Пейзаж в рассказе бежин луг тургенева 6 класс сочинение

Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.

Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства, определяют внутреннее напряжение.

«Бежин луг», собственно, и начинается с пейзажных зарисовок. Автор описывает прекрасный июльский день, когда «все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется «трогательная кротость» природы, воздух сух и чист.

Предстают перед глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о которых упоминает автор.

Обратите внимание

День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало смеркаться. Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко.

Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, «ночь приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота».

И вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением.

Он стал любоваться небом, рекой, потрескивающим племенем костра, наслаждаться особенным, томительным и свежим «запахом русской летней ночи».

С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что‑то происходило.

После рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе.

История, рассказанная Ильюшей о том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость.

Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо.

«Странный, резкий, болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться» или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение. «Божьи звездочки», внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба.

Важно

Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.

Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.

Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно.

Источник: http://resoch.ru/pejzazh-v-rasskaze-turgeneva-bezhin-lug/

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг

Тема урока: 

             «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока:  дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы,  увидеть богатство выразительных средств языка.

Задачи:

  •  установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  •  определить роль пейзажа в рассказе;
  •  продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения;  развивать воображение;
  • воспитывать трепетное отношение к природе.

Тип  урока: урок изучения нового материала (анализ художественного  текста).

Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

Выходя поутру из ворот,Понимаешь, у каждого в жизниПредостаточно бед и забот…Разве любы нам хмурые лицаИли чья-то сердитая речь?Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки добра загорелись в каждом из нас.

2. Введение в тему, постановка целей урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведением И. С. Тургенева « Бежин луг». Скажите, пожалуйста, с каким местом  в среднерусской полосе связано имя И. С. Тургенева? ( Спасское-Лутовиново).

Учитель: Спасское – одно из самых привлекательных мест во всей средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами.

Окрестности живописны и величавы…. Особенно красива сама усадьба.

Память о родовом имении, тайной красоте Спасского запечатлелась в поэтических произведениях Ивана Сергеевича (учитель читает на фоне слайдов природы):

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

— Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? ( Мы увидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает природу.)

—  Предположите, какова будет  тема нашего урока.  ( Природа в рассказе « Бежин луг»)

— А как называется картина природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

— Тема нашего урока: «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».

— А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:  

          « Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то  и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

— Как вы понимаете слова писателя?

— Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

( Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в рассказе, научиться выразительно читать  и анализировать текст).

3. Изучение нового материала.

(Работа с текстом)

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, — описанием «прекрасного июльского дня»).

— Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день»)

— Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

— Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

— Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа.

— В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел.

Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился.

Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

( Чтение уч-ся отрывка).

      —  Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

      ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

      — Какие звуки мы слышим?

      — Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

      — Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

      ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» — недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя.

Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

— Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Совет!

Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого.

Учитель: В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».  Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

Составление таблицы:

                 Светлая часть дня.                     Вечер и ночь.
                 Яркий свет, ясность             Угрюмый мрак, темнота    
                 Покой и кротость души  Тревога, страх, замирание перед бездной

— Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.

— Возникает вопрос: «Кто же победит в рассказе? Ночной мрак или свет утра?». Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе? Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони.

Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны.

Они другие.

— Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)

— Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям».

Читайте также:  Образ петербурга в романе евгений онегин пушкина сочинение

Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

—  Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

— Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Ребята, у вас было домашнее задание — подготовить художественный пересказ былички от лица одного из героев рассказа. Попробуйте передать голосом то настроение таинственности, которое присутствует в рассказе.

(Дети рассказывают.)

Физкультминутка.

Работа по картине  В. Е. Маковского « В ночном»

— Полностью ли картина отражает текст рассказа?

— Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигурки детей, изображённые В.Е. Маковским?» (В мальчике, лежащем на первом плане, учащиеся узнают Федю. Мальчик, стоящий в правом углу картины, — это Павлуша. Увлечённо что-то рассказывает Илюша, а рядом с ним находится Костя.)

— Совпадает ли время суток, изображенное на картине, со временем в рассказе?

(Пейзаж И.С. Тургенева описывает более раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует заключительный пейзаж, показанный в рассказе: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света».

Для сопоставления пейзажа на картине и в тексте учитель читает фрагмент рассказа – описание рассвета.

Вопросы к тексту:

  1. В чём различие изображения природы на картине и в тексте рассказа?
  2. Какое изображение природы полнее: словесное или изобразительное? (На картине художник показал один момент пейзажа, а писатель в рассказе представил картину восхода солнца в движении.)

— Посмотрите на составленный вами план. Что вы можете сказать о композиции рассказа? Как чередуются в рассказе описания природы? Как вы ответите на вопрос: «Победил ли свет утра в рассказе?»

— По словам В. Г. Белинского, Тургенев  «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических видах, но берет ёё, как она ему представляется». Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от дня к ночи, от ночи к утру.

— Определите, какими художественными приёмами пользуются автор при описании картин природы.

Задание по рядам:

1 ряд: Найти тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра.

2 ряд: Найти тропы в описании леса, растений.

3 ряд: Найти тропы в описании животных.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог урока и для этого проведем маленький эксперимент. Представьте себе, что Тургенев убрал из рассказа все картины природы. Что получится? Что теряется при этом? Нужны ли описания природы?

  (Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа).

  • Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

— Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало  не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

Учитель: А сейчас проверьте себя, правильно ли вы установили связь между человеком и окружающей его природой в рассказе Тургенева? Для этого выполните следующее задание:

Задание: Выберите соответствующий  комментарий к картинам природы:

1.Описание июльского дня.

Природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба.

2.Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.

Природа пугает охотника, враждебна ему.

3.Торжественно и царственно стояла ночь.

Человек чувствует себя частью природы. Описание природы создает атмосферу таинственности, показывает, что неизбежно должно произойти нечто фантастическое.

— Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».

— Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

 «…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой  логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».

— А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома.)

— Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием, которое мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете сделать?

— Выразите свое отношение к уроку:

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/03/peyzazh-i-ego-rol-v-rasskaze-i-s-turgeneva-bezhin-lug

Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева » Бежин луг»

МОУ СОШ № 3 р.п. Земетчино Пензенской области

Урок по литературе

«Роль пейзажа в рассказе

И.С. Тургенева «Бежин луг»

6 класс

Провела учитель русского языка и литературы Никишкова Ольга Васильевна

Тема урока: «Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Цели урока:

образовательные: познакомить обучающихся со своеобразием тургеневского пейзажа, раскрыть его роль в рассказе, показать, с помощью каких изобразительных средств языка создаются картины природы;

развивающие: развивать навыки стилистического анализа текста, умение читать, воспринимать, интерпретировать художественное произведение;

воспитательные: способствовать развитию художественного вкуса школьников.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, репродукции картин В.В. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг», иллюстрации к рассказу «Бежин луг» А. Пахомова; учебник Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций с прил. на электрон. носителе.. В 2 ч. /В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин/; под ред. В.Я. Коровиной. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, анализ текста с чтением отдельных эпизодов, беседа, инсценирование.

Эпиграф:

Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета,- это природа. Две-три черты, и пахнет…

Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент

Запись на доске:

1. «Прекрасный июльский день» (с.171-172)

2. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» (с. 173-174)

3. «Картина была чудесная» (с. 176-177)

4. «Торжественно и царственно стояла ночь» (с. 190-191)

5. «Утро зачиналось» (с. 196-197)

II. Вступительное слово учителя

— Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот рассказ – самый поэтичный и волшебный в цикле «Записки охотника»

Наш разговор сегодня важен и необходим, ибо, во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С. Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем, описывая картины природы, вы использовали результаты сегодняшней работы.

Обратите внимание

И.С. Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Это доказывают и слова Л.Н. Толстого: «Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа. Две-три черты, и пахнет…»

III. Беседа

— Что называется пейзажем? (Пейзаж – картина природы в художественном произведении)

— И.С. Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”.

— Сколько раз автор прибегает к пейзажным зарисовкам? Каковы они? Сколько описаний природы в рассказе?

IV. Анализ эпизода «Прекрасный июльский день» (с. 171-172) (Читает подготовленный ученик)

— Слушаем, как Тургенев рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Вникаем в основную мысль.

— Какова основная мысль описания? («Был прекрасный июльский день».)

— Чем же он прекрасен? Что особенно впечатлило вас?

  • «заря разливается кротким румянцем»,
  • солнце «светлое и приветно лучезарное»,
  • «весело и величаво … поднимается могучее светило»
  • «облака насквозь проникнуты светом и теплотой»
  • «цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый»

(Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений)

V. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании.

— Повторим, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

(Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве.

Сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия)

— Найдите в описании июльского дня эти изобразительные средства.

Самостоятельная письменная работа по рядам:

I ряд выписывает метафоры и сравнения,

II ряд – эпитеты, относящиеся к солнцу,

III ряд – эпитеты, описывающие облака, небо.

— Обратите внимание на цветовые эпитеты, многообразие красок, разлившихся в воздухе.

— Запомните новое для себя об эпитетах: они могут быть выражены и наречиями (весело, величаво поднимается могучее светило)

Вывод: Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы. Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы.

— За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу. Понаблюдаем, как меняется тон рассказа. (Чтение учителем эпизода «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» с . 173-174)

— О чём говорит это сравнение? ( Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Угрюмое настроение, одиночество. Ночь рождает ощущение таинственности.)

VI. Анализ эпизода «Картина была чудесная» (с. 176-177) (Читает подготовленный ученик)

— А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят.

— А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа?

Читайте также:  Сочинение антонина характеристика и образ (доктор живаго пастернака)

— Какие изобразительные средства позволяют автору создать картину июльской ночи? (Обучающиеся называют тропы)

— А какие звуки вы здесь услышали?

Вывод: Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

— Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как? (Ночная природа создает настроение грустное, таинственное).

VII. Инсценировка «У костра».

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Мальчики усаживаются у импровизированного «костра» и рассказывают страшные истории.

Сначала Костя рассказывает про Гаврилу, затем Илюша про Ермила и барашка на могиле утопленника.

— А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (Обучающиеся читают эпизод «Торжественно и царственно стояла ночь» с. 190-191)

— Какие звуки мы здесь слышим?

VIII. Анализ эпизода «Утро зачиналось» (с. 196-197). (Читает учитель)

Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение учителем эпизода)

— Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Тургеневым в этом описании (Обучающиеся называют тропы)

— Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?

— А какие звуки слышны ранним утром на лугу?

— Почему, как вы думаете, в этом отрывке много олицетворений?

Вывод: Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

— Итак, попробуйте сформулировать, в чём заключается своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”?

1. Описание природы даётся со всех сторон (краски, звуки, запахи).

2. Выбор их не случаен, как не случайно и использование выразительных средств языка.

— Согласитесь ли вы с утверждением Л.Н. Толстого, считавшего И.С. Тургенева мастером изображения картин природы?

IX. Роль пейзажа в рассказе.

— Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

(Ночь «заставила» рассказывать именно «страшилки»; рассказчику ночью тревожно, а утром спокойно.)

Вывод: Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека.

Вспомните, когда ребята рассказывают свои истории, мы слышим всплеск щуки, видим, как покатилась звезда; слышим «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», удивляемся внезапному появлению белого голубя, который «налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами».

«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.

Домашнее задание: Опишите утро, день или вечер вашего любимого уголка природы в духе Тургенева.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/rol-pieizazha-v-rasskazie-i-s-turghienieva-biezhin-lugh.html

Роль и значение описания природы в рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева :

Иван Тургенев – подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.

Особенности пейзажа

Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.

Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается – «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?

  • Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
  • Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
  • Солнце – приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
  • Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.

Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.

Композиция

Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:

  • Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
  • Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
  • Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
  • Ночь становится торжественной и величавой.
  • Наступает утро.

Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.

Природа и настроение героя

Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.

Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным – окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился.

И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса – летучие мыши, ястреб.

Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.

Картина ночи

Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:

  • Ночь приближается, «словно грозовая туча».
  • Темнота «льется».
  • «Все кругом чернело».
  • Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
  • Мрак становится угрюмым.
  • Жалобно пищит испуганный зверек.

Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.

Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь.

Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная».

Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей – лошади и собаки. При этом очень важны звуки – если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Способы художественного рисования

Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.

Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:

  • «Круглое красноватое отражение».
  • «Длинные тени».

Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:

  • пыль несется;
  • тени добегают;
  • мрак борется со светом.

Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах – «запах русской летней ночи».

В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.

Источник: https://www.syl.ru/article/363283/rol-i-znachenie-opisaniya-prirodyi-v-rasskaze-bejin-lug-i-s-turgeneva

Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». И.С.Тургенев — мастер пейзажа»

МБОУ ООШ с. Пестровка.

Конспект  урока – практикума

по литературе на тему

«Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Класс: 6

Учитель: Л.А.Сорокина.

Тема урока:

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

И.С.Тургенев – мастер пейзажа.

 Цель и задачи урока:

  •  показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  • учить сравнительному анализу текстов разных авторов на одну тему;
  • развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;
  • развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;
  • осуществлять межпредметные связи урока литературы и русского языка;
  • воспитание  трепетного отношения к природе.

Оборудование урока: ид

Презентация, портрет писателя.

 Теория литературы: пейзаж, экспозиция. 

Методические приёмы: беседа,  выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста, сравнительный анализ текстов разных авторов на одну тему, тест.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Настрой на рабочий лад: нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.

А чтобы результаты работы у нас были хорошие, проведем физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения.

1. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. И.п. — о.с. 1 — руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад . 2 — локти вперед. 3-4 — руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 — и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

2.  Слово учителя. (тема, цели, задачи, эпиграф)

М.Е. Салтыков-Щедрин  утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».

3. Практическая часть урока:

а) Озаглавить отрывки – описания природы словами текста.

Читайте также:  Композиция поэмы медный всадник пушкина (особенности произведения)

Показ слайдов (по мере озаглавливания отрывков)

А) «Прекрасный июльский день» — с.171-172.

Б) «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» — с. 173-174

В) « У костра: запах русской летней ночи» — с. 176- 177.

Г) « Торжественно и царственно стояла ночь» — с. 190.

Д) «Недолги летние ночи!» — с. 196.

Е) «Утро зачиналось» — с. 196.

Ж) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» — с. 196-197.

Учитель: Впечатления детства и юности во многом определили содержание «Бежина луга», в котором автор нарисовал  яркую картину средней полосы России с её пейзажами.

 — Вспомним, определение пейзажа.

Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

Показ слайда

Слайд:

Важно

б) — Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день»?

При описание неба, солнца, облаков, ветра найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). (Каждому дать таблицу для заполнения.)

(После проверки – показ слайда)

Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнения:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Физкультминутка.

А мы ручками- хлоп-хлоп-хлоп

А мы ножками топ-топ-топ

А мы глазками миг-миг-миг

А мы плечиками жик-жик-жик.

Повернулись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Потянулись, мы – деревья и тянемся к солнцу.

Посмотрели на кончики пальцев, посчитали глазами свои пальчики.

в) Проблемный вопрос:

Как на протяжении рассказа писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой?

Анализ эпизодов.

1) Чтение  первого отрывка « Прекрасный июльский день» ( с.171 – 172): начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая»  и ответы на вопросы:

Связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция.

  — Какую функцию она выполняет в данном рассказе?

(Пейзаж  июльского дня выполняет эстетическую функцию.)

Какое настроение создает это описание? ( Радостное, бодрое, ясное)

.2) Чтение второго отрывка «Охотник заблудился» ( с.172 – 175) от слов «…вечерняя заря погасла…»  до слов «Этот луг славится …под названием Бежина луга…»  и ответы на вопросы:

Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? (Тревогу, испуг, страх, томление).

1- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги? (Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Подтвердите словами текста (выражения, подчеркнутые -)

2- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (выражения, подчеркнутые =). Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

4-Какую роль играют многоточия?(Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Рассмотрим эпизод с собакой. (с. 174.) 

Почему герою стало совестно перед своей Дианкой? (Отметим, что нагнетание таинственности, тревоги, страха сменяется  юмористическим эпизодом безмолвного разговора с Дианкой, «умнейшей из всех четвероногих тварей». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям. Какое чувства вызывает у вас этот эпизод? (смех, юмор)

3) а) Чтение третьего отрывка «У костра: запах летней русской ночи» (с.176- 177.) от слов «Картина была чудесная…» до слов « …запах русской летней ночи».

Как чувствует себя автор у костра? ( он успокоился, наслаждается великолепием русской ночи).

б) Чтение четвертого отрывка – конец рассказа ( с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».

Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке ?

( Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).

Что значит природа для мальчиков? (« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Но природа для них полна и загадок.

2) Решение проблемного вопроса.

Выводы учащихся:

-Как показана связь природы и человека в начале рассказа?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать  на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

-Как изображает ее автор эту связь при описании дня охоты?

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб», « летучие мыши уже носились,.. таинственно кружась и дрожа», «какая-то неторная дорожка», «все кругом быстро темнело и утихало», « нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «вдруг очутился над страшной бездной».

Как проявляется эта связь, когда человек вышел к людям?

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».

Совет!

Утром: И церковь, и звук ее колоколов тоже вписан в пейзаж, тоже гармонируют с природой.

Для мальчиков природа с одной стороны – праздник, с другой — полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.

г) Сравнительный анализ текстов.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» и И.С.Тургенев «Бежин луг». (Описание ночи).

Тест. Слайд.

Прочитайте отрывки из рассказов: И.С.Тургенева «Бежин луг» — «Ночь у костра» и Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» — «Зимняя ночь». Выполните следующие задания:

1.Какой общей мыслью можно объединить тексты:

А) «…торжественно и царственно стояла ночь…».

Б) «…еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари…».

В) «…вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…».

Г) «…день … прошел, наступила ночь…».

2. Определите стиль и тип речи:

А) Художественный, повествование.

Б) Художественный, описание.

В) Публицистический, повествование.

Г) Художественный, описание с элементами повествования.

3. В каком значении употреблено слово месяц?

А) Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная

одной двенадцатой части года.

Б) Тридцать дней, посвященных какому –либо общественному

мероприятию, пропаганде чего — либо, месячник.

В) Диск луны или его часть.

Найдите синоним этого слова в тексте И.С.Тургенева. (луна)

Какие средства выразительности используются в текстах чаще всего:

А) эпитеты

Б) метафоры

В) антитеза

Г) сравнения

Приведите примеры.

Проверка.

4. Выводы урока. Слайд

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

1.Тургенев  в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает,  не только  замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

2.Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

3Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

5.Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

5. Оценки

Слайд

6. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок — одно из описаний природы — по выбору. 

Задание к уроку развития речи: написать небольшое сочинение – описание, взяв за основу главную мысль, объединяющую тексты Н.В.Гоголя и И.С.Тургенева.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/rol-kartin-prirody-v-rasskazie-i-s-turghienieva-biezhin-lugh-i-s-turghieniev-mastier-pieizazha

Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». — презентация

1 Урок литературы в 6 классе Тема: Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».<\p>

2 Цели и задачи урока: — показать взаимосвязь человека и природы; — выявить роль пейзажа в произведении; — развитие навыков выразительного чтения, анализа текста; — развитие литературоведческих понятий «пейзаж», «экспозиция»; — воспитание трепетного отношения к природе.<\p>

3 Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. …»<\p>

4 «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота.…»<\p>

Обратите внимание

5 « Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»<\p>

6 «Торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях…»<\p>

7 «Недолги летние ночи!..»<\p>

8 «Утро зачиналось…»<\p>

9 «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …»<\p>

10 Литературоведческий словарь Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.<\p>

11 Вопрос – задание: Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день…»? При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.<\p>

12 « Прекрасный июльский день…»<\p>

13 Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Сравнения: Метафоры: Олицетворения «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…. «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….<\p>

14 Проблемный вопрос: Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?<\p>

15 « Прекрасный июльский день…»<\p>

16 Экспозиция – это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Литературоведческий словарь<\p>

17 «У костра: запах русской летней ночи…»<\p>

18 «…промчался отдохнувший табун».<\p>

19 И. С. Тургенев «Бежин луг» «Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»<\p>

Важно

20 Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый. Выводы урока: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.<\p>

21 Домашнее задание: выучить наизусть отрывок — описание природы (по выбору)<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/580113/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector