Художественное своеобразие рассказов бунина (прозы, произведений, поэзии, лирики)

Лирика Бунина

Свой творческий путь, будущий лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин, начал еще в раннем детстве. Когда юноше едва исполнилось 17 лет, известный в те времена журнал «Родина» опубликовал стих молодого поэта – «Деревенский нищий».

В этом творении поэт описал жизнь обычных русских деревень, жители которых часто страдали от нужды и нищеты.Иван Алексеевич много времени проводил за чтением литературы зарубежных и отечественных писателей, творчество которых вдохновляло юного поэта, ищущего собственный стиль в этом ремесле.

Ему безумно нравились поэтические произведения Некрасова, Кольцова и Никитина. В творчестве этих авторов открыто поэтизировалось крестьянство, что было очень близко по духу Бунину.

Обратите внимание

Уже в первых творческих работах великого писателя и поэта просматривалась оригинальная манера, неповторимый стиль написания и интригующие темы, привлекающие читателя. Его лирика была умной и спокойной, сравнимой с душевным разговором близких людей.

Стихи Ивана Алексеевича отражали богатый и тонкий внутренний мир молодого писателя.Критики восхищались артистизмом и высокой техникой, наблюдаемой в лирических произведениях Бунина. Поэт чувствовал каждое слово и красиво передавал свою мысль, мастерски оттачивая каждый фрагмент поэтического произведения.

Основные лирические мотивы Ивана Алексеевича Бунина

Поэзия Ивана Алексеевича не может похвастаться особым разнообразием. Но этого поэту было и не нужно. Большинство его стихотворений имеют тематику, связанную с природой. Некоторые творения посвящаются крестьянской жизни и гражданским мотивам. Большое место было отведено теме любви и взаимоотношений.

На ведущем месте четко просматривается пейзажная лирика, написанная в мягких и нежных тонах. Поэт очень любил Орловский край, он был восхищен живописными видами натуральной природы, поэтому во многих стихотворениях Бунина присутствует лестное описание этих чудесных мест.

Бунин отчетливо соблюдал традицию русской классики, что можно заметить в ярком и насыщенном стихотворении «Осенний пейзаж»:

Снова настала осень,

И только ей я внемлю,Падают тихо листья,Гладя сырую землю.Снова настала осень -Бледных закатов проседь,А голубой цветочекСолнца скупого просит…Ветер глухою флейтойВ ветках звучит понуро,Дождь притаился где-то,Спрятав, как сито дуло.

Люди костры сжигают,Листья, сгребая в кучи,А ветер нагоняетВ небе густые тучи…Солнце на миг пробилось,Вновь согревая душу,Будто навек простилось -Грустно природу слушать…

А в стихотворении «Высоко полный месяц стоит» поэт гармонично передал наблюдательность и верность полюбившейся темы:

Высоко полный месяц стоит

В небесах над туманной землей,Бледным светом луга серебрит,Напоенные белою мглой.В белой мгле, на широких лугах,На пустынных речных берегахТолько черный засохший камышДа верхушки ракит различишь.И река в берегах чуть видна…Где-то мельница глухо шумит…Спит село… Ночь тиха и бледна,Высоко полный месяц стоит.

Читая это великолепное стихотворение, прослушивается особенный мотив, а само произведение звучит как спокойная и приятная мелодия.

Такие шедевры, будто сливают сознание читателя с реальной природой, и чувствуется благородное воссоединение и безумная радость бытия…В стихотворении «Оттепель» имеется особая насыщенность внутреннего содержания, передающая непоколебимую гармонию великого поэта с прекрасной природой окружающего мира.

Ивана Алексеевича всегда привлекала пейзажная застылость и состояние перехода из одной статичности в иную. Он умел улавливать отдельные мгновения этих изменений и отчетливо передавал увиденное в своей лирической поэзии.Любовь к природе тесно переплеталась с нежным чувством и глубоким уважением к своей родине.

Важно

Бунин написал несколько стихотворений на патриотические темы, окрашенные лирическим воспеванием русской природы. Последние годы жизни, великий русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин провел во Франции. Тоска по родимому краю отчетливо просматривалась в его стихотворениях, написанных вдали от родины.

Поэт писал и на другие темы, правда, таких произведений немного, но и они привлекают читателя своей необычностью сюжетной линии. Очень интересна поэзия, основанная на религиозных преданиях, мифах и древних легендах.

Шесть золотистых мраморных колонн,Безбрежная зеленая долина,Ливан в снегу и неба синий склон.

Я видел Нил и Сфинкса-исполина,Я видел пирамиды: ты сильней,Прекрасней, допотопная руина!Там глыбы желто-пепельных камней,Забытые могилы в океанеНагих песков. Здесь радость юных дней.Патриархально-царственные ткани —Снегов и скал продольные ряды —Лежат, как пестрый талес на Ливане.Под ним луга, зеленые садыИ сладостный, как горная прохлада,Шум быстрой малахитовой воды.Под ним стоянка первого номада.И пусть она забвенна и пуста:Бессмертным солнцем светит колоннада.В блаженный мир ведут ее врата.

Философская лирика великого русского поэта

Основная творческая особенность Ивана Алексеевича Бунина – разносторонность, ведь он отлично проявил себя не только как талантливый поэт и писатель. Он был искусным прозаиком и великолепным переводчиком.

Его труды гениальны и грандиозны, именно поэтому прославленный реалист обрел масштабную популярность во всем мире!Как русский писатель смог так маневренно овладеть формой классического стиха? Многие специалисты считают, что данные достижения были обретены, благодаря профессионализму в работе переводчиком.

Исключительное мастерство великого писателя основывается на удивительном поиске единственно возможного слова, образующего классическую рифму с глубоким смыслом. Его стихотворения льются как прекрасная песня, наполненная жизнью и честными эмоциями.

В его прозаических произведениях отчетливо прослушивается пессимистическая традиция.

Бунин был сильно увлечен философским творчеством Федора Ивановича Тютчева, основанном на вечном источнике прекрасного и гармоничного. Это вдохновение отразилось и на лирическом творчестве Ивана Алексеевича, отличающегося предельной точностью слов и резкими прозаичными деталями.

Философская лирика Бунина основывается на русской природе, на теме любви, переплетенной в неповторимом контрасте. Позже, поэт часто путешествовал в своих воспоминаниях, и эти мысли вдохновили его на создание новых творений, связанных с мифологией.

Эти произведения передают искреннее признание земного бытия, как часть вечной истории. Писатель смело обострял фатальный итог человеческой жизни, чувство одиночества и обреченности. Некоторые поэтические произведения Ивана Алексеевича заставляют задуматься о том, что всегда было рядом, но было не замечено.

Замечательный автор всегда выделялся своей индивидуальностью, неповторимым философским взглядом на обыденные явления, искренностью и честным признанием собственных идей и мыслей, выраженных в столь красивой и звучащей форме.

Мечтай, мечтай.

Все уже и тусклейТы смотришь золотистыми глазамиНа вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,На метлы гулких, дымных тополей.Вздыхая, ты свернулась потеплейУ ног моих — и думаешь… Мы самиТомим себя — тоской иных полей,Иных пустынь… за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:Седое небо, тундры, льды и чумыВ твоей студеной дикой стороне.Но я всегда делю с тобою думы:Я человек: как бог, я обреченПознать тоску всех стран и всех времен.

Художественное своеобразие лирики Бунина

Отличительной чертой лирической поэзии Бунина стало художественное своеобразие, искусное восприятие окружающей природы, человека и всего мира. Он мастерски оттачивал пейзаж, чудотворно переносил его в свои лирические произведения. Творческая деятельность Ивана Алексеевича пришлась на эпоху модернизма.

Большинство авторов XIX-XX столетия старались выразить свои мысли и чувства в необычных формах, предаваясь модному словотворчеству. Бунин не стремился к этому направлению, он всегда был предан русской классике, и свою поэзию воссоздавал в самых традиционных формах, схожих с лирическими произведениями предшествующих поэтов, таких как Тютчев, Полонский, Пушкин, Фет.

Иван Бунин постепенно преобразовывал пейзажную лирику в философию, а в его стихотворениях всегда присутствует главная мысль. В поэзии великого поэта часто уделяется особое внимание самой главной теме – жизни и смерти. Философское направление и художественное своеобразие не затмились революционными процессами, происходящими в стране.

Поэт продолжил свое творчество в избранном направлении, а все проблемы человечества смело отнес к вечным тонкостям, среди добра, зла, рождения и смерти…Бунин всегда хотел отыскать истину, он часто обращался к мировой истории разных поколений. Поэт признавал жизнь на Земле как что-то временное, переходной промежуток между вечным бытием во Вселенной.

Совет

Ему всегда хотелось заглянуть за грань реальности, отыскать разгадку человеческой жизни и обреченности смерти в конце пути. Во многих его стихотворениях особо чувствуется мрачность, жалостливое дыхание, страх одиночества и непоколебимый испуг перед трагичным исходом, которого нельзя избежать ни одному живущему на этой Земле…Лирика Бунина многолика и безупречна.

Его поэзия вдохновляет и радует, устремляет мысли читателя в неосознанное, но довольно реальное и интересное. Если изучать произведения великого русского писателя и поэта с внимательностью, можно открыть для своего восприятия очень важную истину, которую не хотелось замечать еще вчера.

С творчеством Ивана Алексеевича Бунина знакомятся все дети нашей страны, так как оно входит в обязательную программу изучения на уроке литературы. Воспринять его тонкие мысли и чувства можно не сразу, только углубленное осознание каждого слова, позволит понять и раскрыть основной смысл лирического произведения.

Именно поэтому, кроме обязательных рассказов, учителю разрешается выбрать несколько произведений на своё усмотрение. Бунин – великолепный писатель и поэт XIX-XX века, оставивший памятный след будущему поколению, запечатленный в удивительно прекрасной лирике…

А. Блок о Бунине: «так знать и любить природу мало кто умеет…»
«Бунин претендует на одно из главных мест в русской литературе…»

Туманный серп, неясный полумрак,Свинцово-тусклый блеск железной крыши,Шум мельницы, далекий лай собак,Таинственный зигзаг летучей мыши.А в старом палисаднике темно,Свежо и сладко пахнет можжевельник,И сонно, сонно светится сквозь ельникСерпа зеленоватое пятно.

На перевале дальнем, на краюПустых небес, есть белая березка:Ствол, искривленный бурями, и плоскоРаскинутые сучьи. Я стою,Любуясь ею, в желтом голом поле.Оно мертво. Где тень, пластами солиЛежит мороз. Уж солнца низкий светНе греет их. Уж ни листочка нетНа этих сучьях буро красноватых,Ствол резко-бел в зеленой пустоте…Но осень — мир.

Мир в грусти и мечте,Мир в думах о прошедшем, об утратах.На перевале дальнем, на чертеПустых полей, березка одинока.Но ей легко. Ее весна — далеко.

Все, что хранит следы давно забытых,Давно умерших, — будет жить века.В могильных кладах, древними зарытых,Поет полночная тоска.

Степные звезды помнят, как светилиТем, что теперь в сырой земле лежат…Не Смерть страшна, а то, что на могиле

Смерть стережет певучий клад.

Источник: https://gfom.ru/lirika_bunina.php

Лирика Бунина, её особенности и мотивы. Любовная лирика Бунина :

Иван Алексеевич Бунин входит в число признанных классиков русской литературы. Мало того, его имя известно и за рубежом, ведь долгие годы поэт и писатель был вынужден жить в изгнании. Многие знают его исключительно как писателя, между тем начинал он в качестве поэта. Лирика Бунина занимает огромное место в его творчестве.

Иван Алексеевич Бунин: детство

Будущий литератор родился в 1870 году, в семье из старинного дворянского рода. Отцу Бунина принадлежало небольшое поместье на Орловщине – там и прошли детские годы маленького Вани.

Впечатления тех лет он позднее отразит в своем творчестве, а тихую жизнь в усадьбе будет вспоминать до конца дней. Иван с ранних лет любил читать и стал сам сочинять небольшие стишки.

Кроме того, он рос очень артистичным ребенком, что впоследствии помогло ему стать замечательным чтецом.

В десять лет он уехал учиться в гимназию в город, и городская жизнь пришлась ему не по нраву. Тем не менее он выдержал четыре года, а затем попросту не приехал с каникул и его исключили.

После этого четырнадцатилетний Иван стал жить в имении бабушки вместе со старшим братом Юлием, который и занимался вплотную образованием Вани. Надо сказать, что братья на всю жизнь сохранили близкие, теплые отношения.

Таким образом, и подростковые свои годы Иван Алексеевич провел в любимой деревне среди крестьянских детей, от которых услышал множество интересных историй, позже выраженных им в творчестве.

Начало творческого пути

Первые робкие стихи маленький Ваня написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах».

Первые же серьезные стихотворения, которые даже были опубликованы, Иван Алексеевич сочинил в возрасте семнадцати лет. В свет они вышли в одной из санкт-петербургских газет – всего двенадцать штук в течение года.

Там же появились и два дебютных рассказа юного автора – «Нефедка» и «Два странника». Иван Алексеевич вступил на путь литераторства.

Писатель или поэт?

Большему количеству населения Иван Алексеевич известен прежде всего как прозаик. «Темные аллеи», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» и другие знаковые рассказы его изучаются в школах и университетах.

Что уж говорить об обширной автобиографии «Жизнь Арсеньевых»! Но тем не менее сам Бунин считал себя в первую очередь поэтом.

Это неслучайно – ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе в принципе.

Влияние коллег

В середине 1890-х Бунин познакомился со Львом Николаевичем Толстым – им он восхищался и ранее. Его идеи, характер и взгляды оказали огромное влияние на жизнь Бунина, что проявилось как в его прозе, так и в лирике.

Также большое впечатление на автора произвело знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, актерами МХАТа, а также композитором Сергеем Рахманиновым.

Нашло отражение в творчестве Бунина и вхождение в московские литературные круги, и вращение среди таких личностей, как Александр Куприн, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и других.

Первые сборники

Первый стихотворный сборник Ивана Алексеевича вышел в 1891 году. Назывался он незамудренно – «Стихотворения 1887-1891 гг.

», содержал первые, пробные, юношеские стихи, которые восприняты были рецензентами в целом благосклонно.

Уже тогда отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передает красоту природы – первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Говорили и о том, что перед читателями предстал будущий «большой писатель».

Однако настоящей известности, масштабной, те стихотворения Ивану Алексеевичу не принесли. А принесли следующие два сборника: первая книга рассказов 1897 года издания и вторая – стихотворений, вышедшая годом позже (сборник назывался «Под открытым небом»). Тогда Бунин, как говорится, проснулся знаменитым.

«Листопад»

Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве.

Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились – кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал.

Но два года спустя все по местам расставила Пушкинская премия – ее Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.

Особенности поэзии Бунина

Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.

В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич – рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе.

Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало.

Обратите внимание

Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников – Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.

Читайте также:  Сочинение характеристика и образ манилова в поэме гоголя мертвые души

Лирика в творчестве Бунина занимает важнейшее место. Он писал в «традиционном» стиле, но показывал тем не менее новые грани и возможности стихотворения. Литератор всегда оставался верен один раз и навсегда найденному стилю – четкому, сдержанному, гармоничному.

Кажется порой, что язык его сух, однако как удивительно точно передает он и красоту природы, и боль любви, и переживания о жизни… Состояние души автора – вот что впитала в себя лирика Бунина.

Ее философичность, лаконизм и изысканность не оставляли равнодушными и читателей, и многих его коллег-литераторов, и критиков, восхищавшихся способностью Ивана Алексеевича чувствовать и передавать слово. О его чувстве языка и великом мастерстве говорили повсеместно.

Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.

Темы лирики Бунина

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части – пейзажные, философские и любовные. Конечно, он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется – ты смотришь на картину, а не читаешь текст.

Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда – по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека.

Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество – таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи — музыкальны.

В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы.

Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток.

Важно

Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи.

Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.

Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран.

Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина.

Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться.

В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви.

О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже.

Совет

Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье.

Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы.

Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек.

При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей.

Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.

Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

Источник: https://www.syl.ru/article/346359/lirika-bunina-e-osobennosti-i-motivyi-lyubovnaya-lirika-bunina

Своеобразие прозы Бунина

Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по жанру – лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, содержит особое чувство ритма.

В 1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы “Вести с родины”, “На край света”, “Танька” и другие. Основная тема этих произведений – нищая, разоренная крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании дворянства.

Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием.Чувство безысходной грусти и сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев.

Лирической эпитафией прошлому звучит рассказ “Антоновские яблоки”.

Обратите внимание

Неприятие декаданса, ориентированного на обновление искусства, порожденного капиталистическим городом, делают фигуру Бунина на грани нового века достаточно одинокой. Попытки откликнуться на злобу дня малоудачны. Он эстетизирует одиночество, замкнутость переживаний.

При всем раннем самоопределении Бунина, устойчивом круге интересов, его взгляды как некая система сложились лишь в середине 1910 г. В раннем творчестве обнаруживаем демократические тенденции, продолжающиеся до конца 90-х гг.

(рассказ “Сны” свидетельствует о близости Бунина демократическому крылу литературы и передает ощущение близких перемен).

У Бунина проявлялся консерватизм мышления и удаленность от того, что называют “запросами времени”.

Наблюдательность, цепкая память, подвижничество обусловили не только художественную чистоту и совершенство, но и известную ограниченность его творчества 1890 – начала 1900-х гг. сосредоточенного на нравственно-духовных, чисто эстетических задачах.

Именно в этот период выявились многие особенности своеобразного дарования писателя, и, по его словам, с этого момента начинается его “более или менее зрелая жизнь, сложная внутренне и внешне”.

После выхода в сборника рассказов “На край света” молодой писатель, по его собственным словам, “внезапно надолго исчез из Петербурга, да не только исчез, а замолчал на несколько лет”. Последнее утверждение, впрочем, не совсем точно. Бунин немало пишет в стихах и прозе, помещая свои произведения в столичных и провинциальных изданиях.

Так, в 1898-1900 гг. в журналах для детей “Всходы” и “Детское чтение” появляются его рассказы “В деревне”, “Кукушка” очерк “казацким ходом”. Но сам автор критически к ним относился.

Важно

Путь нахождения себя в прозе был трудным и длительным. Легче “впечатления бытия” молодого Бунина выражались в лирике.

Читающей публикой Бунин долгое время воспринимался как поэт. Наиболее самостоятельный среди ранних прозаических опытов – рассказ “Первая любовь” с характерным подзаголовком “Из воспоминаний детства”. что это опыты в области чужих стилей, своеобразное творчество” по стилевому образцу.

Более самостоятельные очерки “Дементьевна” и “Судорожный” предвосхищали характерное бунинское начало в жанре бессюжетного рассказа-эпизода, где все повествование цементируется настроением непревзойденного художественного совершенства и мастерства.

В конце 90-х гг. Бунин много переводит, по его словам, “чужое было легче передавать”.8 Выходит из печати бунинской перевод “Песни о Гайавате” Генри Лонгфелло, отмеченный Пушкинской премией.

В 1899 г. в Москве происходит знакомство Бунина с писателем Н. Д. Телешовым, который вводит его в незадолго до этого возникшее объединение писателей-реалистов “Среда”. Бунин становится ревностным участником этого объединения, а в его творчестве упрочится реалистический метод. Неслучайно исследователи считают, что в этот период “начался” Бунин-художник.

Не лихорадочное биение пульса капиталистического города -“железа мучительный гром”, – столь ощутимое в стихах В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского, зрелого А. Блока или в прозе А Куприна, П. Шмелева, а немая “печаль полей” заворожила Бунина. Движение Бунина-прозаика от середины 90-х гг. к началу 900-х it.

проявляется прежде всего в расширении масштабности кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян или мелкопоместных дворян к обобщающим размышлениям (пример: зарисовки косной жизни, в которую ворвалась “Чугунка”, перерастают в раздумья о целой стране и ее “унылом лесном народе” (“Новая дорога”)).

Становление Бунина пришлось на период, когда классическая эпоха русского реализма заканчивалась и на смену единодержавию реализма явилась беспрецедентная пестрота школ и направлений, отрицающих друг друга, писатель был убежден, что в его время “произошло невероятное обнищание и омертвение русской литературы” (Бунин И. А. Собрание сочинения в 9-ти томах, Т.9, С. 529).

Он испытывал чувство одиночества в литературе. Причину кризиса и разъединения писательских сил Бунин видел в “общей расшатанности, неустойчивости общественного мнения”. (9, 530)

Совет

В первых самостоятельных прозаических произведениях Бунина проявилось характерное для него впоследствии начало, где повествование цементируется настроением автора рассказчика.

Источник: http://schoolessay.ru/svoeobrazie-prozy-bunina/

2.1 Характерные особенности прозы И.А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Свое детство он провел на хуторе в Орловской губернии.

Образ жизни будущего писателя по справедливости считают скорее разночинным, нежели помещичьим.

Конечно, ему была незнакома нужда, но обстоятельства сложились так, что хорошего образования молодому Бунину получить не удалось — оно ограничилось четырьмя классами гимназии. [16; с. 23]

Когда читаешь его книги, не покидает впечатление: их автор — интеллигентный, высокообразованный человек. Это открывается во многих смысловых подробностях повествования, сказывается в поразительном стилевом богатстве.

Мало сослаться на природные данные автора — широта мысли и речевая культура всегда имеют опору в огромной работе художника над собственным духовным, интеллектуальным совершенствованием.

Бунин прошел трудную, но прекрасную школу самообразования.

В 1897 году публикуется сборник бунинских рассказов. Поощряемый похвалами критиков, он весь отдается литературному творчеству.

Вскоре к молодому писателю пришло официальное признание его литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Лонгфелло. В 1909 году Академия избирает Бунина своим почетным членом. [9; с. 64]

Обратите внимание

Но еще дороже для Бунина в эти годы было сближение с лучшими писателями того времени, особенно с Горьким и Чеховым, внимание Льва Толстого. Наступила самая счастливая пора в жизни Бунина. Он принят в литературных кругам — это льстит его писательскому честолюбию, как и многое другое, относящееся, к внешнему успеху.

Бунина не захватили модные декадентские течения в литературе, он хранил верность реалистическим традициям русской классики. Его стиль в этом смысле казался даже несколько демонстративным на фоне разнообразных эстетических экспериментов той поры.

Но, заметим, таков был путь не одного Бунина: традиция жила в великом опыте Толстого, Чехова, Куприна, других писателей; Горький — художник новой эры — обогащал реализм. Бунин быстро вошел в большую литературу и встал на ее магистральный, реалистический путь.

[16; с. 57]

Время и среда диктовали писателю правильное направление его художественных поисков. Бунин видел зреющие исторические перемены в стране и, любя многое в прежней жизни, вопреки мнению некоторых современников, вовсе не идеализировал уходящую эпоху. Наоборот, как реалист он обнажил жестокость, безнравственность неправедного социального порядка.

Бунин не принял революцию 1905 года. То, что вскоре после революции 1905 года Бунин написал свои самые лучшие произведения, нельзя назвать случайностью.

Писатель тяжело перенес октябрьскую революция и не одобрив курс новой власти эмигрировал. Начался эмигрантский период жизни и творчества Бунина.

Читайте также:  Анализ сказки волшебное кольцо платонова

Художник уже не знал, как прежде, длительных периодов творческого подъема, душевного счастья. [6; с. 94]

Чем же было вызвано внимание современников к Бунину и что поддерживает ныне активный интерес к его книгам? Обращает на себя внимание прежде всего многогранность творчества большого художника.

Важно

Каждый читатель находит в его творчестве близкие себе мотивы. Есть в книгах Бунина то, что дорого для всех духовно развитых людей во все времена.

Они и в будущем найдут дорогу к читателям, не охваченным глухотой к прекрасному, к нравственному, способным радоваться мирозданию и сострадать несчастным.

Бунин, как мы уже знаем, вступил в литературу поэтом. Первые стихотворения не были оригинальными по образному строю, они в основном повторяли темы и интонации Пушкина, Лермонтова, Тютчева, отчасти Некрасова.

Но уже в юношеских сочинениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего зрелого творчества Бунина. Один из них — пушкинский.

Великий поэт видел нравственный водораздел в человеческих натурах: одни люди естественны, непосредственны, другие ненатуральны, предпочитают искусственную, фальшивую форму бытия. Одних волнует, других не волнует красота, истинное предназначение человека.

Первых у Пушкина олицетворяет Моцарт, вторых — Сальери. Трагедия рождает мысль: гибель гения от руки ремесленника есть следствие разорванности мира, где духовный союз труднодостижим. Но в идеале он, по Пушкину, возможен — лишь бы мир был устроен по Моцарту, а не по Сальери. [5; с. 51]

Так, очевидно, ощущал жизнь и Бунин. Пушкинская антитеза — светлая искренность и погибельная фальшь — получает у него конкретную социальную характеристику.

Бунин — хороший поэт, но славу ему принесла проза. Впрочем, вряд ли могут быть вполне объяснимы его рассказы и повести без сопоставления с его лирикой.

Многое в наследии Бунина-прозаика можно отнести — по аналогии с тургеневским примером — к жанру «стихотворений в прозе». Для его прозы характерны важные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность, ритмический строй.

Почти в той же мере, что и в стихах, автор присутствует во многих рассказах как очевидец и участник происходящего. [10; с. 104]

Совет

Содержание его самых небольших рассказов многослойно: природа, лирическое «я», быт, психология действующих лиц и — глубокая философия.

Проза Бунина почти магически воздействует на читателя. Понять причины этого можно лишь тогда, когда прочтешь произведение не один раз, не торопясь. Одно слово не поймешь — потеряешь смысл фразы.

Особенно это понимаешь, читая рассказы из цикла «Темные аллеи». Как писал сам автор, это «рассказы о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях».

В полном составе эта книга вышла в 1946 году в Париже, и исследователи называют ее единственной в своем роде.

Открытием ХХ века стала лирическая проза, которая словно размывает границы между эпосом и лирикой, когда автор оказывается в кругу своих персонажей, разделяет их беды и тревоги. Таковы и новеллы цикла «Темные аллеи». В рассказе, давшем название циклу, есть такие строчки: «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена».

Книгу «Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений.

«Темные аллеи» — любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы.

Книга столь же многогранна, как сама любовь. [7; с. 74]

Название «Темные аллеи» взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ «темных аллей» пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов. [11; с. 175]

Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это.

Обратите внимание

Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: «Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней». Любовь — это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете.

Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!

В «Темных аллеях» мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни.

Часто такая катастрофа — смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет.

Жить до старости и умереть в один день — для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.

Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.

Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим — ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин.

Книга «Темные аллеи» — это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки.

Важно

Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин.

Главное — все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.

Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские — вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман. [7; с. 77]

Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее («Таня») скоротечные дачные увлечения («Зойка и Валерия») краткий однодневный роман («Антигона», «Визитные карточки») страсть, доводящая до самоубийства («Галя Ганская») простодушная исповедь малолетней проститутки («Мадрид»). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа «Холодная осень», потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное — «ненужный сон». [3; с. 181]

Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.

И. А. Бунин в цикле рассказов «Темные аллеи» сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, — Любовь.

О любви и рассказ «Руся». Как и в других новеллах, здесь особый, философский способ видения и подачи материала.

В эпическом произведении тоже встречаются лирические отступления, но там все подчинено общему замыслу и сюжетному единству. В лирической же прозе событийность уступает ведущую роль отношению к происходящему.

Совет

В рассказе «Руся» событийный ряд прост. В сумерках поезд «Москва — Севастополь» неожиданно делает остановку. В вагоне первого класса к окну подошли господин и дама. Он вспоминает события, которые произошли в дачной усадьбе давным-давно, вспоминает Русю.

Особое место занимает образ автора, проявляющего себя в эмоциональных оценках («На станции было темно и печально»; «…мертвенно светила долгая летняя заря»), в характеристике героев, определяет отношение к ним.

В основе рассказа — противопоставление двух миров. Один — привычный, другой — яркий, романтический мир воспоминаний. Описание обедневшей усадьбы подчеркнуто обыденно: («скучная местность»). Интересно, как повтор, вводное слово «конечно» («дом, конечно, в русском стиле»; «И, конечно, скучающая дачная девица, которую ты катал по этому болоту»).

С этого момента слышишь подтекстный мотив. Мир обыденный (болото) преображается. Внешне безразличные реплики жены рассказчика скрывают тайный интерес к сопернице. «Он» отгораживается шуткой, непонятной латынью.

Переход на латынь, где каждый знак, каждое слово как бы стремится стать символом, — еще одно подтверждение разделения мира надвое и несовпадения мира чувств с миром привычных радостей и обид.

Новелла построена как рассказ в рассказе. Монолог героя свидетельствует о незащищенности человека от воспоминаний. Начиная рассказывать, герой и не подозревает, какую власть все еще имеет над ним прошлое. Слова рассказчика: «Однажды я жил в этой местности» — еще в мире обыденном.

Авторское: «Он не спал… и мысленно смотрел в то лето…» — это уже свершившееся преображение. У Бунина «звучащие» слова.

Таинственная, шуршащая тишина передается ритмикой фразы, почти в каждой мы слышим свистящие и шипящие звуки («И стоял и не гас за чернотой низкого леса зеленоватый полусвет, слабо отражавшийся в плоско белеющей воде вдали»; «И все где-то что-то шуршало, ползало…»). Символическим становится слово «болото». Юношескую любовь всколыхнуло болото усадебной жизни.

Обратите внимание

В воспоминаниях герой как бы уходит от болота однообразного существования, в которое погружен сам. Счастье любви и воспоминаний возможно лишь вследствие остановки, выхода из размеренности привычной жизни. Поезд, вагон первого класса: все заранее известно, но стоило случиться заминке — и привычный мир отступил.

В лирической прозе ощущается настойчивое стремление к идеалу. Поэтому отсутствует финал в обычном значении. «Прощания с воспоминаниями» так и не получилось. Подтекстно читатель понимает: что-то произошло в душе героя, процесс переоценки ценностей только начался. Когда и чем он закончится, читателю предстоит решить самому.

Интересно, что в новеллах «Руся» и «Чистый понедельник» есть нечто общее: перекличка ряда слов со значением «странный» («странная любовь», «странный город» в «Чистом понедельнике»; «странный полусвет» в «Русе»). Странной кажется не только любовь, но и весь мир, Бунин писал, что жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все остается позади.

Когда тебе девятнадцать, это еще не совсем понятно, но то, что рассказы цикла «Темные аллеи» звучат пронзительно, как натянутые струны, значимо. Трагическая неслиянность любящих предстает у Бунина как закономерность человеческого бытия.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/8883

Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина



В раннем творчестве И. Бунина ведущее начало принадлежит лирике, поэзии. Она как бы метафоризировать прозу, насытить ее поэтической образностью, ритмизировать. Этим занимались русские символисты А. Белый и К. Бальмонт. Однако Белый заходил слишком далеко, сводя прозу с поэзией, прямо ритмизируя прозу.

Это были лишь лабораторные опыты, Бунин охотно заимствовал в прозе из собственных стихов целые обороты и выражения ведет прозу за собой, протягивая ей пути. Реалист Бунин был не одинок в стремлении, подчас вводил уже готовые, пришедшие из поэзии и сложившиеся там художественные формулы. Проза подчинялась внутренней мелодике, музыке.

Сам Бунин видел в своих исканиях ритма прозы как бы продолжение своего стихотворчества [5].

Прозу Бунин начал писать, будучи автором многих стихотворений и через четыре года после опубликования первого из них. И после рассказов о деревне дореволюционная критика ставила Бунина-поэта выше Бунина-прозаика [5].

Лишь после появления «Деревни» и «Суходола» стала очевидна несправедливость подобных оценок. Время внесло дальнейшие поправки в определение таланта Бунина.

В историю русской литературы Бунин вошел, прежде всего, как крупнейший мастер прозы.

Чехов сказал как-то Бунину: «Вам хорошо теперь писать рассказы, все к этому привыкли, а я пробил дорогу к маленькому рассказу…» [1, 18]. Чехов надолго предопределил развитие этого жанра. Однако Чехов и Бунин развертывали малые жанры прозы разными путями.

Важно

Чехов «демократизировал» прозу, добившись предельной простоты и доступности ее восприятия. Бунин же «аристократизировал» прозу, стремясь к мерной интонации, к высокой степени эстетизации действительности.

Бунин открыто защищал свою позицию в монологах — раздумьях своего лирического героя, перемежая риторические вопросы с утверждением самоцельности жизни человеческого духа: «…жизнь дана для жизни, и нужно только одно, — непрестанно облагораживать и возвышать это «искусство для искусства…» Этой же цели служили и метафоры бунинских лирических произведений — символы состояний его души» [2].

Пожалуй, не было художника в истории русской литературы дооктябрьской эпохи так страстно увлеченного поисками смысла жизни и человеческого существования. Лирически-взволнованное и предельно пластическое изображения предметного мира и человеческих характеров неизменно соединено в его поэтике с глубокой философичностью и аналитизмом, с обилием медитаций и образно-ассоциативных связей.

Бунин решительно отошел от своего сочувственного взгляда на «утилитарное искусство». Манера его изложения аморфна, зыбки контуры. Присутствует в его произведениях особая бунинская настроенность, окрашивающая изображаемое в минорные «осенние» тона. Настроение светлой печали становится рефреном в картинах природы, авторских отступлениях, размышлениях героев.

Слова во фразе расположены, но по определенному сложному внутреннему рисунку. Бунин выявляет в нескольких строках «код» повествования. Он сознательно сдвигает фабульный центр рассказа, из финала или кульминационного момента переносит его в начало.

Внимание читателей от внешней интриги устраняется, весь интерес сосредоточен на внутреннем, психологическом смысле событий [1].

Источник: https://moluch.ru/archive/176/46040/

Жанровое своеобразие малой прозы Ивана Бунина 1917-1953 гг

УДК 821.161.1.09

Рыжакова Татьяна Игоревна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

tajrin902@mail.ru

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ ИВАНА БУНИНА 1917-1953 ГГ.

В статье предпринята попытка проанализировать жанровые особенности коротких рассказов Ивана Бунина периода эмиграции и выявить в данных произведениях черты, характерные для других литературных и документальных жанров.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа мнимый больной мольера

Ключевые слова: Иван Бунин, эмиграция, жанр, короткая проза.

Вопрос о жанровой специфике литературных произведений важен и актуален. Проблемы определения жанра были рассмотрены в научных трудах таких отечественных учёных, как М.М. Бахтин, В.В. Кожинов, Б.В.

То-машевский, В.В. Дементьев, Н.Л. Лейдерман, Н.Д. Тамарченко и другие. Также большой вклад в освещение теории жанра внесли зарубежные исследователи Р. Уэллек, О. Уоррен, А. Фаулер [8, с. 100- 131].

Совет

Проблема определения жанра актуальна для всей художественной прозы XX века. В этот период происходит духовный кризис культуры в целом и литературы как её неотъемлемой части.

Литературное творчество многих русских писателей было направлено на поиски новых идейно-нравственных ценностей, которые повлекли за собой отход от общепринятых жанровых канонов, расширение и стирание границ между многими жанрами, что в итоге привело к синкретизму в литературе и искусстве XX столетия [6].

Первая половина XX века ознаменована многими историческими событиями, и все они в той или иной степени получили освещение в прозе Бунина.

Сами прозаические произведения очень разнопла-новы по своей проблематике, поэтике и жанровой специфике, что создаёт определённые трудности при их изучении. Кроме того, творчество Бунина условно можно разделить на несколько периодов.

Особое место в этой дифференциации занимает период эмиграции писателя — время осмысления исторических событий и переоценки морально-нравственных ценностей.

Эмигрантский период — это творчество уже зрелого Бунина, сформировавшего своё особое видение реальности, мастерски изображённой в его творчестве. За годы эмиграции Бунин написал множество произведений, среди которых его единственный роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов о любви «Тёмные аллеи», рассказы и повести, стихи.

Эмиграция сильно повлияла на писателя, определив новый виток его творческой направленности. Особый интерес для нас представляет малая проза Бунина, создаваемая с 1917 по 1953 год.

К ней мы относим небольшие по своему объёму рассказы, не объединённые циклом: «Роза Иерихона», «Безумный художник», «Далёкое», «Несрочная весна», «Богиня Разума», «Ка-

Обратите внимание

нун», «Слепой» и другие. Н. Любимов называет такие рассказы миниатюрами [3, с. 518].

Прежде чем рассматривать жанровую специфику коротких рассказов Бунина, целесообразно ввести понятие жанра как литературоведческой проблемы в целом.

Литературные жанры — это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определённым комплексом устойчивых свойств.

Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации из-за их количества, специфики культуры и объёма [9, с. 220-221].

К жанру миниатюры Бунин обращается ещё в 1900-1910-х гг. Это пейзажные, бытовые, психологические этюды и путевые очерки: «Сосны», «Новая дорога», «Золотое дно» и др. Конечно, по большей части это пока ещё только эскизы. Но Бунин создавал миниатюры и после таких крупных произведений, как «Деревня», «Суходол», «Митина любовь».

Особенно серьёзно он работает над миниатюрами после окончания первой части «Жизни Арсеньева». Некоторые «краткие рассказы», как называл их сам автор, не занимают и целой страницы.

Развязкой им служат чьи-нибудь слова, контрастирующие с содержанием миниатюры, и в силу этого запоминающиеся благодаря своей народно-образной меткости («Ведь какая была женщина! По дородству, по статности прямо игуменьей быть. А теперь — никуда: одни стропила остались». — «Стропила») [1, т. 3, с.

261], или диалог, в котором выявляется анекдотичность ситуации («Староста! Что это ты делаешь? — Окно слуховое забиваю. — Зачем? — От комети». — «Комета») [1, т. 3, с. 260], или авторские сентенции («Чужая душа — потёмки». — «Нет, своя собственная гораздо темней». — «Дедушка») [1, т. 3, с. 262].

Важно

Во многих миниатюрах развязка вынесена за их пределы. Бунин обращается к «кратким рассказам» и после окончания «Жизни Арсеньева»: в «Тёмных аллеях» развёрнутые новеллы сочетаются с миниатюрами, где сюжетная линия едва обозначена и где развязки нет, хотя она легко угадывается («Сто рупий», «Смарагд»).

Но эти «краткие рассказы» уже нельзя назвать эскизами. Это образцы законченного искусства, которые полностью соответствуют художественному методу писателя [3, с. 518]. Ведь в прозе Бунина сюжетная линия не делает крутых поворотов. Хитросплетённой интриги нет ни в «Деревне», ни в «Суходоле», ни в «Митиной

© Рыжакова Т.И., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

145

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

любви», ни в «Жизни Арсеньева». В повестях, как и в новеллах, на первом месте — психологический анализ, пейзаж, быт, диалог, описание и созерцание.

Ради колоритного разговора, ради яркой бытовой сценки, ради описания природы, храмов, домов, городов и деревень Бунин жертвует быстротой в развитии действия [3, с. 519].

Он не анализирует настроение героев, никак его не определяет — читатель сам чувствует его в описании.

Малую прозу Бунина можно формально отнести к жанру рассказа, но данные произведение содержат и элементы таких литературных жанров, как стихотворение в прозе и сказ, а также черты документальных жанров — дневника, письма. Поэтому определение жанра прозаических произведений Бунина является литературоведческой проблемой.

Одним из специфических жанров эмигрантский прозы Бунина является рассказ-дневник. Дневниковые записи всегда имели большое значение в жизни и творчестве Ивана Бунина. Дневник -совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты.

Такие записи организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование личности [7]. Бунин вёл дневник всю свою жизнь, начиная с юности и до последнего дня жизни. По сути, это отдельное произведение, имеющее не меньшую ценность, чем всё литературное творчество писателя.

Совет

В эмиграции дневник становится для Бунина важной частью творческого процесса. Происходит некий синтез дневниковой формы и формы новеллы. Писатель, по сути, не делает стилевых различий между дневником и художественным произведением.

Дневниковые записи наполнены лиризмом и художественными образами, а в прозаических произведениях всё громче начинает звучать голос автора, хотя в доэмигрантской прозе Бунин чаще всего определял себе роль созерцателя: «Так утешаюсь и я, воскрешая в себе те светоносные древние страны, где некогда ступала и моя нога, те благословенные дни, когда на полудне стояло солнце моей жизни, когда, в цвете сил и надежд, рука об руку с той, кому бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я своё первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю господа нашего Иисуса Христа» («Роза Иерихона», 1921) [1, т. 3, с. 5]. Этот маленький рассказ содержит в себе глубокие философские размышления о вечной жизни, о душе, при этом в качестве примера Бунин приводит личный опыт, вспоминает собственное путешествие. Те же вечные темы писатель поднимает и в своих личных записях: «Начинается пора прелестных облаков. Вечера с теплым ветром, который еще веет как бы несколько погребной сыростью недавно вышедшей из-под снега земли, прелого жнивья.

На востоке, за Островом, смутные, сливающиеся с несколько сумрачным небом облачные розоватые горы. Темнеет — в Острове кукушка, за Островом зарницы.

И опять, опять такая несказанно-сладкая грусть от этого вечного обмана еще одной весны, надежд и любви ко всему миру (и к себе самому), что хочется со слезами благодарности поцеловать землю.

Господи, Господи, за что Ты так мучишь нас!» [2, с. 174].

Значительное место в наследии Ивана Бунина периода эмиграции занимает также эпистолярное наследие писателя. Бунин вёл обширную переписку со многими представителями русской эмиграции. Сохранилось большое количество его писем к разным адресатам. Письмом является зафиксированный в компактной форме на бумаге или других материалах текст, сообщение.

Также письмо является важной частью общения между двумя и более адресатами [7]. Письмо для Бунина — это возможность диалога, бытового или литературного, возможность поделиться своими мыслями и получить на них отклик, возможность не созерцать, а высказаться.

Именно поэтому для некоторых своих рассказов он выбирает эпистолярный жанр, жанр рассказа-письма: «Вчера под ужасным дождём, — у нас вечный дождь, — ездила по делам в город, случайно купила Вашу книгу и читала её не отрываясь на возвратном пути на виллу, где мы живём круглый год из-за моего слабого здоровья.

От дождя, от туч было почти темно, цветы и зелень в садах были необыкновенно ярки, пустой трамвай шёл быстро, кидая фиолетовые вспышки, а я читала, читала и, неизвестно почему, чувствовала себя почти мучительно счастливой» («Неизвестный друг», 1923) [1, т. 3, с. 39]. Те же стиль и поэтика проявляются и в бунинских письмах: «…С величайшим удовольствием уехал в Ялту.

Обратите внимание

Здесь очень тихо, погода нежная, и я чудесно отдохнул за эти дни в Вашем доме. Не нарадуюсь на синий залив в конце вашей долины. Утром моя комната полна солнца. А у Вас в кабинете, куда я иногда заходил погулять по ковру, — еще лучше: весело, просторно, окно велико и красиво, и на стене и на полу — зеленые, синие и красные отсветы, очень сильные при солнце.

Я люблю цветные окна, только в сумерки они кажутся грустными, и в сумерки кабинет пуст и одинок.» [5]. Форма письма позволяет писателю напрямую вступить в диалог с читателем, высказать свои мысли открыто, не пряча их в подтекст. Читатель не разгадывает мотивы и поступки литературного героя, он слышит голос самого автора и может ему ответить.

Также в прозе И. Бунина 1917-1953 годов выделяются черты, характерные для жанра сказа. Сказ — вид литературно-художественной прозы, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

народных жанров или живой простонародной речи вообще. Это художественная имитация монологической речи. Учёные (Эйхенбаум, Виноградов) различают сказ, прикреплённый к образу рассказчика, и сказ, идущий от авторского «я» [7].

В прозе Бунина используется второй вариант: «Давным-давно, тысячу лет тому назад, жил да был вместе со мною на Арбате, в гостинице «Северный Полюс», некий неслышный, незаметный, скромнейший в мире Иван Иваныч, человек уже старенький и довольно потрёпанный. Из году в год жила, делала своё огромное дело Москва.

Что-то делал, зачем-то жил на свете и он. Чем он у себя занимался, как коротал свой досуг? А бог его знает» («Далёкое», 1922) [1, т. 3, с. 31]. Конечно, писатель значительно переработал данную форму повествования, но основные черты сказа сохранились.

Такое построение художественного текста позволяет Ивану Алексеевичу глубже раскрыть характер героя, показать его связь с народной культурой, традициями, всем тем, что было безвозвратно, по мнению Бунина, потеряно после революции.

Также жанр сказа демонстрирует и отношение самого автора к народному быту и культуре. Оно не выражено прямо, а передаётся именно через форму повествования, приближая к народным ценностям и самого писателя, и читателя.

Важно

Ещё один важный жанр, связь с которым наблюдается в эмигрантском творчестве Бунина -стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме, обладающее такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму повышено [7]. Признанным мастером данного жанра является И.С. Тургенев, который оказал значительное влияние на становление художественного метода Ивана Бунина. Бунин обращается к данному жанру в 1930 г., когда создаёт сразу несколько лирических миниатюр в прозаической форме: «Убийца», «Слёзы», «Капитал», «Комета», «Людоедка» и другие. «А потом вагон, второй класс. И какой-то сидящий против меня господин лет за сорок, широкий и стриженный бобриком, в золотых очках на плоском носу с наглыми ноздрями, всё встаёт и, не глядя на меня, — от пренебрежения ко мне, -всё поправляет на сетке свои хорошие, в крепких чехлах чемоданы и чемоданчики. Аккуратный и уверенный в себе господин, спокойный за своё благополучие и строгое достоинство. Шла, однако, уже осень шестнадцатого года» («Канун») [1, т. 3, с. 262]. Каждая миниатюра проникнута лирическим пафосом, тоской по безвозвратно ушедшему

времени, сожалением о невозможности его вернуть. Эти чувства передаются через метафоричность образов, эмоциональность языка произведений и ритмическое построение речи. Но помимо ярко выраженных субъективных впечатлений в небольшом объёме новелл содержится глубокий философский смысл, авторский вывод, его позиция, которая заставляет задуматься каждого читателя.

Таким образом, эмигрантское творчество Бунина представляет собой единый творческий процесс, синтез литературного и документального наследия писателя.

Все произведения проникнуты чувством тоски по безвозвратно потерянной родине, и именно эта авторская мысль определяет жанровое своеобразие «коротких рассказов» Ивана Бунина 1917-1953 гг., указывает форму литературных произведений.

В рассказах периода эмиграции исчезает повествование от третьего лица, исчезает взгляд со стороны. В малой прозе писатель использует форму первого лица, тем самым показывая сопричастность тем событиям и идеям, которые он рассматривает в своём творчестве.

В эмигрантской прозе Бунина наблюдается всё более усиливающееся стремление писателя определить наиболее оптимальный жанр для воплощения философских и общечеловеческих раздумий Бунина об исторических судьбах России в XX веке.

Библиографический список

1. Бунин И.А. Собр. соч. в 4 т. — М.: Издательство «Правда», 1988.

2. Бунин ИА. Собр. соч. в 9 т. — Т. 8. — М.: Издательство «Художественная литература», 1967. — 620 с.

3. Любимов Н. Образная память (Искусство Бунина) // Бунин И.А. Собр. соч.: в 4 т. — Т. 4. — М.: Издательство «Правда», 1988.

Совет

4. Морозов Н.Г. Актуализация старых литературных форм: феномен реализма конца XIX — начала XX вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. — 2006. — № 3. — С. 92-98.

5. Переписка А.П. Чехова и И.А. Бунина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://az.lib. ru/b/bunin_i_a/text_1780-1.shtml (дата обращения: 09.09.2013).

6. Пономарёва Е.В. Жанровый синкретизм малой прозы 1920-х годов // Вестник Южно-Уральского Государственного университета. — 2005. -№ 7. — С. 188-196.

7. Словарь литературоведческих терминов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456 (дата обращения: 9.09. 2013).

8. Теория литературы в 4 т. — Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). — М.: ИМЛИ РАН, 2003. — 592 с.

9. Хализев В.Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1999. — 257 с.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

147

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-maloy-prozy-ivana-bunina-1917-1953-gg

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector