Сочинение-рассуждение по произведению «Возвращение»
/ Сочинения / Платонов А.П. / Возвращение / Сочинение-рассуждение по произведению «Возвращение».
Скачать сочинение |
Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов) |
В 1946 году Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращение». Новое название более соответствует философской проблематике, подчеркивает основную тему рассказа — возвращение с войны. Но возвращение с войны это всего лишь одна из тем, которую хотел донести до нас автор.
Возвращение к детям, возвращение к человечности и состраданию-вот главная мысль рассказа. В этом произведении речь идет не о конкретной семье, а обо всей России, которая пережила трудный период в своей жизни. После страха и разрухи страна пыталась обрести былую гармонию. Главный герой Алексей Иванов возвращается домой после войны.
В это время его поглощает одиночество. Это подчеркивается грустным ожиданием поезда. Те же чувства испытывает и Маша. Во время войны она служила помощником повара. Как замечает Платонов: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека». Маша и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии.
Маше трудно вернуться домой, к своей семье, которая стала для нее чужой, от которой она отвыкла. То же самое происходит и с Алексеем. Он не чувствует радости от возвращения. Любовь Васильевна при встрече с мужем тоже застеснялась. Она слишком отвыкла от него. За то время пока не было мужа, она с детьми прожила трудное время. Она была вынуждена работать на кирпичном заводе.
Её лицо несло на себе печать утомления. Она виделась с детьми очень редко. Её образ — яркий пример самоотверженности, которую Любовь Васильевна проявляла в нелегкое время. Ради семьи она устроилась на непосильную для неё работу. Она сказала: «Я стала на лицо совсем худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни».
Привлекают внимание и образы Петруши и Насти. Особое внимание Платонов обращает на образ Петруши. Во многом преувеличенный, он дает нам ясное представление того, как война может отразиться на детях. Война заставила его повзрослеть. Когда Иванов встречается со своим сыном на станции, он его не узнает.
«Отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста». «Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка». При встрече на станции Петруша холодно поприветствовал своего отца, сказав: «Ты отец, что ль?».
Это говорит о том, что за время пребывания на войне отец и сын слишком отдалились друг от друга, маленькая Настя была ещё совсем маленькой и помнила отца. Отец очень удивлялся, глядя на Петрушу. Вместо детских игр и обучения грамоте мальчик взял на себя ответственность хозяина дома. Он заботится о матери, учит свою сестренку писать и считать и даже дает распоряжения по дому.
Однажды отец не выдержал и сказал: «Рассуждает, как дед». По таким мелочам можно понять насколько разрушительной оказалась война для человеческих отношений. Чтобы подчеркнуть мысль о том, что судьба Ивановых похожа на судьбы многих семей в те времена, Платонов дал своим героям самую распространенную фамилию в России.
Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к себе. За годы войны поменялась не только семья, но и главный герой. За то время, которое он провел без семьи, он зачерствел морально, он не понимает чувства своей жены, которая, как и он испытывала одиночество.
Она пыталась бежать от этого одиночества и позволила инструктору райкома профсоюза быть близким к ней, но потом очень сожалела об этом. Когда жена призналась в этом Алексею, то это повлекло за собой ссору. Любовь Васильевна искренне раскаялась в своем поступке, упрашивала мужа остаться. «Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей…
Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!». Также Иванову не нравится и то, что к ним приходит Семен Евсеич. Алексей достаточно жесток по отношению к своей жене, не желая простить ей её неверность (хотя и сам не до конца честен с ней). Он собирается оставить семью и уехать к Маше. Алексей поступает эгоистично. Рассказ завершается сценой в вагоне.
Когда Алексей отъезжал на поезде, он увидел Петрушу и Настю. Они, выбиваясь изо всех сил, бежали за поездом. Вид детей растопил сердце отца. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». «На примере образа Иванова автор демонстрирует не только разрушительное воздействие войны, но и утверждает непреходящие человеческие ценности. Именно семья и подлинные человеческие чувства позволяют главному герою сделать в итоге правильный выбор».
Платонов в своём рассказе обрисовывает тяжелые послевоенные годы. Но даже в это время всегда есть место непреходящим ценностям. Главное, открыть свое сердце и тогда оно станет самым хорошим советчиком. Русский учёный П. Флоренский сказал: «Уразуметь «сердцем», значит понять».
Добавил: 81801002
11679 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Смотрите также по произведению «Возвращение»:
- Краткое содержание
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00246751463402429395
Возвращение героя Платонова
“Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом”.
Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа “Возвращение”, написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить “от силы растущего сердца”. Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.
Чем меня привлекло именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе. По словам В. Астафьева, “переболеть” этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, роман Г. Владимова.
Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне “мирному” материалу – возвращению домой после войны.
Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие “раны” нанесены семье и душе человека войной. Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался “Семья Иванова”.
Сюжет рассказа – возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько “возвращение к себе”, утраченному четыре года назад.
В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: “наступала уже холодная осенняя ночь”, “в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час”… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В “Возвращении” довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: “Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона”, “чувствовал себя осиротевшим без армии”, “хотел погулять еще немного на воле”… Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне.
Доказательством этому служит встреча Иванова с “Машей – дочерью пространщика”, волосы которой “пахнут, как осенние павшие листья в лесу”.
Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что “выезжает домой без промедления”, а он “выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток”.
В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что “этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось”.
Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей. У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем. Она одинока. С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время “безответственного”, “вольного”, “бездумного” своего существования.
Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей.
В противовес своему мужу, желавшему “погулять еще немного на воле”, жена Иванова “три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада”, “отпрашивалась с работы”, “не спала от радости”… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному.
Для нее оно наполнено тревогой, для него – развлечениями. В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется “отпечаток” войны: “башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды”.
Но самый главный укор войне – образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки.
Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в “мужичка”: “отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста”, “лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам”, “Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка”. Он был лишен детства. Иванов чувствует, что не может его полюбить. Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина. Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него.
И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его “мужской” характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его). Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре.
Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: “Как вы тут без меня жили?”, – содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога “Семену-Евсею”. Этому их научила жизнь.
Они, в отличие от Иванова, наделены “житейской мудростью”. Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе. Долгое отсутствие дома обособило его от семьи. Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили “нормальной” жизнью.
Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа: – Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…
Эти слова мужа Любови Васильевны выдают его уверенность в собственной непогрешимости.
В этом эпизоде “по касательной” в рассказ входит еще одна “душа” – “Семен-Евсей”, человек, который помогал семье Иванова абсолютно безвозмездно.
А неблагодарный отец семейства начинает допытываться у своей жены, “была ли она с ним женщиной”. Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: “У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…”.
Что же происходит в рассказе? Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи.
Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности.
Петрушка и его отец находятся в состоянии “нравственного спора”, потому что, как оказывается, дело сына – сохранить семью, а отца – лишь оценить, как его ждали дома.
Заканчивается рассказ значимым эпизодом – отец решает из гордости порвать с семьей. Эта сцена выстроена писателем мастерски.
На смену острым диалогам Иванова с близкими в середине произведения приходит авторский монолог (как и в начале рассказа), но называет своего героя автор не как в начале повествования – “Ивановым”, а “их отцом”.
Думается, автор дает этим понять, что все-таки отцовские чувства, вина перед семьей затронули героя больше, чем сам он ощущал.
Источник: http://schoolessay.ru/vozvrashhenie-geroya-platonova/
Сочинение с планом по произведению Платонова «Возвращение» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Уразуметь «сердцем», значит понять
П. Флоренский
В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением».
Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему — возвращение после войны.
Причем речь идет не о конкретной семье или человеке, а обо всей России, обо всем мире, который силится после нескольких лет разрухи, страха и убийств обрести былую гармонию.
Рассказ начинается сообщением — гвардии капитан Алексей Иванов убывал из армии по демобилизации. Читатель сразу окунается в атмосферу одиночества, которая окружает главного героя. Это подчеркивается грустным ожиданием главным героем поезда.
Подобные чувства испытывает и находящаяся рядом Маша, которая во время войны служила помощником повара. Как замечает Платонов, ее сердце было вмещало любовь ко всем и ни к кому в отдельности.
На ум в связи с этим сразу приходят слова Чехова: «Все человечество любить намного проще, чем одного человека».
И Маша, и Алексей чувствуют себя осиротевшими без армии. «Дочери пространщика» тяжело ехать к своей семье, от которой она отвыкла, в город, ставшим для нее чужбиной. То же самое касается Алексея, который после поездки в Машин город все равно не чувствует всем сердцем радости от возвращения.
Любовь Васильевна, при встрече застеснялась: уж слишком отвыкла она от мужа. Она сохранила прежнее милое лицо, которое теперь несло на себе печать утомления: женщина была вынуждена работать на кирпичном заводе.
«Я стала на лицо худая», — с горечью говорит она, — «страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет».
Еще более разительными выглядят перемены, произошедшие с детьми главного героя, — Петрушей и Настей. Младшая дочь была совсем маленькой, когда Алексей должен был уйти на фронт, и теперь ей трудно привыкнуть к отцу. Образ же Петруши — пример того, как война может заставить ребенка повзрослеть.
Когда Иванов впервые встречает старшего сына, на ум приходит сравнение с исправным мужичком. Вместо теплого приветствия от сына Алексей получает отстраненно-холодное: «Ты отец, что ль?». Перед морально повзрослевшим (и даже постаревшим) сыном Алексей чувствует робость.
Вместо детских игра и обучение грамоте, вполне естественных для мальчика, — забота о пальто для матери и бесконечные нотации родным. Словно боясь, что последние остатки тепла семейных отношений, и так подорванных войной, окончательно рассеются, Петруша следит, чтобы на ночь закрывалась вьюшка в печной трубе.
«Рассуждает, как дед», — невольно обронил Алексей, разговаривая с женой.
По таким мелочам можно понять, насколько разрушительной оказалась война для человеческих отношений. Желая подчеркнуть мысль, что судьбу Ивановых можно перенести на любую советскую семью тех лет, Платонов дает своим героям самую распространенную фамилию в России.
Однако рассказ повествует не только о возвращении домой, но и о возвращении к самому себе, чистому и праведному. Как оказалось, за годы войны поменялась не только семья Алексея, но и сам главный герой.
Зачерствев морально за время войны, он не может понять чувства своей жены, которая, по сути, испытывала все эти годы то же, что и сам Алексей Иванов, – ужасное одиночество. В попытке бегства от него она изменяет мужу с инструктором райкома профсоюза. Признание влечет за собой ссору.
Не нравится Иванову и то, что в его отсутствие ходил к нему домой некий Семен Евсеич, у которого погибла вся семья. Забыв о собственных прегрешениях, Алексей обвиняет жену в неверности и собирается эгоистично оставить свою семью.
Завершается рассказ сценой в вагоне, в котором отъезжает главный герой. Казалось бы, его стена самолюбия и эгоизма останется нерушимой, но все меняют дети, бросившиеся вслед за поездом.
Это приводит героя к озарению: как будто сердце, которое напрасно билось всю жизнь, вырвалось на свободу и заполнило теплом всю его сущность. Так поэтически охарактеризует состояние Алексея Платонов.
Главный герой сходит с поезда – возвращение состоялось.
«Вернулись» и некоторые другие персонажи – например, Петруша.
Став свидетелям ссоры родителей, он некоторое время не изменяет «хозяйственному» поведению («Он стекло раздавил», – догадался Петруша, – «а стекол нигде нет»).
Но несправедливые упреки отца в сторону матери вызвали у настоящие чувства: не страх за поврежденное имущество, а горечь и негодование, которые вылились «нечаянно» в слезы.
Рассказ Платонова обрисовывает тяжелые для России послевоенные годы. Но даже в этом мире, замученном человеческой жестокостью, всегда есть место живым чувствам и вечным ценностям – это автор убедительно доказывает. Главное, открыть свое сердце – в такие моменты оно окажется лучшим советчиком.
Персонажи рассказа
Персонажи, запечатленные в рассказах Платонова, нельзя назвать легкими для понимания. Путь героев часто противоречив, они пребывают в неустанном самосовершенствовании и поисках собственного «я». Это можно применить и к Алексею Иванову, главному герою рассказа «Возвращения».
Он действительно возвращается домой после фронта – ситуация типична для советской литературы тех времен. Но в отличие от ее многочисленных героев, Алексея Иванова нельзя назвать идеалом моральных качеств. Он достаточно жесток по отношению к жене, не желая простить ей измену (хотя сам до конца не был честен с ней).
Почему автор изображает персонажа именно таким?
«Я всю войну провоевал, я видел смерть…» – очень мрачно и без пафоса говорит о себе герой. Лишения и постоянный страх перед смертью превращают героя в эгоиста. Возможно ли вернуться в состояние былой гармонии? Ответ Платонова: да.
Спасителями главного героя оказались его же дети. Когда он отъезжал на поезде, вид Петруши и Насти, бегущих вслед за ним, растопил сердце главного героя.
Автор пишет, что Алексей словно почувствовал другую жизнь, коснувшись ее прямо сердцем.
В «Возвращении» Платонов обрисовывает эволюцию главного героя.. На примере образа Иванова автор демонстрирует не только разрушительное воздействие войны, но и утверждает непреходящие человеческие ценности. Именно семья и подлинные человеческие чувства позволяют главному герою сделать в итоге правильный выбор.
Если Алексей переводится как «защитник», то значение имени его жены, Любови, расшифровывать не нужно. Ее образ — яркий пример самоотверженности, которую могла продемонстрировать женщина в нелегкое время.
Ради семьи и Родины, которую нужно было защищать от неприятелей-фашистов, Любовь Васильевна устроилась на непосильную работу на кирпичном заводе.
Ее самоотверженность и бескорыстие во многом являются противоположностью эгоизму ее мужа.
Привлекает внимание и образ старшего сына Петруши. Во многом гиперболизированный, он дает ясное представление, как война могла отразиться на детской психике. Петруша рано повзрослел и стал даже походить на старика.
К таким проявления хозяйственности сына Иванова, как забота о пальто для матери (ради этого он хочет поступить кочегаром), можно относиться по-разному: восхититься самоотверженности мальчика либо пожалеть его за то, что судьба заставлять его пережить подобный опыт.
В «Возвращении» есть несколько второстепенных персонажей — Маша, Семен Евсеич. Они дополняют историю семьи Ивановых, делая ее типичной.
Несмотря на то, что судьбы у этих героев непохожие, их объединяет одно — чувство полного одиночества и стремление его унять посредством общения с другим человеком.
«Вся любовь происходит из нужды и тоски”, —прозорливо замечает Алексей, — “если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека”. Силу непобедимости любви и демонстрируют на своем примере герои Платонова.
Мини-сочинение: Детство и дети
Русская литература знает немало примеров в творчестве писателей 19 и 20 веков изображения детей и детства. Короленко, Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн и др.
— все эти писатели в разные периоды творчества обращались к данной теме. Зачастую именно ребенок, с его особенным из-за возраста восприятием, позволяет дать точную оценку изображаемому миру.
Да, эта оценка может казаться взрослому наивной, но от этого менее правильной она не становится.
Дети как действующие лица появляются в рассказе Платонова «Возвращение». Автор не сосредоточивается на внутреннем состоянии Петруши и Насти, детей главного героя. Но понять, что чувствуют они, пережившие войну, можно и без этого благодаря многочисленным деталям.
Так, старшего сына Петрушу война лишила детства. За время отсутствия своего отца он должен был взять на себя роль хозяина, и это объясняет его преждевременное повзросление. У главного героя сын ассоциируется с исправным мужичком и даже стариком.
Вместо обучения грамоте и веселых игр со сверстниками — неестественная для мальчика серьезность, которая вытесняет подлинные чувства. Яркий тому пример — сцена, когда Алексей, ссорясь с женой, случайно раздавливает стекло.
Однако вместо горечи из-за ссоры родителей Петруша опасается: а ведь стекол уже нет.
Алексей Иванов со стыдом обнаруживает, что не испытывает должных чувств к сыну, который на самом деле больше всего заслужил жалости. Куда ближе ему оказывается маленькая Настя, но и она, будучи совсем еще маленькой, когда отец ушел на фронт, совсем его не помнит. И ей, и старшему брату, и самому Алексею Иванову еще предстоит возвращение — к самому себе, к утраченной из-за войны гармонии.
Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-proizvedeniyu-platonova-vozvrashhenie/
Рассказ Андрея Платонова «Возвращение». Видеоурок. Литература 8 Класс
Сегодня на уроке в центре нашего внимания рассказ Андрея Платонова «Возвращение». Настоящее имя писателя – Андрей Платонович Климентов. (Рис. 1.)
Рис. 1. А. Платонов (Источник)
Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет.
Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение.
А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.
Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.
Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.
Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:
«Ты живой, ты живой, ты единственный, И стена – только дым на глазах, Ты слепой, но в тебе свет таинственный,
Ты у мира один на часах».
В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него – богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».
Социалистический реализм (Соцреализм) – официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.
Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)
Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин (Источник)
Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой – и только с её высоты – ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».
В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати. В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям. Что же послужило тому причиной?
В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости.
Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень – время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны.
И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны.
Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова – солдата, возвращающегося с войны.
Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой.
Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда.
Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.
В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими – однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии.
Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша – часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое.
Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.
«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку – стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь… Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности.
Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.
Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».
Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.
Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими.
Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего – тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод.
Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.
«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом.
Жена была прежняя – с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно.
Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, – вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)
Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа (Источник)
Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее.
Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим.
Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.
«…он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей.
Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно.
Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».
Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.
«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста.
Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок.
Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех – где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».
Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры…»
Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача – помочь им начать жить мирной жизнью.
«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, – тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».
Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.
«– А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает. – А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? – жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.
– Алеша! – кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу. – Я знаю, я все знаю! – говорил Петрушка. – Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь! – Да ты еще не понимаешь ничего! – рассерчал отец.
– Вот вырос у нас отросток.
– Я все дочиста понимаю, – отвечал Петрушка с печки. – Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…»
После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.
«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз.
Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню.
Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».
Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога – символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей.
Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают.
В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.
Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети – учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.
А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться. Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки – он отогревается душой. Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.
В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О'Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.
Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов – один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.
Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.
Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.
Список литературы
- Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. –2009.
- Вахитова Т.М. Платонов и Леонов. 1930 год. Предметный мир // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. – СПб., 2004. Кн. З. – С. 214–226.
- Давыдова Т.Т. Возвращение Андрея Платонова // Новый мир, 2006. № 6.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Dissercat.com (Источник).
- Xz.gif.ru (Источник).
- Lit-helper.com (Источник).
Домашнее задание
- Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
- Ответьте на вопросы:
1. Кто герои рассказа?
2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?
3. Как встретился Иванов с женой – Любовью Васильевной?
4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?
5. Как расстались Маша и Иванов? Почему автор говорит только о чувствах Маши («заплакала, потому что никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба»)?
- Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/literatura-hh-veka/rasskaz-andreya-platonova-vozvraschenie
Рассказ Андрея Платонова «Возвращение»
Сегодня в центре нашего внимания рассказ Андрея Платонова «Возвращение». Настоящее имя писателя – Андрей Платонович Климентов. (Рис. 1.)
Рис. 1. А. Платонов
Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет. Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер.
В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение.
А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.
Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.
Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.
Платонов-поэт
Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:
«Ты живой, ты живой, ты единственный,И стена – только дым на глазах,Ты слепой, но в тебе свет таинственный,
Ты у мира один на часах».
В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него – богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».
Соцреализм
Социалистический реализм (Соцреализм) – официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.
Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)
Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин
Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой – и только с её высоты – ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».
Анализ рассказа “Возвращение”
В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати.
В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям.
Что же послужило тому причиной?
В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости.
Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень – время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны.
И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны.
Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова – солдата, возвращающегося с войны.
Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой.
Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда.
Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.
В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими – однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии.
Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша – часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое.
Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.
«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку – стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь… Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности.
Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.
Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».
Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.
Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими.
Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего – тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод.
Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.
«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом.
Жена была прежняя – с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно.
Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, – вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)
Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа
Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее.
Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим.
Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.
«…он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей.
Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно.
Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».
Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.
«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста.
Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок. Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех – где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».
Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая:стали тихими наши дворы,наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры…»
Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача – помочь им начать жить мирной жизнью.
«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, – тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».
Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.
«– А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает.– А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? – жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.
– Алеша! – кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу.– Я знаю, я все знаю! – говорил Петрушка. – Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь!– Да ты еще не понимаешь ничего! – рассерчал отец.
– Вот вырос у нас отросток.
– Я все дочиста понимаю, – отвечал Петрушка с печки. – Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…»
После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.
«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз.
Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню.
Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».
Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога – символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей.
Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают.
В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.
Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети – учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.
А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться.
Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки – он отогревается душой.
Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.
Платонов в оценке зарубежной критики
В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О'Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.
Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов – один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.
Вывод
Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.
Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.
Вопросы к конспектам
Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
1. Кто герои рассказа?
2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?
3. Как встретился Иванов с женой – Любовью Васильевной?
4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?
5. Как расстались Маша и Иванов? Почему автор говорит только о чувствах Маши («заплакала, потому что никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба»)?
Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 13:37Пропустить НавигацияПропустить РекламаПропустить Редактор ошибок
Вы заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите CTRL + Enter
Пропустить Меню блога
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3436