека. Но самое страшное, что он не знает, как помочь бабушке. Он бы мог воспользоваться советом матери: «Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни : «Молчать!» Она перестаёт».

Так делала его мать, когда баба Дуня гостила в городе. Но мальчик не принимает такого бесчеловечного совета. Он нежнее и совестливее своих родителей. Видя бабушкины страдания, он хочет облегчить их, но не ценой собственного спокойствия.

Здесь нужно действовать по –другому: криком можно было только навредить.

Сердце Гриши «обливалось жалостью и болью», которые и подсказали ему верный выход. «В душе что –то теплело и таяло, что –то жгло и жгло». Перед нами чуткий, благородный мальчик. Он нашёл другой выход: он «стал убеждать мягко, ласково».

Как истинный психолог, мальчик проник в сон бабушки и, переживая вместе с ней её трагедию, утешил её, решил её проблему по –человечески, как можно было решить в те военные годы: он сказал, что карточки нашлись. Успокоенная старушка больше не вскрикивала ночью, «не выговаривала со слезами, в тяжкой муке», а «облегчённо вздохнула», «смолкла» и заснула.

Гриша стал её ангелом –хранителем. Ночь исцеления нелегко далась Грише. Он плачет, но не только из –за жалости к бабушке, а ещё и потому, что он сам прочувствовал состояние людей в те далёкие военные годы, стал на одно мгновение одним из тех, кто всё это пережил.

Важно

Поэтому его «бьёт озноб», « холод пронизывает до костей», «слёзы катились и катились», «сердце болело и ныло», «он плакал». Автор понимает, что из таких детей вырастут настоящие люди, и радуется за Гришу.

Первое желание Гриши – утром рассказать бабушке о её страхе и своей «помощи». Рассказать со смехом. Но чуткая совесть подсказывает, что этого делать нельзя, что всё можно разрушить, потому что его бабушка живёт во сне другой жизнью и по другим законам. Эта мысль «обожгла» его.

Он понял, что спаситель из снов его бабушки не должен превратиться в Гришу, это должен быть человек из её тяжёлого военного времени. Чтобы спасти бабушку от ночных кошмаров, нужна помощь из того времени. Гриша это понял. Гриша хочет исцелить бабушку не столько от физических мучений, сколько от психологических, душевных терзаний.

Он хочет избавить её от горьких воспоминаний и от чувства вины перед детьми.

Ночь исцеления не только для бабы Дуни, которая избавилась от своих тревожных снов, это ночь исцеления и для Гриши. Она помогла открыть в нём человека большой души, избавить от эгоизма. Гриша готов на маленькие еженочные подвиги ради исцеления бабушки. Он порядочнее своей матери.

Проблему, поднятую в рассказе «Ночь исцеления», Б. Екимов продолжает в другом рассказе, «Родня». От его названия веет чем –то тёплым, уютным.

Родня –это люди, связанные родственными узами, кровными отношениями. Но, несмотря на такое важное и простое значение этого слова, в рассказе оно звучит как –то иронически, парадоксально.

Семья старинного друга Лунякина – обыкновенная городская семья, плохо знающая деревенскую жизнь. Встреча друзей детства тоже была самой обыкновенной: « хозяин пошёл вниз», « хозяйка готовила скорый ужин», «дочка хрустела гостинцем». Беседа началась с «рядовых», стандартных вопросов( о жизни, о работе) и протекала легко, непринуждённо.

Но при чтении создаётся неприятное ощущение от иронических, а иногда и невежливых реплик хозяйки: «передразнила», «добавила насмешливо». Но один, вроде бы простой вопрос, который Лунякин задал хозяевам неожиданно, нарушил спокойное течение беседы. Вопрос о «дедуле», который вырастил обоих друзей, а теперь живёт в городе у одного из них.

Совет

Этот вопрос заставил хозяев смешаться, растеряться, замереть и замолчать в растерянности. Чем же вызвано смущение? Дедуля уже не живёт в доме своего сына –он в доме престарелых. Очень спокойно, как о чём –то само собой разумеющемся, об этом говорит дочь. Пытаясь как –то сгладить неловкость, хозяйка поправляет: « В доме ветеранов войны».

Это звучит солидно, но сути не меняет: деда отправили подальше, сбыли с рук, потому что очень с ним хлопотно.

На все вопросы Лунякина хозяин отвечает нехотя, понимая, что говорит глупые вещи в своё оправдание.

Он рассказывает о новом жилье деда: « кафель югославский», «пластик», «красочка импортная», но не хочет понимать, что для пожилого человека самое главное не паркет, не ковры, а любовь и забота близких, домашнее тепло.

А Лунякин видит совсем другую картину: «невзрачная комнатёнка» «больничная коечка», «серое казённое одеяло», — лишённую тепла и уюта.

Хозяин в своё оправдание ссылается на решение самого деда переехать в дом престарелых: «Ему там понравилось. Вокруг такие же старики. Есть с кем поговорить, не скучно». И делает вывод: «Ему там лучше!»,не понимая, что домашнего общения не заменит ни один старичок.

На вопрос Лунякина, для кого лучше, продолжает твердить своё: про врачей, про уход. А Лунякин понимает истинную причину: от старичка избавились, он был в тягость. Значит, когда в голодные годы растил и своего, и чужого ребёнка, это не считалось тяжестью, а теперь, когда пришло время платить долги, забеспокоились о собственном благополучии.

Пытаясь достучаться до совести своих друзей, Лунякин приводит примеры из деревенской жизни: «Люди и не таких стариков держат», на что получает один ответ: «Ему там лучше. Там уход, врачи». Так постепенно рушатся связи между родными. Родной становится чужим. Дед в доме своего сына – чужой, и виноват в этом только сам хозяин дома.

Обратите внимание

Случай с дедом разбередит совесть Лунякина. Он невольно проводит параллель: «Недавно ещё босиком бегал теперь уж сам отец глядишь, и дед».

Да и сам себя Лунякин упрекает в том, что порой не было времени навестить родителей: « жизнь, суета, спешка, дурная работа», но время прошло, и теперь «вспоминать горько», « сердце щемило».

Подвоя итог своим размышлениям, Лунякин понимает, что связь с домом друга теперь порвётся, потому что его друг так и не понял простой истины: надо проявлять милосердин к старости, мы все будем старыми.

Лунякин решает навестить деда(чужого человека) просто потому, что они «столько лет знались», просто из чувства человеческой жалости, от стыда за поступок друга, и берёт с собой дочь друга. Комната, в которой находился дед, была светлая и чистая.

Но в одном Лунякин не ошибся: душевное состояние деда никак не соответствовало тому радостному чувству, о котором говорил друг. «Дед лежал, устремив глаза в потолок», но когда увидел гостя, «старика словно подбросило». Видимо, редко навещали здесь деда родные, и поэтому Лунякин был дороги и нежданным гостем.

И не повернулся дед сразу только потому, что не рассчитывал никого увидеть.

Самая кульминационная и эмоциональная сцена –встреча с дедом. Он начинает принюхиваться к запаху, вспоминая прежнюю жизнь. Ностальгически звучат его слова: «Хутором пахнет», «печной дым», «скотье тепло» «родины дух». Автор даёт столь полное и подробное описание запахов, чтобы сильнее передать тоску деда по родной стороне, по дому, его одиночество.

А от слов деда о том, что он лежи, «привыкает к могилам», мурашки бегут по спине. Жизнь в доме престарелых для деда –репетиция смерти, ожидание его медленного прихода. У этого старого человека отняли надежду на жизнь, на радость. И никакие яркие шторы не смогут продлить жизнь человека, которого оттолкнули родные. Никакие заморские фрукты не радуют старика, потому что нет в них души.

А простая деревенская репка вышибла у него слезу.

Единственно правильное решение принимает Луняким: забрать деда. Дедуля напоминает ребёнка, обидеть которого- великий грех. Лунякин утирает стариковские слёзы, как утирал их ему когда –то теперь уже одинокий старик. Лунякие несёт старичка к машине.

Важно

Как несут самое дорогое, а рядом идёт девочка. За всё время свидания она не произнесла ни слова, но получила хороший урок милосердия, гуманного отношения к старости. Она, как и Гриша из первого рассказа Б.

Екимова явилась свидетелем совершенно разного отношения к старости, и хочется верить, что сможет сделать правильные выводы.

Тезисы статьи

Безразличие и гуманное отношение к старости, равнодушие и милосердие – такую проблему рассматривает Б. Екимов в своих рассказах. Анализ «вслед за автором», проведённый ученицей, помогает раскрыть эту проблему и показать отношение молодого поколения к данному вопросу. Ученица смогла проследить столкновение двух жизненных позиций и показать, как решается проблема выбора героями.

Источник: http://www.microanswers.ru/article/nravstvennie-problemi-rasskazov.html

Урок по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Тема: Эхо войны

Цели урока: продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения к страдающим людям, проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия; совершенствовать навыки сопоставительного анализа, учить обобщать, делать выводы; воспитывать у детей чуткость, отзывчивость по отношению к близким людям.

Тип урока: урок-размышление.

Ход урока:

1. Работа с эпиграфами

Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев.

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин.

Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков.

— Прочитайте высказывания великих людей. В чём смысл этих высказываний?

(Добро бескорыстно, оно не ждёт благодарности.

Доброе дело важно прежде всего для того, кто его делает.)

Какое отношение эти высказывания имеют к произведению?

2. Аналитическая работа по тексту

Жанр – рассказ ( 1 сюжетная линия, небольшое по объему)

Род литературы – эпический ( о людях и событиях, в которых они принимают участие0

Читайте также:  Сочинение на тему день пожилого человека

Тема — о мальчике, который переживает нравственное взросление, помогая бабушке пережить последствия войны

Сопоставьте элементы сюжета с текстом произведения

  • Экспозиция – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки;

  • Завязка – тревожные сны бабы Дуни,

  • Развитие действия – переживания по поводу тревожного сна.
  • Кульминация – ночь исцеления бабушки.

  • Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

Композиция. Автор использует мотив сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Контраст между мирной жизнью и страхом военных лет

Пересказ от 3 лица о пережитом бабушкой во время войны.

Герои

Внешность

“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

Посмотрите на фотографии пожилых женщин. Какая, по-вашему, соответствует описанию бабушки?

“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

Сколько лет можно дать Грише?

Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет.

Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху.

А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

3. Сопоставительный анализ.

Дети

Внук

1. Поддерживают ли они бабу Дуню?

“свили гнезда в городе”;

“наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;

“И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

“… в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

“Внук приехал… А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах…” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “… это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене. Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

“…опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково…”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме…”. “… настойчиво повторял” слова.

Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

“Слезы катились и катились… Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать…»

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

Совет

Вывод: Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. (найдите в тексте)

4.Творческая работа по тексту – раскрытие душевного богатства Гриши.

“Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу…”

“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно”.

“Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло…”

“Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.

“Слезы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…”

Как вы понимаете: “… жалея бабу Дуню и кого-то еще…”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)

Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

5.Идея

Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?

(Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).

Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?

(Гриша ведет себя как человек, который действительно любит и хочет помочь родному человеку. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения, говорит, как приказывает, но в то же время спокойно, мягко и убедительно).

Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?

(Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем”).

О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.)

Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

Послушайте стихотворение А. Дементьева, перечитайте эпиграфы и письменно сформулируйте идею рассказа

Как важно вовремя успеть

Сказать кому–то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –

Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью – то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего – то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

6. Заключение по уроку.

Почему рассказ отнесен к разделу « эхо войны»

Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий ( как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.

А говорили всё проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны живёт в народе

И бродит, как в берёзе сок.

А. Селезнёв

Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.

Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)

Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты. Учитесь у него.

Побольше читайте о своих сверстниках, размышляйте об их поступках, о жизни… В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.

Дополнительные файлы

Источник: https://oneschool.ru/urok-po-rasskazu-b-ekimova-noch-istseleniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector