Анализ романа толстого война и мир

Анализ романа Толстого Война и мир

Толстой несколько раз менял отправную точку начала романа. Так как он планировал писать роман про декабриста, то начало он хотел сделать где-то в 1856 году.

Когда его главный герой возвращается из ссылки. Затем он решил начать с 1825 года, с самого восстания. Но потом всё-же решил начать с политического начала Отечественной войны 1812 года.

Это был 1805 год, его можно считать отправной точкой начала романа.

В основу романа положены воспоминания реальных участников войны. Также Толстой черпал информацию из периодических изданий. Он побывал в Румянцевском музее, был в Бородино, что пропитаться той атмосферой, представить себя на месте его героев.

Обратите внимание

На написание такого мощного романа потребовалось семь лет кропотливой работы. Он 15 раз начинал и бросал, но потом собрался с духом, мыслями и написал роман.

В романе тесно переплетаются несколько тем. Тема семьи, народа, тема войны, жизни и смерти. Главное в жизни любого человека – семья. Она готовит его к будущей жизни, формирует характер и мировоззрение. Толстой описывает несколько семей, счастливых и не очень.

В романе поднимается тема народа. Никакой полководец, даже самый талантливый не выиграет ни одно сражение без армии, без солдат. Армия – это народ. Следовательно, народ является истинным победителем в любой битве. И к солдату надо относиться по-отечески. Тогда он пойдёт за командиром в самое пекло.

Одна из главных тем – тема войны. Мы участвуем в ней с различными героями, видим битвы глазами разных героев. Кутузова, князя Андрея Болконского, Платона Каратаева, Пети Ростова. Здесь всё вместе – и бой, и душевные муки. Толстой философствует в романе на тему жизни и смерти.

В романе много главных и второстепенных героев. К главным относятся Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Это основные главные герои. Основная любовная линия связывает их между собой незримой нитью. Князь Андрей и Пьер Безухов давние хорошие друзья. Пьер обращает внимание князя на балу на Наташу. Между ними завязываются отношения.

Но, так иногда бывает в жизни, они расстаются. И Наташа связывает свою жизнь с Пьером Безуховым. С ним она обретает настоящее женское счастье. Это любимые герои Толстого. Ещё можно упомянуть княжну Марью. Она является полной противоположностью Наташе. Спокойная, немного холодная, умная, образованная, с характером. Именно такая жена и нужна брату Наташи Николаю.

Не известно, были бы счастливы Наташа и Андрей Болконский, так как они по темпераментам являлись полной противоположностью друг другу.

Но именно Наташа со своей детской непосредственною воскресила князя, вернула его к жизни. После смерти брата она помогает пережить это горе своей матери.

Важно

Она, как светлый солнечный зайчик, который не только светит и прыгает, но ещё и согревает теплом своего сердца родных и близких.

Из мужчин Толстой явно симпатизирует князю Андрею и Пьеру Безухову. Их обоих мы первый раз встречаем на балу в салоне Анны Петровны Шерер.

Они – полная противоположность другу, но что-то связывает их, они дружат искренней дружбой. Пьер, как большой увалень-ребёнок, но добрый, умный. На его фоне князь Андрей, конечно, смотрится лучше.

Красавец, в военной форме, точёные черты лица, амбициозен.

Князь Андрей вряд ли стал бы декабристом. Настоящий военный до мозга костей, воспитанный старым отцом – бывшим суворовским солдатом. Хотя среди декабристов было много военных. Тот же князь Волконский. А вот Пьер точно подержал бы их идеи.

Анализ 2

Книга Льва Толстого «Война и мир» справедливо является лучшим впечатляющим и грандиозным творением русской литературы. Автор работал над созданием романа около 7 лет. Роман стал самым успешным произведением Льва Толстого.

Название книги имеет двойной смысл. Словосочетание «война» и «мир» означает войну и спокойное время. Писатель хотел показать жизнь жителей России до Отечественной битвы. В то время жизнь была размеренной и спокойной.

Начало войны испортило привычное существование и события. Война изменила жизненный уклад каждого героя романа. Произведение отличается большим количеством сюжетных направлений.

Так читатели могут изучить психологию каждого персонажа и изучить его поведение в разнообразных жизненных обстоятельствах.

В романе автор уделил особое внимание воспитанию, моральным устоям героев. Семейные нравы образуют характер героев. В описаниях семьи героев автор раскрывает свои мысли и значение семейных ценностей.

Вся слава за победу в войне принадлежит императору или полководцу, а народ, участвовавший в битве, всегда остается в тени. Именно данная проблема полностью раскрыта в данном романе.

Тщеславие и суетность чиновников является основной мыслью романа.

В описании про войну автор раскрывает патриотизм, безграничную отвагу и силу духа каждого солдата, который готов на все ради спасения своей родины. Глазами каждого героя читатели погружаются в сценарий кровопролития. Очередные битвы переклиниваются с душевными страданиями персонажей.

Совет

Писатель поделил персонажей произведения на «мертвых» и «живых». К живым героям относятся Андрей, Пьер, Марья, Наташа и Николай. К мертвым героям относятся Элен, Безухов, Василий Курагин и Анатоль. «Живые» герои всегда находятся в постоянном физическом и душевном движении.

А «мертвые» персонажи прячутся под масками.

Роман учит своих читателей отличать разницу между ненастоящим и настоящим патриотизмом. Князь Андрей, Наташа Ростова и Тушин являются настоящими патриотами страны.

Они готовы пожертвовать всем ради родины. Каждый персонаж после продолжительных поисков находит смысл жизни. Пьер Безухов нашел смысл жизни и призвание при участии в войне.

  Он нашел свой жизненный идеал, который не мог найти в масонском ложе.

Вариант 2

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» является не просто произведением, это целая эпопея. Вне всяких сомнений, один из самых видных трудов русской литературы, признанный почти во всех странах и переведенный на десятки языков.

Роман дался автору с большим трудом, у Толстого на него ушло целых шесть лет, одних только рукописных текстов осталось более чем 5200 штук. В произведении мы можем видеть отображение таких весомых на те годы проблем, как восстание 1825 года, трудные 50-е годы и непростая судьба участников войны 1812 года.

Как мы понимаем, «Война и мир» является очень своеобразным произведением, даже сам автор не смог указать определенный жанр для своего детища. Но позднее, читатели все же признали творение романом-эпопеей.

В романе множество страниц уделено реальным историческим событиям, однако Толстой не спешил называть его исторической хроникой, так как в романе мы наблюдаем жизнь и переживания отдельно взятых людей никак не связанных с грозными событиями начала 19-го века.

В произведении мы наблюдаем множество элементов, которые создают общую нить повествования.

Это и характеристика основных персонажей, их психология, размышления о сущности отдельно взятого человека, также мы видим мысли автора о тенденциях исторических процессов и повествование о быте и судьбе героев.

Не стоит также забывать о том, что в романе содержатся целых четыре сюжетных линий разных семей: Болконские, Ростовы, Курагины и Безухины.

Обратите внимание

Большую часть романа занимает проблематика главных героев произведения. Вот мы видим Андрея Балконского, который в поисках той самой, настоящей, жизни отправляется на войну ради всеобщего признания и славы.

Но, увы, он получает ранение и возвращается обратно в семью. Вскоре случает еще одно несчастье – у Андрея умирает жена и оставляет супругу ребенка.

Именно в этот момент Андрей понимает свою цель и осознает, что вот она, настоящая жизнь.

Обратим внимание на другого персонажа – Пьера Безухова. Он, в отличие от Балконского, ищет счастье, и также отправляется на войну с французами. Однако солдатская жизнь начинает его тяготить, и вскоре Пьер возвращается к обычной жизни.

Красной нитью по всему роману идет проблема патриотизма. Русские солдаты показаны настоящими патриотами, которые ради своей страны готовы отдать жизни и сделать всё, что прикажет государь.

Да, эти люди истинные герои, но также есть и лжепатриоты, которые только делают вид. И сразу нам вспоминается Растопчин, который расклеивает агитационные листовки с призывами не отступать и бороться с врагом.

Но вскоре, попав под опалу разгневанного народа, отправляет сына купца на верную смерть.

Толстой, будучи истинным мастером пера, сумел очень подробно описать народную войну. И это неудивительно, ведь именно Толстого прозвали искусником батальных сцен и боевых действий. Война описана автором крайне реалистично, отчего читатель с ужасом осознает всю бесчеловечность происходящего. В каждом эпизоде персонажи раскрываются для читателя с разных, порой совершенно неожиданных, сторон.

Важно

В романе мы видим патриотизм, геройство, долг Родине, и именно благодаря таким элементам писатель сумел показать Россию такой, какая она есть – великая, грозная, не отступающая ни перед кем. И сделано это не ради прославления страны, это реальность.

Также заметим, что в романе нет строго положительных и строго отрицательных персонажей. Все герои, по прошествии определенных моментов меняются в ту или иную сторону, разные ситуации заставляют их занимать ту или иную позицию.

В борьбе с наполеоновскими войсками показан менталитет русских людей, их менталитет и потенциал. Показан быт солдат, офицеров и отцов-командиров. Но также показаны и те, кто вовсе не жаждал защищать свою страну, или же, наоборот, шел на войну лишь ради собственный выгоды.

← Маменька в повести Детство ← Образ Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир↑ Толстой ЛевВнешность Пьера Безухова в романе Война и мир → Анализ романа Анна Каренина →

  • Анализ рассказа Муму ТургеневаУ Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение
  • Сочинение Анализ повести Детство ГорькогоВ известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.
  • Своеобразие любовной лирики Пушкина сочинениеЛирическая любовная тема представлена практически у каждого русского поэта, поэтому и в творчестве Пушкина стоит отдельным блоком. Для поэта чувство любви – это главная жизненная цель
  • Почему важна связь между поколениями сочинениеТема поколений и вражды поколений, их буквальной непереносимости друг другом довольно часто становится темой для обсуждения между людьми. Наша планета изобилует большим количеством людей, которые развивали свою социальную
  • Образ и характеристика Яши в пьесе Вишневый сад Чехова сочинениеВ произведении Антона Павловича Чехова Яша второстепенный персонаж. В своём произведении» вишнёвый сад» Чехов представляет обычную, бытовую жизнь дворянского поместья.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/analiz-vojna-i-mir

Анализ романа Война и мир Толстого

Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном виде выходит в четырех томах с эпилогом.

Литературным жанром произведения является роман-эпопея, сочетающий в себе характерные черты семейно-бытового повествования, а также мемуаров, объединенный значительным историческим событием и имеющий многочисленное количество сюжетных линий и персонажей, как главных, так и второстепенных, которых насчитывается более пятисот.

Тематика романа многогранна и включает в себя направления в виде семейной темы, темы народа, описания военных событий, а также понятийных размышлений о жизни и смерти.

Кроме того, роман раскрывает разнообразные проблемы, существующие в обществе того период времени, как-то, поиск настоящего жизненного смысла, взаимосвязи народных масс и великих людей, стремление к личному счастью, а также противопоставление истинного патриотизма ложному.

Литературный смысл произведения писатель демонстрирует, выражая посредством раскрытия темы народа понятие величия, утверждая, что в отсутствии простоты души, добрых намерений и справедливых чувств, невозможно обрести величие.

Главными героями произведения показываются представители нескольких русских семейств, изображенных писателем в качестве семьи Ростовых в лице одной из дочерей Натальи, олицетворяющей внутреннюю женскую красоту, семьи Болконских, членом которой является ключевой персонаж Андрей, находящийся в поиске смысла жизни, и семьи Курагиных в виде Элен, Анатоля, Ипполита, проявляющих себя как циничные, глупые, неискренние люди. Кроме того, одним из основных героев романа писатель представляет Пьера Безухова, образ которого является положительным в произведении, поскольку мужчина отличается добрым, но при этом волевым, сильным характером.

Образы героев произведения раскрываются в романе на фоне происходящих военных событий, выражающихся в качестве переломного момента их жизни. Писатель демонстрирует военные баталии не только с точки зрения развернутой народной тематики, в которой проявляются и положительные черты характеров персонажей, и негативные, но и затрагивая исторический аспект войны России с французами.

В этом ракурсе автор изображает двух великих полководцев в лице Кутузова и Наполеона, противопоставляя их характерные черты и демонстрируя постулаты истинного и ложного патриотизма.

Совет

Образ Кутузова описывается в качестве народного избранника, приближенного, несмотря на свою значимость к простому народу, тогда как Наполеон изображается в сравнении с мухой в огромном мировом пространстве.

Основными сюжетными линиями в романе являются тесно переплетенные между собой описание личной жизни героев произведения, демонстрируя их внутренний мир, окружение, мировоззрение, и происходящие исторические события в России, которые затрагивают шестнадцатилетний временной период. Однако центральное значение в романе писатель отводит народной теме, поскольку именно благодаря воле народа к победе удалось одержать победу в Отечественной войне 1812 года.

Читайте также:  Образ и характеристика кутейкина в комедии недоросль фонвизина

Основу романа составляют не общепринятые исторические источники, а изученные писателем военные мемуары, а также всевозможные найденные письма, записки, позволившие автору мастерски изобразить в виде величайшей картины силу единства народа на примере отдельно взятых личностей и фрагментов их жизней.

Анализ 2

Произведение Льва Толстого «Война и мир» входит в число грандиозных и впечатляющих романов в мире. Этот роман писался в течение семи лет. Также оно является актуальным и в наше время.

Называется произведение весьма двойственно, так как сами слова «война» и «мир» могут быть восприняты с понятием войны и мирного времени. Толстой описывает быт русских людей до начала Отечественной войны, его спокойствие и безмятежность. Затем сравнивается спокойная жизнь с войной, что вынудило народ поменять свои приоритеты.

Еще значение слова «мир» рассматривается как эвфемизм слова «народ». Это толкование имени произведения рассказывает о жизни, мечтах, героизме и надеждах русского народа в период войны.

Также в произведении присутствует большое количество сюжетных линий, что позволяет понять и увидеть персонажа в разных ситуациях, позволяет придать значение его поступкам в различных условиях.

Толстой пишет не только о трагических днях во время Отечественной войны, но также и патриотизм, героизм русских людей.

Так как в романе присутствует достаточное количество сюжетных линий, каждый герой воспринимается как настоящий индивид совместно со своими душевными метаниями, переживаниями, своим пониманием о мире и любви.

Персонажи проходят трудный путь в поисках добра и правды, и осмысляют все секреты жизни, пройдя его. У каждого героя есть свой богатый и двойственный душевный мир.

Обратите внимание

В этом произведении показывается существование русских людей во время Отечественной войны. Толстой восторжен непреодолимой мощью русского народа, который смог дать отпор армии Наполеона. «Война и мир» — это сочетание исторических событий и жизни дворян, которое также боролось с врагами.

Лев Толстой, когда описывал войну, написал все исторические события, не пропуская даже самых мелких. «Война и мир» помогает найти отличия среди притворного и искреннего патриотизма.

Наташа Ростова, князь Андрей, Тушин являются настоящими героями, которые жертвуют всем ради Родины, не требуя признания.

Длинным путем исканий, все персонажи все-таки отыскивают свое предназначение. Из-за своего глубочайшего содержания и большому сюжетному охвату, это произведение получило признание во многих странах мира. В произведении затрагиваются различные темы, в том числе:

  • Тема семьи, так как семья определяет психологию, воспитание, взгляды и моральные устои человека.
  • Тема народа, так как народ всегда отодвигают на задний план, в то время как слава за победу отдается выше поставленным чинам.
  • Тема войны показывает патриотизм, храбрость и силу духа русского народа во время военных действий.
  • Тема жизни и смерти. Писатель разделил героев на «живых» и «мертвых». Первые всегда в движении, и в физическом, и в духовном, вторые же скрываются за масками и стоят на месте, что приводит к душевной смерти.

Лев Толстой писал, что нет величия там, где нет простоты души, добрых намерений, чувства справедливости. Он показал величие через народ, показал, как трусливые показали свою храбрость и патриотизм, что вызывает гордость и уважение.

Вариант 3

В великом произведении «Война и мир» с самого начала писатель подразумевал изобразить декабриста, который вернулся из ссылки, пересмотрев свое мировоззрение и осудив прошлое время, стал приверженцем нравственного самосовершенствования. Однако, война с французами, отмена крепостного права и провал русских войск в Крымской войне заставили Толстого по-иному написать свой знаменитый роман.

В великолепной работе Толстой широко осветил тему народа, дворянской общественности и личной жизни человека. Основным художественным приемом- антитезой, писатель пользовался на протяжении всего романа, что особенно было отражено на противопоставлении крупных военных сражений, войн и главных персонажей.

  Начало произведения незаметными нитями соединяет  картины войны и мира в одно целое.  Война здесь означает не только сами события, но и враждебное отношение между людьми.

Мир же обозначает здесь много действий, это и жизнь народа, находящегося вне войны, это и крестьянский сход, а также интересы будничной жизни, которые мешают Ростову быть прекрасным человеком. Также под миром подразумевается и мировоззрения и общие взгляды героев.

Война и мир переплетаются на протяжении всего произведении и часто дается противопоставление. Так, например, мы видим, как Толстой пытается противопоставить гибель людей в сражении под Аустерлицем и это же место в мирное время, когда старичок сидел когда-то и мирно ловил рыбу.

Любому писателю тяжело показать подлинность военных сражений, но Толстой умело развенчал ложную героичность войны, представив ее как обыкновенное дело и одновременно как душевное испытание.

Он на образах простых людей, капитане Тушине, Тимохине и Наташе, которая выбивала транспорт для раненых, показал, что представляет собой истинный героизм и патриотизм. Не менее важной проблемой в романе для писателя было отразить тему человеческого счастья.

Важно

Любимы герои Толстого-Безухов, Болконский, Ростовы — люди, которые все время искали что-то в своей жизни. Они стремились быть полезными и нужными в этом мире.

Так, Андрей Болконский добивается  гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа-когда вступает в брак и становится матерью, а Николай достигает карьеры военного. Писатель сумел показать основную текучесть жизни, на протяжении которой выступили его персонажи.

Читая роман, мы видим, что такое подлинная красота, в чем заключается настоящая дружба и какими могут быть настоящие любовные отношения. Прочитав это произведение помогает не только изучить историю страны, но и получить массу нравственных уроков.

  • Сочинение Друг познается в беде рассуждение по пословицеДруг познается в беде — многие знают эту поговорку, но поверить в нее можно только проверив на собственном опыте. Человек общается с людьми, которые близки ему по характеру, увлечениям, вкусам
  • Анализ поэмы Коробейники НекрасоваПоэма написана для аудитории из простого народа, на что указывает посвящение ее одному крестьянину. В ней Некрасов, используя род занятия главных героев — странствующих торговцев, рисует картины нелегкой жизни крестьян.
  • Сочинение на тему Школьная жизньКогда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и первый синяк… Каждый день готовит для тебя все новые и новые сюрпризы.
  • Сочинение на тему 12 декабря День Конституции РФВ каждой стране есть свои ценности, права, свобода и основы порядка. Каждая страна гордиться своими гражданами и их заслугами. Каждая страна хочет жить по своему уставу. Устав этот называется Конституцией страны
  • Сочинение на тему Смысл жизни для Фамусова и для ЧацкогоНа уроках литературы мы изучили замечательное произведение Грибоедова Горе от ума. Его смысл отражается уже в самом названии. На протяжении всей комедии мы наблюдаем за Фамусовым и Чацким, их поступками, мыслями и образом жизни.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/analiz-romana-vojna-i-mir

Анализ романа «Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» — самое известное и масштабное произведение русской литературы. Это роман-эпопея о народной жизни, народной войне — Отечественной войне 1812 года, об истории целых семей и отдельных человеческих судьбах.

В романе присутствуют реальные исторические лица: Александр I, Наполеон, Багратион, Кутузов, Сперанский… Всего героев произведения свыше пятисот. Исторические события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года освящаются автором через призму человеческих отношений.

Композиция романа содержит несколько сюжетных линий – это «мысль семейная» и «мысль народная». Л. Н. Толстой представляет читателям семьи Курагиных, Болконских, Ростовых и Безуховых. В каждой семье свои традиции и моральные ценности.

Для Курагиных — это расчет и внешняя красота, для Ростовых – любовь и гармония отношений, для Болконских – строгий порядок во всем, для вновь созданной семьи Безуховых — семья. Мы видим целые поколения отцов, детей, внуков. Около пятнадцати лет проводит читатель вместе с героями романа.

Автор показывает нам идеал семейных отношений и заключает, что семья – смысл жизни.

«Мысль народная» выражается в силе, вере русского народа в победу России. Здесь все едины: и великий русский полководец Кутузов и простой мужик Платон Каратаев. «Дубина народной войны», — говорит Л.Толстой о русской армии, включая в нее и офицеров, и партизан. Одна правда, одна вера, одна победа на всех.

Главные герои романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Николай Ростов — проходят сложный  путь искания своей истины.

Они любят, ненавидят, разочаровываются в своих жизненных идеалах, борются за призвание, обретают надежду и в итоге приходят к истине, каждый к своей. Наташа создает с Пьером семью и отдает себя мужу и детям.

Болконский перед смертью понимает, что главное в жизни любить, Николай Ростов из легкомысленного мальчишки превращается в достойного хозяина родового поместья. Все они счастливы.

В романе особое место принадлежит пейзажу. Дуб, который видит Андрей Болконский, рассказывает о внутреннем состоянии героя. Полное безветрие перед Бородинским сражением, густой туман над Аустерлицким полем перенесены автором и на события войны. Картины природы, которые «вдыхает» Безухов, открывают новые смыслы жизни для героя.

Совет

Темы, поднятые в романе «Война и мир», актуальны и сегодня. Это поистине великое произведение не только русской, но и мировой литературы.

Название произведения:

Источник: http://po-literature.ru/analiz-romana-voyna-i-mir.html

Анализ романа «Война и мир» Толстого (конспект лекции)

1. Творческая история романа

2. Историзм

3. Тематика

4. Художественное своеобразие

1. Творческая история романа

Роман-эпопея «Война и мир» — центральное и наиболее значимое произведение Толстого, составившее целую эпоху в истории русской литературы.

Этапы создания романа:

✓      первоначальная идея выражалась в следующем:

•        желание автора написать роман было обусловлено интересом к декабристам;

•        целью автора было дать иную оценку этих событий и предложить иные — ненасильственные способы борьбы с самодержавием и произволом, основанные на стремлении всех членов общества к нравственному усовершенствованию;

•        автор желал описать судьбу декабриста, вернувшегося из ссылки;

✓      вторая идея романа, когда Толстой изменил творческий замысел и перенес акцент с настоящего на прошлое, поставив задачу осветить героические события 1812 г. и войну с Наполеоном;

✓      третья идея романа, в которой автор делает акцент на следующем:

•        освещение не только героических событий, но и неудач русских войск;

•        раскрытие причин неудач через осмысление особенностей, психологии и нравственных идеалов русского народа;

•        расширение характеров и создание не одного, а множества героев, которые должны были пройти через испытания и события 1805, 1807, 1812, 1820 гг.;

✓      предшествование роману сборника «Севастопольские рассказы»;

✓      влияние на создание и характер романа Крымской воины и ее неудач, которые необходимо было осмыслить.

Творческая история создания романа имеет следующие особенности и замыслы:

✓      тщательное изучение автором множества исторических источников, документов, воспоминаний участников;

✓      поездка в сентябре 1867 г. на Бородинское поле, где произошла великая битва русского народа с французами;

✓      изменение ориентации романа, который теперь становится народным и пишется как история русского народа, и ведущей, определяющей темой становится изображение подвигов русского народа;

✓      общее количество персонажей — 569, из которых около 200 — исторические деятели;

✓      прослеживание судеб главных героев, связывание их различными узами родства, женитьбы, деловых отношений, дружбы, общим участием в грандиозных исторических событиях;

✓      психологическая убедительность в описании характеров, судеб героев;

✓      наличие у многих персонажей (граф и графиня Ростовы, княжна Марья, Николай Ростов, князь Андрей, Наташа Ростова и др.) реальных жизненных прототипов, которыми являлись предки и ближайшие родственники самого автора, например образ графа Ростова имеет черты деда писателя графа Андрея Андреевича Толстого, но при этом роман не сводится к автобиографическому;

✓      общее количество сохранившихся рукописей романа — свыше 10 тысяч страниц.

2. Историзм романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» отразил в себе значительный по насыщенности событиями пласт русской истории и потому может быть назван историческим. Историзм романа выражается в следующем:

✓      освещение 15 лет исторических событий в России начиная с 1805 г. и заканчивая 1820 г.;

✓      распределение событий по томам в четкой последовательности:

•        1-й том — 1805 г.;

•        2-й — 1806-1811 гг.;

•        3-й-1812 г.;

•        4-й — 1812-1813 гг.;

•        эпилог — 1820 г.;

✓      реалистическое изображение всех исторических событий указанного периода, отображение мельчайших деталей не только военного, но и мирного времени, описанных в романе, что обеспечивалось кропотливой работой автора по собиранию и изучению обширного исторического материала;

✓      подробное и широкое описание и освещение в романе таких эпизодов русского быта и жизни, как функционирование петербургских салонов, светские приемы, балы, званные обеды, дуэли, визиты, развлечения, охота, рождение, любовные увлечения и романы, праздники (святки, именины и т. п.), бунты крестьян, жизнь дворянства, ритуалы масонов, законодательная деятельность Сперанского, зарождение декабризма, и все это делает роман «Война и мир» энциклопедией русской жизни в прозе;

✓      рассмотрение и анализ психологии, характеров и духовных исканий героев на широком историческом фоне.

3. Тематика романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» освещает обширную тематику:

Читайте также:  Характеристика и образ симеона в рассказе куприна яма

✓      описание мирных событий и жизни различных слоев и общества;

✓      изображение поместного дворянства;

✓      изображение жизни петербургской и московской знати;

✓      описание, осмысление военных событий, народного сопротивления французскому нашествию;

✓      портреты полководцев двух армий;

✓      духовные искания героев и их нравственное развитие и самосовершенствование.

Образ Наташи Ростовой в романе является центральным и занимает одно из важнейших мест, так как выражает этический и эстетический идеал автора, и этот образ и связанный с ним идеал можно охарактеризовать следующим образом:

✓      имеет реальный прототип — Татьяну Андреевну Берс-Кузьминскую, связь с которым выражена в следующем:

•        общий психологический склад героини романа и ее реального жизненного прототипа;

•        жизненные перипетии и любовные увлечения;

•        внешний облик;

✓      взят из реальной действительности, но при этом носит обобщенный, а не индивидуальный характер;

✓      большое внимание уделяется внешнему облику героини, через который вырисовывается ее натура и характер;

✓      героиня имеет следующие ярко выраженные черты характера:

•        эмоциональность, ориентация в поведении на чувства и непосредственные впечатления;

•        душевная широта и цельность;

•        проницательность и чуткость по отношению к людям;

•        способность к преданной любви и самоотдаче;

•        чувство правды, поэзии и красоты;

•        способность на подвиг, патриотизм, любовь к родине;

✓      образ отражает своеобразие облика и черт русской женщины, наделенной такими качествами, как женственность, эмоциональность и страстность натуры, преданность, сила и задатки к подвигу.

Изображение петербургского светского общества и знати в романе имеет следующие особенности:

✓      использование образов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой и описание их салонов;

✓      введение в роман различных светских персонажей (Анатоль Курагин, Элен Безухова, князь Василий Курагин, Анна Друбецкая и др.) и приписывание им характеристик, которые отражают негативные стороны светского общества;

✓      сатирическое изображение высшей знати и обличение их недостатков и пороков, среди которых автор выделяет интриганство, притворство, ложь, стяжательство, беспринципность, карьеризм и бездеятельность и т. п.

Изображение поместного дворянства в романе имеет следующие особенности:

✓      отличается от изображения знати и светского общества столицы;

✓      имеет черты патриархальности, стремление сберечь память и связь с предками, с природой;

✓      раскрывается через изображение семьи Ростовых и Болконских, которым автор отдает свои симпатии.

Изображение войны в романе имеет следующие особенности:

✓      изображается как длительная, жестокая, кровавая и в то же время священная для русского народа, так как связана со свободой России;

✓      тесно связана с личностями главных героев, раскрывает качества их натуры, способствует их духовному росту и самосовершенствованию;

✓      изображается реалистично и правдиво, без идеализации;

✓      народ показывается как основной участник войны, отвергается толкование войны как схватки двух правителей — Наполеона и Александра I;

✓      ярко и исторически достоверно изображаются реальные военные события, например Бородинская битва.

4. Художественное своеобразие романа «Война и мир»

Роман-эпопея «Война и мир» представляет собой уникальное литературное произведение второй половины XIX в. Художественное своеобразие романа заключается в следующем:

✓      глубокий психологизм;

✓      жанровое многообразие;

✓      своеобразие композиции.

Глубочайший психологический анализ проявляется в следующем:

✓      повествовании автора;

✓      передаче внутренних монологов героев, их мыслей, рефлексии;

✓      снах, которые выступают формой воспроизведения подсознательных душевных переживаний героев;

✓      богатых красках и тонах, используемых для описания чувств и переживаний героев и раскрытия их эмоциональных состояний (например, было установлено, что в романе присутствует 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки);

✓      портретах героев, своеобразие которых проявляется в том, что используемые для характеристик персонажа детали разбросаны на большом художественном пространстве;

✓      пейзажных описаниях, которые помогают понять обстановку жизни героя, его состояние, ход мыслей.

Жанровое своеобразие романа «Война и мир» заключается в следующем:

✓      является романом-эпопеей с элементами очерков нравов и истории народа;

✓      имеет следующие особенности жанра:

•        динамичное развитие сюжета;

•        важная роль любовной интриги;

•        становление и изменение характеров;

•        взаимосвязь героев со средой и бытом;

•        взаимосвязь героев с тем временем, в котором они были рождены и сформированы;

✓      содержит в себе черты исторического романа, так как описывает события прошлого, которые являются историческими событиями;

✓      к жанру эпопеи относятся и следующие черты произведения:

•        изображение народа и народной жизни;

•        передача воинского эпоса и событий войны, которые обогащаются сценами мирной жизни;

•        широкий социальный охват русской жизни;

•        эпическая форма повествования, которую выражают:

—        сложность композиции;

—        спокойный ритм;

—        величавость языка.

Своеобразие композиции романа заключается в следующем:

✓      принцип антитезы (Кутузов — Наполеон, Ростов — Курагин, Наташа — Элен);

✓      чередование военных и мирных сцен;

✓      переход массовых сцен в повествование о жизни отдельных героев;

✓      философские и исторические рассуждения самого автора.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/analiz_romana_vojna_i_mir_tolstogo_konspekt_lekcii/64-1-0-2252

Анализ романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника.

Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычно­го типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи.

Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распростра­нение в русской и мировой литературе.

Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечат­лены писателем на страницах эпопеи в следующем хроно­логическом порядке:

I том — 1805 г.

IIтом — 1806-1811 гг.

IIIтом — 1812 г.

IV том- 1812-1813 гг.

Эпилог — 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения.

Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире.

Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова глав­нокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы.

Обратите внимание

Писатель изображает события, свиде­тельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашест­вие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

В романе отражены крупнейшие явления политичес­кой и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Спе­ранского, зарождение в стране декабристского движения).

Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключи­тельным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действи­тельность эпохи. Толстой изображает великосветские при­емы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.

Картины антикрепостнических преобразований Пьера Безухова в деревне, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения московских ремесленников раскры­вают перед читателем характер отношений помещиков и крестьян, жизнь крепостной деревни и городских низов.

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (IIIи IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смо­ленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие рус­ской жизни начала XIXвека, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Главные действующие лица романа — Андрей Болкон­ский и Пьер Безухов — заметно выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интел­лектуальным богатством. По складу характера они резко различны, почти что полярно противоположны. Но в путях их идейных исканий есть общее.

Как и многие мыслящие люди в первые годы XIXвека, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Бонапарт, толь­ко что провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого человека, расшатываю­щего устои старого феодально-монархического мира.

Важно

Для русского государства Наполеон — потенциальный агрес­сор. Для правящей верхушки царской России он дерзкий плебей, выскочка, даже «Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер.

А у молодого князя Болконского, как и у незаконного сына графа Безухова, полуинстинктивное тяготение к Наполеону — выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат порождению.

Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина. Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет деятелем тайного общества, одним из будущих декабрис­тов. С убеждением, что и его друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.

Образ Наполеона в «Войне и мире» — одно из гени­альных художественных открытий Толстого. В романе им­ператор французов действует в тот период, когда он пре­вратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя.

Дневниковые записи Толстого в период рабо­ты над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намерению — совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Писатель был противником художест­венного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не Антихрист, не чудо­вище порока, в нем нет ничего демонического.

Развенча­ние мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедес­тала, показан в свой нормальный человеческий рост.

Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, прони­цательностью, широтой.

Причем широта эта — не в изо­бражении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества включает множество типов, вариантов че­ловеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику.

В нем уча­ствуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.

Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданнической крити­ки: «Царь есть раб истории».

Совет

В романе-эпопее психологические характеристики от­дельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок.

Карьеристы, стяжатели, придвор­ные трутни, живущие призрачной, ненастоящей жизнью, в дни мира еще могут выходить на авансцену, вовлекать в орбиту своего влияния людей наивно-благородных (как князь Василий — Пьера), могут, как Анатоль Курагин, очаровывать и обманывать женщин.

Но в дни всенародного испытания люди, подобные князю Василию, или офице­ры-карьеристы, подобные Бергу, стушевываются и неза­метно выбывают из круга действия: они не нужны повест­вователю, как не нужны России. Исключение составляет лишь повеса Долохов, чья холодная жестокость и безогляд­ная отвага оказываются кстати в экстремальных условиях партизанской борьбы.

Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических усло­виях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению луч­ших человеческих качеств.

Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обая­тельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает под­линно патриотическое дело, уговаривая родителей пожер­твовать имуществом семьи и спасти раненых.

Толстой первым в мировой литературе показал посред­ством художественного слова важность морального факто­ра в войне.

Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника».

Сила Кутузова как полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ его действий.

С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого.

Обратите внимание

В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полковод­ца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время.

Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене совета в Филях, где он — наперекор всему генералитету — принимает ответственное решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны.

В разнообразных сценах военной жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настро­ение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам и добродушно-снисходительное отно­шение к ним же, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Под­нимается новая, неведомая никому сила — народ, и наше­ствие гибнет».

Особое место в кругу действующих лиц эпопеи зани­мает Платон Каратаев. В наивно-восторженном воспри­ятии Пьера Безухова он — воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле.

В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, — выносливость, кротость, пассивная покор­ность судьбе, любовь ко всем людям — и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона.

Образ Каратаева в из­вестной мере условен, отчасти соткан из мотивов пословиц и былин.

Читайте также:  История создания поэмы пушкина руслан и людмила

«Война и мир», итог долголетней исследовательской работы Толстого над историческими источниками, пред­ставляла собой в то же время и отклик художника-мысли­теля на те наболевшие проблемы, которые ставила перед ним современность.

Социальные противоречия России того времени затрагиваются автором лишь мимоходом и косвенно. Но эпизод крестьянского бунта в Богучарово, картины народных волнений в Москве накануне прихода туда французов говорят о классовых антагонизмах.

Важно

И впол­не естественно, что действие завершается (не «развязыва­ется») вместе с развязкой главного сюжетного конфлик­та — поражением Наполеона.

Развертывающиеся в эпилоге резкий политический спор Пьера Безухова с его шурином Николаем Ростовым, сновидение-пророчество юного Николеньки Болконского, желающего быть достойным памяти отца, — все это напоминает о новых потрясениях, которые суждено пережить русскому обществу.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира — это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие войны, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество — та норма бытия, к которой надо стремиться.

В системе образов «Войны и мира» преломляется мысль, гораздо позже сформулированная Толстым в днев­нике: «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью.

Вот эта-то связь и уста­навливается искусством в самом широком его смысле».

В этом — та особая, глубоко гуманистическая природа толс­товского искусства, которая отозвалась в душах основных героев «Войны и мира» и обусловила притягательную силу романа для читателей многих стран и поколений.

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчис­ленных, никогда не истощимых ее проявлениях.

Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неос­поримо установлю кажущее мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/378-roman-epopeya-ln-tolstogo-voyna-i-mir.html

Анализ романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир

Готовые Домашние Задания

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора.

В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию.

Он писал: “Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни”. А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: “Все хорошо, что хорошо кончается”. Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его.

Совет

Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: “Война и мир”.

Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова “мир”.

“Мир” — это и состояние “без войны”, и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: “для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?” Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война “есть противное человеческому разуму явление”. Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких… Но У всех этих смертей была праведная цель — освобождение Отечества. И потому в 1812 году “дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…”. И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь “ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить”. Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом.

Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия “Война и мир”.

Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции “Войны и мира” лежит также прием антитезы. Роман “Война и мир” — произведение большого объема.

Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как “генерал, который приказал”, “офицер, который не доехал”.

Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.

Обратите внимание

Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр — жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы.

Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как “статичны в своей положительности ”.

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить “за свое незнатное происхождение”, суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе “Война и мир” большую роль играет портретная характеристика героев.

Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на “вы”, в душе они “назвали друг друга на “ты” и нежно поцеловались”.

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев.

Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским “диалектика души”, заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет.

Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится “быть вполне хорошим”. Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки.

Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Важно

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Так как роман “Война и мир” является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.

Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями — отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.

Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение.

Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения.

Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле — Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему “Движущие силы истории”.

В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: “В чем смысл жизни?” И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: “Надо жить, надо любить, надо верить”.

Итак, в романе “Война и мир” Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось “изобрести” новый жанр литературного произведения — роман-эпопею, а также особый вид психологизма- “диалектику души”. Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает “внутреннее строение жизни”.

Сочинения по теме:

  • Своеобразие нравов и традиций семьи Болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
  • Образы героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
  • Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение
  • Внешняя и внутренняя красота героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир» сочинение

Источник: http://1soch.ru/tolstoy-ln/voyna-i-mir/analiz-romana-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

Ссылка на основную публикацию